Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой.
Санкт-Петербург. Кронштадт. Я обожаю этот город. В Питере я расцветаю. В Питере я летаю. Меня устраивает в нём всё, даже погода. Меня удивляет в нём всё и всегда. А ведь, сколько пишут про него, что и на болотах построен, и на костях, и климат комариный, и планировка примитивная, потому что не Яков Брюс её чертил, то ли дело
Москва, и что сам Пётр сомнительная личность, и название у города недревнее. Тогда скажите, а что бы мы делали без этого сказочного года на Неве? Какой другой русский город подарит вам так щедро такую красоту, и где вы сможете так блаженствовать, смакуя глазами почти каждое здание, каждый мост, каждый памятник и остальное? Ведь без него – пустота.
Я – тот человек, которого маркетологи-профессионалы помещают в сегмент «новаторы». Потому что мне только новенькое и подавай, вот если где-нибудь ноу-хау материализовалось, значит, я кручусь рядом. Исходя из этой личностной особенности, редкие города я могу посещать дважды и более раз. В принципе, конечно, могу, но всегда буду изворачиваться и стремиться попасть и увидеть что-то новое. Но существуют и редкие исключения. Есть (такая буква в этом слове :)) такие страны и города, которые я могу посещать бесконечное число раз.
Питер, наверное, стоит на первом месте (я не составляла рейтинг :)). Он – всегда – для меня новый, всегда знакомлюсь с ним как в первый раз, и это ощущение неизведанного в Питере меня не покидает.
Я люблю этот город, но не знаю, как его правильно назвать – Питер, Петербург, Санкт-Петербург? В прошлый раз мы были точно в Питере, а сейчас – в Санкт-Петербурге.
Мне действительно, настолько нравится этот город, что мой язык готов заплестись около каждого дома, глаза – примагничиваться ко всему, а голова – находить, цеплять и обдумывать массу деталей. Если меня не остановить, то готова описывать даже лужи перед Летним садом, отражающие небо и ноги туристов. :)
(О нашем первом путешествии в Питер читайте в рассказе «Питер – то ли город, то ли виденье».)
На этот раз в Петербурге побывали в таких местах, о которых очень хочется рассказать. К тому же подковались некоторым образом в питерской туристической организации «досуга». О чём и поделюсь и с бывшими, и будущими туристами и теми, кого просто занесёт в этот город неведомыми путями. Не повторяться постараюсь, но с другой стороны это не сложная задача – хоть я и написала о многом в первом рассказе, но у нас были разные маршруты. Исключение – мой любимый Исаакий, о нём немного добавлю.
О чём расскажу:
Об организации автобусных экскурсий по городу – где, что, когда;
О Кронштадте;
О Музее Анны Ахматовой;
Об экскурсии «Ночной Петербург»;
О Каменном острове;
О Русском музее; Михайловском саде и храме Спаса-на-Крови; Исаакиевском соборе;
О сфинксах и грифонах;
О Екатерининском дворце и Янтарной комнате в Пушкин;
О Павловске;
Об Александро-Невской Лавре;
А также о сфинксах, Банковском мостике, Чижике-Пыжике и некотором другом.
Оглавление 1й части.
Как организовалась эта поездка.
Поездка туда за 1500 рублей.
Обратно за 300 рублей.
Гостиница «Караул!»
Про автобусные экскурсии по Санкт-Петербургу.
Глава 1. Мы из Кронштадта.
Как организовалась поездка.
Благодаря командировке мужа и моей относительной временной мобильности. Его заслали туда на 2 недели. Он позвонил и сказал: «Приезжай». Ну, я и полетела – на 3 дня. Один день – я свободная птица, на ночную экскурсию по Питеру я тоже поехала в гордом одиночестве, поскольку заканчивается она в 5 утра, а мужу вставать рано. Остальное время мы together.
Поездка туда за 1500 рублей.
Билеты я покупала на Ленинградском вокзале за день до отъезда. Поэтому, понятно, что привередливого выбора у меня вообще не было – что осталось, то и взяла. Значит, туда сидячие – 6 часов за 1,5т.р., обратно – 14 часов за 300 рублей. Впечатления смешивать нельзя, поэтому расскажу по отдельности. Кстати, времени у меня было мало, и я хотела заказать билеты через Интернет-службу Московской ж/д. Оказалось, что этот заказ представляет собой простую форму бронирования мест, а чтобы выкупить билеты, нужно приехать на вокзал и купить их в тех же кассах, да ещё с наценкой в 200р. Хороший такой сервис. С учётом того, что в кассы вокзалы всегда стоит очередь, и даже пометка «интернет-билет получать вне очереди» от неё особо не спасает. Касса общая – нужно либо проталкиваться через общую очередь, либо стоять в очереди из себе подобных с интернет-заказами.
Меня впечатлила пустующая касса с ж/д e-tickets-ами. То есть это бронь и оплата билетов по кредитной карте. По крайней мере, вижу смысл. Забронировали, оплатили, приехали чуть пораньше на вокзал, и мгновенно получили свои билеты. Вот сайт:
www.ufs-online.ru.
Места сидячие. Поезд новый. По два кресла в каждом ряду. Рядов два. В проходах висят большие жк телевизоры. Проводницы разносят наушники. Всю дорогу, не отрываясь, смотрела отличные русские фильмы: «Невероятные приключения итальянцев в
России», «Афоня», «Самая обаятельная и привлекательная». Отрывалась на перекус. Предлагали за дополнительную плату чай, кофе, разные бутерброды. В соседнем вагоне – ресторан. Бесплатная бутылка воды. Бесплатная пресса. Туалет чистейший.
Обратно за 300 рублей.
Почти всё то же самое :). Сидячее место. Только не голубое, мягкое, чистое и откидывающееся, а грязное, старое, жёсткое и рваное. Поезд отходит в 11 часов вечера. Рядом со мной оказалось свободное место (2й ряд) и впереди у девушки тоже. К ней подсадили пьяного десантника. Что такое пьяный десантник, не то чтобы в соседях, а вообще в вагоне – рассказывать не буду, и так всем понятно. Хорошо, что подсадили не ко мне. Потому что я знаю свой характер – «бенгальский огонь». И если этот придурок стал приставать бы ко мне, как это он делал с бедной девушкой впереди, то получилась бы Сталинградская битва, а потом Мамаев курган. Зато ко мне за минуту до отправления «подселили» безбилетницу – девушку-хиппи. Я абсолютно лояльный человек, но вид девушки меня сильно напряг. Под два метра, на голове две индейские косички, лоб перехвачен разноцветной тесёмкой, одета в пончо, за спиной рюкзак-колбаса тоже под два метра. Девушка ловко запрыгнула в соседнее кресло и тут же свернулась улиткой. Я до сих пор не могу понять – как?! на таком маленьком сиденье можно завернуться в горизонтальный рулет при такой комплекции. Но это все ерунда. Главное - от девушки сильно пахло мазью Вишневского :(….
Тут откуда-то начало сильно дуть. Просто завывал ветер. Даже хиппи подняла голову. Я повернулась назад и увидела, что одно окно настежь открыто и из него свищет воздух. Я вытащила ветровку, надела рюкзак задом наперёд, чтобы сумка была впереди, и застегнула поверху куртку, затянула капюшон. Чувствовала себя как в парнике, но что делать? :( К тому я опасливо посматривала на пару, которая толклась впереди, стоя. Думаю, аа, вот сейчас усну, а такие и шарят по сумкам. Но тут до меня дошло. Это люди, у которых места были рядом с открытым окном. А окно сломали друзья десантника, которые, как вы уже поняли, махали ему, орали, братались, горланили песни, протягивали ему последний глоток из бутылки, и вообще пытались остановить поезд. Им было очень весело. Людям, которым предстояло провести всю ночь, стоя на ногах, было грустно. Впереди орал десантник. Хиппи храпела. Кто-то громко хрустел чипсами. Тут я услышала тихий шёпот проводницы: «Есть одно место в купе, одно место в купе, одна полка, кому?». Когда она дошла до меня я, не помня себя, зашептала: «Это я, мне, мне, одно место».
Место стоило тысячу рублей. Не вопрос! Обрадованная проводница кому-то перезвонила: «Ленка, пляши, нашла тебе человечка!». Она сказала, что мне надо идти в 6й вагон (наш 1й), и как-то странно на меня посмотрела. Я ломанулась вперёд. Все вагоны, которые я проходила, были сидячими, и везде крутились люди, ёрзая на своих местах, пытаясь хоть как-то найти себе удобную позу для сна. Проходя через тамбуры, я поняла, что означал странный взгляд проводницы. Везде, в них стояли странные криминальные личности – такие Промокашки, что от одного взгляда на них кидает в дрожь. Меня спас мой вид – дождевик, натянутый на рюкзак спереди и кудряшки, торчащие в разные стороны из-под капюшона. Видимо таких клоунов они не трогают. В 3м вагоне я увидела идущую мне навстречу другую проводницу. Оказывается, она пошла меня встречать, её попросила другая - «как бы чего не вышло».
Я хочу сказать товарищи, что для полного счастья в жизни многого не надо. Когда мой организм, измотанный сплошными бессонными ночами и ночными экскурсиями, вдруг увидел перед собой горизонтальную поверхность, да ещё белую простынку, да ещё и подушку – нахлынувшему чувству счастья не было предела.
Не успела голова коснуться подушки, как я уже уснула. Я! Которая обычно спит в поездах вполглаза и вполуха. Абсолютно безмятежным и крепчайшим полноценным сном. Разбудил меня звонок мобильного, уже на подъезде к Москве.
Гостиница «Караул!»
Это филиал гостиницы «Октябрьская» на площади Восстания, 2 минуты от Московского вокзала. Номер полулюкс, высоченные потолки, ~ 5-6т.р. Завтрак включён.
Вот так ловятся туристы, читая заманчивые гостиничные презентации-баннеры в разных рекламных носителях. Понятно, что эту гостиницу мы не выбирали, поскольку муж в командировке.
Мы категорически не советуем никому останавливаться в этой гостинице. Подчеркну, что речь идёт не о самой «Октябрьской» (очень достойной,
www.oktober-hotel.spb.ru, Лиговский 10), а её филиале (Лиговский, 41/83). Они расположены почти друг напротив друга на разных сторонах площади Восстания. Причины – отсутствие современных вакуумных стеклопакетов и кондиционера.
Наши комментарии-пояснения.
На площади Восстания пересекаются Невский проспект с Лиговским, а также кучей прочих улиц. Что это означает? – Дикий грохот. Попробуйте, например, поставить свою кровать на площади Трёх вокзалов и уснуть. Получится? Это невозможно. Какофония звуков невиданной силы и интенсивности – автомобильный вой, гудки, лязг и скрежет, взвизги торможения и т.д. – почти всю ночь. Только в промежутке ~ с 4.30 до 5 утра наступает краткое относительное затишье, и в этот момент надо постараться нырнуть в мутный сон. Иначе уснуть нереально. Что, беруши купить в аптеке? Ха-ха, да тут надо уши воском заливать и то не поможет. Я не представляю, как невыспавшийся муж вел переговоры. А главное, цена вопроса – обычный звуконепроницаемый вакуумный стеклопакет. Уж можно было бы руководству гостиницы разориться на ремонт и заменить старые рамы. Новые окна – это приоритет номер один должен быть в ремонтном списке.
Далее. Дикая жара. Не на улице (там ~ 20-23˚), а в комнате. Мы были в середине июля, и видимо, старые стены очень быстро прогреваются и держат тепло. Что я понимаю под дикой жарой? Это, когда твоё тело начинает кипеть. В середине первой ночи я не выдержала, встала, пошла в ванную, взяла огромные банные полотенца, намочила их сильно в холодной воде, выжала и укрылась вместо одеяла. То же самое сделала и стонавшему во сне раскалённому мужу. Холодное мокрое полотенце тут же стало горячим, но было уже чуть-чуть легче. Вообще-то за номер было заплачено не 30$, а ~ 150. Думаю, что вопрос с кондиционерами решить как-то можно.
Про завтраки. Что понравилось – это интерьер кафе, такой стиль арт-модерн прошлого века, а-ля Метрополь. Но выбор блюд на завтрак напрягал. Не буду перечислять всё, но вот, чем я лично завтракала – сосиска с зелёным горошком, растворимая пакетиковая каша, чай с печенюшкой. Такое было впечатление, что кто-то сгонял в соседний супермаркет и набрал самых дешевых продуктов. Нарезка из варёной колбасы меня удивила – чего уж так шиковать, ребята, покромсали бы ливерной. Вот примитивный экономический расчёт. Стоимость моего завтрака была рублей на 50, ну, грубо на 100р., если добавить йогурт, яблоко или кусок колбасы с сыром. Мест в гостинице ~ 50 * умножить на среднюю стоимость номера ~120евро *30 дней = ~ 150 000. Ну минус зарплата сотрудникам, ремонт, амортизацию, и расходы по статье «питание противных проживальцев». Остаётся-то немало, и на окна хватит, и на кондишены. В общем - понятно, какой доходный бизнес – старая гостиница в центре города.
Ещё не нравились ..ммм девушки, плотно обрамляющие по вечерам подоконники в коридорах и на лестнице. Густонакрашенные такие девушки непонятного возраста, в мини-юбках, с цыгаретками. Знаете, на сигаретных пачках обычно пишут: «Минздрав предупреждает». Тут тоже бы надо повесить плакат: «СПИД гуляет по стране», чтобы отрезвляло.
Сильно обидевшись на гостиницу, и в индейскую отместку за бессонное поджаривание, я выдрала из прикроватного телефонного справочника Жёлтые страницы – листочки по питерским гостиницам, туристическим агентствам и ресторанам. Очень ценная хочу отметить информация. И мне ни капельки не стыдно.
Кстати, всё ж таки одно достоинство у этой гостиницы есть – центральное расположение. Только вышел и ты сразу на Невском. Рядом в 2х шагах станция метро «Площадь Восстания». Совсем рядом Московский вокзал. Это бы достоинство ещё бы достойно обрамить звуконепроницаемыми окнами и кондиционерами, как в той же «Октябрьской», в основном здании – цены бы не было.
Про автобусные экскурсии по Санкт-Петербургу.
Я знала, я знала! Меня научили умные люди, поделились информацией. В Питере нет проблем с качественным экскурсионным обслуживанием туристов. Надо только знать, где у них центры продаж. А это киоски на Невском на углу Гостиного двора. И один киоск на углу Невского и Лиговского рядом с новым зданием гостиницы «Октябрьская». Турфирмы разные, их несколько. Я покупала понятно в последнем киоске, мне до него было 5 минут, только перейти через перекрёсток. Название этой турфирмы «Тур-сервис», сайта у них почему-то нет. Зато автобусы хорошие, гиды квалифицированные, опозданий нет, всё чётко. Думаю, что и у остальных также, но ручатся не могу.
Вот расписание экскурсий.
1. Обзорная с посещением Петропавловской крепости – ежедневно в 11.00 (цена – 400р.);
1а. –“- (автобус + катер) – ежедневно в 10,11,12,14.00;
2. Пушкин-Павловск – ежедневно, кроме вторника в 10.00 (цена – 900р.);
2а. Пушкин (Екатерининский дворец) – ежедневно, кроме вт. В 10,12-30,13-30;
3. Гатчина – вт,чт,сб. в 12.30 (цена – 550р.);
4. Петергоф – ежедневно, кроме пн. В 9.30, 11.30, 12.45 (цена – 750р.);
4а. –“- (только парк и фонтаны без дворца) – ежедневно в 13.30;
5. Кронштадт с водной прогулкой – ежедневно в 12.30, 16.30 (цена – 400р.);
6. Стрельна (Константиновский дворец) – ежедневно, кроме пн. и ср. в 11.00 (цена – 650р.);
7. Ораниенбаум – по чт. и вскр. В 13.00 (цена – 600р.);
8. Ночной Петербург – ежедневно с 23.00 до 5 утра;
9а. –“- (автобус + катер) - ежедневно с 23.00 до 5 утра (цена 600р.).
Также есть экскурсии в Новгород, Старую Ладогу, Крепость «Орешек», Крепости Северо-Запада,
Псков-Изборск-Печоры, храмы разных конфессий и Саблино, но они по конкретным датам. Цены я списала из буклетика другой турфирмы (www.paritetplus.com), но они примерно одинаковые. Набор экскурсий тоже может варьироваться. Посадка на одни была рядом с гостиницей «Октябрьская» (Пушкин и Павловск), а на другие у Гостиного двора (Кронштадт и ночная). Привозят обратно обычно тоже к Гостиному двору. Но, если вы проезжаете по своей местности, то вас высадят. Так я выскочила в 5 утра прямо на Площади Восстания, и через 5 минут уже была в номере.
Глава 1. Мы из Кронштадта.
Приготовьтесь. Вместо залпа Авроры сейчас прозвучит энциклопедический выстрел: «Кронштадт – город и порт в Ленинградской области. Расположен на острове Котлин в восточной части Финского залива, в 29км к З от Санкт-Петербурга. Основан как крепость. Главная база Балтфлота. Имел большое значение в подготовке кадров отечественного флота. Здесь проходили службу Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, С.О.Макаров, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен…. из матросской среды вышли …Л.Г.Железняков. В 41-45гг. базировавшиеся здесь силы Балтфлота участвовали в обороне
Таллинна, Ханко, Моозунда. Береговая артиллерия Кронштадта – важнейшая часть сил, участвовавших в героической обороне Ленинграда. Форты Кронштадта вели огонь по батареям противника на южном берегу Финского залива и зенитными орудиями по самолётам Люфтваффе».
Мы едем на остров Котлин в город (бывшую крепость) Кронштадт. Едем по дамбе, соединяющей остров с материком. Дамба – грандиозная. Очень длинная, насыпная, рукотворная высокая дорога. Рассекает Финский залив. Крутим головой, в одной стороне – стальная вода залива и виден по кромке берега Питер, в другой – сплошная вода, ничего не видно кроме горизонта. Впечатляет. Эта дамба, оказывается, ещё и спасает Питер от наводнений. Её относительно недавно стали прокладывать, строительные работы ещё не до конца доведены.
А раньше до Котлина либо пешочком топали по льду, либо доплывали на пароходике.
Кронштадт – заложил Пётр. I. Сейчас много источников, которые выдёргивают какие-то детали из жизни этого русского царя, и объявляют его и больным, и жестоким, и некрасивым и т.д. Но давайте не судить, а смотреть по делам.
Раньше этот остров (Ретусаари) принадлежал шведам.... А это означает, что шведы владеют архи-драгоценной землёй, преграждающей доступ к морю русским. Ещё отец Петра I – Алексей Михайлович Романов (Тишайший) - ходил кругами «с ратными людьми и судами» вокруг острова, а сын – действовал более конкретно – застолбил территорию, воспользовавшись удачным отсутствием шведского адмирала, курировавшего остров.
1703. Сначала здесь построили деревянный форт – Кроншлот или Королевский замок.
Что такое форт? Говоря несложно – это оконтуренный каменными стенами участок воды. Контур (если посмотреть сверху) имеет форму геометрической фигуры – круга, 5-6-7..10угольника, и не замкнут в одном месте – там, где проходят корабли внутрь. Получается, что внутри – спокойная гавань (стоянка) для кораблей, а стены несут оборонную функцию и жилую - во внутренних помещениях живут, хранят боеприпасы, провизию и с них же ведут огонь по противнику.
Как строили форты? На ряжевом основании. Древнейший способ. Все древнерусские укрепления так возведены. Ряжи – это мощный ящик из брёвен, заполненный камнями. Брёвна – сосна, на которой выступала смола и которая под водой, без доступа воздуха, приобретала прочность камня. В воду кидают ряжи до момента, когда они станут из неё выходить. Сверху кладут настил. Получается очень мощное основание. Одна опасность – осенние наводнения и весенние ледоходы. Так Кроншлот на Котлине стал первой русской деревянной крепостью, военным и торговым портом. Первые жители – строители и военный гарнизон (пехота под руководством Толбухина).
1712. Начало сооружения Кронштадских гаваней и заграничной торговли. Были построены гавани: Купеческая, Средняя, Каботажная. Открылись Кронштадский порт и таможня с пакгаузами (складами). Построили и открыли Морской канал.
1723. Торжественная закладка Петром I каменной крепости – Кронштадт.
Хочу сразу отметить, что, несмотря на всё вышесказанное, этот военный город-крепость НИКОГДА не был и не стал полноценным коммерческим портом. Да, корабли приходили, но здесь осуществлялась только погрузка-разгрузка. Торговый оборот порта был крайне незначителен, можно сказать – условен. Торговля здесь не прижилась.
Почему я это особенно подчёркиваю? Есть выражение «Чтобы духу здесь твоего не было» - так вот, мужественная энергия Кронштадта и торговый дух – это не совместимые понятия. Кронштадт – это военный порт, во-первых, во-вторых, и в-третьих и т.д.
Мы приехали сюда в проливной дождь. Говорят, что и Пётр I с Екатериной I прибыли сюда на «закладку камня» тоже в ливень. Нас высадили и почти сразу привели в прибрежный парк с пышными и мягкими деревьями, там, где в центре стоит бронзовый Пётр (скульптор Т.Н.Жако) и смотрит на Финский залив. Здесь находится гранитная смотровая площадка-пристань, украшенная мощными якорями, по которой можно подойти почти к самой воде увидеть линию стальных крейсеров. Здесь открывается вид на гавань. Когда перед моими глазами возникла эта картина, то у меня перехватило горло.
Кронштадт – это странное, это редкое место, где ты испытываешь гордость. Вы давно испытывали это чувство? Понятно, что все слово это знают - в словаре можно посмотреть на букву «гэ» или газеты почитать, тв послушать, там постоянно пишут/вещают «гордость, гордость, мы русские, гордость нации». Но скажите честно - когда вы переполнялись этим чувством сами? Когда вы почувствовали сами, что это слово живое? Когда вы лично окрасили это слово своими эмоциями? Ну как же сказать это правильно?
Гордость, оказывается – это птица внутри тебя. Она расправляет крылья где-то на уровне сердца и души. Именно гордость за страну, за отчизну, за русских людей.
Вот когда это не звяканье копейки в пустом бидоне, а когда это слово бьёт вас током, становится тяжелым и отчётливым, когда оно наполняется смыслом.
Понимаете о чем это я ?
Кронштадт – это город, это мир сильных людей. Духом сильным. Здесь особая каста людей.
В этом городе в Летнем саду поставлены два памятника: мичману, бросившемуся с борта судна «Олаф» спасать упавшего матроса и команде без вести пропавшего от урагана клипера «Опричник».
Здесь основная профессия у людей – моряки, морские офицеры, морские военные.
Место работы – море.
Люди уходят на работу – в море. Это не в новом модном костюме, благоухая новым модным парфюмом, прийти в офис и начать рабочий день с погружения в сайт «одноклассники». Утрирую, конечно, но тем не менее.
Здесь людей волнует не доходы, чистая прибыль и наличие платиновой кредитной карточки, а осадка суда, открытие навигации, как выйти за бар реки Невы. Здесь ветер дует другой – зюйд-вест, норд-ост. И состав воздух другой – точно здесь есть дополнительная молекула, пятый элемент. 100 грамм для храбрости – это определенно сказано про глоток воздуха в Кронштадте. Мужчинам нужно сюда почаще приезжать. Отцам с сыновьями. Маленьким мальчикам.
Мимо марширует отряд матросов. Девушки (в тургруппе) смотрят на них не отрываясь. Заметьте, что это уже странное явление для сегодняшнего времени – там ведь не банкиры, не папики, не члены миллиардерского списка Forbes, не рестораторы и не владельцы гастрономов маршируют, т.е. признанные объекты девичьего внимания, - а простые, можно сказать нищие матросы. Только почему-то от них глаз не оторвать.
Нас привезли в маленький порт. Высадились у краснокирпичного Арсенала с интересной оградой – его охраняют старинные турецкие пушки. Нас ждёт небольшой катер. Все загружаются и мы отплываем. Нас везут смотреть форты. На кораблике есть уютная, обшитая лакированными деревянными панелями закрытая каюта и сиденья на открытой палубе, где к тому же стоит подзорная труба. Очень удобно было навести на ней резкость и приближение, рассматривая форты, мимо, которых мы проплываем. Рубка капитана наверху, прямо над пассажирской каютой.
Форты есть Северные, есть Южные.
У фортов есть имена, к примеру – Павел I, Кроншлот, Пётр I, Александр I, Константин, Милютин, Тотлебен и др.
Мы видим форты с уровня наших глаз, как крепости, возвышающиеся из воды, а если подняться над заливом, то с высоты птичьего полёта, они представляют собой (я уже писала) как бы полые геометрические фигуры.
Первый на нашем пути – тот самый, знаменитый – форт «Кроншлот».
У него менялась форма – с 10угольника до 5угольника, менялось основание – с деревянных ряжей до гранита. Но это про него сказал ещё Петр I: «Содержать сию цитадель с Божиею помощью аще случится хотя до последнего человека». И эта маленькая цитадель себя достойно показала – в 1704 не дала прорваться шведскому десанту к Петербургу. Потом построили казематированную батарею. А когда наступила новая эпоха невысоких, хорошо замаскированных, сливающихся с гладью воды фортов, то в нём размещалась минная станция, военно-морские склады, а в советское время – Станция размагничивания судов, действующаю и поныне. Что это означает – не знаю. Сейчас же на крышах потемневших от времени и сырости казематов выросла густая шевелюра из кустарника. И даже до сих пор кое-где сохранились подлинные старинные элементы позапрошлого века. Пока. Потому что форт вроде как находится под охраной. Но долго ли умеючи местным гражданам понаотвинчивать, понаотпиливать, да што там – и по пушечке уволочь. Главное, дождаться, чтобы охрана расслабилась.
Форт «Павел I» (или Рисбанк). 1739.
Это был один из самых больших фортов крепости. Каменный. Казематированный. Строительная технология такая же, как и Кроншлота. Строительству форта придавалось особое значение. Император лично курировал строительство и даже периодически одаривал простых рабочих серебряным рублём (1844-1845). Размеры форта поражали. 380 орудий уничтожили бы любого непрошенного гостя с воды. В дальнейшем на форту размещался склад минного имущества, который впоследствии не оставил от него камня на камне. 30 тысяч мин в 1919 охраняло всего 10 матросов. Когда среди матросов вспыхнул мятеж – «антиреволюционный», закрытый до сих пор, документы лежат пока нерассекреченными в архивах – то «мятежниками», т.е. матросами с форта «Красная горка», на форту «Павел I» были взорваны мины, как сигнал Кронштадта к восстанию. То, что чудом уцелело, целенаправленно и трудолюбиво добили наши солдаты на учениях. Сейчас здесь просто небольшой остров с грудами битого кирпича и полуразрушенной башней.
Форт «Пётр I» (или Цитадель).
Самый близкий к Котлину. Его начали строить ещё при Петре в 1721. С залива его можно узнать по округлой казематной башне. Форт строили медленно, но как! Основание – старинное ряжевое, только усиленное. Со стороны моря до уровня артиллерийских амбразур – облицовка из гранитных блоков. Сами амбразуры – из рваного гранита. Швы у уровня воды заполнены мастикой – смола+известь+конопляное масло. Швы у стен чуть выше – тёртый кирпич+белила+голландская сажа. Прошло 200 лет, а кладка поражает своим «новым» видом. Складывается ощущение, что это не кирпичная кладка, а стены из пластика, настолько поверхность ровная и гладкая. Толщина стен – 2 метра. Сейчас форт – закрытый военный объект, и соединён с островом насыпной дамбой.
Форт «Александр I» (или Чумной). 1836.
Круглая тёмная башня, такой форт Баярд – далеко от Котлина торчит крепость посреди водной глади. Это не просто сравнение от фонаря. Действительно, его братья-близнецы это и известный французский форт, и английские на военно-морской базе Плимута, и американские на отмелях штата Южная Каролина. Только слово «круглая» (башня) несколько неточно – со стороны моря цоколь имеет сложную параболическую форму для отбоя волны, чтобы она не мочила вышестоящую стену форта. В 1897 оборонительный статус форта изменили. Здесь было решено расположить лабораторию по выработке противочумной вакцины. Сюда переселились врачи, выдающиеся личности – Д.К.Заболотный, В.И.Турчанинов-Вилькевич, М.Г.Тартаковский. Несколько человек, рискуя своей жизнью, спасали жизни миллионов, в этом полностью отгороженном от мира форте посреди залива. Вакцину пробовали на лошадях, которых поднимали наверх на специальных лифтах.
Что здесь сейчас? Хороший вопрос. Полная разруха и грабёж. Спилили потрясающие ажурные чугунные (!) лестницы, все металлические детали повыдирали и «разобрали на сувениры». Сейчас – там нет ничего! Зато кого-то осенило супер-мыслью – а не попроводить ли здесь дискотеки. А чё, клёво.
Я понимаю, многие сейчас скажут – а что здесь такого, повеселиться детям не дают.
Надо заметить, что веселиться здесь могут люди с атрофированными чувствами, хотя бы собственного достоинства. Кто же может запретить. Да, танцуйте, танцуйте, вот ещё можно в Лицее Пушкина потусить, или с таким же успехом в Исаакиевском соборе или, например, в часовне Ксении Петербуржской – тоже хорошие танцплощадки.
А чё, прикольна!
Мы плывём на кораблике, а по громкоговорителю нам рассказывают про историю фортов. Знаете, совершенно в ином свете прозвучали некоторые имена, которым прежде приклеивали нарицательный оттенок.
Нам рассказывают про Милютина. До самого форта «Милютин» мы недоплыли, а только видели издалека, а напишу про этого уважаемого человека, имя, которого носит форт. Дмитрий Милютин – военный министр Российской империи в кабинете императора Александра II. Он проработал в этом статусе 20 лет. Реформировал русскую армию, которая блестяще выиграла Русско-Турецкую войну, очень много сделал для кронштадских фортов. А на него повесили всех собак. Поэтому, встречая обычный учебниковый массовый ярлык, который к нему прикреплён: «просвещённый бюрократ, губитель армии» - не верьте. В Кронштадте моряки его до сих пор вспоминают с уважением и благодарностью. Также, как и брата императора - великого князя Константина Николаевича. Я предпочитаю верить морякам.
Очень приятно, когда понимаешь что здесь в Кронштадте, люди не только не забыли и помнят этих людей, а что особенно важно, а знают об их истинной роли, хотя бы в морской истории.
Пунктирно рассказали нам и о том Кронштадском Антикрасном восстании. Оно началось на форте «Красная горка» (название ему дала близлежащая деревня на обрывистом берегу из красного песка). Причина – тёмная (как раз к ней и прикреплён гриф «секретно»). Вроде, по слухам, связано с тем, что «революционное правительство» в голодные «революционные годы» решило «толкнуть» зерно, нагруженное в корабли заграницу. Восстали возмущённые матросы. Комендантом форта «Красная горка» Неклюдовым был поднят и возглавлен мятеж. Знаком к восстанию послужил мощнейший взрыв боеприпасов. Этот форт был заминирован ещё «революционерами-ленинцами» в 1918 – его намеревались взорвать, если приблизится «белогвардейская контра». Решение отменили, когда «телеграф и Зимний» были взяты, но мины по какой-то причине не убрали. И произошла странная история. В минный запас попала молния. Да-да, молния, причем загадочная такая молния. Умная молния попала в общий кабель, но подорвала почему-то избранные погреба с оружием. И именно в тот момент, когда комендант форта уехал. Так удачно «случайно уехавший» комендант возглавил потом восстание. Все выглядело бы героически, если бы при этом не погибло множество матросов, охранявших минные запасы. Да и сам предводитель потом растворился в бегах на Западе.
Когда мы причаливали, капитан предложил всем туристам получить почётную именную морскую грамоту (50р.). Мы поднялись к нему в рубку, отстояли очередь, и, не скрывая удовольствия, получили её из рук капитана. На ней написано: «Отныне представитель сего признаётся причастным племени морскому, да будут с ним приязнь и дружба сынов флота российского во всех морях-океанах, осенённых гордой славой Андреевского флага».
Странное дело – всё это происходило в таком весёлом стиле, вам вручали грамоту, капитан торжественно вместе с вами замирал на мгновение в торжественном рукопожатии, чтобы вам успели сделать фото. Он улыбался, но глаза у него при этом были серьёзные и внимательные. И, пожимая руку настоящему моряку на стареньком списанном военном катере, я почему-то совсем не чувствовала шутовства момента. Мне было искренне приятно. Это, кстати, видно на фотографии.
Дождь усиливался и нас снова загрузили в автобус. Надо заметить, что экскурсовод у нас была очень надменная дама с античным профилем. Когда мы ещё ехали в Кронштадт, она бомбила нас цифрами, которые усердно считывала с конспекта. Видимо, это была перекатанная энциклопедия, поскольку сухость и бесстрастность изложения была усыпляющей. Обычно экскурсоводы стараются преподносить историю в собственной живой речи – интересного экскурсовода интересно и слушать. А монотонная бубнёжка влетала в одно ухо и вылетала в другое, ни на секунду не задерживаясь.
Так вот эта дама спросила нас: «Будем ли мы останавливаться у Морского собора?». Вопрос был, конечно, убойной силы. Это, как если бы, вас привезли к Эрмитажу и уточнили, ну что, так посмотрите, или внутрь заходить будете? Дама совершенно забыла, что держала нас своими бесконечными монологами в разных местах города, которым обратно пропорциональна возникшая «нехватка» времени. Поэтому я загудела как стадион футбольных болельщиков. С недовольным видом она дала нам 10 минут на осмотр. Что это означает? То, что у нас даже не было времени просто обойти собор кругом. А о том, чтобы зайти внутрь, не могло быть и речи.
А какой это Собор!
Архитектор – обычный инженер из Морского ведомства – В.А.Косяков. Было два конкурса на лучший проект, и его решение единодушно признали лучшим. Специально для этого он ездил в
Стамбул бывший Константинополь и осмотрел мечеть Айя-София бывший храм Святой Софии, сделал там обмеры и зарисовки. Местом для строительства выбрали Якорную площадь. Это самый центр города, здесь удобно проводить парады войск, рядом гавани, здания Морского ведомства и флотские экипажи Павловской улицы; здесь можно разбить сквер. Место для будущего собора освятил отец Иоанн Кронштадский. Деньги собрали по подписке. Николай II пожертвовал ляпис-лазурь, имевшуюся на императорской Петергофской гранильной фабрике. Приехав за подарками, Косяков обнаружил остатки зеленовато-волнистой яшмы, камни орлеца, кристаллы топаза, которые ему разрешили использовать. Плюс добавили пушечной бронзы, красной меди и зеленой меди для крыш.
Морской собор служил флоту. Сюда приходили молиться моряки перед уходом кораблей в район боевых действий, здесь родные и близкие заказывали молебны во их здравие. Поэтому было решено, что новый грандиозный Морской собор будет вместе с тем и памятником морякам, и на внутренних стенах его можно будет прочитать имена всех героев, покрывших себя славою и принесших пользу родине.
Решили, что:
1) На памятных досках в соборе должны быть написаны имена всех офицерских чинов Морского ведомства (флотских корпусов, по адмиралтейству, гражданских и медицинских чинов, священнослужителей и гардемарин) погибших, не только в боях, но и при исполнении служебного долга;
2) Нижние чины, погибшие при исполнении служебного долга, должны быть написаны общим числом, за исключением совершивших исторические подвиги, показываемых поименно;
3) Вероисповедания безразличны, как христианские, так и не христианские.
В список вошло около 1000 фамилий.
Время строительства – 1901-1910.
Построили. Собор «блистал великолепием». Внутри – искусственный мрамор, мозаики, бронзовые украшения, лучший натуральный камень, ковры, вышитые вручную женами моряков, флаги флотских экипажей.
В 1929 – собор закрыли. В 1932 – открыли клуб, кинотеатр и склады. В начале 60х упразднили Кронштадскую крепость, гарнизон сократили. Этот собор до сих пор на реставрации.
Но я хочу сказать даже не об этом. Морской собор стоит посмотреть даже ради того, чтобы просто постоять рядом и не заходить внутрь. Поверьте. Этот собор даёт вам нечто гораздо больше, чем просто архитектурная красота. Кронштадский Морской собор – это стержень, сердце, душа, честь и слава города. Здесь можно посмотреть и почитать:
http://www.cronshtadt.ru/history/sb_max.htm. Этот собор ещё называют Царьгородом на Балтике, подчеркивая его византийское «происхождение».
Кстати, интересно, что есть ещё две работы талантливого инженера Косякова - храм во имя Милующей Божьей Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург) и Морской собор в Порту императора Александра III (Либава). И ещё, люди говорят, что подобных Морскому собору в России нет, но существуют подобные ему: два собора в Тихоновой пустыни под Калугой, и в
Болгарии - собор Александра Невского в Софии и собор в Рильском монастыре.
Перед собором на гранитной Якорной площади, которая ещё помнит как революционные призывы, так и тяжёлый чеканный шаг восставших матросов, стоит памятник вице-адмиралу Степану Макарову.
Знаете, я была недавно в Детском мире, и с ужасом наблюдала героев сегодняшних детей – это роботы, бэтмены, монстры и прочие. А что стоит родителям взять и прочитать ребёнку про, например, этого замечательного человека, все подвиги, которого даже невозможно перечислить. Морской вундеркинд, наверное, и родился в тельняшке.
16 лет. Закончил очень рано и отличием Морское училище. Сразу после него совершил плавание на корвете «Аскольд», входившем в состав эскадры контр-адмирала Керна, из японского порта Нагасаки через Кронштадт вокруг мыса Доброй Надежды. 18 лет. Опубликовал в журнале «Морской сборник»" свою первую научную работу по штурманской специальности. 19 лет. В дневнике