День пятый. Равенна –
Римини – Сан-Марино-Урбино
Рано-рано поутру выдвинулись в Равенну. Позавтракали в дороге, чтобы догнать упущенное вчера время. В городе припарковались у железнодорожного вокзала. Заплатили автомату 1,5 евро за час. Очень надеялись не задержаться дольше этого. Нас, собственно, интересовала только могила Данте. Остальное, соборы, площади и пр. строения не особенно отличаются от таковых по всей стране. Церковь (Chiesa di San Francesco), где находится интересующий нас объект, мы нашли быстро (там, кстати, и припарковаться можно было). А дальше нужно было войти в нее (церковь), пройти насквозь и выйти с другой стороны. До этого мы сразу не додумались, а в путеводителе этот нюанс не обозначен. Спасибо языку, до могилы он нас довел.
Историческая справка
В 1302 году за свои убеждения Данте был изгнан из
Флоренции. Он осел в Равенне, где в 1321 году благополучно скончался. С тех пор пристыженные флорентийцы присылают масло для лампы, неугасимо горящей все эти годы над могилой гения.
Нельзя сказать, что место интересно в архитектурном или живописном плане. Но при наличии известной доли фантазии приятного чувства благоговения достичь все же удалось. Мы взяли на память несколько желудей с дуба, растущего над могилой. И с этим бесценным багажом прогулялись по Равенне современной. Попали на праздник хлеба. На одной из площадей были установлены большие палатки в которых за стеклом шустрые пекари в высоких белых колпаках выпекали различного сорта хлеба и пиццы. Урвали себе по кусочку, подкрепились. Там же пообщались с нашим десятилетним соотечественником, живущим с мамой в Равенне и прекрасно говорящим по-русски. К полудню были в Римини. Хорошо знакомый русскому люду городок. Заехали туда из чистого любопытства: «Что там такого притягательного?»… Нет ответа. Запомнился тем, что долго не могли найти моря. То есть пляжа. Наверное, мы не так спрашивали. Будучи у морского рыбного рынка, оставили машину на стоянке, как нам присоветовали пухленькие девушки-подростки, и пошли пешком. Ходили около часа, чуть не заблудились. Нашли вокзал, морской порт, все, что угодно, кроме пляжа. В итоге, вернулись, сели в машину и ехали еще минут 15-20, следуя указателям. Наконец выехали на улицу, вдоль которой бесчисленное множество пляжей. До сих пор не знаем, почему нас отправляли туда пешком.
На вопрос одному из служителей, холодная ли вода, получили ответ: «Для русских отличная!». Откуда он узнал, что мы русские?… Освежив усталые тела в водах Адриатики, отправились мы в одиозное карликовое государство. 657 м над уровнем моря, 10 км от Адриатики и 61 кв. км. общей площади. Государство со странными законами и передачей гражданства только по мужской линии. В путеводителе ему посвящено чуть меньше полутора листов. На подъездах к городу я все ждала, будет ли хотя бы символический пограничный пост. Ничего, кроме плаката «Добро пожаловать в Страну Свободы!». Страна оказалась игрушечной. Небольшая площадь между Государственной Думой и Министерством внутренних дел (отличное соседство!). Узенькие лестницы между многоуровневыми улицами шириной в три шага. Огромное количество крохотных магазинчиков с туристическим товаром. И не уступающие им по числу отели и пункты питания. Пышная кудрявая брюнетка в алом халатике, развешивающая белье у себя во дворике. «Еще дубль?» - заметила фотографирующего ее моего супруга. Путеводитель обещал вид с холма. И вид имел место. И был он великолепен. Причем, как снизу, так и сверху. Некоторая дымка не позволяла разглядеть Равенну и Римини в подзорные трубы (1евро), но зато придавала определенный шарм стремительно сбегающим вниз черепичным крышам, балкончикам, увитым плющом и даже ящикам с пустыми пивными бутылками во дворе одного из баров.
На Сан Марино мы потратили час времени и ни цента денег. Ночевать планировалось в Урбино. Туда было как-то не очень удобно ехать. Пришлось возвращаться в сторону Римини, а потом, проехав вдоль побережья километров 30, сворачивать и пилить еще около 40 км. Таким образом, в жемчужину провинции Ле Марше и самый красивый и хорошо сохранившийся город на холме в
Италии мы попали уже в сумерках. Машину оставили на стоянке у крепостной стены. И отправились осматривать достопримечательности, среди которых (довольно обычных, дворцы, церкви, базилика) дом, где впервые увидел свет Рафаэль. Вот Урбино почему-то запомнился больше других городов. Не знаю, в чем причина. Может быть, мы видели его в свете ночных огней. Может быть, там действительно сохранился дух и колорит средневековья, не прилизанный, для туристов. Но он действительно не похож на другие города. Очень статный, просторный и спокойный. Мы попытались найти там отель. Даже, следуя путеводителю, поднялись на 3-ий этаж древнего дома по старой лестнице, на которой поминутно выключался свет и нужно было искать светящуюся красную кнопку, чтобы продолжить путь и не свернуть себе шею. Записка на двери сообщила нам, что свободные комнаты есть, стоит только позвонить по такому-то номеру телефона и вы сможете занять одну из них. Поскольку ни телефона, ни желания выяснять где найти таксофон и жетоны для него у нас не было, мы предпочли вернуться к своей машине и продолжить поиски ночлега на ней, а не на своих, отваливающихся, двоих. Ночлег нашелся в городке Урбания километрах в 10-15 от Урбино. Опытные, мы не стали долго кружить по окрестностям, а вышли у первой же пиццерии, чтобы узнать, где ближайший отель. Он оказался на втором этаже того же здания. Albergo***, душ и туалет через коридор, телевизор, 31 евро (картой) без завтрака.
День шестой. Тоскана. Лусиньано – Сиена – Сан Джаминьано
О Тоскане нам много говорили в
России перед отъездом, как об одной из самых живописных провинций Италии. Поэтому, выехав из Урбании на следующее утро, мы игнорировали зеленые автострадные знаки и самоуверенно отправились покорять тосканские перевалы. Первое время от красот и серпантинов действительно захватывало дух. Тем более, что погода была пасмурная, «тучная», что только способствовало романтическому отношению к открывающимся видам. Следуя рекомендациям московских товарищей, заехали продегустировать вина на небольшую семейную ферму. За 10 евро с дегустирующего носа можно попробовать вина, которые разливают там, и закусить бисквитными сухариками. Но нас охладила деловая ресторанная атмосфера (мы ожидали, что это будет пожилой фермер в залитом вином фартуке за стойкой, рассказывающий о тяжелой жизни в горах). А продукт там тот же, что в супермаркетах и по тем же ценам. Часа через два кружения красоты стали безразличны. Поэтому, когда нам повстречался городок под светлым названием Лусиньяно, мы, ничтоже сумняшеся, остановились для осмотра его достопримечательностей. В путеводителе о нем ничего не говорится, но туристы там все же встречаются. Достаточно стандартный hill town. Но отсутствие глазеющих налево-направо толп, возглавляемых громкоголосыми гидами, придает ему особый шарм. На ватных, после серпантинов, ногах мы с удовольствием прогулялись по его древним мостовым. Сиену путеводитель рекомендует, как город, в котором, подобно Флоренции, есть много достойных просмотра вещей. Мы первым делом попали на Иль Кампо.
Историческая справка
Площадь в форме наклоненной вперед раковины была построена в середине 14 века для Совета Девяти и предназначена для собраний народа. Она разделена на 9 частей (по числу членов Совета). В верхней части ее находится Gay Fountain, оформленный Джакопо делла Керчиа и обращенный к Palazzo Pablico. Самое интересное - это туристы, лежащие на подобного рода площадях. Поскольку в России не совсем принято лежать на земле, а тем более в центре города на площади, отдыхающий таким образом народ выглядит для нас несколько экзотично. Что касается фонтана, название которого мы так и не смогли однозначно перевести (то ли «веселый», то ли «гомосексуальный»), поскольку на панелях, украшающих его, можно лицезреть и довольно романтические сцены из жизни мужчин нестандартной ориентации. Но, во всяком случае, монетку в воду мы дочери разрешили бросить, так, на всякий случай. Еще мне понравились кафе и желатерии на втором и третьем этажах дома, фасад которого выходит на площадь. Говорят, что цены в них слишком высокие. Но есть что-то в этих балкончиках, заполненных задумчиво жующими посетителями, что-то неуловимое, итальянское, прелестное. Покинув сжигаемую солнцем площадь, мы по увешанной флагами, транспарантами и гирляндами фонариков улице вышли к Кафедральному собору.
Историческая справка
Одна из самых красивых в Италии готических церквей. Начата в 1196 году, закончена в 1215, но усовершенствование ее продолжалось вплоть до 19 века. Фасад из белого, зеленого и красного мрамора, украшенный статуями философов и пророков был выполнен Джованни Пизано. Ныне, оригиналы скульптур находятся в Музее дель Опера Метрополитана, а на их месте красуются копии. Внутреннее убранство собора выполнено так же из разноцветного мрамора и датируется 14 – 16-м веком.
Собор действительно фантастической красоты. Мрамор все-таки идеальный материал для таких строений. Немного не к месту здесь заградительные ленты. Но в целом они картины не испортили. Пока мы отдыхали на ступенях этого великолепия, прибыли наши туристы, числом не меньше 20-ти, во главе с очень веселым гидом, громко рекомендующим закусочную за углом. Мы сбежали, пошли смотреть на подготовительные работы к слету флористов и на целые грузовички разноцветных цикламенов. Еще в подготовительный период поездки, читая заметки «самостоятельных» путешественников по Италии, я наткнулась на описание ритуала бросания монет в колодец с висящим над ним жестяным горшком. И здесь, в Сиене, мы неожиданно нашли дворик с таким колодцем. Я вспомнила о прочитанном, и мы побросали туда все русские монеты, какие нашлись в наших кошельках. Правда, ни одна из них в цель не попала. А иностранных монет было жаль. Не видать нам счастья! Осмотр Сиены забрал у меня последние силы. К счастью дочка уснула и это дало мне право остаться на стоянке в Сан-Джиминьано. Мне удалось даже немного вздремнуть, пока муж осматривал Город 13-ти Колоколен, Итальянский Манхэттэн. Правда, когда он вернулся, нам еще оставалось 20 минут оплаченного времени, он и меня погнал посмотреть. С туристической программой на этот раз было покончено засветло. Предвкушая ранний отдых, мы отправились на ставшие ритуалом поиски отеля. Постепенно стемнело, потом стало привычно поздно, а мы все кружили по городкам и между ними, в попытках найти ночлег. Стараясь при этом не слишком сильно приблизиться к Флоренции. Наконец, удачно свернув в правильном направлении, мы оказались у придорожной гостиницы. 50 евро наличными и без чека, правда, с завтраком. Номер большой, душ за ширмой прямо в комнате, туалет в коридоре. Под окном – трасса на Флоренцию. Нормально!!! Ребенок сразу же уселся смотреть мультканал по телевизору. А мы поглощать сыры, запивая их традиционным Кьянти. Ни названия места, ни имени этого отеля мы не знаем т.к. на выписках с карточных счетов это не отразилось. Более того, на следующий вечер мы пытались найти это место, чтобы переночевать еще раз, но безуспешно…
День седьмой. Флоренция
Утро не заставило себя ждать. Открыв деревянные жалюзи на окне, я увидела велосипедистов, бесшумно промчавшихся по дороге в сторону Флоренции. Завтрак был привычно скудный: кофе и тосты с джемом. Кроме того, приятный молодой, не по годам забывчивый бармен, не подал нам сахара. Но уютная обстановка семейного отеля, обильно декорированного старыми швейными машинками придала шарма серому утру и горькому (превосходному, однако) кофе. Первое, что мы сделали, во Флоренции – купили литровую банку вишневого итальянского мороженного (3,5 евро). Второе, что мы сделали, во Флоренции – поставили машину на подземной частной стоянке у железнодорожного вокзала. Причем, внутрь нас служащий не пустил, забрал ключи и сам отогнал авто. Ну что делать, пришлось довериться, хотя мысль о некоторой сумме наличных, оставленных в бордачке время от времени не давала покоя. Третье, что мы сделали во Флоренции – купили билет на 24-часовой туристический автобус. Это последнее, пожалуй, можно было и не делать. Конечно, нам не надо было искать на каком транспорте доехать до смотровой площадки. Хотя, мы могли сделать это на своей машине, которая все равно стояла, причем не бесплатно. А в остальном, мы вынуждены были подстраиваться под расписание автобуса (раз в полчаса) и либо осматривать все бегом, либо томиться в ожидании на остановке. Уверена, что мое мнение об этом городе разойдется со мнением многих. Красиво, но на меня не произвело никакого впечатления. Говорят, что Стендаль окаменел от восторга, узрев Basilica di Santa Croce. И не он один. Мне же Флоренция напомнила нашу северную столицу. Такая же серая и монументальная. Возможно, чтобы осознать ее прелесть нужно пожить в ней. Как, впрочем, и в Питере. Первая остановка автобуса – Duomo, запомнилась тем, что я боялась потерять ребенка в толпе и пыталась одновременно контролировать ее передвижение и свой рюкзак беречь от воров. Говорят, что здесь их особенно много. Хотя нам, русским, к этому не привыкать.
Историческая справка
Duomo или Cathedral начат в 1296 году сиенским архитектором Арнолфо ди Камбио. Строительство продолжалось 150 лет. Современный готический фасад из розового, белого и зеленого мрамора заменил в 19-м веке незаконченный оригинал Арнольфо ди Кампио. Интерьер собора декорирован фресками Vasari и Federico Zucari. Витражи от Donatello, Andrea del Castagno, Paolo Uccello и Lorenzo Ghiberti. Basilica di S.Lorenzo бала выстроена в 1425 году по заказу Медичи на месте базилики 4-го столетия. Одна из самых гармоничных представительниц архитектуры Ренессанса от Brunelleschi была приходской церковью семейства заказчика.
Следующая остановка Piazza San Marco. Не совсем на площади, а на улице, выходящей на нее. Мы немного растерялись, но быстро сориентировались.
Историческая справка
На площади Сан Марко находятся женский доминиканский монастырь и церковь Сан Марко. Последняя была заложена в 1299 году, реконструирована в 1437. В ней есть несколько характерных для того времени картин, однако они бледнеют по сравнению с сокровищами прилегающего монастыря. Конвент хранит собрание работ Fra Angelico, многие из которых прибыли сюда в 1860 годах.
На площади Сан Марко оказался довольно живописный рынок, на котором шла бойкая торговля керамикой. Мы, конечно, увлеклись красками и сочетаниями. Сделали несколько удачных фотографий. Но ни церкви, ни конвента, ни, тем более, его сокровищ не увидели. Поскольку поспешили на пресловутый автобус. К тому времени мы немного подустали и благополучно пропустив несколько остановок (Археологический музей, Piazza Becaria, и, как ни парадоксально, S. Croce), переехали на другой берег Арно по Ponte S. Nicolo. По пути с удовольствием наблюдая за повседневной жизнью современных флорентийцев. В итоге, попали на Piazzale Michelangelo, где обнаружили, без особенного удивления, впрочем, статую Давида. И совершили с ней ритуальное фотографирование. Очевидно, что Давид – всего лишь одна из многочисленных копий бессмертного произведения. Но панорама города, открывающаяся с площади более, чем достаточная причина посетить это место. Мы даже запечатлели ее на фото (точнее на 5-ти снимках) и теперь Флоренция в обрамлении африканского тика красуется на стене нашей квартиры. Поглазев на несколько пар молодоженов ( вот это платья!!!, да, а на машины посмотри!!!), отправились во дворец Питти. Приятная фамилия, не правда ли! Это единственный музей, куда мы позволили себе зайти во Флоренции. 6,5 евро за просмотр одной экспозиции. Не помню точно, по-моему мы смотрели покои семьи. Это было первое, что попалось на пути. Ведь мы же не знали, что в разные части дворца нужно покупать разные билеты. Почему-то, во время осмотра вспоминались наши музеи. И сердца наполнялись гордостью. Кроме всего прочего, во дворце выяснилось, что пропала деткина пустышка. Пришлось, не умолкая рассказывать истории про принцесс, которые здесь жили и про их собачек, которые унесли соску для своих щенков, чтобы ребенок не нарушил благоговейную тишину музея зычным русским ревом.
Покончив с этим дорогостоящим и утомительным мероприятием, мы с удовольствием отдохнули на площади перед дворцом. Дочь занялась любимым делом – кормлением и разгоном голубей. А мы наблюдали за съемками какого-то итальянского кино. Кучерявый паренек кормил голубей булочками и в этот момент к нему подъезжала девушка на электромобиле. Они целовались и вместе уезжали. И так раз шесть или семь. Уже булочки кончились, актер собирал последние крошки с камней, чтобы подманить необходимое количество птиц. А у тех был богатый выбор на места питания (на площади много отдыхающих туристов) и съемки сильно затянулись. Последний пункт нашей туристической программы был обозначен на автобусной карте, как O – Tornabuoni. Мы переправились через Арно по Ponte S. Trinita, покинули автобус и, прижимаясь к парапету набережной, попытались проникнуть на Ponte Vecchio, но с коляской это сделать практически невозможно. Такое количество туристов мы видели только в
Венеции на Сан Марко. Стоит ли говорить, что в
Галерею Уффици мы тоже не попали (очередь попросилась на фото). Зато поглазели на клоунов и клоунесс, развлекающих толпу. Побродили по площадям. Сделали галерею снимков античных «фрагментов». И, наконец, увидели S. Croce. Ребенок тем временем поспал, вызывая умиление прохожих различных полов и национальностей. Порядком уставшие, минут 20 изучали расписание движения общественного транспорта в ожидании своего автобуса. Уже смеркалось, когда нам приспичило увидеть Капеллу Медичи. Нашли ее легко, но, как и следовало ожидать, она была закрыта. Зато рядом с ней обнаружили уличный рынок. В ажиотаже прикупили пару сумок за 5 евро, потом в
Москве в подземных переходах видели такие же за 800 рублей.
До вокзала с большим удовольствием прогулялись пешком, поглазели на витрины. В машине нас ждала радость – пустышка. Ребенок приклеился к ней и затих на заднем сиденье, видимо вспоминая пережитое за день. А мы начали стандартные поиски отеля. Поскольку вчерашнее наше пристанище найти не удалось, мы просто ехали в сторону
Пизы и ждали, когда попадется на пути что-нибудь, напоминающее отель. Наконец, ближе к полуночи, прибыли в Эмполи. По пути туда нас накрыло довольно приличной грозой. Выходить из машины для традиционных расспросов местных жителей никому не хотелось. Ребенок, подкрепившись крекерами и фруктами, давно мирно спал, а мы все кружили по городу в поисках ночлега. Наконец часов в 12, на площади Виктории мы обнаружили единственную в городе гостиницу, где и остановились (Albergo, 40 евро картой, туалет в коридоре, зато душ в номере). Обстановка и запах в номере напомнил мне советские средней руки гостиницы. Но открыв жалюзи, я обомлела. Окно выходило на залитую дождем и светом площадь с празднично подсвеченным фонтаном. Прямо как в кино! Судя по оживлению в близлежащих барах город отмечал какое-то торжество. Мы к ним присоединились, откупорив бутылочку местного вина, одобренного разговорчивым пожилым портье, который все сетовал на то, что Италия вошла в зону «евро».
День восьмой. Пиза - Тирренское побережье
На утро ни от дождя, ни от праздника ни осталось и следа. Так же, как и от наличных денег в наших карманах. Близлежащие банкоматы предательски отказывались принимать наши карты к оплате. Налегке выехали в Люкку. Первоначально, был план посмотреть еще и Пистойю, но к ней как-то очень сложно было выезжать, мы ее манкировали. Кроме всего прочего чувствовалась усталость от архитектурных и исторических памятников. Поэтому когда прибыли в Люкку, даже не остановились, чтобы совершить пешеходную экскурсию по знаменитой городской стене.
Историческая справка
4-хкилометровая стена была возведена в 16 – 17 веке. Она напоминает оборонительные сооружения, которые позже использовал французский военный инженер Vauban.
Как воспоминание об этом городе у нас остался только неприятный осадок от невыгодного обналичивания денег в местном банкомате. В Пизе безуспешно попытались припарковаться недалеко от Campo dei Miracoli. Места для нас не нашлось. Оставили машину в нескольких кварталах и пошли туда пешком. Туристов, естественно, немерянно. Но просторный двор и газон спасают от толчеи. У мужа сразу возникло ощущение игрушечности комплекса строений на площади. Будто поставили декорации. Пизанцы считают это место самым красивым в мире.
Историческая справка
The Cathedral – образец церкви в романском стиле. Заложен в 1064 году. Декорирован чередующимися полосами темно-зеленого и кремового мрамора, что характерно для Пизанско-Романского стиля. Интерес представляют бронзовые двери от Bonanno Pisano, которые заменили деревянный оригинал, пострадавший при пожаре 1596 года. Падающая (Пизанская) Башня – колокольня при соборе. Bonanno Pisano построил только три этажа, когда башня начала падать из-за сдвига почвы под ней. Проблема существует по сей день. Строение наклоняется на 1 мм в год в южную сторону. В 1998 году падение попытались приостановить. Башню обмотали тросами на уровне 3-го этажа и прикрепили к А-образной раме с северной стороны. Это удерживало башню и давало возможность рабочим перенести часть почвы на северную сторону, для создания противовеса наклону. Башня выровнялась благодаря этому на 40 см. Эксперты надеются, что это напоминание об ошибках прошлого удастся сохранить еще не менее 300 лет. Наклон от перпендикуляра сейчас составляет 4,1 м. Говорят, что Галилей преодолевал 294 ступенчатый подъем на верхний этаж башни, чтобы ставить эксперименты с гравитацией. Baptistry заложен в 1153 году, завершен в 14-м веке и представляет собой смешение архитектурных стилей. Нижняя аркада в Пизанско-Романском стиле. Верхняя секция и купол готические.
Мы сделали стандартные снимки: башня, падающая из-за собора; я, поддерживающая башню; муж, поддерживающий башню, и т.д. И тут поднялся такой ветер, что трудно было удержаться на ногах, при наиболее сильных порывах детеныша вообще сносило. Продираясь сквозь плотный поток встречного воздуха или бегом при попутном дуновении добрались до билетной кассы. Где узнали, что подняться на башню стоит 15 евро с человека. Дети при этом категорически не приветствуются. Ну, не очень-то и хотелось… Вернулись в машину с надутыми ушами и полными песка глазами. Всё, едем в
Рим! Нет, сначала к морю. Поехали в Лидо ди Пиза. Нашли небольшой уютный ресторанчик seafood прямо на берегу. Уселись у окна в которое время от времени била волна. Клёво!!! Мужу принесли всякой морской живности, приготовленной под потрясающим соусом. К нему подали пористый хлеб с хрустящей мучнистой корочкой (кто сказал, что вымакивать соус хлебом неприлично?). Мне повезло меньше. Блюдо, которое я выбрала в меню на итальянском языке, оказалось очень пикантными спагетти с мидиями. Ни то ни другое я не люблю. Но голод не тётка.
Здесь же мы узнали, что такое корретто. Учитывая наличие спиртного в нем, пришлось воздержаться, хотя выглядело красиво. Подкрепились и в путь. Доехать удалось только до набережной. Не остановиться там мог только слепой. Море было прекрасно в своем буйстве. Народ специально съезжался посмотреть на это. Все стояли как завороженные под холодным ветром, бросающим в лицо тучи холодных соленых брызг. Над рядом белых двухэтажных домов, теснящихся вдоль кромки моря, нависли черные тучи, а волны бросали горсти гальки прямо к парадным, как цветы к ногам женщины. Мы забыли про 300 с лишним километров, которые нужно преодолеть и смотрели, снимали, ходили греться в машину и снова смотрели. Отсняли полпленки. На этом пришлось остановиться – ее запасы не бездонны. Выехали уже очень после обеда. И до Гроссето не могли попасть на автостраду. Ехали по дороге очень живописной, но достаточно загруженной, вдоль моря. Потом, наконец, выехали на автостраду, но и по ней быстро ехать не получилось – сильный боковой ветер сдувал легкий Фиат на большой скорости. Пришлось держать 110 - 120. Поэтому в Рим приехали уже совсем поздно. Стали искать отель. Оказалось, что это проблема. Очень дорого. Наконец, постоянно путаясь в бесконечных завязках и развязках, набрели на Hotel Chopin во Фьюмичино. 77 евро за отличный номер с 4-мя кроватями, комфортабельными удобствами, телевизором и завтраком.