ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
1. Путеводитель серии Polyglot "
Хорватия", который был у нас с собой, всем хорош, кроме того, что в нем ни слова не сказано о г.Вараждин (да и вообще горная, дальняя от моря часть страны освещена слабо), что к северу от Загреба. Мы наткнулись на это название только когда увидели пятикуновую банкноту, на которой был нарисован красивый средневековый замок. К этому времени мы уже, к сожалению, съездили в Загреб, а то бы обязательно заскочили и в Вараждин.
2. Дороги хорошие, преимущественно по одной полосе в каждую сторону, кроме платной магистрали Задар-Загреб, где их по четыре (на момент поездки мы проехали два участка: Задар-Удбина и Карловац-Загреб, еще кусок есть в районе Риеки, но там мы не ездили).
3. Основной контингент туристов – немцы и итальянцы, в меньшей степени – соседние славяне – венгры, словенцы, ну и русские. Соответственно, основные языки в туристических местах и кафе – немецкий и итальянский. В Плитвицах на приветственном плакате со схемой парка была масса надписей на множестве языков вплоть до японского, но русского нет. Единственный раз мы обнаружили русские буквы: в
Дубровнике в открытом кафе рядом с Кафедральным собором, официант, услышав наш разговор на тему "где бы нам поесть", бросился к нам, размахивая русским меню. Конечно, мы обедали здесь.
4. Еда нам показалась незатейливой и тяжеловатой – много жаренных блюд и много масла. Салаты преимущественно представляют из себя нарезанные овощи в уксусной заправке. Вкусно, но просто.
5. На электричестве, похоже, экономят – освещены улицы только в центре города, а свет в номере позволял читать только уткнувшись книжкой в бра.
6. Дорожная полиция, сколько мы их видели, все время занималась своими делами, совершенно не обращая внимания на проезжающие машины. Взаимодействие полиции и водителей мы видели только один раз – на месте аварии в районе
Сплита – поляки на своих машинах не смогли разъехаться с грузовиком, который почему-то ехал по диагонали всей дороги.
ПРО ПЕРЕЛЕТ, ТРАНСАЭРО И АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО
Рейс на 10-50. Приезжаем в аэропорт - на табло написано "рейс задержан до 15-50". ЗНАЙТЕ - если рейс задерживается больше чем на 3 часа, авиакомпания должна дать пассажирам еду. Мы этого не знали, сидели как дураки. Авиакомпания же сама не предложит никогда. Объявили регистрацию, мы прошли, так нас еще 2,5 часа держали перед самым выходом к самолету, ни объявлений, ничего. В самолет сели, команда даже не извинилась за задержку. Вместо 10-50 улетели в итоге в пол-шестого вечера. Так, приземляясь в аэропорту Сплита, наш самолет грохнулся метров с двух о взлетно-посадочную полосу.
Обратно улетели вовремя, но минут сорок провели на таможне Домодедово: приземлились одновременно четыре рейса. Из шести или восьми кабинок паспортного контроля работают две (!), потом, правда, подогнали еще двух девушек. Половина проверяющих не знали, что делать, и все время советовались с соседками, вторая половина строила из себя первый отдел КГБ: строго смотрели на вас, потом в ваш паспорт, сличали вас с паспортом, потом долго что-то искали в компьютере... В общем дурдом.
ПРО ПРИЛЕТ В ХОРВАТИЮ
Упав на взлетно-посадочную полосу, наш самолет припрыгал к зданию аэропорта и высыпал нас из себя. Паспортный контроль в аэропорту Сплита проходил по упрощенной схеме: стоял один пограничник, который хватал протянутый паспорт, открывал на первой попавшейся странице и шлепал печать практически не глядя ни на вас, ни в документ. Все. А, кстати, нашим рейсом летел Александр Друзь с дочками. Забрав вещи с ленты, мы выскочили в основной зал аэропорта (здание небольшое), где тут же наткнулись на представителей Ascent Travel, от которой летели. Поскольку у нас была договоренность о взятии машины в аэропорту, мы об этом доложились и пошли на второй этаж в офис National Car. Довольно быстро оформили документы, нас провели к машине, мы убедились что она в порядке, получили документы на машину (Opel Astra, июля 2003г. с пробегом 3000 км) и, узнав направление движения, двинули в отель.
ПРО ОТЕЛЬ
"Millenium Club". Комплекс Солярис ("Millenium Club", "Mirage", "Meridien", "Holiday Beach", "Excelsior" – бывшие "Ivan", "Niko", "Yure") находится под Шибеником на берегу моря. Если ехать от Сплита (от аэропорта, например) то слева от шоссе стоит большой их щит, но налево здесь нельзя, а чуть подальше - неприметный в темноте указатель направо - в Хорватии вообще такие нестандартные развязки.
В комплексе целый ряд гостиниц, из которых в
Москве нам предлагали три, спа-центр и ряд вспомогательных сооружений. Мы остановились на Millenium Club, т.к. в нем был обещан кондиционер. На поверку он оказался слабеньким и в разгар жары, наверное, не спасал. Мы были в сентябре, днем температура не выше 27-ми и то ночью было душновато.
Еда: завтрак-ужин - шведский стол. Завтрак - 7 - 9 утра, ужин - 7 - 9.30 вечера. Меню нормальное, без особых изысков. Единственное - один раз за две недели нам дали жареных кальмаров. Помидоры вкусные. На ужин питья не дают, только за дополнительную плату. Чистые салфетки и весь набор специй достаются только если прийти к началу. Потом приходится таскать сахар и соль с соседних столов, а салфетки даже бумажные кончаются.
Развлечения: сентябрь - уже не совсем сезон, поэтому было потише. Летом, наверное, веселья больше. Но в уик-енд по вечерам до 11.30 в баре выступала группа, а т.к. балкон в номере открыт - было впечатление, что она расположилась прямо на балконе. Не всегда хорошо.
Пляж: бетонная плита, на поворотом - крупногалечный, мелкий, заходить неудобно, удобнее с плиты по лесенке. Ежей морских не видели, наверное уплыли в теплые края. Пластиковые шезлонги стоят по всему пляжу - бери и таскай куда хочешь, бесплатно. При отеле - бассейн с морской водой. Довольно мелкий. Море идеально чистое, рыбы плавают, на плите - мелкие крабы и раки-отшельники. Пожилые преимущественно немки увлеченно загорают топлесс.
В номере: кровать (у нас была одна большая), кресло, две тумбочки, письменный стол, стул, телефон, телевизор с несколькими хорватскими, немецкими (в т.ч. MTV) и одним итальянским каналами, встроенный шкаф в коридоре. Маленький холодильник-бар с набором напитков по бешеным ценам (прайс лежит рядом). В ванной - душ (по европейским трем звездам должна быть ванна), набор полотенец, меняют достаточно регулярно, фен. Сантехника расположена как-то неудобно. На балконе - пластиковые стол и стулья, веревка для сушки. Вид открывался на какие-то соседние сооружения, ну мы туда и не смотрели.
В отеле: интернет без кириллицы (в соседних отелях комплекса тоже), скорость так себе. Сувенирный магазинчик - выбор довольно убогий. Маленький одежный бутик. На рецепшн народ милый, говорят на хорватском, английском, немецком, итальянском (с горничной объяснялись на хорватском и на пальцах), даже написали нам выписку для
Венеции, с чем они раньше не сталкивались (правда, написали от руки и капитан долго не хотел по этой бумажке нас пускать). Если попросить, дают ужин сухим пайком (ланч-покет) с собой, если вы едете далеко и к ужину не вернетесь.
ПРО СПЛИТ
Первое, что нас порадовало в городе - главная улица, дома на которой были почти сплошь исписаны граффити. Потом мы, как обычно в больших хорватских городах, потеряли указатели на центр и начали заблуживаться. В итоге остановились на одной из маленьких улочек довольно далеко от исторического центра. И пошли по направлению к морю. Пройдя через рынок и мимо сувенирных лотков, вышли на набережную, но никаких приметных исторических зданий не заметили. Завернув к газетному лотку, спросили у продавщицы, где тут Дворец Диоклетиана, и выяснилось, что мы бродим вокруг него.
Мы радостно бросились внутрь и погрузились в лабиринт узеньких средневековых улочек, где в самых неожиданных местах обнаруживались кафешки, втиснутые между домами. Глаз радовало развевающееся на ветру белье среди исторических памятников. Как во всех средневековых городишках, здесь тесно, но мило. Покрутившись по территории дворца, выпив кофе в кафешке, втиснутой в семиметровый тупичок, где рядом сидели немцы и пели песни, мы направились к машине, по дороге схватив, как положено, за палец ноги огромную статую епископа Гргура Нинского.
ПРО ТРОГИР
Маленький милый городок (я имею в виду его историческую часть). Крепостные башни, пальмы, яхты… Средневековые улочки, кафешки в самых неожиданных углах, лимоны, свисающие с дерева над головой… Очень красив ночью.
ПРО ПОЕЗДКУ В ЗАГРЕБ
Выехав в восемь утра, через Дрнис, Книн,
Плитвицкие озера, Карловац, в первом часу мы подъехали к Загребу (между Карловацем и Загребом - участок платной магистрали - куны четыре что-ли с нас взяли). А дальше начались сложности. Карта, по которой мы ехали, оказалась то ли неправильной, то ли устаревшей, да еще указатели на хорватских дорогах, особенно в населенных пунктах, особенно в крупных, совершенно не помогают ориентироваться, только запутывают. Поплутав по самым окраинам, мы чудом вернулись в центральную часть, где наконец нашли название улицы, которое было на схеме в путеводителе. Тут же припарковались и пошли гулять в центр старого города.
Нижний город не произвел на нас особого впечатления (может быть потому что погода была пасмурная), кроме зрелища припаркованных прямо посередине проезжей части машин. Видимо, это здесь в порядке вещей, потому что парковка происходила на глазах совершенно равнодушного полицейского. Площадь Бана Йелачича оказалась суетливой и шумной. По улице Бакачева мы пошли в Каптол. На этой улочке, кстати, рядом друг с другом находятся три сувенирные лавки. Кафедральный собор Вознесения Девы Марии действительно красив, но нам не удалось им насладиться, поскольку половина его была в строительных лесах. Потом мы улочками-улочками перешли в Градец, где обнаружили смотровую площадку (прямо напротив площади Св.Марка - башня Лотршчак). Времени у нас было немного, погода была мерзкая, поэтому долго мы не гуляли и впечатления остались смутные. В завершение всего этого, мы заблудились при выезде из города, когда вместо обещанной по карте магистрали, заехали во дворы.
ПРО ПЛИТВИЦКИЕ ОЗЕРА
По дороге в Загреб, проехав Плитвицкие озера, проезжая местечко Slunj, мы отметили его, как потенциальное место ночевки на обратном пути. Дом двухэтажный, на первом этаже – хозяева, второй – гостевой: две комнаты на двоих, ванная и комната со столом, стульями и гладильной доской. 20 евро в день. Утром раненько мы распрощались с хозяйкой, выпили кофе в кафе в центре города и поехали в национальный парк Плитвицкие озера. В один момент на шоссе появилась масса указателей на разные заведения с ключевым словом Jezero. Можно парковаться. Дальше – пешком по направлению вниз.
По большой дороге мы приходим ко входу в парк (Ulaz 2). Там стоит будка "касса" и остановка трамвайчика, который возит вокруг озера. Входной билет на взрослого – 75 кун (около 10 евро). По-русски ничего нигде не написано, кассирша все время куда-то убегала, да еще привалила толпа немецких туристов и мы, взяв билет, сбежали в парк, отчаявшись выяснить подробности о трамвайчике.
По дорожке мы спустились к паромной станции №1 на озере Kozjak. Напротив нее – станция №2, а №3 – как бы справа, на другом конце озера, у второго входа в парк (Ulaz 1). На станциях надо обращать внимание куда идет паром – мы со второй станции, желая попасть на первую, случайно сели на паром на третью, где нас выставили и заставили стоять в очереди на следующий паром. Паромы входят в стоимость билетов в парк.
От второй станции идут дорожки с указателями: цветные квадратики, треугольнички и кружочки соответствуют таким же на схеме на билетах. Из этого всего мы уяснили только путь к кафе. Поначалу и дальше вдоль озер дорожки грунтовые, а между озерами и вокруг водопадов – деревянные настилы шириной около метра, поднятые на сваях. Это прикольно, но весь прикол мы оценили, когда пошел дождь, а навстречу попалась группа немецких туристов. Только чудом мы не слетели со скользких деревяшек в воду.
Природа изумительная! Чистейшая вода, в которой даже упавшие деревья не гниют, а только покрываются известковым осадком. Рыба (говорят, форель) толпами собирающаяся у берега. Озера, перетекающие одно в другое. Ну и конечно же – водопады и каскады. Если бы не приходилось все время балансировать на мокрых бревнах и уворачиваться от немецких туристов мы бы лучше рассмотрели окружающий пейзаж. Но и так нормально.
Погода нам досталась мерзкая – было градусов 14, все время что-то моросило и периодически капало. Мы замерзли, промокли и все мысли наши сосредоточились вокруг кафе. Прибежав к началу водопадов, где и расположено кафе, мы застали грустную картину: дождь, все пеньки на улице мокрые и народ толпится в небольшом помещении кафе, на такое количество посетителей явно не рассчитанном. Нам удалось отбить местечко у стойки и из небольшого имевшегося в наличии ассортимента (все гамбургеры к нашему приходу съели замерзшие туристы) муж заказал жареную свинину с картошкой-фри и капуччино, а я эспрессо. Эту свинину он потом до конца поездки вспоминал – так она была прекрасно пожарена!
На второй участок с водопадами (в районе второго входа в парк) наших сил уже не хватило. Покатавшись на паромах туда-сюда вдоль озера, мы выбрались из парка и поехали к Шибенику.
Когда мы доехали до Удбины, то обнаружилось, что основное шоссе идет совсем не туда, куда по карте надо, а в противоположную сторону, и указатели туда стоят "Сплит". Ну мы туда и поехали. И не прогадали. Вскоре мы попали на кусок платной магистрали Задар-Загреб и по ней с удовольствием доехали до Задара. Причем до гор погода продолжала быть пасмурной, а переехав хребет через ряд туннелей, мы попали под яркое солнце! Ветер, правда, здесь очень сильный. Особенно на мосту уже около Задара. Мы там ехали потом на
Истрию – нас чуть не сдуло! От Задара до Шибеника мы проехали сельскими дорогами вполне приличного качества.
ПРО ПОЕЗДКУ В ДУБРОВНИК
От нашего отеля до Дубровника – порядка 400 км. Поэтому мы рванули прямо с утра – пошли на завтрак к семи и выехали в восемь. Вид из окон машины, конечно, захватывающий: бирюзовое море, белые домики, прилепившиеся к скалам, белые лодки, слева – скала, справа – обрыв к морю, еще правее – острова Брач, Хвар. Не доезжая Дубровника, дорога проходит по боснийскому участку побережья, через г.Неум, но граница проезжается без остановки. Район Дубровника не так густо заселен, как район Сплита и Макарска Ривьера, здесь много очаровательных белых бухточек, только вот мало где можно припарковаться. Но мы приметили одну такую и на обратном пути не выдержали – остановились и полезли купаться. М-м-м-м… Сказка!
Припарковавшись на стоянке у главных ворот старого города, мы полезли на крепостную стену – стена по периметру охватывает весь старый Дубровник, но мы прошли только половину – потом муж взвыл, да и времени у нас было немного – все-таки еще четыре с лишним часа обратно пилить. Вид на город со стен весьма специфический: старая и новая-под-старую черепица кругом, узенькие улочки, белье развевается…
В здании старого городского форта располагается морской музей – на втором этаже то, что касается мореплавания (мы туда не ходили), на первом – аквариум. Муж, профессионально занимающийся аквариумами, по нему ходил и фыркал – как у них все запущено, не оформлено, тесно и не чистят. Но рыбы меня, как дилетанта, потрясли – такие здоровые! Какие-то полупрозрачные креветки с ладонь, спинороги Пикассо по 20 см в длину, да вообще все не рыбы, а слоны, а банки небольшие, вода мутная – прямо жалко их…
Потом мы пообедали в кафе у Кафедрального собора (нас заманили русским меню). Прогулялись по самому центру – Дворец князя, дворец Спонза… По-хорошему там надо весь день гулять, а так у нас прибрежная часть старого города осталась неохваченной.
На обратном пути мы остановились-таки купаться, плюнув на ужин. От района Плоче поехали по другой – горной дороге. Она похуже оказалась. Ужинать пришлось в соседнем с Солярисом поселке, в ресторане "Старый Шибеник". Официанту было явно скучно и он от нас не уходил – разговоры разговаривал: "Русска? Москва? Добре! Президент ваш – Путин – добре президент! Младый, твердый!.." и так далее. Он – по-хорватски, муж – по-польско-русски. Под разговоры он нам подсунул рыбину на 270 кун (почти 40 евро) – просто большая морская рыба, запеченная в соли.
ПРО ПОЕЗДКУ НА ПОЛУОСТРОВ ИСТРИЯ
В воскресенье с раннего утра мы поехали по побережью на север. После Задара нас чуть не сдуло с моста, да и вообще ветер очень сильный был, хорошо хоть – с моря – нас к скалам прижимало. Всю дорогу искали обменник, чтобы заправиться. Еле нашли – по выходным очень мало кто работает.
За Риекой хотели выехать на магистраль, но не нашли поворота. Пришлось дальше поехать по приморскому шоссе и свернуть в районе Пломина на Пазин. По дороге заскочили в один замок (в нем люди живут, домашних птиц разводят, так смешно), посмотрели издали еще на один и на крепость Пазина. Около четырех мы въехали в Поречь. Маленький городок с маленьким средневековым центром.
Вообще, как мы поняли, побережье полуострова Истрия – это маленькие городки, а между ними – огромные территории отелей со своей инфраструктурой. Солярис – это тоже комплекс с множеством сооружений, но он по площади все-таки уступает соседнему Шибенику. То есть если вам нужны пляж и сервис – вам на Истрию (
Умаг, Поречь,
Ровинь,
Пула), а вот если поездить – посмотреть, то лучше хотя бы в Опатию.
Потом мы поездили по окрестностям, подыскивая себе ночлег на две ночи. В
Порече с нас запросили 80 евро за две ночи. Нас жаба задушила. В конце концов заехали в лес, в какой-то маленький коттеджный поселок, и вломились к первым хозяевам, у которых стояла вывеска Appartment. Они уже попрощались с сезоном и были очень удивлены нашим визитом. Сошлись на 60 евро за две ночи и на том, что мы сейчас до ночи уедем, а они пока приготовят жилье. У них (http://www.istra.com/ps/nina.htm) двухэтажный дом, на втором этаже – хозяева, на первом – наша гостевая зона: спальня, ванная, кухня и диван в коридоре. Кровать огромная, большой платяной шкаф, кухня с холодильником, плитой, посудой – вполне можно жить. От моря только далековато, на машине только.
Пока было свободное время мы метнулись в Ровинь. Он побольше, там можно было бы и подольше погулять, но у нас времени не было. Из последних сил (весь день же за рулем) доползли до апартаментов и упали – вставать предстояло в шесть утра, чтобы к семи-пятнадцати быть у причала – на экскурсию в Венецию.
ПРО ПОЕЗДКУ С ПОЛУОСТРОВА ИСТРИЯ В ШИБЕНИК
На эту поездку у нас были большие планы, на которые нас вдохновила статья "Замки Хорватии", надыбанная в недрах интернета. Первой целью была Пула (благо мимо проезжали). Но долго бродить у нас возможности не было – только амфитеатр посмотрели. Там как раз монтировали сцену, что на наш взгляд древние стены не украсило… Сам
Колизей весьма впечатляющ.
Прямо через Риеку проходит приморское шоссе, соседние с ним улочки преимущественно односторонние и мы опять заблудились. Искали мы Трсат - крепость над Риекой. Мы ее даже увидели снизу, но когда поехали по направлению (как обычно), пролетели мимо и долго крутились. Плюнули, поехали по шоссе дальше, где и обнаружили указатель на Трстат. Маленькая такая крепость, внизу - музей и кафе. С башни - захватывающий вид на каньон и в другую сторону - на город, порт и море.
ПРО ЗАДАР
Гулять по старому городу очень приятно, хоть он и небольшой по площади и простой по рельефу (в отличие от Шибеника, например). Мостовые, как во всех старых городах Хорватии, вымощены белым камнем, отполированным ногами прохожих до стеклянного блеска. Погода была солнечная и казалось сам камень мостовых и средневековых домиков светится изнутри. То ли потому что улицы здесь более широкие, то ли потому что здесь действительно меньше туристов, но город выглядел значительно менее суетливым, чем Сплит или Дубровник. Почти в самом центре старого города расположен квартал самых старых построек Задара. Здесь, между римскими развалинами и тремя-четырьмя церквями различных эпох и конфессий расположился сувенирный базар. Нам не хотелось обедать в кафе, потому что поджимало время парковки машины. Поэтому, увидев вывеску "Fast Food" мы не раздумывая нырнули в соответствующую подворотню и ... оказались практически в Питере - только этот двор-колодец был крайне мал по площади и по стенам было очень много окон. Едальня оказалась очень милой: молодой хорват за разумные деньги сделал нам пару сэндвичей с нуля, прямо при нас, начиная прямо с обжарки мяса. Причем добавок и соусов к котлете было довольно много и можно было набрать что угодно. Срок нашей парковки истек. Поэтому мы распрощались с Задаром и поехали в Шибеник, остановившись по дороге у памятника национальному герою Бобану, вставшему на пути сербских танков.
ПРО ШИБЕНИК
Ближайший к нашему отелю город, который мы откладывали "на потом" в итоге понравился нам больше всех. Небольшой по площади старый город уютно устроился на склонах холма, на вершине которого сохранились остатки крепости св. Михаила. От стен крепости открывается вид на расположившийся рядом некрополь, старый город и далее – на более современные его районы. На стены крепости мы полезли уже вечером и зрелище оказалось необыкновенно красивым: живописные горы, бухта, облака, а потом еще и необычайной окраски закат.
Традиционные узкие улочки, вымощенные натертым белым камнем, переплетаются так замысловато, что немудрено заблудиться даже на такой небольшой площади. Что мы и сделали. Выбраться-то выбрались, но совсем не там, где ожидали, к тому же уперлись в частный сад с недовольным питбультерьером…
Поражает обилие растений в кадках, расставленных прямо по улицам, а также способность местных жителей устраивать террасы и сады в самых неожиданных местах, а уж на более низких крышах соседних домов – это в порядке вещей. К вечеру на улицы старого города выползают толпами туристы, а днем здесь просто сказка – тихо, пусто, романтично…
ПРО ПОЕЗДКУ В САРАЕВО (БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА)
Ехали мы сюда из Шибеника (Хорватия). Долго у всех выясняли нужны ли какие-нибудь дополнительные документы. В National Car сказали "нет проблем - садитесь и езжайте". Представители Ascent Travel твердили "вроде бы ничего не надо, но мы вам не советуем". Мы поехали. Границу пересекали по небольшой дороге, отходящей от побережья в районе Макарска. Пограничников вполне удовлетворили наш ваучер (подтверждающий наличие
отеля в Хорватии) и документы на машину (что вернуть нам ее надо в Сплите). Поинтересовавшись откуда мы и куда едем, нам шлепнули печати в паспорта и пропустили.
Дорожная сеть в стране, видимо из-за горного рельефа, организована очень странно –между крупными городами нельзя проехать напрямую – везде кругами… Мы поначалу, ориентируясь на нашу карту, хотели срезать – дорога напрямик была показана так же, как небольшие дороги в Хорватии – мы по ним ездили – качество было вполне удовлетворительное. Но вскоре мы поняли, что страна совсем другая – километров через двадцать после съезда с шоссе, дорога неожиданно стала грунтовой и такой кочковатой, что у нас отбило всякое желание срезать углы… Пришлось возвращаться на шоссе и больше не искать легких путей.
Проехали мы буквально полчаса от границы, смотрим – шоссе перегорожено колючей проволокой, танки, солдаты в камуфляже с автоматами – боснийские военные. Боснийские машины пропускают без вопросов, хорватские – на обочину, проверять документы. Десять раз нас спросили, откуда, куда и зачем, втроем проверяли документы, звонили куда-то, но потом пропустили.
Национально-религиозный состав населения виден прямо с дороги – на одну христианскую церковь – штук пять минаретов.
После наших экспериментов с маршрутом, учитывая дальность поездки, на прогулки по Сараево нам оставалось часа три. За это время мы нашли центр и гуляли туда-сюда по улочке, напоминающей московский Старый Арбат. Сама улочка не так интересна, но она упирается в рынок – о, этот рынок! – такой восточный колорит – сплошная чеканка, медь – турки, подносы, кувшины, масса серебряных украшений – многие весьма самобытного дизайна. Все это по соседству с двумя мечетями с минаретами, что, вкупе с встреченными миротворцами и чернобородыми лысыми дядьками, вызывало у меня не очень уютные чувства…
Горы в Боснии в целом выше, чем в Хорватии, и лесистее. В общем, пейзажи очень красочные и живописные. Обратно мы ехали по другой дороге (на Мостад) – там, в отличие от хорватских дорог очень много маленьких туннельчиков. Границу пересекали уже в темноте, очень быстро, без проблем.
ПРО КНИН И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК КРКА
По дороге в Загреб мы проезжали небольшой городок Книн. Значительно позже, обнаружив на карте рядом с ним значок "крепость" мы решили туда вернуться, заодно посетить Национальный парк Крка и разбомбленную деревушку, мимо которой уже проскакивали несколько раз.
Крепость Книн расположена на вершине горы над одноименным городом. Городок небольшой, обменных пункта мы нашли только два и те уже закрылись (в субботу они работают до 11-30 - 12-00, а в воскресенье - выходной). Пришлось укладываться в ту мелочь, что у нас осталась в кунах. Это была вторая проблема, с которой мы столкнули в Книне. Первая проблема - крепость (Kninska tvrdava) снизу почти совершенно не видна, поэтому пока мы ее заметили, доехали до центра городка. Подъездов к крепости мы не уловили, поэтому бросили машину и пошли обратно - искать подходы.
Подъезд к крепости в конце концов обнаружился, но к тому моменту возвращаться к машине уже не хотелось, пришлось тащиться пешком - довольно утомительно, к тому же погода была не очень и дул сильный ветер. Если ехать со стороны Дрниса, как мы, то поворот налево к крепости скрывается буквально после пересечения речки Крка, до рынка, до церкви, не доезжая до центра города.
В крепости у входа стоит большой плакат со схемой Книнской крепости и гранатовое дерево. С территории открывается захватывающая круговая панорама окрестностей, в том числе вид на верховья р.Крка и высочайшую вершину Хорватии – Динару. С погодкой только нам не очень повезло – было пасмурно, довольно прохладно и очень ветренно.
Национальный парк Крка представляет собой часть долины р.Крка, где она практически на всем протяжении течет в каньоне, образуя два наиболее внушительных каскада - Roski slap (выше по течению) и Skradinski buk (ниже по течению). С дороги Дрнис - Шибеник к р.Крка имеются три основных подъезда: соответственно к двум этим каскадам и примерно между ними – к монастырю на острове и смотровой площадке над ним.
Поскольку мы ехали из Дрниса, первым поворотом был Roski slap. Как только мы припарковались, к нам бросилась приветливая девушка, которая, выяснив на каком языке с нами можно говорить, вручила нам схемы парка, кратко объяснила его структуру и отправила к молодому человеку, продававшему билеты (45 кун с носа – порядка 6,5 евро, билеты действительны по всему парку).
Нам объяснили, что "там" (выше по течению) есть пристань, с которой ходит катер с экскурсией по каньону с высадкой в монастыре. Здесь есть два нюанса: а) по субботам они возят до 16-00, и б) везут они минимум шесть человек. Мы на экскурсию не успели и пошли обратно искать тот 26-метровый водопад, про который в проспекте написано… Долго искали, пока не поняли, что 26 метров – это, видимо, общий перепад всего этого каскада. Ничего так, но больше нам понравился нижний каскад водопадов Skradinski buk.
Между каскадами есть еще один подъезд к реке – к монастырю на острове. Мы к нему не рвались, просто спустились к реке, больше ничего интересного там не нашли, поднялись обратно, постояли на смотровой площадке с туристами и поехали дальше. Вид со смотровой на долину очень впечатляющий.
Въезд в парк к Skradinski buk оструктурен значительно лучше – перед въездом – большая автостоянка, кафе, магазинчик. Дальше дорога серпантином спускается в долину Крка – на поворотах открываются отличные виды на долину выше и ниже по течению. В конце дороги – небольшая стоянка и схема парка. Дальше – пешком. Здесь также – кафе и магазинчик с игрушками и сувенирами. А дальше – смотровая площадка над водопадами – здесь на них открытый вид (а не среди деревьев как на предыдущем каскаде) – очень красиво, эдакие джунгли.
ХОРВАТИЯ: СЛЕДЫ ВОЙНЫ
При поездках по стране, когда выезжаешь за пределы оживленной, чистенькой и прилизанной приморской части, в небольших поселениях начинают попадаться заброшенные дома. Причем, причина их заброшенности может быть очевидна - например дыра от снаряда в стене, как на фото ниже, следы пуль на фасаде (хотя мы видели и вполне заселенные такие дома). Часто также попадались дома без следов военных действий, но разрушенные и заброшенные по непонятным причинам. Но еще более непонятной осталась для нас заброшенность совершенно целых (на первый взгляд с дороги) домов, причем часто рядом с ними шло строительство новых. Попадались также сгоревшие леса, но это были следы лесных пожаров этого лета. Кстати, когда мы только планировали поездку, нас пугали не только лесными пожарами, но и отсутствием пресной воды (говорили, резервуары сгорели) – но хорватский туристический бизнес пережил все эти передряги с честью и мы ничего не заметили.
ПРО СОЛИН И КЛИС
Одной из последних достопримечательностей окрестностей, не посещенной нами, осталась САЛОНА (SOLIN) - древнеримское поселение под Сплитом. Мы ехали туда со стороны Шибеника, а поворот на Клис (и на Салону) - слева от шоссе. Поэтому нужно проехать дальше, до разворота чуть-чуть не доезжая поворота в Сплит. После разворота мы свернули немного раньше, чем нужно, поэтому посетили еще небольшой парк с речкой, по которой плавали очень горластые звери, видимо индоутки. После этого мы поехали дальше и тут же чуть не задавили павлина, который гулял по дороге. Пропустив павлина, доехали до дороги на Клис, на которой уже нашли вполне внятный указатель на древние развалины и слово Solin. Что мы там нашли - развалины некрополя и открытую галерею, увитую виноградом. Очень мило, особенно в лучах заходящего солнца. Дело было вечером, музей был закрыт, мы устали, поэтому гуляли недолго. Где-то там еще должен был быть Колизей, но мы его не искали.
На следующий день на карте мы обнаружили около слова KLIS значок "крепость" и решили туда тоже съездить. С дороги со стороны Сплита крепости почти не видно, подъезд к ней с другой стороны. Целых сооружений в ней мало, но в общем крепость нам понравилась. К тому же с нее прекрасный вид в сторону моря и Сплита.