Оглавление 2й части: Высоцкий мужской монастырь. История монастыря. Сегодняшний облик монастыря.
Три церкви рядом с Красной горой. Красная гора – Серпуховский Кремль – Троицкий собор.
Церковь Николы Белого. Уникальная икона "Божия Матерь "Родовспоможение". Кружева старинных улиц. Серпуховский историко-художественный музей или Дом Мараевой. Алые паруса. Промышленно-исторический портрет Серпухова.
Высоцкий мужской монастырь.
(Б.Высоцкий переулок от Калужской ул.)
Вот что интересно – стоит почти напротив Владычного женского, на другом берегу Нары, а характер у него совсем другой – мужской.
Высоцкий монастырь расположен на Высоком холме. Внизу – извилистая река Нара, зелёная пойма, немного виден Серпухов и хорошо видны разномастные краснокирпичные коттеджи и прочая мелкая застройка. Честно? Непродуманность строительного «оформления» берега Нары сводит на нет всю живописность и панораму, мягко говоря, не украшает. Не дружат современные строители с пейзажным мышлением, понимаешь.
История монастыря.
А раньше – монастырь стоял в таком лесу, вот такой высоты – вот такой ширины, что про него говорили так: «ещё помнит праотцев наших». По бровке (т.е. по краю холма) приходила дорога на
Тулу. По ней шли путники, медленно поднимались в гору на макушку – и раз, перед ними, с вершины холма внезапно открывался потрясающий вид на град Серпухов. Что чувствовали, что делали на этом месте наши предки? – Сходили с коня или останавливались, снимали шапку, крестились, кланялись. Почти в любом городе было такое высокое место, гора, куда приходили путники и здоровались с городом, или наоборот, покидали и прощались с ним, но в любом случае - с таких «макушек» человек получал наиболее яркую, запоминающуюся, сильную «картинку» города и всегда здесь кланялся, в знак благодарности, наверное. Поэтому такие горы, холмы – называли Поклонными.
Природа – раньше была важнейшим средством общения. Русская природа говорила с человеком символическим языком, а с глубоким смыслом окультуренное природное пространство, всегда гармонично вписанные в него грады-города и созерцание этой картины – если можно так сказать, пробуждали в человеке глубокие и неизвестные ему самому силы, желания, стремления к Прави-Правде, истине, добру. Не было ведь перед глазами картинок сми (например, газет, журналов, тв) – но была природа, было «умное» зрелище города – созерцание которых давало «опыт познания смысла вещей». Ерунда, может подумать техногенный мозг. Но это те невидимые способы, благодаря которым русские так любили свою землю, благодаря которым чистились души и крепчал дух. Благодаря чему Русь сплачивалась, благодаря чему появлялись «страстные, энергичные, неукротимые люди», возникла «Русь преображенная, способная к подвигам, вплоть до жертвенности», и «выкристаллизовалось мощное движение, возглавляемое Сергием Радонежским». Результат – Куликово поле, рождение «нового русского этноса». (Читайте Льва Гумилева.)
Сергий Радонежский – это не просто имя очередного русского святого. Этот человек – сделал невероятно много для Руси. При всё этом – личность сама по себе загадочная. Кто он? Основал около 90 (!!!) монастырей (лично сам – 9, остальные с учениками, больше половины существует и сейчас). Создал систему военной подготовки монахов. Вернее даже не создал – эти были очень-очень древние боевые славянские практики – а внедрил систему военного обучения в монастырях. Созданные им монастыри были сторожами границ Руси, а чёрные монахи – непобедимыми воинами, причем непобедимость выражалась не в виде горы мускул, а в виде особых энергетических приёмов. С помощью этих знаний тщедушные на вид монахи (пример – Пересвет, Куликовская битва) могли свалить любого накачанного татарского «Валуева» (пример – Кочубей, Куликовская битва). Надо отметить, что Сергий был непревзойденным знатоком мест силы и все места, на которых стоят Его монастыри, великолепны.
Так вот в 1374 году в Серпухов «пришед» Сергий Радонежский. Пришел, «сглядав место» и «положи основание церкви своими руками». Это место – Высокий холм, церковь – Зачатия Богородицы, первая, с которой начался Высоцкий монастырь.
Почему Сергий пришёл в Серпухов? Я думаю, что у таких людей был дар – предвидения. До Куликовской битвы – оставалось 7 лет. Они готовились к этой Русской Победе. Митрополит Алексий – пестовал князя Дмитрия будущего Донского, преподобный Сергий – создавал щит из монастырей-крепостей с монахами-воинами. Поэтому - Серпухов. Рядом Ока – на берегах которой создавалась линия обороны из городов-крепостей. Центр – Серпухов, дальше – Таруса, Алексин, Коломна, Кашира. Сторожевая линия обороны называлась – Берег. Река Ока – Пояс Богородицы. Оружие русских – Правда.
Сергия Радонежского недаром называли «благодатным воспитателем Русского Народного Духа».
В Серпухов его пригласил князь
Владимир Храбрый. Он – двоюродный брат Донского. Будущий герой Куликовской битвы. Помните, это он (вместе с воеводой Боброк-Волынским) возглавлял Засадный полк, который прятался в дубраве, а потом, в самый трудный момент свежая русская конница обрушилась на татар и решила исход битвы.
В построенной обители Сергий оставил своего ученика – Афанасия. У Высоцкого монастыря была особая миссия – ему определена «судьба продолжателя и зачинателя важного культурного движения, через которое должно было произойти посвящение в таинство русской культуры». В Высоцком монастыре как на подбор собрались усердные книжники и книголюбы (самыми просвещёнными считались монахи, читающие и пишущие). Здесь была организована превосходная мастерская письма, переписывались, переводились, украшались и переплетались книги. Созданные монахами книги – шли «в мир». А души людей, соприкасавшиеся с книгами «насыщались чтением» и это уже был невидимый «подвиг культуры», и это сказывалось далеко за стенами монастыря.
«В Начале было Слово». «Слова, которые Ты дал Мне, я передал им».
Афанасий Высоцкий – первый игумен и ученик Сергия Радонежского. Через два года после Куликовской битвы – он уезжает в Византию, в Константинополь. А оттуда «возводит мост культуры между Русью и Византией» - присылает в свой родной серпуховской Высоцкий монастырь – 7 уникальных византийских икон, т.н. Высоцкий чин (хранятся сейчас в Третьяковке и Русском музее). Если эти иконы в строгом и суровом византийском стиле поражают нас современных, то только представьте, какое влияние они оказали на людей из 14 века. Есть предположение, что вероятно Высоцкий монастырь посещали Андрей Рублёв и Феофан Грек, чтобы увидеть эти Иконы.
Второй игумен монастыря тоже Аркадий. Аркадий Высоцкий Младший.
13-14 век – время расцвета Высоцкого монастыря, 15 век – время упадка.
В кон.17в. Высоцкий монастырь опекался семьёй Нарышкиных, родовые вотчины которых исстари располагались вблизи Тарусы, а Наталья Кирилловна Нарышкина стала женой царя Алексея Михайловича Тишайшего и матерью Петра I.
Современный облик монастыря.
Высоцкий монастырь обнимают толстые каменные старинные белоснежные стены, с мощными круглыми башнями в конусах-крышах. Вход через небольшие ворота-калитку рядом с огромной, красивой, жёлтой Колокольней в стиле «классицизма» явно века 19. Это, действительно, постройка 1828 года, имеющая многофункциональное назначение: Колокольня с Церковью Трёх святителей: Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого над воротами. Оказывается, что эта постройка уже стала «архитектурной эмблемой Серпухова». Она – трехъярусная.
1й ярус – Святые ворота с двумя калитками по бокам; 2й ярус – церковь; 3й ярус – собственно «звона», с пятью колоколами. Все окна и двери украшены красивыми белыми лепнинными табернаклями (. украшениями). На Колокольне установлены часы, которые мелодично звонят каждые двадцать минут.
В Колокольне можно взять юбки. Рядом с входом сидит сторож, который весь процесс жёстко контролирует. Слишком жестко, я бы сказала, можно было бы и повежливее. Хотя я сама была одета подобающее, но грозный окрик какого-то монаха я всё-же заработала, когда пыталась подняться по ступенькам в Зачатьевскую церковь. Молчу уже про постоянные одергивания рук с фотоаппаратами. В общем – быть в Высоцком монастыре и не получить «по шее» за что-либо – это считай подвиг в мирной жизни. :)
Главная и самая красивая центральная постройка Высоцкого монастыря – собор Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной, бабушкой Христа (Зачатьевский). Он стройный, белокаменный, с невероятно красивыми ярко-голубыми луковицами. Он перестраивался в 16в. и в его кладку вошло основание предыдущего древнего храма, который в 1380 велел воздвигнуть сам князь Владимир Храбрый – победитель Куликовской битвы – в память о битве, о победе над Мамаем, о погибших товарищах. Купола – были шлемы, а в подклетье Зачатьевского собора была усыпальница серпуховских героев битвы. Собор, к сожалению, много раз перестраивался, и сейчас он - тоже «годуновец», здесь опять «боярская красота» - основательность, четкие большие полукружия, два ряда галерей с круглыми частыми арками, высокая лестница, на столбах которой - такие русские «дыньки», «снопы» и «пояски», на толстых шеях собора – уже не шлемы, а большие гладкие луковки. В этом соборе находились иконы из Высоцкого чина. Сейчас он закрыт на реставрацию. (Посмотреть можно здесь:
http://www.pserpuhov.ru/vmonastir/hrami/index.php). Справа от собора – памятный Крест серпуховичам, погибшим на Куликовом поле. В основание креста заложена капсула с землей, привезенная с Куликова поля.
Также справа (южная сторона) к Зачатьевскому собору с голубыми куполами, примыкает небольшая трехэтажная пристройка с маленькой темной луковичкой-главкой. На 3-м этаже здесь - церковь Сергия Радонежского (Сергиевская, 16в.), на 2-ом – соборная ризница, на 1-ом - церковь Николая Чудотворца (Никольская, 18в.). В Никольском храме захоронен канцлер Российской империи граф Гаврила Головкин (родственник царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, у него под Серпуховом были земли, в т.ч. деревня Липицы, подаренная Петром I). Всё сейчас тоже закрыто на реставрацию.
Слева от входа – соборная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская). Именно её опекали Нарышкины и царский спальник Фёдор Засекин. Именно в ней находится другая знаменитая серпуховская икона «Неупиваемая Чаша». Здание двухэтажное, Покровская церковь – на 2-ом также, икона – в центре. Первообраз потерян, и эта икона была написана совсем недавно современным иконописцем (1991, А.Соколов). Образ украсили красивой серебряной ризой и резным деревянным окладом, в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы, который она носила при жизни. Около неё всегда много народа, на ней висит множество золотых украшений, которые оставили в благодарность люди, получившие помощь. Эта икона помогает от пьянства, наркомании и табачного пристрастия. Можно скептически ухмыльнуться, конечно, при этих строках, но одно дело писать, другое – видеть своими глазами. Здесь исступленно молятся люди, и, действительно, от иконы исходит сила, её чувствуешь, когда стоишь рядом. Молебны проводятся по воскресеньям.
Справа – находится рака с мощами второго игумена монастыря Афанасия Высоцкого Младшего. Вообще в этом храме – очень много святынь.
Уже позже, я прочитала, что в Покровской церкви собрано «более 200 частиц мощей угодников Божиих от первых веков христианства до новомученников Российских. Наиболее крупные части мощей хранятся в алтаре храма в особых ковчегах, среди них серебряный ковчег в форме митры с частицей мощей Сергия Радонежского. …Среди множества икон, украшающих храм, особо чтится образ св. Георгия Победоносца – если городу грозила опасность нашествия неприятеля, незажжённая свеча у этого образа самовозгоралась. … Там же храмовый образ Покрова пресвятой Богородицы (18в.); иконы Божьей Матери «Скоропослушница», «Утоли мои печали», «Корсунская» и образ св. Пантелеймона Целителя, которые были написаны на святой горе Афон (20в.); чудотворный образ Божьей Матери «Взыскание погибших»; чудотворная икона Николы Можайского (14в.); образ Преподобного Сергия Радонежского, написанного на крышке раки с его мощами; икона преподобного Серафима Саровского с частицей от рубашки, пропитанной его кровью, когда святой был избиваем разбойниками». Почти все иконы старого письма, у каждой из них своя история, некоторые прославились чудесами.
В монастыре ещё находятся «части Древа Животворящего Креста Господня и Гроба Господня; частицы Гвоздя Распятия Христова; части Дуба Маврикийского; Камня, на котором молился 1000 дней и ночей Серафим Саровский; части Древа куста Неопалимой Купины со святой горы Синай; епитрахиль святого Иоанна Кронштадтского».
За оградой монастыря, но неподалёку, есть церковь Всех Святых. Её построил по заказу купца Коншина архитектор Р.Кляйн в 1896 (кстати, он же автор московских «Музея Изящных искусств» сейчас ГМИИ имени Пушкина и Универсального магазина «Мюр и Мерилиз» на Петровке» сейчас ЦУМа). Красивейший краснокирпичный храм в настоящее время стоит почти в развалинах.
У стен монастыря рядом с входом есть бетонная смотровая площадка, но я уже писала – глазам, к сожалению, не открывается сказочный вид Серпухова и с коня я бы на этом месте не сошла….
Прочитать про монастырь можно здесь:
http://www.pserpuhov.ru/vmonastir/index.php.
Три церкви рядом с Красной горой.
Я уже писала, что в Серпухове, как и везде у нас, с указателями не густо. Поэтому (повторюсь), повернув с Московской улицы направо под стрелку на Владычный монастырь, вы промчитесь по ул. Володарского мимо ряда расположенных друг за другом трёх красивых церквей.
Это место находится рядом с Красной горой. На Горе стоял Кремль, а здесь на Посаде – эти церкви: Троицкая, Ильинская и Успенская.
Троицкая (первая деревянная церковь на этом месте датируется ~сер.16в., перестроенная - 1670/1714). Она – русская, беленькая, со стройной колокольней-шатром, сдержанным декором, миниатюрным зелёным 5-главием с ажурными коваными крестами.
Ильинская (http://www.pserpuhov.ru/blagochinie/hrami/ilinka.php, первая - ~сер.16в., перестроенная – 1748). Это уже барокко, здесь присутствуют фронтоны, пилястры, лепнина. Купола – перевёрнутые чаши. Нежно-жёлтая.
Успенская (http://www.pserpuhov.ru/blagochinie/hrami/uspenie.php, первая - ~нач.17в., перестроенная – 1854). Её построил для города купец Коншин (ну и размах!). Смешанная архитектура - барокко плюс стилизация под «русский стиль». Кораллового цвета с серо-голубыми луковками.
Что интересно, не мы первые, не вы последние – кто проедет мимо этого замечательного «ряда». Вот почему-то все проносятся мимо. Причина, скорее всего в том, что вы только что въехали в Серпухов, увидели первый указатель, повернули, нетерпеливо нажали на педаль газа – и промчались, не поняв, что надо бы здесь остановиться. Сразу за церквями стоит Красная гора с Троицким собором – вот тут-то вы и решите остановиться, а вернее повернёте на холм и начнёте медленно въезжать по спиралевидному пандусу. Зато с Красной горы (с середины, надо остановиться на подъёме/спуске) получаются отличные панорамные фотографии – все три церкви хорошо видны и красиво умещаются в объектив.
Красная гора – Серпуховский Кремль – Троицкий собор.
Раньше (14 век) на Красной горе кипела жизнь, здесь было сердце древнего Серпухова – возвышался Кремль-Детинец, который назывался «градом», а чуть ниже располагались Торг и Посад, дальше тянулись слободы с садами и огородами, ещё чуть поодаль стояли монастыри.
Сейчас – на высоком, пологом, зелёном холме красивой, округлой формы одиноко стоит перестроенная Троицкая церковь или Историко-Художественный музей в окружении скромных деревянных частных домишек. Гуляют куры и туристы.
А раньше Троицкий собор (http://www.pserpuhov.ru/blagochinie/hrami/tsobor.php) был «духовным ориентиром», вокруг него располагался «административный центр», здесь и отсюда древний Серпухов собирал и платил в казну дань мёдом. Собор построили и освятили в 1380 – прямо перед Куликовской битвой. Образ Троицы значил для людей очень много, потому что благодаря стараниям Сергия Радонежского, в народном сознании стал символом народного единства.
Сейчас – здесь Музей (10-17, вых. пон. и посл.чтв.м-ца), не сказать, чтобы большой, но зайти в который нужно.
Во-первых, купить книжку(-и) Ф.Разумовского.
Во-вторых, посмотреть на длинную древнюю лодку-долблёнку, выточенную из огромного «корабельного» ствола, найденную недалеко от Серпухова (в Дракино) на впадении реки Протвы в Оку. Понимаю, возникает вопрос: «Что такого должно быть в какой-то лодке, чтобы ради неё нужно приехать в Серпухов?» :) - Трудно описать чувства словами, нужны глаза – лодка, действительно, почему-то сильно впечатляет и переносит в другое вековое измерение.
В-третьих, здесь собраны скульптуры из усадьбы князей Долгоруковых в Подмоклово. Там была (есть) церковь Рождества Богородицы, которая уникальна своей архитектурой – её строил итальянец (1714). Представьте себе, что в абсолютно русской деревне, в усадьбе князя и дипломата Григория Долгорукова стояла совершенно итальянская ротондная церковь, которую украшали фигуры 16 апостолов, а также мраморные цветы и фрукты, ленты и виноградные лозы (http://www.pserpuhov.ru/blagochinie/hrami/podmoklovo/index.php). Несколько этих совершенно микеланджеловских скульптур и выставлены сейчас в Музее. В само Подмоклово лучше не ехать, т.е. съездить-то, конечно можно, но не нужно – то, что осталось сейчас от этой церкви заслуживает лишь эмоций, выраженных в нелитературной форме.
А еще раньше здесь стоял Серпуховский Кремль с неприступными крепостными стенами и 5-ю башнями. Первый Кремль был мощным, но дубовым, а потом при Иване Грозном Кремль стал полностью белокаменным (что большая редкость) – периметр ~1км, толщина ~3,5м, высота ~6,5-8,5м. Въезд на Красную гору был (и сейчас есть) один единственный – по крутому серпантинному пандусу-спирали, плавно повторяющему очертания холма. Почему единственный? – Потому что главными врагами Серпухова были крымские татары, у которых на вооружении были глинобитные орудия. Стенам Серпуховского Кремля их удары были как слону дробина, только ворота были слабым местом в этом отношении. Поэтому въезд (значит ворота) – один (одни). Если подойти к бровке (кромке) холма, то там вьётся узкая тропка, которую протоптали туристы – она огибает холм как раз по тому месту, где проходила боевая стена. Кремль уже с нижележащими Посадом и Торгом окружал ещё один дополнительный «оборонный пояс» в виде рва и частокола.
~ В 1633 эти стены в последний раз выдержали натиск крымского (татарского) царевича, и в них укрывались жители;
~ С 1650 Кремль стал постепенно разрушаться и часто гореть;
~ В сер.19в. его пытались спасти и фрагментарно отреставрировали;
~ В 1934 белый камень разобрали на материал для Московского метрополитена – им отделали станции Сокольнической линии от «Сокольников» до «Парка Культуры» и нескольких станций Филевской линии. Говорят, что несколько камней досталось и открытой в 1983 году станции «Серпуховская».
И Сегодня от уникального «памятника русского зодчества» остались два крохотных фрагмента стен…. А Троицкий собор (1380) представляет собой mix из шатровой «дырчатой» колокольни 17 века и пристроенных приделов в стиле «ампир». Странно – Троицкий собор расположен почти на самом краю холма, тогда непонятно – как и где здесь стояла крепостная стена «толщиной 3,5м»??
Церковь Николы Белого.
У неё шикарное месторасположение – на холме, и к ней ведут узкие, очень симпатичные улочки, по одной из которой (старая улица от Красной горы, с «целой шеренгой сказочных деревянных домов») машина урча, взбирается с трудом.
Ярко-синее 5-главие церковных куполов отлично просматривается от подножия Красной горы и служит ориентиром куда ехать. Мы её перепутали с монастырем. Ещё бы – такие грандиозные размеры. Представьте себе Большой театр среди деревенских и купеческих домишек в центре, считай, Серпухова. Церковь построена в «благородном стиле московского ампира» (нач.19в.) на месте древнего белокаменного храма (сер.17в.), но и ещё раньше здесь стояла деревянная церковь. Это означает, что место, выбранное древними строителями – сильное, с хорошей энергетикой.
Здесь много вопросов. Почему у церкви такое редкое имя «Никола Белый»? И ещё одна интересная деталь – обычно в честь Николая Чудотворца воздвигают храмы в монастырях, либо соборы в городах. А здесь в Серпухове – это рядовая приходская церковь. Как пишет Ф.Разумовский: «Возведение такого памятника на окраине сплошь деревянного города, должны были предопределять исключительные события, о которых нам пока ничего не известно».
После Красной Революции все иконы вынесли из церкви, положили на лёд речки Нары и – сожгли. На внешней стене алтаря (т.е. на восточной стене церкви) было изображение Николая Чудотворца, которое кто-то трудолюбиво загаживал, но образ всегда следующим утром обновлялся. Во время Великой Отечественной войны была взорвана колокольня и пострадал белый декор. Потом – в церкви располагалась макаронная фабрика, а потом прачечные…. В 1995 году – администрацией города представителям русской церкви были преподнесены символические ключи от храма Николы Белого и в нём возродились службы.
Церковь Николы Белого в недавнее настоящее время была капитально реконструирована на деньги владельца строительного бизнеса (компания «CУ-155»), миллионера (состояние 800млн.$) Михаила Балакина. В 2003 он подарил церкви ещё и огромный колокол (вес 5 тонн), на котором есть надпись: «Сей колокол лит в лето 2003 от Рождества Христова... тщанием и радением рабов божьих Михаила, Марины, Марии, Ирины». У церкви очень модная благоустроенная территория с цветниками, лавочками, дорожками. А ещё вечером загорается специальная подсветка и «в ночное время собор Николы Белого словно облит светом, струящимся по стенам и окнам, и, как зажженная свеча, светит всему городу».
Внутренняя роспись церкви очень интересна. Храмовую живопись называют «библией в красках», потому что на своде купола изображена история от сотворения мира.
Церковь Николы Белого известна ещё тем, что в ней находится уникальный образ Богородицы «Поможение родам». Это очень редкая икона, её ещё называют «Помощи женам чада рождати» или «Родовспоможительница». Она располагается слева, на стене, где окна. Богородица находится как бы в контуре яйца и держит младенца Иисуса тоже в контуре яйца. Эта чудотворная икона старая, довольно тёмная. Она была обретена совершенно случайно в 1993 году, когда священник этого храма протоиерей Владимир Андреев причащал на дому одну пожилую серпуховчанку, которая в знак благодарности попросила внучку достать с чердака икону Богородицы. Батюшка принял икону, смахнул паутину, чтобы прочитать надпись, прочитал – и ахнул. «Поможение родам»! По каким-то причинам эта икона не очень распространена в церквях, и даже странно почему. Она помогает всем кто к ней приходит, ставит свечки, заказывает молебны и отстаивает субботние утренние службы. Она помогает «матерям во время их чревоношения и родов», т.е. беременным, тем, кто не может забеременеть, тем, у кого есть проблемы во время беременности. Люди пишут, приходят потом и благодарят эту икону:
«Мне 45 лет, а сыночку 7 месяцев. Я забеременела после долгих лет трудного лечения… беременность моя протекала настолько легко, что не было необходимости вставать на учет в консультации…».
«Благодарю Господа Бога, Божию Матерь, Николая угодника за помощь в родах моей дочери, родившую двойню - двух мальчиков…».
«Я низко кланяюсь и благодарю Пресвятую Богородицу за помощь в родах моей снохи Натальи. Роды прошли благополучно (ей 36 лет), родила здоровую девочку Ирочку, которую ждали 10 лет…».
«Роды были у меня очень тяжелые, после мольбы к Матери Божией я родила девочку естественным образом…».
«Молитвами отца Владимира, Божией помощью, помощью чудотворной иконы Богоматери «Поможение родам» у нас появился внук. Мы ждали его восемь лет…».
«Пожалуйста, не сомневайтесь, чудо есть: у меня появился внук. Теперь я бабушка. Чудотворная икона «Поможение родам» помогла нам. Мы счастливы!!!...».
«По молитвам Богородицы у нас родилась доченька по прошествии восьми лет после вступления в брак…».
«Благодарю Тебя Господи за то, что Ты помог в родах родить легко и без осложнений здорового малыша. Благодарю Тебя за сына…».
Батюшка Владимир, настоятель собора, который нашёл икону, сам написал Акафист Божией Матери «Поможение родам». Теперь в храме Николы Белого каждую субботу совершается молебен с чтением акафиста и водосвятием пред этим святым образом. Говорят, что в Серпухове повысилась рождаемость….
Посмотреть на церковь можно здесь:
http://www.pserpuhov.ru/blagochinie/hrami/nikola.php.
Редкая возможность увидеть икону «Поможение родам» из церкви Николы Белого:
http://miks.ioso.ru/duhovnaj.htm.
Кружева старинных улиц.
У Серпухова много старых улиц с невероятно симпатичными домами.
«Особенно хороши деревянные дома при ярком солнечном освещении. Лучи солнца бросают на их рубленые стены глубокие тени, неожиданно остро оттачивая рисунок филигранной резьбы. Для образа города эти дома значат бесконечно много, никак не меньше, чем его главные памятники. Они – основа его облика, они создают колорит города рубежа 19-20вв….».
«Рассматривая архитектуру каменных домов можно совершить путешествие в прошлое».
Эти дома-старожилы прячутся – стоят либо в глубине, либо под углом к направлению улиц, либо густо принакрылись палисадниками. Но мы – охотники, ищем и находим:
Улица Володарского
№5 – ампирный особняк фабрикантов Коншиных, кон. 18в., его перестроили в 19в. и на фасаде появились лепные фризы, грифоны, венки и пр.;
№ 12/8 - другой дом Коншиных, стиль – неоклассицизм, нач.20в.;
№23/54 - купеческий дом аж в трёх стилях «древнерусском, барочном и классическом», кон.18в.;
№23/51 - дом с жилыми палатами, где первый этаж по старинке был сводчатым, стиль «купеческий классический» ., кон.18в.
Улица Чернышевского
№14 – жилой дом, классика купеческого строительства, кон.18в.
Коммунистический переулок
№12 – городская усадьба купца Серикова, очень монументальная и представительная, 18в.
Улица Пролетарская
№23/7 – особняк «позднего классицизма» с «высочайше утверждённым фасадом» - высокий белокаменный цоколь, треугольный фронтон, отделка «кабанчик» (глазурованная плитка), колонны, ниши для статуй и старинные ворота, нач.19в.;
№27 – жилой дом, нач.19в.;
№48/2 – редкий тип старинного русского жилища «каменная изба», верхний этаж – жилой, нижний – хозяйственный, обычно имели резное крыльцо и нарядный вид, нач.18в.
Улица Калужская
Это «один из самых очаровательных уголков Серпухова, сохранивший зримый художественный образ застройки классической улицы. …Здесь сосредоточены ведущие памятники классицизма города. …Кварталы по Калужской улице предназначались для дворянства и богатейших купцов».
Самый красивый и монументальный классический особняк (два главных дома, флигели, каменная ограда с воротами, через которые можно зайти во внутренний двор, нач.19в.) на этой улице принадлежал купцу Солодовникову, а потом графине Соллогуб, которая передала дом «в дар» училищу для белошвеек. Следующий за ним ампирный дом – бывшее уездное училище (нач.19в.). «От здания училища открывается самая выразительная точка зрения на перспективу Калужской улицы. Взор неторопливо скользит вдоль, следуя ритму окон, портиков, треугольных фронтонов и арок ворот и, наконец, останавливается на изумительной по красоте силуэта огромной ротонде с фонариком церкви Николы Белого…».
Много «наивных деревянных домиков с резными элементами» на 2-й Московской улице, а также «позднеклассических» зданий на улицах Советской и Ворошилова.
Считается, что с Воскресенской горы (угол Калужской улицы и Коммунистического переулка) открывается наикрасивейший вид на центр Серпухов. «Его нельзя охватить одним взглядом, никакая самая современная фотография не передаст всего многообразия композиционных сюжетов. …С Воскресенской горы можно часами любоваться городским ландшафтом, рассматривать храмы и дома. …Внизу, куда спускается длинная деревянная лестница, течёт речка Серпейка».
Торговая площадь
Екатерина II, которая совершала путешествия по разным городам Российского государства и самолично утверждала новые планы их застройки, в Серпухове что-то подустала. Она с фантазией подошла к делу в
Костроме (веерное расположение улиц), в
Твери (площади - бусины, улицы – нитки), в
Ярославле (доверилась губернатору-масону), в Смоленске (большая центральная площадь с парком в окружении зданий), а здесь – махнула рукой – пусть в городе будут прямоугольные кварталы, главная улица и несколько площадей.
Подчинённые почесали в затылке: КАК расположить прямоугольники-кварталы на ежегодно затопляемом Нарой пойменном лугу, КАК расположить прямые как стрела улицы по сложному рельефу Серпухова с перепадами высот до 20м, КАК разогнать крестьян, традиционно торгующих на Посаде, по разным площадям???
Кое-как нашли выход – типично российский – начали с того, что стали крайне медленно возводить в центре Серпухова Торговую площадь с Гостиным двором и Торговыми рядами. И ждать – авось оно это значить мало ли чего произойдёт за энто время. Этот новый центр города пересекала и новая главная дорога – Московская (из
Москвы в Серпухов). Старая главная – древняя Тульская улица (из Тулы в Серпухов) и старый центр города у Красной горы – Торг и Посад постепенно утратили свой авторитет и значение.
А площадь получилась огромная – 200х200м, по периметру предполагали выстроить «единообразные аркады или колонады». Но куды такие размеры в Серпухове, на кой? Построили Красные 2-х этажные ряды, потом рядом Северные, а всё остальное пространство заполнили палатками, лотками, балаганами, и просто телегами. Причем, что характерно - в каменных торговых рядах многие лавки пустовали, а с разномастных «с телег» шла самая бойкая и бешеная торговля (кон.18в.).
Не прошло и больше полвека, как здесь на площади возвели Гостиный двор (сер.19в.), потом построили деловые здания в стиле модерн, принадлежавшие крупным купцам и акционерным обществам (нач.20в.).
Сейчас Торговая площадь носит имя Ленина. На карте города сразу бросается в глаза крупный квадрат. Мы проезжали мимо, и у нас не было ощущения чего-то значительного. В Гостином дворе сейчас снова какие-то магазины, старинные фасады прикрыты какой-то некрасивой рекламой типа «Обувь по дешевке», «Скидка на дубленки 100% только у нас», «Женская одежда не проходим мимо», «Ювелирный. Бриллиант в подарок». Ну не центр это города, по крайне мере сейчас.
Серпуховский историко-художественный музей или Дом Мараевой.
Сразу возникает вопрос? Кто эта женщина и почему в её доме сейчас музей? Ответ довольно интересный.
Раньше это был самый красивый и богатый особняк в городе. Владелица – Анна Васильевна Мараева, жена одного из самых богатых и удачливых купцов Серпухова Мефодия Мараева. Кто бы мог подумать, что некогда бывшие крепостные нищие крестьяне Мараевы, отпущенные на волю графиней Орловой-Давыдовой, накопят денежку, откроют ситценабивную фабричку и «уволятся в купечество». Удача им улыбается. Буквально через пятнадцать лет после этого, в Серпухове уже будут кланяться перед Мараевыми и судачить о «мараевских миллионах». А потом Анна Мараева получит в наследство от мужа – 2 огромных фабрики, 3 дома в Москве, 11 имений и тысячи десятин земли в разных уездах. Правда возникнет одно обстоятельство-преграда, в виде брата мужа, также предъявившего права на наследство и имевшего козырную карту в руках – брак старообрядцев Анны и Мефодия невенчанных в православной церкви считался недействительным.
И тогда Мараевой был разыгран карт-бланш. Она внезапно покупает на свои «миллионы» коллекцию западноевропейской живописи. Продавец – очень влиятельный чиновник при московском генерал-губернаторе Юрий Мерлин, который как раз (как удачно совпало!) крайне нуждался в деньгах. Получается выгодный взаимозачёт – мы вам деньги вроде как за коллекцию, а вы нам помощь в прекращении тяжбы. Вот что значит Удача. Мараева не только выгодно вложила деньги, спасла свой статус, но ещё и вкусила сладость собирательства. После этого она дополнила свою коллекцию рядом невероятных раритетов, в числе икон и книг, например, у неё оказался редчайший сборник с текстом жития протопопа Аввакума (сейчас находится в Пушкинском музее).
После Красного Октября коллекцию, понятное дело, национализировали. Но – не растащили, а, наоборот, в 1920 открыли музей, который стали пополнять новыми предметами из бывших дворянских усадеб. Сейчас здесь в Доме Мараевой или Серпуховском музее собрана богатейшая художественная галерея. В одном только Русском зале – Поленов, Шишкин, Левитан, Айвазовский, Коровин, Борисов-Мусатов, Васнецов, Семирадский, редкие скульптуры Коненкова и многие-многое другие.
Музей (ул. Чехова, 87/3) располагается недалеко от Высоцкого монастыря. Рядом с ним находится Покровская старообрядческая церковь (Прудный пер.,
http://www.pserpuhov.ru/blagochinie/hrami/pokrov.php). Внутри неё старинный иконостас и собрание икон (около 700), но – она открывается только раз в год на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября.
Алые паруса.
Про цвет парусов, конечно же, я сказала ради красного словца. Но про паруса в Серпухове – всё верно, было такое дело. В нач.18в. в Серпухове началась «парусиновая лихорадка» и повсеместно стали открываться парусные фабрики. Братья Кузовлевы, купцы Серебрянников, Солодовников, Окороков, Кишкин, Плотников, Сериков – запомните их имена. Потому что им принадлежали многие дома в Серпухове, которые вы потом увидите, потому что они строили церкви, которые вы тоже посмотрите. Почему именно парусина? Ответ простой – здесь на приокских землях производили пеньку-сырец, из которой производили парусину. Причем серпуховские паруса шли на экспорт, поэтому кто знает, может и под серпуховскими алыми парусами плавал капитан Грэй, или, по крайней мере, какие-нибудь отважные пираты Карибских морей!
Промышленно-исторический портрет Серпухова.
Когда спрос на парусину утих (нач.19в.) расторопные серпуховские купцы, не зная, кстати, никакого заграничного маркетинха, легко перешли на выпуск тканей – Серпухов стал аршинами набивать ситец, миткаль и нанку, а также делать бумагу. Здесь всех обогнал купец Коншин (так вот кто построил огромную Успенскую церковь!). Дореволюционные фотографии Серпухова показывали такую картинку: бесчисленные купола и колокольни церквей, а между ними вертикали фабричных труб.
Сейчас в Серпухове выпускают лапшу «Доширак». А ещё на автомобильном заводе – машину «Оку».
Продолжение "Поленово. Ока. Бёхово" следует.
©
http://www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.
При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.