НАШИ В
ЛУВРЕ Лувр мне понравился. У нас в Эрмитаже всё эклектичнее и скученнее, – словно хотим похвастаться чужими произведениями искусства.
Мы многое заимствуем у французов, причём стараемся сделать «круче», более пышно, напоказ. Вместо изящества – излишество! И так во всём. Пётр 1 старался, чтобы наш Петергоф был лучше Версаля. Но превзойти французов в изяществе и чувстве вкуса вряд ли возможно. И Лувр, и Версаль более скромны, но более гармоничны, нежели наш Петергоф и Эрмитаж.
Русские всегда стремились показать, что они «не хуже», вместо того, чтобы доказать, что они лучше!
Лувр один из крупнейших художественных музеев мира (третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, из которых на 58 470 располагаются экспозиции). Здание музея — старинный королевский дворец. В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Лувр — самый посещаемый музей мира, в 2006 году здесь побывало более 8,3 миллионов человек. Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 года, во время Французской Революции.
Экспонаты попадали в Лувр различными путями. Одно из самых известных полотен Лувра — Джоконда (Леонардо да Винчи) принадлежало Франциску I (он приобрёл Джоконду в 1519 году). Брак в Кане Галилейской (Паоло Веронезе) была украдена из монастыря в
Венеции в 1798 году. Наконец, полотно «Христос на Кресте» Эль Греко досталось музею даром, его забрали из здания суда в Prades (Восточные Пиренеи) в 1908 году.
В
Париже любят всё красивое. И потому всё самое красивое французы стремятся оставить у себя.
У французов сильно чувство национальной гордости, и потому они покрывают позолотой национальной гордости выдающегося человека, даже если он не француз, но творил для
Франции.
В лицах парижан словно отсвечивает позолота Парижа.
На мой взгляд, присущее французам чувство вкуса было побеждено тщеславием президента Миттерана, по инициативе которого была построена в 1989 году американским архитектором китайского происхождения Йео Минг Пеем стеклянная пирамида в Лувре, столь же лишняя, как и башня Монпарнас в центре Парижа.
Это покажется странным, но путеводителя по Лувру на русском языке нет, хотя есть на всех европейских языках, а также на японском, китайском, корейском. И это при том, что русские туристы составляют чуть ли не большую часть посетителей Лувра. Как мне объяснили, для выпуска путеводителя на русском языке нужен спонсор. Такое объяснение мне кажется неправдоподобным. Можете себе представить, если в Эрмитаже не будет путеводителя на французском языке…
Я обращаюсь ко всем русским, кто может и хочет стать спонсором выпуска путеводителя по Лувру на русском языке. Давайте скинемся, друзья, чтобы все русские, посещающие Лувр, имели возможность получить бесплатный путеводитель по музею на родном русском языке!
Для большинства организованных туристов посетить Лувр всё равно как отметиться. Потому и сделали доступным подход к трём основным шедеврам Лувра: Джоконде, Нике Самофракийской и Венере Милосской.
Самые известные скульптуры музея — Венера Милосская, найденная в 1820 году и тогда же приобретённая послом Франции у турецкого правительства, и Ника Самофракийская, найденная по частям в 1863 году на острове Самотраки Шарлем Шампуазо (Charles Champoiseau), археологом и вице-консулом Франции в Андринопле (Andrinople).
Как и по Эрмитажу, по Лувру можно бродить бесконечно. Экскурсоводы подсчитали, что нужно две недели, чтобы неспешно обойти все экспозиции музея. А однодневным туристам нужно «пробежаться» по Лувру, чтобы сказать друзьям: да бывал я там, видал Нику, Мону, Венеру, ничего особенного…
Мы решили не уподобляться героям фильма Бертолуччи «Мечтатели» и не пытались пробежать весь Лувр за два часа. Чтобы почувствовать, надо не спешить!
У Моны Лизы я простоял пол часа, столько же у Венеры Милосской и у Ники Самофракийской. Но больше всего меня удивили лица туристов, – с каждого лица можно писать роман, почти в каждом можно увидеть роденовского мыслителя.
Честно говоря, я предполагал снять фильм, обращаясь к французам с одним единственным вопросом. Но видя, как они негативно реагируют на видеокамеру, не решился. Парижане очень трепетно относятся к охране личной жизни. «Приват», – говорили почти все, если я наводил на них видеокамеру. Во Франции существует закон об охране личной жизни, запрещающий даже по телевидению показывать кадры, как-либо освещающий личную жизнь гражданина.
Только русские могут запросто подойти и непринуждённо начать разговор, как поступил Игорь, показанный в ролике.
Русских и бывших советских легко узнать и в метро, и в Лувре, и на
Эйфелевой башне. Они безошибочно узнаются по лицам. Если у французов взгляд обращён в себя бесценного, то у нас взгляд вовне, при некоторой неуверенности в себе. Французов легко отличить по комплексу собственной полноценности на их лице.
Русскую речь можно услышать повсюду, иногда даже чаще, чем французскую.
– Снимите меня на фоне этой архитектуры, но только чтобы ноги были видны.
– Только не надо залезать на коня, Дуся. В Харькове так не делают.
– Сори… Бите… Сильву пле… фото плиз….
– Да понимаю я вас…
Выдающиеся произведения искусства есть квинтэссенция культуры. И вернуть уважение к
России сможет не сильная армия или экономика, а именно наша культура и искусство, интерес к которым несмотря ни на что сохраняется. Оправдать Россию перед другими нациями и всем миром может только искусство! Как это сделали музыка Чайковского и Шостаковича, фильмы Тарковского, стихи Бродского и Пастернака…
Откуда в нас стремленье к красоте?
Ответ везде, Закон универсален для камня, для цветка, для муравья.
Гармония во всём, и каждый уникален.
Всё предназначено: и мы, и ты, и я.
Всё что даётся — к нашему же благу, что происходит — надобно понять.
Всё принимать должны мы как награду, и ни на что на свете не пенять.
С тобою мы вселенная Вселенной, и космос внешний в нас внутри сокрыт.
Гармония бывает бесконечной, когда Любовь миры свои творит.
Ничто не вечно в этом мире: пришла зима — прощай весна.
Не вечно и служенье лире, не вечна юность, красота.
Всё возникает, чтоб исчезнуть, рождается, чтоб смерть принять.
Всё растворится, канув в Вечность. Но что толкнёт вновь создавать?
Что к творчеству нас побуждает? Что побуждает нас творить?
Ни деньги, ни почет — всяк знает, не смерти страх нам стимул жить.
Творить Любовь нас заставляет, собой Необходимость быть!
Закон творения — во мне он, ведь я творение Творца.
Мир — Мысль, что творится Словом. И создаёт всё Красота!»
(из романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
http://www.newruslit.nm.ru P.S. Читайте и смотрите далее мои заметки с видеороликами о путешествии по Европе: «Странник в Париже», «На башне Эйфеля», «Как стать Венерой», «Новая русская литература в Париже», «В
Стокгольм за любовью», «Выходной в
Хельсинки», «Музей Альфреда Нобеля», «По каналам
Амстердама», «В квартале красных фонарей», «Ночная прогулка по Сене», «Кому улыбается Джоконда», «
Брюссель – муха в янтаре», «Ночной Париж», «Люблю Любек», «Храмы Парижа», «Увидеть
Антверпен», и другие.
Мой видеоролик «ЛУВР» можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post106030743/play
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –
http://www.nikolaykofyrin.narod.ru