На вокзале в
Симферополе нас встречали руководитель Максим, подготовивший 14 дневный поход «По Юго-восточному
Крыму», и проводник Андрей. Плотно загрузив вещами старенький автобус «Газик», мы удивительным образом поместились в салоне еще и сами, поехали на первую стоянку.
В нашей группе были люди из
Москвы и Московской области, из Санк-Петербурга и области, из
Киева и Черкасс, из Новосибирска и Смоленска. Возраст участников от 7 лет до…. Сколько было самому старшему, я не знаю. Думаю и он забыл про свой возраст: скакал по камням впереди всех, да еще и травки душистой успевал собрать, на привале всех чайком побаловать.
Условия существования.
Жизнь в палатках, приготовление еды поваром, туалет в «Долине черных черепах». Пешие радиальные выходы. Проводник. Автобус для перевозки вещей. Вечерний костер с разговорами и песнями. И впечатления от встреч с новыми людьми, с Крымом и новыми собственными ощущениями.
Тяжести не таскать, не кашеварить.
Скорее прогулка в 333 часа, чем поход.
Первая стоянка.
Стоянка располагалась в оборудованной долине Кизил-коба на подъезде к Красной пещере. Хороша стоянка для пикников: таблички с названиями полян, скамейки и качели, урны и ящики для мусора, душ и умывальники. Мне по сердцу более дикие места. Стали тесным лагерем, так что ночью стали известны интимные подробности жизни соседей. На следующий день свои палатки перенесли подальше и оказались на военном полигоне, что не помешало наслаждаться красивым пейзажем. Стоянка запомнилась близостью и изобилием брошенного черешневого сада, ночными свиданиями с полнеющей луной.
На Ангарский перевал нас подвозил автобус. Оттуда мы, ведомые проводником Андреем, покоряли Демерджи и Чатыр-Даг. В день по горе.
Вершина Демерджи охладила нас дождем. Решили детей не вести наверх, проводнику спуск показался недетским. Демерджи запомнился изяществом скал и величественностью вида с вершины.
Удивительно, с Чатыр-Дага можно обозреть пол-Крыма, по одну сторону море, по другую Симферополь. Какой он, Крым, оказывается, небольшой!
Спускаясь с Чатыр-Дага, с сочувствием глядели на встречных туристов на подкошенных ногах. Впереди шел самый выносливый из них, с высоким рюкзаком, у которого свисала набок макушка. Отчего сам рюкзак казался утомленным. Девушки из их компании тянулись следом. Свое положение показалось привилегированным: наши вещи перевозит автобус.
Можно было бы гордиться преодолением трудных переходов, если бы рядом с нами на равных не шагали наш сын 7 лет и его новые друзья-ровесники. Неразумная детвора не могла себя сдержать и устраивала футбольные баталии перед выходом на сложный для них маршрут (до 25 километров с перепадом высот). Скулили от усталости, я думаю все: взрослые молча, а дети вслух, но, заигравшись и забывшись, убегали вперед.
Вторая стоянка.
Куда мы пришли. Кругом какая-то пустынная местность и назойливый ветер. Максим охарактеризовал плато Караби – «ветрено, холодно, без дождей». Однако прохладно не было, дождик начинался несколько раз. И ветер на следующий день безвозвратно прекратился, правда, метнувшись один раз во время дождя, трепя палатки и перевернув нашу походную кухню.
Сразу по приходу на стоянку была предложена баня, устроенная на метеостанции, одиноко стоящей на холме. Любителям попариться рекомендовать ее не буду. Хотя я и не был там, но положительного отзыва о сей процедуре от посетивших не услышал.
Караби, по разговорам, для большинства группы стало одним из лучших мест похода. Пустынно и диковато выглядит плато, оттого и привлекательно для туриста. Гигантские воронки со всех сторон делают пейзаж инопланетным, будто в них из космоса втягивается какая-то информация. Трудно поверить, что это Крым и где-то недалеко на жарком берегу загорают и купаются.
Для меня вторым и третьим в списке самых сильных впечатлений похода стали спуск на веревках в пещеру Бузулук-ледяная и подъем на вершину Кара-Тау. Только написав это, понял, что самые сильные впечатления были получены на плато Караби.
На Кара-Тау мы отправились извилистой тропкой среди каменистых холмов и воронок Караби, имея целью невысокую вершину в метров 300. И неожиданный восторг охватил после подъема: перед нами была картина прибрежного Крыма, за Кара-Тау плато обрывалось в долины с высоты в 1260 метров. Можно было любоваться видами и пугать себя высотой, подходящей для парашютного прыжка.
Организаторы похода подготовили спуск в пещеру Бузулук. Любопытно было увидеть с поверхности через широкий зев пещеры ледяные сталактиты. Масштабы пещеры осознавались по измельчавшим фигуркам товарищей, успевшим спуститься на веревках вниз.
Небольшой компанией мы прогулялись к горе с заманчивым названием «Динозавр». Цветущие склоны радовали многообразием растений, разлившаяся кругом дикая вольность так и подмывала орать песни. Я не удержался.
Третья стоянка.
Изменение в плане похода очень мне понравилось. С плато Караби автобусный переезд отменили. Идем пешком.
До моря – пешком! Красота! Прошли по плато (1000 метров над уровнем моря), сквозь буковый лес и через ущелье спустились к морю. Прохлада плато сменилась жаром и духотой побережья, и смена эта произошла удивительно заметно. Вышли в курортный поселок Рыбачье. Множество людей на набережной, палатки, разноцветье товаров и продуктов. Типичный Крым, который знает обыватель.
Наша новая стоянка располагалась прямо на пляжном песке. Новой для меня задачей стала установка палатки в таких условиях. Колышки растяжек «не работали». Их функцию выполняли закопанные в песок крупные камни. Мы давно хотели попробовать такой вид отдыха на море: палатка на берегу. По-моему мнению, пару-тройку дней так постоять – очень хорошо. Можно и больше, если не скучно.
Поездка в село Зеленогорье с прогулкой по ущелью Панагия к водопаду Арпат запомнилась. Дивное место! В ущелье хотелось фотографировать после каждого поворота. Водопад в устье ущелья крепкими струями благодатно лупил по вспотевшей спине.
Горное озеро затихло между гор. С берега на берег над озером смекалистый человек натянул канат и предлагал прокатиться в подвешенном кресле – весело!
Ходили через горный массив Караул-Оба в Новый свет. В Новом свете мы отдыхали последние два года, и красота этого места была ожидаема.
Именно из снятой ново-светской квартиры я заглядывался на мыс Меганом, наслышавшись о его необычности. Побывали и на нем. На берегу у мыса лежало выброшенное в штормовом ноябре 2007 года судно, переломленное пополам с двумя новенькими тракторами на палубе. Угрюмый Меганом угрожал высокими глинистыми обрывами, над которыми во множестве летали чайки. Видны были свежие обрушения глыб глины. Когда мы поднялись на эти обрывы, появилось ощущение неуверенности в твердости почвы под ногами: а не ровен час поползет или обрушится в море?
Четвертая стоянка.
Путь к ней был авто-пешим. Шли мы вдоль запекающегося под солнцем берега, останавливаясь для купания. И неожиданно повернули круто в гору. Под солнцем усиленно дышали и топали-топали вверх до желанного источника, где был обычный перекус: кильки, погруженные в томатный соус, хлеб, растаявшее сало, овощные консервы и по одному скромному огурцу на семью. Почему-то автобус не подали к нашему выходу на трассу. Пришлось шлепать неинтересных пару километров, памятно оставляя в расплавленном асфальте свои следы.
Новая стоянка была бы хороша, не будь в такой близости гудящей набережной
Коктебеля. Трудно заставить себя (не говоря о детях) кушать походный суп из пельменей, когда столько соблазнов под боком. Экскурсия на Кара-Даг была очень ранней, в 6 часов. Но отзывы о ней были очень хорошие.
Невыносимое для туриста-путешественника плотное движение по курортной набережной в последний, свободный день мы не смогли . После посещения музея М.Волошина поднялись к могиле поэта. А узнав, что тонкий мыс, выдающийся в море, называется «Хамелеон», решили дойти до него. Купались в Тихой бухте. Мыс Хамелеон представляет собой тонкий и высокий гребень, сложенный меганомовскими глинами. Вход на него закрывала табличка «Вход запрещен. Обвалы». Мы шли по тропинке, как по канату, очень ясно представляя себе свое падение вместе с кучей сухой глины. Отскочить некуда, и слева, и справа обрыв, гребень местами шириной в метр. Испытывать судьбу не хотелось, мы малодушно не дошли до края.
Общие размышления и выводы.
Руководитель компании Максим Куташев неугомонный рассказчик, без устали говорит о Крыме, о забавных ситуациях в походах. Он был готов всегда помочь: заботливо провожал тех, кто опаздывал или уезжал с маршрута раньше срока, подвозил на своей машине, будил с утра на ранние экскурсии. Чем он только не занимается: велотуризм, офф-роад, сноуборд, дайвинг. Своею жизнерадостностью он готов делиться с каждым из группы. Любой вопрос с ним можно обсудить и решить.
За питание группы отвечала повар Наталья, женщина в возрасте, по словам инструктора Андрея, мастер спорт по горному туризму. В это легко веришь, когда она легко идет по тропе. Но в кулинарии она скорее разрядник. Мне показалась пища скромной даже с учетом походных условий (в рационе было мало мяса, почти не было сладостей, совсем не было фруктов). Возможно, это связано со значительным повышением цен на продукты при неизменности стоимости тура, объявленной чуть ли не зимой.
- Но салат с «Мивиной» (аналог «Доширака») – это что-то прискорбное, - поделился я соображением по поводу питания в походе с симферопольской подругой.
- У нас в ресторане такие салаты готовят, - удивила она меня.
- Ну а как тебе котлеты из рыбных консервов? – защищался я.
- Я частенько такие готовлю по просьбе дочери, - окончательно разоружила она меня.
Из претензий к принимающей стороне осталось после гастрономического разгрома моих вкусов безалаберность проводника Андрея и бесшабашность (хочется написать «бесбашенность») водителя Саши-«Шумахера». Но уже сам не веря в истинность своих претензий, я добавляю: безалаберность Андрея артистична, когда он берет гитару или выступает как мастер разговорного жанра. Водитель Саша-«Шумахер» - вещь в себе, только изредка пошутит и улыбнется. Его старенький автобус резво носится по извилистым крымским дорогам, пугая сигналом отдыхающих. Эти «гонки» были не к месту: в автобусе старые неудобные сиденья, дети на руках – а Саша заваливает свой молодящийся «ГАЗик» на поворотах и со скрежетом тормозит. Не спорю, для холостой молодежи это то, что надо. Когда тебя бросает из стороны в сторону, и на голову порой валятся вещи, хочешь-не хочешь, а за голую коленку кого-нибудь схватишь, приобнимешь невзначай или щипнешь.
Все претензии через неделю пообветшали и пропали. Улыбающийся Максим и ухмыляющийся Андрей, нахмурившийся Саша-«Шумахер» и суетящаяся Наталья – все остались в памяти добрыми товарищами, подарившими незабываемую прогулку в 333 часа.
Если, уважаемый читатель, вы еще не заядлый походник, но всегда желали попробовать вкус вольной жизни, мечтали о помещении себя непосредственно в природу без стен, дверей и окон, если даже у вас нет ни палатки, ни спальника, ни опытных друзей-туристов, то спросите у Интернета, как это сделать. Пароль «CoolTravel».
P.S. А главный «вывод» приехал через два дня после моего возвращения в Москву. Зазвонил телефон. Как ни странно, но звонил мой друг, оставшийся на неделю в
Феодосии с сыном.
- Ты на работе? - удивляюсь.
- Да, уехал, - отвтил он и пояснил, - После походной жизни я не смог отдыхать по-другому.