После двух дней, проведенных в Ханое, мой путь лежал в страну красных кхмеров –
Камбоджу. До 1979 года это была Кампучия, измученная и истерзанная кликой Пол Пота и Иенг Сари. Предстоял вылет в Сим Риеп и 2 дня на разграбление храмов Ангкора. Ближнемагистральный Airbus A 321 Вьетнамских авиалиний, загруженный нашими телами за каких-то 15 минут, резво побежал по взлетке как маршрутка по проспекту в час пик. Через полтора часа я уже сходил по трапу в уютном аэропорту Сим Риепа. 100 метров пешком по летному полю – и вот она, стойка «Visas Arrival». Поскольку все бумаги для получения визы дают еще в самолете, и если вы не тупы по жизни настолько, чтобы не срисовать в них свои паспортные данные, то вся процедура занимает 5 минут. Но у меня случилось непредвиденное: еще на стадии открытия вьетнамской визы в
Минске я интересовался, не будет ли проблем в Камбодже, поскольку в моем паспорте остались только 2 чистые страницы в разделе «Другие отметки». Меня слёзно уверили, что камбоджийцам после Пол Пота вообще по барабану, куда мне вклеить визу, и что примут меня как родного, даже если я приеду с декадным проездным на трамвай вместо паспорта. Однако это было не так. Именно отсутствие в паспорте чистых страниц в разделе «Визы» едва не стало причиной моей позорной депортации. Видя, что сейчас придется лепить отмазки, я решил прикинуться глухонемым, не разумеющим по-англицки а ни слова. Однако пограничник-кхмер явно когда-то работал на КГБ, ибо сразу отметил, что в карточке прибытия в графе «Profession» я указал «Education». Как же вы, милостивый государь, «эдукатируете» без знания языков, да еще и глухи на оба глаза? Пришлось рассказать про трудное детство, недостаток витаминов, а также заверить в готовности дать еще 10 долларов сверх стоимости визы и обещание не гадить на территории храмов. В результате виза была выклянчена.
Отель Khemara, в который меня доставили, встретил тепло и радушно, умиляя своей ухоженностью и уютом. Просторный номер с двумя огромными кроватями, паркетный пол, канал РТР-Планета… После ханойского Маджестика простор чувствовался особенно. «Отмылив» письмо на родину о делах своих скорбных, я решил обозреть окрестности, насколько это было возможно в условиях темноты. Надо сказать, что в какой бы отель вас не поселили – вы останетесь довольны. Все отели новые, так как война в Камбодже завершилась всего 10 лет назад. Камбоджа – безопасная для туризма страна, несмотря на то, что население живет достаточно бедно. Погуляв полчаса, я отправился спать, предвкушая завтрашнюю встречу с храмами Ангкора.
Утро было солнечным. Позавтракав, едем в Ангкор. Езды минут 20-25. Наш гид Борис (так он назвался, ибо с настоящим его именем проживать в русскоговорящих странах категорически не рекомендуется), оказался человеком грамотным и увлеченным, а главное влюбленным в свою страну и работу. Он постоянно о чем-нибудь рассказывал, чем выгодно отличался от Тунга в Ханое. Он учитывал даже такие нюансы, как порядок прохождения нашего маршрута. Жара стояла недетская и он, видя это, водил нас, максимально используя затененные места. Прохождение было организовано в противофазе к основной массе туристов, в результате чего в самых интересных местах мы оказывались раньше оккупации их оголтелой массой японцев, французов и прочих фарангов, выстраивающихся в очередь для фотосессии. Это помогло делать снимки не торопясь и без лишней массовки. К тому же предполагая, что мы неизбежно устанем, Боря начал обзор, что называется, с разогрева. Значимость и величие храмов шли по возрастающей. Байон с его многоликостью, Та Пром с фантастическим симбиозом камней и корней деревьев, и наконец, после отдыха и обеда, жемчужина Камбоджи – Ангкор Ват. Мы шли по этому затерянному в джунглях чуду и не могли поверить и понять, как такое можно было сотворить руками человека, да еще всего за 37 лет? Тысячи барельефов, миллионы элементов декора из камня и дерева поражали. Описывать можно долго, но как говорил Паниковский: «Вы съездите и спросите…». Вернее, посмотрите. Ну, а кто не сможет (кризис – не тётка) – смотрите фото в соответствующем разделе. Закончили осмотр, поднявшись к храму, стоящему высоко на холме. Рекомендую. Виды сверху хороши, да и калорий сожгли немерянно. У кого калорий нехватка – слоны к вашим услугам. 20 зеленых туда, 15 – обратно. Сувениры можно покупать и здесь, но смотрите, из чего они сделаны. Изделие из мягкой пальмы в разы дешевле, чем аналогичное, но из тика. Отличить можно по весу и структуре. Пальма существенно легче.
Вечер был посвящен водным процедурам в бассейне. После такого марафона вода действовала как вид груди Памелы Андерсон на больного хронической импотенцией. Надо сказать, что и во
Вьетнаме, и в Камбодже бассейны в отелях работают до 21-22 часов, хотя и после этого времени никто вас вылавливать оттуда не будет.
На следующий день был выбор: осмотр еще двух храмов или же ехать на озеро Тонлесап. Полагая, что после Ангкор Вата смотреть что-то еще из храмов лишено всякого смысла, нашей маленькой группой единогласно было выбрано озеро. Расположено оно в получасе езды от Сим Риепа. Солнце, поднимавшееся всё выше, убеждало в правильности выбора: у воды будет комфортнее.
На озере мы лицезрели сцены из жизни местных аборигенов. Некоторые из них реально веселили. Их жилища на воде имели возможность свободно перемещаться по акватории. Скажем, не понравился сосед или кочка, у которой швартанулся – нет проблем! Хибару на буксир – и никаких тебе согласований по исполкомам. Привет, новые соседи! Не ждали? А мы приперлись! Представлялась картина маслом: Рублевка, местный сноб, вошедший в контры с соседом, берет свой зад в охапку, вызывает дивизион кранов, трейлеров, шагающих экскаваторов и перемещает свою многомиллионнобаксовую «ракушку» в другое место. Забавно… А еще забавлял тот факт, что не жители едут на рынок, а рынок едет ним. Пронырливые лодки, нагруженные всякой дребеденью, шныряют между плавучими домами местного населения, с успехом всю эту дребедень реализуя. На лодках не хватало только надписей типа: «Филиал 8-го павильона Черкизовского рынка». Потом заплыли в местный стационарный гипермаркет. Десяток крокодилов в вольере, рыбы в садках, ну и сувениры конечно. Быстрый торг, покупки – плывем дальше. Вся экскурсия занимает часа полтора. Далее – фабрика местных ремесел. Резьба по камню, дереву, как раз то, что надо для того, чтобы убить время до вылета. На фабрике можно купить камбоджийский кофе и обалденно пахнущие масла для сауны и массажа. Также есть бальзам, одежда и масса поделок из камня и дерева. В 13.40 предстоял вылет в Хошимин, поэтому после фабрики мы сразу отправились в аэропорт. При свете дня он произвёл еще лучшее впечатление. Небольшой, ухоженный, построенный в стиле буддистского храма, он имел все атрибуты международной воздушной гавани. Да, по поводу аэропортовых сборов. Народ тут молвил, что вход – рупь, а выход – два. Так вот не знаю, как там было раньше, а по состоянию на ноябрь 2008 года сбор взимается только за вылет из Камбоджи по 25 зеленых рублей с носа. По прилету же платишь только 20 тех же рублей за визу. (В моем случае 30). Пишу письмо на родину и иду на посадку. Интернета «на халяву» в здании аэропорта нет, равно как и в большинстве
отелей Камбоджи. Буднично шагаю по полю в самолет, стоящий метрах в ста. 45 минут в воздухе – и снова здравствуй, Вьетнам.
Что могу сказать в разрезе впечатлений от Камбоджи? Конечно, за 2 дня они очень поверхностны, но бесспорно одно: ей есть что явить туристу. Я не был в Пномпене, не грел живот на пляжах Сиануквилля, но даже один Ангкор останется в памяти навсегда, как одно из величайших чудес света и творений рук человеческих. Не думаю, что найдется кто-то, посетивший эти места и оставшийся равнодушным. Напоследок несколько советов. Заполняйте все бумажки, данные в самолете, до его посадки. Избежите стояния в очереди при открытии
визы в Камбодже. Не забывайте одно фото с собой. Почему-то туроператоры говорят, что надо два. Утверждаю: не надо. Обмен денег на местные риэли нецелесообразен, если вы не увлекаетесь бонистикой. Везде в ходу доллары и сдача есть всегда. Удачных вам путешествий и массы впечатлений.
Фото в количестве 21 шт. на моем сайте
www.imb.by/ego/fotogallery3.htm Вопросы - пожалуйста. Отвечу