Федоскино или куда мчится миниатюрная «Тройка».

Н Страна:Россия
Город: Москва
Время отдыха: Дата вылета февраль 2007

Дата08.11.08 Хороший отзыв3 Ответов 1 Просмотрели9604

Вы думаете, что я крутой знаток искусства, ценитель прекрасного, коллекционер, эксперт, искусствовед? Скорее нет, чем да. И то в душе :). Просто в последнее время как-то «вдруг» стала замечать удивительную красоту изделий русских промыслов. Раньше «скользила» глазами и пробегала мимо. Скажу больше – во мне пробудился просто неуёмный интерес к нашей славянской/или русской культуре.
Вообще-то странно: греки гордятся своими древними богами, итальянцы до сих пор боготворят Юпитера и Юнону, скандинавы трепетно чтят и уважают свои божества, одни русские считают, что их приличная история начинается чуть больше тысячи лет назад, а до этого бегали дикие неотёсанные люди в лаптях и приносили «кровавые жертвы идолам».
Да русская (славянская) культура невероятно глубока, интересна и загадочна. Ведь большинство народных промыслов ведёт своё существование ещё оттуда, из той далёкой глубины веков, когда люди поклонялись природным силам – Солнцу, Луне, Земле, Ветру, Воде и вкладывали смысл в любое творение своих рук, писали языком узоров. Отношение к стихиям было далеко не наивным, а предполагало удивительное доскональное знание звёздного неба и веру в разумные силы высшего порядка. Сила древних традиций настолько мощная, что, несмотря на то, что столько всего заставили забыть, запретили, обсмеяли, наложили христианские – всё равно люди помнят и на Масленицу сжигают чучело, на Троицу водят хороводы, завивают берёзку, в Купальскую ночь встречают первую звезду, восход и прыгают через костёр. Зачем – уже сами не знают, но делают.
Древнюю культуру нельзя запретить. Можно, конечно, всё при желании, но нельзя :).
Сейчас всех интересует поверхность. Стоим гогочем – во древние дурачки навышивали, настрогали или наковали чего-то там (к примеру). Вот у нас прогресс и у нас в квартире газ. Но народные промыслы, поэтому и держатся до сих пор, что сохранили связь с древней культурой. Как только эта ниточка порвётся, то всё это обессмыслится и превратится в поток обычных коммерческих поделок.
Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, конечно, совсем не древний, и по каким-то меркам даже молодой – всего ~200 лет. Федоскино вообще знают мало, в отличие от Палеха. Но их сравнивать в принципе нельзя, это как сопоставить цветок вишни и цветок яблони. Вроде как бы одно и тоже, но какие же разные!
Шкатулки вообще вещь на ценителя, особенно исходя из кусачей цены. Сразу одолевают мысли: а зачем она нужна за такие деньги? Но я вовсе не задаюсь целью увеличить объём продаж в Федоскино, хотя лично мне - о-очень хотелось купить федоскинскую шкатулку с миниатюрной росписью.
Просто при возможности рекомендую – возьмите в руки, полюбуйтесь, почувствуйте приятную тяжесть, осторожно откройте лаковую крышечку, посмотрите, какая она внутри алая, вглядитесь в миниатюру. Это же настоящее рукотворное чудо, искусство. Это развивает, что-то будит внутри, заставляет удивляться, задуматься.
Вполне допускаю, что написанное мною кому-то покажется непонятным. Подумаешь – восхищаться шкатулкой, восхищаться, что ли больше нечем? :) Сейчас столько распиаренных модных продуктов – и это хочется попробовать, и на этом поездить, и этим подушиться или намазаться.
Но эти шкатулки из Федоскино (а их в 2006г. выпущено на фабрике всего 6 тыс.) совсем другой полюс. Совсем.

Оглавление.
Организация поездки.
Что такое Федоскино.
История промысла.
Автобус. Достопримечательности Дмитровского шоссе.
Федоскинская фабрика миниатюрной живописи.
Как создаётся шкатулка. Технологические подробности.
Как пишется миниатюра. Художественные подробности.
Что такое фабричное и авторское Федоскино?
Конкуренты.
Что такое настоящее Федоскино и подделка.
Легенды и были Федоскино.
Магазин при фабрике.
Куда мчится федоскинская тройка. Мысли вслух.

Организация поездки.
Я уже писала в рассказах про Гжель и Жостово о турфирмах, которые занимаются направлением «Народные промыслы». На всякий случай, повторюсь для удобства: «Навигатор», “September-t” и “Aizorel”. Но есть одно существенное дополнение. В первой турфирме, поскольку их офис находится в Одинцово, мне предложили отдать деньги и всё оформить в агентстве «Вокруг света» (http://www.vokrugsveta.msk.ru). Там до меня дошло, что именно это и есть главный туроператор, а остальные являются его дилерами. В принципе, поскольку цена на путёвку везде одинаковая, то выбор туркомпании просто вопрос удобного для вас её местонахождения. Цена путёвки – 500р. Оплатила экскурсию на 10.02.07 – аж в ноябре.
В «Вокруг света», куда я примчалась с острым желанием как можно быстрее всё оформить и закрыть тему, существует большая проблема с сервисом. Когда я залетела в турофис, от столика перед окном мне отмахала рукой девушка, по типу – «здесь свободно». Казалось бы, дел на 5 минут – оформление, оплата и ты свободен. Ага. Забудьте. Девушка представляла собой сгусток какой-то непонятной агрессии. Общение с её стороны велось в таком стиле: «Даа. Неет. Я уже всё сказаала. Мне, что опять повторить? Понятия не имею и т.д.». Времени у меня было в обрез, ужасно не хотелось поднимать скандал, девушку я пожалела, поэтому в течение всей нашей т.н. «беседы», трудолюбиво корректно ставила её на место и абсолютно не зеркалила её хамство.
Фамилия этого создания, судя по подписи на путёвке начиналась на «Буб». Короче, к нашему разговору с девушкой, назовём её «Бубликовой», испуганно и заинтересованно прислушивался весь офис. Видимо в первый раз «Бубликова» обломалась на клиенте. Из девицы я вытрясла всё, что мне нужно было, заставила её дать всю нужную мне информацию, но, тем не менее, когда я вышла из турофиса, настроение путешественнического полёта пропало, или, как говорится, остался осадок.
Потом поняла в чём дело: «Вокруг света» занимается организацией недорогих 1-2-3-х дневных автобусных туров по России. Ну кто контингент – понятно, что не олигархи, а в основном простой народ, который может потратить деньги только в пределах страны. При мне простого вида мужчина и женщина оформляли Новый Год в Угличе и Смоленске. Отсюда и «бубликовский» стиль общения – ну кто ответит ей? – женщина в простеньком пальтишке?
Кстати, добраться до Федоскино можно и от Савёловского вокзала до станции Катуар, а дальше на автобусе №30 до Федоскинской фабрики или на машине до 35-го км Дмитровского шоссе, поворот "Федоскино- Аксаково".

Что такое Федоскино.
Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи, чуть >30 км от Москвы. Очень живописное место, особенно летом, наверное. Красивый изгиб реки. В самом селе на пять старо-русских ветхих избушек приходится по одному вклинившемуся в местные огороды ново-русскому кирпичному особняку. Особенно густо коттеджи сосредоточены вдоль берега речки. Само высотное (7-этажное) здание фабрики стоит на другом берегу реки, на возвышенности. Раньше рабочие места художников-миниатюристов располагались на верхних этажах фабрики у огромных окон. Один чудный открывающийся вид оттуда на лес, речку, деревню заряжал вдохновением, сейчас уже заряжать некого. Все оставшиеся на фабрике художники – надомники.
В селе есть старинная действующая деревянная церковь Николы Чудотворца (1875г.) в русском стиле. Наш автобус приехал чуть раньше, и получилось полчаса свободного времени. Я зашла в церковь. Она полностью деревянная, несколько икон даже вырезаны из дерева. А из больших окон тоже открывалась отличная панорама. Шла служба, и не хотелось просто стоять с праздным любопытством среди местных бабушек, поэтому я быстро улетучилась. На фабрике есть Музей «творчества федоскинских мастеров». Раньше при фабрике существовала рисовальная школа и наиболее одарённую деревенскую молодёжь направляли в Строгановку. Сейчас в Федоскино есть художественное училище.
Сайт Музея лаковой миниатюры: http://www.fedoskino.ru
Сайт ведущей федоскинской художницы Натальи Леоновой: http://leonova.ru/ooog.htm

История
промысла.
Главную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли лаковые козырьки для фуражек и купеческая свадьба.
Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795г. вместо своего «галанского мыла» решил производить лаковые козырьки для головных уборов русской армии. Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую фабрику. Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной и размоченной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно). Далее перекинулся на табакерки для нюхательного табака, которые вошли тогда в моду. Об успешном человеке в то время говорили: «И сыт, и пьян и нос в табаке». А чтобы любителям и любительницам ядрёного зелья было особливо приятно не только табак нюхать, но в руках затейливую вещицу подержать, решил купец для красоты на табакерки печатный рисунок-гравюру наклеивать. Коробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Брауншвейга опытных немецких кадров со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, чтобы научили наших мастерству. Те и научили. Да так, что мастера наши стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки для рукоделия и ещё массу всего заманчивого и полезного в хозяйстве. Но – художников ещё не было, картинка просто наклеивалась на лак. Художники появились лишь в 1814г., из Москвы (их пригласил зять Коробова купец Лукутин, о нём ниже).
Между делом у Коробова подрастала дочка Катерина, и на юную красавицу положил глаз другой потомственный купец Пётр Лукутин. Справили свадьбу. Так породнился «мыльный» купец II гильдии Коробов с «золотым» купцом I гильдии Лукутиным. Шустрый жених не даром был купцом первой гильдии, поэтому потенциал фабрики тестя оценил быстро, перенёс мануфактуру на противоположный берег реки Учи, в село Федоскино, построил для неё новое бревенчатое здание, пригласил мастеров-живописцев, а потом и увеличил их количество. Тесть нарадоваться не мог, местные газетёнки уже сообщали, что: «Бумажные табакерки московского купца Лукутина ни в чем не уступают брауншвейгским, а ценою гораздо сходнее оных. Трудно поверить, что дюжина их с изрядной живописью продается по 4 рубля». Федоскинской фабрике, пожаловали право ставить клеймо – герб Российской империи – двуглавого орла, - но! - только после того, как салонный стиль росписи поменялся на народные сюжеты. Федоскино стало поставщиком Императорского двора. Это означало почёт и уважение, а также отличное качество.
Дальше подключились к фамильному производству сыновья и внуки, но по-разному. Сын Лукутина Александр что называется «горел» на производстве - самолично делал эскизы для будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде. В результате такого «дистанционного» управления в 1904г. фабрика закрылась, а мастера пошли наниматься в Жостово. Правда потом объединились и создали артель, которая помогла сохранить традиции.
Красный ветер перемен привёл к тому, что в начале сороковых годов артель стала фабрикой, которая «производила искусство» на конвейерной основе. В трудное военное время коллекцию образцов 18-19 столетий пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе. Что интересно: Сталин подписал приказы, по одному из которых мужчин-художников во время войны не брали на фронт, и оставляли на фабрике; а по другому – вернули всех мастеров из Федоскино, работающих на других местах обратно в Федоскино. В 70-е годы государство тоже вдруг разволновалось о судьбе промысла, и в Федоскино было построено 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус для школы.
Что сейчас? Как обычно у государства много дел, а федоскинский промысел не нефтегазовый. Поэтому два года назад на двери фабрики висело такое объявление: «С 20 ноября 2004 года по 15 марта 2005 года художники, работающие на Федоскинской Фабрике Миниатюрной Живописи распущены по домам».
В 2006г. – выпустили 6 тыс. изделий, в 2003-05гг. – 2,5-3 тыс. изделий. При Лукутине фабрика выпускала – 20 тыс., в СССР 70-80гг. – 120 тыс.. В общем, цифры говорят обо всём без слов.
В настоящее время фабрика жива, несмотря на обшарпанные стены и сотрудников, которые ещё совсем недавно получали заработанные денежки раз в полгода.

Автобус. Достопримечательности Дмитровского шоссе.
После Гжели я почувствовала себя крутым тёртым калачом в плане автобусно-экскурсионного опыта. Поэтому уверенной рукой быстро собрала сумку. Подстраховалась от укачки ломтиками лимона и итальянской салями. Закинула свежеприобретенный CD «Слово о полку Игореве» в исполнении Е.Киндинова и Е.Кореневой (это не группа, а творение такое древнеславянское, если кто не знает :)). Единственное, что омрачало настроение – это предсказанный мороз в -20˚. Пришлось вытащить нелюбимую шубу, обмотаться тёплой шапкой и натянуть нечто трёхслойное снизу. Предвосхищу заранее вопрос – не было ли мне жарко? :) – Нет. Было нормально, а местами даже кусалось. Такой медведицей я подтянулась к месту сбора группы – м. Комсомольская, напротив гостиницы Ленинградская. Всех собравшихся быстро пригласили в автобус (старенький, но Мерседес) и в 9.15 мы отправились по маршруту Федоскино-Жостово.
Наше направление – северное, шоссе – Дмитровское. Погода отличная – трескучий морозец, пушистый снег, яркое солнышко. Проезжаем мимо поворота на Долгопрудный и экскурсовод рассказывает, что этот город был основан на месте посёлка Дирижабль-строй в 30-е годы, т.е. самый расцвет авиации. После войны специально в Долгопрудном построили Физико-технический институт, т.к. хотели именно в пригороде Москвы создать студенческий городок типа Оксфорда или Кембриджа. Ещё в городе есть большое предприятие по обработке камней, и оно участвовало (посредством рабочей силы и каменного материала) в реставрационных работах в Кремле и облицовке многих высотных зданий в Москве. Там же находится известная фабрика ВТО по производству театральных принадлежностей.
Проезжаем заснеженный водоём – Долгие пруды. На берегу виднеется старая дворянская усадьба Виноградовых. Она знаменита предположением, что в её создании участвовали известные архитекторы Казаков или Баженов. В этой усадьбе, известной также богатой библиотекой и собранием картин, бывали предки Пушкина, Карамзин и Крылов. На другой стороне дороги - церковь в честь иконы Владимирской Божией Матери. В годы, когда красноармейцы распотрошили Троице-Сергиеву Лавру, часть святых мощей преподобного Сергия была спрятана именно в этом месте.
Едем по мосту через Клязьминское водохранилище. Заснеженный лёд весь в линиях лыжни и рыбаках. Проезжаем мимо окрестностей города Лобня с озером Киёво, на берегах которого гнездятся колонии чаек из Африки.
За окном мелькает посёлок Красная Поляна, где в 41г. стояло гигантское гитлеровское орудие «Адам», из которого хотели нанести удар по Москве, а снимки показать японцам, чтобы заставить их вступить в войну.
На 17км проезжаем мимо Музея танка Т-34. Вернее сказать немного недоезжаем, поскольку поворачиваем у деревни Шолохово на Федоскино. Но белое здание на фоне леса видно из окна на повороте. Его создала Лариса Васильева, которая, оказывается, является дочкой одного из создателя танка - Кучеренко. Создала она его сначала на свои деньги и на своих сотках, но потом её финансово поддержала некая таинственная организация Атлантида XXI век. Дальше экскурсовод замолкает, потому что едем по просто очень узкой дороге по красивому заснеженному лесу, погода отличная, солнце бежит наперегонки с автобусом.

Федоскинская фабрика миниатюрной живописи.
Вот и Федоскино. Село пересекает река Уча. На высокой возвышенности берега стоит эта знаменитая фабрика лаковой миниатюры. Недалеко от неё реставрируется старинный дом семьи Лукутиных. За ним начинаются ряды краснокирпичных двухэтажных многоквартирных домиков – похоже, что это художественный посёлок. Раньше ведь это было так престижно – работать на фабрике – и, скорее всего, художники обеспечивались и селились в такой качественной и престижной жилплощади. Главная и единственная улица села тоже называется Лукутинской. Под высокими раскидистыми соснами и сугробами виднеется бюст матроса Железняка - героя Красной революции и уроженца этой местности.
Нас отпускают погулять на полчасика и я помчалась через мост в деревянную церквушку Николая Чудотворца. А куда еще? Не в местный же магазин «Продукты». Потом все собрались в обшарпанном фойе фабрики. Предварительно посетив естественно, всем известные и такие же обшарпанные места. Интересно, а если приедет сюда Путин к примеру, с женой, их тоже направят в эти же места, или есть VIP? Ну, по крайней мере, чтобы дверки закрывались – ведь это уже уровень! :)
Экскурсовод по фабрике у нас энергичная смешливая художница Ирина. Плотной толпой мы мчимся по пустым и унылым коридорам. Я почитала много разных источников по Федоскино (в т.ч. даже одну редкую букинистическую книжку в BookBerry на Никитском бульваре, ведь почитать о «золотом» веке Федоскино можно только книги, изданные при советской власти). Насколько же прочитанное, не совпадает с увиденным…. К сожалению…
В Федоскино есть училище. Туда поступают с 9 класса, учатся 4 года, обучение бесплатное, на курсе 15 человек. Учатся одарённые ребята в т.ч. из Прибалтики, Приднестровья, Белоруссии. Раньше было три направления: жостовская роспись, федоскинская миниатюра и ростовская финифть. В советское время - выпускники получали узкую специализацию, а сейчас получают диплом как художники «широкого профиля». Технологии в училище не учат, только живописи. А вот в советское время - учили. После училища выпускники на фабрику не идут, или вернее не шли. Но в прошлом году, когда всё-таки стали платить зарплату, вернулись и за месяц смогли заработать по 30-40т.р. В этом году тоже ждут пополнения. Хотя это со слов экскурсовода. А на деле, может по команде сверху решили подманить зарплатной «морковкой» художественные молодые кадры, чтобы те с гиком: «Вау, чуваки, здесь платят бабки», вернулись на фабрику, ведь зарплата своим работникам до сих пор выплачивается с перебоями.
Само здание фабрики 7-ми этажное. На 1-ом первом этаже располагается мастер, изготавливающий шкатулки с командой шпаклёвщиков, на 2-м администрация с 4-м по счёту директором. А на 5-ти остальных гуляет ветер. А вот в советское время…:)

Как создаётся шкатулка. Технологические подробности.
Над изготовлением маленькой коробочки работает целый коллектив специалистов. На столе у мастера лежат рулоны чистого коричневого древесного картона. Такой картон - это основа для папье-маше, из которого выполняется корпус шкатулки. Над картоном предстоит тщательно поработать: проклеить в несколько слоёв, положить под пресс, а затем навить на специальную форму-болванку. Навивают в несколько слоёв – всё зависит от нужной толщины стенок. Результат - хрупкое подобие будущей шкатулки.
Далее варят супчик из картона! Получившуюся коробочку опускают в горячее льняное масло и тщательно проваривают, чтобы картон как следует, пропитался. Масляную коробочку отправляют в печку на просушку, нужна высокая t. Получившееся папье-маше обладает качествами настоящей древесины – его можно резать или даже, обрабатывать на токарном станке. При этом абсолютно не верится, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из «жеваной бумаги». По правде сказать, эта работа считается очень ядовитой.
Для получения абсолютно гладкой поверхности подсушенную коробочку грунтуют, шпаклюют и шлифуют. В крышечку врезают шарниры, и затем снаружи покрывают несколько раз чёрным блестящим лаком, а изнутри ярко-красной киноварью.
Дальше шкатулка-полуфабрикат попадает к художнику.
Теперь небольшие детали. Месяц шкатулку сушат при комнатной t. Месяц сушат в печи. Месяц – живопись. Месяц – полировка. В общей сложности на изготовление шкатулки уходит около от 4 до 6-ти месяцев в зависимости от сложности формы и размеров изделия. На первом этапе, а именно – созданием шкатулки-основы занимается на фабрике в Федоскино… 1 человек! Коля Корсаков. Вся приходящая молодёжь хочет сразу быть менеджерами, и никто не хочет строгать и выпиливать. Вопрос из толпы: «А если Коля заболеет?». Ответ: «Наш Коля не болеет».
Вот думаю, как подобрать слова и описать работающее до сих пор (но далеко ведь не на полную мощность, при нынешних «объёмах» производства) уникальное оборудование, запустение и грязный цех по варке коробочек, да и вообще какую-то непонятную печаль, которая охватывает тебя в гулких коридорах с дверями в дырках. А когда-то это оборудование спроектировали и изготовили в единственном экземпляре по технологиям, придуманным инженерами, которые работали при советской власти. Это оборудование - уникально. Нигде в мире такого больше нет! Особенно - вакуумные установки для прессования. Чудо инженерной мысли!
Но бодрая художница-экскурсовод лабиринтами повела нас в Музей и рассадила на стульчиках, как в актовом зале, среди витрин с федоскинскими экспонатами. Рассказывает обо всём интересно и увлечённо. Показывает незаконченные работы, по рукам передаются несколько крышечек от шкатулок на разных этапах росписи: на одной только ещё намечен сюжет (замалёвок), а в другую – уже вклеен кусочек перламутра.

Как пишется миниатюра. Художественные подробности.
Грунт.
В качестве грунта можно использовать алюминиевый и бронзовый порошок. Его надо припорошить на поверхность, и он прилипает к лаку, а, нанесённые на порошок краски, не тускнеют. Сусальное золото, серебро или кусочки перламутровых океанических раковин тоже виды грунта. Мы с вами (т.е. непрофессионалы) не увидим всё это «богатство», но заметим, что миниатюра светится, как бы сияет изнутри нежным светом. Для кусочков перламутра вырубается ниша, чтобы вклеить. Этим также занимается уже известный всем Коля Корсаков.

«Эх, кони, кони, что за кони!
Вихри ли сидят в ваших гривах?..

Сюжет.
Теперь главное – что нарисовать! На федоскинских миниатюрах вы увидите пейзаж (парки, природу, города), портрет и сказку! Картинка на федоскинской шкатулке невероятна хороша! Это маленький мир и он обладает магической способностью уводить вас из реальности. Это не красивые слова, это правда. Это своя отдельная миниатюрная жизнь, а мы подглядываем на неё в окошко. Я, безусловно, уже забегаю вперёд и пытаюсь донести то, что увидела в музее. То, что выставлено – уникально! Федоскинцы – копиисты, но их копии уровня самого оригинала! Невероятно – как ТАК можно передать цвет и свет.
Если вы внимательно разглядываете сказку, то буквально чувствуете шёлковые перья сказочной Жар-птицы; если деревенскую картинку, то поскрипываете снегом и идёте за колодезной водой с коромыслом на плечах вместе с девушками-хохотушками или бешено кружите цветистым сарафаном в разудалом летнем хороводе. Хотите прокатиться на тройке, да с ветерком, да со снежным вихрем из под полозьев – тпрру – запрыгивайте!
Кусочки перламутра или золота, умело вставленные в нужные места невероятно правдиво передают, скажем, объёмность складок платья у русской красавицы, или подсвечивают нежным мерцанием пушкинскую белочку с золотыми орешками.

Роспись.
Федоскинцы собой гордятся - используют классическое трёхслойное письмо масляными красками. Раньше ТАК писали только старые мастера - да Винчи, Рубенс, Брюллов - а сейчас, наверное, только здешние мастера и сохранили эту уникальную технику. Что такое трёхслойный федоскинский почерк? Это объём, это трёхмерность, это живые лица, это прописанные реснички и румянец, это глубина пейзажа. Вглядитесь в рисунок шкатулочной крышечки – живопись горит! миниатюра светится! Федоскинские художники-миниатюристы пишут тончайшими колонковыми кистями - нулёвками. Есть два способа федоскинской росписи: «по-плотному» и «по-сквозному» (или «просвет»).
При первом используются плотные (непрозрачные) краски и лак.
При втором на масляный лак наклеивают «золото» или тонкие пластины перламутра. И дальше художники-миниатюристы рисуют по этим наклеенным тончайшим листочкам «блестучего» материала прозрачными (лессировочными) красками. Эффект получается впечатляющий - через прозрачные краски, которые накладываются сверху, как бы просвечивается грунт из порошков алюминия, бронзы, сусального золота или перламутра.
«Замалёвок». Первый слой живописи. Сначала широкой кистью художник раскладывает цветовые пятна и тени или с помощью кальки переводит контурный рисунок. Деталей нет. Подробности отсутствуют. Масляные краски при комнатной t сохнут очень долго, поэтому изделие сушится в печке при t - 60˚. Наша Ирина сказала, что сама лично сушит на батарее, но у некоторых художников есть дома и свои печки. Когда первый слой высохнет, его надо покрыть одним слоем лака и опять высушить. Причём, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака, после каждого нового лакового слоя шкатулку шлифуют и зачищают порошком пемзы или наждачной бумагой. Лак становится матовым, но добавляют капельку масла и глянец снова возвращается. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.
«Перемалёвок» или «прописка». Второй слой. Ювелирная работа! Здесь нужно максимально подробно проработать все миниатюрные детальки (те самые реснички :)), углубить тени, сделать ярче свет. Затем высушить краску и снова покрыть лаком.
«Бликовка». Третий слой. Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали. Третьим слоем её можно считать достаточно условно, так как бликовка может насчитывать до 10 живописных слоев, каждый из которых покрывается лаком. Важная деталь!: подпись художник ставит во время бликовки. Под лак, чтобы не стёрлось. И ещё дату изготовления.
и «Цировка». Декорирование корпуса. Тоненьким стальным пёрышком (или заправленным бронзовой пастой), мастер(-ица) процарапывает (или вырисовывает) по чёрному лаку витиеватый орнамент: «скань», «шотландку», «черепашку», «малахит», «слоновую кость». Если подложка, например, листик сусального золота, то и узор получится золотой. Корпус шкатулки надо отполировать на медленно вращающемся кругу специальной масляной краской («окись хрома») до зеркально ровной поверхности. Когда художественная задача, которую ставил перед собой художник - выполнена, нужно хорошо просушить все слои лака и краски.
Вообще писать о миниатюре легко, а попробуйте нарисовать. Представляю, как болят глаза у художников – чтобы прорисовать крошечные детали нужно ведь увеличительное стекло.
На фабрике сейчас работает 128 художников. Раз в месяц проходит худсовет, на котором художникам выдаются новые шкатулки-полуфабрикаты для росписи и оценивается выполненная им дома работа. Если живопись выполнена на высоком уровне, за хороший рисунок автор премируется 10% надбавкой от стоимости шкатулки.
Художники в Федоскино разные, есть портретисты, есть пейзажисты, есть троечники. Не в школьно-дневниковом смысле, а специализирующиеся именно в изображении русских троек. Федоскинцы очень хотят получить госзаказ, на всё перепадает пока Палеху. Но «перепадает» тоже громко сказано. В последнее время и им ничего особенно не перепадает, и они теперь опять пишут иконы на продажу и всякий хлам для Измайлово за копейки. В Федоскино с «барского плеча» тоже поступают редкие заказы. Вот только недавно из Кремля поступил приличный индивидуальный заказ на большой ларец. Попросили копию картины Рубенса. Догадались какую? :) С обнажённой любимых рубенсовских форм красавицей. А ещё «кремлёвские бояре» любят обычно заказывать Кремль, храмы и тройки, а ещё пейзажи, но "без народа" - не нужен им народ, даже в виде элементов пейзажа :).

Что такое фабричное и авторское Федоскино?
Федоскинское настоящее фабричное клеймо на шкатулке выглядит так: на обратной ярко-красной стороне крышечки - золотая тройка и надпись Федоскино.
«Фирменная» (оригинальная) шкатулка, выпущенная на Федоскинской фабрике имеет порядковый номер. Этот номер занесён в протокол художественного совета. Такая шкатулка на внутренней стороне крышки будет подписана так: Клеймо. Федоскино. Год выпуска. Название сюжета. Порядковый номер.
Свою «авторскую» работу, т.е если художник не перекопировал, а сам выполнил, нарисовал сюжет, который изображён на шкатулке, «индивидуальный» мастер подпишет так: Федоскино. Год выпуска. Название сюжета. Подпись автора.
На копии не обязательно будут указаны Название и Авторская подпись (т.е. могут отсутствовать).
Полуфабрикат шкатулки мастер может изготовить сам - по «специальному заказу». У порядочного художника-изготовителя он будет отличаться высочайшим качеством изготовления и необычной формой, но золотая тройка - фабричное клеймо на крышечке будет отсутствовать.
Шкатулка готова!

Конкуренты.
Основной «конкурент» Федоскино – конечно же, Палех! Причём федоскинцы называют палешан богомазами, а в ответ им несётся: «сами вы копиисты». К этому творческому «соревнованию» присоединились ещё мастера Мстёры и Холуя. Однозначно в этом творческом конфликте лишь одно – каждый из этих центров лаковой миниатюры имеет свою ярко выраженную, отличную от других манеру.
Да, Палех это «богомазы», т.е. испокон веков палешане писали образа, отсюда тонкие и плавные рисунки, изящные удлинённые фигуры. Иконописный стиль – это лицо Палеха, Мстёры и Холуя. Палешане писали иконы "для богатых", поэтому использовали золото высокой пробы, тончайшее письмо и невероятную проработку всех деталей. В Мстёре и Холуе тоже писали иконы, но уже для покупателя «победнее». Тем не менее, именно из-за иконописной манеры федоскинцы считают живопись «конкурентов» - «плоской». А у самих федоскинцев (повторюсь), живопись объёмная - потому что наносится на перламутр или подложку из золотой, серебряной фольги и бронзового напыления; и многослойная – потому что масляные краски и лак сохнут долго и накладываются в несколько слоёв.
К тому же основной компонент палехских красок – это яичная темпера. Не пугайтесь названия. Всего-навсего рядом с баночками с красками обязательно лежит скорлупка с яичным желтком. Мстёра и Холуй – тоже пишут на темпере. Краски в Палехе водные, в отличие от масляных федоскинских, поэтому сохнут быстро, а желток их дольше сохраняет.
Поясню теперь «почему федоскинцы - копиисты» - да, действительно, оригиналами для сюжетов служили картины (в т.ч. Тропинина, Венецианова, Шишкина, Васнецова, Левитана) и гравюры. Но даже если оригинал переносился мастером на лаковую поверхность – вы никогда не увидите абсолютно идентичные рисунки. Любая роспись это творческий почерк, это материализовавшаяся фантазия, это настроение-вдохновение мастера, это погода за окном.

Что такое настоящее Федоскино и подделка.
Сможете найти такого сувенирного продавца на Арбате, Измайлово или Воробьёвых горах и т.п., который бы сказал, что продаёт ненастоящее Федоскино? Да таких в природе не существует, у всех «настоящее»! Сделано на фабрике в Федоскино или в палатке за углом, как же отличить?
Нужна лупа. Она поможет вам отличить живопись от наклеенной на крышку шкатулки открытки. Поможет рассмотреть детали живописи. Ведь федоскинская работа невероятно тонкая и выполнена миниатюристом! Если засомневались – отходите в сторону.
Нужно посмотреть на цену. Изготовление шкатулки - процесс долгий и трудоёмкий, занимающий несколько месяцев. Федоскинскими мастерами используются только натуральные, т.е. априори недешёвые материалы. Если шкатулка стоит менее 100 $ - отходите в сторону.
Нужно похлопать крышкой – проверить «на звук». Приоткройте крышечку и легонько похлопайте ею, как бы открывая и закрывая шкатулку. Звук глухой и мягкий – отлично, берём! Звук звонкий «деревянный» - отходим в сторону. Это значит, что шкатулка, скорее всего, изготовлена не из папье-маше, а из строительного прессованного картона – оргалита, либо из пластика. Такое «творение» в ближайшем времени рассохнется по швам, а «живопись» растрескается.
Нужно оценить вес. Настоящая шкатулка сделанная из настоящего папье-маше, а тот в свою очередь из настоящего древесного! (практически береста) картона весит значительно, в отличие от пластика, оргалита и дерева.
Если вы купили настоящую федоскинскую шкатулку и хотите сохранить её на долгое время – надо ухаживать. Пыль стираем мягкой тряпочкой. Прячем от солнышка. Царапинку потрём ваткой с масляной краской «окись хрома», потом капнем каплю растительного масла и отполируем. Всё проделываем только бархатной или плюшевой тряпочкой, ни в коем случае не бумажной салфеткой.

Легенды и были Федоскино.
Приведу две истории – про «корабли и прогресс», какая из них легенда, а какая быль – выбирать вам :(.
- Федоскинские шкатулки не коробятся и не рассыхаются! Если посмотреть на изделие изготовленное лет двести назад, то оно до сих пор выглядит «как новенькое». Секрет, конечно же, в чудо-лаке! Существуют даже истории про случаи, когда шкатулки поднимали с затонувших кораблей, потерпевших крушение много лет назад, а они оставались абсолютно невредимыми. Лак, пропитавший картон, не пропускал влагу и бережно сохранял творения федоскинских мастеров. Федоскино даёт 100% гарантию, причем на века! Ваша шкатулка будет передаваться как семейная реликвия из поколения в поколение и сохранит свой первозданный вид…
- В наш «прогрессивный» век полимеров растительные компоненты в лаке уже давно вытеснены синтетическими «аналогами». Старинные рецепты чудо-лаков не то чтобы потеряны, а даже не разгаданы современными учёными на современном оборудовании до сих пор (!). Никто ещё не изучал, насколько долго сохраняются акриловые лаки, и что с ними может произойти лет через 100. Хочется верить, что эта свежесть сохранится надолго…

Магазин при фабрике.
По оценке специалистов, 90% изделий, несущих на себе надпись «Федоскино», на самом деле не имеют к нему никакого отношения. Поэтому если не в самом Федоскино в магазинчике при фабрике покупать, то тогда скажите где?
После экскурсии по цехам и музею всех пригласили посетить магазинчик при фабрике. Так хочется купить настоящую федоскинскую шкатулку! Но это не магазин, а какое-то недоразумение, несмотря на видимость заполненных прилавков. Я всё понимаю – одну заготовку сколько времени делают, одни краски сколько сохнут, полгода на одну шкатулку. Но всё-таки так хотелось купить… :) Но цены на шкатулки впечатляют сильно и поддых: 70 т.р., 29 т.р., 18 т.р., 15 т.р., 10 т.р., 8 т.р., 6 т.р., 4 т.р. и 3 т.р. за шкатулочку в полспичечного коробка.
Я, конечно, не эксперт, но художественным вкусом всё-таки обладаю, и хочу деликатно заметить, что живопись на многих шкатулках ну никак не тянет на заявленную сумму. Если вы решаете выложить за неё больше тысячи $, к примеру, то, на мой взгляд, миниатюра должна цеплять так, чтобы загорелось купить. Мы только что из музея, и поэтому перед глазами стоят дивные образцы только что виденных экспонатов. А здесь даже глаз особенно ни на чём не останавливается.
Думаю, что, скорее всего, дилеры различных художественных салонов скупают всё стоящее прямо на складе или у самих художников. Коллекционеры и ценители наверняка знают всех талантливых художников по фамилиям и адресам в селе Федоскино. А это явно «остатки роскоши». Интересно, на кого рассчитан этот ассортимент? На субботние автобусы обычных российских туристов? :) На автобусы с считающими каждый пфеннинг интуристами? :) Или рассчитывают на случайно запиливших в это село пассажиров лексусов, которым свои бриллианты некуда складывать? Так шкатулочки маловаты для больших объёмов. Или надежды возлагаются на обитателей местных коттеджей? В общем, цены и ассортимент – загадка фабричной администрации.
А ведь при советской власти существовала такая профессия: нормировщик. Он садился рядом с художником и замерял, сколько времени занимает роспись той или иной шкатулки. На основе этих исследований и выводилась средняя расценка. Например: тройка одинарная на шкатулке размером в 2 сигаретных пачки - 4 руб. 50 коп.
Художники зарабатывали по 200 - 500 руб. в мес. Плюс набегали "экспортные" - это премия за шкатулки, отправленные на экспорт. Художники в то время зарабатывали порядка 700 - 1500 руб. в месяц.
Во времена "перестройки" на фабрике создали оцено


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в России

Лечебно-оздоровительные курорты России
Айда.ру  Айда.ру   Россия , Геленджик   Дата вылета  ноябрь 2023
Здоровье - это бесценный дар, который нельзя купить за деньги. Однако, мы имеем возможность заботиться о нем и улучшать состояние организма. В этом нам помогают лечебные курорты, где сочетается благотворное воздействие природы, чистого воздуха, минер...
Читать далее

Дата 29.11.23 Хороший отзыв6 Ответов1 Просмотрели2424

Детокс клиника
Юлия  Юлия   Россия   Дата вылета  декабрь 2023
Мне "Красное озеро" посоветовал врач. Сказал, что там правильно подбирают лечебные программы, а не просто выписывают примочки всем поголовно одинаковые. Собрались с мужем и поехали. Результат превзошел наши ожидания: врачи высшей категории, индивидуа...
Читать далее

Дата 27.12.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1782

Отзывы туристов