Челябинск и железная дорога
В один из сентябрьских дней 1892 года к первой платформе ( другой тогда и не было ) небольшой уральской станции медленно подъехал низкорослый паровоз с несколькими вагонами.
Перед небольшим, построенным из местного гранита, зданием вокзала выстроились военные музыканты. городская администрация в полном составе, купечество, духовенство.
Челябинская "знать" встречала прибытие из Златоуста первого поезда. Торговцы и промышленники возлагали большие надежды на новую Транссибирскую магистраль, которая открывала прямую дорогу в центральные районы страны.
Но ни один из встречающих даже и представить себе не мог, какие глобальные изменения принесет в этот регион простой железнодорожный путь.
Станция Челябинск, тогда еще совсем небольшая. служила границей между Самаро - Златоустовской и Сибирской железными дорогами. С завершением магистрали до Владивостока, трасс на Екатеринбург и Оренбург, станция Челябинск становится узловой. открытой как на север и юг, так на запад и восток.
Тот приземистый, сложенный из гранита, вокзал перестраивается, добавляется второй этаж, площадь помещений увеличивается в пять раз. Но вместе со станцией растет пассажиропоток.
К началу шестидесятых годов прошлого века челябинский железнодорожный вокзал полностью исчерпал свои возможности.
Старая привокзальная площадь, как и в других городах, представляла собой большой базар с, отходящими в разные стороны, улочками. заполненными магазинами и. подозрительного вида забегаловками. Отсюда на север. в сторону центра города уходят две основные магистрали. - Цвиллинга и Свободы.
С противоположной, южной стороны, лабиринт привокзальных улочек незаметно переходил в мрачный рабочий поселок, образовавшийся при заводе бельгийской фирмы "Столь" - одним из первых иностранных инвесторов.
Состоящий из старых деревянных домиков, почти без каких - либо видов благоустройства, этот поселок протянулся почти до старых, закопченных цехов завода.
Когда началось строительство нового вокзального комплекса, решено было его возвести, не затрагивая существующих станционных сооружений. То есть сдвинуть на юг, в сторону заводского поселка.
Современному челябинцу это ни о чем не говорит - понятия о расстояниях изменились вместе с ростом мегаполиса. Тогда же, в начале шестидесятых годов, поднялась волна протестов. Жители требовали прекратить строительство из - за удаленности нового вокзала от города.
Но сооружение комплекса продолжалось ускоренными темпами и в сентябре 1965 года, состоялось торжественное открытие нового здания вокзала станции Челябинск, который сразу же стал новой городской достопримечательностью.
Все было бы великолепно, но не хватало одной важной детали. Бриллианту требовалась оправа.
Великолепное сооружение не имело привокзальной площади, не то, что соответствующей масштабам города и нового вокзала, а вообще никакой. Одно море старых одноэтажных домиков.
Дело в том, что собственно вокзал строился на деньги железной дороги. а организацией площади занимался муниципалитет. Произошла очередная бюрократическая нестыковка.
Подготовленный проект привокзальной площади пришлось быстро приводить в соответствие со сложившимися обстоятельствами. В результате были построены несколько серых панельных пятиэтажных домов, которые образовали временную, как тогда говорили. площадь. Она же стала постоянной.
Со временем здесь появилась гостиница, построенная по типовому проекту, монумент "Сказ об Урале", интересное произведение скульптора В.Зайкова, бетонная копия которого была установлена прямо напротив главного входа в здание вокзала.
В общем, все временное, недоделанное.
Сегодня, когда снова изменилось понятие о внутригородских расстояниях, комплекс вокзала Челябинск - Главный стал одним из важных транспортных узлов центра города.
Привокзальная площадь значительно расширилась к югу и теперь ее границей служит завод имени Колющенко, бывший "Столь", возле которого построена большая транспортная развязка - мечта нескольких поколений челябинцев.
Новое здание вокзала теперь приблизилось к центру города. Никто уже и не вспоминает о протестах горожан тогда, в начале строительства.
Да и сам вокзал уже не молод.
В 1965 состоялось торжественное открытие нового здания.
Архитектор Л. Чуприна, автор проекта восстановления вокзала в
Киеве, почти полностью отошел от канонов, принятых для такого рода зданий. Только широкая лестница напротив главного входа напоминает, что мы на вокзале.
То, что увидели первые посетители, пройдя через три ряда входных дверей с тепловыми завесами между ними, не могло не поразить. Напомню - шел 1965 год.
Огромное стеклянное здание, перекрытое тремя куполами, просматривалось на весь его объем.
Многочисленные галереи, на которых расположились кафе, рассчитанные на определенные группы пассажиров. "Минутка" - для тех, у кого очень мало времени, "Огонек" - для тех, кому предстоит длительное ожидание и так далее.
Через закрытую галерею можно было пройти в гостиницу для пассажиров - девятиэтажное здание, на крыше которого разместилось кафе "Конкорс".
Это был настоящий отель, скромно называемый комнатами отдыха.
Надземный переход на платформы очень напоминает подобный на вокзале в Киеве.
Это не узкий подземный тоннель, а большие залы с окнами на всю высоту, которые позволяют видеть сверху панораму станции и свой поезд, прибывающий или отправляющийся.
Кроме мест для ожидания, здесь расположились кафе, киоски и даже небольшие магазинчики.
Масс – медиа того времени особо акцентировали внимание на диванах для ожидания.
Обычно такое сооружение представляло собой крепкую деревянную скамейку, на спинке которой присутствовала обязательная надпись МПС - Министерство путей сообщения СССР. А здесь - удобные мягкие диваны, обитые дермантином, в каждом зале своего цвета.
Правда, таких "мест отдыха" на новом вокзале было ровно половина от общего количества. Остальные - деревянные, точнее фанерные.
Так надежнее, решило руководство и оказалось право. Примерно через год мягкие диваны были полностью удалены, как "не подлежащие восстановлению".
Но в целом, здание вокзала встретило столетие и тысячелетие в очень приличном состоянии.
В стране началась кампания по строительству новых и реконструкции существующих вокзалов.
В Челябинске ремонт происходил в три этапа и сегодня он завершен. Получилось красиво? Конечно, но чересчур богато.
Оригинальный проект здания вокзала выполнен во времена "хрущевской экономии", что в данном случае позволило архитектору создать ощущение легкости. воздушности, особой атмосферы приподнятости. Хотелось бы все это сохранить после реконструкции.
Но, к сожалению, чересчур богатая отделка лишила здание вокзала всего того, что сохранялось в течении тридцати пяти лет.
Сегодня - это ультрасовременное сооружение, как и много лет, одно из самых лучших в стране.
Рядом - пригородный вокзал, открытый недавно с большой помпой - длинноногими девочками, массой воздушных шаров и цветов.
Внутри - три этажа, эскалаторы и роскошь. Все это для приема пассажиров десяти электричек.
Пригородное сообщение в Челябинске развито не сильно. Так что здание построено "на вырост".Может когда - нибудь и пригодится.
Железная дорога в Челябинске занимает особое место.
Огромный промышленный мегаполис с массой заводов, связанных между собой и внешним миром стальными рельсами.
Железная дорога - это кровеносная система города, от четкой работы которой зависит жизнедеятельность всего организма. Отсюда и особое положение.
Хоть в Челябинске административно и нет Железнодорожного района, но ведомственные жилые и общественные здания этой организации находятся в наиболее престижных местах города.
Управление дороги на площади Революции, как и весь прилегающий квартал принадлежит железной дороге. Здесь во дворе сохранились ведомственные гаражи для руководящего состава.
Когда - то это был закрытый комплекс, типа домов НКВД на проспекте Ленина.
Ведомственная территория железной дороги продолжается на юг, в сторону вокзала, со своими больницами, школами, телефонной станцией и дворцом культуры, строительство которого совпало с началом периода "хрущевской экономии". Удалялось все, что хоть отдаленно напоминало "излишество".
Казалось, что отличный проект будет загублен.
Но, благодаря таланту архитектора Ф.Л.Серебровского, несмотря на жесткую цензуру, получился прекрасный дворец культуры железнодорожников с, одним из лучших в городе, театральных залов.
Стереотипы
Много лет два крупнейших города - Екатеринбург и Челябинск ведут борьбу за право считаться столицей Большого Урала. Пока побеждает первый.
Скорее всего, так будет и дальше. Ведь Екатеринбург изначально был задуман как главный город Урала.
При Советской власти эта же роль отводилась Свердловску, который сохранил и при новом общественном строе тот же столичный статус, теперь уже Уральского Федерального округа.
Так что в ближайшее время занять место Екатеринбурга невозможно.
Что же остается Челябинску? Роль столицы Южного Урала? Однако это понятие достаточно размыто.
Например, республика Башкортостан тоже относится к Южному Уралу. Но эта автономия имеет свое правительство, парламент, столицу и административно не связана с Челябинском.
Зачем тогда весь этот столичный лоск, кварталы важного и надменного "Сталинского ампира".
Все, что описано выше - театры, музеи, променад, громадные сооружения центра Челябинска, создающие городу столичный имидж - явления вторичные.
Настоящее лицо Челябинска нужно искать в другом месте.
Также как и в любом другом городе, центр Челябинска окружен "спальными" районами.
Здесь вы не найдете архитектурных "изысков". Основная застройка - типовая, быстровозводимая. Ведь жилье требуется постоянно, при всех властях.
Районов, где почти полностью отсутствует промышленная зона, в Челябинске немного. Самый большой из них - Северо - Запад - город средних размеров с населением около трехсот тысяч человек.
Основная же масса, окружающих челябинский центр, районов совсем другая.
Прогуливаясь по городу, обратите внимание на название конечных остановок городского транспорта. Для приезжего - это загадка. Непонятные аббревиатуры - ЧТЗ, ЧЭМК, ЧМК, ЧГРЭС, ЧКПЗ. Первая буква, как нетрудно догадаться, означает - челябинский. А что дальше?
Центр города окружают промышленные предприятия и каждый более или менее приличный завод имеет свой, отдельный ведомственный жилой район.
Подъезжая к городу по прекрасному скоростному шоссе с севера, из Екатеринбурга, еще за несколько километров до въезда можно различить густые клубы дыма в небе.
Последний поворот и перед нами открывается фантастическая картина.
Множество труб извергают в небо дым самых разных цветов. Природная голубизна почти не видна среди этих рукотворных облаков.
Перед вами заводы знаменитого концерна "Мечел" - бывший челябинский металлургический комбинат. Заложенный в 1942 году, на довольно большом расстоянии от центра города, он, со временем, превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны.
Одновременно с корпусами завода началось строительство жилого поселка. Сегодня - это целый город с населением около четырехсот тысяч человек.
Основная масса домов возводилась здесь руками заключенных ГУЛАГа и пленных немецких военнослужащих. Последние имели намного больше прав, чем политические заключенные. И даже могли построить улицу в память о своей Родине.
Через несколько лет "перевоспитанных" фашистов с миром вернули домой, а узников ГУЛАГа реабилитируют до сих пор.
Долгое время район жил в автономном режиме из - за удаленности от основной городской застройки.
Даже праздничные демонстрации в Челябинске проводились две - на площади Революции и в Металлургическом районе.
Словом - отдельный город.
Развитие городского общественного транспорта, реконструкция и строительство сети автомобильных дорог способствовали интегрированию района в общегородскую структуру. В огромном мегаполисе снова изменилось понятие о расстояниях.
Металлургический комбинат занимает огромную территорию. По ней даже проложено несколько трамвайных маршрутов.
Сам жилой район сегодня уже почти вплотную подошел к заводским корпусам.
Разноцветное дымовое облако, нависающее над домами, хорошо просматривается при въезде со стороны центра города.
Обособленное расположение района не помешало строительству здесь еще нескольких крупных предприятий, не имеющих отношения к "Мечелу", но загрязняющих атмосферу не хуже его.
В те дни, когда сильный ветер, наперекор проектировщикам, изменяет направление и над районом зависает рукотворное облако, с моста через реку Миасс открывается фантасмогарическая картина.
Слабеющие лучи предзакатного солнца с трудом пробиваются сквозь, нависающие над белыми домами, тяжелыми облаками радужного оттенка. И не важно, с какого завода.
Сливаясь вместе, они образуют одно большое облако, которое как шапкой укутывает весь район.
Запоминающаяся панорама.
Продолжаем движение по широкому многополосному шоссе в сторону центра города.
По дороге нас ждет еще одно испытание - пересечение первого внутреннего промышленного кольца. Что в нашем случае означает встречу с представителями "Большой химии".
С левой стороны тянется забор лакокрасочного завода, напротив - корпуса завода цинкового. Если на дороге нет пробок, то проезд этого "химического коридора" занимает всего несколько минут.
Постарайтесь на это время задержать дыхание. В противном случае запахи, которые исходят от этих двух предприятий, еще долго будут вас преследовать.
Первое внутреннее промышленное кольцо представляет собой непрерывную цепочку заводов самого разного профиля.
В основном это крупные предприятия тяжелой промышленности, протянувшиеся вокруг центральной части города с севера, через восток, юг, запад.
С северо - западной стороны кольцо прерывается. Здесь находится своеобразный "коридор дыхания", через который относительно свежий воздух проникает в город.
В этой же части расположен городской бор, тот самый, выходящий на проспект Ленина в районе Южно - Уральского государственного университета.
Благодаря такому "коридору", район университета считается наиболее экологически чистым.
То же можно сказать о микрорайонах Северо - Запада, хотя влияние предприятий "кольца" здесь уже чувствуется. Кроме того ветер доносит сюда разноцветные облака с "Мечела" и соседних с ним заводов.
В целом, в Челябинске нет ни одного экологически безопасного района.
Второе промышленное кольцо охватывает город с южной и восточной стороны.
В него входят предприятия челябинского мегаполиса, расположенные в пригородах.
На территориях, прилегающих к городу с этой стороны, с начала двадцатого века разрабатываются месторождения бурых углей.
Проверка запасов этого материала послужила основой для принятия решения о строительстве в Челябинске крупной электростанции - ЧГРЭС, как энергетической основы для дальнейшей индустриализации. Именно с 1927 года, времени ее постройки, наступает новая эра в истории города, тот период, который мы называем "после".
Примыкающий к Челябинску с восточной и юго - восточной стороны город Копейск - центр угледобывающей промышленности региона. Его окружают шахтерские городки и поселки с разбросанными вокруг угольными терриконами - холмами из отработанной породы.
Внизу, под землей - лабиринты шахт.
Впечатление такое, словно находишься в районе Донбасса.
Город Коркино, южный пригород Челябинска, тоже центр угольной промышленности. Но, в отличие от Копейска, добыча здесь происходит открытым способом. Зрелище очень любопытное.
С холмов из отработанной породы, окружающих Коркинский угольный разрез, открывается фантастическая картина. Огромная яма, похожая на лунный кратер. Но, в отличии от последнего отнюдь не безмолвный. Здесь кипит жизнь. Огромные экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, люди - все это в движении, в состоянии кажущегося хаоса. Но присмотревшись, начинаешь немного понимать существующий здесь порядок.
Недостаток подобного способа добычи - огромное облако угольной пыли, постоянно накрывающее разрез.
Третье промышленное кольцо весьма условно. Оно охватывает разбросанные в радиусе до ста километров от "Нулевой версты", что на Кировке, многочисленные предприятия оборонной промышленности.
Челябинская область - стратегический страж безопасности
России. Именно здесь была создана первая в стране атомная бомба, а могучие ракеты РС-18 (СС-20 "Сатана") долгие десятилетия охраняли покой ныне развалившейся державы под названием СССР.
Да и сегодня Российская Федерация чувствовала бы себя не так спокойно, не будь на ее территории "закрытых" производств и предприятий Челябинской области.
Челябинск - центр одной из наиболее развитых областей - пятой по объему выпускаемой промышленной продукции в Российской Федерации.
По индустриальной мощи в России впереди Челябинска лишь
Москва, Петербург,
Нижний Новгород и Екатеринбург.
Около 40% продукции города - металл.
Челябинск дает треть отечественных ферросплавов, пятую часть труб, почти все - крупного диаметра, тяжелые гусеничные тракторы и дорожную технику, прицепы-супертяжеловозы, уникальные металлоконструкции, приборы.
Высокая концентрация промышленных предприятий, особенно оборонной сферы, поставила Челябинск в число наиболее важных приоритетных целей в стратегическом противостоянии "великих держав".
Помните тот мини - опрос, где мои респонденты показали хорошие знания о Челябинске в виде устоявшихся стереотипов. Каких именно?
Да тех самых, описанных в этой главе.
Концентрация в одном месте такого количества производств во много раз увеличивает опасность техногенной катастрофы.
Ведь случись что - нибудь на одном из закрытых даже для местных служб по чрезвычайным ситуациям, предприятий, существует вполне реальная опасность цепной реакции.
Об экологической катастрофе я уже не говорю. Она произошла, давно, задолго до Чернобыльской. Ее последствия уже закодированы в генетической памяти нескольких поколений. В том числе и моего.
Когда - то Челябинск вытянул из лотерейного барабана счастливый билет.
Маленький, захолустный, провинциальный городок, каких в России тысячи, получил право на вход в элитный клуб мегаполисов, городов, определяющих судьбы мира.
Но за все нужно платить.
Счастливым ли стал тот билет?
На этот вопрос у меня нет однозначного ответа.