Удачные составляющие вашего отдыха. Экскурсии.
Экскурсии в
Болгарии просто шикарные – очень интересные, необычные и запоминающиеся. Но есть и «подводные камни». Попытаюсь рассказать.
На следующее утро после нашего прибытия в Болгарию, нас ещё «тепленьких» уже охватили экскурсионными объятиями – в 9.10 в гостиничном холле назначена встреча с представителем Солвекса Ивой. Подошла очень спокойная болгарка, с мотоциклетным шлемом в руках, дала нам список экскурсий. Нам надо быстро ознакомиться, выбрать и оплатить.
Вот некоторые экскурсии, которые предлагает Солвекс:
1.
Стамбул/2 дня, цена – 149 левов взрослые/75 левов дети, начало – 23.00;
2*. По следам Ванги/2 дня, 189/95, начало – 06.00;
3*. София – Рильский монастырь/2 дня, 169/85, начало - 06.00;
4. Долина Роз – Шипка, 89/45, начало – 06.30;
5. Велико Тырново – Арбанаси (созвездие болгарских храмов), 99/50, начало – 06.00;
6*. Бачковский монастырь – Перперикон, 133/67, начало – 08.50;
7. Жеравна (старинное болгарское село) – Сливен (природный парк «Синие камни»), 81/41, начало – 08.00;
8.
Созополь – Ропотамо (заповедник и плавание по реке), 53/32, начало – 08.00;
9.
Варна – Балчик/ Ботанический сад, 72/36, начало – 08.00;
10. Дегустация в «Шато Медово», 39/20, начало – 15.45;
11. Болгарское село, 45/23, начало – 18.30;
12. Панорама
Несебра + ужин, 53/27; начало – 17.00.
* подробно ниже
Список достаточно большой и интересный, но у нас уже всё заранее продумано и решено, поэтому мы быстро выбираем – все вместе с ребёнком едем на вечернюю экскурсию «Болгарское село», и по одиночке на Шипку-Долину роз и Бачковский монастырь-Перперикон. Болгарка несколько разочарована, она расписывает нам прелести посещения этих достопримечательностей и активно внедряет мысль, что «чего ж вы поодиночке, пусть и ребёнок посмотрит, места уникальные, красивейшие и т.д., давайте, пока есть места, я запишу вас всех на все экскурсии». Но мы видели, как укачало и как просто устал малыш от всей дороги, поэтому железны в своём решении.
Забегая вперёд, скажу – как мы оказались правы! Во-первых, всегда уточняйте у представителей турагентств когда начнётся ваша экскурсия и когда закончится – это очень важно, потому что вы можете выехать в 6 утра, а приехать в 2 часа ночи. Во-вторых, уточняйте рельеф местности – к примеру, Шипка – это подъём пешком в гору по лестнице высотой с три шестнадцатиэтажных дома, а Перперикон – это скакание по валунам при том же подъёме в гору. Поэтому – взвесьте свои возрастные возможности, вспомните про заболевания и не берите с собой детей ни в коем случае. Фраза - «а то места расхватываются мгновенно и их может и не быть» - сильно сказана. Ничего у них не расхватывается, и болгары вместят в автобус всех желающих присоединиться к экскурсии, и для этого даже не постесняются пересадить всю группу в другой более большой автобус из-за 2х «дополнительных» человек и даже сделают за ними крюк по дороге, потому что стоимость экскурсий обычная для туристов, но гигантская по болгарским меркам. В Болгарии пенсия составляет 50-450 левов, зарплата женщин – 180-270 левов, а мужчин до 500 левов. И по этой причине они чрезвычайно заинтересованы, как можно в большем числе желающих купить путевку, а пенсионер вы, или у вас нога, к примеру, болит, или вы с ребёнком (описываю примеры из нашей группы) – турагентства мало волнует. Наоборот, это вы расстроитесь, когда, подъехав к достопримечательности, поймёте, что, к примеру, на Перперикон вам не взобраться и шипкинскую лестницу не одолеть по причине давления. Но это уже будут ваши проблемы, а не их. Поэтому – будьте внимательны.
Также лично меня очень напрягала экскурсионная разболтанность со временем. Например, сказали быть на остановке в 18.30. Пришли заранее на 15 минут, стоим ждём, а автобус приходит в 19.00. И так каждый раз, и всё это стремительно накапливается с каждым подсаживающимся человеком, и в результате выливается в дикое ужимание вашего свободного времени, прогон по достопримечательностям и приличное опоздание на обратной дороге.
Да, и на некоторых экскурсиях, например, в Варну, Балчик,
Бургас можно элементарно сэкономить и поехать своим ходом. На Солнечном береге есть большая автостанция – Авто-гара – которая находится за отелем «Свежесть», за главной дорогой, за перекрёстком, за большим китайским рестораном с красными фонариками, налево. Приходите вечером и смотрите расписание – приходите утром, покупаете билет и едете куда хотите. Всё очень культурно. Билет, к примеру, до Варны стоит 8 левов/в одну сторону, экскурсия – 70 левов. Решать вам. До Бургаса, как и до Варны можно легко добраться на обычном рейсовом автобусе, по-моему, даже не надо идти на Авто-гару/станцию, на автобусных остановках висят таблички со временем рейсов. Недалеко от отеля «Свежесть» точно с автобусной остановки идёт автобус до Бургаса (~40 км), и ещё до Святого Власа и Несебра.
Хотя, что это я всё про проблематичные моменты рассказываю. Останавливаюсь и перехожу на позитив – почти сплошной и приятный – собственно на сами экскурсии.
Экскурсия «Болгарское село». Или обожженное сердце.
Начало в 18.30, приехали в деревню в ~ 20 часов, заканчивается ~ в 23 часа (для Солнечного Берега и для нашего отеля), цена – 45 левов взрослые, 23 лева дети.
Главное причина, зачем мы поехали на эту экскурсию – желание увидеть удивительные пляски босыми ногами на раскалённых углях. Гид Христо рассказывает нам, что эта деревня называется Бата и находится ~ в 30-40км от Солнечного Берега. Мы свернули с шоссе на узкую дорогу и едем между полей и холмов. Раздолбайский окологородской строительно-мусорный пейзаж сменился сельским и необычайно красивым – холмистые распаханные поля, виноградники, барашки, которых стерегут собаки. Во всём, что мы видим за окном, есть что-то могучее и первобытное, не испорченное цивилизацией. Проезжаем болгарские деревни – они очень бедные (по крайней мере, так выглядят снаружи), значит такое же бедное и деревенское население. Здесь живёт 80% болгар, 10% турков и остальные - болгарские цыгане. Но, тем не менее, у всех деревень есть общий стиль – обязательная черепичная красно-оранжевая крыша и обвитые виноградником обшарпанные терраски.
Сама «Болгарская деревня» куда нас везут, представляет собой большой развлекательный комплекс из деревянных построек под открытым небом. Христо рассказывает нам последовательность наших действий – зашли, сначала хлеб-соль-фотография, угощают ракией, потом подождать, нас рассадят, детей можно покатать на ослике, в фасолевый суп добавить уксус, вино наливать в пустые кувшинчики из бочек и сколько хочешь, можно найти домик с крестьянской утварью, а можно где-то переодеться в болгарские национальные костюмы и бесплатно сфотографироваться, будут клоуны и конкурсы, народные песни и пляски, а потом и собственно сами танцы на углях.
В целом двигаемся по вышеописанной схеме. Зашли за массивные деревянные ворота – озираемся, рассматриваем территорию, привыкаем. Появился болгарин в расшитой рубахе, загудел в кожаный мешок, и вышла болгарка в национальном наряде с хлебом и солью. Они встали по бокам других ворот в другой стене, через которые мы проходим медленно и по очереди, потому что нас фотографируют и потом эту фотографию можно купить (5 левов). Проходим, макаем хлеб в мёд, растягиваем губы в улыбке, щуримся от вспышки, и оказываемся в маленьком зелёном внутреннем дворике, впереди на телеге стоят расставленные глиняные стаканчики с ракией. Пробуем ракию – хорошо пошла :), наверное, сливовая, чувствуется вкус слив. Ныряем в узкий проход и видим под огромной крышей на столбах рядами стоящие столы с расставленной болгарской керамической посудой, танцплощадку и всё-такое. Нас гуськом ведут к столам и все начинают рассаживаться. Самые лучшие места – крайние, ближние к сцене/танцплощадке. Мы, кстати, совершенно случайно их и занимаем, а все пролезают сквозь нас, подальше вглубь к стене. Тут я вижу, что выводят смешного донельзя ослика, такого аутентичного иа-иа с большими торчащими ушами и печальным взором – он катит тележку. Всех детишек усаживают туда и ослик, которого ведёт за уздцы болгарин, прогоняет круг почёта вокруг сцены. Тем временем всё прибывают и прибывают другие толпы туристов и все постепенно рассаживаются и заполняют скамейки и столы.
Бегают официанты с многоэтажными сооружениями из тарелок, подбегают к столам и начинают раскидывать шопские салаты и банницу, мужчины, прижимая кувшины к груди, мчатся к огромным бочкам с надписями «белое вино» и «красное вино», заполняются стаканы, поднимаются, чокаются, жуются салаты, градус настроения повышается, тем временем на сцене начинают носиться какие-то клоуны, люди выходят, чтобы поучаствовать в конкурсах, музыканты на сцене настраивают свои инструменты, кому-то не хватило салата и они обижаются, кого-то не рассадили и вот уже выволакиваются дополнительные столы, начинает греметь музыка, нам тащат суп и куриный шашлык (для детей маленький и из более мягких куриных частей), выбегает ансамбль в красивых костюмах и начинаются национальные танцы, кто-то уже пьёт на брудершафт, кто уже мешает вино с ракией, кто-то оседлал ослика, все начинают знакомиться и т.п.. Надо отметить, что народу здесь собрано очень-очень много, человек 300. Всех попросили в шуточной форме крикнуть «Мы здесь!», когда будут объявлять страну, так больше всего оказалось поляков, украинцев и белорусов, а слабый писк
России,
Швеции и
Ирландии потонул в их могучем вопле. Началась дискотека, кто-то уже упал на танцплощадке и снова т.п. Всё это действие я описываю динамично, а на самом деле оно очень растянуто по времени. И, честно говоря, всё носит ну очень дежурный характер – и даже болгарские танцы, которые мне очень хотелось посмотреть, тоже какие-то расслабленные, “made in Bulgaria” для туристов. Кто-то лезет знакомиться, кто-то приглашает на танцы – одной рукой кормишь ребёнка, другой ешь сам, ногой отбиваешься от разгоряченных вином кавалеров.
В общем, мы, обалдев от всего этого, потихоньку ускользнули на первый открытый двор, куда наша группа зашла сразу, как только приехали. Уже вечереет, небо становится сизым, а воздух немного прохладным. Мы двинулись сначала в магазинчик сувениров, а потом увидели, что в соседней избе одиноко сидит болгарка, а на стенах развешаны национальные костюмы. Вошли, и она даже обрадовалась посетителям – народ то весь в танцах-манцах и около винных бочек. Я выбрала чудесный костюм – вышитую цветами белую рубаху, зелёную богато расшитую юбку и жилетку, а на голову мне повязали шёлковый красный платок и прикрепили огромную розу. Самое смешное, что ребёнка тоже одели в шикарную, типа гуцульской, высокую мохнатую шапчонку, дали рубашонку и жилетку и в таком виде мы сфотографировались. Потом сестра. Мы посчитали, что фотографироваться бесплатно это как-то нечестно и оставили болгарке левы. Она долго благодарила.
Мы вышли предовольные - нафотографировались от души. Воздух уже стал серо-сиреневым, вдруг смотрим - впереди нас круглая, не очень большая площадка-пятачок и на ней рдеет куча угля. Площадку окружают круглые ступеньки-скамейки, и всё выглядит, как открытый мини-амфитеатр. Мы поняли, что сейчас вот-вот уже закончится, наконец, свистопляска и начнутся совсем другие танцы – здесь, на углях. Поэтому мы быстренько кидаем кофты на прохладные камни и усаживаемся на первый ряд – «в партер»:). Минут через десять ор музыки затих и послышался гул бегущей толпы и в одно мгновение всё было занято. Уже сильно стемнело.
Вышел плотный мужчина в белой рубахе и закатанных по колено штанах и аккуратно граблями распределил кучу красных от жара угольков тонким слоем по всей площади пятачка. Вышла стройная женщина, вся в белом. Она была сильно сосредоточена, как бы ушла в себя. Не очень молодая, но с худенькой, красивой, гибкой фигурой. Нестинарка. Она подняла над головой икону и сначала просто прошла по бордюру вокруг тлеющего угля. Потом постояла, сосредоточилась, снова подняла икону и пошла по углям….
Это было невероятно, невероятно красиво. Ночь - бархатная, чернильно-синяя. Над головой бриллиантами искрят россыпи звёзд, и очень низко, прямо над нами, висит сверкающий Ковш – Большая Медведица. Вспышки от фотоаппаратов засоперничали с темнотой, а женщина всё кружила и кружила по красным углям, потом к ней выскочил на угли тот самый плотный мужчина и они закружились вместе. Кажется, взволнованное напряжение поддерживалось тянущими и гулкими звуками волынки и барабана – чётко не помню. А дальше мужчина выхватил из толпы какую-то женщину, схватил её на руки и под пронзительные визги как самой ноши, так и возбуждённой толпы стал ходить с ней по пышущим жаром углям и даже опускал её вниз до самого жара, чтобы показать, что всё это не взаправду и по-настоящему. Женщина тоже взяла на руки девочку и прошлась с ней. Потом сделала круг, отпустила её и стала смотреть по сторонам, кого ещё взять на руки. И тут я вытолкнула Своего Ребёнка….
Она подошла к нам, бережно подняла его на руки и пошла с ним по раскалённым углям. Толпа восторженно ахнула. У меня вспыхнуло сердце так, как будто вместо него положили кусочек такого пылающего угля. Но не от страха. А от чего-то безумно прекрасного и глубокого.
Я какими-то немыми непослушными руками пыталась фотографировать. Потом нестинарка подошла к нам, опустила ребёнка и тихо сказала «Спасибо». Она каким-то образом поняла (в такой темноте и такой толпе! почувствовала?) что мы русские, и поблагодарила нас по-русски, а не по-болгарски.
Дальше женщина как-то тихо исчезла. А мужчина-нестинар, её партнёр, стал творить какие-то кульбиты с туристками – схватил одну, достаточно поддатую, задралась юбка, показались трусы, все захихикали, стали вызывать его на бис, откуда-то выскочил пьяный турист и полез повторять нестинарский танец на углях, запахло жареным… Незаметно волшебство улетучилось.
Угли стали гаснуть, всё закончилось и народ помчался обратно на дискотеку, допивать недопитое, дожёвывать недоеденное и дотанцовывать недоплясанное. Зажатая в толпе, я отстала от сестры с ребёнком, и случайно увидела как нестинар, который танцевал перед нами, подошёл к большому рукомойнику на улице и стал в нём ополаскивать ноги, вернее ступни серые от пепла и золы. Я замедлила ход, хотя сделать это было трудно в густом потоке движущихся людей, все на меня натыкались, а я и сама не понимала, зачем остановилась. Я была просто переполнена поразительными, неведомыми чувствами, и у меня вдруг возникло острое желание подойти и поблагодарить его. Но в то же время я жутко застеснялась. Тем не менее переполнявшие меня восхищение и благодарность всё же перебороли стеснительность, я подошла поближе и сказала что-то типа «Огромное вам спасибо, Ваш танец был просто потрясающим». Нестинар так внимательно посмотрел на меня и спросил «Тебе очень понравилось?» – я закивала головой, заулыбалась и двинулась вперёд, чтобы влиться в толпу. И вдруг слышу – «Стой, вернись обратно». Я удивилась и подхожу опять к нему. Он спрашивает: «Как тебя зовут?» Отвечаю: «Наталья». «Пойдём со мной, Наталья», - говорит он, берёт за руку и подводит к рукомойнику. Набирает полную пригоршню воды и окатывает меня – сначала плещет на лоб, потом на грудь, потом на живот. Дальше просит, чтобы я помочила руки в воде и перекрестилась. Я сделала так. И снова он выливает воду прямо мне на макушку. Когда завершил своё мокрое дело, улыбнулся с серьёзными глазами и говорит: «Ну всё, теперь иди». И я со все ног помчалась к сестре и ребёнку, чтобы рассказать, что сейчас со мной произошло. Состояние у меня было невероятное, как будто я выключилась из шелухи момента и подключилась к чему-то необыкновенно чистому и сильному, у меня сияли глаза, почти вся одежда была мокрой, я вбегаю на танцплощадку, и сразу кувалдой по мозгам получаю оглушающие децибелы: «Я уееду, в Ка-ма-рова – хэп-хоп-ла-ла-лей - на недельку, до второга – ээээхма».
Болгарское село – это массовая диско-пьянка на открытом воздухе. В принципе ничего не имею против, кроме одного – упивания до состояния хрюшки. Вино, которым нас поили, было достаточно молодым и каким-то пустым. Я выпила стакана три, и практически не опьянела. Поэтому, чтобы упиться до этого состояния, не знаю, честно, сколько нужно было выпить или намешать с ракией. Не буду описывать, что выделывали наши соотечественники, а особенно бывшие (
Украина и Белоруссия), которых отлавливали и тащили в автобус. Хотелось закрыть лицо руками – думаете плачу от стыда? – нет, смеюсь сквозь слёзы. Вот одна почти невинная мини-зарисовка: до хрюка пьяная женщина с уволоченным кувшином вина, бессмысленным иканием и отсутствием координации, бьющаяся об стенки кресел, льющая всем вино на головы и бормочущая «Мальч-ик-а жалл-ко». «Мальчик» - это :) молодой тридцатилетний белорус, которого опознали среди бесчувственных тел и затащили в автобус последним, закинули на заднее сиденье, и который не мог произнести даже название своего отеля ;)…
Вообще, главное в этой экскурсии – это танцы босыми ногами на горящих углях под бархатным нереально красивым чёрным с алмазными искрами звёзд болгарским небом. Всё остальное – обрамление - местами очень пошлое. Создаётся впечатление, что людям показали что-то запредельно прекрасное, дали прикоснуться к чему-то запредельно сложному, и тут же густо разбавили порциями дешёвых трюков, танцев, пьянства и обжорства.
Уже позднее я узнала - что такое нестинарство и кто такие нестинары. Это особая древняя и загадочная болгарская культура. Её корни уходят в то время, когда люди славили Силы Природы, и не только – они умели ещё и общаться с этими силами. Сейчас к этому прилепили насмешливо-уничтожающий ярлык – язычество. Нестинары – это огнепоклонники, углеходы. Современные нестинары обязательно носят белую одежду и держат в руках икону Святых Константина и Елены. Из этого можно сделать выводы, что древние боги и корни забыты и изменились. Но оказывается – нет! Так же как и у нас, многие имена христианских святых наложились на древних богов, как например святой Георгий Чудотворец – на бога Весеннего Солнца Ярилу, святая Параскева Пятница – на великую богиню Женской судьбы Мокошь, святой Николай Чудотворец – на бога Коляду, так и в Болгарии. Святой Константин - это болгарский древний бог - Светок или Великий отец.
Экскурсия «Казанлык и Долина роз - Шипка – Этнографический музей Етер»
Начало – в 6.30, заканчивается - ~ в 21 час (для Солнечного Берега и для нашего отеля). Цена – 89 левов.
Сразу напишу, что экскурсия замечательная. Но не обошлась без приключений .. Зная о предстоящей поездке, я заранее на ресепшн заказала сухой паёк вместо завтрака на 6 утра. Утром встала без будильника – просто в темноте глянула на время и отключила эту функцию в телефоне – не хотела никого разбудить. Ежась и зевая, быстро оделась, выскользнула за дверь и помчалась на ресепшн. На меня как-то странно посмотрели и сказали, что паёк ещё не готов, но ресторан уже открыт и я там могу быстренько позавтракать. «Вот козлы!- мысленно возмутилась я, - у меня времени нет совершенно на их завтраки, всё расписано до минуты, я же могу опоздать!». Я помчалась в зал, по быстрому нахватала себе колбасы, хлеба, помидорок и яблок, взяла пачку салфеток, закинула всё в пакет и выскочила из гостиницы. На улице стояла кромешная ночь. «Вот козлы, - опять ругнулась я, - совсем обалдели, мне ещё 10 минут до остановки идти, страшно ведь, назначают экскурсии на какое дурацкое время». Недовольная всем донельзя я тороплюсь на остановку. Наконец дошла. Народу надо отметить на улице достаточно много – видимо, возвращаются с дискотек, да и открытых работающих баров тоже много. Но я стою на автобусной остановке совсем одна, недалеко таксисты уже заинтересовались моим силуэтом. Ночь. Чёрное небо и мусульманский серповидный месяц со звездой со мной ждёт автобуса. Который, кстати, опаздывает. Я кручусь на месте от справедливого негодования «Вот козлы, какие козлы, опаздывают!» Вытаскиваю телефон, смотрю на время и продолжаю кипятиться: «Уже 5.30, а этих козлов всё ещё нет, вот коз…» - тут меня прошибает электрическим импульсом. Какие ещё 5.30, у меня же экскурсия на 6.30…. О Боже, это не они козлы! Это я росомаха! У меня в телефоне московское время! Я перепутала время!
В общем, куда мне деваться, смысла возвращаться в гостиницу нет, придётся околачиваться здесь и ждать. Вот так я больше часа ходила туда-сюда по болгарской улице, рассматривая кафе, читая объявления на закрытом, но хорошо освещённом ларьке, где продаётся болгарская недвижимость, и, наблюдая за небом - как помутнела чернота, стал исчезать мой месяц со звездой, как первые лучи солнца стали расталкивать тёмные тучи.
При этом надо заметить, день, когда я собралась на Шипку, выдался самым холодным за всё наше пребывание здесь. Поэтому, хоть я и надела на себя всё относительно тёплое, а именно длинные штаны, и две тонких кофточки с длинным рукавом, к моменту приезда автобуса я уже закоченела прилично. Красные от холода пальцы из спортивных шлёпок я стыдливо втягивала в закрытую часть обуви. В автобусе было на пару градусов теплее, чем на улице. Мне ничего не оставалось делать, как усесться, подвернув под себя ноги, чтобы хоть как-то согреться. На улице разыгрался небывалый ветер, который трепал шелковые пряди у придорожных ив и пригибал к земле розовые кусты. Через час мы остановились у какого-то маленького кафе, но чашку обжигающе горячего кофе, выпитого там, я с наслаждением вспоминаю до сих пор. А потом и водитель, наверное, сам замерз и решил включить подогрев салона. Сразу стало комфортно. Но, судя по пасмурной погоде, надо было полагать, что сегодня крайне неудачный день для поездки на Шипку. В каком-то отзыве я читала, что в такие дни Шипку заволакивает тучами и закрывает всю панораму. Я уже хотела сильно расстроиться, но тут увидела – радугу! Такую огромную, просто невероятно большую, идеальной формы, один конец которой был на одной стороне дороги, а второй – на другой. Наш автобус как бы ехал в такие радужные ворота. И я сразу поняла, что всё будет хорошо, раз моя любимая радуга едет с нами.
Сразу скажу, что в Болгарии невероятно красивые и экологичные пейзажи за окном. Казалось бы, что мне надо закрыть глаза и немного подремать, раз встала в такую рань, но делать этого не хотелось – невозможно было оторвать глаз от виноградников, персиковых садов, лавандовых полей, подсолнуховых зарослей, горных хребтов, которые вольно расстилались за окном автобуса. Экскурсовод Нона рассказывает немного про области Болгарии, которые мы проезжаем.
Поморье – здесь делают знаменитые коньяки «Поморье» и «Чёрное золото», и знаменитое бренди «
Солнечный Берег».
Город Карнобат – сплошные виноградные плантации, здесь развито виноградарство и делаются многие знаменитые болгарские вина.
Бургас – это знаменитое мускатное вино.
Сливен – Долина персиков, здесь сплошные персиковые деревья.
Казанлык/Казанлък – столица Долины роз, где выращиваются знаменитые масличные розы – Дамасские. Оказывается не из всех роз можно получать розовое масло, а только из определённого сорта, который завезли в Болгарию из
Сирии, из Дамаска 350 лет назад. Вообще масличные розы имеют разное количество лепестков – от 5 до 45, и здесь в Розовой долине выращивают 30-лепестковые розы. Собирают розы с 4 до 9 утра, чтобы на их лепестках оставалось как можно больше капелек росы, которые помогают отжать больше розового масла (считается, что после полного восхода солнца масло в лепестках начинает улетучиваться, т.е. переходит в воздух – представляете, какой стоит сладкий аромат?:)). Розовое масло выгоняют в розоварнях. Дамасские розы цветут раз в год – это конец мая и начало июня, а 2 июня в Болгарии отмечают важный национальный праздник – День Роз. Чтобы посмотреть на этот необыкновенный и ароматный праздник организуются экскурсии для туристов, которые приехали в Болгарию в это время, но выезд в таком случае около 3х часов утра, именно для того, чтобы приехать как можно раньше.
До Казанлыка мы ехали ~ 3 часа. Проезжаем розовые поля – это же Долина роз, уникальный климат, но ни одной, ни одной, даже самой малюсенькой розочки не видно. Ну, надо же, а ведь я специально спрашивала об этом Иву, и она уклончиво так сказала «Ну, розы уже отцвэли, но немножко, вы увидэтэ». Ничего я не «увидэла» к огромному сожалению. Зато Нона нам рассказывает, что сейчас мы приедем в Казанлык и заедем в этнографический музей, где попробуем ликёр из роз, варенье из лепестков роз, но в магазинчик, где продаётся вся их знаменитая розовая косметика мы, скорее всего, не зайдем, потому что долго собирались. Я в шоке. Под «долго собирались» - подразумевается тот момент, когда нас полчаса пересаживали в другой автобус из-за двух новых туристов. Приплюсуем также и получасовое опоздание. Приехать в Долину роз и не купить розовую косметику – вообще, ну не коз…, всё молчу-молчу. Сам город Казанлык – похож на московский район Новые Черёмушки, только при этом пасутся лошади, а серые пятиэтажки окружены деревянными частными домами в цветах.
В общем, инициативу пришлось брать в свои женские руки. Этнографический музей, к слову сказать – очень посредственный. На что я любитель, подобных экспозиций, но он, действительно, очень маленький, в комнаты не пройти – они загорожены верёвочкой, а экскурсовод Нона, хоть и милая женщина, но рассказывает невыносимо медлительно и скучновато. Поэтому, прослушав небольшую часть речи, про красно-белые шарики-мартеницы, которые болгары привязывают с наступлением весны на веточки деревья, и ностальгически вспомнив, как в детстве, переписываясь с девочкой-болгаркой, я получала в конвертах такие смешные украшения из ниток, я, пятясь задом, отделилась от толпы, подошла к столу и по-шпионски попробовала стаканчик с розового цвета ликёром из роз – очень вкусно, всегда обожала запах роз, а теперь ещё оценила и вкус; пригубила ложечкой варенье серо-розового цвета – сладкое; поймала какого-то музейного болгарина за рукав и попросила показать мне магазинчик. Он провёл, показал, и я помчалась внутрь.
Первое впечатление – разочарование, я думала здесь уж в Розовой Долине будут горы всего, а выбор очень маленький и скромный. Я задумалась, что же купить. В силу общительного характера я сразу разболталась с продавщицей, и она мне рассказала и посоветовала много интересного. Сразу сообщила, что больше всего ей нравится пользоваться розовой водой. Это тоник, но он полностью состоит из натуральных компонентов – только дистиллированная вода и розовая эссенция, поэтому его можно использовать как косметику, и даже как общеукрепляющее средство – накапать, например, в ложку при простуде и выпить или как вкусовую добавку к еде, выпечке, напиткам. Порекомендовала «совсем свежие, только привезли» розовые очень красивые куски мыла ручной работы. Категорически отсоветовала мне покупать розовое масло, на которое я положила глаз ещё в Несебре. Это масло – одно в красивой крохотной металлической фляжке с кожаной аппликацией и другое в традиционном деревянном с выжиганием футлярчике - было дорогое, ~20 левов, и запломбировано миниатюрной сургучной печатью. Но оказывается, масло такой насыщенной концентрации ни в коем случае нельзя наносить на кожу, только на одежду. Его разводят спиртом и получают, таким образом, духи. Я сразу озадачилась – где я возьму такой чистый спирт и зачем мне это надо, я не же алхимик. Увидев мои разочарованные глаза, дружелюбная продавщица мне посоветовала купить духи, настоящие, на розовом масле «таких вы нигде не найдётэ» – при этом она вытащила несколько коробочек для выбора. По её мнению они стояли умопомрачительно дорого - ~40 левов, но они того стоили. Я закачалась, увидев действительно роскошный флакончик! - уже беру не глядя:). А приехав домой и нанося капельку за ухом – я благоухаю не то, что целый день, а несколько дней. Аромат настолько стойкий, что диву даёшься. Но снова же – он для любителей розового запаха.
В общем, благодаря этой болгарке я сделала замечательные покупки, хотя, надо отметить, что всё, кроме духов, можно найти и в Несебре. Но на этом я не успокоилась. Помчалась обратно во двор музея, где наша группа всё ещё дослушивала медлительный рассказ про мартеницы, промониторила обстановку, проскользнула за ворота и понеслась на соседнюю улочку, где видела большой магазин сувениров и косметики. Там по быстрому тоже накупила всякой ароматной мелочёвки, и довольная и успокоившаяся, прибежала опять в этот музей. Не думаю, что упустила что-то ценное, потому что облазила как раз вместе с группой, которая только что отдегустировала ликерчик и варенье, все среднеинтересные комнатки болгарского дома. Ещё и погуляла по какой-то казанлыкской улочке и зашла в красивую церковь, ожидая нашу группу кометой Галлея понёсшуюся в этот магазинчик и устроившую там дикую давку. Лично моё мнение – так нельзя – и всё это последствия неправильной организации экскурсии. У людей присутствует естественное желание что-нибудь купить в Долине роз, а как это можно спокойно сделать, когда группе в 50 человек свободного времени «на сувениры» «любезно» выделили 10 минут.
В 5 минутах от музея находится фракийская, а вернее, тракийская гробница, куда мы направляемся. Ф/Тракийцы это древние праболгары, человеку далёкому от подробностей исторической жизни Болгарии это мало о чём говорит, но стоит сказать, что ф/тракийцем был Спартак, как сразу разгоняются тучи над интеллектом. :) Ф/Тракийская культура необыкновенно интересна, сакральна и глубока, и нам в качестве наглядной иллюстрации гид постоянно показывает небольшие курганы на полях у подножия гор, мимо которых мы проезжаем. Это – ф/тракийские гробницы. Они являются зеркальными отражениями созвездий (!) на небе. Уходящих на небо правителей ф/тракийцы буквально засыпали золотом, поэтому раскопки и охота за этими курганами велась и ведётся очень активно и не только болгарскими археологами. Ф/Тракийцы любили золото, но не жадной и низкой любовью, а возвышенной и обожествленной. Они не попадали под низкие вибрации этого жёлтого металла, а отливали из него скульптуры, посуду, немыслимой красоты украшения. Стоит увидеть массивный обломок такой древней золотой скульптуры, чтобы понять, что золото имело над ними только культурную власть. Собственно сама гробница в Казанлыке закрыта для посещения, там очень строгий t-ный режим, который позволяет сохранять уникальные росписи. Но рядом для туристов построили почти аналогичную копию-музей, даже с воспроизведёнными точь в точь фресками. Куда мы и идём. Снова тянется занудная экскурсия, сначала все постояли у стендов с фотографиями и прочими древностями, потом нырнули через узкий проход в собственно сам склеп, вырезанный в гигантском гранитном блоке, купол которого расписан фресками. Интересно, но лично мне там было очень не по себе и дико неуютно – это очень маленькое помещение и древние строители (а соответственно и современные копиисты), обладая сакральными знаниями, специально создали такое пространство, в котором просто поглощается и высасывается из тебя энергия. Я выскочила оттуда с гудящей головой, и мне это не понравилось.
После музея и гробницы нас повезли на обед в один ресторанчик, который оказался достаточно вкусным (обед) и приличным (заведение). Интересно, что мы попали прямо на свадьбу. То есть наш автобус приехал одновременно со свадебным кортежом, отмечающим событие именно в этом месте. Правда свадьба была не болгарская, а турецкая. Интересно, наблюдать за нашей группой. Русские по отдельности сливаются с толпой, а все вместе образуют единую монолитную группу, которую ни с кем не спутаешь – русские люди из провинции.
Поели, движемся дальше. Теперь нас везут в горы – посмотреть церковь-памятник Рождества Христова, уже виднеются его золотые маковки, торчащие из кучерявого зелёного склона горы. Автобус начинает подниматься по узким и очень крутым улочкам маленького горного городка - Шипки. Наконец въезжаем на площадку для автобусов, выгружаемся, пьём чистейший горный воздух и идём к храму. Издалека – очень похож на нашу церковь в Коломенском своим конусовидным шпилем. Это русский храм построен в память победы русских воинов над турецкоподанными в битве за Шипкинский перевал, на русские деньги матери генерала-героя Михаила Дмитриевича Скобелева.
Оборона Шипки проходила зимой в 1877г., а строительство церкви началось через почти 20 лет – в 1896г. Здесь 34 мраморные плиты с высеченными именами русских воинов, которые защищали болгарскую землю и свою российскую честь. Колокола отлиты в России из 30 тонн стреляных гильз. Половина храма росписана русскими изографами, другая половина – болгарскими. Иконы – привезены из русского монастыря на греческом острове Афон. Но всё-таки это не совсем русский храм, потому что греческого здесь гораздо больше чем нашего. Внутри сам храм достаточно тёмный, и ещё откуда-то сверху звучит мужской хор, грозно так, поют на греческом. В Болгарии очень красивые иконы, не такие как у нас. Они либо деревянные резные, либо очень разноцветные и могут быть украшены посыпкой из песка или ракушек. Здесь они продаются как в самом храме, так и в магазинчике на улице.
Наша экскурсовод рассказывает так, что мне хочется убежать через 5 минут. У меня вообще есть особенность – если мне что-то неинтересно, я разворачиваюсь и ухожу, и буду искать более привлекательные занятия. Так и здесь, я поняла, что весь этот заученный шаблон я точно прочту в любом путеводителе, поэтому лучше мне самой побродить по храму и вокруг него, почитать надписи, посмотреть. Я походила вокруг церкви, пощёлкала фотоаппаратом, увидела болгарского монаха с седой бородой и купила мешочек с сухой лавандой. (Я уже писала про лавандовые поля, кроме косметической и фармацевтической пользы, это растение ещё и предохраняет почву от эрозии). Надо отметить, что с погодой произошло чудесное превращение. Из ветреной, холодной и пасмурной она стала ветреной, обманчиво тёплой и солнечной.
Другие наши рассказы и фото на сайте:
www.pamsik.ru
При использовании материалов ссылка на ресурс и имя автора обязательны.