В
Чехию на горные лыжи на авто.
1. Подготовка.
Причин выбора места катания (Чехия) и способа прибытия к месту (свое авто – Тойота РАВ 4) было несколько:
- сделать более бюджетной поездку и по билетам, и по стоимости самого катания, и апрески;
- опыт предыдущих поездок в горы (
Словакия,
Польша) показал, что свое авто дает большие преимущества в мобильности на месте дислокации, ski-bus не всегда надежные и универсальные помощники, а на такси не наездишься, особенно когда речь идет о поездках на экскурсии в другие регионы;
Начали, понятно, с выбора страны, конкретного региона, конкретного отеля. Страна – Чехия, логично сформировалась из предыдущих поездок и соображений бюджета. Регион – Крконоши – наиболее живописный и интересный в Чехии в горнолыжном плане. Собственно Шпиндлеров Млын был выбран, поскольку имеет больше близко расположенных ареалов катания и, по некоторым отзывам в сети, более интересен с точки зрения апрески. В плане отеля предпочтение (цены) было отдано частным пенсионам, которых в Шпиндлеровом Млыне никак не менее пятидесяти. Сайтов для бронирования и со всей иной информацией достаточно:
http://www.czech-mountains.eu
http://www.skiareal.cz
http://www.spmlyn.com
http://www.spindleruv-mlyn.com/cz/
http://www.lyzuj.cz
Допускаю наличие и иных сайтов, кроме того, практически все пенсионы и отели имеют собственные сайты. Поэтому можно бронировать или с региональных сайтов или непосредственно обращаясь к хозяевам.
Большинство отелей и пенсионов допускают бронирование с субботы по субботу, иногда можно меньше. Но нам нужно было с 30.12. по 08.01., чтобы и Новый год встретить и перекрыть наши большие новогодние каникулы с учетом дороги туда и обратно. Из-за этого многие адреса отпали. Следует заметить, что период с 27.12. по 03.01 по ценам стоит до четырехкратного увеличения обычной стоимости. С учетом всего был выбран пенсион «Карин» в районе Берджихов, Шпиндлерув Млын.
http://www.pensionkarin.cz/
В среднем за каждый из 10 бронируемых дней было запрошено по 780 крон на человека в double ( по курсу местного обменника – 31,2 евро). В стоимость включен завтрак.
Проблема в оплате аванса, который составлял 50%. Не была найдена система, через которую можно было бы снять деньги с карты. По другим отелям это можно сделать через региональных посредников, но там не было этого пенсиона или другого с аналогичным периодом. В итоге отправили платеж через Юниаструм банк, который не только шел более недели, но и обошелся в 10% от стоимости перевода.
Долгое хождение денег создало проблемы с визами. Эту проблему сняло создание Чешского сервисного визового центра в Сокольниках.
http://www.czechvac-ru.com/russia/index.aspx
18.12. в течение 30 минут у нас приняли документы на экспресс-визу (двойная цена, но деваться было некуда). Комплект – ОЗП, анкета с фото, справка с работы, справка из банка, копия ПСП РФ (1-я стр+прописка), страховка от Ресо. Всё цивильно – электронная очередь и пр.
23.12. получили документы. К этому дополнительно купили польскую гринкарту в «Эрго-Русь» с подходящими сроками. Кроме того, заменили шипованную Хакку на липучку «Иокогаму».
2. Туда.
Стартовали, как и многие до нас в этом направлении, рано утром (5.30) 29.12. Маршрут:
Москва-Брест-
Варшава-Ченстохова-Ополе-Клодзко-Наход-Трутнов-Врхлаби-Шпиндлеров Млын. Штурман – Гармин Нуви 710 с закачанными РФ, РБ,
Украиной, Прибалтикой и Европой 2009.
Дорога до РБ нормальная, но грязная и изобилующая сотрудниками ДПС. Впрочем, нас не трогали, поскольку ехали достаточно аккуратно. Граница с РБ пустая, даже без обычных фур. Посему после оплаты транзита – 144 рос. руб. бодро двинулись по М1. До самого Бреста трасса практически сухая и пустынная. Четыре платежных пункта по 20 рос. Руб. Ехать приятно, но убаюкивает даже на 140-150 км/ч. – останавливались обтереться снежком. За 30 км до Бреста, потеряв бдительность, попали в засаду по скорости – 107 км/ч при допустимой, где-то от поворота на Пружаны 90 км/ч. Расчет на месте – 500 рос. Руб.
Из-за навигатора, который по умолчанию повел нас на Домачево (непонятный глюк), долго крутились по Бресту, пока не въехали на искомый Варшавский мост. Где-то между 16.00 и 17.00 по Москве въехали на переход. Машин немного. Белорусы примерно 20 мин. Поляки – порядка 35 мин., включая издевки польской таможницы с сигаретами – забрала один из 2-х блоков сигарет. Основание – с декабря урезали нормы до 20 сигарет на чел. (Прошу конфу разъяснить).
Поскольку так быстро всё прошло перенесли ночлег с непосредственной заграницы («Паджеро», Бяла-Подляска) на «после Варшавы». Планировали добраться до отеля «Gorski» - это 112 км трассы Варшава-Катовице. Там и отель хороший и корчма супер.
http://www.hotel-gorski.net/
Но из-за нашего мудрого навигатора, точней собственной глупости, долго ездили по Варшаве: поставили промежуточную точку – Варшава – и он на всё время гнал в географический центр. Потом разобрались. Поэтому остановились раньше – отель «Барон». Очень достойный отель с прекрасными завтраком и парковкой.
Наутро двинулись далее по Е67 на Ченстохову. Трасса хорошая, машин немного, с разделительной полосой, но магистралью числится только на небольшом участке, где поворот на Лодзь, а так – обычная дорога – 100 км/ч, сплошь деревни (70,50) и куча фоторадаров. В светлое время поляки их опасаются, вечером нет. С Ченстоховы на Ополе и далее до Клоздко трасса узкая, откровенно местного значения. Но машин много. По пути красивые озера у городка Nysa. Много кемпингов и мотелей. В Клоздко вновь возвращаемся на Е67, которая шла через Вроцлав. Покрутив по несложным серпантинам прибыли на бывшую границу, которую идентифицировали по оставшемуся навесу и куче «канторов» (обменников). Но это и кафешки только на польской стороне. В Чехии только гипермаркеты и город Наход.
Дальше снова напряг навигатор – он нас повел кратчайшим путем на Трутнов. Кратчайший, в его понимании, включает и проселки, едва заасфальтированные. Опции «ехать только по большим дорогам» у него нет. Так или иначе, ровно по плану – в 17.00 местного времени прибыли в Шпиндлерув Млын. Долго искали пенсион, так как его адрес был без улицы. Дороги все внутри городка, который уходит в гору, идут серпантином, который представляет собой укатанный, кое-где обледенелый снег. Где-то встречается гранитная крошка, но ни у кого проблем с проездом не было, даже без всяких цепей.
3. Там.
Городок Шпиндлерув Млын представляет собой поселок из отелей и частных пенсионов, расположенных на разной высоте в узком ущелье реки Лаба. От нее вверх террасами уходят отели, отельчики и пенсионы. Центр городка как таковой расположен у мостика через Лабу и включает в себя несколько ресторанов по обе стороны речки, туристический информационный центр с обменником и банкоматом, а также несколько лыжных школ.
Пешком до верхних пенсионов подниматься каждый раз не очень удобно, зато высокое расположение дает преимущество в виде живописной панорамы основных горнолыжных склонов и всего окружающего восхитительного пейзажа Крконош.
В Шпиндлеровом Млыне 2 основных горнолыжных ареала - Св. Петр и Медведин. Схемы можно посмотреть на сайтах. Помимо этого есть ареал Stoh с одним красивым спуском, трасса в соседнем городке Labska и другие мелкие, включая санную. Для любителей вечернего катания есть трасса Hromovka с отдельным подъемником (наверху можно перейти на Св. Петр). Очень живописная трасса, по сложности заявлена как красная, но издали кажется более серьезной. Кроме того, с вершины Медведина можно спуститься на другой ареал - Horny Misecky. Там парк для сноубордов и хорошие горки для обучения. Нас-новичков интересовали голубые трассы - их заявлено по одной на Медведине и Св. Петре. Они длинные - по 2 км, но в некоторых местах больше напоминают черно-красные в Сорочанах, или в Словакии. Весь горнолыжный сервис - подъемники, питание, склоны в отличном состоянии. В период с 29 декабря по 3 января удручало только огромное количество туристов. Это очереди везде. Один цикл подъем-спуск доходил до часа. Сразу скажу, что, как только 03.01.09 основная часть "буржуев" из Западной Европы в связи с окончанием рождественских каникул уехали домой, везде стало просторно и комфортно. Очень много туристов из Украины. Кроме того, в меньшей степени
Беларусь,
Калининград и россияне.
Два дня исключили из лыжной программы - один - 2.01, по причине столпотворения, другой 06.01 - из-за мороза склонах (до -18). Один раз ездили в Либерец (аквацентр Babylon) - 80 км., другой раз -
Прага - 140 км. Это здорово помогло не только в разнообразии досуга, но и спасло неокрепшее здоровье начинающих горнолыжников - на склонах прилично уставали.
Новый год был отмечен шампанским в номере (silvester в ресторанах был неоправданно дорог). Петарды грохотали также как в Москве, что особенно усиливалось аккустическими свойствами ущелья. Нельзя сказать, чтобы было черезчур весело - всё же городок небольшой.
Из всего на будущее выкристализовалась следующая идея - сам Новый год отмечать или дома, или в любом окрестном большом городе: Варшава, Вроцлав,
Краков, Прага,
Вена и пр., а 03 января заезжать на лыжи. Причем район "лыжевания" тоже можно выбрать - Чехия, Польша, Словакия,
Австрия,
Германия - всё рядом.
Еще одним достоинством этого региона является относительная близость других горнолыжных регионов. Это и Пец под Снежкой, Рокитнице, Гаррахов, Яблонец да и в ближайшем городке Врхлаби тоже два небольших горнолыжных региона.
Вот ссылки:
http://www.penkavcivrch.cz/mapa-webu.php?lang=cs
http://www.skiareal-rokytnice.cz/cs/skiareal-horni-domky/mapy.html
http://www.skipec.com/sjezd.php?lang=1
http://www.skiareal-vrchlabi.cz/
http://www.skiareal.com/sjezd.php?lang=1&ro=2
Правда следует заметить, что если на сайтах указано, что до них ехать менее 20 км, то надо понимать, что это напрямую, но зимой по этим дорогам не проехать. В любом случае нужно возвращаться во Врхлаби и далее по трассе №14 ехать до соответствующих городков. Неподалеку от Гаррахова начинается Польша и горнолыжный регион Шклярска Пореба.
3. Обратно.
Стартовали по плану - в 8.00 утра. Позавтракали, попрощались с хозяевами и в путь. На ближайшей заправке стравили оставшиеся кроны. В Польшу поехали другим путем, не через Наход, а по трассе Е65 через переход Harrachov-Jakuszyce. С одной стороны нам не очень понравилось, как нас навигатор провел от границы, с другой стороны имели намерение заехать в Легницу и Вроцлав. Надо заметить, что на польской территории Е65 стала значительно хуже, особенно после того, как проехали "столицу" польских Крконош - Еленю Гуру. Ближе к Легнице дорога стала вообще полностью выбита и забита фурами. Легница была выбрана не случайно - бывшая столица советских войск в Польше и город, где вместе со многими заканчивал школу. Много воспоминаний, всё очень знакомо и незнакомо. И, как всегда, бывает, когда возвращаешься в город детства, всё кажется более маленьким. Много настроили новых кварталов, но много осталось и в полной неприкосновенности. Погуляли по центру, пофотографировались на фоне памятных мест и далее в путь. До Вроцлава ехали по знаменитой бетонке Е40. Машин немного, едут все как хотят - вплоть до 160-170. Радаров не видели. Во Вроцлаве останавливаться не стали - все подъезды к центру плотно забиты машинами, насилу вообще выехали из города. Вначале Е67 (на Варшаву) была достаточно неплоха, километров через 20 превратилась в обычную двухструнку, что, с учетом плотного потока в обоих направлениях и частых населенных пунктов существенно выбило из запланированного графика. В Пётркув Трибунальски въезжали уже в сумерки. Далее пошла уже знакомая трасса с разделительной полосой. Как уже писал, в вечернее время поляки не боятся радаров и, пристроившись за двумя "летчиками" довольно резво доехали до Варшавы. Навигатор теперь уже не дурил и четко вывел нас к нужному мосту через Вислу. Здесь нас ждала пятикилометровая пробка - конец рабочего дня сказался таки. Выбравшись из пробки также с "разведчиком" погнали в сторону границы. В районе Бялы Подляски остановились в мотеле (не в "Паджеро"). Все очень просто и быстро, только в номере прохладно. Стоянка охраняемая. Цена (85 злотых на двоих) в два раза ниже, чем в "Бароне" у Варшавы. Рано утром (6.00) стартовали к границе. Ехали на авось, никак не могли вспомнить, когда у кого пересменка и по какому времени. Но всё окончилось благополучно. Прошли рекордно быстро - менее 50 минут, с учетом времени на оплату транзита. Кассир предупредила, чтобы были осторожны - по радио обещали метель по всей Беларуси.
Это было 9-е января, православные как в
России, так и, видимо, в Беларуси еще пребывали в законном отпуске. Поэтому с последствиями всех праздничных метелей боролись очень вяло. И если в Беларуси снегоуборочные машины, по крайней мере до
Минска, сновали достаточно активно, то в России нас ожидала вообще не чищенная М1. В каждом направлении было наезжено по одной колее, причем те, которые ближе к центру ( на полосе обгона). Поэтому об обгонах пришлось забыть. С наступлением темноты положение еще более усугубилось. Всё чаще попадались перевертыши по обочинам ( и легковые и фуры). К сожалению, были и жертвы. Надеемся, что с кого-то спросят за это. Уже к ночи начали попадаться уборщики снега, которые особо его не счищали (намёрз, накатали), но движение затрудняли ощутимо.
Самый плохой участок был на границе Московской и Смоленской области - вообще не чищено. Надеялись, что по мере приближения к Москве станет лучше. Но тщетно. Последний перевертыш попался уже за Голицыно. ДПС была на всех авариях - поэтому на постах не было практически никого. Поэтому до Москвы добрались без остановок. Надо заметить, что Москва тоже оказалась не чищена, но машин было мало и мы быстро добрались до дома.
Итак, проехали около 4200 км.
На бензин истратили менее 350 евро ( гораздо меньше, чем закладывали).
Проживание - 10 дней 610 евро (30 из них - стоимость перевода аванса) на двоих.
Остальные расходы - на подъемники, обеды, аквапарки и пр. тоже в обычных пределах.
Для любителей точной статистики по стоимости катания - цены есть на всех сайтах. Цены в ресторанах и магазине, как в Закопане. В Словакии дешевле. Пиво лучше и дешевле. Особо отметим Пардубицкий портер. Очень добротное темное и мягкое пиво.
В итоге, всё получилось здорово, лучше, чем воображали до поездки. Теперь дорога в Европу проложена - будем ездить.