На майские каникулы 2009 решили съездить с женой и дочкой (11 лет) на
Кубу. Выбрали уединенные острова Кайо-Коко и Кайо-Гильермо, так как тусовочных мест мы не любим, и хотелось посмотреть наиболее «дикие» места. Доборы включали 12 часовой перелет
Аэрофлотом Москва-
Гавана, ночь в Гаване, второй перелет уже местным рейсом на остров Кайо-Коко и переезд автобусом на Кайо-Гильермо.
Опыт дальних путешествий самолетом у нас уже был, поэтому до Гаваны добрались без особого напряжения. В салоне перед приземлением раздали эмиграционные карты и какие-то несерьезного вида анкеты на двойных листочках, которые мы заполнили довольно небрежно. Далее встреча компанией-партнером, посадка в автобус и 20 минут по вечерней Гаване до временного отеля Occidental Miramar.
Гавана.
Столица Кубы встретила довольно прохладным ветром, на который мы, впрочем, большого внимания не обратили, т.к. до конечной точки путешествия было еще далеко. Во время поездки больше всего впечатлило обилие старых машин на улицах, часто попадались просто раритетные экземпляры. Уж как кубинцам удается поддерживать их в рабочем состоянии, не понятно. Машин на улицах не много, часть Гаваны, по которой мы ехали, в основном одно- двухэтажная, небольшие частные домики, самых разнообразных стилей, стоящие вплотную друг к другу, практически все довольно потрепанные, часто встречаются просто откровенные развалюхи.
Вот, наконец, и наш отель – одно из ряда современных высотных зданий как бы по недоразумению попавших в эту невысокую бедную часть города. Пообещав, что завтра заедет за нами утром, гид уехал. Приветливый носильщик, говорящий по-русски, доставил вещи в номер. На следующее утро, наскоро позавтракав (завтрак был включен), мы принялись ждать гида. Но вместо него в назначенное время появился лишь местный таксист, который естественно не говорил по-русски, да и вообще практически все время молчал. Он подвез нас к тому же аэропорту Хосе Марти, но как мне показалось, с другой стороны. Там располагался местный аэропорт. Молча высадив нас у входа, таксист уехал.
Мы поняли, что дальше придется полагаться только на себя. В небольшом зале было лишь несколько человек – все местные, судя по виду. Я отыскал одну из стоек, над которой углядел слова Сayo-Сoсo, но рядом и за ней никого не было. Мы решили подождать, т.к. до вылета было еще больше часа. Постепенно к стойке подвалил народ – несколько групп по 4-5 человек, все со своими гидами и, как я заметил, с билетами. Все оживленно переговаривались. У нас же кроме плохого английского и желания попасть на острова не было ничего. Должно быть, часть билетов электронная, решили мы и спокойно встали в конец очереди. Наконец все прошли, и кубинка за стойкой вопросительно посмотрела на меня. Я попытался было сказать, что у нас рейс на Кайо-Коко, но билетов с собой нет, но в самый последний момент откуда-то сзади подошла еще одна кубинка с нашими билетами в руках. Облегченно вздохнув, мы проследовали в зал ожидания.
Местный перелет.
Оказалось, что вылет должен состояться еще часа через 2. Все это время пришлось сидеть в зале и развлекать себя самостоятельно. Непонятно, зачем нужно было приезжать сюда так рано. В процессе ожидания меня вызвали по громкой связи в небольшую комнатку, где человек, похожий на представителя местных спецслужб, принялся выяснять, какие электронные устройства есть у нас в багаже. Удовлетворившись моими ответами, отпустили с миром. Наконец посадка. Полет до Кайо-Коко занял примерно 40-50 минут. Летели вдоль всей Кубы, на восток. К концу полета внизу потянулись какие-то похожие на обширные болота места. Как потом оказалось, это были мангровые заросли – невысокие кусты и деревья, перемежавшиеся водой и заболоченными участками. Я почему-то ожидал увидеть здесь лес типа южноамериканской сельвы и золотые пляжи. Приземлились в маленьком затерянном среди этих зарослей пустом аэропорту Кайо-Коко. Тепло, но жары нет, и постоянный небольшой ветер. Подъехал маленький автобус, в который все и загрузились. Большая часть наших попутчиков ехала в последний, самый дальний отель на Кайо-Гильермо – Сол-Мелиа Кайо-Гильермо. Но несколько человек сошли в отелях Кайо-Коко. Местность вокруг очень напоминает наши болота – те же участки воды, низкий кустарник, пустоши и трясины, где ничего не растет. Над нами постоянно летали какие-то хищного вида птицы.
Честно говоря, внешне отели, через которые мы проезжали, мне не понравились – как-то голо и не уютно, впрочем, это был только вид с дороги. Примерно через 40 минут Кайо-Коко закончился небольшим мостом, который связывал его с другим маленьким островком - Кайо-Гильермо, одним из самых любим мест Эрнеста Хемингуэя.
Отель.
Наш отель Дайкири был первым, далее идут Мелиа Кайо-Гильермо и Сол-Мелиа Кайо-Гильермо. Здесь уже было лучше – пальмы, цветы, удобный подезд. Быстро оформили все документы, получили ключи и пошли осматривать номер и территорию. Территория понравилась – много цветов, деревьев, аккуратные дорожки. Номера расположены в трехэтажных бунгало – по 8 номеров на этаж. Каждое бунгало называется как одна из Кубинских провинций. Нам достался первый этаж, это минус. Номер средней величины, но, какой-то темный и, как нам показалось, уборки там не было очень давно. К тому же раковина в ванной комнате была засорена наглухо, и не было белья для ребенка.
Пошел на ресепшн и попытался все это сказать. Вежливо выслушали, ответили ок. Как потом оказалось, выполнять просьбу никто не спешил. Белья и мастера в этот день мы так и не дождались, впрочем, как и на следующий. Ресторан уже закрывался, но мы все же успели наскоро перекусить тем, что еще не успели убрать. Потом пошли распаковывать вещи и немного отдохнуть с дороги. Когда снова вышли на улицу, дело было уже к вечеру, солнце спряталось в облаках, и подул очень даже холодный и сильный ветер. Настроение у нас несколько упало. Я снова отправился на ресепшн на этот раз с просьбой поменять номер на более высокий этаж. Проблем нет, говорят, можно, но только завтра после обеда, отлично. Ужинать пошли в тот же ресторан. На этот раз мы были вовремя, поэтому смогли оценить все достоинства и недостатки. Понравилось, что нет суеты, чистые столики с белой скатертью, свободные места всегда есть. Меню обычное, без особых изысков. Фрукты, мясо, рыба и т.д. все есть и хорошо приготовлено. Немного напрягало только то, что во время ужина между столиками ходил местный джаз-банд из 4-5 человек с инструментами и вокалистом, выбрав очередную жертву, они заводили разговор и потом исполняли одну из латиноамериканских песен на заказ. Названий песен мы не знали, поэтому в ответ на вопрос, что исполнить, мучительно пытались что-то придумать. На ужин после этого каждый раз приходилось брать с собой деньги и с беспокойством следить за перемещениями этого оркестра по залу.
Когда стемнело, ветер еще усилился и стал довольно холодным, чтобы пойти на побережье в одной майке, нужно было иметь определенное мужество. В глубине территории, правда, он почти не ощущался. Местная публика, состоящая на 80% из канадцев и на 20 из европейцев, по вечерам оккупирует все бары, пьет и оживленно что-то обсуждает, галдеж как на птичьем базаре. Все включено, поэтому за коктейлями всегда небольшая очередь. Мы, чувствуя себя немного лишними на этом празднике жизни, отправились спать. Позже выяснилось, что каждый день проводится анимационное шоу, просто оно проходит в закрытом зале, несколько в стороне от основной тусовки.
Пляж.
Утро встретило чудесной погодой, солнцем и полным отсутствием ветра. Быстро позавтракав, отправились на пляж. Бесплатные полотенца взяли по карточкам на берегу. Был отлив, океан отступил метров на 30, образовав приятные лагуны с прозрачной теплой водой, глубиной примерно по колено. Рай для детей. Народу на пляже немного, а территория огромная – вправо и влево бесконечный мягкий песок и голубая лазурь. Вдоль берега можно просто гулять, шлепая голыми ногами по воде и наслаждаясь теплом и спокойствием. Пляжи отелей плавно переходят один в другой и разделяются только редкими сотрудникам безопасности, сидящими на окраинах. Топчаны и зонты, покрыты местным тростником, разбросаны хаотично по берегу, можно выбрать поближе или подальше от воды, под пальмами. У нас никогда не было проблем с их выбором, правда, мы купались преимущественно на окраинах пляжа. Вода очень теплая, но немного мутная из-за волнения, что, впрочем, не мешает плавать с маской. Рядом с берегом, к сожалению, смотреть в маске нечего, нужно плыть на коралловый риф. Поездку на риф запланировали. Правда, плавая с маской рядом с берегом, несколько раз находил огромные живые раковины, с детскую голову величиной, очень красивые. Одну такую пустую нам перед отъездом продал местный уборщик пляжа. И еще много простых белых плоских ракушек, которые можно просто собирать во время отлива. Пару раз находил морских звезд, их издалека видно в прозрачной воде при отливе. По берегу ходят два кубинца с небольшой тележкой и всем желающим делают коктейли из кокосов. В водном центре можно бесплатно взять виндсерфинг, катамаран, небольшую яхту, но при условии отсутствия сильного ветра. Несколько раз из-за этого ничего не выдавали.
О счастье, мы переехали в другой номер. Просто небо и земля. На третьем этаже, с балконом, видом на море, на окраине отеля и недалеко от пляжа. Здесь все было как надо – и раковина, и белье, и уборка, мы остались очень довольны, а старый номер забыли, как дурной сон. После обеда начал понемногу усиливаться ветер, но мы все равно отправились на пляж. Был прилив, все чудесные лагуны исчезли, появились волны, зато можно было плавать рядом с берегом, далеко не отходя. Ближе к вечеру ветер усилился настолько, что из воды вылезать уже не хотелось. На берегу от него приходилось прятаться за поставленными на бок топчанами. Из отдыхающих на пляже после обеда практически никого, все сидят в барах, а потом и вовсе оставались мы одни, т.к. плавали, пока солнце не скрывалось за пальмами.
Морон.
В отеле мы познакомились с местным кубинцем, метрдотелем, по имени Измил. Это был практически единственный человек в отеле, кроме нас, говорящий по-русски. Измил часто помогал нам, если были какие-то вопросы или проблемы, мы ему очень благодарны. С помощью Измила мы организовали небольшую экскурсию в местный город Морон на материке(т.е. на основном острове). На машине ехать примерно часа 1.5. Практически весь персонал отелей островов Кайо-Коко и Кайо-Гильермо живет в Мороне или его окрестностях, т.к. острова – заповедная зона, въезд туда только по спецпропускам. Дорога сначала идет по лесу, вдоль мангровых зарослей, затем выходит на насыпную дамбу, проложенную прямо по морю до материка. Вдали виднеются стаи розовых фламинго. Машин практически нет, только изредка автобусы, развозящие персонал для отелей. По пути заехали в зоопарк, расположенный на Кайо-Коко. Зоопарк совмещает в себе краеведческий музей под открытым небом и собственно зоопарк, на месте заброшенного аэропорта. Т.к. территория большая нас возили по зоопарку в прицепленной к трактору
Беларусь железной тарантайке. Показали жилище фермера то ли прошлого века, толи позапрошлого, по-моему мало что изменилось, вигвамы индейцев и самих индейцев в виде красочных манекенов. Т.к. экскурсовод говорил частично по-испански, частично по-английски, мы не все поняли, но было интересно. Измил иногда переводил. Потом поехали смотреть местную живность – черепах, змей, крокодилов, косуль, каких-то зверьков, похожих на крыс, игуан и даже гигантских морских черепах. Все живут практически на воле, в мангровом лесу и на побережье. Морон – обычный провинциальный городок, очень бедный. Дома в основном одно- и двухэтажные, слепленные из доступных разномастных материалов. Тем не менее, мы там очень прилично пообедали у знакомых Измила (он родом из этого города) креветками, лобстером и другими деликатесами, которых кубинцы практически не видят. Как мы поняли, здесь часть продуктов распределяют по карточкам, и есть 2 вида местной валюты – простой внутренний песо и конвертируемый песо. Внутренний песо используется как карточки для некоторых товаров, и по стоимости раз в 20 ниже конвертируемого. Если в Гаване было много старых машин, то здесь много лошадей и велосипедов. Даже рейсовый городской «автобус» представляет собой фургон, запряженный лошадью! Кубинцы все делают без суеты, любят просто посидеть на улице, поглазеть на прохожих. Были на крокодиловой ферме (озеро с торчащими из него частями крокодилов) и сахарном заводе. Производство хиреет - нет комплектующих и специалистов. Несколько удручающее впечатление. Поразили плантации сахарного тростника – настоящий лес, тростник высотой метров 5, 3-4 см в поперечнике, и растет густо, как трава.
Риф.
Любой моторизованный транспорт на Кубе дорог, поэтому катеров и скутеров мало. Местные жители плавают в основном на парусных катамаранах. Катамаран состоит из двух поплавков, капронового тента между ними и двойного паруса. Договорившись через Измила с местным кубинцем - мачо в черных очках, мы с дочкой отправились немного посноркать на риф. Уселись на тент и поплыли прямо в море, напротив нашего отеля. Я почему-то думал, что нас повезут куда-то далеко. Отплыв примерно на километр, капитан говорит – здесь. Кораллы и рыбки конечно там были, но это немного не то, что мы ожидали после
Египта и Мальдив, хотя я слышал, что здесь один из самых больших коралловых рифов. Может, просто место было не то? Теоретически туда же можно было доплыть на педальном катамаране, просто взяв его на базе водных видов спорта в отеле.
Прогулки на лошадях.
Этот спорт очень здесь популярен. Можно взять лошадь на час, полдня или организовать пикник с доборами верхом или на джипах. Вокруг небольшие речушки, пустоши, дикие мангры обещающие незабываемые впечатления. Мы брали лошадей на час, этого вполне хватило для первого раза, очень понравилось.
В целом от Кубы остались самые положительные впечатления. Мы были на островах, поэтому, возможно, не увидели каких-то других кубинских достопримечательностей, которые есть, например, в районе
Варадеро или Ольгина. Но летели мы именно за огромными песчаными пляжами, тишиной и латиноамериканским колоритом, которые есть здесь, на Кайо-Гильермо.