Вот и наступили летние деньки в Российской федерации, только летом, к сожалению, последние годы в ней не пахнет. Впереди предстоящий отпуск, этой зимой с моим другом мы решили пройти обучение по курсу судоводителей прогулочных судов с выдачей международного свидетельства яхтенного капитана с правом бербоут-чартера. В школе мы отучились зимой по теоретическому курсу, теперь предстояли практические занятия в открытом море. Школа нам предложила в качестве стран для практики
Турцию,
Египет,
Хорватию и для особых ВИПов можно было на разные острова, но т.к. к таковым пока мы не относимся, решили мы поехать совершенно в другую страну - в прекрасную
Черногорию. В Черногории я не первый раз нравится мне эта страна для путешествий, приятный климат, очень свежий воздух, огромные территории для путешествий, да и рукой махнуть до Европы можно, при наличии виз. Нам очень повезло, что у нашего преподавателя там оказался друг, яхтсмен и тоже преподаватель, они оказались вместе одно учебное заведение заканчивали (Английская школа капитанов RYA). И так Черногория-Черногория ждешь ты нас, билеты мы купили в Р-Турс’е, в этом году лететь пришлось SkyExpress'ом из Внуково, я первый раз вылетал и этой компанией и аэропортом до этого только Домодедово и такие авиакомпании как Московия (ТУ-154М) Монтенегро Айрлайнс (Embraer 190). От себя могу сказать, что Московия – отличные пилоты, но самолет….ну кто на Тушках летал тот знает, Монтенегро – отличный новый самолет, но пилоты просто камикадзе, так что лучше уж на Тушке. Даты наши пали на 6 июня вылета. Из друзей все обломали подбросить, пришлось ехать своим ходом. Поймали такси до Киевского за 500 рублей, там на аэроэкспрессе. Что меня шокировала так это цена на него 250 рублей с человека, теоретически можно было за ту же 1000 рублей поймать такси в аэропорт. По прибытию с мной злую шутку сыграл мой спальный мешок купленный в Декатлоне, сдав вещи у меня получился перевес на 1 кг, ровный вес этого спальника, пришлось заплатить 213 рублей. Поднимаемся на паспортный контроль, а там ужас, народу битком, и еле-еле очередь идет, отстояв почти 2 часа, мы прошли таможенный контроль и впритык сели на самолет. Лететь нам пришлось на Боинге 737-300. Взлет-полет-посадка ( и даже небольшой обед) были великолепны, честно заранее скажу, что в следующий раз полечу именно этой авиакомпанией.
Поездка до яхты нам предстояла до города Бар, трансферт мы заказали у наших русских ребят в Черногории ( черногора.ру ), поездка нам обошлась в 50 евро, доехали замечательно. Погода + 30 солнышко, теперь предстояла встреча с капитаном и нашем судном которое называлось Куда Кевин. 11 метровая парусная яхта Feeling 1040 оказалась на вид достаточно небольшой, но зайдя внутрь мое мнение изменилось: 2 каюты с двуспальными кроватями + в кают компании 2 односпальные (кроватями не назовешь, но пусть будут так называться), маленькая кухня (камбуз), туалет с мини душем (гальюн) и те же 2 односпальные кровати образовывали мини уголок со складным столиком (кают компания). Жить нам предстояло 6 полноценных дней. Капитан произвел знакомство со всеми необходимыми удобствами и удалился. Мы решили отметить наш приезд, посетив одно из местных заведений. За что я люблю Черногорию, так это за отменную кухню со своим низким порядком цен и вкусным пивом. Отужинали и удалились спать.
Подъем был запланирован на 8 утра. Нам произвели полный брифинг по безопасности, который требовалось выучить сразу для сдачи из одного пунктов экзамена и мы стали отходить в море. План нашего путешествия мы толком еще не знали, были разговоры, что можно было сплавать до города Барии (
Италия) и вернуться через сутки в Черногорию, но как оказалось у побережья Италии погода разгулялась неудачная, а с нашим нулевым опытом учения не пройти. Да и оказалось маленькая интересная информация, оказывается для всех моряков, точнее для тех, кто заходит в страну с мор визы НЕ НУЖНЫ (а может и требуются, но в практике прокатывает, со слов капитана)!!!!!!! Так что вся практика пройдет у побережья Черногории. План переходов был таков Бар-
Будва-Бигово-Херцег Нови-Бьела-Котор-Рисан и обратно. Первые сутки были поставлены на то чтоб отучить основы управления яхтой под мотором, учения завязывать морские узлы, швартовка и спасение человека за бортом. Я очень боялся еще в
Москве, что у меня может быть морская болезнь, поэтому я купил таблетки от укачивания (Драмина), но болезнь, слава богу, меня особо не коснулась, да первый день мутило как то по особенному, наверно просто от новых ощущений, опыт то первый. К Вечеру мы прибыли в Будву, ошвартовались, и пошли гулять по вечерней Будве с планом на ужин. Всем рекомендую хоть один раз посетить ресторанчик на побережье Jadran, очень вкусно.
На вторые сутки закрепляли знания то что учили в предыдущем дне (последующие дни были аналогичными) и стали учится ставить паруса. Я вам скажу под парусами совершенно другие ощущения, как ощущения полета, красота необычайная. К вечеру мы оказались в маленькой деревушке Бигово, которая находится в одном из самых красивых уголков Черногории на полуострове Луштица. В этой деревне были 2 маленьких ресторанчика, в которых готовили чудесную вкусную рыбу и вкусный суп (чорба). Когда стемнело, мы решили с другом порыбачить, благо из Москвы взяли все необходимое. Рыбалка не совсем удалась, т.к. от усталости нас срубило минут через 20.Заночевали.
И снова утро, прекрасная погода, солнышко, легкий завтрак и в путь в Бока-Которский залив. Шли под парусами, когда ветер стихал, заводили дизель. К 18 часам были в Бьеле, по дороге в пункт назначения проплывали остров Мамулы (тюрьма с времени австро-венгров ,а годы великой отечественно где фашисты казнили очень много людей). 2 форта со стороны Черногории и Хорватии. Впечатления, когда все это видишь с моря – бесподобны! А самое главное что на меня произвел впечатление это военные доки для подводных лодок- их там аж 5 штук в скале!!! ( я очень люблю все что связанно с подводными лодками ). Как в фильме Брат-2 звучала фраза: «Эхо войны». Чуть ближе уже к Бьеле по правый борт стояло ее величество – старая дизельная подводная лодка со сторожевыми кораблями, скорее всего все это ждет утилизации. Швартовка в порту Бьелы, в этом порту стоит 2 плавучих ремонтных дока где чинят большегрузы. Впечатляет. В этом городочке есть замечательное место Zotto capellino, получерногорскоитальянское заведение: всем пробовать здесь пиццу, кофе и спагетти. И на редкость тут для русских научились покупать нормальный черный чай. Планировался сумеречный переход до Котора. К полуночи были в Которе.
Следующий день прошел закреплением всей материальной базы в заливе + работа с навигационными картами и планировкой переходов в слепую в частности ночью. Те у тебя есть компас, карта и приборы, никакого GPS и визуальной обсервации, максимум 100 метров видимости – это упражнение, которое должен уметь каждый капитан. Для стоянки на якорь мы пришли в Рисан, где благополучно встали и поспали до 2х часов ночи. В ночь шли до Херцег Нови, а от туда снова в Бигово на утренний ночлег. Переход был тяжелым, ведь видимость на море это не то что на машине, надо видеть маяки, буи и самое главное огни других судов, самое тяжелое место это оказалось пройти паром.
На пятый день нам требовалось дойти до Бара под парусами, ветер нам в этот день сделал подарок, он был идеальным для путешествия, по дороге даже успели погонятся с итальянским судном которое шло правда под мотором. На закате прибыли в Бар, ошвартовались в марине, поужинали и ставили готовится к экзаменам, ибо на следующий день нам сдавать теорию + практику сразу. Из Бара в Бари в 22-00 отходит паром каждый день я решил запечатлеть это себе в память, сел на пирсе и смотрел на это представление. Честно сказать за эти 5 дней я понял, что черногорцы это как шахид такси в Москве никаких правил МПСС они не соблюдают. Поэтому при выборе яхты с капитаном – выбирайте или наших славян, или немцев, французов, и тд тп. А если вам повезет, что в ваше расположения окажется британец, считайте вы попали на борт «Летучего Голландца» - они все что связано с морем и судоходством чтят как библию.
Наступило утро, сон в этот день был как то необыкновенно сладок, что ли, спал как младенец. Перед выходом на экзамен сходили на городской рынок купили фруктов, покушали местных буреков и на судно. Ветер и море были в этот день самыми сильными 5 баллов по шкале Бофорта. Волнение прибавилось. Но как говорится тяжело в учении – легко в бою. Поочередности мы выполнили все упражнения, и часам к 16 нам капитан вручил зачетную ведомость и подарок, настоящие тельняшки. Мы позвонили ребятам, которые нас встречали, через час за нами прибыла машина, и в запасе у нас оставалось 2 вечера, остановится, мы решили как раз у тех же самых людей которые нас встречали, в этом году они ввели в эксплуатацию новую мини гостиницу Villa-G, на том самом красивом уголке - Луштица. В честь нашего прихода, хозяин оказался к тому же заядлый рыбак, приготовил чудесный гриль из ягненка и очень вкусное кипрское блюда –шефталья. Я чуть свою руку не съел вместе с ними, особенно с пивом Йелен это было на грани фантастики. Даже чем-то дачный вечер в
Подмосковье вспомнился, только в десятки раз лучше. Хозяин предложил поехать с ним на морскую рыбалку следующим вечером как раз на те военные доки подлодок. От этой фразы я чуть не умер от радости. Свой Canon EOS я начищал полночи, и ждал следующего вечера. Днем мы изъявили желание повалятся на пляже, нас отвезли на весь день, на пляж Жанница. К вечеру по звонку нас забрали. И вот он величественный вечер, оделись, пива набрали и в путь. По приезду на док, счастливым галопом я в катакомбы, отщелкал все что можно, дух войны и величества гулял в воздухе. Радости полные штаны, но все-таки мы на рыбалку приехали. Предстояло нам ловить мурен и морских угрей. Закинули донки, подкурили сигаретки, взяли по бутылке пиво и началась настоящая РУССКАЯ рыбалка. Нет, вы не подумайте что все закончилось пьяным дебошем и выжиранием несколько десятков литров алкоголя. Рыбалка удалась, поймали пару мурен и одного угорька, долго не сидели, так как нам в 7 вставать надо было, на самолет. В Херцег Нови когда мы собирались, был какой то праздник и был замечательный салют. В этот вечер у меня получился 3ой праздник.
Утром нас благополучно отвезли в аэропорт и проводили. Лететь снова в Москву. Ахх давно у меня не было такого чувства как паскудно на родине. Самолет тот же самый, перелет великолепный, в конце полета перед посадкой очень понравился юмор капитана, который объявил по громкой связи: «Уважаемые дамы и господа, готов Вам сообщить радостную новость, а может, и нет. Что мы прибываем в столицу
России, город Москву. Для тех для того кто не был давно в России, сообщаю, что до сих пор президент Д.А. Медведев, что она самая большая в мире, русский язык остается самым великим и могучим, в этом Вы можете убедится если кому то наступите на ногу, до сих пор здесь пьют водку и закусывают пельменями. Что в Москве давка в метро никуда не делась, а дороги покрытии километровыми пробками. Для тех кто везет что то запрещенное просим посетить столик в красной зоне, а если вы нелегальный эмигрант, то милости просим в окошке депортации и регистрации».
Напоследок скажу, что пробка ожидала уже на паспортном контроле, где милости просим отстоять 40 минут. Огромное спасибо выразить Денису и Алексею за гостеприимство и отличный сервис.
Встретимся в Черногории.