Любите ли вы Египет?
Скептикам и пессимистам посвящается…
Любите ли вы Египет так, как люблю его я?! Эту древнюю, загадочную и непредсказуемую землю, каждая пядь которой хранит все тайны мира…
От Шарм-Эль-Шейха до Каира – шесть часов пути на экскурсионном автобусе. Выезжаем глубокой ночью, ничего не боимся, так как желание скорее приблизиться к чуду лишает бдительности, да и улыбчивый гид советует расслабиться, немного поспать, потому что экскурсия начнется только рано утром.
Вот густая азиатская ночь настигла землю и крепко сжимает ее в своих объятиях. Бесконечное звездное небо повисло над Синаем, отражаясь в бездонном зеркале пустыни. Словно древняя ладья, раскачивая пространство, «плывет» наш автобус среди суровых, безлюдных гор, причудливые очертания которых будоражат разыгравшееся воображение…
Но вот и прозрачное утро, будто юный фараон, вращая ключ жизни, открывает новый день…
Уже позади знаменитый Суэцкий канал и туннель, который соединяет Синайский полуостров и африканский континент. Впереди Каир. Въезжаем в город, и за окнами автобуса постепенно возникает непривычный для европейского туриста пейзаж! Повсюду – жилые постройки из красного и серого кирпича, немыслимых форм и размеров; зияющие скважины окон и многочисленные балконы, увешанные бельем. Плоские мусульманские крыши усеяны белыми лепешками спутниковых антенн. К «картонным» лачугам припаркованы автомобили всех времен и народов. Улицы и улочки завалены мусором: строительными отходами, битым кирпичом, пустыми пластиковыми бутылками, какой-то бумагой, а недалеко от шумного перекрестка мирно пощипывают травку коровы. Даже могучий Нил здесь узок, бесцветен и молчалив. Так выглядят окраины самого многолюдного и харизматичного города Африки!
К сожалению, такая картина пугает некоторых впечатлительных туристов, а скептикам и пессимистам ласкает взор! К счастью, таковых мало. Эти люди разочаровываются в увиденном, потому что плохо знают историю этой страны, путают династии и фараонов, а Нифертити и Нифертари для них, хоть и прекрасное, но все же одно лицо!
Мы едем дальше, и вот в розовом мареве весеннего африканского дня проплывают над городом Великие египетские пирамиды! Рядом с ними забываешь о мелочах, терзающих мысли. Прижавшись к теплому камню, слушаешь голос вечности. Здесь, в Гизе, у подножия пирамид, рядом с Большим сфинксом, неизменно стерегущим эту гениальную простоту, приоткрываются тайны мироздания. Можно бесконечно бродить по плато, переходя от пирамиды к пирамиде, рассматривать старинную кладку, отыскивать следы древних инструментов, отлично сохранившихся до наших дней, и вовсе не замечать бедуинов! Только легкомысленные туристы, приезжающие в Египет «отметиться у памятников древнего мира», с легкостью принимают предложение аборигенов совершить небольшое путешествие верхом на корабле пустыни вокруг пирамиды Хеопса! Не в этом соль, друзья мои! Поезжайте верхом на верблюдах в красную пустыню, полюбуйтесь закатами и звездами в Синайских горах (потрясающее зрелище), попробуйте бедуинский чай, послушайте их песни! Но к пирамидам отнеситесь с почтением!
Описывать пирамиды – дело непростое! Как рассказать о том, что чувствуешь, прижавшись щекой к древнему камню. Иная, неземная сила овладевает твоим сознанием, и ты вдруг явно осознаешь, что та самая загадка давно разгадана посвященными (особой кастой жрецов, которые сохраняют высшие знания и передают их от поколения к поколению). Это они (жрецы) отдают приказы прекратить исследования, как только какая-нибудь научная экспедиция очень близко подойдет к разгадке «их» тайны! Зонды упираются в непроходимую стену или в очередную мощную дверь. Что же скрывают они и почему не позволяют человечеству сделать еще один шаг на пути познания? «Мир боится времени, а время боится пирамид», - гласит известная арабская пословица. На дворе двадцать первый век, время плывет своим чередом, а мы продолжаем «топтаться» на одном месте: очарованные бродим вокруг этих величественных исполинов, не известно когда и кем воздвигнутых, а главное, с какой целью?
Голубой Луксор
Когда спадает полуденная жара, народ собирается к вечерней молитве. И тогда по всему городу распахиваются двери храмов! Голубой божественный свет заполняет пространство! Все вокруг светится: длиннополые национальные одежды мужчин, традиционные хиджабы женщин, стройные минареты, плывущие над плоскими крышами, и даже грациозные египетские кошки, вышедшие на ночную охоту.
Окна и двери домов широко распахнуты: мы видим ветхие синие стены лестничных клеток, синие ковры, скатерти и занавески… Мебели почти нет в этих малюсеньких комнатах. Здесь живут небогатые жители Луксора, расположенного на правом берегу Нила, ныне небольшого и тихого по египетским меркам городка. Первые этажи зданий занимают небольшие лавчонки, в которых продают хлеб, восточные сладости, фрукты, мясо. Из кондитерских пахнет ароматной сдобой, фрукты, огромные, спелые, яркие так и просятся в рот! Если пожелаешь, то можешь отведать свежий гранатовый сок, который будет тут же приготовлен хозяином лавки за сравнительно небольшую плату. А вот поистине «полотно Рубенса»: на улице, перед мясной лавкой, на железных крюках висят только что освежеванные красные бараньи туши. Вокруг бродят тощие собаки, слизывают кровавые капли с земли в надежде поживиться чем-нибудь еще.
На соседней улице длинная очередь из грустных худых молчаливых стариков, они ждут, когда откроется хлебная лавка. Вот распахнулась дверь, и из лавки выплыла, словно корабль, дородная египтянка с огромным подносом, доверху наполненным горячими булками, поставила его на землю – через несколько минут он был пуст! В это время у стены старого дома, скрестив ноги по-турецки, курят ароматный кальян и ведут неспешную беседу несколько мужчин.
Автобус сворачивает направо, и мы подъезжаем к магазину, который сверкает витринами, здесь продают восточные ароматные масла, духи и всяческие афродизиаки. Сюда обязательно привозят туристов с целью совершить покупки. Не вздыхайте, господа скептики! Вовсе не следует скупать полмагазина, соблазняясь яркими стеклянными колбочками и вазочками, степенно послушайте рассказ гида, угоститесь ароматным каркаде и купите то, что вам нужно или не покупайте ничего! А тем несчастным, кто страдает от болей в позвоночнике и суставах, посоветую - фёгель, прекрасный природный антибиотик на масляной основе. Проверено на собственных косточках! Снимает боль и воспаление.
У входа в этот блестящий и благоухающий магазин сидит мальчишка-чистильщик обуви, размахивает щетками, пронзительно кричит, зазывая клиентов, чтобы заработать гроши на пропитание. Мимо в аккуратной белой форме, в круглом черном берете, с автоматом за плечами, медленно проходит солдат, останавливается возле мальчишки, что-то говорит ему на своем непонятном языке, поглядывая в сторону нашего автобуса. Это представитель туристической полиции, которая бдит повсюду, охраняет вашу драгоценную неприкосновенность. Вот так и живет из дня в день этот древний арабский городок. И ничего не меняется из года в год и из века в век. Все тот же менталитет, все тот же уклад жизни.
А, вообще-то, Луксор – это один из старейших городов на земле. Это те самые древние Фивы, город, богатый и могущественный, столица Верхнего Египта! Когда-то в детстве, на уроках по истории древнего мира, в те кондовые советские времена, слушая рассказы об этом удивительном городе, мы мечтали увидеть Египет собственными глазами!
Луксор – это храмы Карнака, знаменитые долины царей и цариц, храм Хатсепшут и загадочные стражи на пороге вечности – колоссы Мемнона. Попадая в эти места, понимаешь, что здесь, так же как и у подножия пирамид, каждый сантиметр земли под твоими ногами дышит тайной. В Карнаке после того, как последний турист покинет храм, в залы «возвращаются» его истинные хозяева, они приходят из прошлого, чтобы проверить, все ли в порядке на их территории, не нарушена ли неприкосновенность древнего хранилища секретов. Когда стоишь среди величественных колонн в гипостильном зале, разглядывая изображенное на них, то физически ощущаешь, что именно здесь проходят невидимые границы между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. Здесь протянута невидимая нить, связующая цивилизации.
По территории храмового комплекса, построенного в честь Амона Ра, бродят странные личности – это «своеобразные» хранители музея. Они с удовольствием за небольшое денежное вознаграждение покажут вам те уголки, точки и ракурсы, откуда открывается наиболее удачный вид для фотосъемки. Однажды в сувенирной лавке пожилой продавец с глубоким и умным взглядом поправил меня, когда я, рассматривая фигурку фараона и узнав его, назвала царя Рамсéс, сделав ударение на последнем слоге. «Рáмсес,- тихо сказал старик и повторил, - Рáмсес». А может, это и есть те самые посвященные хранители тайн, «жрецы» секретного общества, призванные беречь древние знания? Именно они знают, кто построил пирамиды и зачем, где, за какой дверью хранится капсула с информацией об истинной истории человечества, откуда мы пришли на Землю и кто такие египтяне?
Крамаренко Елена
Фото: Иванов Сергей
2008г. Санкт-Петербург.