Как-то завтракал я в ресторане отеля «Baiyoke Suite », который находится в далёком городе
Бангкоке. (посмотреть фотографии). Пока я ходил за очередной порцией ананасов и арбузов, моя жена к роялю, на котором лежали образцы местной прессы. К тому времени, как я вернулся к столику, рядом с чашкой кофе на нём уже лежала газета «Bangkok Post». Меня заинтересовал комментарий Конга Ритди из раздела «Мнение и анализ», вероятно, потому, что анализ мне не чужд, как бывшему научному работнику. Статья написана тайским автором, когда он был в африканском городе Кейптауне. Там он чувствовал себя лунатиком, который не может вернуться в свой сумасшедший дом. Почему не может вернуться? А все авиарейсы отменили. Почему в сумасшедший дом? А потому, что в Бангкоке аэропорты захватила оппозиция - «Народный альянс за демократию». Ожидая прихода этой самой демократии, из Бангкока не могли улететь 350 тысяч человек. А какое количество народа не могло попасть в
Таиланд из разных частей света, одному Будде ведомо. Именно в аэропорте Кейптауна Конг Ритди повстречал своего друга - Бади, который был родом из Зимбабве. Эта страна славится тем, что бутылка минералки в ней стоит $Z1.900.000.000.000 ($19, или 679 таиландских бат, или 600 деревянных рублей), а остатками государства управляет 28 летний Роберт Мугабе. При встрече с корреспондентом «Бангкок Пост» Бади сказал: «В настоящий момент всё плохо, но я горжусь своей страной. Это прекрасное место и там есть много чего хорошего. Всё будет хорошо. С нами Мана (безликая сверхъестественная сила из африканских религиозных поверий )». В ответ автор статьи тоже сказал, что гордится своим Таиландом, но как - то осекся, вспомнив про то, что не может попасть к себе домой.
Прочитал я это и задал себе простой вопрос: «Я - русский, живу в
России, а могу - ли я гордиться своей страной?». Да! Я также как Бади могу сказать: «В настоящий момент всё плохо, но я горжусь своей страной. Это прекрасное место и там есть много чего хорошего. Всё будет хорошо. С нами Бог». Ну, а если поконкретнее?
«Большое видится на расстоянии. Лицом к лицу, лица не увидать». Вот я и посмотрел на огромную Россию с расстояния в семь тысяч километров. Вышел на балкон, закурил сигарилью местного производства (за восемь рублей) и глянул за горизонт. Потом глянул на сигарилью. Гляжу я на этот дымящийся карандаш, свёрнутый из табачного листа и думаю: «Где в России можно купить небольшую сигару за восемь рублей? Только за 75-95 рублей. Только в десять раз дороже! Всего лишь 900% торговой накрутки!» А в Таиланде это не вопрос - купить за 8 рублей. Они что, себе в убыток продают? Пока в России существуют такие торговые накрутки на сигареты, другие наркотики ей не страшны! Ими просто не выгодно торговать. Это раз.
Бензин в Таиланде дешевле, чем в России, а нефть в Таиланде не добывают. Это два.
Шмотки на уровне ширпотреба в Таиланде дешевле в четыре раза. Это три. Уже три и всё не в пользу России. Странно это. По первому каналу русского телевидения говорят, что страна великая. Может, думаю, это всё мелочи и ввиду своего величия, огромная страна на них внимания не обращает?
Поглядываю я с сорок второго этажа, на котором находится балкон, на ближайшие окрестности. А кругом небоскрёбы (посмотреть фотографии). Аж дух захватывает. Мощь и величие человеческого гения. А в Саратове, где я живу «дома пониже и асфальт пожиже (Аж дух захватывает! (посмотреть фотографии на сайте С. Шибка).)» Это четыре. Небоскрёб стоит на земле, а глубоко под землёй движутся поезда метрополитена. А рядом с небоскрёбом дороги, по которым автомобили ездят. Над этими дорогами второй этаж, а там тоже дорога, по которой автомобили быстро едут. А там, где перекрёстки дорог есть ещё третий и четвёртый этажи и на них тоже дороги. А ещё выше мчатся поезда надземного метрополитена. Это чтобы пробок не было. Это пять.
А пробки есть, потому что машин навалом. И, в основном, новые потому что новый внедорожник фирмы «Toyota», в полной комплектации, стоит $30000. (Цена в ноябре 2008 года.) В Саратове он стоил $80000. Хотя, закралась ошибочка. Тайский автомобиль не имеет полной комплектации. В нём нет печки. Она в Таиланде не нужна. А автомобиль, продающийся в России, печкой снабжён. Теперь Вы знаете её стоимость. Правильно, $50000. Это шесть.
Теперь Вы хотите задать вопрос о том, почему наличествует так много новых автомобилей на дорогах Таиланда? Ответ прост. Цена денег, как товара, неимоверно низка. Ставка по кредиту 1% годовых. Кредит на покупку авто даётся на срок до пяти лет. Таец покупает в кредит сразу два автомобиля. Один он тут же отдаёт в контору, занимающуюся прокатом автомобилей. Контора выплачивает тайцу деньги, которых хватает на то, чтобы расплатиться по кредиту, производить техническое обслуживание и заправлять автомобиль бензином. Еле-еле я вернулся из Таиланда (потому что самолёты не летали десять дней, кстати, в Саратове они не летают уже двадцать лет (это шесть), с тех пор, как закончилась перестройка). А до того, как перестройке начаться, было пятьдесят рейсов в день. Вернулся (целуйте меня, я с поезда!) и получил письмо из Сбербанка РФ. В нём говорилось: «Предоставляем автокредит под 22% годовых». От 22% отнимем инфляцию в 13% годовых и получим ту стружку, которую хотят (…но у них не получится) снять с меня банкиры - эти, многоуважаемые теперь, сливки общества. То есть эти акулы капитализма хотят поиметь 9%, то есть в девять раз больше, чем имеют тайские банкиры. То есть русские банкиры предлагают кредит на 800% дороже, чем тайские банкиры. Хотя, опять закралась ошибочка. Тайские банкиры предоставляют кредит иностранцам под 4% годовых, то есть тайцы меня, как клиента их банка, любят на 300% больше, чем их русские коллеги. Что-то мне кажется, что эти сливки общества горьковаты на вкус. Не пора ли их слить, а может наш премьер-министр «пришлёт им доктора»? Это семь. Хотя, это заслуга премьер-министра, в том числе и его, что инфляция 13%. А это больше, чем с клиентов просят «сливки». Так что никакого доктора не будет. Ей-Будду! И после этого нас уверяют, что настало время покупать автомобили русского производства. Что 8-9% годовых скинут, а останется всего 13%. Видит Будда, нас хотят осчастливить. Как говорит Татьяна Федотовна (моя соседка) из села Лисичкино: «По хрену, по манде сродники везде». Рассчитывают, наверное, поиметь нас на этом основании. Нет, я понимаю, что жизнь заставит и сопливого целовать. Только «насильно мил не будешь». Так гласит тайская народная фашистская (почему фашистская потом объясню) поговорка. Не врала, значит, моя учительница по истории! Вот он - «звериный оскал капитализма». Тогда, ЧЁ он скалится только на русских? Лично я дёргаться не собираюсь, тем более, когда меня бреют…
Попробуйте в России на восемьдесят рублей купить два с половиной килограмма фруктов. А в Таиланде запросто. Это восемь. Вы возражаете и говорите про стоимость перевозки? Тогда посмотрите на то, что написано выше, а именно - «Бензин в Таиланде дешевле, чем в России, а нефть в Таиланде не добывают». То есть по Вашей логике привезти нефть в Таиланд из России - это плёвое дело, а привезти фрукты обратно, ну очень дорого! Это девять. А, может у меня «культурный шок»? И я, просто обалдел от увиденного? Тогда, ЧЁ это только русские стоят по уши в шоке?
Путешествие избавляет от иллюзий, так говорят в
Китае. Может, «хватит делать дураков из рассейских мужиков»
Высоко сижу, далеко гляжу. И видно, как в тайских джунглях ползают муравьи, чего-то перетаскивают и из этого небоскрёбы свои муравьиные строят. Еду запасают, детишек растят, от врагов обороняются, как могут. Сами маленькие, а каждый день трудятся. Молятся своим Богам. Перелопачивают всё вокруг в соответствии со своим муравьиным разумением. И да поможет им Будда.
Высоко сижу (ресторан - то в отеле на сорок втором этаже), далеко гляжу. И видно великую Россию. Но из-за законов перспективы вся её огромная территория съёживается, и чем дальше смотришь, тем страна, кажется всё меньше и меньше. Уменьшается как сдувающийся шарик и превращается почти в точку. А что делать? С шариками всегда так бывает, если из них бесконтрольно выкачивать газ (и нефть и мозги и много ещё чего…), то энергия системы снижается. Такая она - эта перспектива. И таковы её законы.