Один из красивейших городов Европы, неповторимая и удивительная
Барселона. Она умудряется влюбить в себя каждого, кто хоть раз увидел её, а ведь это под силу далеко не каждому городу.
Настроение и характер Барселоны задает великий Гауди. Его дома, его незавершенное детище
Саграда Фамилия, его парк – это фантастические, заколдованные, сказочные пространства; творения то ли гения, то ли сумашедшего…
У меня возникает чувство досады, когда с восхищенно – завистливой интонацией меня спрашивают о количестве стран, которые я посетил, видимо, цифра должна как-то еще выше приподнять меня в глазах собеседника, а значит заодно и его самого тоже.
Но это же ерунда, Министр иностранных дел, наверное, побывал куда как в большем количестве стран и городов, ну и что? Разве он их почувствовал, ведь для этого надо прожить в этом месте недели, месяцы, а может быть и годы…
Мне повезло только однажды, когда я прожил целый месяц в
Лондоне без денег, без языка…, но это был, возможно, самый счастливый период моей жизни, потому что я был абсолютно свободен, может, от того тогда и появились на свет «Непутевые заметки».
Тогда-то я и полюбил Лондон, он казался мне самым лучшим городом на свете… до тех пор, пока я не познакомился с каталонской красавицей Барселоной.
Объяснить, чем уж она так хороша, непросто, она бывает и замусоренной, и кишит карманниками, и знаменитая ее Рамбла выглядит, между нами говоря, пошловатой, по сути - абсолютно туристический кич, да и пресловутая «Саграда фамилия» - выглядит, как расхожий сувенир для нетребовательных приезжих,
Город – загадка, непонятно чем берет - её широкие улицы - один в один наш Комсомольский проспект, такие же буржуазно сытые и обывательски полусонные. Нет, не знаю в чем секрет ее обаяния, ее поэтичности. Хотя…
2
Анна Андреевна Ахматова определяла суть поэзии в двух «Т» - Талант и Тайна. А всякая столица, как и обаятельная женщина, несет в себе неразгаданность, тайну. И не надо стремиться непременно постигнуть ее, потому, что разгадав ее тайну, ты, скорее всего, тотчас её и разлюбишь. Это жестоко, но это правда, это жизнь, сынок.
Однако, пора! Отправимся на прогулку по Барселоне. Известный литератор, знаток истории и культуры, путешественник и исследователь, великолепный рассказчик Петр Вайль в своем очерке о Барселоне очень тонко подметил: Барселона – это убедительное подтверждение того, что современная Европа все более и более состоит не из стран, а из городов.
Вот и Барселона обособлена в
Испании, являясь столицей Каталонии, она обладает своим языком, не диалектом, а именно языком, он ближе к итальянскому и французскому, нежели к испанскому. На нем говорили Гауди, Дали и Миро, сегодня на нем говорят Монсеррат Кабалье и Хосе Каррерас, вам это о чем- то говорит? И флаг у Каталонии свой - красные полосы на желтом фоне. Тому есть своя правдивая история. В плохие времена каталонцы проиграли в битве с франкамию. Это потом, спустя многие столетия, они взяли реванш на футбольном поле европейского чемпионата, а тогда продули, хоть и орали: «Оле, Оле, Оле, Оле, Каталония, вперед!!!» Не помогло. И разгромленный трене…,т.е. полководец отправил каталонскому начальнику связного – специально обученного орла, ну такого, почтового, орла. Он прилетел к графу и на желтом песке прочертил окровавленной лапой знак беды – четыре красных полосы. Они , эти красные полосы на желтом фоне, и стали флагом Каталонии.
А ведь поначалу у Барселоны, как и у нашей сборной, все складывалось весьма удачно. Х1У век стал для Барселоны «золотым веком» - ее графья захватили
Сицилию, Корсику,
Сардинию, взяли Константинополь и
Афины, едва не дошли до Жмеринки. Барселона жила тогда просвещенно и богато. А потом на 500 лет облом. Но в
подсознании –то у каталонцев так и осталось представление о себе, как о нации сплошных интеллектуалов и первооткрывателей. Хм! Мы вот тоже в свое время покорили всю Сибирь от Урала до Камчатки, покорили Кавказ, но не воображаем же себя интеллектуалами, верно?
Вобщем, как все крякнуло 500 лет назад, так каталонские правители покинули Барселону и уже навсегда перебрались в
Мадрид, что вызвало волну недовольства в мадридском дворе: «Вот, понаехали питерск… каталонские!» - бурчали дворовые старожилы.
А Барселона затаила обидку, стала воображать себя этакой скорбящей вдовой с поджатыми губами и презрительной усмешкой в сторону нынешней столицы Испании…
Старый город, он называется «Готический квартал». За все последующие столетия после «Золотого века» он ни разу не перестраивался, так что всем этим мощным зданиям 5, 6, а то и 7 столетий, согласитесь, это большая редкость для наших дней - жилые дома, которым по полтысячи лет и более.
В центре Готического квартала Кафедральный собор, памятный для меня тем, что в мой первый приезд в Барселону еще в 91-ом году, у меня там поперли бумажник, но я был тогда беден, как церковная мышь, и радости местным умельцам – « очумелым ручкам» - увы, мой кошелек не принес.
Старый город по обе стороны бульвара Рамбла – место довольно беспокойное, во второй приезд у меня там хотели позаимствовать камеру, но я обхитрил грабителей. Обеспеченная публика здесь не живет, эти кварталы заселяют «шариковы» и цветные иммигранты, а им вечно не хватает денег на предметы первой необходимости - кому на наркоту, кому на «Бентли», и они всегда готовы придти на помощь беспечным туристам, чаще инкогнито, незаметно, реже - с помощью убедительных колюще-режущих аргументов.
Итак, минули пять непутевых для Барселоны столетий и в начале ХХ века Барселона испытала Возрождение, снова разбогатев и, тем
самым, притянув к себе таланты, да еще какие - Гауди, Миро, Дали, Пикассо…
Кому-то могло показаться, что в начале своего очерка о красоте Барселоны, я как-то походя пренебрежительно отозвался о ее архитектуре, но это вовсе не так.По своей просторной и цельной планировке вокруг Готического квартала она схожа с Петербургом. По мнению Петра Вайля: если великие и прекрасные города Европы –
Париж,
Рим, Лондон - распадаются на отдельные образы и впечатления, то Барселона, не уступая им в классе, цельна и совершенна – широкие улицы, округлые площади, бульвары с волнистыми домами невиданного облика будто опустились на эту землю одновременно, но ведь так это практически почти и было.
Великий Антонио Гауди оставил по себе 18 сооружений, из них 12 – в Барселоне. Дома, церковь, парк… 12, вроде бы не так уж и много, но они задали стиль, направление всему городу. Каждый из домов Гауди по-настоящему необычен и неповторим. Каза Мила, в народе этот дом прозвали «каменоломня» Но, скажите-ка мне, любезнейшие, вот вам хотелось бы жить в доме, где каждый день толпы туристов глазеют на ваше жилище, лазают по его крыше, от которой у них самих едет крыша. На этой крыше кто-то, наверное, увидит в ее трубах и вентиляторах средневековых рыцарей или арабских женщин в чадрах, кто-то звездных воинов из фильмов Лукаса или монахов в капюшонах, в общем, кому что ближе, братья по разуму.
Гауди странный и какой-то детский. Самое загадочное сооружение в мире – это его собор Саграда Фамилия - главный символ Барселоны. Маэстро работал над ним 43 года, начал в 1883 году и оставил его незавершенным к своей смерти в 1926 году. Но собор не достроен и сейчас, это вечная стройка, как ремонт у нас на Ярославке. Сколько бы я не посещал этот собор, начиная с 91 года, когда я впервые оказался в этом чудесном городе, я всегда видел рабочих. Петр Вайль это объясняет так:«Полное название церкви – Искупительный храм Святого Семейства. В самой идее – незаконченность, как жизнь – нескончаемое паломничество. Финиш – смерть. Пока строится храм, Барселона искупает грехи».
Все верно. Для барселонцев. Но какие - такие грехи искупают жители подмосковного Королева и Мытищ?...
Однако, Гауди. Он хотел, чтобы его собор был вдвое больше собора Сан Марко, на 20 метров был бы выше Святого Петра. Так и будет! Когда-то. Но для Гауди это, похоже, было не важно. И если верна банальность: «архитектура – застывшая музыка», то собор Антонио Гауди - это застывший джаз – импровизация на тему готики. Он и строил -то его не по чертежам, а по эскизам и макетам, по ходу импровизируя на строительной площадке.
Он задумал 12 башен со шпилями в виде разноцветных епископских митр. Один из священников поинтересовался, чего уж так париться над отделкой шпилей, ведь их никто не увидит снизу? «Эх, монсеньор, - сказал ему Гауди, - их будут разглядывать ангелы!». Во как срезал!
Порталы и стены Саграда Фамилия густо заселены разными персонажами, для них Гауди позировали непрофессиональные натурщики: Христа он лепил с 30-летнего работяги, Иуду – со сторожа, для Пилата позировал пастух, а для младенца Иисуса использовали внука его знакомого, прием,без согласия младенца; царя Соломона он лепил с уличного бродяги. И все зверюшки: птицы, насекомые, улитки – все они имели реальных прототипов, лица улиток, как я заметил, у него получились особенно выразительными.
И при жизни мастера и после неё строительство храма , шло скачками – вечно не хватало денег. В последние годы жизни Гауди не гнушался выходить на улицу просить подаяние на продолжение работ.
За 82 года после смерти мастера, кто только не приложил руки к строительству собора.
Например, часть персонажей на одном из фасадов, лепил японский маэстро и, потому его Иисус и ангелы явно имеют лица японской национальности.
Сегодня в финансировании строительства храма участвует каждый посещающий его турист своими девятью евро, за год это около 12 миллионов евро. Исходя из этого, нынешние правители Каталонии планируют завершить строительство к 2030-му году, но за все эти 82 года очень многие художники требовали прекратить строительство храма, считая кощунственным вмешиваться в работу гения. «Это все равно, что приделывать руки к статуе Венеры Милосской или пытаться
закончить скульптуры Родена!». А Сальвадор Дали был еще более категоричен:
«Даже мысль о том, чтобы достроить Саграда Фамилия бюрократически рациональным путем, без помощи гения, была бы предательством по отношению к Гауди. Пусть собор останется там, как огромный гниющий зуб». ..Да, сильный образ и вполне в духе Дали.
Последние годы маэстро Гауди жил на стройке. Вечером после работы он шел пешком в маленькую церковь на вечернюю службу. 7 июня 1926 года 74-летнего Антонио Гауди сбил трамвай, он бы и выжил, но таксисты отказывались везти окровавленного, дурно одетого, словно бродяга, старика в больницу, никто же не знал, что это сам великий Гауди. Его все же привезли в госпиталь, но было уже поздно, здесь он и испустил дух.
Мудрый Вайль, завершая свое эссе о Гауди, сказал:
«Он не строил, а выращивал свои здания. А воспроизводить природу рукотворно, успешно соперничать с ней – нельзя. Не велено. И то, что Гауди это удавалось – ничего не доказывает. Его творения порождают в
душе смесь восторга и отвращения. Соперничать с ним бессмысленно, а уж тем более с его заказчиком, с тем, на кого работал творец Барселоны». - Да кто же этот заказчик?
Когда к Антонио Гауди в очередной раз пристали с упреками за медлительность, великий каталонец ответил:
- Мой клиент не торопится!
И в качестве поскриптума . Если и в правду строительство собора завершится в 2030 – м году, то это составит всего лишь 150 лет. Для справки: Домский собор в
Милане, который строили и украшали 180 архитекторов, - 550 лет, Кельнский - 632 года. Развязка на Ярославке на Королев пока не завершена…
7
А теперь отправимся на рынок «Бокерия», что расположен на бульваре Рамбла. У него забавная история, началась она, как это часто бывало в Каталонии, со смерти.
19 марта 1893 года в день Святого Хосе в Барселоне проходила очередная коррида. Тогда бычок ловко поддел на рога замешкавшегося тореро Маноло и любимец публики отдал Богу душу, чем привел ее в такое же расстройство. И в расстроенных чувствах, срывая злобу, толпа фанатов отправилась от арены к стенам старинного монастыря Святого Хосе и сожгла к чертовой матери приют небесного покровителя незадавшегося дня, день-то был Святого Хосе. Дело житейское, как сказал бы Карлсон, живущий на крыше. Но святое место пусто не бывает, и на месте сожженного монастыря возник рынок под названием «Бокерия». Сейчас ряд известных историков-исследователей уже близки к разгадке, почему и когда абхазский род известнейшего нашего кардиохирурга Лео Бакерия стал носить фамилию, имеющую каталонские корни.
Когда-то «Бокерия», рынок , я имею в виду, был пристанищем для местного криминалитета – грабителей, шулеров и проходимцев всех мастей, но благодаря амбициям Барселонской администрации, «Бокерия» превратился в лучший рынок Европы.
Места за прилавками передаются по наследству – здесь торгуют три- четыре поколения одной семьи, у них и свои постоянные покупатели из поколения в поколение… Для крупного многомиллионного города, согласитесь, это большая редкость. «Бокерия» это не просто рынок, это клуб, где встречаются с друзьями, узнают новости. Пару лет назад разразился грандиозный скандал – освободилось место за прилавком и куча претендентов занять его внесла многотысячные пожертвования в пользу рыночной «Ассоциации», а руководительница правления этой барселонской «Властелины» со всеми «евробабками» куда-то исчезла, до сих пор ищут с Интерполом.
Торговать здесь не только престижно, но и выгодно – арендная плата за место – 900 евро в год, а реальный доход в месяц, средний, 15 тысяч евро. На первом месте идут грибники, за ними торговцы дарами моря.
Чтобы понять разницу между свиным окороком стоимостью 16 евро за килограмм и тем, что стоит 160 евро, надо просто попросить
продавца отрезать тончайший ломтик от того и другого и попробовать, это, как проехаться сначала на «Оке», а потом на модном нынче «кроссовере».
В «Бокерии» не торгуются, цены фиксированы, можно расплатиться даже «кредиткой». Но, увлекаясь покупками , не забывайте про собственный кошелек, здесь все трудятся не покладая рук, особенно, карманники, потому как работа у них ручная…