Май 2002 года. Майские праздники, позволяющие с относительно небольшими затратами отпускных дней провести полноценный отпуск.
Наш выбор –
Хорватия. Причем когда выбрали, сами не совсем понимали – почему мы выбрали именно ее, получилось что-то вроде золотой середины – есть море, есть «домики, храмики», родственный народ, безвизовый режим, к тому же – знакомые итальянцы хвалили.
Несколько дней прогулок в Сети – отзывы тех, кто там был. Несколько турфирм – что предлагают. Результат – в целом одобрительные отзывы, в том числе от незаинтересованных знакомых. Проблемы – туров на 10 дней нет – это раз, прямых рейсов нет, с пересадками очень дорого – это два. В силу этого, первоначальный вариант – не привязываться ни к какому из отелей, а просто прилететь и поездить на арендованной машине дней 10 реализовать не получается. Цену на место в чартере и ваучер выкатывают такую, что проще получилось купить тур.
Перелет, встреча, отель
Мы летели из/в Домодедово чартером Красноярских авиалиний, который «подняли» совместно несколько турфирм (Пакс, Асент Тревел и еще пара каких-то довольно известных). Все что могу сказать про полет – не уронили, довезли относительно в срок (задержка туда – минут 20, обратно – около часа, может быть чуть меньше). В аэропорту
Пулы – на прилете Дути Фри нет, на вылете – довольно неплохой по части алкоголя (на рейсах в
Россию должен делать сумасшедшую выручку), остального – не видел. В аэропорту встречают представители турфирм (во всяком случае нас – встречали), автобусами везут в отели, по дороге делая маленькую обзорную экскурсию и вводя в курс некоторых местных особенностей («не забудьте съездить туда, стоит купить то» и т.д.). У моей жены в день прилета был день рождения – представитель турфирмы поздравил ее при встрече, а в гостинице оказалось, что от турфирмы и от отеля ей подарили бутылку неплохого местного красного сухого. Мелочь, а приятно. (Если Николай прочтет этот текст – ему еще раз спасибо.) Полагаю, что несколько наших соотечественников, прилетевших одновременно с нами через тот же Пакс могли бы сказать пару «ласковых» и очень недовольных слов про отель и турфирму (судя по претензиям, которые они начали выкатывать в первый же день), но – люди, недовольные жизнью и всем остальным, найдутся всегда.
Турфирма «Пакс», у которой мы покупали тур, поселила нас в отель «Парентиум» в городе
Пореч на полуострове
Истрия. Отель 3+*** (был 4, половинку за что-то сняли). В отеле - то ли единственное, то ли одно из немногих на полуострове казино, два бассейна – открытый и закрытый. Закрытый с морской водой, открытый не знаю – не пользовался, но теоретически тоже с морской. Вода соленая такая, что глаза начинают болеть через минуту, но это, наверное, у нас с непривычки. Иностранцы и некоторые наши, по наблюдениям проводили там минут по 30 – по часу и вроде ничего, хотя может они такие стойкие. С другой стороны – теплый бассейн с морской водой – большое подспорье в начале мая, когда температура воздуха стойко держалась 14-16 градусов, температуру воды не знаю – но, подозреваю, что не очень теплая, во всяком случае, кроме нескольких детей возле берега, я купающимися в море никого не видел. Пляжи – бетон и камень, есть где-то пара искусственных песчаных, но я их не видел, в турфирме вам расскажут. Питание (в нашей турпутевке – завтрак-ужин) – достаточно обильный шведский стол с неограниченными подходами. Неплохие местные вина на ужин – за отдельные деньги (долларов 9 за бутылку).
В округе – еще с десяток отелей, две или три стоянки яхт (в том числе возле самого Парентиума). До города – час прогулочным шагом или минут сорок на туристическом паровозике (вроде тех, что возили, а может быть возят и сейчас посетителей по ВДНХ-ВВЦ). Сам отель окружен чудесной сосновой рощей, до моря – 50 метров от отеля.
Экскурсии и машина
Турфирма предлагает несколько экскурсий, но из списка преложенного главный облом – итальянцы прекратили однодневные поездки в Триест. Есть однодневная экскурсия в
Венецию (смотри ниже соответствующий раздел).
Помимо упомянутых «итальянских» экскурсий предлагаются несколько экскурсий по самой Хорватии. Поездку на «рыбный пикник» нам не советовал брать даже представитель турфирмы – объяснил, что ему проще не заработать эту пару долларов на нашей поездке на этот пикник, чем потом выслушивать наше недовольство «пьяными русскими и немцами, нарезавшимися спирта с водой».
Из интересных экскурсий –
Плитвицкие озера (Плитвичка Езера) и Загреб. От них мы, правда, тоже отказались, но по другой причине – мы взяли в аренду машину и в оба эти места доехали сами. Машину арендовали через того же представителя турфирмы. По сравнению с ценами в рекламных прайсах у него действительно цены были ниже, но мы не проверяли – был ли шанс еще сэкономить. Он решил все наши проблемы с арендой машины не сходя с места (тут же позвонил в эту фирму, обо всем договорился), так как это шло через него нам не нужно было оставлять залог, машину мы потом просто бросили возле отеля, так как уехали на экскурсию в Венецию рано утром. Ну и the last, but not the least – так как нас было 4, то две указанных экскурсии обошлись бы нам в $400 (по $50 на человека каждая), а аренда машины (Opel Astra sedan с кондиционером) на трое суток - $200 плюс что-то около $50 за бензин (общий пробег – 700 километров). Надо еще прибавить деньги за две ночевки – порядка $80 за всех за две ночи и на питание (плюс упущенные в течение трех дней завтраки и ужины в отеле). А еще свобода выбора маршрута, свобода остановок, осмотр тогда и того, что хочешь, полтора дня в Загребе вместо нескольких часов по сравнению с организованной экскурсией, спокойная прогулка по озерам – в общем, выгода налицо. Но, повторюсь, нас было четверо. Для меньшего количества людей выгода непосредственно в деньгах не так очевидна, тем не менее – если есть возможность – берите машину. Это великолепно!
Общение
Эту страну надо осматривать, не тратьте время на пляжи, они одинаковы по всему миру (в Хорватии даже, наверное, похуже, чем во многих иных, популярных в России курортных странах), зато там изумительные люди. Очень радушный народ, готовый тебе достаточно искренне поулыбаться, с тобой пообщаться. Язык очень близок к русскому («спасибо» – «хвала», «добрый день» – «добар дан», «до свидания» - «до видженья»), с небольшим путеводителем мы довольно быстро научились им подражать. При этом, учитывая, что большая часть людей говорит или по-английски или по-немецки (по-немецки даже побольше, должны еще говорить по-итальянски, но этого не проверяли – сами не знаем и к ним по этому поводу не приставали), то языковой проблемы не существует в принципе (если вы, конечно, не пытаетесь по обычаю наших туристов со всеми говорить по-русски и долго потом возмущаться – «какого хрена они не понимают!». Реально - помянутый раньше наш турист при нас в отеле высказывал претензию пареньку из турфирмы, что «я же по глазам вижу – она (ресепшен) понимает! Чего она со мной по-английски говорит?»). Маленькая проблема – если говоришь, что ты из России, то многие пытаются продолжать говорить с тобой на хорватском или на том, что они принимают за русский.
Эта страна работает на туризм, по разным оценкам от 50 до 90 процентов народа занято в сфере услуг (разница, видимо, зависит от того, какую деятельность считать услугами) и они четко понимают, что надо делать, чтобы люди к ним возвращались – они действительно очень радушно настроены.
Жилье
По дорогам постоянно попадаются указатели “Soba, Zimmer, Apartments”, что означает, что там сдаются комнаты, как у нас говорят «в частном секторе». Хотя там, собственно, все находится «в частном секторе». Торгуйтесь, осматривайте. Найти что-нибудь приличное за приемлемые деньги реально со второго-третьего раза. Не пропускайте в городах информационные бюро. Они тоже работают для вас. В первую ночь в девять вечера мы со второго захода нашли комнату с двумя двуспальными кроватями, душем в коридоре (так как из трех комнат была занята только наша – почти как дома) за 250 куна (порядка 1000 рублей или $30) за все. Может быть, мы не очень привередливы, но, учитывая, что нам необходимо было просто переночевать, то этот вариант нас вполне устроил. На вторую ночь (в Загребе) мы остановились в студенческом хостеле, который нам посоветовали в информационном бюро, расположенном на главной площади Загреба – площади бана Иосипа Елачича. Десять минут до центра на машине, четырехэтажный особняк в коттеджном районе города, рядом с крупным парком и с зоопарком (кстати, очень рекомендую, небольшой, но очень красивый и грамотно организованный зоопарк, в котором есть даже пара
львов, три тигра, которых я в
Москве не видел уже лет десять-пятнадцать, если они вообще еще в Московском зоопарке есть, и крокодилы). Комната (чистенькая, аккуратненькая) с двумя двухъярусными кроватями, имеющая общий санузел с еще одной такой же комнатой (свободной в ту ночь, что мы там ночевали), без еды обошлась нам в 400 куна (примерно R1600/$50).
Питание и напитки
Перед поездкой те из наших знакомых, кто там был, отрекомендовали поездку туда как «гастрономический тур», в том смысле, что кухня там великолепная, о том же собственно твердили все путеводители. Да и, исходя из общей логики, страна, расположенная в теплом климате на берегу довольно чистого моря, с развитой рыболовной индустрией – обязана поразить нас в самое сердце (то есть – ублажить наши желудки великолепными блюдами из рыбы и морепродуктов). Ну не знаю. Я себя не считаю страшно крутым ценителем тонкой кухни, но, тем не менее, способен оценить что-то действительно ОЧЕНЬ вкусное, однако, такого ОЧЕНЬ вкусного я там не встретил. В Москве я люблю есть в городе (в кафешках и ресторанчиках), но так, чтобы не разоряться на этом. То есть, в места типа «Клуб Т» или «Царской Охоты» я не ходок, но и сильно себя не зажимаю, обычный выбор – места «среднего уровня цена/хорошего качества еда», что-нибудь вроде «Улица О.Г.И.», «Патио Паста», «Кофе In» и т.п. В общем, Хорватия кухней меня не поразила. Хорошо, вкусно, не более того.
По поводу питания еще одна проблема (даже так – проблемка) – не очень легко найти ресторан, то есть место, где дают нормальную вменяемую еду, а не мелкие приложения к кофе. Кафешками – забиты все улицы в центре города, на улице, под тентами, чудесные места - чтобы попить кофе, но не поесть. В Загребе, в итальянском ресторане, который мы нашли, применив чуть ли не пытки к официантам окрестных кафе, оказалось, что из четырех занятых в нем столиков, считая наш, как минимум за тремя есть хотя бы один русский (или русская). К тому же потом нам сказали, что это один из самых крутых ресторанов Загреба (может быть поэтому окрестные официанты про него и не знали – он им не нужен), что впрочем было видно по полагавшимся каждому из нас трем бокалам, трем вилкам и трем ножам, картинам на стене и винному шкафу. Причем появилось ощущение, что официант – итальянец (хотя логичней ожидать обратной ситуации – найти в
Италии официанта-хорвата, но – я не настаиваю, что он итальянец – так, просто версия).
По прилете нас еще в автобусе местный гид предупредила, чтобы мы не ожидали найти здесь хороший чай, так оно и оказалось – кофе есть, Мартини – дешёвейший, местные вина - прекрасно, а чай – из пакетиков и тот не очень (брюзжанье старого чаемана). Хотя, конечно, ехать в Хорватию пить чай – дурь, вот что там действительно здорово – в отличие от разрекламированной еды – местные вина. Без дураков, чудесные красные и белые, сухие и полусладкие. Что называется, сами выращиваем, сами продаем, сами выпиваем. На дорогах можно встретить указатели «Винодельня» или «Винный погреб. Свое вино». Мы оттуда привезли литров 7 местного вина и остановились только потому, что еще планировались большие закупки в Дути Фри, а руки все-таки имеют ограниченный запас выносливости.
Дороги, нравы водителей, полиция
Учитывая, что я настойчиво расхваливаю выгоду использования индивидуального автотранспорта, надо, пожалуй, остановиться на одной из извечных российских бед – дорогах. Что я хочу вам сказать: не знаю, как в САСШ и в ФРГ, но в России – направления, а в Хорватии – дороги. Причем не только платные (почти через всю страну, во всяком случае через большую часть и строительство продолжается), но и вполне сельские (по нашим понятиям). Обычные дороги – по одному ряду в каждую сторону, отличная разметка, прекрасный асфальт, где надо – отбойники, где надо указатели (многочисленные и понятные). У платных дорог одно основное отличие от обычных – больше рядов, ну и скоростной режим, конечно. По обычным дорогам ограничение – 90 км/ч, по скоростным автострадам – 130, что не помешало нам на автострадах выжимать из нашей машины ее максимум (около 180 по спидометру, если не врал), а BMW с немецкими и словенскими номерами летали низенько-низенько (километров по 220-250 в час). На обычных дорогах нормально можно идти на 110-120.
Когда мы брали машину, представитель турфирмы строго сказал – у полиции радары – это раз, ноль промилле – это два. Как оказалось – полицию на дороге видели один раз и действительно с радаром, но довольно плотный поток шел с вполне приличными 80, так что непонятно чего они там ловили. Причем по дорогам часты знаки “Radarska kontrol", что мы истолковали, как пугало – так на всякий случай стоит, глядишь, поостерегутся гонять. Наш путеводитель нам рассказывал, что 0,2 промилле – допустимый уровень, но кому верить – человеку, работающему в стране или путеводителю, мы так и не поняли. Во всяком случае, за три дня нас не то что на алкоголь, для проверки документов ни разу не остановили, мы не видели стационарных постов, мы не видели, чтобы патрульная машина или постовой кого-нибудь останавливали у края дороги для проверки документов, вообще сотрудников дорожной полиции мы видели два раза – один я упоминал – с радаром, второй – в Загребе на сложном перекрестке, где был запрещен проезд в одну из примыкающих улиц и куда не пускала машины симпатичная девушка в ослепительно белом комбинезоне и в бейсболке. Может это вообще была не полиция, но вроде аксессуары были при ней (там погоны, портупея, палочка). Патрули общественной безопасности в Загребе достаточно многочисленны, но абсолютно ненавязчивы, собственно на них обращаешь внимание, только в том случае, когда заблудился. Ну, еще они охраняют всякие культурные (музеи) и некультурные (посольство САСШ, например) места.
Поведение хорватских водителей – для нас теперь притча во языцех. Нечто похожее мы наблюдали в Питере. Уважение к другим водителям (никто не подрезает, не мешает ехать), при этом гневное возмущение, если ты пробуешь на светофоре дождаться стрелки. Да и вообще – огромного уважения к знакам, к разметке, к скоростному режиму не заметно, тем не менее (повторюсь) – другим водителям стараются не мешать. После поездки в Загреб у нас появилось определение «парковаться по-загребски», что означает остановиться посреди улицы, включить аварийку и пойти в магазин за покупками или в кафе попить кофе. Развозные грузовички, подвозящие продукты в магазины или киоски, на наших глазах парковались на второй полосе, включали аварийку и оттуда разгружались. Вторая полоса выбиралась ими потому что по первой полосе идет трамвайная линия, которая уложена на плитах, позволяющих ездить по ним машинам.
Самыми оторванными водителями в Хорватии являются водители междугородных и туристических автобусов. На автотрассе единственными машинами, кроме немецких гонщиков, обгонявших нас были автобусы, причем независимо от погоды. Когда мы возвращались из Загреба в отель, шел ливень, причем было уже темно, мы держимся в группе из 3-4 машин, группа идет со скоростью около 100 км/ч, сзади нас догоняет еще кто-то, Пашка, сидящий за рулем, смотрит на фары в зеркало и говорит: «Во, Мерс догнал». Парой часов раньше, на горном серпантине в ту же погоду, один Мерс обошел чуть ли не на одном дыхании караван из десятка легковушек, тащившихся за двойной фурой. Мы решили что это либо он же, задержавшийся где-то в пути, либо новый псих. Догнавший, не замедляясь ни на секунду, идет на обгон, и мы понимаем, что это автобус. Причем автобус с туристами. Мы, конечно, к нему пристроились, но держаться за ним было нелегко.
Еще пара эпизодов к вопросу о характере хорватов. Пытаемся припарковаться недалеко от обменника. И так крутимся и так, на тротуаре все заставлено, в принципе есть место, которое остальными оставлено для пешеходов (такого, чтобы вообще перегородили весь тротуар, ни разу не видели), но его занимать как-то неудобно, и есть проезд в арку, за которой какой-то либо склад, либо просто задворки офиса, в общем в воротах стоит вахтер. Это у нас вахтер – это призвание, а там – этот старик подходит к нам, спрашивает, надолго ли мы, узнает, что на пять минут и приглашает заехать во двор, показывает там хорошее место в тени (при том, что там, в принципе, места было очень немного), в результате мы не только доходим до обменника, но еще и девчонки успевают осмотреть один из соседних магазинов (то есть явно больше пяти минут проходит). Не знаю, может надо было ему денег дать, но у него был такой вид, что я побоялся его обидеть, а может и не обидел бы, в общем, мы на халяву простояли там минут двадцать.
В другой раз я ошибся при прокладке маршрута и дал команду на поворот не там где надо, точнее я-то думал, что я все правильно говорю, так как мы подъехали к железнодорожному переезду, который я и ожидал увидеть. Стоим, ждем пока проедет поезд, поезд проехал, шлагбаум закрыт. Что за ерунда? Подходит мужичок, прошедший под шлагбаумом и показывает нам жестами, что туда нельзя проехать, мы уже собираемся развернуться. В этот момент, с другой стороны подходит мужик в униформе, явно возвращающийся из пекарни (с пакетом в руках) и спрашивает надо ли нам на ту сторону, мы радостно киваем, он отходит к будочке возле шлагбаума, открывает нам его, мы проезжаем, машем ему ручкой, и … попадаем на той стороне на какой-то склад, огороженный, с ангарами, в общем попали. Шлагбаум уже опять закрыт. Выезд мы оттуда нашли в результате, но доброта мужика – «Надо вам на ту сторону, да пожалуйста!».
Автопарк в стране укомплектован по большей части в европейской манере – маленькими машинками, причем по стране ездит дикое количество Renault 5, которых над полагать у них была налажена сборка, иначе откуда у них их столько – понять нельзя. Достаточно много Peugeot 2 и 3 серий, ну и так далее по списку европейских производителей. Американцев и японцев почти нет. Больших машин – вроде S и G-класса Mercedes или 7 BMW, видели по одной-две машины. Вообще у нас возле отеля было больше дорогих и больших машин, чем в Загребе. Но возле отеля это были машины туристов.
И еще по вопросу парковок. Очень четко обозначенные зоны парковок, правда почти всегда забитые до отказа. Стоят столбики – автоматы, в которые кидаешь деньги и тебе распечатывается талончик, на котором написано, сколько ты оплатил и во сколько. При этом есть еще такая система, что город поделен на несколько зон, в каждой из которых можно стоять не дольше определенного времени. То есть не то, чтобы сколько оплатишь – столько и стой, а написано «2 зона» изволь через 1 час убраться оттуда. У нас талончик лежал под ветровым стеклом, причем лежал так, что было не видно, во сколько его пробили. Когда мы вернулись, опоздав буквально на 15-20 минут, выяснилось, что под дворником лежит квитанция на штраф. Причем квитанция упакована в полиэтилен, много всего написано, но мы так и не поняли – то ли штраф за то, что срок оплаты закончился, то ли за просрочку времени нахождения в данной зоне, то ли вообще за то, что талон не было видно. Штраф – 60 рублей, стоянка – 16 рублей за 2 часа. Мы видели этого мужика, который ходит вдоль машин и проверяет наличие оплаты за парковку, никаких вымогателей под государственным прикрытием, просто человечек с портативным аппаратом для пробивания квитанций, который и водителей не видит, только талон оплаты.
Пейзажи
Хорватия очень каменистая страна, в полях, в садах, на берегу и в горах – везде камни. Не надо понимать это так, что там камень, камень и камень, зелени в Хорватии не меньше чем в России, просто везде или валуны разбросаны, либо дороги прорублен в холмах и вдоль дороги периодически появляются каменные склоны. Горная гряда отделяет побережье от основной части страны. Но горы есть и в центральной части страны. Путеводители уверяют, что в Хорватии хорошие горнолыжные курорты, в мае это проверить не удалось, но буквально в пятнадцати минутах езды от Загреба мы нашли площадку с горнолыжной инфраструктурой. Пару раз нам удалось чудесно прохватить по горным серпантинам, особенно, когда мы высадили девушек, страдавших от укачивания.
Вообще, как нам объяснял гид, страна делится на четыре зоны, из которых мы видели 2 – горы вдоль побережья и равнина в центре страны. Из того, что мы видели, вывод достаточно прост: если вы любите природу, вам там понравится, хотя если вы ее любите, то вам, теоретически, должно везде понравиться. Описать природу все равно невозможно, поэтому всё, что я могу сказать вам про природу – мне понравилось.
Города. Пореч. Риека
Остановлюсь коротенько на городах, в которых мы побывали. Не считая тех, через которые мы просто проехали насквозь, то это Пореч, Риека, Карловац и Загреб (Poreč, Rijeka, Karlovac, Zagreb). Итак, по порядку:
Пореч являлся основным нашим городом пребывания, туда мы приходили гулять из отеля. Маленький средиземноморский прибрежный городок с черепичными крышами, узкими улочками, разбросанными везде маленькими магазинчиками и кафешками, особенно в районе центральной площади и основной торгово-туристской улицы. Гавань с яхтами, чистенькие улицы, невысокие дома, много коттеджей и цветов на окнах, на клумбах, на условных ограждениях кафе.
В Риеке мы остановились в первый день пути чтобы пообедать. Также приморский город, только гораздо крупнее Пореча, шумный, запруженный автомобилями, людьми. Все спешат, толчея, жара, улицы узкие, пробки, со стоянками плохо. Риека довольно популярное место у туристов и есть ощущение, что местные жители немного от них уже устали. Не то, чтобы они были невежливы, ничего такого страшного, но как то, вот энтузиазма особенного не было заметно. Риека понравилась меньше всего.
Города. Карловац
В Карловаце у нас была первая ночевка. Найдя за пятнадцать минут себе место для ночевки мы помчались в центр города – ужинать. Тут же заблудились – карты города точной нет, наша слишком мелкая, на указателях вроде написано – «Centar», но где он понять так и не удалось. Может мы в него и попали, но скорее всего нет. потом в путеводителе прочли, что старый город (или старая крепость в центре города) имеет в плане форму звезды и что Карловац знаменит тем, что там сливаются пять рек, но ни вечером, ни с утра мы этого так и не нашли. Про проблемы с тем, чтобы найти место где люди едят, не пьют кофе, а едят, я уже упоминал – в Карловаце было то же самое. Здесь нам подсказали, что надо найти кафе Tiffany. Причем подсказали в какой-то гостинице, в которую мы вломились, надеясь, что уж там-то должна быть еда, таки нет – полуфабрикаты, разогретые в СВЧ-печке. Tiffany оказалось пиццерией, в которой, за какие-то совершенно смешные по меркам Москвы, деньги, мы объелись так, что потом ходили с трудом. То, что в Москве продается как «Пицца большая» там шло как “Pizza mala”, а описать то «колесо от телеги» (по размерам), которое они называют “Pizza velika”, просто невозможно. Утром, дабы не тратить времени на поиски места где можно позавтракать, мы поперлись в Макдоналдс (блин!). Это невероятно, думал, что у нас плохой Мак – нет, радуйтесь те, кто в Мак еще ходит, в Карловаце он еще хуже. То, как я искал в двойном чем-то там вторую котлетку – надо было снимать на пленку и показывать в передаче «Посмотрите на дурака, пока в лес не убежал!». Кассирша мне эту котлетку конечно откопала среди овощей и капусты, которая в Маке идет за салат в бутербродах, но даже ей было нелегко его сразу найти. Сок был разбавленный (как впрочем и в Москве). Может быть, конечно, что таким соки в Мак Кока-Кола поставляет, но я думаю, что они просто не выливают те стаканы куда они кинули лёд, а люди от них отказались.
Извините, отвлекся. Сам Карловац мы почти и не осмотрели – утром торопились в Загреб, а вечером было уже темно. Общее впечатление – простого провинциального города, вроде нашей Калуги или типа того – районный центр. На некоторых зданиях в самом городе и на подъезде к нему видны следы обстрелов, причем очень даже серьезных, следы от взрывов. Таких домов немного, война была все-таки давно, но не всем хватило денег поднять дома, а может и самих хозяев нет, просто право собственности блюдут – не трогают пока. До Карловаца мы добирались по чудесной зеленой долине, раскинувшейся между горными грядами, на которой следи совершенно буколических деревенек, периодически попадались, старые брошенные, полуразрушенные дома без крыш, без окон, у некоторых просто побитые стены. Видеть такие дома среди совершенно волшебной природы было особенно тяжело. Кстати, об этой долине. Там мы отметили интересное отличие от наших деревень – дома стоят далеко от дороги. То есть, непонятно, то ли у нас дороги строили напрямую через деревни, то ли Хорваты больше ценят приватность и тишину.
От Карловаца до Загреба по платной дороге (60 рублей за примерно 100 километров) мы домчались за минут 30-35 и страшно пожалели, что не знали о существовании этой дороги раньше, иначе позавтракали бы в Загребе, а не в этом … Маке.
Города. Загреб
В Загребе мы видели не так много, если брать чисто географические расстояния. Но, с другой стороны, мы обошли почти весь туристический центр, побывали в Ботаническом саду (маленький, но очень приятный), в Зоопарке, о котором я уже упоминал, в картинной галерее (немного, по сравнению с Третьяковкой и Эрмитажем, но Загреб и этим очень гордится), посмотрели на город с гор, окружающих его, прошлись по самой длинной улице Ilica, на которой, согласно путеводителя, находится больше всего магазинов, посетили красивейший собор рядом с центральной площадью. Очень приятный город, люди умудряются не мешать друг другу. В центре всегда полно народа, и днем, и вечером, то ли туристов столько, то ли это самое популярное в Загребе место. Город красив, как красивы почти все старые европейские города. Должно все-таки существовать что-то обозначаемое как «атмосфера», в конце концов, я считаю, что энергия может накапливаться и в вот в Загребе накапливалась положительная энергия. А может быть людям, прошедшим через тяжелые испытания, проще хорошо относится к людям. В России, прошедшей в своей истории через тяжелейшие испытания (в том числе по своей собственной вине) живут прекраснейшие люди (хотя и не без исключений), а в САСШ, переживших всего пару небольших войн и в основном занимавшейся эксплуатацией более слабых (индейцы, рабы, эмигранты), народ намного менее отзывчивый.
Прощу прощения, опять отвлекся, чтобы пофилософствовать. В силу ограниченности во времени не смогли серьезно осмотреть этот чудесный город, поэтому все положительные эмоции основаны на внешнем осмотре и выражаются междометиями и полной невозможностью хоть что-нибудь выразить внятным описанием. Только так: Ляпота! Вот и все, только такой цитатой и можно выразить мое ощущение и мое воспоминание о Загребе.
Сувениры
Покупка сувениров для меня сродни фотографированию – способ напомнить самому себе где был, что видел. Подарки родным и близким должны, видимо, для одаряемого означать, что ты на отдыхе не настолько расслабился, чтобы забыть обо всем и обо всех. Не то чтобы я забывал, но напрягаться по поиску подарков не стал. В качестве сувениров самим себе мы привезли оттуда обручальные кольца (про покупку золота смотри следующий раздел) и полотенце с картой Истрии, одним родителям тарелку с картой Хорватии, другим – сувенирный домик – сторожку пастуха, собранную из камней, такие каменные сторожки разбросаны в больших количествах по полям Хорватии и собраны без применения каких-либо скрепляющих материалов вроде цемента (так говорила гид, поверили на слово). Еще в Хорватии представляли интерес куклы в национальных костюмах, но нам показалось не лучшим качество этих кукол там, где мы их видели, а возвращаться туда где мы видели их в приличном качестве не хотелось. В центре Загреба есть рыночек сельхоз продукции и по одной из его сторон идет ряд контейнеров (палаточки, все почти как у нас), где продаются различные сувениры, например, какие-то ткани, вроде знаменитое плетение, не понравилось, еще каких-то китайских подделок несколько палаточек и пара-тройка палаток с сувенирной продукцией, рассчитанной на туристов – Старый Арбат с национальной хорватской спецификой. В курортной зоне, естественно, различных сувенирных лавочек пруд пруди. Еще из сувениров, вывезенных оттуда, но не хранящихся долго можно назвать местное вино, дешевое и великолепное. Лучшие сувениры – воспоминания.
Покупки. Tax-free
Путеводители рекомендуют обратить внимание в Хорватии на украшения, но меня не привлекает серебро, а золото там по большей части хоть и местного производства, но без каких-либо проб. На главной туристической улице Пореча мы зашли в примерно двадцать ювелирных магазинчиков на пути длиной метров в 60-70. причем это были как небольшие лавчонки метров 7 площадью, так и серьезные магазины с красивой отделкой, хорошо поставленной подсветкой и так далее. Ни в одной из лавочек не было охранников, я думаю, что они все там сами охранники для себя и для соседей, поскольку большинство продавцов из всех магазинов стоят на улице и треплются с соседями. Запросто можно зайти в магазин, в котором либо вообще никого нет, либо стоит одинокая девушка. Многие магазины – семейный предприятия – отец на улице в кафе пьет кофе, пока дети в лавке торгуют и только для расчетов приходит хозяин. На дверях большинства магазинов висит наклейка, извещающая о том, что введен закон об обязательном применении контрольно-кассовых машин (как он называется у нас) и призывает покупателей требовать чек и т.п. Когда я в одной из лавочек спросил могу ли я расплатиться пластиковой карточкой, мне сказали, что можно – только покупка встанет на 25% дороже – то есть они таким образом уходят от НДС, все почти как у нас. В другом магазине мы спросили обручальные кольца, девушка достала большой кейс с кольцами, мы покопались, не нашли ничего интересного (или размера не было нужного), спросили еще чего-нибудь, девушка позвала брата с улицы, он залез куда-то под прилавок и вытащил пластиковый пакет с кольцами, которые навалом вывалил на прилавок – выбирайте, мол. Никаких клейм, никаких проб. Зато цены – ниже чем в Москве процентов на 20, если вас не смущает неподтвержденность качества. В нескольких лавочках продавались очень красивые статуэтки из вулканического камня, великолепно сверкавшие на солнце, но нам было не до них, иначе это тоже был бы неплохой сувенир.
Наши девушки прошвырнулись в Загребе по шмоточным магазинам – говорят, что там те марки, которые есть в Москве и на которые можно сравнить цены, дешевле. Много локальных марок со вполне приятными ценами.
Мы попытались сэкономить на НДС – не из жадности, там получалось не более 20-30 долларов экономии – но, вопрос принципа. Получить в магазине соответствующую бумажку с трудом, но удалось. Когда я смог им объяснить, чего я от них хочу (я не мог вспомнить как по-хорватски НДС, а они не знали, как это по-английски), они сказали, что такая бумажка у них есть, надо только найти и вспомнить, как это заполнять. Нашли, заполнили, пожелали удачи. Приехали мы в аэропорт – фиг найдешь пункт возврата денег. Это не в
Милане в период распродаж, где надо искать самую большую очередь, здесь даже сотрудники аэропорта не знали, чего я от них хочу. В результате штамп мне на декларацию поставили, но деньги не вернули – в Москве, говорят. получишь. При этом нашли женщину, которая на приличном русском объяснила, что они не помнят, какой банк в Москве возвращает деньги, но вот на наш рейс только что прошел человек, у которого можно спросить, потому что он знает. Я представил себе, как я хожу по залу ожидания и спрашиваю у людей – не знают ли они, где в Москве возвращают НДС и отказался от этой идеи. Заметил представителя нашей турфирмы, подошел к нему спросить про возврат, он посоветовал бросить эту затею, как бесперспективную, у него в прошлом году не получилось вернуть себе эти деньги. Потом уже в Москве я узнал, что возвратом раньше занимался Мост-банк, благополучно накрывшийся. Сейчас этим занимается какой-то банк, чье название я так и не запомнил, потому как, когда я узнал, что это за банк, право на возврат уже было утрачено.
Так что, поездка в Хорватию это не шоп-тур.
Венеция
Венеции надо посвящать отдельный рассказ и я постараюсь его написать, здесь же выскажу свой вывод – она стоит того, чтобы ее посетить. Никакая телепередача, никакой журнал не передаст своеобразного очарования этого города. Тем не менее, несколько советов и впечатлений все же себе позволю.
Одно из самых приятных и самых поганых воспоминаний об этом отпуске – поездка в Венецию. Поганого было два момента на обратном пути: (1) страшный приступ морской болезни у меня, моей дражайшей супруги и еще примерно половины пассажиров и (2) законченный моральный урод из русских туристов, которому заработанные деньги и алкоголь вышибли остатки мозгов и воспитания, если они у него были когда-нибудь. Все остальное было просто прекрасно, несмотря даже на ливень, под который мы попали как только приехали в Венецию, в результате чего нам пришлось покупать дождевики китайского производства (по 3 евро за штуку) в ближайшей лавочке.
Первое. Не верьте, что в Венеции ужасно дорогое и отвратительно невкусное питание. Может быть на площади Святого Марка это и так, но чтобы там есть пить надо быть романтиком или человеком, который придает большое значение символам. «Я выпил кофе на площади Святого Марка!» и человек доволен большую часть своей жизни. Мы ушли чуть дальше от стандартных туристических маршрутов и в глубине улочек нашли простенький, но очень приятный ресторан, почти «для своих». Во всяком случае, там обедали несколько рабочих в спецовках и пара туристов (ну и мы, конечно). Не буду уверять, что там страшно дешево, но и не 20 долларов за чашку эспрессо. Мы отдали около 80 евро за обед на четверых, в который вошли по салату на каждого, по горячему блюду и 1,5 литра великолепного белого домашнего разливного вина на всех. Мир конечно не без добрых, но лукавых людей – в меня было блюдо после названия, которого стояло (Min 2 persons). Мы спросили у официанта (наивные!), хватит ли нам одного на двоих, он нас заверил, что самое оно. Мы его заказали на двоих, его принесли на двух тарелках, но и в счет включили стоимость двух порций. Спорить не было ни сил, ни времени. Поэтому – уточняйте, что они имеют в виду «минимум для двоих». Сами по себе блюда, которыми нас кормили, были на вполне приличном уровне по сравнению с большинством московских ресторанов с итальянской кухней.
Второе. Если вы приехали из Хорватии на однодневную экскурсию – НИКОГДА НЕ ОПАЗДЫВАЙТЕ ОБРАТНО НА КАТАМАРАН! Итальянские карабинеры злобные и гадкие, организаторы экскурсии рискуют получить запрет на такие поездки, поэтому они просто в ярости, плюс они с удовольствием сваливают все проблемы на русских, о чем они на весь катамаран объявляют иностранцам, типа только русские такие нехорошие.
Третье. Мы в качестве сувениров накупили там всякой стеклянной мелочи и масок на 200 евро и это не что не предел, это просто мелочь. Переезд из Хорватии с противоположным уровнем цен, перестройка с куна на доллары, а потом на евро очень сложна, даже приравнивание евро к долларам не помогает: глаза по прежнему видят хорватские цены, то есть в четыре раза дешевле реальных. Очень тяжело понять различие и дороговизну покупок. С другой стороны, вы приехали отдыхать – трате деньги, в Москве вы их потратите может и практичней, но без такого удовольствия.
И последнее, но едва ли не самое сильное впечатление от Венеции – там есть наперсточники и огромное количество негров, торгующих поддельными сумками известных марок, чуть ли не возле дверей фирменных бутиков данных марок.
Остальное о городе Дожей – в другой раз.
Итак…
Прошло уже три месяца после возвращения «оттуда», за это время в моей жизни произошла масса очень важных для меня вещей, тем не мене