Можайский Лужецкий Рождественский Ферапонтов мужской монастырь. Или Монастырь на Лугу.
Можайский – на окраине города, улица Герасимова. Перед мостом через
Москва-реку повернуть налево.
Лужецкий – Луговой, на Лугу. Когда мы к нему подъезжали, то уже издалека оценили открыточный вид – зелёное поле-луг с веснушками одуванчиков, и вдалеке-вдалеке на фоне прозрачно-голубого неба с нежными облаками – солнечно горят золотые маковки. Монастырь, действительно, находится в дивно приятном, просторном и вольном месте - на косогоре, на высокой и ровной его макушке-лужайке, внизу – виток узкой, блестящей на солнце Москвы-реки и деревеньки. Место это древнее, его ещё называют – Брыкина гора.
Стиль монастыря – лаконичность. Спокойная изысканность, русская простота. Всё белое – стены, угловые башенки, Надвратная Преображенская церковь, Введенская церковь с трапезной (впереди, прямо), братский корпус (слева), шатровая «свечка»-колокольня и Рождественский собор (справа). Нач.15 в.
Рождественский – потому что главным зданием монастыря является 5главый Рождественский собор, ~ сер.16в. К нему ведёт высокий, широкий и торжественный пролёт ступенек. Внутри росписей почти нет, они не сохранились, только крошечные кусочки - над оконными проёмами. В церкви есть очень интересная икона «Достойно есть» (слева от входа). А главное – здесь находится деревянная резная рака с мощами преподобного Ферапонта (слева от входа, у алтаря).
Ферапонтов – монастырь был основан преподобным Ферапонтом (о нём я уже писала в рассказе «Звёзды Русского Севера. Кириллов и Ферпонтово»). Из своего созданного под Вологдой Белозёрского Рождественского монастыря сюда под Можайск старец был отозван молодым Можайским князем Андреем (сыном Московского князя Дмитрия Донского). И Белоозеро и Можайск были его наследными княжескими вотчинами.
«Воля Господня да будет» - всего-то и сказал 70й (!) почтенный монах и пустился в дальнюю дорогу. И не только благополучно приехал, а тут же занялся постройкой нового монастыря. Нашёл энергетически сильное место – на вольном лугу, на высоком холме, рядом с Москвой-рекой и начал строительство монастыря – во имя Рождества Богородицы.
Есть интересная особенность в
России – из всех русских рождественских монастырей, только несколько Христорождественских, все остальные – посвящены Богородице. Трудно объяснить, что это значит. Скорее всего – России ближе всего душевность образа Марии, на Руси всегда больше интересовались рождением Божественной природы, которую почитали в лице Богородицы.
Про себя сравниваем Ферапонтов Лужецкий монастырь на Москва-реке с Ферапонтовым Белозерским на Бородавском озере - моим любимым монастырем. И похоже, и не похоже. Дух здесь немного другой. В том – больше спокойствия, природной тишины и мирской отрешённости. Здесь тоже тихо, спокойно и отрешённо, но всё-таки не настолько как там, у озера….
История монастыря соприкасается с разными весомыми русскими царственными деятелями и грандиозными историческими событиями.
Сер.16в. Грозное время. В Лужецком монастыре первым архимандритом после Ферапонта был инок Макарий – будущий митрополит Московский и Всея Руси. Он занял этот пост во время боярских усобиц на Руси при ещё малолетнем Иване, будущем Грозном. И мысль о венчании 16-го мальчика Иоанна на трон принадлежит Макарию, а также начало блестящего периода его правления. Он же был основателем знаменитого собора Покрова на Рву на Васильевском спуске (храма Василия Блаженного).
Сер.17в. Смутное время. В Можайске останавливается Тушинский Вор (Самозванец 2й) со своей Польской Невестой (Мариной Мнишек) и польской армией. Поляки ободрали русский монастырь как липку. Уволокли всё, что блестело, а именно ценные оклады, церковную утварь и красивые, шитые золотом облачения.
Нач.18в. Петровские реформы. По царскому повелению на военные надобности из Лужецкого монастыря было сдано «пятьдесят пудов» колокольной меди. А в дальнейшем по екатерининскому указу секуляризации церковных земель он был отнесён ко второму классу.
Нач.19в. Отечественная война 1812. Здесь в монастыре квартировался штаб корпуса генерала Жюно и ~4 тыс.солдат. Французы забивали гвозди в образа русских святых, в монастырской ограде проломили двести двадцать отверстий для пушек, сожгли Рождественский собор….
Нач.20в. Красный Октябрь. В части монастырских помещений обосновалась караульная рота красноармейцев, которые помимо жалоб на колокольный звон, перетащили церковную утварь как «идеологически вредную» в местный краеведческий музей. Потом здесь была столовая, потом клуб, колония для беспризорников, фурнитурная фабрика, склад, гаражи. К 60м годам от монастыря остались одни развалины, строительный мусор и заросли репейника.
1994г. Монастырь передан Русской Православной Церкви. Началось воскрешение.
1999г. Состоялось обретение мощей преподобного Ферапонта. Удивительное. Монастырь был ведь ещё к этому времени в состоянии почти руин, территория поросла сорной травой, а в одном месте вдруг радостно зацвел душистый розовый и белый клевер, никем не сеянный, а главное потеснивший агрессивные заросли сорняков. Как раз на это место указывали монахи, как на предположительное захоронение великого старца. Начались работы. Во время раскопок происходили события, которые воспринимались как знаки – вдруг налетел сильный ветер и людям, вскрывавшим грунт, запорошило глаза песком, потом пошёл дождь с необыкновенно крупными каплями, и как только закончили петь акафист преподобному Ферапонту, закончились и дождь, и вихрь, и святой старец через столько лет явился людям – его мощи были обретены. Сейчас это место отмечено памятным крестом.
«Воля Господня да будет».
Мы вышли из монастырских ворот и остановились полюбоваться золотым ангелом с золотой трубой на конусе одной из угловых башенок.
План монастыря:
http://www.nataturka.ru/monast/lug_mon.html
Два источника преподобного Ферапонта.
К первому источнику от стен монастыря (в районе автопарковки) сбегает тропка. Люди писали, что вода в нём содержит серебро, но это – не так. Судя по ржавому налёту на камнях, которыми выложена чаша под струей и по привкусу, в этой воде много железа. Обратно мы решили не культурно вернуться по дорожке к парковке, а по дикому влезть по склону холма прямо к нашей машине наверху. В процессе скалолазания муж оживлённо рассказывал про то, что в земле нет воздуха и железо остаётся железом, но как только железная вода попадает на воздух, где есть кислород, то начинает окисляться. Ferrum при взаимодействии с кислородом образует оксид железа Fe2O3. Это и есть ржавчина, поэтому камни под источником ржавого цвета. А если бы вода была бы серебряной, то в результате окисления Argentum-а с кислородом камни были бы чёрными. Я недоумённо оглядывалась назад, и думала, с кем это он разговаривает?? :)
На второй источник у стен монастыря есть указатель «Святой источник преподобного Ферапонта Чудотворца Можайского. Деревня Исавицы. 0,2км». Расстояние указано неправильно и это вводит людей его ищущих в заблуждение. Все проходят/проезжают по дороге в деревню искомые 200м, растерянно озираются и возвращаются обратно. А надо ехать по этой дороге почти прямо (потом чуть с левым уклоном) ~800м-1км. Там посреди деревни расположен целый красиво оформленный комплекс – бревенчатая часовня, бревенчатый домик с церковной лавкой, бревенчатый домик с двумя купальнями М и Ж – в каждой из которых находятся по два, выложенных голубой плиткой чистеньких маленьких бассейна с металлическими поручнями и сходами, а также сам источник, красиво облицованный булыжниками, памятные кресты и камни.
Перед тем как окунуться в воду читают следующую молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во искупление грехов моих, в просвещении ума моего, в укреплении душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих, по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Очень приятное место. Вода вкусная. Пожалели, что не взяли с собой канистры.
Продолжение следует.
(с)
http://www.pamsik.ru – здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.
При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.