21 августа 2008.
По истечении некоторого времени хочется вспомнить прошедшее путешествие
( приключение, экскурсия – может быть) состоявшееся по нашему общему желанию (членов нашей семьи) по Европе на автобусе до
Парижа и обратно.
Конечно, главной точкой, целью, практически смыслом всей этой езды был Париж.
Но не только. Хотелось глянуть – хотя бы мельком, хоть чуть-чуть, на чужой , заграничный ,непонятный интересный не наш мир. Эта возможность увидеть много за короткий отрезок времени появилась, во-первых, со снятием границ в Европе ( Шенген) и во-вторых, во время автомобильного путешествия.
Хотелось, конечно, поехать самому, но полное незнание языков привело в наш автобус, на котором мы и двигались из Санкт- Петербурга до Парижа и обратно с 15 по 24 июля сего года.
Маршрут был интересен и лично для меня нов – все члены моей семьи уже были в
Финляндии, мне же предстояло впервые пересечь границу в Торфяновке.
Но до границы было знакомство с санитарной остановкой – не доезжая до поворота на Выборг на какой-то автозаправке, оборудованной кафе и платным туалетом- то есть всем необходимым для санитарной остановки.
Справедливости ради надо сказать, что наши водители только один раз заезжали с туристами на автозаправку , нет, два, один раз в
России, и один раз в
Голландии, всё остальное время они на заправки ездили без нас, что говорит о внимании к туристам.
Дальнейшие санитарные остановки были за границей и почти все на бесплатных туалетах. Если нет возможности обходиться без туалета по 3 - 4 часа – Вам не ездить в автобусные экскурсии. Туалет в автобусе, конечно, есть, но он , как правило, закрыт и на него рассчитывать не стоит. А на трассе ( автобане, скоростном шоссе ) нельзя остановиться , как у нас , в любом месте и бежать в лес. Европа, тудыть—растудыть.
Ну и на санитарных остановках готовьтесь к очередям в туалеты- и хорошо, если Ваш автобус только один , а не несколько. Ну и ладно об этом.
За границей началась другая страна, бросается в глаза абсолютно всё - и всё не в нашу пользу. На трассах в Финляндии стоят двойные термометры – один показывает температуру воздуха, другой- температуру дорожного покрытия. Ямы закончились в Торфяновке – мы чай пили на скорости 70 км в час, не пролив ни капли, что не удастся у нас практически нигде. Дорога закрыта на всём протяжении сетчатым заграждением – чтобы дикие животные не попали на дорогу под колёса автомашин. Животные есть – проезжая по
Швеции, видел как недалеко от леса, но по полю неторопливо брели два оленя. Главное, недалеко и от дороги, но сфотографировать не успел. И был случай в
Германии, в Бохуме- через дорогу перебегала белка. Не очень спеша , но и не быстро – так, величаво поспешая.
Так, по отличнейшему шоссе, мы быстро двигались в сторону
Хельсинки. Да него была одна остановка – на ней же мы останавливались на обратном пути – кафе и магазин на берегу озера, красивого и чистого – мы с ребёнком спускались к берегу.
В Хельсинки первая остановка пришлась на парк, в коем основным монументом высилась конструкция из труб – памятник Сибелиусу. Хотелось всегда увидеть чего-то нестандартного, а не бродить с толпой по хоженым туристским дорогам- хотелось пройти лесом и по тропинке. Мы углубились в сторону парка, вдоль какой-то скалы с сочащейся по ней водой и мило разбросанных там и сям на лужайках отдыхающих, возможно, местных, а может быть, приехавших в столицу из пригородов финнов. Неизвестно, пообщаться мы с ними не смогли в силу отсутствия знания финского ( учите языки ! ).
Далее по времени ,означенному гидом , все дружно собрались в автобус и поехали к следующей остановке- церковь в скале. Пешком это недалеко, но ограничения во времени гнало нас постоянно.
Позже я проверил по времени съёмки – чистое время нахождения в городах, заявленных
1) Хельсинки 1,5 часа , из них свободное 35 минут
2)
Копенгаген 1 час , из них свободное 30 минут
3)
Амстердам 5 часов , из них свободное 2,5 часа
4) Париж 3 суток , из них свободное практически всё
5) Любек 2,5 часа , из них свободное 1,5 часа
6)
Стокгольм 3 часа , из них свободное 50 минут.
За свободное время надо было успеть найти и выбрать какие-нибудь сувениры. Успеть увидеть нетуристский вид города, хоть чуть-чуть понять жителей – если они есть, конечно. В такой гонке это нереально.
А это анонсированный план поездки. Как видно, большими буквами города написаны зря- ну да это реклама – что с неё возьмёшь ?!
1 день:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – ХЕЛЬСИНКИ
В 5.00-5.30 - отправление автобуса из СПб в Хельсинки, Лиговский 10. Прибытие в ХЕЛЬСИНКИ. Обзорная экскурсия по городу: Сенатская площадь, Успенский собор, Церковь в скале, Шведский театр… Переезд в Турку (160 км). В 18.30/21.00 регистрация и посадка на паром компании Tallink Silja/Viking Line. Размещение в каютах с душем, туалетом и кондиционером. Отправление в Стокгольм. Ночь на пароме.
2 день: КОПЕНГАГЕН
В 6-30 прибытие в Капельшер/Стокгольм. Отправление в КОПЕНГАГЕН. Обзорная экскурсия по городу: Ратушная площадь, Кристиансборг, Амалиенборг, Русалочка… Переезд в Родбю. Посадка на паром. Отправление в Путтгарден (Германия); время в пути – 40 мин. Прибытие в Германию. Переезд в
Бремен. Ночь в транзитном отеле .
3 день: АМСТЕРДАМ
Завтрак. Отправление в Амстердам. Прибытие в АМСТЕРДАМ. Пешеходная экскурсия по городу: Башня Слёз, Дамрак, Королевский дворец, Ниуве Керк… Для желающих – катание на кораблике по каналам (10/8 eur).
Переезд во
Францию. Размещение в отеле.
4 день: ПАРИЖ
Завтрак. Отправление в ПАРИЖ. Обзорная экскурсия по городу:
Елисейские поля, Триумфальная арка, площадь Согласия, Гранд Опера, собор Парижской Богоматери,
Эйфелева башня. Размещение в отеле. По желанию при гр. 20 человек - экскурсия «Вечерний Париж» (доп.плата). Возможно катание на кораблике по Сене (10/5 eur), подъём на Эйфелеву башню (от 6 eur).
5 день: ПАРИЖ - ВЕРСАЛЬ
Завтрак. При группе от 20 человек – поездка в ВЕРСАЛЬ (15/10 eur) с посещением дворца и парка (15 eur). Посещение музея духов «Фрагонар». Возвращение в Париж. Музейный день. Вечером возможно посещение Аквабульвара - самого большого в Европе парка водных развлечений (вход.билет + трансфер 30 евро при группе от 15 человек) . Ночь в отеле.
6 день: ЗАМКИ ЛУАРЫ
Завтрак. Поездка в долину Луары, знакомство с великолепными королевскими замками (при группе 20-30 человек – 45 eur, 31-40 человек – 40 eur, 41 чел. и более – 35 eur). Возможно посещение винных погребов с дегустацией местных вин (5 eur). Возвращение в Париж. Ночь в отеле.
7 день: ПАРИЖ -
ДИСНЕЙЛЕНД Завтрак. Свободное время в Париже или, при наличии группы 20 человек, поездка в Мир Развлечений Диснейленд (проезд + входной билет – 55/45 eur). Отправление в Германию, транзитная ночь в отеле типа Formula 1.
8 день: ЛЮБЕК
Завтрак. Переезд в ЛЮБЕК. Осмотр «Города золотых башен».Свободное время ( возможно посещение магазинов ) Отправление в Росток\\Засниц. Посадка на паром компании Scandlines. Размещение на сидячих местах (возможно размещение в каютах за доп. плату). Отправление в Треллеборг (Швеция).
9 день: СТОКГОЛЬМ Прибытие в Треллеборг. Отправление в СТОКГОЛЬМ. Обзорная экскурсия по городу: Королевский театр, Королевский дворец, Музейный остров… В 19.15/20.10 посадка на паром компании Tallink Silja/Viking Line. Размещение в каютах с душем, туалетом и кондиционером. Отправление в Турку.
10 день: ТУРКУ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В 8.00/7.35 прибытие в Турку. Отправление автобуса в Санкт-Петербург, по пути возможно посещение Аквапарка и остановка в коптильне.
Прибытие в Санкт-Петербург после 24-00.
Я предполагал, что так будет, не ожидал только , что будет так мало. Приходилось изыскивать резервы.
Такими резервами стали остановки в транзитных гостиницах.
Их было три – в Германии Бремен и Бохум и Лилль во Франции. Так , по времени нахождения в городе как в населённом пункте в Бремене я провёл 2 часа, то есть в два раза больше, чем в Копенгагене.
Но это забегая вперёд, а в Хельсинки после церкви в скале нас снова по времени отвезли на Сенатскую площадь с Успенским , надо думать, собором, где напоследок было ещё свободное время – 20 минут, за них я с ребёнком сбегали до набережной, нюхнули запах берега , прибрежного рынка, попал под велосипед на велосипедной дорожке ( она , оказывается , для пешеходов не предусмотрена) . Супруга с другим ребёнком в это время поднялась по ступенькам и зашла в Успенский собор, успев глянуть на него изнутри.
Мне , впервые попав в Финляндию, было безумно интересно, я не успевал вертеть головой по сторонам и удивляться – нравилось всё.
Очень быстро уехали из Хельсинки- следующий этап до г. Турку, где нас ожидал его величество ПАРОМ.
На нашу беду – или радость удивления – это был самый крупный в своём классе паром «Силья Европа / Silja Europe». Рядом с ним соседствовавший паром компании «Викинг Лайн» казался маленьким катерком. 202 метра длины, 32 метра ширины, 3023 пассажира, располагаемые в 1146 каютах, 2 автомобильных палубы из всего 11-ти – потрясающе ! Заблудиться вначале казалось, очень просто, а потом вроде и понятно. Указатели , лифты , лестницы, 2 палубы магазинов и кафе, танцплощадки с живой музыкой – ансамбль или гитаристы, вертолётная площадка, верхняя обзорная открытая палуба – можно было просто стоять и смотреть, как паром медленно продирается через шхеры выхода из Турку в открытое Балтийское море (фотография именно этих шхер есть в Википедии).
Усталости не чувствовалось, хотелось бродить по парому ещё и ещё , но утренняя побудка
( прибытие в терминал Стокгольма в 6 утра) заставила лечь спать пораньше. Каюта у нас была самая дешёвая, так называемая Турист-2 (класс «С»), на самой нижней палубе( под автомобильными), четвёрка, похожая на купе поезда, только со своим душем и туалетом. Мы ,конечно, смыли с себя финскую пыль, хотя её было немного, готовя себя к следующей пыли – шведской. Но это образно – на самом деле чисто у них в Европе, чисто, - то ли потому , что не мусорят, то ли потому, что убирают. Грязнее всего, по моему личному мнению (показалось мне так) было в Париже.
Осталось ощущение внимания к людям . Возле ресепшн ( в принципе паром – это огромный отель) висели часы с двумя часовыми стрелками. Часы огромные , и на стрелках флаг Финляндии и флаг Швеции, то есть показывается одновременно время финское и шведское. Доступно, просто и понятно любому !
Прибыв в Стокгольм, пройдя по огромному длинному с двумя поворотами крытому стеклянному коридору , в котором – опять же для людей- параллельно на уровне руки бегущая дорожка для ручной клади – положил вещи и идёшь рядом – скорость дорожки совпадает со скоростью пешехода , до самого терминала. На улице нас уже поджидал наш автобус, на котором мы стремительно проехали через утренний город с надеждой остановиться в нём на обратном пути.
За окном автобуса была Швеция. Более оживлённая трасса, чем в Финляндии, мелькали таблички с названиями коммун ( территориальные единицы Швеции). Ближайшая остановка была запланирована через 4 ( четыре ) часа и 300 км почти до Йёнчёпинга
( где-то не доезжая 10 км на берегу озера берега Веттерн. Кафе , магазинчики и – опять нам повезло – ни одного автобуса на стоянке рядом. Но мы в кафе не ходили, залив кипятком взятые из дома «дошираки» и наскоро перекусив, успели заглянуть в магазин и купив шведских конфет – пару сразу же съели и обе были съедобными, а одна как-то допутешествовала с нами до дома. Так вот , шведские конфеты являются съедобными только в Швеции – переехав границу , они моментально портятся и становятся в пищу непригодны ! Шведские конфеты – только в Швеции ! Так что спички, которыми тоже славится Швеция, мы оказывается, очень правильно не купили. При въезде в Йёнчёпинг стоит памятник – спичечная фигура – прославляющая изобретателя безопасной шведской спички.
После краткой остановки мы должны были добираться до Копенгагена - ещё 280 км. С некоторых пор из Швеции в
Данию можно добраться сухопутным путём – в районе г. Мальмё построен мост длиной примерно 6 км , а потом около 4 км тоннель через пролив Эресунн Балтийского моря , но нам сказали , что проезд по нему платный , поэтому мы направлялись в местечко Хельсингборг(Швеция), дабы заехать прямо в автобусе на паром- уже компании Сканди(Scandlines) и за 30 минут добраться до местечка Хельсингёр (Дания). Так что между европейскими странами пока были только водные границы, которые как-то были совсем незаметны.
Ну вот и Дания. Новая страна – и опять за окном автобуса ! До Копенгагена каких-то 30 км. Влетаем в него- посмотрите налево – памятник Андерсену – посмотрите налево – ратуша. Остановились ненадолго у королевского дворца, поглядели на караул, успев сфотографировать его и площадь – и бегом-бегом успеть купить какую-нибудь сувенирку из Дании. А я срочно искал батарейки для фотоаппарата, потому что те 8 штук, которые я купил у нас , сняли только 10 кадров и сдохли. Хорошо, батарейки нашлись, и на следующей секундной остановки у Русалочки можно было что-то запечатлеть на пямять.
Это было одним из больших разочарований поездки – побыть в Дании всего 1 час. Город и страна своеобразные, и требуют к себе внимания и времени . Не было времени, предстоял на сегодняшний день ещё один паром той же компании Scandlines - из Дании в Германию. Он плыл чуть дольше – на нём мы зашли покормить детей датскими сосисками. Эти паромчики маленькие, но они курсируют круглосуточно и с интервалом 20 -30 минут, то есть задержки в пути практически никакой. Очень много наблюдал автомобилей с прицепами- домиками. Дороги везде замечательные, паромное сообщение великолепное, границ в Шенгене нет, только дорожные знаки, предупреждающие о том, что автомобиль въехал в очередную европейскую страну- я понимаю, что некоторые европейцы таким образом путешествуют - и их достаточно много было в разных странах..
Германия – третья страна за окном автобуса за сутки. Новые формы ветряков, коих в Европе предостаточно. Растут , как лисички, стаями, очень живописно разбросаны по окрестностям. Вечерело. В отель сети «Формула-1» мы прибыли ночью – злые , уставшие, постоявшие в очереди за бумажками с кодами от номеров, а потом ещё в очереди в туалет.
Но это был город Бремен, как я узнал позже- очень далёкая окраина, но тем не менее Бременские музыканты – мультик, знакомый с детства, заставил меня проснуться на следующее утро просто очень рано и пойти обозревать окрестности.
Сориентироваться на местности помогла карта, висевшая в коридоре гостиницы, а потом схемы движения и карты прилегающих окрестностей, висящие на павильоне каждой автобусной остановки. Заблудиться мне не удалось, даже совершил подобие турне по прилегающему району, пройдя около 8 км по улицам, вдоль утопающих в зелени и чистоте бюргерских домиков, через путепроводами над железными дорогами, зайдя на станцию с настоящим немецким постом ЭЦ, увидев в действии работу чужого шлагбаума, пассажиров, садящихся в двухэтажную электричку , стоянку велосипедов на платформе Мандорф, потешные выходные светофоры – два красных огня на одном и три зелёных на другом… Но уже надо было возвращаться, чтобы успеть на завтрак- бегом, бегом, график, график, и далее в путь – на Амстердам.
Через два часа после отъезда от отеля на обочине дороги табличка «Всего хорошего» , по-ихнему было написано «Alles Gute !» и восклицательный знак стоял . Въехали с аплодисментами, пролетев мимо стоящих бывших таможень . На голландских автомобильных дорогах между километровыми знаками стоит ещё 9 пикетных столбиков- так стало приятно узнаваемо, как будто на советскую железную дорогу попал. Наш Петр I очень любил Голландию, хотел уподобить Васильевский остров ихнему Амстердаму с его искусственными каналами. Каналов по дороге до Амстердама мы пересекли предостаточно, по многим плыли разного рода корабли. При въезде видел разведённый автомобильный мост- очень похож на наш старый Лейтенанта Шмидта, а ещё везли нас по подводным автомобильным тоннелям- ну как тут не вспомнить про Орловский тоннель.
Бывали наши городские отцы и матери в Амстердаме, бывали.
Город восхительный. Сказать – море велосипедов, это не сказать ничего. Их тысячи, прикованных к оградам рек и каналов, стоящих на стоянках и находящихся в движении .
Конечно, нас прокатили на кораблике- кораблик был плоский, отдельный и наша гид провела для нас экскурсию. Самый узкий дом, галерея мостов – 7 штук один в один, жилые кораблики с незашторенными окнами и обилие кафешопов по берегам, где можно законно покурить травку. Ну , конечно нас провели в известный квартал «Красных фонарей». Вначале, у памятника проститутке, мы постояли и послушали немного историй про их работу, а потом гуськом по узенькому проходу между домов- шириной в два человека- , глазели на красивых девушек ,сидящих за витринами, несмотря на то, что был день, а не поздний вечер, когда вроде бы для них работы должно быть больше. Наверно, уже не работа в «Красных фонарях», а как объект туристического интереса. Может быть, может быть…
А цветочный рынок, где тюльпаны на любой цвет – хочешь, синие, хочешь, чёрные. Детям было не сильно интересно на рынке и мы их отпустили глядеть уличное представление на площадь Дам у королевского дворца, а сами походили по рынку и побродили по городу, по набережным каналов, у разводных мостов. Конечно, не могу не сказать о амстердамских трамваях. На остановках электронные табло с временем прибытия того или иного маршрута. Несмотря на узость улиц, обилие пешеходов, праздношатающихся туристов и быстро двигающихся велосипедистов и велосипедисток, трамваи успевали передвигаться достаточно проворно- конечно, при этом довольно приятно сигналя. Неприятные впечатления о звуках, издающих полицейской машиной в Париже- мерзость препротивнейшая !
Так мы дошли до площади Рембрандта и тут нас вызвонили дети – представление у них закончилось и им стало скучно. Договорились встретиться у колокольни с часами – теперь-то я знаю, что она зовётся Munt Toren. И пошли искать наш автобус , оставленный у Принца Хендрика. Наши сокамерники по автобусу уже собирались и глядели фильму, вместо того чтобы потоптаться по Амстердаму. Мы же, посчитав , что за оставшиеся полчаса посетим центральный железнодорожный вокзал, пошагали к нему быстрым шагом. Вокзал – это всегда нечто ! Проходного типа, как в
Калининграде или
Киеве, огромнейший на 10-15 путей. Ну вот и до свиданья, Голландия !
Заморосил дождик уже при выезде из Амстердама- до этого погода к нам благоволила , дала посмотреть город без дождя. А всю дорогу дальше дождь и моросил, и вовсю поливал, и ослабевал и усиливался, так что
Бельгию мы проехали транзитом за стеной дождя, причём проезжали через
Антверпен и Гент – городские улицы, шпили храмов, городской транспорт – всё через окно автобуса.
Поздним вечером мы прибыли в Лилль – как обычно, на окраине города гостиница, разместились и заснули уже во Франции.
Утром у меня наступил день рождения. День рожденья во Франции, а днём вообще намечался Париж – сказка. Но надо было успеть до завтрака поглядеть на Францию, что мы с супругой и не замедлили исполнить. Буквально в 500 метрах от нашего отеля находилась станция метро- в городе с населением 185 тысяч жителей ! Потом, после завтрака, мы ещё с детьми туда пошли – заглянули внутрь, посмотрели на билетные автоматы. Частные дома с небольшой придомовой территорией, забитой цветниками, красные черепичные крыши, аккуратные улочки, но в Германии значительно чище. Что с них возьмёшь – французики !
Поехали в Париж. И вот уже над нами взлетная полоса аэропорта Шарль-де-Голль, «Стад де Франс» в Сен-Дени, Перифирик, а вон и Эйфелева башня. Поплутав по улочкам, нас вывезли прямо в центр, и опять пошла экскурсия из окна автобуса, как кинофильм – Триумфальная арка, Дефанс, Елисейские поля, Конкорд, Опера… Немедленно нас подвезли к музею духов. Моё предложение о том, чтобы мужская часть автобуса не ходила туда, без энтузиазма была одобрена и мы с детьми , освободившись, двинули через Вандомскую площадь , через Риволи и сад Тюильри, запорошенный белой крошкой, мимо
Лувра на берег Сены ! А на том берегу Сены музей Орсэ, расположенный в бывшем Орлеанском вокзале ! О !
Вернувшись к женщинам, отягощённым французскими духами, нас повезли на подземную стоянку у Лувра, откуда выбравшись не без труда ( гиду пришлось спрашивать дорогу) мы пошли на обед в кафе, больше напоминающую столовку советских времён – подносы, раздача и комплексный обед – правда, с фанфуриком французского вина. Выпили мы за моё здоровье – а было это прямо на Риволи, в двух шагах от Лувра, то есть, несмотря ни на что, такого дня рождения у меня не было никогда.
Далее, немного выпивших , нас повезли в гостиницу, где мы и должны были коротать парижские ночи. Хорошо, что мы выпили – плохо, что выпили мало. Ибо это был удар ! Такого количества темнокожих в округе отеля никто из наших туристов не видел никогда.
Показалось, что мы попали в Котманду и Нигерию одновременно. Мы, кстати, тоже были поражены. Это было в 18 округе, на
Монмартре. Постарайтесь туда не попадать по доброй воле. Нам же ничего не оставалось, как смириться и пытаться думать, что это неплохой вариант поселения, хотя казалось, что турбюро могло бы найти и другой вариант, в более светлокожем квартале.
С момента поселения мы категорически отказались от экскурсионной и прочих программ, предлагаемых турфирмой, решив дни в Париже посвятить Парижу – и только. Версаль, Замки Луары – побоку. Наш автобус подвёз нас мимо
Мулен Руж(всё рядом) к экскурсионным Сенным корабликам, и там мы и покинули нашу группу, ибо это было возле Эйфелевой башни. Поахав сему громадному сооружению, мы мимо милитаристского музея и ЮНЕСКО побрели в сторону Монпарнаса – там по пятницам, как и везде в цивилизованных городах- например, у нас в Питере,- проходит роликовый забег. Молодёжь и иже с ними организованной толпой мчатся на роликах. К сожалению, наших детей не взяли – роликов не было, пунктов проката мы не искали, а они , организаторы то есть, ролики в аренду не давали. Так что мы постояли возле громады Монпарнаса и побрели знакомиться с парижским метро. Что-то про него в Интернете я читал, но не всё. Так, я не знал , как приобрести билет в автомате, если он работает только на карточки. Мы промучились полчаса, пока всё благополучно разрешилось и получив по вожделенному талончику , мы проникли в метро. Разобравшись со схемой, висящих, к слову сказать , на каждом углу , поехали в гостиницу. Сориентировавшись ещё дома, где от отеля находится станция метро, мы не плутая , быстрым шагом мимо местного населения- не останавливаясь, не отвечая, не глядя в глаза , дошли до отеля. Уже стемнело, и немного поев и помывшись в душике, улеглись- номер для детей две одноместных кровати и у нас такая же история., только у них с маленьким балкончиком , выходящим на улицу, а у нас же окна выходили во двор – это было нечто, зато прямо – если не глядеть вниз – номер на пятом этаже – возвышалась величественная базилика Сакре- Кёр. Красота, доложу я Вам. Каждое утро- а их было три- я любовался видом из окна, вместе с голубями, населявшими окрестные крыши.
Утро следующего дня начиналось с завтрака. Первый завтрак в Париже. Завтрак не шведский, а континентальный, то есть дико маленький- четверть багета, круассан, малюсенькая упаковочка джема, малюсенькая упаковочка масла и стакан чая или кружка кофе – и это всё ! Хотелось кушать сразу же вставая из-за стола. Было решено – на Эйфелеву башню. Билеты на метро ходил покупал я лично – для экономии бюджета это было карнэ – 10 штук билетов, продающихся одновременно, естественно , цена на один была не 1,6 евро, а 1,14 евро. Разговор происходил на пальцах, ибо мой французский сильно страдал- несмотря на то, что я два раза повторил буквы из разговорника. Карнэ я всё-таки получил.
Очереди на башню, конечно же были – две на первый этаж пешком -покороче и подешевле- и две на второй этаж лифтом– подлиннее и подороже. А на втором этаже уже очередь на лифт на третий этаж. Гигантомания , конечно, у французов присутствует- самая старая башня, самая большая триумфальная арка… А Дефанс !?... Мы вволю нагулялись по второму этажу, а потом и по первому. Дети ездили на третий, мы смотрели потом фотографии- высоко ( 270 метров над Сеной).
Потом, спустившись на грешную землю, побрели в сторону какой-нибудь перекусочной, где и поели фаршированных багетов. Шли мы далее к собору Парижской богоматери, и решили подъехать на автобусе последние два километра. Билеты универсальные, на остановке автобуса схема маршрутов, а выше табло с указанием номера и временем прибытия. Просто и понятно. Вход через переднюю дверь, выход через заднюю. Для маршрутного транспорта – специальная выделенная полоса, так что доехали без пробок довольно быстро.
У Нотр-Дам происходила кормежка птичек с рук. У моего одного ребёнка птичка тоже
клевала булочку, зажатую в щепотке пальцев, но недолго. В Нотр-Дам тоже была очередь, быстро продвигающаяся внутрь. Было даже немного жутковато- как там, внутри, размещается многотысячное людское море ? Оказалось, изнутри собор огромен, ни толкучки, ни лишнего шума. Мы даже попали на выступление хора. Брали аудиоэкскурсию на русском языке – в залог потребовали паспорт. Паспорт потом вернули.
А потом мы бродили по Ситэ, зашли в садик на мыс влюбленных, и поехали смотреть 14-ю линию метро– станцию с тропическим садом – всё живое, пальмы , лианы( под землёй!!!) , и конечно, ехали в первом вагоне, чтобы удивиться , как поезд двигается без машиниста в набегающий тоннель.
Отдохнув немного в гостинице, поехали на площадь Согласия, чтобы пройти наконец-то эти Елисейские Поля. Вечерело, понемногу темнело . Мы текли вместе с праздной толпой по Avenue de Champs-Elysees. Нашим счастливым детям купили по сувениру. Есть наше фото – мы вчетвером у Триумфальной арки , а за спиной Елисейские Поля. Да, я не сказал – на Невский совершенно непохоже, как непохоже на Крещатик и на Арбат.
На следующее утро перед завтраком – за компанию со мной никто не согласился, так что пришлось идти одному – был предпринят рывок к Сакре-Кёр- восхитительный вид с холма на город – а потом к Северному вокзалу - Gare du Nord – поглядеть хоть издалека на TGV – удивительно ! По обратной дороге чуть не заблудился , пришлось в карту заглядывать, оказалось нахожусь в 300 метрах от отеля, потеха.
День был воскресный и в угоду детям , да и сами не без интереса, Диснейленд. Двигаться надо было на электричке , так называемой RER. Проникли внутрь мы без билета- прошли как-то через турникет , нашли нужную платформу и долго по ней бродили, ища автомат по продаже билетов. Поняв, что его тут нет, вышли обратно за турникеты в метровское подземелье, и уже там нашли кассу с кассиршей, у которой продавались не только билеты на нужную нам электричку, но и билеты в Диснейленд. И правильно сделали, ибо на выходе на нужной нам станции стояли грозные турникеты, а на входе в кассы Диснейленда были огромные очереди – воскресенье ведь !
Путеводителя на русском языке не было, дети взяли английский , и конечно же , мы сначала пошли на самую жуткую горку во всём парке. Всем было весело. Конечно , из пушки в абсолютно тёмный павильон ,вправо-влево- вниз и вверх, где в лицо метеоритные потоки, вначале – вниз головой, потом – секунды невесомости. А после выхода, когда качает, ты подходишь к куче мониторов, на которых – успевай запомнить номер и купить фотографию, где ты летишь в этой ракете. Многие покупали, я просто снял монитор.
Итак мы провели весь день, бродя ( был отличный солнечный день) по этим пяти странам, стоя в очередях или просто беря талончики на время. Дети были довольны, используя время в парке по полной, бегая от аттракциона к аттракциону . Мы тоже за ними спешили поспевать. Вечером же был парад Чип и Дейл, красавица и чудовище, Русалочка, Алиса, Винни Пух с Тигрой – все узнаваемы.
Обратно ехали на втором этаже электрички, уставшие, но довольные, по дороге в гостиницу ещё специально заехав в Дефанс- такой маленький кусочек небоскрёбов за Сеной со своей , уже в современном стиле, аркой- жуткий квадрат ,поставленный на бок.
А к 12-ти ночи мы с детьми ещё ходили на холм, там я заранее высмотрел местечко, чтобы поглядеть , как блестит и переливается огнями Эйфелева башня, подсветку включают вечером в начале каждого часа.
Следующее утро было последним. Надо было найти продовольственный, где купить покушать в дорогу – за всё время , проведённое в Париже, это был всего-навсего второй продовольственный. Видимо, на туристских тропах еда предполагается в готовом виде типа кафе, ресторанов и бистро. И последняя наша парижская пешеходная прогулка проходила по Люксембургскому саду, мимо
Сорбонны к Пантеону , по Латинскому кварталу , через Сену у Нотр-Дама и у Отеля де Вилль ныряем последний раз в Парижский метрополитен- к нашей общаге, где на 15-00 местного времени намечена встреча с нашим автобусом, которая задержалась – наш автобус героически спасал другую группу Бон- турщиков - они даже не смогли до Парижа доехать по причине поломки автобуса.
И вот мы уехали, по той же самой трассе А1 в сторону Бельгии, в этот раз остановились там на автозаправке, сразу же от неё начиналось поле, куда прямо на наших глазах сиганул зайчишка. Что он на заправке делал – непонятно, но у лещины, которая росла неподалёку, орехи были просто агроменные – раза в 3 больше, чем наши.
Конечно , чтобы не было скучно по обратной дороге, в автобусе вовсю шел просмотр лучших старых советских фильмов. Так мы доехали до очередной Формулы-1 , расположенной практически в центре РУРа – город Бохум( расположен между
Дюссельдорфом и Дортмундом- про них я раньше слышал, а про Бохум –нет, хотя город большой – 380 тысяч жителей). Перед сном мы совершили прогулку, которая завершилась знакомством с немецким подземным трамваем - прямо как наш Волгоградский. Мы спустились на платформу U –stadtbahn , как было написано при входе, и дождались идущих по расписанию туда и обратно трамваев. Двухвагонные и при причине позднего времени- практически пустые. Вышел один немецкий мальчик и испуганно пробежал мимо нас- видимо, такого количества русских не видел никогда.
Наутро моросил дождик, но я по плану , как обычно перед завтраком, пошёл в город Бохум. Прошёл около 7 км, мимо готического собора, , мимо немецкого музея угольной промышленности(как узнал позже), по мокрой улице, где через небольшие расстояния был спуск к подземному трамваю – эскалаторный ,пешеходный и лифт для людей с ограниченными возможностями. Какой-то пожилой немец у меня что-то хотел узнать, но даже годы обучения в школе и институте не смогли помочь мне понять его короткий вопрос. Что возьмёшь - руссо туристо. Хотя, когда я стоически ждал супругу, отираясь у ближайшей к Сакре- Кер станции метро, какая-то девушка, сопровождающая группу туристов, спросив у меня не знаю на каком языке – а где это - я чётко жестом Ильича показал – а идите вы туда – и вся группа туда и пошла, даже меня поблагодарили – по-прежнему не знаю на каком языке.
Далее поехали мы в город Любек. Но с приключениями, потому как у нас лопнуло колесо. Колёс у автобуса было много, но тем не менее целыми должны были быть все. В результате недолгих поисков была обнаружена ремонтная база, где оперативно с ямы были выгнаны две машины и нашему автобусу стремительно поставили целое колесо и мы тронулись далее. Через три часа прибыли в Любек- застывший в развитии средневековый город. Ратушная площадь, собор, ворота – весь центр города , расположенный на острове, 14-16 в.в. Старый красный кирпич и острые шпили над головой дарят незабываемое впечатление. Идём по Hüxstraße – над головой висят пародийно-русские матрёшки. Так неожиданно – мы даже не думали, что это в нашу честь – ну , может, русский город –побратим или день России в Любеке. Оказалось месячник- музыкальный фестиваль « Настроенный по-русски».
Поехали дальше в направлении парома, но оказалось, что на немецких дорогах тоже бывают пробки, потом объезд, и мы выехали на такую восхитительную сельскую дорогу, конечно, асфальт, ни кочки, ни ямки, но дорога узкая, сельская, вьётся мимо деревень и по ним, внутри вековых дубовых аллей – проехали немного , но это была совсем другая страна, нежели мы видели до сих пор. Но объезд кончился , город Росток, где ждало измученных туристов ещё одно испытание – паром, идущий всю ночь с так называемыми сидячими местами. Заранее в турагенстве нас не предупредили, что будет одна ночь в стойле, как боевая лошадь . Гид ничего не обещала- говорила, может ,будут каюты, а может, нет, поэтому мы ей деньги дали для общения на ресепшн, а сами побежали занимать диванчики, которые, как нам объяснили, раскиданы по всему парому, и самые лучшие из них находятся в кафе. Как нам объяснили, нам повезло , что нашлись свободные каюты, потому что обычно пассажиров очень много и нет даже свободных диванчиков. А мы вообще вселились в каюту с иллюминатором – отлично. Многие пассажиров спали на этих диванчиках, разбросанных по всему парому. Утром я выходил на палубу – освежиться, пассажиры(молодёжь, конечно) спали даже прямо на верхней палубе – в спальных мешках.
Прибытие ранним утром в шведский Треллеборг – и ещё 600 км до Стокгольма с промежуточной остановкой в том же самом месте под Йёнчёпингом. Было несколько минут свободного времени , мы с детьми пошли гулять по окрестностям и увидели чудную для нашего восприятия вещь. Проходя мимо чужого частного домика, остановились из-за непонятного шума. И вдруг из-за угла дома выползает абсолютно самостоятельно по стриженому газону плоская ,но крупная шайба , направляясь к нам без всякого сопровождения и каких-либо шнуров питания. Дети говорят – папа, не пугайся – это газонокосилка. Так эта шайба доползла в горку до нас уткнулась в заборчик – повернулась и поползла косить дальше. Автономность меня поразила. То есть какой-то там швед валяется на диване у телевизора, а газонокосилка пашет самостоятельно , пока завод не кончится – вот устроились, да ?!
В Стокгольме нас сразу же привезли к ратуше , где вручаются Нобелевские премии и лауреаты говорят свои речи – Бунин, Бродский, Пастернак., Солженицын… Потом цигель-цигель ай-лю-лю на Рыцарский остров, откуда и начинался нынешний Стокгольм – ну прямо как наш Заячий. Удивительной красоты резная башня у церкви шведского дворянства, замечательная панорама города на воде – дети фотографировались с ухом на фоне ратуши. Я всё смотрел наверх – где же Карлсон ? Но только крыши и крыши – чёрного цвета.
Потом Королевский дворец с почётным караулом ( на память приходит караул у дворца в Копенгагене) и немного свободного времени в Старом городе- узенькие улочки, сувенирные магазинчики и неожиданно за поворотом водная гладь и дальше город на холмах. А в терминале нас дожидался новый паром постройки 2002 года - Галакси. На нём единственном объявления по судовой трансляции были в том числе и на русском языке. Видимо, с каждым годом наших соотечественников на ихних паромах становится всё больше и больше. Паром чуть меньше, чем «Европа», но тоже очень подходит для жизни. Выплывали караваном – впереди плыло судно, петляя в шхерах и за нами в кильватере тоже.
А поутру Турку - и до дома ерунда, чуть-чуть и рукой подать. Какой там аквапарк, кому он нужен – домой !!! И вот после таможни наши разбитые дороги, разухабистые водители и грязь и разруха – в сравнении, в сравнении… Но всё равно – хорошо дома.
Тот, кто хочет увидеть только сложности и проблемы – их увидит и выпятит. Невозможно одновременно угодить абсолютно разным 45 человекам, по воле случая собравшимся в автобусе. Организовать всё так, чтобы не было сбоев, отставаний, нелепых случаев и неожиданных препятствий- это мастерство гида и работоспособность водителей. В конце концов , в их руках в течении всего этого времени была наша жизнь. Я , честно говоря , смотрел на их работу и мне понравилось уверенность на дороге, отсутствие наглости
( которая в огромном количестве присутствует у каждого российского водителя),
внимание и такт к другим участникам дорожного движения – мне есть с чем сравнивать- за 25 лет работы я насмотрелся на всяких водителей, которые меня возили по разным городам и дорогам нашей страны.
Так что – мне понравилось – и при возможности поехал бы по Европе ещё !