На паспортном контроле в Риге мы увидели футболистов в юбках. Это была команда Шотландии, направляющаяся на отборочный матч европейского первенства в Грузию. Неужели все мужчины так одеваются, подумал я с удивлением, однако ни в Эдинбурге, ни в других городах Шотландии так одетым я больше никого не увидел.
Вернулся из поездки по Шотландии уставшим от впечатлений и утомленным от ночных аэропортных бдений. Как мне было тяжело переносить непредвиденные дорожные испытания! Поэтому не в силах воспринимать на трезвую голову транспортный идиотизм, я начал поглощение спиртных напитков еще в воздухе над Европой. И потом долго не мог отделаться от похмельного синдрома. Лишь оказавшись в шотландской деревне и вдохнув свежего чистого воздуха, посмотрев ночью на звезды, а днем на мирно пасущихся овечек, я почувствовал себя нормальным человеком.
Дело в том, что наш организатор движимый благородной идеей экономии средств путешественников придумал лететь в Глазго через Ригу. По его замыслу на этом мы должным были сэкономить кучу денег, поскольку перелет Рига-Глазго, и обратно - Лондон-Рига на бюджетной RYANAIR стоил всего 65 Евро Однако латышский летающий болтик ( авиакомпания AIR BOLTIC) не прилетел в Москву во время из-за того, что в Шереметьево сошел с взлетной трассы какой-то советский самолет и застопорил работу аэродрома на два часа.
Летало нас девять человек. Так, пока оттаскивали самолет в Шереметьево, основная группа пошла пить пиво. Постепенно приходило понимание, что опаздываем на следующий самолет в Риге. И действительно, долетев до латышской столицы, увидели хвост взмывающего в черное небо райнирского самолета. Впереди была тягостная бессонная ночь в совершенно пустом аэропорту. Ни кафе, ни полицейских, ни служащих, не говоря о пассажирах. По ночам у них самолеты не летают вообще...
А потом нас ждал еще целый день блужданий по Риге (конечно, я пошел на улицу Блюменштрассе, где снимался фильм про Штирлица) и вечером вылет в Лондон. Оттуда до Эдинбурга добирались ночным автобусом. Где я естественно, продолжил поглощение виски и чуть было не был забыт на остановке для отдыха. На площадке стояло пять или шесть совершенно одинаковых автобусов, и, хоть убей, не мог определить из которого я вышел. Наконец, один из них тронулся, но, проехав метров 50 остановился. Слава Богу, что мои друзья во время обнаружили наличие моего отсутствия и тормознули бас.
Посещение Глазго пришлось вычеркнуть из плана. Начали Эдинбургом, где дня два осматривали древний замок и музей Виски. Спокойный английский город. Сдержанный и немного суровый. От зданий веет древностью. Дома из темного камня, вдали синеет море. В центральной части на главной туристической улице Роял Мейл ( Королевская миля) , состоящей пабов, ресторанов и сувенирных магазинов, я выбрал для своей домашней коллекции тарелку с изображением Эдинбургского замка. А затем, видимо, отдавая этому дань уважения, тому что Эдинбург – место ежегодных театральных фестивалей, я выпил свои первые в этот день 50 грамм виски именно в буфете театра КАМЕО.
На следующий день, мы три часа бродили по древнему замку основной достопримечательности Эдинбурга. Вся история Шотландии в этом музее. Долго смотрел на священные королевские реликвии – корону, скипетр, меч и камень Судьбы с кольцом. Ничего особенного. Интересно, что когда сокровищам грозила опасность попасть в руки захватчиков, корону спрятали под шапкой горного крестьянина, а меч сломали пополам и запихнули под платье служанки. Специально посмотрел: на нем в самой средине имеется шов, и удивился, что же это за меч, который легко можно переломить пополам?
В позапрошлом веке крепость уже не была королевской резиденцией, поэтому в ней устроили тюрьму для военнопленных наполеоновских войн.
Затем отправились в музей Виски. Там среди служащих мы встретили поляка, который разговаривал с нами по-русски. Экскурсия по музею заканчивается дегустацией. А потом просто питьем виски.
На третий день нам выдали большую черную машину корейского производства с семью посадочными местами, с виду похожую на большой джип. И мы отправились в поездку по замкам Шотландии. Часть наших туристов не пожелала смотреть замки, а полетела в Лондон охотиться за виниловыми пластинками. Это новое увлечение молодежи – собирать черные диски времен 60-х и 70 –х годов с давно переизданными на CD записями и слушать их шипение и потрескивание на домашних вертушках.
Шотландия пустынная страна невысоких гор, холодных озер, лесов и рек. Встречаются деревни из одного двух домов. Собственно не деревни, а какие-то по российским понятиям хутора. Основные достопримечательности - древние замки. Они построены 500-900 лет назад. Некоторые полуразрушены, другие отреставрированы и приспособлены под отели и музеи.
Мы сделали неисчислимое количество остановок для обозревания очередного замка, озера, часовни, церкви. Слава Богу, что среди нас нашелся хороший водила, который не только шустро крутил баранку корейского автомобильчика, но еще и ориентировался в шотландских дорогах. Ехали быстро и весело. И поскольку сеть дорог поддерживается в отличном состоянии, мы смогли двигаться по сложной ломаной линии, перемещаясь от одного замка к другому.
Один из замков – Эйлин Донан – меня особенно впечатлил. Недаром он считается самым романтическим в Шотландии. Стоит он на острове озера Донан, к которому ведет каменный мост. Внутри замка много маленькие комнатки, лесенки, галереи , все помещения превращены в музей, где восковые фигуры иллюстрируют жизнь его прежних обитателей.
Место притяжения туристов со всего мира - озеро Лох-Несс. Вокруг набросаны бутылки из-под колы и обертки от сникерсов. А озеро? Красивое горное озеро. Такое же как многие другие в этой стране. Чудовища я не видел.
Проехали по острову “Скай”. Холмистая местность, пастбища, пасутся стада овец. За ними никто, кажется, не следит. Забавные белые шарики на ножках. В целом полудикий остров ‘Скай” меня не вдохновил. Мне больше по душе тропические страны. Целый день мы колесили по сельским дорогам. Поздно вечером добрались до города Форт Вильям. Там и заночевали в отеле НЕВИС БАНК. В городке в расчете на туристов много отелей, работающих по принципу “Bed and breakfast “. По пути я видел множество табличек оповещающих о свободных комнатах. Потому что сейчас не сезон.
Н следующий день продолжили путешествии. Одна из остановок была возле отеля напоминающего замок. Он стоял на высоком берегу перед голубым озером. А внизу была проложена железная дорога, там же находилась и небольшая станция. Судя по расписанию доехать сюда можно было только из Глазго. Дорога была настолько тихой, что мне показалось по ней проходит в день два три поезда. И подумалось, как было бы здорово прилетев в Глазго, погрузиться на вокзале в уютный вагон и неторопливо ехать к этому окруженному лесом и водой отелю, чтобы провести в нем несколько дней в полном покое и тишине, только созерцая из окна водную гладь и виднеющиеся вдали, на другом берегу руины средневекового замка.
К вечеру мы были уже в аэропорту Глазго. Сдали машину и точно по расписанию прошли в самолет «Бритиш Айрвейс», чтобы улететь в Лондон.
Суетящийся, деловой Лондон, переполненный цветными приезжими из заморских провинций, меня мало привлекал. Мои товарищи, наша увлеченная молодежь, продолжили хождение по виниловым магазинам. А я поехал в город Бат (Bath), где находится минеральный горячий источник и построенные еще римлянами бани. Сейчас отреставрированы и показываются как основная достопримечательность. Интересно, впечатляет, но не потрясает. Рядом средневековое аббатство. Есть путеводители на русском. Священнослужители улыбаются. А на главной площади посереди всего этого средневекового и римского архитектурного творчества играют на ксилофонах двое наших соотечественников.
На следующий день поехал в Дувр (Dover). Там неприступная крепость на горе, основанная еще 1000 лет назад на месте высадки Вильгельма Завоевателя. А впереди море - Ла Манш. На другом берегу - Франция. Под крепостью вырыты катакомбы, представляющие целый город. Дувр был форпостом еще при войне с Наполеоном, тогда и построили подземный город. В Первую мировую его расширили, а во Вторую превратили в госпиталь и командный пункт. В ходе подготовки к Третьей - ядреной войне - его еще углубили, создав убежища для правительства. Часа два бродил по галереям и стенам, башням замка. Потом часа три добирался до Лондона на местной электричке. Сошел по пути осмотреть Кентербейское аббатство. Величаво. Внушает.
Только вернулся в Лондон, пришла пора ехать с чемоданами в аэропорт. Вторая задумка нашего организатора заключалась в том, чтобы съэкономить на ночевке в отеле. Вылет в 6 утра из самого дальнего лондонского аэропорта «Стансон», поэтому отправились туда поздно вечером и прибыв на автобусе в начале третьего ночи, мы до утра бродили по огромному залу ожидания в поисках свободного места. Пассажиры ранних утренних рейсов не только заняли все кресса, но и лежали вдоль стен, спящие люди были буквально в каждом хоть сколько пригодном для отдыха месте. Пришлось расположиться в середине зала на полу. Так я не поспал еще одну ночь.