Город
Великий Новгород расположен в 180 километрах от Петербурга, он стоит на берегах реки Волхов вблизи её истоков из озера Ильмень. Новгород - один из древнейших городов
России, он сохранил множество памятников архитектуры и культуры X-XII веков, имеющих мировое значение.
Новгород - родина российской государственности
С древнейших времен через Приильменье приходил международный Балтийско-Волжский торговый путь, который способствовал формированию у истоков Волхова центра политического взаимодействия местных финно-угорских племен и пришедших сюда в VI-VIII вв. славян.
В 862 году для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь Рюрик с дружиной. Так было положено начало династии, управлявшей всеми русскими землями более семи с половиной веков.
В начале X столетия походы князя Игоря и его воеводы Олега из Новгорода на юг позволили проложить торговый путь "из варяг в греки", что ускорило объединение восточных славян в единое государство, известное как Киевская Русь.
Память о тех далеких временах закреплена в названии реки Веряжи, а место, где было положено начало русской государственности -- Рюриково городище -- является одной из достопримечательностей Новгорода.
Новгород - древнейший христианский центр России
В 988-989 годах князь
Владимир Святославович крестил Русь по византийскому образцу. Языческие идолы были сброшены в реки и озера, а на месте древних капищ и в административных центрах стали строить христианские храмы.
Роль Новгорода в христианизации северо-западных и северных земель огромна. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены возведением их в сан архиепископов (XII в.). Это сделало новгородскую кафедру одной из наиболее важных в русской православной церкви.
Победы дружин Александра Невского 1240 и 1242 гг. над шведами и Тевтонским орденом оградили Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием, от католической агрессии.
Вокруг Новгорода постепенно сложилось плотное кольцо монастырей, постриженники которых нередко занимали видные церковные должности в разных русских землях, включая
Москву; а благие деяния основателей монастырей -- Антония Римлянина, Варлаамия Хутынского и др. -- служили основанием для канонизации преподобных.
В XV в. власть новгородских владык приобретает новый оттенок: она распространяется на все стороны жизни города. Архиепископ становится фактически главой боярской олигархической республики. Новгород этого времени напоминает Ватикан, где светская власть полностью подчинена духовной. В отличие от Ватикана, под управлением Новгородского архиепископа оказалась огромная территория, равная современным
Франции,
Бельгии и Нидерландам вместе взятым, или территории штата Техас.
Только победа Москвы и вхождение Новгорода в состав централизованного государства положили конец этой самобытной республике.
Новгород - родина российской демократии
При князе Ярославе Мудром потомки племенных вождей, осевших в Новгороде, получили особые права и налоговые льготы, а в конце XI в. -- самоуправление. Возродилось вече -- народное собрание новгородцев. Избрание посадника из числа новгородских бояр положило начало формированию республиканских традиций.
В 1136 г. новгородцы впервые на практике осуществили провозглашенную ими ранее "вольность в князьях": вече изгнало князя Всеволода Мстиславича из города. Появились партии и группировки, враждовавшие между собой, стремившиеся к избранию "своего" князя.
В 1169 г. Великий владимирский князь Андрей Боголюбский попытался вернуть Новгород на традиционный путь, но потерпел полную неудачу. Разгрому и пленению его дружин, по преданию, способствовала икона "Богоматерь Знамение", ставшая после этого святыней города.
Республиканская форма правления окончательно сформировалась в XIV в. В это время власть принадлежала немногим боярским семьям и контролировалась вечевым порядком. После реформы 1416-1423 гг. институт посадничества превращается в общебоярский орган -- Совет Господ, вечевой Новгород -- в Великий Новгород, который ученые нередко сравнивают с
Венецией, где Совет дожей концентрировал всю полноту власти.
Новгородская олигархическая республика, стоявшая на пути формирования единого Российского государства с центром в Москве, потерпела жестокое поражение в 1471 году, а в 1478 г. Великий князь московский Иван Васильевич III именно здесь, во Владычной палате Новгородского кремля, констатировал практическое воплощение идеи самодержавия.
Новгород - крупнейший центр международной торговли эпохи средневековья
Установление постоянно действующего пути "из варяг в греки" способствовало развитию Новгорода как крупного пункта транзитной торговли. Об этом свидетельствуют находки кладов, содержащих западноевропейские и восточные монеты, а также цветные металлы, драгоценные ткани, сосуды для вина и оливкового масла из Западной Европы и Византии. В то же время новгородская пушнина, мед, воск, лен и пенька были известны по всей Европе, включая
Англию.
На рубеже XI-XII вв. в Новгороде появились собственные купеческие корпорации ("Иваньское сто") и иностранные торговые дворы -- Готский (Гутагород), принадлежавший жителям о. Готланд, и Немецкий (Петергоф). Новгородцы, в свою очередь, имели нечто подобное в Висбю (о. Готланд). Могущественный Ганзейский союз зародился из торговли Готланда с Новгородом.
XIII-XV вв. -- это время расцвета Новгорода. По меркам того времени это был крупный город с населением 25-30 тысяч, сопоставимый с Любеком,
Веной и
Прагой.
После вхождения Новгородской земли в состав Московского государства иноземные гостиные дворы были закрыты. Лишь в начале XVI столетия вновь начинает действовать Ганзейская контора, а затем появляются и другие торговые представительства.
Новгород - центр просвещения
Основой просвещения является письменность. В 1951 г. в культурном слое Новгорода были обнаружены первые 10 берестяных грамот. Сегодня их около 1000. Эти кусочки коры -- убедительное свидетельство массовой грамотности населения, готовности его к восприятию не только устного, но и письменного слова.
Начало обучению грамоте положил в Новгороде князь Ярослав Мудрый, создавший при епископском дворе школу. Софийский собор, крупнейшие монастыри -- Юрьев, Антониев, Хутынский -- были центрами летописания и книжности. Остромирово (1057) и Мстиславово (XII в.) Евангелия, пасхальные таблицы Кирика (XII в.), сборник гражданских и церковных установлений -- Кормчая книга (1280), Геннадиевская библия (1499), Четии Минеи архиепископа Макария (XVI в.) -- вся эта важная часть культурного наследия России ведет свое происхождение из Новгорода.
Одна из крупнейших библиотек средневековой Руси, насчитывавшая более полутора тысяч рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде в Софийском соборе. В царствование Петра I, когда начинает бурно развиваться светское образование, в Новгороде просвещение по-прежнему рассматривается через призму православия. В 1706 г. известными греческими просветителями братьями Лихудами на Владычном дворе было открыто первое в городе постоянное учебное заведение, а в 1740 г. на его базе -- создана Новгородская духовная семинария, разместившаяся в Антониевом монастыре.
Новгород - выдающийся центр средневековой культуры
Развитые международные связи Новгорода, его положение центра огромной территории, своеобразное сочетание княжеских и демократических традиций в общественной жизни создали предпосылки того уникального явления, которое мы называем художественной культурой средневекового Новгорода. Все, что присуще христианской культуре средневекового мира -- каменное зодчество, монументальная и станковая живопись, прикладное и ювелирное искусство -- получили блестящее развитие. Более того, Новгород -- один из немногих городов, где можно увидеть рядом произведения византийско-киевского круга -- Софийский, Николо-Дворищенский и Георгиевский соборы, росписи Феофана Грека -- и памятники романского и готических стилей: великолепные Магдебургские врата (XII в.) с XV века украшали западный вход в главный храм города, а резиденция архиепископа имела парадную палату, нервюрные своды которой были спроектированы немецким зодчим.
Новгород, избежавший разорения во времена монголо-татарского нашествия, сохранил величайшие духовные и художественные ценности, востребованные русской культурой в период ее нового подъема в XIV-XV вв. Отсюда происходят самые древние на Руси памятники искусства -- иконы "Апостолы Петр и Павел" (XI в.), "Спас на престоле" (XI в.), "Св. Георгий-воин" (XI в.), серебряные сионы и кратиры из Софийского собора, редчайшие образцы золотого шитья.
Расцвет культуры Новгорода, имевшего собственные строительные артели, иконописные, златошвейные и ювелирные мастерские, приходится на XIV-XV века.
По материалам турфирмы "Невские просторы"
http://np-travel.spb.ru