О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали – очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.
Дивеево – это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.
Оглавление.
Дорога.
Гостиница.
О селе Дивеево: Наши впечатления.
О монастыре: Наши впечатления. Канавка Богородицы.
О монастыре: История обители. Серафим Саровский.
Очевидное-невероятное.
О вторичном обретении мощей святого Серафима Саровского.
О Дивеевских матушках.
Любимая икона Серафима Саровского.
Что привезти из Дивеева.
Дивеевские Источники. Про купание.
Другие Дивеевские достопримечательности.
Где поесть в Дивеево.
Дивеево сегодня.
Послесловие.
Дорога.
В Дивеево мы едем из
Москвы через Муром. Из Москвы до Дивеево – 430км, от Мурома – 130км. Дорога из Мурома до Дивеево – уникально красивая. Но Высоцкий явно несправедлив к ней в своей песне: «В заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх. В заколдованных болотах там кикиморы живут, – защекочут до икоты и на дно уволокут. Будь ты конный, будь ты пеший – заграбастают, а уж лешие так по лесу и шастают. Страшно, аж жуть!». К этой потрясающей природной красоте лучше подходит размашистая песня Руслановой: «На муромской дорожке, стояло три сосны...». Cосен там, конечно, уже не три, а целый бор. Сосны – классические – здоровые, мощные, стройные, янтарные стволы и пушистые зелёные колючие шапки. А ещё невероятные по красоте синие люпиновые поля. Это не поля вообще, а моря. Особенно, так кажется, когда мчишься мимо них в машине. Такое синее бесконечное буйство-раздолье по обеим сторонам дороги. И медовый аромат.
Мы собирались в Дивеево из Москвы с замиранием сердца. Но Дивеево – это не просто прекрасная природа и красивый монастырь. Дивеево – это очень сильное энергетически и обдирающее от всего лишнего душу место. Дивеево – это ваша проверка – на прочность, на вшивость, на силу духа, на веру. Это лакмусовая бумажка.
Дивеево нас протрясло в самом буквальном смысле этого слова. По дороге туда мы получили одно «известие», которое было для нас как тёрка. Назовём его сейчас «стресс». Это событие выбило нас из приятной путешественнической расслабленности и поместило в несколько иное измерение. Дивеево – дало нам испытание и сразу проверило нас таким образом на прочность. Два дня там нас трясло. Сразу скажу, забегая вперёд, по возвращению из Дивеево, «проблема» удивительным и непостижимым образом исчезла. Как будто её и не было. Но, я до сих пор не уверена, где-то там, на тонком плане, выдержали ли мы это испытание. Но не об этом речь.
Гостиница.
Мы останавливались в гостинице «Заречная». Мы выбрали эту гостиницу не потому, что она была самая дешёвая, а потому, что мы поздновато спохватились с бронированием и мест в двух других - «Дивеевская слобода» и «Московская» - уже не было. Только, на удивление, в одной «Заречной» были номера, да ещё и на выбор. Мы забронировали полулюкс за 1,7т.р., и в принципе и гостиницей, и всеми условиями проживания в ней остались вполне довольны. Внешне она выглядит просто – 2х этажное здание-прямоугольник, серый сайдинг, находится на одной из деревенских улиц. У гостиницы есть парковка. Наш номер-полулюкс впечатлял «богатством» - линолеум под тёмно-зелёный малахит, яркие виниловые обои в убойную сине-бежевую полоску, белая блестящая мебель и прочие вычурности в стиле нэпа и Остапа Бендера. Но это – если придираться, то есть просто несовпадение вкуса, а в целом номер был большой, чистый, с диваном, трюмо, вазами с гербарием, телевизором, даже с зубными щётками в душевой. В гостинице отличное кафе (о нём ниже). До центра села, т.е. до монастыря идти пешком минут 15-20, на машине минут 5-7.
Для сравнения: гостиница «Дивеевская слобода» - это гигантский гостиничный комплекс на краю села в виде какой-то древнерусской крепости-башни. (Принадлежит Елене Батуриной). До монастыря идти пешком тоже ~ 20 минут. Гостиница «Московская» - самая центральная, расположена чуть ли не на территории самого монастыря. Выглядит очень красиво – такой нежно-кремового цвета свежеотреставрированный особнячок. (Принадлежит олигарху Олегу Дерипаске).
О селе Дивеево: Наши впечатления.
Дивеево – даже сейчас – стоит перед глазами. Золотая такая картинка. Храмы и купола. Но начну с села Дивеево. Это Нижегородская область. Только въехав туда, мы сразу поняли, что такие сёла и называют богатыми. Село огромное, асфальтовые улицы, речка Вичкинза, пруд, крепкие дома, центр – монастырь, а также разные общие кирпичные постройки – магазины, администрация, школа, почта и т.д. Есть провинциальные города, которые выглядят, как деревни, а село Дивеево, наоборот – называется село, а на самом деле настоящий маленький городок. Главная улица, которая тянется вдоль монастыря – Октябрьская. Около монастыря есть большой плакат со схемой улиц и их названиями, чтобы туристы не заблудились. Представляете – какое большое село.
Сначала глазам было очень непривычно видеть очень много людей в тёмной монашеской одежде. Конечно, мы раньше видели и монахов, и монашек, но здесь в Дивеево, их очень, очень много. Мы встречали их не только в монастыре, и не только около, а на всех улицах, даже в деревнях. И если поначалу воспринимали этих людей, как что-то необычное, то потом, наоборот – как что-то само собой разумеющееся.
О монастыре: Наши впечатления. Канавка Богородицы.
Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало – очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь. Мы совершенно случайно пошли правильным путём – через Колокольню. Правильным – потому что так получается более торжественно, не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни, увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно- белого цвета, почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне – не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво.
На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) – мужского рода, а Преображенский – женского. Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий – высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский – стройный, мягкий, белее снега и купола золотые.
Мы зашли в Троицкий собор. Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный. Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так – почувствовали себя невправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо. Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок. В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».
Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному. За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки – бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.
Дальше мы заходим в Преображенский собор. Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого. Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка. Она начинается сразу за Преображенским собором, чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее.
Я подготовилась к ней ещё заранее. По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей – старое осталось за калиткой.
Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Отец Серафим говорил так: «Канавка эта – стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и
Иерусалим, и
Киев».
У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта. Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» - это за гранью моего понимания.
Канавка – очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами. Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом – разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.
Начинать читать молитву нужно сразу же, как только вы на неё ступили, иначе не успеете прочитать 150 раз. Её длина и количество молитв продуманы ещё самим святым старцем Серафимом.
О монастыре: История обители. Серафим Саровский.
Серафимо-Дивеевский монастырь – женский. Девичья обитель. Взятая под крыло святым старцем Серафимом.
Всегда удивляет – как, почему именно здесь, в этом месте появился монастырь? Почему выбрал для себя именно Дивеево?
Его основоположница – матушка Александра, монахиня из одного киевского монастыря.
И ей было видение. Богородица повелела ей идти на север
России, обходить все великорусские святые места, и там она ей укажет место для великой обители, для своего четвёртого удела. Богородица имела в виду четвертый после Иверии (
Грузии), Афона (
Греция) и Киева удел, где она по преимуществу обитает. Монахиня пошла. Путь далёкий, много городов, сёл, деревень. Она прошла Муром и направилась в Саров. Но, не доходя до него километров пятнадцать, в деревушке Дивеево, на отдыхе, в тонком сне ей снова явилась Богородица. Божия Матерь сказала: «Вот это место». Это было ~ в 1760 году.
В мирской жизни матушка Александра была богатая помещица Агафия Мельгунова. Она продала своё имение, поселилась в Дивеево. И построила первую там каменную Казанскую церковь. Так возникла Казанская обитель.
Но как же интересно переплетаются судьбы людей, которые, казалось, текут параллельно и не имеют возможных точек соприкосновения.
В 1754 году в Курске в семье купцов Исидора и Агафьи Машниных родился сын – Прохор. Когда он родился, один блаженный человек сказал матери: «Счастливая ты Агафья! Твоё дитя, когда вырастет, станет великим молитвенником за весь мир!...».
В 10 лет мальчик взобрался на колокольню церкви, которую строила его семья, и сорвался. Упал с большой высоты, но остался невредим. С этого времени в нем стало крепнуть стремление к богу.
В 24 года Прохор Машнин поступил в Саровскую пустынь «для духовного делания». Там, через 8 лет послушничества, он принял постриг с именем Серафим. Однажды настоятель Саровского монастыря Пахомий и два его монаха Исайя и Серафим шли по делу мимо Дивеева. Матушка Александра попросила саровского старца не оставлять без попечения место указанное Богородицей. Пахомий указал на Серафима. Потом все пошли своими путями – монахи дальше, по своим делам, а матушка Александра со спокойной душой в мир иной. Так духовным отцом Казанской обители стал отец Серафим. Ему было 33 года.
Но Серафим отказывается пока от назначения. Его искренне не интересуют мирские хлопоты. Он пока не готов. Поэтому в 40 лет он удаляется в лес, в Дальнюю пустынь и становится отшельником. Ни его иконах можно увидеть истории про то, как он приручил медведя, как на него напали злодеи и жутко избили.
В 53 года он берёт на себя ещё обет молчания и столпничества. Он стал молчальником – совсем перестал разговаривать – потому что молчальники так ценят время, что ни на минуту не хотят отвлекаться от молитвы – рассеиваться. А столпниками называли монахов, которые молились, стоя день и ночь на широком столбе-башне. Отец Серафим заменил столб огромным камнем-валуном и молился, стоя на нём на коленях, с воздетыми к Богу руками. В Саровском лесу он провёл 15 лет…
В 56 Серафим возвращается в монастырь, но становится затворником, т.е. уходит в келейный затвор, на 5 лет закрывается в своей келье. Что он там делал? Молился…. Когда Серафим вышел из своего затвора, это был уже не тот человек, что ушел. Да и остался ли он после этого человеком? Скорей уж он стал духом, сгустком благодатной энергии. Ему были дарованы два дара – целительство и прозорливость. За тридцать молитвенных лет Серафим накопил такую энергию духа, что легко мог творить любые чудеса. Мог мгновенно перемещаться на любые расстояния, внушать человеку любые мысли, ясно видеть будущее, исцелять больных и так далее.
В 61 год отец Серафим выходит из затвора и начинается его новый подвиг – старчество. Старец Серафим исцеляет больных людей, утешает несчастных советами. В это время к нему снова явилась Богородица и спросила: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы моей Агафии?» Далее она в мельчайших деталях объяснила, как обустроить новую обитель рядом со старой, Казанской. Главный принцип: ни одной вдовицы, все должны быть девушками. Кончив речь, Богородица ударила жезлом о землю, и в том месте пробился источник (о нём будет ниже).
Тогда отец Серафим сам начинает валить деревья в Саровском лесу для постройки ветряной мельницы будущей девичьей общинки, от которой (по замыслу Богородицы) девицы должны были питаться. Это было зимой, а летом она уже замолотила. И сюда были перевезены те девушки, на которых отцу Серафиму указала сама Богородица. Первоначально их было двенадцать, по числу апостолов. Восемь из них были взяты из Казанской общины. Новая обитель стала называться Мельничной.
Своим чудесным даром отец Серафим исцелил от ужасного недуга одного богатого помещика – Михаила Мантурова. Мантуров в знак благодарности, продал своё имение и на эти деньги был куплен участок земли рядом с Казанской церковью и рядом к ней начали пристраивать Рождественскую церковь (Рождества Христова, в ней всегда перед образом Спасителя горит неугасимая свеча) для новой общины. А через несколько лет тоже рядом стали возводить вторую Рождественскую церковь (Рождества Богородицы, в ней звонят особые маленькие колокола).
А также отец Серафим дал указание сёстрам по обустройству Канавки.
В 1829г. (Серафиму – 75 лет!) Мельничной обители выделили большой участок земли. По её получении Старец приказал обходить её и обкладывать камешками, а затем по полученному следу опахать землю сохой по одной борозде три раза. После Серафим велел обрыть её канавкою в три аршина глубины и три аршина ширины, а вынимаемую землю бросать так (вовнутрь обители), чтобы образовался вал в три аршина. Для укрепления вала он велел посадить на нём крыжовник. (Аршин - ~72см, три аршина – сажень – 215см). Канавку рыли 2,5 года. Она представляет собой замкнутый 7-миугольник.
Так появился Дивеевский монастырь, вернее, Казанская и Мельничьи девичьи общины объединились после ухода преподобного старца и стали именоваться Серафимо-Дивеевским монастырём.
Любимые слова Серафима Саровского: «Радуйтесь! Радуйтесь!».
Очевидное-невероятное.
О вторичном обретении мощей святого Серафима Саровского.
В 1927 году Серафимо-Дивеевский монастырь – был разгромлен. Мощи святого старца Серафима Саровского – исчезли.
О вторичном обретении святых мощей я прочитала удивительный рассказ. Просто потрясающий. Вот выдержки (с удовольствием дала бы ссылку, чтобы прочитать весь рассказ целиком, но боюсь, что её уберут):
«В юности я волею судьбы устроился работать в Казанский собор… Мало кто в курсе, что Музей Атеизма в Казанском соборе планировали переделать в настоящий в буквальном смысле Храм Атеизма. Был готов даже алтарь с Лениным и Хрущевым за столом как во время тайной Вечери и космонавтами, парящими над ними, как Ангелы. Но при Брежневе этот проект заморозили.
В то время, когда я там работал, ходили слухи, что Казанский Собор вот-вот из Храма Атеизма снова превратиться в Действующий Храм. Там даже стали проводить регулярные службы по выходным, не дожидаясь официального решения. Шла большая разборка запасников и возвращение различным религиозным конфессиям предметов культа, изъятым во времена воинствующего атеизма. И мы – я и мои друзья, работавшие со мной, принимали в этом непосредственное участие, между пьянками и наркотическими трипами.
Чем глубже шли чердачные разборки, тем чаще один из рабочих по экспозиции Юра Шилов, мой приятель-хиппи, с восторгом сообщал, что они нашли. На перекурах в подвале, где встречались научные сотрудники, рабочие и музейные смотрители, шло живое обсуждение находок. (Подвал раньше был дополнительным залом, в котором демонстрировались орудия пыток Святой Инквизиции, но теперь был захламлен и превращен в склад и несколько каморок для обслуживающего собор персонала).
Практически все найденное почему-то было связано с буддизмом, исламом и даже синтоизмом. Администрация музея превратила его в какую-то свалку предметов культа. Не архив и хранилище, а именно свалку и помойку, так как все хранилось в ужасном состоянии, вперемешку и хаотично брошенное, лишь бы только скрыть и укрыть от народа его святыни. Какой-то сумбурный склад оголтелых безбожников – вот что представляли гниющие и запыленные запасники Казанского собора. Полвека, не рассортированные и наваленные друг на друга, там лежали священные предметы разных религий, собравшихся в единый сгусток Духа, перестав враждовать и объединившись перед своим Общим Врагом – Безверием. Храня молчание и ожидая своего воссоединения с верующими, они скрывались на чердаках Казанского Собора годами. Будда, Иисус, Магомет стали Едины там. Только благодаря Высшим Силам, Забывчивости и Лености сотрудников многое не было разобрано, разбито, расколото, уцелело и не было выброшено в буквальном смысле на помойку истории.
И вот в один из дней наших исследований и раскопок в центре
Санкт-Петербурга с чердаков временной экспозиции Отдела Буддизма по винтовой лестнице слетел вышеупомянутый рабочий экспозиции Юра Шилов, с выпученными глазами и как будто вмазанный чем-то не по-детски…
Первое, что я услышал, было:
- Я нашел Труп! Там труп на чердаке! Слышите?!
В тот же миг мурашки пробежали у меня по спине, и я в шоке отшатнулся от выбежавшего приятеля… При мысли о страшной находке, которая находилась в данный момент наверху, над нами, мне стало реально не по себе. Вскоре вокруг Юры собрались все работники Музея… Он, волнуясь, стал им все рассказывать, а потом повел наверх директора и зама. Те вернулись бледные и взволнованные, как и Юра. Началось, подумал я. Началось, действительно. Можно было и не думать. Уже вскоре в Музей вошли два священника, явно приехавшие с каким-то высшим заданием и проверкой. Все было как в кино. Они поднялись все вместе наверх, вслед за Юрой. Побыли там немного и вскоре вышли, неся на руках то, что могло быть только одним – завернутым в ткань человеческим телом.
Как в калейдоскопе я вижу произошедшее в те дни. Яркую, призрачную, состоящую из осколков моей памяти мозаику, складывающуюся с каждым поворотом воспоминаний в более новый и необычайной красоты узор.
Официальная информация гласила следующее: «…в январе 1991г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде, неожиданно для всех были найдены мощи преподобного Серафима Саровского – одного из самых почитаемых русских православных святых». Парень, нашедший великого русского Святого, был наркоман и хиппи Юра Шилов. В Чекистском кожаном плаще. Выглядящий внешне как Чарли Мэнсон.
…В тот миг, когда тело спустили сверху, мои губы беззвучно стали произносить «Господи Иисусе Христе (вдох через нос), помилуй мя (выдох через рот). «Господи Иисусе Христе (вдох через нос), помилуй мя (выдох через рот). «Господи Иисусе Христе (вдох через нос ), помилуй мя (выдох через рот).
Уже гораздо позже в зрелом возрасте я читал, что Серафим Саровский был канонизирован Русской Православной Церковью при соучастии Св. Царя Николая II летом 1903 года. И о том, что Он предсказал, что Его мощи будут утеряны в смутные времена для России и будут снова обретены. Когда я писал этот текст, я выяснил, сколько Мощи Серафима пролежали спрятанными, а потом утерянными в Казанском Соборе.
В 1920 году Новой Властью Мощи были изъяты из Дивеевского монастыря под Арзамасом, откуда и переправлены в Страстной монастырь, который был осквернен в 1921 году, когда из него сделали первый Музей Атеизма. В 1934 году Мощи исчезли из Страстного монастыря, который взорвали во время кульминации развернувшейся антирелигиозной кампании.
С 1934 по 1991 год. 57 лет. Больше полувека. На чердаке, над головами нескольких поколений, приходивших в Музей Религии и Атеизма поглазеть на диковинки, лежали мощи Святого, и об этом никто не знал. Включая тех, кто их должен был оберегать, если не как священную реликвию, то хотя бы как музейный экспонат. Они просто потерялись, как и многое другое в наших замечательных музеях. Затерялись среди раритетного барахла.
Внимание – цитата из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанного им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви.
«Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, - говорил Патриарх Алексий II, - мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви. Первая святыня, которая была возвращена, - мощи святого благоверного князя Александра Невского. Вскоре были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники, и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!" Чьи это мощи? Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания».
Далее хроникеры говорят нам о следующем – опять цитирую: «Патриарх Алексий II начал поиски акта о вскрытии мощей преп. Серафима, который вскоре был найден. «И, сопоставив два акта - о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, - говорит Святейший Патриарх, - я направил в Ленинград двух архипастырей – епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи... Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви».
Вот этих двух бородатых молодых священников, стоявших возле завернутого в рогожу тела, я боязливо, памятуя Имя Господа, наблюдал девятнадцатилетним юношей. Мумия в рогоже лежала перед ними на четырех составленных стульях. А они неспешно ходили рядом с ней, взволнованные не на шутку.
Будучи найденными, действительно, чудесным образом, св. мощи преп. Серафима Саровского начали свой «крестный ход» по Руси. Из Ленинграда в Москву и оттуда в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом… Мощи перевозили в микроавтобусе, который сопровождал повсюду автомобиль Патриарха, с остановками в городах и монастырях по пути следования, где Патриарх служил Литургию, и массы верующих приходили на поклонение к Святым Мощам. 1 августа 1991 г., в день памяти преп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеево. Безусловно, это стало одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.
И этому чуду я был свидетелем. Каждый раз, как я вспоминаю эту историю, мне приходят на ум рассказы о временах, когда христианская религия находилась в состоянии постоянного ощущения чуда и потустороннего мира. Меня всегда потрясали рассказы о Первосвященниках, которые во время воскресного служения, заходя в алтарную часть, привязывали к ноге веревку. Конец веревки оставался в руках остающихся в этом мире священнослужителей. Ведь Алтарная часть обозначалась как воплощенное Царствие Божие на Земле. Как Иной Мир. И уход в Него на каждую Службу был равносилен выходу в открытый космос, прогулке по Луне первых астронавтов. Веревка была единственной связующей нитью с реальным миром. Священник каждый раз не знал, что с ним случится в этом измерении. Он входил в транс и начинал таинственный ритуал поклонения Богу. С ним действительно могло произойти что угодно, и Бог мог Явиться ему в любую секунду, так как трепет веры разносился вибрациями со сверхсветовой скоростью во все стороны Вселенной и за ее пределы. Священник мог лишиться чувств от их переизбытка. Потерять сознание в любую секунду. И тогда служки его вытаскивали за эту веревку наружу, чтобы привести в себя. Священники были те же самые шаманы. Каждая служба была глубочайшим таинством. Только когда священники потеряли страх божий и перестали привязывать веревку к ноге, за ними потеряла этот страх и их паства, и потеря этого страха привела к потере Храмов и превращения Домов Бога в Гостиницы человеков.
И я именно тогда, в тот день, испытал в первый раз в жизни, тот самый страх Божий. Я боялся подойти близко и видел только стопы Святого, торчащие из обворачивающей Его ткани, напоминающей холст. Стопы Тела, уложенного на стулья музейных смотрительниц. Все, что мне хотелось тогда – это наблюдать из-за угла и повторять Иисусову молитву. Страх Божий снизошел на меня, и я побоялся приблизиться. Вокруг найденных мощей бродили священники и о чем-то толковали между собой, осматривая мумию. Чувствовалось, какой переполох наделала случайная находка хиппи во всем мироздании.
Сейчас я понимаю, что был в тот момент настоящим русским Бен Гуром. Современником Христа, не принимавшим никакого участия в Евангельской Истории, но бывшим ее немым и боязливым свидетелем.
Но тогда не было никакого осознания, только чувство. Спустя много лет пришло понимание произошедшего в те дни соприкосновения с Историей.
«10 лет назад, в рождественские дни 1991г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде, неожиданно для всех были найдены мощи преподобного Серафима Саровского – одного из самых почитаемых русских православных святых».
Когда я наткнулся на эту статью в «Православной газете» «Чудо обретения мощей», то подумал: Боже ж Ты Мой! Это же мы! Это же мы Его нашли!» (Рассказ написал Дима Мишанин).
О Дивеевских матушках.
Когда мы заходили в Рождественский и Преображенский соборы, внутри них всегда стояли очереди к мощам дивеевских блаженных женщин, а за первым собором в некрополе экскурсоводы подводят группы к зелёным бархатным холмикам и тоже рассказывают про них. Кто это? Оказывается, Дивеево выбрали своим местом несколько блаженных стариц. Их всем сердцем привечал батюшка Серафим.
Блаженные – это особые люди. Блаженность – очень трудно объяснить словами материалистически настроенному человеку, потому что это не врождённое качество, а приобретённое. В книжках пишут, что это – «один из труднейших подвигов христианства», что юродивые это – «люди, которые представлялись как бы лишёнными рассудка». Для чего? – Чтобы побороть гордость, чтобы, изъясняясь иносказательным языком, сильнее воздействовать на людей, мимо которых слова обычные проходят мимо.
Но это не совсем понятное объяснение: получается, что какое-нибудь актёрство или любое сумасбродство, тоже можно назвать блаженностью. А это неправильное понимание.
Блажённые – это полуспящие люди. Мы с вами тоже спим, и видим сны, и знаем, что сон это всегда иная, другая реальность. Особенно эта граница отчётливо ощущается, когда мы просыпаемся – где мы – там или тут? Блажённые люди – находятся больше Там, чем Здесь. Но их другая реальность – всегда светлая. Там – они очень близко видят Бога. Там – они разговаривают с Богом, а не с тёмными сущностями. Поэтому они ясновидят, поэтому они говорят правильные вещи, хотя при этом они ведут себя по- разному – играют в куклы, передразнивают, выясняются образно, а также здесь могут присутствовать и сопли, грязь, лохмотья, т.е. весь тот набор, который обычных людей отпугивает и внушает (может внушать) страх, презрение, отвращение. Но блажённым нет никакого дела до искусственных правил нашей обыденной жизни. Они – светлые люди, они – взрослые дети. А вот мы, обычные нормальные люди, имея и трезвый ум, и здравую память, находясь в этой реальности и говоря красивые слова, часто творим ужасные гадости.
Вот ещё одно интересное понимание блаженности: «В какой-то момент на Руси стали считать, что юродивый – это умный человек, прикидывающий дурачком. Смирение гордого ума – это, может, и очень большой подвиг, но все-таки в первую очередь это всего лишь притворство. Настоящее же юродство – отнюдь не притворство, не имитация дурости, но – неподдельная дурость. Которая, впрочем, вовсе не отменяет подлинный ум. Ты просто впадаешь в состояние, когда обыденный ум (умение ориентироваться в условностях мира) вдруг отлетает, и на его место приходит что-то другое: мудрость, которой уже нет никакого дела до глупых условностей».
И ещё пришла в голову странная мысль (Дивеево ведь): блаженные – это удивлённые люди. Удивлённые Богом.
В некрополе (за Рождественским собором), помимо других священнослужителей, захоронены блаженные – Пелагия (в центре), Параскева (справа), Наталья (слева).
Блажённая Пелагия (Пелагия Ивановна Серебрянникова, в монастыре прожила до 1884г.) – «безумная Палага», «дурочка» для одних людей и «великий светильник света», «духовная мать», «второй Серафим» для самого батюшки и остальных. Она была замужем, родила детей, но её душа стремилась к иному. Её очень любил отец Серафим. Когда Пелагея с мужем приехали в Саров (в 1828 году), Серафим беседовал с ней шесть часов наедине. Провожая, прилюдно ей поклонился до самой земли и сказал, чтобы скорей шла в Дивеевскую обитель.
Блаженная Параскева - Паша Саровская (Параскева Ивановна, в монастыре прожила до 1915г.) – «третий Серафим». У неё очень была тяжёлая судьба. Она крепостная. Помещица придралась к ней, навела ложь из-за якобы «воровства», отдала её, честную жену, пьяным солдатам. Параскева потом ушла в Киевскую Лавру и там приняла схиму, что для женщин практически недоступно. 30 лет жила в лесу, там её нищую, тоже ограбили разбойники, так же, как и святого Серафима, а вдобавок отрезали ей ухо. Она пришла в Дивеево, в монастырь и здесь осталась. Жила блаженная Паша в маленьком домике-келье, который называла «пустынькой». Играла в куклы, за её переменчивым настроением, иносказательными разговорами и поступками скрывалась высочайшая любовь, смирение и сострадание. К ней вереницей текли люди. Она привечала всех и никого не выделяла ни по чину, ни по регалиям, ни по званиям. Только блажённые так могут поступать. К ней приезжали Николай II с женой. И Паша ему всё предсказала: революцию, гибель династии… Она даже показала куклу мальчика и сказала: «Это ваш». Но Императрица проявила недопонимание: не верю. Тогда блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».
Здесь на территории монастыря есть её голубой домик, та самая «пустынька», а сейчас в нём размещается её музей и паломнический центр.
Блажённая Наталья (Наталья Дмитриевна, в монастыре прожила до 1900г.). Она также обладала даром совета.
Как это ни странно звучит, в советское время на месте их захоронения стоял …пивной ларёк. Там среди местных алкашей часто появлялись и сидели на лавочке эти блаженные старицы - Пелагея, Паша и Мария, чьё место было попрано ларьком. Особенно смущалась ларечница при виде этих трёх неведомо откуда взявшихся блаженных старушек.
Там же в некрополе, но чуть подальше захоронены блаженная Мария и отец
Владимир.
Блаженная Мария (Мария Ивановна Федина, в монастыре прожила до 1931г.) – преемница Паши Саровской, она получила от неё благословление. Обладала даром прозорливости с детства. Скиталась, голодная, нищая. Никто не слышал от неё ни жалобы, ни стона, на раздражительности или сетования на несправедливость. По её молитвам люди исцелялись, её советы – помогали жить. Монастырь закрыли в 1927г., блаженную старицу даже арестовывали, но потом всё же отпустили. Она предсказывала даже в те тёмные времена возрождение монастыря.
Отец Владимир (Владимир Шиков). Мы удивились, увидев одну могилку всю в букетиках цветов, свечках и записочках, которые были заложены даже за большой деревянный крест. Оказалось, это иеромонах Владимир, который отмаливал людские грехи. Брал их на себя. В материальном мире, конечно, такое звучит странно, а в тонком – доступно и понятно. Он забирал грехи людей к себе и потом отмаливал их перед Богом. Но один грех – болезнь – отмолить не получилось, и она перешла на него. Исцелённый человек уехал, а отец Владимир ушёл в мир иной. Но к нему до сих пор приходят толпы людей, и просят, и просят, и просят.
Помимо захоронений блаженных и монахинь на территории монастыря, в самих церквях и обоих соборах находятся мощи святых блаженных в деревянных раках. К ним тоже приходят люди.
В Казанском церкви (на входе, недалеко от Колокольни) находятся мощи блаженных Пелагии, Параскевы (Паши Саровской) и Марии.
В пристроенной к ней Церкви Рождества Богородицы находятся мощи основательницы монастыря матушки Александры и духовных дочерей отца Серафима - схимонахини Марфы (слева) и Елены Мантуровой (справа).
Матушка Александра (Агафия Семёновна Мельгунова). Основательница Казанской общины в Дивеево, которая потом стараниями отца Серафима объединилась с Мельничной общиной, а потом превратилась в Серафимо-Диве