Можайск - Загадки тамплиеров. Ч.1

Н Страна:Россия
Город: Подмосковье
Время отдыха: Дата вылета май 2008

Дата20.05.09 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели5303

Можайск…. Кто бы мог подумать, что имя этого старинного города до поездки вызывало у нас в памяти только молочную бутылку с когда-то невероятно вкусным, а сейчас никаким, можайским молоком. И ничего больше, вот, что странно. Хорошо, мы, русские, знаем, помним, изучаем историю своей родины. В наших продвинутых донельзя тв и прочих информационных носителях такие древние русские городки, мягко говоря, особо не показывают и про них не пишут. Поэтому изучение русской истории по этикеткам от молока, обёрткам от масла и печатным пряникам – это уже нормально, и на этом спасибо, что не дают забыть.
Можайск – это вообще-то не только старый русский город ~ 1231 года, то есть имеющий на сегодняшний момент 777-летнию Историю! Этот город раньше называли «Славным Можайском» и «Священным городом русских». Хороших и красивых городов было много, а так - ни один не назывался. Это был город – крепость, сторож, пограничник. Сначала был Черниговским уделом (13 век), потом Смоленским, потом присоединён к Московскому княжеству, но сумел отделиться и стать удельным Можайским княжеством, побывал и в опричнине. Сколько раз горел - деревянную Можайскую крепость захватывали и сжигали татары Дюденя/1293, Тохтамыш/1382, Егидей/1408, а также поляки и литва/1613.
Старый герб Можайска выглядел так: «В серебряном щите червленая зубчатая каменная стена, с шестью круглыми таковыми же башнями, с серебряными швами и открытыми воротами. В вольной части - герб Московский. Щит украшен серебряною башенною короною о трех зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентою».
Стена с воротами – это символы военной доблести города-крепости. Сейчас из описания старинного герба наши административные современники повыкидывали всё лишнее, ни к чему нам щиты и александровские ленты. Описание герба в настоящий момент выглядит так: «В серебряном поле на зелёной оконечности четыре башни, соединённые зубчатой стеной со сквозной аркой посередине; из-за стены по краям выходят две башни; стена и башни червлёные, мурованные золотом».
Раньше (нач.17в.) в этом городе было 18 монастырей (десять правильным кольцом окружали Можайский Кремль-крепость) и 75 церквей. Сейчас – 1 монастырь и несколько (2-3) церквей.
В 12 км – Бородино. Село и поле, вернее, поля, украшенные сейчас вольными раскидистыми берёзами, обелисками с орлами (на них перечислены даже раненые!) и бескрайним небом с шелковыми облаками.
В ~30 км Верея – Протва-река (приток Оки), сосны, живописная местность, на макушке высоченного холма – высоченная церковь Рождества Христова, рядом на утёсоподобном камне на самом краю склона – памятник герою войны 1812 года – генерал-лейтенанту Илье Дорохову, лихому гусару, освободившему Верею от французов.
Ну, а в самом Можайске мы увидели и потряслись двумя знакомствами: с Ново-Никольским храмом, окутанным масоно-тамплиерской мистикой и таким знакомым уже (по Вологодской области) простым и цельным, совершенно русским Лужецким Ферапонтовым монастырём на берегу Москва-реки. И ещё многим другим. Обо всё по порядку.
Сайт города: www.mozhaysk.ru

Путеводитель
и идея поездки.
Идея поехать как всегда у нас – непредсказуема как яблоко Ньютона, бац и осенило: «А не поехать ли нам? ! …». Правда у нас временное ограничение: только один день, что означает предельно жёсткий радиус удаления от Москвы – не более 120км. Ну и что! Я помчалась к своим любовно собираемым путеводительским запасам. Пошуршала. «Ага, вот он: путеводитель «Подмосковье. Маршруты выходного дня». Автор: Л.Егорова. Признаюсь сразу: куплен однажды по ходу моего стремительного движения куда-то на книжном развальчике, где всё продавалось за 50руб. Пробегала мимо и случайно зацепила глазами. Подумала, что пригодится. Хотя сразу отмечу, что путеводитель очень сумбурный, подача информации какая-то отрывочная, будто автор мечется из стороны в сторону. Вообще такие путеводители полезны только в одном плане – общего ознакомления с местом путешествия. Потому что, к сожалению, мало людей, которые с искренним интересом пишут талантливые краеведческие книги и путеводители. Основная масса использует, а точнее клонирует общую инфу густо растиражированную в интернете.
Во всех церковных лавках (а где ещё?) я высматривала краеведческую литературу по Можайску. Удачно. Так я купила книжки «Город Можайск. Храмы Можайского уезда» (О.Пэнэжко) и «Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь». А в сувенирных палатках в Бородино - карту Можайского района (лучше поздно, чем никогда :)) и главное – книгу местного краеведа, любителя-историка и бывшего геодезиста Владимира Куковенко. Без неё – не было бы главы о Ново-Никольском храме, вернее её наполнение было бы более стандартно-шаблонным.
Насчёт карты, нужна ли она и стоит ли её покупать? В принципе можно обойтись, поскольку город Можайск не очень большой, и можно использовать как свои наблюдательные способности (покрутить головой по сторонам и заметить маковки церквей), так и коммуникативные (пообщаться с можайцами на предмет «как дойти, где находится»). Но, тем не менее, хорошая карта лишней никогда не бывает и всегда пригодится, поэтому ищите киоски «Союзпечати», в которых они продаются.

Вот наш маршрут:
Можайск.
Ново-Никольский собор. Можайская крепость. Городище.
Иоакимо-Анненская церковь.
Лужецкий Ферапонтов монастырь (мужской). Москва-река.
Два источника (рядом с монастырем и в деревне Исавицы).

Бородино.
Бородинское поле. Река Колочь. Обелиски. Музей.
Спасо-Бородинский монастырь (женский).

Верея.
Торговая площадь и Торговые ряды.
Церковь Рождества Христова.
Памятник герою войны 1812 года гусару Илье Дорохову.
Панорама Вереи и мост через Протву-реку.

Немного истории.
Краткое представление Можайска.
Можайск. Московская область. Минское шоссе (трасса М1). Можно по Можайскому шоссе (А 107). 110км от Москвы. Население ~30 тыс. человек. Можайское водохранилище в 4х км от города.
По указателю «Можайск» сразу за памятником-самолётом на Минском шоссе (М1) мы повернули направо. Судя по карте, мы должны были въехать сразу в город – он в центре, направо – Дорохово, налево – Бородино. На самом деле уперлись в обычный ничем не примечательный Т-образный перекрёсток. Ни Можайска, ни указателя на него нету. Поехали налево в направлении Бородино. Крутили карту и волновались по дороге – а где же сам Можайск? Переехали железную дорогу. И вдруг наконец-то показалась стелла с названием города.
На самом деле, как потом выяснилось, мы поторопились свернуть с М1, хотя, с другой стороны, как не повернуть, если перед глазами указатель? Кто же знал, что он не основной? Поэтому даём совет – если вы в первый раз на Можайском шоссе и едете в Можайск – смело проезжайте мимо памятника-самолёта и указателя. Поворот в город будет несколько дальше, километров через 10-15, зато вы сразу въедете в центр.
Окраины Можайска – это панели, пятиэтажки, палатки-магазинчики и прочее. Причем идёт повсеместная эксплуатация местных знаменитых имён: везде бросаются в глаза магазины, торговые дома и прочие точки с громкими названиями «Бородино», «Барклай», «Багратион», «Кутузов». Наполеона с Мюратом пока в торговых вывесках не наблюдается :). Центр Можайска немного невнятен. Мы просто едем вперёд и среди разномастного панельно-кирпичного, жилого и торгового новостороя с редкими вкраплениями остатков старинных домов с полувросшими в землю окнами первых этажей, ищем глазами Можайский Кремль, по крайней мере, так было написано в путеводителе.
Проехали высокий памятник Солдату весь в тюльпанах, промчались мимо большой сени-беседки со статуей Николы Можайского, который держит в руках поднятый меч и город, но ничего старинного на горизонте не промелькнуло. Наконец в одном из переулков мы заметили шпиль какой-то церкви, пришлось сделать круг и снова сюда вернуться, поскольку мы проскочили мимо этого места на скорости. Я в предвкушении. По всем приметам это Ново-Никольский собор.

Ново-Никольский собор.
(ул. Бородинская, 9)
Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную. Оказывается, Новоникольский собор находится на территории старой Можайской крепости или Кремля, от которой сейчас остались лишь фрагменты стен да ворота.
Мы проходим через кирпичную арку ворот и глаза охватывают буйство весенних разноцветных цветов, сам красно-белый вычурно-архитектурный храм, окрестности, открывающиеся взору – это вершина холма, и ни о чём пока не догадываемся. Хотя, сейчас специально вспоминаю-перелистываю первые ощущения – при взгляде на собор отмечаю удивление, причем такое несколько вопросительное, неожиданное и осторожное. Этот храм совсем не похож на русский. Похож либо на костел, либо, скорее всего вообще на причудливый замок. Звезды Давида высоко на фронтоне. Стоит на самом-пресамом краю холма-обрыва. Я пытаюсь вспомнить имя архитектора, но почему-то оно никак не вспоминается.
Поднимаемся внутрь наверх по целому ряду высоких ступенек: один подъём, ещё один подъём. В соборе – достаточно просто, в основном превалирует серый цвет штукатурки, росписей – ~5%, чуть-чуть сохранились фрагменты на колоннах и стене. Колонн, кстати, две – большие и объёмные. Справа, впереди мы видим знаменитую деревянную резную фигуру Николы Можайского и небольшой ларец с его мощами. Надо же какой грозный оказывается в Можайске Николай Чудотворец, мы знаем его как Николая Мирликийского, Николу Мокрого, Николу Рубленый Город, Николу Мореплавателя, доброго Санта-Клауса, в конце концов, а здесь у него в руках поднятый кверху меч и какой-то город или крепость. По себя ещё удивляюсь – вообще-то резные фигуры святых не совсем одобряются церковью, и в основном они характерны для Русского Севера, где в основном и сохранились. Или для католических конфессий.
На Руси резные деревянные фигуры православных святых - это отголоски очень давних славянских ведических традиций, своих древних богов наши древние предки обычно вырезали из дерева. Эти ассоциации с древними славянскими традициями – и есть причина того, что сейчас они не приветствуются, мягко говоря. А здесь, в Можайске резная фигура – это очень почитаемый образ. Ещё не покидает ощущение, что те деревянные резные фигурки русских святых, которые я видела на выставке в Кремле и мы видели в Вологде, и в других местах – совсем другие. Не знаю, как сказать правильно, я всё-таки не искусствовед. Те фигуры – русские, с легко узнаваемой славянской внешностью, здесь – прости меня Господи, очень похожа на те, которые мы видели в Италии, например, т.е. в католических соборах. Вспоминаю ещё то, что у меня возникло желание сфотографировать фигуру. Обычно я этого никогда не делаю в православных храмах. А здесь – захотелось. Зачем? Чтобы рассмотреть потом поподробнее. Зачем? Не знаю.
Ещё немного об образе Николы Можайского.
Это – не скульптура, т.е. на полу образ стоять не может. Это – расплющенное (до 25см) изображение святого, изготовленное из толстой дубовой доски. Раньше этот образ был прикреплён на брёвнах над въездными воротами в крепость. От осадков сверху его прикрывал навес-киот.
Истоки, т.е. автор и дата – неизвестны. По времени это может быть сер.13 века/1250, когда Можайск крестился. Поскольку святой держит в руке храм, его можно трактовать как символ новой веры – так предположили историки.
Но, также дату можно обозначить и нач.15 века/1409, когда Можайская крепость многократно захватываемая и сжигаемая татаро-монголами была капитально восстановлена князем Андреем Можайским (сыном Дмитрия Донского), а на месте старой деревянной была возведена новая каменная церковь. И тогда святой Никола, возможно, показывает народу восстановленный новый храм.
Как бы то ни было, Святой Меченосец Никола Можайский – защитник города и Кремля-крепости. После того как образ был установлен над крепостными воротами - 200 лет после этого Можайск ни разу не был захвачен более чем активным различным неприятелем. Только в Смутное время, нач.17 века/1613, отогнанные от Москвы и сильно обиженные этим обстоятельством поляки увезли образ к себе в Польшу. Вернули через шесть лет. Оригинальная чудотворная фигура-образ Николы Можайского - это копия. Оригинал – под тремя замками в Третьяковке. Перед ней молятся о выздоровлении. Хотя фигура, которую мы сейчас рассматриваем,.

Теперь самое интересное. Кто же автор собора? Когда построен? Ответ – неизвестно, неизвестно. Как же так? А где же чертежи, документы по собору, архивы, в конце концов? Архивы есть, а бумаг нет. Ни одной. Как корова языком. Ну, тогда может быть исчезли в горниле войн и революций? Да нет, какое горнило, если приблизительное всё-таки время строительства всего-то ~200лет назад - кон.18 - нач.19 веков/1779-1814, что-то должно было сохраниться. Но ответ такой: «Церковь построена в каком году неизвестно, тщанием чьим тоже неизвестно».
Следующий вопрос. На чьи деньги производилось строительство? Кто финансировал грандиозное снесение башен и стен старой крепости, срытие валов, укрепление откосов холма мощнейшими подпорными стенами? Ответа нет. Тоже загадка.
И никто бы не обратил внимания, кроме въедливого бывшего геодезиста, местного энтузиаста Куковенко. Пришёл, облазил всё, принёс инструменты и начал обмеры. Первый результат – в архитектурном плане храма нет ни одной симметричной линии, хотя такого не то чтобы быть не может, а категорически не должно быть! Стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм). … Проанализировал. …
Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. Кто строитель – тот поймёт сразу, что такое и зачем вообще нужны (вернее абсолютно не нужны) сложные дроби при строительстве зданий. Они создают массу неудобств, а тут используются специально. Зачем?
В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … - любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам. Это касается не только размеров храма, но и целой системы разных построек вокруг него (часовен, ворот, искусственно насыпанных холмов).
Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
Что-то всё это смутно напоминает…
Масоны? Да.
Не стоит возмущенно закатывать глаза: «Какие-такие ещё тут в Можайске масоны». Да такие, обычные масоны. Толстого «Войну и мир» читали, ну, вспоминайте, куда там вступал Пьер Безухов? – перечитайте. Доллар давно в руках держали? – приглядитесь. В Ярославле были (я про него уже писала) ? – съездите.
Не буду вдаваться в подробности, тем более что я профан, знаю только поверхность. Мне, к примеру, импонирует одна масонская идея: «работа имеет смысл только тогда, когда она превращается в творческий духовный процесс», но это снова же поверхность, а что там дальше?
Немного истории.
Предположительно первые масоны – рыцари-храмовники из Ордена Тамплиеров. Первые магистры и они же основатели ордена графы Гуго де Пейн и Робер де Краон. Последний магистр – Жак де Моле, который после 7ми летнего заточения и пыток в возрасте 70 лет был сожжён на костре (1314 год). И не отрёкся от своих убеждений. Сгорая, он призвал в этот же год встретиться на небе своих врагов – короля Филиппа Красивого, папу Климента V и судью Гийома Ногаре. И это действительно произошло в этот же год. В братство принимаются только мужчины. Исключение составляла только Жанна Д’Арк. Тамплиеры имели как «светлый», так и «тёмный» орден. Но, и «светлые тамплиеры», поклонялись таким силам, которые христианская церковь отнюдь не приветствует. Круговая порука. Тайные обряды. Мощнейшие символика и традиции. Сакральная фетишизация цифр или система тайных цифровых намёков или масонская числовая мистика. Любое действие вольных каменщиков – обязательно сопровождается сложной обрядностью. ().
17-18 век – пик увлечения русского дворянства масонством, масонскими тайнами и обрядами. За ещё примерами далеко ходить не надо – Москва, усадьба Царицыно; почти любой дворец, принадлежавший Голицыным; почти всё, что построили архитекторы В.Баженов и М.Казаков и тд. и тп., и многое-многое другое.
Возведению собора предшествовали сложные астрономические и геодезические работы. Новоникольский собор – это «сплав математики, архитектуры и мистики». При строительстве этого собора неизвестный архитектор храма «проявил неистощимую изобретательность», задействовав все важные и нужные сакральные числа (а они в основном связаны с датами жизни Великого магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле) и символы (связаны с масонскими мировоззрениями: наличие и определённое количество ступеней, сохранённые и замурованные арки-ворота старого собора, знаки). Также не секрет, что под собором была целая система подземных ходов (сейчас залиты бетоном). По ночам активно проходили службы на латинском языке. И напрашивается вывод, что Новоникольский собор в Можайске есть ни что иное, как можайский памятник Жаку де Моле, приуроченный к 500-летию его кончины.
Искусствоведы до сих пор спорят о происхождении фигуры с мечом в правой руке и «градом» в левой. И не боятся высказывать предположения, что это может быть фигура как католического епископа, так возможно и крестоносца. Поскольку не заметить меч (рыцарский атрибут) и 8-угольный храм (тамплиерский атрибут, храм Господень) в руках святого Николая невозможно.
В этом соборе никогда не молились русские императоры – Александр I и его брат Николай I (официально запретившие масонство в России), когда они останавливались в Можайске. Икона Николая Можайского единственная из всех чудотворных икон не была вынесена к русским войскам накануне Бородинского сражения (а Можайск всего в 12км от Бородино!). Русская интеллигенция, которая охотно посещала святые места и чудотворные иконы, избегала Можайск и эту церковь. Лев Толстой перед написанием батальных сцен Бородинской битвы посетил Можайск, ночевал здесь, но в этот храм не зашёл, хотя ездил к другим иконам и не раз.
И важное – судя по количеству тех самых трех цифр, которые сплошь и рядом «зашиты» в размеры храма, строил его отнюдь не «светлый тамплиер-масон»-архитектор.
Что же говорят православные батюшки на все эти «домыслы»? – «Уймитесь, - говорят – люди. – Да, действительно, храм был построен в пиковое время увлечения русским дворянством масонскими идеями. Да, действительно, в храме присутствует символика, которая может быть истолкована как масонская. Но, эти символы сами по себе настолько древние, что используются разными концессиями и толкуются ими по разному. А самое главное - сама молитва, совершение божественных таинств, освящают место, или другими словами - нейтрализует вредное воздействие».

Церковь Иоакима и Анны.
(ул. Крупской, 6)
Мы увидели её маковку, торчащую из гражданской застройки, относительно неподалеку от Новоникольского собора и поехали навскидку в примерном направлении. Церковь Иоакима и Анны, носящая имена библейских родителей Богородицы, празднично красно-белого цвета, зажата на тесном квадратике земли между двумя деревенскими улицами. Облака цветущих деревьев, которые росли на соседних участках за церковной оградой, поделили свою красоту поровну между соседями – свесили свои кудрявые головки в белых праздничных бантиках-цветках и на церковную территорию.
Вообще это место имеет свою интересную и старинную историю.
В кон.16в. здесь стоял Иоакиманский/Якиманский монастырь, упразднённый Петровскими реформами в 18в.
Храм св. Иоакима и Анны относительно новый - датируется кон.19в. Но сзади к нему почти «плечом к плечу» совсем близко и тесно примыкает другая церковь - древняя, 14в. Когда-то она была белокаменной, но сейчас восстанавливается и реставрируется, остатки белого камня уже заменили на красный кирпич. Но всё-таки небольшой светлый фрагмент древней кладки в одном месте выглядывает из-под современного кирпича.
В Иокиманской церкви нас удивили закопченные своды, причем с достаточно хорошо сохранившимися росписями. Муж первый обратил внимание на этот момент и выдвинул три шерлокхолмовские версии:
- что храм, скорее всего, раньше не использовался под склад или гараж (как обычно) - поэтому росписи и сохранились;
- фрески немного растрескались потому – что храм долгое время был холодным, т.е. не отапливался;
- а следы копоти от свечей на потолке - видимо, храм оставался действующим несмотря ни на что.
Мы угадали - действительно, в советское время «новая» Иоакиманская церковь была одной из немногих действующей в Можайске, которую не закрыли. А в «старой» - какое-то время сначала располагался архив, а потом в 50е годы она стояла пустой, с выбитыми окнами.
В самой церкви очень красивая, старинная, ярко-разноцветнаяй напольная плитка. Не знаю, каким образом она сохранилась до сегодняшних дней в такой отличной форме, цвете и сохранности, но о её подлинности говорят даты (нач.19в.) и название мастерской на рядах плиток у порожка.

Продолжение следует.

(с) www.pamsik.ru – здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.
При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в России

Лечебно-оздоровительные курорты России
Айда.ру  Айда.ру   Россия , Геленджик   Дата вылета  ноябрь 2023
Здоровье - это бесценный дар, который нельзя купить за деньги. Однако, мы имеем возможность заботиться о нем и улучшать состояние организма. В этом нам помогают лечебные курорты, где сочетается благотворное воздействие природы, чистого воздуха, минер...
Читать далее

Дата 29.11.23 Хороший отзыв6 Ответов1 Просмотрели2381

Детокс клиника
Юлия  Юлия   Россия   Дата вылета  декабрь 2023
Мне "Красное озеро" посоветовал врач. Сказал, что там правильно подбирают лечебные программы, а не просто выписывают примочки всем поголовно одинаковые. Собрались с мужем и поехали. Результат превзошел наши ожидания: врачи высшей категории, индивидуа...
Читать далее

Дата 27.12.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1762

Отзывы туристов