Оптина пустынь – это место силы и света - как бы высокопарно это не звучало. Не думаю, что в Оптину Пустынь приезжают случайные туристы – у неё такое месторасположение, которое напрочь отметает любую туристическую спонтанность: «А не заехать ли нам по дороге?».
Нет – ~200км до Калуги, потом ~70км до Козельска в 7км от которого в сосновом вековом лесу уютно устроилась Оптина Пустынь на берегу речки со здоровым названием Жиздра – просто так никто не поедет. И даже если вам покажется ваше намерение посетить Оптину пустынь случайностью – например, вас внезапно озарит идеей туда съездить, или вашим глазам попадется заметочка с маршрутом, а ваши уши поймают мысль о поездке от знакомого или от медийного источника – не называйте это случайностью.
Потому что это – ваше личное невидимое приглашение в Оптину Пустынь от Оптинских Святых Старцев.
Зачем?
Каждый на этот вопрос ответит только после визита. Или не ответит. Но в любом случае посещение Оптиной Пустыни – будет не рядовым путешествием-охотой за достопримечательностями, и не будет очередным симпатичным монастырём. И в любом случае Оптина Пустынь займёт в вашей душе, в вашем сердце особое место – как бы ни пафосно звучала эта фраза сейчас в нашем меркантильном мире. Из Оптиной просто так – вы не уедете, потому что-то обязательно с собой унесёте. Что это будет? Ну, по меньшей мере, и точно – вы задумаетесь о разных вещах.
Как описывать Оптину Пустынь? Это как открыть сердце. Описать, конечно, можно – церковь такая-то, век такой-то, стиль такой-то. Но это не передаст того душевного наполнения, которое даёт Оптина Пустынь. Состояние это какое-то неуловимое, неясное – ты же не можешь определенно заявить, да я вошёл в Пустынь таким-то, а вышел с сияющим нимбом на голове. Словами не поймать это невидимое в тебе и вокруг тебя. Да ещё в наш материалистический век, когда всем всё надо пощупать. Я читала чей-то отзыв, люди были разочарованы – приехали, мол, в такую даль, а чево смотреть, ничево особенного тут и нет.
В общем-то, какая-то правда в этом есть. До 1985 года здесь были – развалины. Оптина пустынь – это новодел. И если решили поехать сюда за архитектурным выпендрежем, то – не надо, поворачивайте обратно.
Оптину Пустынь освещают люди – святые Оптинские Старцы. Даже странно об этом писать. «Сияние жизни этих людей до сих пор освещает жизненные пути множества других».
Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.
Шамордино – находится в 14км от Оптиной Пустыни и это – у-д-и-в-и-т-е-л-ь-н-о-е по природной красоте место и совершенно необычный (казалось бы для такой маленькой деревеньки) и прекрасный по архитектуре собор. Духовная идея создания женского монастыря в этом месте принадлежит одному Охтинскому Старцу – Амвросию, а материальное воплощение – известному московскому купцу Перлову. Чтобы заранее оценить масштабы своего будущего изумления при виде собора, надо сказать, что этот купец владел в
Москве магазином, который и по сей день поражает нас своим замечательным китайским интерьером – это знаменитые «Чай-Кофе» на Мясницкой.
«Эх ты, Русь моя! Моя забубенная, разгульная, расчудесная,
расцелуй, люби тебя бог, святая земля».
Н.В.Гоголь
«Есть места, которые сами по себе не ознаменованы ни особенною
красотою природы, ни воспоминаниями историческими или другим
чем-либо, могущим поразить воображение с первого взгляда,
но которые оставляют в сердце глубокое впечатление, потому что
оно проникает постепенно и уже больше не может изгладиться.
Такова Оптина Пустынь».
Н.В.Гоголь
Идея поездки.
«Случайность». Случайная встреча. Случайные слова.
Как-то, пробегая по Тверской, я решила вдруг заглянуть в любимое мною подворье Валаамского монастыря (2я Тверская-Ямская). По-моему, мне захотелось купить детских сказок (там есть книжная лавка). Зашла в маленькую церковь на 1-ом этаже, народу кроме меня и ещё одной женщины – никого. Вдруг заходит молодой полный парнишка в подряснике. Его совершенно по-детски искреннее общение я уже наблюдала в церковной и книжной лавочках на 2-ом этаже., где он жизнерадостно нарушил умиротворяющую тишину: «Здравствуйте. Вот я приехал. Сегодня обратно. Но решил вот к вам заскочить. Как ваши дела? А я к врачу ездил в Москву…». Его все тоже радостно приветствовали. В общем, этот парень также непринужденно и легко завязал разговор с нами. Он рассказал, что он послушник из Оптиной Пустыни, что недалеко от Козельска, что его поставили на тяжелую послушание в коровник, и у него лопнули сосуды в глазах, потом перевели в церковную лавку, а сейчас он приехал на медконсультацию, вечером обратно, каких-то 4 часа и он уже у себя. Предложил нам написать записки, а он передаст.
Мы написали, отдали ему, расплатились, поблагодарили, поболтали ещё и распрощались. И всё.
Всего дел на пятнадцать минут, а в голове осталось – Оптина Пустынь, Козельск. И где это? …
Что интересно: прямо накануне перед поездкой мы с мужем вдруг внезапно начали ураганно ссориться. Ну, скажу я вам, что 9ти бальный шторм на картине Айвазовского по сравнению с накалом наших страстей можно назвать почти что штилем, а «Король ринга» - милым чаепитием с баранками. Даже не знаю – как поехали всё-таки. Точно говорят святые старцы, что «всякому доброму делу предшествует или последует искушение»….
Мало того. Тоже любопытно. Обычно я могу написать рассказ о путешествии достаточно быстро – было бы драгоценное время. Села (обычно ночью), погрузилась в воспоминания и понеслось. Здесь же, писать об Оптиной было невозможно – не могу и всё тут, и не по причине того, что сложно – просто откуда не возьмись стали отвлекать разные дела. Как назойливые мухи, причём даже не важные, а наоборот, какие-то очень завлекающие, как из рога изобилия посыпались внезапные приглашения на всякие приятные мероприятия-вечеринки-дни рождения.
А ещё несколько раз улетал текст. Только напишешь, утрёшь пот с лица, но что-то глючит файл и вместо текста – белая бумага.
Поэтому не удивлюсь, если и вас начнёт внезапно «ломать» - типа «что-то мне неохота читать». Вот точно, как будто хвостами кто-то перед лицом машет :(.
Путеводитель.
Я пользовалась книгой «Святые места
России». И, конечно же, Солоухиным! – «Время собирать камни» - повесть об Оптиной Пустыни и Шамордино (http://gosudarstvo.voskres.ru/solouhin/time4.htm). Сайта, к огромному сожалению, у Оптиной пустыни нет. Я нашла только интернет-адрес их подворья в Ясенево (здесь можно почитать и про сам монастырь):
http://optina.org.ru. Здесь подробно про старцев:
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/optpaterik/contents.html
Дорога.
От Москвы до Калуги: можно ехать либо по Киевскому, либо по Калужскому шоссе – через ~100км (в районе Обнинска) они встречаются в круге, после чего вы выезжаете на отличную скоростную дорогу до Калуги. В сам город заезжать не надо – поэтому вы ориентируетесь на указатель Калуга-2, это объездная трасса. Далее по мосту через Оку направо (слева остаётся Калуга), далее за очень длинной деревней без садов - Карекозево будет еще один мост через Оку направо. Это направление Перемышль - Козельск. Дорога до Козельска хоть и узкая, но отличная, т.е. 100-120км/ч – это нормальная скорость.
Начиная от Перемышля – самый красивый участок дороги. Я, конечно, представляла себе окские красоты после поездки в Поленово. Но здесь …. Если бы рисовала пейзажи к мультфильмам по русским народным былинам, то ничего придумывать не надо. Приезжай сюда, садись, зарисовывай. Дорога идёт по холмам – вверх-вниз. Вправо-влево расстилаются зеленые бархатные просторы до горизонта. Сейчас весна, поэтому краски либо сочно-ярко-зеленые (трава) либо солнечно-желтые (одуванчики, сурепка). Пейзаж, действительно, былинный. Холмы – идеальной округлой формы стелятся волнами. Где-то блеснёт спинка речки. Где-то живописно расставлены кучерявые группы деревьев. Где-то пасутся стада крошечных пестрых коров. Вот точно где-то там по этим холмам скачут Алеша Попович с Добрыней Никитичем. Прозрачно-голубое небо смыкается с бархатным волнисто-бугристым травянистым ковром где-то о-о-чень-очень далеко. Не зря горизонт раньше назывался по другому – окоём. Действительно глазами, т.е. очами не объять, не охватить все это грандиозное природное творение. Где-то я читала, что это «национальный парк, раскинувшийся вдоль бассейна рек Угры и Жиздры - свыше 110 гектаров великолепного ландшафта с уникальной флорой и фауной». Русская
Швейцария – можно было бы ещё так сказать, если бы не встречающиеся двухэтажные обшарпаннейшие панельные дома с развешанными простынями (в каком-то поселке) и бабульки в немыслимо стареньких болоньевых плащиках 60-х годов и платочках.
Экология здесь, хочется думать, замечательная. Деревни, хоть и проездные, но очень тихие, машин не так уж много. Интересно, что в деревнях строго по очереди продаются продукты: в одной молоко, в другой яички, в следующей снова молока, дальше снова яички и т.д. . Кстати, картошка здесь – необыкновенно вкусная. Мы купили ведро на обратной дороге, потом уже дома попробовали – рассыпчатая, белая – ну, хоть возвращайся обратно ..
Шамордино находится где-то ~ в 14км не доезжая Козельска. В Козельск можно не заезжать и сразу свернуть на Оптину Пустынь (есть указатель). Но мы, конечно, этого делать не стали. Проехать мимо старинного Козельска – да ни за что! И не пожалели.
Оптина Пустынь.
Господи, ну как же начать то!
Не получится у меня плавного повествования – это точно. Фрагменты будут – из того, что думаю, что прочитала, что увидели.
Когда до Козельска оставалось всего несколько километров, мы мчались в радостном предвкушении, по обеим сторонам дороги расстилались луга до горизонта, вдруг слева на удивление внезапно и неожиданно показался какой-то совершенно сказочный городок. Золотые сверкающие луковки, разноцветные здания – голубые, розовые, салатовые – точно из пушкинской сказки «остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами». Ощущения были именно такими – как будто на чьей-то ладони разместился дивный город. Причем все это достаточно далеко, впереди бегут луга, далеко стеной стоит тёмно-зелёный лес. Удивление было такое сильное, что мы даже не сразу поняли что это – Оптина Пустынь.
«За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание». Н.В.Гоголь.
«Монастырь выглядел, как корзина белых лилий на фоне синего леса». Из Солоухина.
Основание Оптиной Пустыни относится к кон.14-нач.15в. По одной легенде его основал покаявшийся разбойник Опта, который в постриге принял имя Макария, и некоторое время пустынь называлась Макарьевой. По другой – двумя веками раньше монастырь могли заложить с городом козельские князья.
От Козельска к Оптиной тоже ведет очень красивая дорога, за рекой Жиздрой с шоссе вы делаете плавный поворот и попадаете в густой, высокий, мощный сосновый бор.
Дорога выводит к огромной парковке. Справа – стена сосен-великанов – на толстых янтарных ногах густые шапки из сосновых иголок. Впереди – разноцветная Оптина Пустынь.
Проходим через монастырские ворота в сливочного цвета крепкой стене и глаза начинают ходить туда-сюда. Надо сначала разобраться в постройках.
Слева:
Церковь (совершенно новая, небольшая, во имя ? не запомнила).
Колокольня.
Справа:
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь), 1811.
Оптинский некрополь.
Собор в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор), 1750-1771.
Храм в честь преп. Марии Египетской и св.прав. Анны (на реставрации).
Сзади Введенского собора:
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская церковь), 1996.
Сзади Казанской церкви:
Часовня в память Оптинских иноков.
Мы знали, что по монастырю проводят экскурсии, поэтому после определённых поисков нашли, наконец, домик, где всё оформили (за воротами, справа, низенький домик-вагончик, вход в него тоже справа сбоку). За 15 минут до нас ушла большая экскурсия, если бы мы в неё вписались, то билеты обошлись бы ~ по 70-100р., а так для нас двоих – 700р. Но это стоит того. К нам после недолгого ожидания подошла скромная женщина, в длинной юбке и платке – Людмила Васильевна и стала нас водить по храмам и рассказывать. Если бы мы не взяли экскурсию (она длится около часа, который пролетел незаметно), то многое бы потеряли.
У нас у всех разные глаза, разное душевное наполнение, разные приоритеты и цели по жизни. Очень многие в священнослужителях усиленно видят определенные вещи. Заходят, к примеру, в монастырь, видят священника садящегося в иномарку и сразу исторгают радостный ярлык: «Ооо, ну мы так и знали, ишь поп на джипе ездиет, РПЦ, вот он опиум для народа. Всё нам я-ясно!» А что ясно – непонятно. Я не спорю, что среди священнослужителей встречаются, конечно, всё встречается и бывают, бывает. Но разве один такой «поп», два, десять, сто таких служителей могут дать тень на русскую церковь, на русскую веру? Да не получится у них при всем желании – не липнет оно к такому глубочайшему и чистейшему понятию как русское монашество. Это, наоборот, вы пачкаете своими мыслями самого себя, раз всего лишь по первым поверхностным впечатлениям создаёте «глобальное мнение» и готовы видеть только один цвет. «Пусть не остается в вас надолго плохой помысел, ибо он наносит вред. Он подобен мухе, садящейся на мясо и откладывающей яйца. Вскоре в мясе появляются черви. Так и плохой помысел, когда он остается в уме, причиняет большой вред».
Один истинный монах, то есть человек, невероятно устремленный к Богу, а значит к любви и добру, кроме своей души вытаскивает из тьмы тысячи других душ. Истинный монах-молитвенник, продравшийся через колючую проволоку человеческих страстей, хотений, и грехов, приобретает твердую веру и мягкий характер, дар к душеведению и ясновидению, творит чудеса. Мудрость – богатство зрелых людей. Оптинские старцы – это свет нации.
Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.
В позапрошлом столетии к какому-нибудь сухонькому маленькому старцу выстраивались в очередь тысячи и тысячи человек, и у каждого своя проблема, боль, вопрос: «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».
Какой-нибудь чересчур пытливый ум точно озаботится размышлениями: «Ну, раньше, все к старцам за советом шли – так этож понятно: телика не было, журналов с красивыми картинками тоже, ни книжных лабиринтов тебе, ни интернета, ни isq! Как же это люди жили-то без футбольных новостей, прогноза погоды и сериалов? Уму непостижимо! Вот и к старцу сходить – это уже развлечение».
Так почему же и сегодня, сейчас при таком-то изобилии, люди сюда не просто идут – валом валят. Почему вопросы – всё те же? «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели». ?
Казанская церковь.
Первая церковь справа. Бледно-нежно-голубая. Незабудковая густо-голубая маковка-чаша с маленькими золотыми звездочками. Классика.
Это самый большой храм Оптиной Пустыни, внутри очень красиво: золотой торжественный иконостас, яркие росписи-фрески, которые монастырские братья-иконописцы выполнили по древнему способу «влажной» росписи. Невозможно себе даже и представить, что церковь была почти полностью разрушена – и не вражеские снаряды сюда попадали, а причина - обычная человеческая глупость. Собор восстановили – в 1996…. До этого глаза не смотрят на фотографию, где в центре обшарпанного алтаря стоит комбайн.
В Казанском храме находятся мощи трех Оптинских старцев: Моисея, Антония и Исаакия I.
Моисей и Антоний – братья (Путиловы - Тимофей, 1782-1862, 80 лет и Александр, 1795-1865, 70 лет). К началу 19в. Оптиной Пустыни, считай, почти и не было – она была сильно разорена петрово-екатерининскими реформами, и в ней к этому времени обитали всего лишь два престарелых монаха. Братьев призвали из Смоленской губернии (они пустынножительствовали в Рославльских лесах) и монахи энергично принялись за дело. Для начала в близлежащем сосновом лесу было вырублено четырехугольное пространство, его обнесли стеной и здесь решили разместить скит (Иоанно-Предтеченский), в котором потом и стали жить старцы. Отец Моисей был настоятелем монастыря, а отец Антоний стал настоятелем скита.
Их святые мощи находятся справа, перед иконостасом у окна. У них общая плита из белого мрамора.
Преп. Моисей: «Если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то, смотришь, сверх ожидания он и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает».
«Нам всегда надо говорить: по воле Твоей, Господи, да будет то или другое. Посылаемое все надобно принимать, как от руки Господни: скорбное ли - к терпению, приятное ли - к благодарению».
Преп. Антоний: «Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т.е. если плюнешь - потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия…».
Исаакий I (Иван Антимонов, 1810-1894, 84 года). Из Курска. Из купеческой семьи. В 36 лет пришел сюда в монастырь. Настоятель Оптиной Пустыни. Ученик старца Амвросия. В течение тридцати двух лет управлял он монастырем. При нём был достроен храм Всех святых; сооружен новый иконостас в Казанском соборе и перестроен старый во Введенском; достроен водопровод; построена монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования; построен странноприимный дом, в котором каждую субботу кормили до трехсот человек и раздавали милостыню; а также книжная лавка и другие здания. Под его управлением Оптина приобрела лесные участки (так были решены проблемы с топливом), луговые земли, открыт свечной завод, а также поощрялось разведение монастырских садов и огородов. Благодаря его заботам, Оптина пустынь стала одним из процветающих монастырей России.
Он был очень простой по характеру. «Какие у нас скорби? У нас не скорби, а скорбишки. Вот в миру так скорби: жена, дети, обо всем забота; а у нас что? Полно Бога гневить, надо только благодарить Его; живем на всем готовом».
Мощи преподобного Исаакия находятся слева от иконостаса, под каменной плитой.
Мы приехали в Оптину Пустынь около 11 утра, а в это время ещё идут службы (с ~8 до 12). Поэтому в Казанском храме мы просто немного постояли, полюбовались внутренним интерьером, послушали пение и потихоньку вышли. Думаю, стоит планировать время вашего приезда в зависимости от того, хотите ли вы отстоять службу (значит приехать пораньше) или просто походить по монастырю.
В Казанском храме (вход слева в подвал) находится церковная лавка. Там можно купить свечи, книги, иконы, фотографии Оптинских старцев (как сейчас жалею, что не додумалась приобрести), обережные ленты, и другое. Меня удивило, что во всех церквях Оптиной пустыни внутри продаются только свечи и принимаются записки. Это очень приятно. Заходя в храмы, совершенно ни на что не отвлекаешься с мирским интересом. Только свечи. Только записочки. Причем (а это очень важно!) – цены более чем лояльны (сравниваю с московскими и другими). Для примера, заказать службу о здравие на одного человека на год стоит ~200р., а не 500-600р. Сорокоуст - ~70р., одно имя в простой проскомидии – 3р. А ещё удивили свечи – они все восковые, приятно пахнущие медом, разных размеров: от обычных до просто гигантских, высоченных, с диаметром сантиметров 3-5 (одна такая красивейшая толстенная свеча стоит всего ~200-300р.). Извините, что отвлеклась на материальное :). Но, что делать :).
Введенский собор.
Второй справа. Нежно-салатовый. 5 куполов: четыре незабудковых луковки со звездочками и в центре золотая маковка. Белые колонны. Классика.
Это удивительный храм.
Здесь находятся святые Оптинские старцы Амвросий и Нектарий, и древняя икона Казанской Божией Матери. Я даже сейчас не могу отчётливо сказать – насколько красив этот храм, потому что очень разволновалась. Но одно могу утверждать – этот храм очень светлый и в прямом и переносном смысле.
Когда входишь в Введенский собор, то на правой колонне, тоже с правой стороны находится икона святого Паисия Величковского. Это – идейный «строитель» Оптиной пустыни.
Паисий Величковский (1722-1794, 72 года). Он из Полтавы. Был на Афоне, потом возглавлял в
Румынии Нямецкий монастырь со 700-ми монахами. Его ученики – Оптины старцы, воплощение его идей – Оптина Пустынь. Святой Паисий:
- Понял, что православное монашество вырождается во внешнюю обрядовость, и возродил уже забытое старчество, утвердил его и сделал основой духовной жизни в своих монастырях. (В Оптиной Пустыни были его ученики и ученики его учеников);
- Заметил ошибки и малопонятность славянских переводов «отцов церкви» и начал собирать и переводить старинные греческие первоисточники на церковнославянский; потом создал целую школу монахов-переводчиков и – вновь и правильно переведенные книги расходились во все стороны православного мира. (В Оптиной Пустыни по его заветам было создано собственное издательство, где издали все драгоценные рукописи Паисия и новые переводы, а также была собрана огромная, тщательно подобранная библиотека);
- Учил, что через произнесение имени Иисуса Христа происходит соединение с Богом и что молитва должна быть умно-сердечной – то есть идти из ума, но произноситься сердцем. Это учение возникло на Афоне и называлось – имясловие. В России почему-то возникли противоборствующие течения – имяборцы. (Все Оптинские монахи молились так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»).
Как странно об этом писать. Сейчас православие в России расцветает, восстанавливаются старые обители и храмы, возводятся новые, люди идут и идут в церкви. Поклоны кладём, крестимся, свечи ставим, молитвы читаем, но – знаем ли мы, как нужно молиться? «Никакие внешние действия: ни коленопреклонение, ни возжигание свечей, ни земные поклоны, ни крестное знамение, ни воспеваемые слова, ни воздетые руки сами по себе молитвы не составляют и не свидетельствуют о её совершении».
Молитва – это кислород души. Молитва – это отдых. Молиться нужно так же естественно, как дышать. Молитву не надо читать, её надо творить, уж если не сердцем, то душой. С болью. «Со смирением и простотой маленького ребенка». «Настоящая молитва перестает просить…. Истинная молитва благодарит Господа за все: за печаль и за радость, за каждое мгновение жизни, что бы оно ни приносило».
Должна быть боль. «Если у человека болит душа о том, о чем он молится - то он и одним лишь воздыханием совершает сердечную молитву».
Должно быть терпение. «Когда Господь долго не слышит молитв, нужно только продолжать молиться и не унывать. Молитва – это капитал. Чем дольше лежит капитал, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда нам полезно принять».
Должно творить молитву сердцем. «Для Бога достоинство имеет не столько количество, сколько качество молитвы. Количество молитвы в монастырях есть, но этого мало, должно быть и качество. Столько людей молится и постольку часов! Да если бы эта молитва была сердечной, то мир давно изменился бы! А потому цель в том, чтобы церковные службы совершались от сердца».
Должно благодарить. «Раньше благодарили Господа, а теперешнее поколение перестало благодарить, и вот оскудение во всем: плоды плохо родятся, и все какие-то больные».
Не должно волноваться. «С той минуты, как мы начинаем волноваться, мы препятствуем вмешательству Бога в происходящее. Мы отдаем предпочтение логике, а не Богу, не Божией воле».
Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных».
Чтобы не быть голословными, не просто прочитать вышенаписанное и забыть, попробуйте сами – так, чтобы молитва прошла через сердце. Тогда исчезает внешне невидимое, но подсознательное: «Вынь да положь Господи исполнение моего хотения». Когда через сердце – молитва становится мягкая, тёплая….
Продолжение следует.
(с)
www.pamsik.ru – здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.
При использовании наших текстов – гипер/ссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.