Сей «мегатруд» адресован тем, кто хочет сэкономить несколько сотен (или, даже, тысяч), кровных «гринов», добираясь «от русских березок» до «острова богов и демонов» -
Бали, и решивших, «до кучи», посетить славный город с загадочным названием
Куала-Лумпур.
Всем читателям выражаю свой «респект» (не каждый способен выдержать такое «испытание словом» :) ) и прошу прощения за, м.б., излишне подробное описание поездки, но те, кто отважатся дочитать до конца, надеюсь, облегчат себе задачу подготовки к задуманному путешествию, ибо я постарался описать некоторые нюансы жизни на «чужих берегах», а также, подмеченные лично, способы «развода» туристов.
Также, турист, рассчитывающий на «полусамостоятельную» поездку, должен владеть хорошим «школьным» английским (а этого вполне достаточно, чтобы объясняться в КЛ или на Бали) и иметь навыки покупки товаров (в данном случае,
авиабилетов) через интернет - ибо пошагово рассказывать, что и как делается, не хватит терпения ни моего, ни читателей, ни ресурсов сервера :) .
В бОльшей части, отзыв рассчитан на таких же, как и мы, «ленивых полуматрасников», сочетающим сонное времяпрепровождение «в теньку» на пляже с периодическими «мужественными» вылазками в «дикий заотельный мир» и решившими, наконец-то, отказаться от услуг отельных гидов, продающих информацию о стране по ценам, в 2-3 раза превышающим ее реальную стоимость.
Все цены и курсы валют даны на время поездки - середину сентября 2008 года.
Небольшой «финансовый отчет» и мои координаты – в конце отзыва.
Сокращения:
Куала-Лумпур – КЛ
Малазийский ринггит – RM
Индонезийская рупия - RP
Очень полезный калькулятор мировых валют находится тут:
http://www.svali.ru/currency/index.htm
Итак. Начитавшись множества «восторженных сюсей» о том, какое райское место есть на Земле под названием Бали, я толкнул краткую речь: «Хватит плескаться в средиземноморской «луже», пора выходить на просторы океана !» :). Этот лозунг и определил место последующей поездки. Проанализировав различные маршруты и цены, был определен маршрут «Новосибирск-
Ташкент-Куала-Лумпур» а/к «Узбекские авиалинии», как оптимальный по соотношению «цена/время». Скажу сразу, выбором а/к остались довольны, сидящее в генах еще с советских времен недоверие к работе «южных братьев» было быстро развеяно грамотным сервисом на борту (особенно при ночных перелетах в КЛ и обратно). Если кого интересуют особенности транзита «узбеками», пишите на «мыло» - отвечу, здесь же опущу некоторые тонкости. Из Куала-Лумпура до Денпасара (Бали) и обратно добирались на AirAsia, о чем расскажу подробнее.
Через турфирму были приобретены билеты на «узбеков» (цена та же, что и в их кассе), забронированы
отели на Бали и КЛ (ну, и страховка, разумеется, «до кучи») – на этом работа с турагентами завершилась, никаких трансферов, экскурсий и пр. - все остальное сами. Предложение турфирмы САМОСТОЯТЕЛЬНО приобрести билеты на перелет КЛ-Денпасар сначала вызвало ужас - ну как же, «в чужой стране, под чужим солнцем» искать какого-то перевозчика, согласного доставить тебя на Бали… жесть :) . Но все оказалось проще (далее могут не читать те, кто сбегАл курить за угол вместо посещения уроков английского в школе).
Оказывается, есть такая расчудесная а/к AirAsia, готовая 3-4 раза в день доставлять страждущих «малобюджетных» пассажиров всех наций и народностей по маршруту КЛ-Денпасар и обратно – достаточно зайти на их сайт
www.airasia.com и купить билеты на нужную вам дату и время по карте Visa или MasterCard (разумеется, по-русски там ни слова, из «родных» языков – английский, так что, те, кто не хотел потратить ВРЕМЯ на изучение английского, будут тратить уже ДЕНЬГИ на другие а/к, более дорогие, либо на переводчика – вот к чему приводит курение в школе :) ). Кстати, держатели карт «Банка
Москвы» тоже будут тратить деньги В ДРУГИХ а/к, поскольку им на данном сайте покупки «запрещены по соображениям безопасности» (посмешили, однако). На вопрос в call-центр банка, как мне приобрести билет на указанную а/к, мне было предложено сменить сайт. Будучи человеком вменяемым, я сменил БАНК, чего и желаю всем «счастливым» обладателям карт «Банка Москвы».
Теперь несколько слов о самой покупке. Выбор даты, рейса, страховку, багаж и т.п. описывать не буду, там все понятно, а вот опцию Xpress Board опишу – это доплата за право выбрать конкретное место в самолете уже при покупке билета на него. Опция полезная и вот почему: ИХ самолеты рассчитаны на «азиатские» габариты пассажиров, и нам, «арийцам», при росте выше 180, свободно вытянуть ноги можно лишь в первом ряду (6 мест) и ряду возле аварийных выходов в центре салона (еще столько же), остальные местА несколько стесняют в сидении. Учитывая же то, что регистрация для не купивших конкретное место происходит БЕЗ указания оного, а посадка напоминает соревнования по спортивной ходьбе (при наличии на рейсе китайцев – по забегу на короткие дистанции) и пассажиры не отличаются особой учтивостью (в т.ч. и «культурные» европейцы), то данная опция приходится весьма кстати. Впрочем, лететь всего 2,5 часа, так что, кому жалко 25 RM или кому «размерчик», либо «спортивное прошлое» позволяют, можете не заморачиваться.
Поездка.
Перелет Новосибирск - Андижан (была там посадка и был туалет без щеколды – это для тех, кому «ужасным» кажется транзитный зал Ташкентского аэропорта) – Ташкент запомнился… салатом :) . Попробуйте положить в чашку «с горкой» салат из капусты, залить это все майонезом и перемешать, не просыпав. Добавьте к этому сидение «плечом к плечу» и «лбом в затылок» впереди сидящему (условия полета на «бессменном» Ту-154) – и впечатления будут полными :) . Правда, это единственный мелкий негатив (даже, я бы назвал, комичность) от полета на «узбеках» - все остальное было «на уровне», обратно из Ташкента летели уже на Боинге (757 или 767, точно не помню, помню лишь, что сделан он «для людей», а не для быстрого переоборудования для выброса десанта в военное время). На подобном же Боинге были и перелеты Ташкент-КЛ и обратно.
Транзитный зал Ташкента – весь «колорит» отражен в курсе валют (напоминаю – сентябрь 2008-го) 1 EUR = 45 р. в дьютике, больше похожим на коммерческую палатку на рынке, и 1 $ = 30 р. в ресторане (по словам сотрудников (!), произнесенных загадочным шепотом, питаться в ресторане опасно, но нам повезло, супчик был достойный и вреда не принес :) ) и оформлении из смеси пожелтевшей от потеков лепнины из 60-70-х и подвесных «европотолков» из 90-х. Еще присутствует «парадная» ковровая дорожка - Азия, таки :) . Прибавьте к этому громкоговорители из той же эпохи (таких я не видел лет 20) – и полУчите полное представление (когда же технологии 60-х дают сбой, в дело вступают «громкоговорящие тетки», объявляя посадку на рейс). В общем, «гламурненько» :). Не ковровая бы дорожка – так типичный аэропорт «из СССР»… ностальгия. Описываемые многими «спящие индусы на полах» встречаются только при ожидании рейсов в
Индию, такой рейс нам попался на обратном пути – жесть, даже сесть было некуда, «туда» же - все больше «спящие на коврах» европейцы были, а индусы - сидели с ноутбуками… Кондиционеры-«сплиты» служат исключительно «щитами» для листочков с надписью «No Smoking», стоЯщие рядом сотрудники с сигаретами в зубах дополняют картину.
Но, прощай Ташкент, и (через 7,5-часовой ночной полет) здравствуй, Куала-Лумпур !
Международный аэропорт Куала-Лумпура KLIA (он же Sepang, хотя некоторые ошибочно считают, что это два разных аэропорта) состоит из собственно международного терминала – KLIA и т.н. «бюджетного» - LCCT, откуда и идут рейсы а/к AirAsia. Подробно про KLIA рекомендую прочитать на сайте посольства РФ в
Малайзии http://malaysia.mid.ru/malaysia_ru.html. От себя добавлю:
– упаковка багажа на 5-м уровне (куда привозят при вылете), стоимость 9 RM;
- если улетаете днем, есть хорошая смотровая площадка «на самолеты» - после прохождения погранконтроля поднимитесь наверх и прямо до конца.
В KLIA все без суеты и толчеи, кажется, что аэропорт пуст, но это только кажется – все организовано очень грамотно и четко. Сразу после прилета меняем $/EUR на ринггиты (обменка находится в зале прилета по пути вашего следования, курс очень хороший, могу смело об этом заявить, поскольку в один и тот же день видел курсы в разных точках обмена в КЛ), садимся в автоматический поезд и через 2 минуты мы в центральном здании аэропорта, получаем багаж, заполняем «аусвайс» и выходим к стоянкам такси, предварительно купив КУПОН НА ПОЕЗДКУ в LCCT на стойке такси в здании (с таксистом там не рассчитываются – он просто не возьмет у вас деньги, имейте ввиду !).
НЮАНС – слово LCCT могут не понять, произнесите Domestic или AirAsia, и девушка все оформит. Такси туда стоит 38 RM, но я видел надпись FreeBus (не стал искать, чемоданчик тяжеловат :) ), также есть автобус за символическую плату. Вся поездка занимает минут 15, хотя, по прямой (через летное поле) эти терминалы находятся метрах в 500-х друг от друга и, пока не построен такой же «автопоезд» (он в планах), таксисты и автобусники зарабатывают на транзитниках.
Сам терминал LCCT – образец минимализма: залы отлета/прилета, 2 кафе (Макдональдс не в счет, там есть не рекомендую), неплохой (по спиртному и ценам) дьютик - в общем, все для «потокового» обслуживания пассажиров. Рейсы – каждые 10-15 минут, к вечеру частота сходит на «нет». «Накопитель» большой, народу много, однако, из-за частой отправки рейсов, постоянное движение и свободные места есть всегда. Упаковки багажа НЕТ, за время ожидания (8 часов) видел лишь одного такого же, как и я, «упакованного» транзитника - видимо, совсем невыгодный это бизнес в «бюджетном» терминале. Строй бородатых индусов в белых тюрбанах, штанах и рубашках напомнил известного Ильфовского персонажа с мечтой о Рио с тысячами «белоштанных» мулатов…
Предъявляем распечатку из интернета (ни одного билета я, кстати, не видел – только распечатки, в принципе, даже паспорт достаточно предъявить), получаем посадочный талон (на небольшой перевес не обратили внимания), заветный красный талончик на Xpress Board и первыми заходим в самолет. Тут еще раз обращу внимание тех, кто хочет подразмяться в неравной борьбе с китайцами за места в салоне – нет, я не агитирую тратить деньги, но, увидев, как, при объявлении посадки на рейс перед нами, всего за 10 (десять !) СЕКУНД образовалась очередь из ВСЕХ пассажиров этого рейса – поверьте, я впечатлился… Кто хочет поучаствовать - можете тренироваться уже сейчас - будет, что вспомнить :).
Самолет А-319 (обратно с Бали летели на «рабочей лошадке» такого же класса - Боинг-737), чистенький, сиденья средней комфортности, в общем, все хорошо, хотя понятие «бюджетной авиакомпании» и настораживало. В полете кормят за деньги (если ничего не заказали на сайте при покупке билета), также выдают бланки таможенной декларации на въезд в
Индонезию – их необходимо заполнить.
Конечно, кто боится интернета или понты не позволяют – плиз, доставят из KLIA (не из LCCT) и обратно тысяч за 30 на человека (как предложили билеты на «солидную» авиакомпанию в одной из турфирм), но мне пара штук баксов не лишняя. Хотя, что такое «солидная» а/к… ? AirAsia – экипажи состоят из молодежи, пилоты больше напоминают мальчиков, решивших поиграть на тренажерах, но самолет вели уверенно, молодцы. Интересная фишка – самолет готовится к полету 25 минут (!), т.е., когда вы прилетаете, вы сразу выходите из салона (а не ждете, как у нас, черт-те сколько, окончания некоего таинственного ритуала при поданном трапе и открытых дверях), в это время ваш багаж УЖЕ разгружают, а навстречу уже идут пассажиры на обратный рейс - видел я это сам. Кто видел в
России что-то подобное в «штатном режиме» – поделитесь… :).
Аэропорт им.Ngurah Rai (местный народный герой) славного города Денпасар. Первыми выходим из самолета, быстро, не задерживаясь у стоек с рекламными буклетами (такие стойки будут еще в зале получения багажа – там спокойно все наберете), достигаем погранконтроля и быстро получаем визу (25$/чел.) – вот вам еще один «побочный» плюс Xpress Board, т.к. за нами быстро выстраивается большая очередь. Рекомендую иметь эти 25$ без сдачи - читал, что даже там могут подсунуть на сдачу поддельные баксы. Получение багажа и прохождение таможни не занимает много времени, если вы идете по «зеленому коридору», но необходимо декларировать суммы, превышающие 1000 $/чел., что я честно и сделал, и потому пошел «на красный». Чиновник лениво спросил, есть ли у меня наркотики и спиртное больше литра на человека. Памятуя о том, что за провоз наркотиков в Индонезии можно схлопотать смертную казнь, я, разумеется, ушел в полную несознанку, на чем общение с органами власти закончилось. Резво подбежавшие носильщики были посланы на … (другой конец острова :) ) – чего и вам рекомендую сделать, ибо потом за 30 метров «непосильного труда» заломят такую цену, что торговаться замучаетесь). Обменка – на выходе после таможни, курс неважный, впрочем, выбирать особо не приходится (далее скажу, где курс хороший). Купон на такси до отеля Ayodya в
Нуса Дуа был куплен за 95 000 RP (примерно 10 $) на стойке заказа такси – при выходе из аэропорта сразу направо метров 10.
Полезная инфа о Бали для тех, кто там пока не был.
- если едете НЕ по схеме «все включено» - берите с собой денег из расчета не менее 1000$/чел., дабы не чувствовать себя стесненно;
- не давайте больше 40$ в день за машину с англоговорящим водителем – не развращайте население Бали, вы только себе хуже делаете… кому же тянет карман лишняя «тонна баксов», мучает бессонница от вопроса, занимает ли он место в списке «Форбс» ДО султана Брунея или ПОСЛЕ или не дают покоя дешевые «купеческие» замашки – съездите на фабрику жемчуга, там на все вопросы ответ найдется быстро :);
- для дам «с претензией на «гламур»: 10-см «шпили» (особенно на пляже), 5-см искусственные ногти, «боевая раскраска» вкупе с накладными ресницами (особенно у бассейна), килограммы цепей и прочие «претензии», упорно используемые при такой жаре и влажности, способны привлечь, разве что, насмешливо-сочувственные взгляды окружающих;
- ВЕЗДЕ, где за что-то платите, требуйте ЧЕК, т.к. вам могут назвать одну цену, а в чеке будет стоять другая – при требовании же чека цена для вас может существенно уменьшиться :);
- несмотря на многие «умильные» отзывы, было бы весьма глупо представлять балийцев этакими наивными «детьми природы», готовыми всячески угодить вам и продать хороший товар (отдых, барахло и т.п.) за бесценок - если кто-то думает так, вас ждет разочарование. Вся жизнь на острове построена на заработке от туристов и каждый считает своим долгом «поднять бабла» на нашем брате любым, более-менее честным способом (см.,например, пункт выше). Поэтому «не разевайте рот». Дабы не быть голословным, привожу один из примеров
РАЗВОДИЛОВА. В один из деньков, когда мы, разомлев от полуденного солнца, перемещались по направлению к «обеду», рядом возник энергичный дяденька, и, размахивая руками, буквально всучил нам какие-то бумажки (у нас я бы послал такого «промоутера» подальше, но здесь… «Справа в челюсть вроде рановато, неудобно как-то – первая игра», - вовремя вспомнился Высоцкий :) ). Видя наши напрягшиеся лица, он сам стер защитный слой, посмотрел на надпись и стал прыгать еще выше и быстрее, повторяя: «Бонус, мой бонус, мистер, я заработал кучу денег !». Судя по всему, «лотерейки» были двух видов – с большим бонусом и ОЧЕНЬ большим бонусом, т.к. вторая бумажка привела «промоутера» в состояние, близкое к экстазу. «А, любезный, мы очень рады за вас, что вы заработали кучу бабла, теперь, собственно, дайте нам насладиться свиной отбивной под холодное пивко…» - «Что вы, мистер, я получу свои деньги (при этих словах он «нарисовал» такое выражение лица, словно выиграл в «Поле чудес» миллионов эдак 10 (долларов), пустив «по миру» Якубовича и компанию) только если я приведу вас к своему боссу !» - «А на кой НАМ твой босс нужен, поясни глупым, от какого «щастья» мы отказываемся, а то пиво там уже нагрелось… ?» - «А отдых на халяву (ну там заплатить надо «по-мелочи», зато потом всю жись на пляже валяться в любое время, как пожелаете) в 20-звездочном отеле – как вам ?!» - «Э-э-э, друг, да ты про таймшер говоришь и россиян за лохов держишь – обидел, однако… мы сами твоему боссу апартаменты на Канарах продадим, потом купим, потом еще раз продадим – но уже дороже :)». В общем, обиделся он и пошел под навес, на ходу закрашивая «лотерейки», готовя их к очередному «спектаклю». Так что будьте готовы, дорогие сограждане - возможно, следующими «счастливчиками» окажетесь вы :).
Нуса Дуа. Все отели – 5 звезд, «туристическая резервация» (как выразился Винский) для тех, кто приехал валяться на пляже, ничего не делать и отсыпаться, м.б. изредка выезжать на экскурсии – т.е. для таких, как я :). А также для молодоженов, выбравших НЕактивный отдых для медового месяца – для «сюси-пуси» и хождения «за ручку» - это то самое место :). Одиноким «искателям романов» НД не рекомендуется – здесь почти все попарно или семьями, посему шансов у вас – ноль :). Пляжи – для купания. О приливах/отливах см. в описании отеля. Жизнь кончается часов в 11 вечера.
Кута. Жизнь НАЧИНАЕТСЯ в 11 вечера :). Вернее, продолжается, после «серферского» дня. Пляжи – для серферов, купаться при волне в 2-3 метра в окружении сотен серферских досок – увольте… Любители «сувенирного» шопинга и ночной жизни – вам сюда. Отдых дешевый, «бюджетный».
Землетрясения. Остров, как и вся Индонезия, находится в зоне сейсмической активности – «дрожь земли» лучше всего ощущается, когда спокойно лежишь на кровати (мелкие колебания - для этих мест норма) - нас «трясло» в среднем раз в 3 дня минут по 5.
Климат. Жаркий и влажный - тем, кто переносит жару тяжело, рекомендую передвигаться на такси, ибо через полчаса под солнцем рубашку и все остальное можно выжимать…
Такси. Важно, чтобы оно было со счетчиком - это некая гарантия того, что вас обманут не сильно, мы пользовались голубыми (Blue Bird) и серебристыми (не помню названия). Минимальная поездка - 15 000 RP. Не покупайтесь на фразы типа «такси Blue Bird - лучшее на Бали» - не лучше и не хуже остальных, жулят так же, на полдоллара-доллар (не внаглую, конечно, а, скажем, повезут по длинной дороге в объезд), кто хочет поспорить – водитель сразу же забудет не только английский, но родной язык. Поэтому советую расслабиться и не портить себе настроение по мелочам.
Движение. Сложное, множество мотоциклистов, снующих между машинами, хотя аварий за все время не видели ни одной. Вообще, впечатление такое, что ездит весь остров – это и неудивительно, если учесть, что мини-мотоциклы есть практически в каждой семье, а во многих их 2-3 (стоит такой порядка 1500$). Прокат машин – от 20$/день, с вашим бензином, разумеется (на наши деньги 16 руб./литр – сентябрь 2008-го, напоминаю). Машину напрокат брать можно, только если вы имеете опыт вождения в подобных странах. На вопрос таксисту, почему он поехал под «кирпич», а не повернул по стрелке, тот ответил: «Так - правильно». Вот и разберись.
Валюта. Нельзя ответить на «вечный вопрос», что выгоднее брать – доллары или евро. Некоторые серии долларов берут по заниженному курсу (либо не берут вовсе) из-за высокой степени выявления подделок. Но, т.к. цены на те же экскурсии указаны в долларах, я бы взял примерно 50/50 (причем, доллары мелкие, по 10), чтобы рассчитываться ими, где можно. Т.н. «обменки РТ» являются лишь общим названием «официальных» обменок, а не каким-то банком. Хороший курс в банке Central KUTA - жителям Нуса Дуа нужно пройти через главные ворота (Main Gate), до перекрестка, далее метров через 50-100 слева будет домик со стеклянной дверью – курс существенно выше, чем в Бали Коллекшн. «Левыми» обменками, коих полно на каждом шагу, пользоваться не рекомендую - принципы «отжима» и «кидалова» в них те же, что и у нас в 90-е. Впрочем, можете проверить остроту своих глаз против ловкости их рук.
Питание.
Вся кухня построена на специях, разве что в соки их не добавляют, хотя иногда казалось, что и там они есть :). Причем, специи – это ИМЕННО специи, а не наш «Балтимор», поэтому рекомендую говорить при заказе «no spice» или «natural», иначе есть не сможете…
НЮАНС. На Бали в конце любого меню, принесенного вам, почти всегда стоИт приписка «цена не включает 20% налог» и, при получении счета, будьте готовы на его «увеличение» на эти 20% - это законно и все ваши возмущения ни к чему не приведут, поэтому будьте внимательны !
В кафе вам могут дать (скорее всего, точно дадут) дисконтную карту с какой-нибудь большой скидкой – имейте ввиду, что скидка действует не на все меню, а лишь на его часть, оговоренную в самой карте, так что, опять же - читайте внимательно :).
Уличные торговцы съестным – «баксО» (от слова «бакс» - именно столько стоит порция того, что они продают) снуют везде. Возможно, ЭТО съедобно, но я проверять не рискнул :).
Джимбаран – рыбацкая «деревушка», с кучей кафе вдоль пляжа, рай для любителей морепродуктов.
НЮАНС. «Джимбаранов» есть два – один для «развода на бабки» (ближе к аэропорту, справа от отеля «Интерконтиненталь» - если стоять к нему спиной на пляже), его можно отличить по новым кафе с красными крышами и высоким ценам в меню (для ориентировки, в конце отзыва привожу цены в «нормальном» Джимбаране) - туда возят туристов, обычно в первый раз, и цена ужина там доходит до 100$ и выше, что неоправданно дорого. Если вас привезли туда, сразу идите на кухню, выбирайте, что вам приготовить, взвешивайте, торгуйтесь нещадно, сбрасывайте цену в два раза минимум, плюс требуйте бесплатное такси до отеля. Если не сбрасывают - идите в соседнее кафе, где-нибудь «сторгуетесь».
Другой – «нормальный» Джимбаран - находится слева от «Интерконтиненталя», кафе имеют более старый вид, но и цены там раза в два-три ниже. Тут принцип заказа тот же (т.е. на кухне), но цену вам почти не скинут и такси не дадут (разве что куда-то близко).
Читал у кого-то рекомендацию проверить весы путем взвешивания на них часов или сотового телефона… ИМХО, калибровать стрелочные «базарные» весы «эталоном» в 100 гр. (примерно столько часы или телефон и весят), все равно, что микрометром измерять высоту небоскреба :).
Если собрались в Джимбаран сами, скажИте таксисту, чтобы вас отвезли в отель «Интерконтиненталь» и настаивайте на этом (он не дурак и понимает, куда на самом деле вы едете), иначе он вас отвезет в свое кафе, где цена заведомо будет выше. Далее пройдете через территорию отеля (на Бали отели не закрыты, можете гулять, где заблагорассудится), повернете налево и все кафе перед вами.
В Джимбаране очень красивые закаты, некоторые даже считают это самым романтичным местом на Бали. Ну, если для кого верх романтики – это поедание креветок с пивом по соседству с гадящей в песок собакой, то да, «романтично». После посещения Тана Лота и (или) Улувату вы сами поймете, где романтика настоящая :).
«Мы втроем поужинали в Джимбаране на 20 долларов и нас до отеля на такси довезли» - подобные фразы читать забавно… Конечно, если взять по мелкой креветке и бутылке пива на человека, то в 20-ку вложиться можно, но туда ездят не за этим, НА ДВОИХ хороший ужин обойдется долларов в 40-50, если вы не берете лобстера (на него ценник уже другой). Во время ужина пляжных торговцев с товаром нет, поэтому, ИМХО, лучше садиться ближе к воде, чтобы никто не мешал любоваться закатом.
Сотовая связь. Дабы не платить жульническую цену в 70-80 руб./мин нашим операторам, рекомендую купить местную симку – simPATI, стоит это удовольствие 50 т. RP за подключение, плюс попросИте продавца помочь закинуть вам тысяч 100 RP на счет, чтобы потом не заморачиваться с пополнением. Связь, правда, неважная, но сказать «мама, папа, милая, милый, я в порядке» - хватит. Продаются они на каждом углу, мы брали в Hardy’s Plasa. С simPATI «звонок на Родину» обходится 6-7 руб./мин., набираем 01017-7-код города-номер.
Сувениры. Если вы не задались целью затарить барахлом транспортный самолет типа ИЛ-76, то вам достаточно посетить Куту с ее километрами торговых лавок и магазинов. Во всех «туристических местечках», кои вы будете проезжать на экскурсиях, вас будут уверять, что «тут сувениры дешевле раз в 5-10», однако, на самом деле, цены по туристическому маршруту примерно те же, что и в Куте (а то и дороже), поэтому покупки смело можете оставить на «Матахари» или «Шопинг Молл» – выбор там большой и цены приемлемые. Если же вам надо купить всего лишь пару-тройку сувениров «любимой теще», то из-за этого нет смысла ехать и в Куту, все можно купить в Бали Коллекшн (и в Хардиз Плаза тоже можете не ездить, там все то же и по тем же ценам). Хороший выбор ракушек и большой магазин хлопковых шмоток (в т.ч. и детских) по смешным ценам на рынке возле Тана Лота (тем, кто поедет туда самостоятельно, рекомендую приехать часа за два до заката – «пошопитесь» вволю :) ).
СПА и массажи. Даже в отелях со своим СПА пляжи кишмя кишат агентами от всевозможных салонов. Если решитесь на их услуги, сразу волшебное слово «дисконт» - от 25 до 50% от рекламного прайса, больше хороший салон не даст («хороший», как минимум, должен прислать за вами машину в отель и отвезти после процедур обратно, если это не оговорено - задумайтесь). Жена брала т.н. «виллу» с комплексом процедур на 4 часа (90$ - поторговались, разумеется) – понравилось.
«Настоящий балийский массаж» за 8 долларов «на улице»… Не буду судить о его полезности и качестве, пусть это делают специалисты, но мое твердое убеждение – за маленькие деньги хорошего товара не бывает, посему решать вам.
Отель Ayodya Resort.
Стилизован под национальную архитектуру, с большой территорией, хорошо вентилируется естественным образом, что важно в условиях жаркого и влажного климата – в коридорах не душно. На ресепшене берут депозит в 100 чего-нибудь ($ или EUR), дают влажные полотенца и сок (очень кстати после дороги), провожают до номера. За любые чаевые благодарят, хотя давать не обязательно, т.к. они везде уже включены в любой счет и оплату. Номер Deluxe Ocean View, 5 этаж. В названии скромно умалчивается, что вид на океан не прямой, а боковой, «делюксов» с прямым видом на океан НЕТ, для кого это вопрос принципа – уточняйте при покупке. Впрочем, вид «три в одном» (на далекий вулкан, сад и океан) ничуть не хуже. Номер обычный, ТВ, кондиционер, санузел, балкон, сейф (размер - входит проф.фотоаппарат в сумке), чайник и т.п. Кто приехал искать недостатки – тот их найдет сам, остальным по секрету скажу: несколько стесняла засоренность слива в ванной, впрочем, видимо, это беда всех отелей с песчаными пляжами. Есть номера «клубного типа» (стОит такой дороже на 70-80 баксов в сутки) – кто приехал за 10 000 км смотреть «плазму», съесть «приветственную» тарелку фруктов (не самых спелых) и «бесплатные» орешки у бассейна – вам туда, лично же я предпочел эти 70-80 $ тратить с большей пользой.
Питание – 4 ресторана, средний чек на двоих с «градусом» порядка 70$, у кого схема ВВ - для тех только утром работают два («Лагуна» и «Водопад») по «шведскому столу», выбор весьма недурен, хотя за 2 недели и приедается. При выходе из южных ворот Нуса-Дуа есть улочка с несколькими кафе: «Tropical», «Mai-Mai», «Nyoman’s Beergarden» и др. В каждом есть меню на русском. Были практически во всех, качество хорошее, питайтесь смело, проверено на многих туристах :). Нам больше понравился «Beergarden» - демократичные цены и, пожалуй, единственный, кто работает в обед, остальные начинают где-то с 18. Важно и то, что в меню у них стоИт окончательная цена, с учетом всех налогов. Средний чек в этих кафе «на двоих с пивом» (неплохое и недорогое – Bintang) – 15-20$. Ну и, разумеется, включите в план поездку(и) в Джимбаран :) (такси от Айедии до «Интерконтиненталя» - 45-55 000 RP в зависимости от дороги).
Пляж. Песчаный, широкий, лежаки стоят на газоне (что весьма удобно), старайтесь занимать пораньше, т.к. хорошие места часам к 9 «исчезают», полотенца бесплатно. «Если вы не пользуетесь лежаком более часа, то ваши вещи, дабы освободить место, бич-бои уносят к пункту выдачи полотенец» – не видел такого ни разу. Крем берите с высоким числом, т.к. экватор – не Средиземное море, сгораешь быстро и незаметно, даже в тени (!), что и произошло со мной в первый же день по собственной дури. Так что мажьтесь, мажьтесь, мажьтесь… Пляжные торговцы не имеют права заходить на газон, чем очень облегчают отдых. Пример их товаров – «настоящий «Ролекс» за 10 долларов, делайте выводы сами. Барахло, ракушки и поделки в сувенирных лавках можно купить и подешевле и качеством получше. Где хороший выбор ракушек – см. «Тана Лот».
Приливы/отливы… Сколько написано россказней о том, что, «в отличии от остальных отелей, у Айедии (и у Никко Бали) из-за «особого» пляжа отливов нет» – спорить по этому поводу надоело, просто сами выйдите в отлив на пляж, и все увидите своими глазами – законы физики, как ни странно, действуют даже в Айедии, а «особость» пляжа выражена лишь в заглублении дна, что позволяет при отливе находиться в воде примерно по пояс. Вообще, я бы рекомендовал перед поездкой ознакомиться на страничке
http://www.indosurf.com.au/indo_surf_spots/Tide_Charts.html с картой приливов/отливов на Бали, дабы любимое вами время купания пришлось на «высокую волну». Что точно означают указанные цифры, сказать не могу, скажу лишь, что 0,5 – это на пляже Айедии глубина чуть больше метра, ну а больше 2-х - очень достойная волна :). Минус прилива - мусор в виде бутылок, пакетов и т.п., (играющий в пляжный крикет персонал, видимо, очень увлечен процессом и не обращает внимания на подобные «мелочи»), ну, а плюс – это, конечно, ВОЛНЫ :). В отлив можно походить по дну, пособирать ракушки – мелкие, но очень причудливых форм.
Не могу не обратить вашего внимания на то, что возле красных флажков купаться действительно ОПАСНО (!) – в том месте лично видел торчащий из песка обрезок трубы, никому не пожелаю на него наткнуться.
На территории отеля находится пруд с рыбками и варанами, коих отдыхающие традиционно кормят после завтрака. Есть большой бассейн (и детский «лягушатник»), столики для тенниса, два крытых корта, СПА и т.п. – все по каталогу. Массаж на пляже «отельными» массажистками - порядка 25-30 $.
Экскурсии.
«С комфортом» посмотреть Бали можно тремя способами:
1. С принимающей стороной - самый дорогой. Минусы - половина времени уйдет на посещение лавок с барахлом по космическим ценам, причем, разумеется, скидок вам не будет никаких, маршрут фиксированный, время в каждом пункте ограничено. Плюсы – нет языкового барьера, расскажут о стране и о точках «высадки».
2. С англоговорящими «частниками» - самый дешевый. Заказать машину по рекламе или возле отеля – с водителем и гидом (если нужен) – 35-40$ в день (10 часов), включая бензин. Минусы – языковой барьер, без гида водитель вам ничего рассказывать не будет (если водитель и гид не в одном лице). Плюсы – точки посещения и время пребывания выбираете сами (просто скажите водителю, куда хотите съездить, он сам выберет оптимальный маршрут) - можно попасть в такие места, куда «организованных» туристов не возят, не нужно посещать никакие лавки, т.е не тратить зря время. «Побочный плюс» – можно поупражняться в английском - водители, как правило, люди разговорчивые :). Впрочем, многие охотно учат русский, записывают в тетрадочки, как правильно произносить слова – в «русификации» населения есть и моя маленькая лепта и я призываю всех, по возможности, содействовать этому :).
3. С русскоговорящим гидом-«частником». Компромиссный по цене между 1 и 2-м вариантами (50-70$). Плюсы – из 1 и 2-го вариантов, больших минусов нет, кроме более высокой, по сравнению с 2-м вариантом, цены.
РАЗВОДИЛОВО - во многих отзывах даны телефоны и имена тех «экскурсоводов», с кем наши туристы уже ездили. Звоня по указанному телефону, действительно попадаешь на человека с хорошим русским языком, договариваетесь о поездке, когда же он приезжает, может оказаться, что приехал совсем не русскоговорящий, посему при заказе этот момент оговаривайте сразу, если вам принципиально. Мы так «попали» с «разрекламированным» MADE – оказалось, их два брата, один из которых по-русски ни бельмеса… Впрочем, за цену в 40$ и лишнюю возможность попрактиковаться в разговорном английском зла на них не держу :). MADE MUTRAYASA оказался вежливым и ненавязчивым, все пожелания по поездкам выполнил, так что, кому язык не принципиален, рекомендую (тел. 081-338-405-295). Его брат MADE SANTIKA («русский»), тел. 081-2392-8947.
В другой раз именно «попали» по, прямо-таки, восторженной рекомендации соседей по отелю на ТАКИМа – чем уж он так им понравился, не знаю, но нам прислал какого-то вечно ворчащего и недовольного водителя, плюс попытался задрать цену. В общем, увидите где тел. 081-2463-0566 или 081-337-145-647 – бегите от них подальше.
Если модератор удалит телефоны – пишите на почту, отвечу.
Некоторая полезная информация перед тем, как куда-то поехать:
- перед поездкой обязательно зайдите в ближайшие магазины, дабы посмотреть реальные цены;
- обеды по дороге – с кем бы вы не ездили, вас привезут в «свои» кафе - сразу требуйте, как минимум, включения 20% налога в названную вам сумму (вам ее назовут тихо, не привлекая внимания, типа, «только для вас» - она и правда, будет только для вас, ибо остальные уже могли договориться дешевле :) ). О кормежке водителя не беспокойтесь – он пообедает (с другого входа) за ваш счет, до какой бы цены вы ни сторговались ;);
- платные стоянки, проезды и т.п. – обычно от 1000 до 5000 RP. У нас в подобных случаях рассчитывался водитель, но рекомендую сразу оговорить с ним этот момент – если будете платить вы, то не забывайте про чеки (о них было выше);
- храмы на Бали – следует помнить, что это, не в нашем представлении, богато украшенные культовые строения, а, наоборот, небольшие пагоды, часто невысокие, из невзрачного серого камня, без каких-либо украшений, кроме несложной резьбы, поэтому не ожидайте многого даже от самых известных из них. Для балийца храм - не само строение, а МЕСТО, где он стоит. Всего же на Бали их порядка 20 000, больших храмов немного, основная масса – т.н. «семейные», т.е. построенные и используемые для приношений богам одной или нескольким семьями. Для получения общего представления достаточно посетить Таман Аюн (храм XVII века), в остальных (наиболее известные - Тана Лот, Улувату, Братан) нужно любоваться именно МЕСТОМ, где они стоят.
Куда ездили.
1. Вулкан Кинтамани (с озером Батур – оно тут же). 1 день, 40$ за машину. По пути – сафари на слонах, фабрика кофе, рисовые террасы, фабрика резьбы по дереву в Убуде, фабрика батика, парк птиц и рептилий.
Сафари на слонах. Понравится любителям рафинированных «туристических джунглей» и «лубочных» деревень, жители коих усиленно изображают национальный быт при появлении очередной «порции» туристов. Расценки: 40 минут - 66$/чел., 1 час - 85$/чел. Торгуйтесь, хотя скинут не существенно. Есть еще 15 минут - цену не запоминал, т.к. это мало, учитывая, как «бегает» слон, за это время только вокруг ворот объедете. Кто был в настоящих джунглях - не теряйте время.
Фабрика кофе. Красиво, чудно пахнет свежеобжаренным кофе, дегустация бесплатно, кроме знаменитого «Лувака» (http://www.baliorchidgardens.com/KPtranslations.html) – он идет по 3$ за чашечку. Впервые увидел, как растет ананас. В магазине при фабрике цены раза в три выше, чем даже в Нуса Дуа, скидок не дают: «Мистер, БЕЗ торговли». Ну, продавайте японцам тогда – те купят за любую цену, не сильно-то и хотелось. Впрочем, упаковку «Лувака» взяли – 100 гр. 55$, больше нигде его не видел. Настоящий он или нет – не знаю… но ведь главное – ВЕРИТЬ :). А над знакомыми поприкалываться - забавно ;).
Вулкан. Впечатляет. Особенно когда понимаешь, что находишься внутри его древнего внешнего большого кратера (диаметр 7 км). Тут же кафе с хорошим видом на вулкан, даже лучше, чем на специальной смотровой площадке до этого – наслаждайтесь… :). Спустились по потрясному и опасному серпантину (адреналину хапнули сполна) к подножию, на старое лавовое поле – впечатлило… Пейзаж полукосмический, если не считать «инопланетных» надписей на камнях типа «Rubah from Denpasar». Что ж, дебилизм – понятие интернациональное. Кто желает на новое поле – только на джипе, минивэн не пройдет, либо пешочком по острым камням километра 2 под экваториальным солнцем – удачи… :).
Рисовые террасы. Не путать с теми, которые везде вдоль дороги – здесь они специально высажены и «окультурены» для туристов – виды просто открыточные. Тут же «самые дешевые» сувениры из серии «все по доллару» - ну, сами понимаете, ГДЕ бесплатный сыр ;).
Фабрика дерева (Убуд). Есть действительно красивые и качественные изделия - разумеется, недешевые. Tут же можно увидеть один из этапов изготовления. Торговаться можно, но не ждите, что за изделие ценой в 20$ вам сделают 50% скидку.
РАЗВОДИЛОВО - изделия из «сандала», теряющие запах на следующий день. Настоящий сандал однородн