Я попала в
Вену почти случайно, на один день. Добрая часть этого дня была связана с неким протоколом, который отнял часа три. Если иметь в виду, что моя гостиница находилась в одном из пригородных городков, а именно, в Хайнбурге на расстоянии 40 км от столицы и туда надо было вернуться до 21 час, то понятно, что в Вене я, пожалуй, и не была. Но отчего-то в памяти живет этот день - солнечный и золотой, и перед глазами стоят светлые ряды высоких, пышных, богато украшенных, немного самодовольных домов. Ажурный собор святого Стефана со скульптурой Христа, мучающегося зубной болью, и Богоматерью, покровительствующей прислуге. Уж если сам Христос не смог избавить себя от этого испытания - зубной боли, то, видимо, это Испытание из числа Великих. И мы, жертвы советской стоматологии, когда-то добровольно и безропотно, без всякой анестезии открывавшие рты навстречу бормашине, давно уже на особом счету у Создателя. Будем надеяться и ждать - может, воздастся и на зубные имплантанты -Бог даст -когда-нибудь заработаем.
В центре была недолго и в сумерках. А вот в Шенбрунне погуляла довольно долго и со вкусом. Та самая трехчасовая миссия выполнялась на территории, которая по соседству с этой замечательной загородной резиденцией Габсбургов, ныне дворцово-парковым музейным комплексом. Да, петербургское пригородное ожерелье не хуже, но мы не на соревновании и я не рефери. Все хорошо, что гармонично. Дворец раннего барокко и за ним- огромный парк.
Парк был весь в золоте и местами немного полосатый – оказывается, так осыпаются шпалеры. Риска заблудиться в лабиринтах и навечно там остаться, пожалуй, уже нет – лабиринты просматриваются, видишь, как по дорожкам бегают белки и важно гуляют вороны, следовательно, люди где-то рядом. Парковая скульптура обмотана белой тряпочкой – тоже интересно, в тех широтах климат мягче и можно обойтись без контейнеров, которые все мы по-простому называем ящиками. Партерные цветники сохраняют свой рисунок, но цветы выкопаны и по линии их посадки узор определяется взрыхленной землей. Оставлены пока только анютины глазки - замечательные цветочки, посылающие привет из прошедшего лета. Они цветут в открытых вазонах. Кроме вазонов открытыми остаются и романтические развалины, на обломках которых летом проходят оперные представления – думаю, что эти зрелища весьма впечатляющи. Развалины смонтированы грамотно, по теме видов искусств, в первую очередь, изобразительных.
Источник, давший название месту (Schőnbrunn -прекрасный источник), давно уже облачен павильоном и перекрыт сеткой, но сквозь сетку видна грустно-прекрасная дама хороших скульптурных форм, задумчиво смотрящая на то место, откуда, как я понимаю, бил родник. Не знаю, перекрывают ли кран летом, но осенью я воды не видела, что расцениваю скорее положительно – это благоприятно для сохранности скульптуры. Однако, еще одна открытая дама погружена-таки в воду – в чашу фонтана, она олицетворяет материнскую любовь и сидит в фонтане вместе с младенцем. Очень хорошая скульптура, и любовь налицо, несмотря на то, что эта женщина - наполовину морское чудище, о чем свидетельствует вид на даму сзади.
По парку ездят небольшие тракторы, увозящие листву и срезанные ветки – все всерьез готовятся к зиме и думаю, что в силу этого в
Австрии зима не приходит так неожиданно, как в
России. Бодрой рысцой пробегают лошадки с повозками–фиакрами, руководимыми возницами в характерных черных котелках с невысокими загнутыми вверх полями. Сколько стоит прокатиться, не знаю, в центре около 30-40 евро.
На территории парка – так сложилось еще более 200 лет назад – зверинец, то бишь зоопарк, Tiergarten, и ботанический сад, то бишь павильон для произрастания тропических растений, Palmenhaus. Этот павильон окружен, кажется, туями, отформатированными садовниками в течение не одного десятилетия (?) в виде шаров и прочих геометрических объемов. Не знаю, когда разбили японский сад – но он тоже имеется, неплохое место для медитации.
Покой и масштабность. Когда выходишь на главную аллею, то захватывает дух от перспективы, уходящей к холму со скульптурным фонтаном у подножия и павильоном в классических линиях на его высшей точке. Это Глориэтт павильон. Летом там вроде бы кафе, но без кафе, сдается мне, лучше. Без суеты в таких местах лучше. Чувствуешь замысел Создателя.
Людей немного, но гуляющие есть – тургрупы с обслуживанием на словацком языке (в 60 -70 км
Братислава), много детишек с мамами, немногочисленные русскоговорящие посетители интеллигентного вида. И у всех задумчиво-спокойное выражение лиц – наверное, таковым и был замысел Создателя этого места.