Каталония. Совсем не испанская провинция. Весной Каталония – становится территорией праздника. Что празднуют? Да, практически всё; праздничных тем просто несчетное количество.
Мы прошли праздничными маршрутами в нескольких городках Каталонии. В средневековой Жероне проходил ароматно пахнущий фестиваль цветов. Хотя этот каталонский город и без цветочков интересен своей историей.
В
Таррагоне в это время отдают дань своему древнеримскому прошлому; на фестиваль «»Ожившее Таррако» воссоздается история давно минувших дней: гладиаторские бои, жизнь в лагере легионеров, древнеримская кавалерия.
И еще один из любимых и старинных каталонских праздников – праздник Рогоносца и майского дерева, яркий, динамичный, уходящий традициями в средние века; тогда право первой ночи после свадьбы молодых принадлежало местному феодалу. Главный герой – рогоносец. Отсюда и это забавное название праздника - праздник Рогоносца.
Не так давно я вернулся из очень интересной насыщенной яркими событиями поездки. Мы были в Испанской Каталонии в четырех маленьких городках, где проходили местные, но очень зрелищные, яркие и красочные праздники. И мне очень хочется поделиться с вами своими впечатлениями.
Первой в череде праздников стояла Жирона. В эти дни средневековая Жирона утопала в цветах, ведь там проходил фестиваль цветов.
Но созерцанием и обнюхиванием чудесных цветочных композиций мы займемся несколько позже, а пока – чуть истории.
Жирона. Про нее говорят — это последний мост в Африку или первый бульвар Европы, но, должен сказать, этому бульвару досталось от матери-истории по полной. Жирону не зря называют «городом тысячи осад».Она и в самом деле пережила 1000 осад, а все потому, что оказалась на большой дороге, то есть на Виа Августа -знаменитой римской дороге, что шла от
Севильи до
Рима. И эта «большая дорога» во многом определила беспокойную судьбу Жироны. Тут отметился весь классический список завоевателей: римляне, вест готы, мусульмане, соседи-французы, все было. Без страшной чумы тоже не обошлось. Но Жирона не просто выжила, а по настоящему расцвела, став вторым городом после
Барселоны.
В то время ее особенно одолевали французы. Говорят, Наполеон раскатал город, как кусок теста, оставив в нем не более 4,5 тысяч жителей. По городской легенде, а я им всегда верил, на борьбу с Наполеоновым войском встали даже городские мухи их наслал на французов сам Святой Франциск покровитель Жироны. Мухи- патриоты облепляли врага и героически гибли под его ударами. С тех пор мухи стали героическим символом города; их тут ваяют в шоколаде и торжественно засушивают в книгах, жиронские модницы кокетливо носят украшения в виде мух. Поговаривают, что в скором времени появится памятник «Жиронская муха» в бронзе.
Туристы выстраиваются в очередь, чтобы поцеловать в попу каменную львицу на столбе. Зрелище, конечно странное, но сей обычай остался с той давней поры, когда город имел крепостные стены и на ночь городские ворота закрывались. Припозднившиеся горожане таким способом - чмоканьем в львиный зад, давали тайный знак стражникам: мол, свои, пускайте. Это был своеобразный городской пароль.
В девятом веке по приглашению аббата в Жирону из
Франции переехало 20 еврейских семей, чтобы заниматься недозволенным для католиков занятием – ростовщичеством. Всего лишь за два столетия Жирона превратилась фактически в столицу испанских евреев, благодаря которым она стала весьма процветающим городом. Но скажите мне, когда и где еврейское счастье длилось дольше мышиного оргазма? Успех и предприимчивость их и сгубили – испанские короли слишком большие суммы задолжали еврейским общинам и чтобы погасить гигантский долг они приняли весьма мудрое решение - евреев надо либо изгнать, либо принудить их принять христианство - если ты христианин, то о каких долгах ты, милок, говоришь? Либо… Вобщем, 2 августа 1492 года, согласно королевскому указу, все евреи
Испании, не принявшие истинную веру, должны были покинуть страну. Поднимаясь на корабли, они скорбно распевали псалмы и гимны… Буквально на следующий день Испания проводила флотилию Христофора Колумба, открывать новый путь в
Индию, наказав ему без золота не возвращаться. Индию, как вы помните, Колумб тогда не нашел, по ошибке открыв на нашу голову Америку. Бывает.
После изгнания евреев, их дома заселили испанские «шариковы», но денег на обустройство у них не было и от того еврейские дома сохранились до наших дней практически без изменений.
К чему я так мусолю еврейский вопрос? Да без него история Каталонии неполна, а их история, как и наша с вами российская история, уж так насыщена противоречиями, что дальше некуда. Арабы глумились над Испанией восемь столетий, но в Каталонии не продержались и восьми десятилетий, и это при том, что арабы принесли в Испанию много и положительного – и в развитие сельского хозяйства, и в архитектуру, и в науку… Но в Каталонии неверных кочевников резали, где только могли, каталонцы просто физически не могли примириться с присутствием на их земле захватчиков и арабы вынуждены были убраться из Каталонии. Вот эту нетерпимость на других, на чужих они перенесли и на евреев. Каталонцы не захотели, чтобы их деньгами, золотом и культурой распоряжались другие люди, не каталонцы, какими бы распрекрасными они не были и сколько бы пользы они не приносили их отечеству, вот ведь какие вредные эти каталонцы, однако. Они считали – арабы хотят завоевать их огнем и мечом, а евреи - хитростью и обманом, но цель у них общая. Арабов они уничтожали, а евреев вежливо, но с намеком попросили удалиться, но эту тему испанцы не любят обсуждать, не хотят обвинений в антисемитизме. А ведь история эта поучительна, ну, если, конечно, если извлечь из нее уроки.
Знаменитый еврейский квартал Кооль. Кстати, во многих домах еврейского квартала остались вот потаенные камни, выходя из дома, правоверный еврей прикасался к ним в знак соединения с богом и воспоминания о земле
Израиль Место, полное мистики и тайн. Здесь в жиронском коле в 1194 году родился тот, кто принес Жироне славу города мудрости. каббалы. Мальчику Моше Бен Нахману суждено было стать самым уважаемым раввином всей Испании, основателем каббалистической школы в Жироне, и она стала самой сильной и влиятельной на Иберийском полуострове. Так, что узкие запутанные улочки еврейского квартала молчат о многих мистических и непонятных непосвященному вещах…
Здесь, в Жироне снимался знаменитый фильм «Парфюмер». По узким и пустынным улочкам в поисках очередной жертвы бродило странное существо, то ли ангел, то ли сам дьявол. А в одном из старых домов в своей коморке он создавал свои гениальные убийственные шедевры.
Вот такова в кратком изложении история славного города Жирона. А теперь о празднике. Старая часть Жироны - это квартал богатых людей и большая часть дворов в обычные дни закрыта для приезжих. Но раз в году в мае на десять дней город -крепость допускает орды туристов в свои потаенные места, даже в свои дома. Вы вот на себя перенесите эту ситуацию и ответьте – вы готовы раз в году пускать в свой дом или на свои шесть соток толпы желающих поглазеть на выращенные вами цветочки-огурчики? Слабо? А вот жителям Жироны это, похоже, в удовольствие. Да еще примите во внимание, что стоимость средневекового жилища в Жироне сопоставима со столичной (барселонской), то есть живут здесь люди весьма не бедные. В эти майские дни ее извилистые улочки, уютные дворы, храмы, арки и гостинные залы средневековых жилищ, украшены цветами, икебанами, а традиция эта зародилась всего-то 53 года назад, когда одна из домохозяек решила вынести свои цветы на улицу, дабы похвастаться перед соседками своими цветками, с этого все и пошло. Может быть и у вас в городе после нашей передачи возникнет эта красивая традиция… Ну, дай-то Бог!
Ну что же, у нас впереди еще один праздник (уж что-то, а по части устроения всяких праздников каталонцы мастера). Жители городка Корнели де Тьерри все, как один, вышли на маевку, то есть на праздник рогоносца и посадки майского дерева. Рогоносец – самый уважаемый персонаж на этом празднике, без него тут никак не обойтись. Надо сказать, что все бесконечные Каталонские праздники — это немыслимая смесь традиций, что принесли на эту землю захватчики и освободители, союзники и враги, а что-то каталонцы подглядели у соседей, но не это главное. И чтобы не праздновалось - праздник в честь печеного лука, праздник улова сардин, победа над драконом — это все отмечается всерьез подолгу, со вкусом и размахом. Вот по улицам с трудом огибая углы домов, проносят длиннющее дерево. Оно, как и рогоносец – герой дня. Все его ветки обрезаны за исключением верхних оставленных для подвешивания на них деревенских подарков. Сегодня уж никто по стволу не карабкается, а в прежние времена, на ствол, пыхтя и сопя, взбирались, чтобы там, на вершине получить трофеи: бутылку вина, кольцо колбасы, головку сыра. И даже… рога, и не надо удивляться. Рога на этом празднике, и их носитель играют важную и вовсе не унизительную роль. Скачущий мужчина в рогах — рогоносец — не выглядит униженным. Да, конечно, его история - это история любого рогоносца, ему изменили. Но, дети мои, были времена, когда право первой брачной ночи, но если вы вообще понимаете, о чем это я, так вот, право это принадлежало отнюдь не законному супругу, а супостату феодалу, тогдашнему главе управы. И уже только после него, молодя, шла к рогоносцу, то есть к мужу. Собственно, этот средневековый низконравный обычай и лег в основу этого праздника. В общем, как сказал классик: «Века были средние, а нравы и того хуже». И от того рогоносцев в каждой деревне было немеренно не то, что в наши дни.
Тар-р-р-рагона. Как звучит! Уже в одном красивом этом имени -Таррагона слышится гулкое и раскатистое эхо веков. Гай Юлий Цезарь, придя к власти, превратил маленький заштатный лагерь в столицу римской Испании. Здесь в Таракко жил отец Понтия Пилата и таррагонцы считают, что на их улочках прошло детство прокуратора Ииудеи, что навечно связал свое имя с именем Христа. «Хлеба и зрелищ» - этот закон неукоснительно соблюдался римским правителем. В эпоху правления Флавиев тут появились два увеселительных заведения — сначала цирк, а позднее амфитеатр. Чтобы поглазеть на гонки, на колесницах в Тарако съезжался весь окрестный бомонд. Для размещения всех желающих спешно возводились гостиницы. А в соседнем амфитеатре публика получала впечатления поострее, чем гонки колесниц. С утра там давали бои зверей, к обеду - бои гладиаторов, а порой и более жесткое и кровавое зрелище — народ приглашали понаблюдать на истязание и казнь первых христиан во времена гонения на них. Священник Фруктос и два дьякона были первыми мучениками Таррагоны. В том далеком древнем Риме все народные забавы частенько проплачивались каким-нибудь знатным сенатором или чиновником, которому очень хотелось попасть во власть. И накануне выборов население не только наблюдало бои
львов и гладиаторов, но и получало на выходе мешки с зерном. Вот ведь какая связь времен и традиций получается.
Здесь в Таррагоне проходит праздник «Ожившее Таррако». Своеобразная реконструкция той древнеримской истории, которую каталонцы вовсе не собираются забывать. Примечательно, что разыгрывать сцены из жизни римских легионеров приезжают волонтеры из соседней
Италии и
Германии. Это их хобби. С одной стороны странно – взрослые и серьёзные мужчины не жалеют ни своего времени, ни своих денег, чтобы приехав в другую страну, ходить в доспехах, разыгрывать сцены из той далекой жизни. Но, ведь с другой – то стороны – как это замечательно и зрелищно. Это вполне мужские забавы.
Все, но вот на этом моменте мы с вами прервемся и если не скучали, то продолжим наше празднование, гулять - ведь не работать, верно? Это мы все любим. Хотя, вот испанцы, например, каким-то удивительным образом умеют сочетать добросовестную работу и беспечный отдых, вот же прохиндеи, а! Как умудряются? А впрочем, вы сегодня тоже изрядно потрудились, ведь «Непутевые заметки» требуют колоссальных интеллектуальных усилий. Это вам не лобио кушать. Ну, все счастливо адьос, пока. Ваш новообращенный каталонец - ДК.