Теплоход медленно идет мимо скалистого мыса, на котором расположена Валетта. Это левый рукав, если смотреть со стороны моря. Противоположная сторона бухты изрезана рукавами бухт меньшего размера. Все они глубокие и судоходные. Боковые бухты разделены скалистыми мысами, почти на каждом стоит маленькая живописная крепость. Любопытно, что на каждом из этих мысов расположен отдельный город со своим названием. Каждый город имеет крошечную территорию. Да и Валетта, находящаяся на центральном мысу, там не одна, а делит территорию с другим городом – Флорианой. Города переходят один в другой, и все вместе образуют большой городской конгломерат. Насколько хватает взгляда – все застроено.
По прежнему светит солнце, небо голубое, море синее, легкий ветерок, тепло, но не жарко. Погода в течение всего путешествия прекрасная. Мне повезло.
Теплоход тем временем швартуется, я бегу на завтрак, потом с завтрака, бросаю в сумку темные очки, путеводитель, шляпу, кошелек, вынутый из сейфа, и выхожу в город.
Встреча теплохода подготовлена. Ни в одном месте нас не встречало такое множество народа:
• экскурсионные автобусы с открытым вторым этажом приглашают на экскурсию по острову за 15 евро, включая Мдину и Рабат, (нигде на континенте нет такой низкой цены),
• вереница такси, конца краю которой не видно, предлагающих любые экскурсии в любой конец острова по ценам, о которых на континенте даже не слышали,
• возницы, предлагающие экскурсии в конных экипажах, но уже отнюдь не дешево,
• Множество агентов, продающих билеты на экскурсии и раздающих рекламную продукцию,
• Заказные автобусы, везущие пассажиров теплохода на заранее оплаченные экскурсии, организованные круизной компанией.
Прохожу мимо всей этой толпы по направлению к лестнице, ведущей в город.
Тут же стоит киоск обмена валют, меняющий любую валюту, в том числе наши рубли. Правда, курс не выгодный. А вот доллары меняются хорошо. Большую часть денег, имевшихся у меня с собой, составляли доллары. Потом в
Италии и
Франции, столкнувшись с невероятной проблемой обмена долларов на евро, сколько раз я жалела, что не сделала этот обмен на
Мальте.
Иду вдоль моря вперед (по направлению к открытому морю), слева по карте должна быть лестница вверх в город, но я ее не вижу. Спрашиваю первого попавшегося полицейского, и он мне на великолепном английском отвечает, что пройдете в арку, которая видна впереди, за ней будет еще одна арка, в которую тоже надо пройти, и сразу за ней слева будет лестница, по которой можно подняться в город. С каким облегчением я услышала английский язык, на котором я могу нормально общаться! На Корсике и в
Тунисе, где говорят в основном по-французски, я иногда чувствовала себя почти глухонемой, вынужденной общаться с помощью жестов.
Мальта организовала интересный бизнес – обучение желающих в школах английского языка, которых на Мальте множество. И послушав разговор и произношение местных жителей, я считаю, что оно того стоит, так как все местные жители, которых я слышала, говорят правильно, как на уроках – четко и понятно. Между тем, господство британцев и соответственно английского языка на Мальте было относительно кратковременным – немногим более века.
А мальтийский язык, который преподается в школах и является разговорным языком местных жителей, является диалектом арабского. И большинство топонимов (название населенных пунктов, местности, островов и т.д.) звучат, как арабские названия. Бывший главный город острова так и называется по-арабски – Медина (на Мальте произносится Мдина). Мальтийский язык уникален – являясь диалектом арабского, имеет латинскую письменность. Кроме того, мальтийцы, которые внешне и по менталитету похожи на арабов, католики.
Прохожу арки, о которых говорил полицейский, и начинаю подниматься по лестнице. Буквально с каждой следующей ступеньки открывается новый еще более живописный вид. Валетта, имея черты европейского и восточного города, не похожа ни на один из них. Высокие темно-серые дома с балкончиками и разнообразными украшениями, стоящие по сторонам узких и очень крутых улиц, наиболее живописно смотрятся именно снизу, с лестницы. Валетта слегка напоминает декорации в театре. Любуюсь каждым поворотом, каждой уличной сценой. Как жаль, что нет фотоаппарата! Эта лестница, по которой я поднимаюсь, выводит в самый центр города к главному храму Мальтийского ордена – храму Святого Иоанна Крестителя. И как не правы те, кто решил подниматься в город на автобусе (многие сели на обычный рейсовый автобус), потому что этот подъем, по которому я шла, пожалуй, одно из самых красивых мест города!
Другими, самыми живописными местами Валетты являются сады – Верхний и Нижний сады Баракка и сады Гастингса. Сады – громко сказано, на самом деле - это крошечные кусочки территории, превращенные в маленькие парки. Как я уже говорила, Валетта отличается удручающим отсутствием зелени, и тем красивее выглядят ее сады. Но не поэтому они стали самыми красивыми местами Валетты. Дело в том, что вся территория Валетты в окружении крепостных стен была очень плотно застроена, так что дерево посадить почти негде. Незастроенными остались бастионы – укрепленные площадки с прекрасным обзором, на которых стояли пушки. Когда надобность в пушках отпала, бастионы превратили в сады – очень простые по замыслу и подбору растений, изумительные по ухоженности и красоте. Кроме того, самая красивая панорама во все стороны открывается именно с видовых площадок этих садов. Экскурсии в сады не водят, нужно идти самостоятельно.
В саду Гастингса, который расположен вдоль крепостной стены позади замка Мальтийских рыцарей (современной резиденции Мальтийского ордена), я была вообще одна. И те полчаса, которые я провела, гуляя по этому саду и любуясь открывающейся во все стороны панорамой, были самыми лучшими на Мальте.
Поднявшись в город, я иду по маршруту, нарисованному в моем путеводителе, и охватывающему всю Валетту – от храма Святого Иоанна к дворцу Франции, где жил Наполеон после захвата Мальты, от него к Кастильскому подворью, оттуда в Верхний сад Баракка, затем к городским воротам, через них к фонтану Тритонов, затем обратно через ворота мимо торгового пассажа с уличными кафе к огромному рыцарскому замку Мальтийского ордена, садам Гастингса, не пропуская, указанные в путеводителе церкви, затем по главной улице – Republic street (все рядом). По главной улице к дворцу Великого Магистра, затем мимо частного музея (старинный аристократический дом, в котором сейчас живет та же семья, что и несколько веков назад), затем налево, мимо театра (несколько веков), к очередной церкви и очередному подворью. Очень узкая улица выводит, наконец, на простор, и я снова вижу бухту, вдоль которой огибаю город. Мимо форта, стоящего на самой оконечности мыса, и госпиталя (Мальтийский орден назывался орденом Госпитальеров в связи с одним из основных направлений деятельности рыцарей ордена и построил самый большой в Европе госпиталь) возвращаюсь опять к причалу и теплоходу.
Валетта – один из первых городов средневековья, построенных по регулярному плану. Раньше большинство античных городов строились по строго регулярному плану – улицы пересекались под прямыми углами, и план городов был ясным и понятным. Это облегчало не только ориентирование в городе, но и прокладку водопроводных, а потом и канализационных труб. В средневековье, когда с античной цивилизацией, а также канализацией и водопроводом было покончено вследствие ненадобности (воду брали из ближайшей лужи, а нечистоты выливали в окно), города строили хаотично – кто что и где хотел, там и лепил, потом еще добавлял и еще, и получался средневековый город со всеми недостатками.
Валетту одну из первых в средневековье построили по регулярному плану. Не знаю, как у них было с водопроводом, я не выясняла, но улицы абсолютно прямые. Смотришь в начало улицы и видишь ее конец километра через два. Причем улицы очень узкие, рельеф неровный (спуски и подъемы), а дома довольно высокие – шесть-семь этажей. Серая узкая и довольно темная улица, и в конце яркое пятно бухты. Что удивительно – мальтийцы на этих очень узких и местами очень крутых улицах умудряются передвигаться на автомобилях. Кое-где даже пешком пройти трудно. Вокруг Валетты по дороге, идущей вдоль моря, ходит рейсовый автобус. Но внутрь города он, мне кажется, не забирается. Просто негде. Причем более широкие улицы – пешеходные. В Валетте все улицы узкие, но есть просто узкие, а есть совсем узкие. На уровне второго-третьего этажа так темно, что днем нужно включать свет. Но сама Мальта расположена в настолько хорошем географическом месте, что от недостатка солнца и воздуха мальтийцы, похоже, не страдают.
Самое интересное, что все эти театральные декорации вполне обитаемы: люди ходят в продуктовые магазины, вешают на балконах белье, гуляют с детьми, старшие дети носятся на велосипедах. Но эту жизнь видно, если свернуть с туристического маршрута. На улицах, где бродят туристы, в основном видишь только достопримечательности, кафе, магазины сувениров и музеи. В музеях, среди которых на первом месте дворец Великого Магистра, большие очереди на вход.
В Валетте три главных музея: Дворец Великого Магистра, Археологический музей и музей собора Святого Иоанна. Сам собор, о достопримечательностях которого подробно написано в моем путеводителе, закрыт, и я не поняла, открывается ли он когда-нибудь или нет. Мое решение не ходить ни в какие музеи подкреплялось видом больших очередей. На самом деле, имей я больше времени, с удовольствием сходила бы в музеи, причем во все три.
Гуляя по Валетте и останавливаясь полюбоваться красивыми видами бухты, я пыталась заодно увидеть какой-нибудь пляж. Погода была великолепна, и поплавать в прозрачной изумрудной воде было бы отлично. Но нигде никаких признаков пляжей я не обнаружила, что вполне понятно: вход в бухту узкий, обмен воды с морем скромный, а вот судов много. Мальта зарабатывает себе на жизнь кроме туризма обслуживанием судов и судоремонтом. Поэтому вода в бухте вряд ли очень чистая.
Все пляжи находятся за пределами того городского конгломерата, к которому принадлежит Валетта. Обидно: море везде рядом, а купаться негде.
Недалеко от стоянки теплохода царило большое оживление: фуры, лебедки, подъемные краны. Прочитав красочные плакаты, я поняла причину: Валетта проводит некий аналог Формулы 1- гонки катеров. Катера, которым предстояло участвовать в гонках, принадлежат к судовой аристократии – каждый приехал в своей фуре, которая в свою очередь прибыла на Мальту на морском пароме. Теперь эти катера с великой осторожностью выгружали и спускали на воду. Когда они отправлялись в пробный забег, эффект был полным: глушители начисто отсутствовали и завывание их моторов, наверное, было слышно даже на континенте. Вокруг толпилось полно людей – то ли болельщики, то ли семьи участников. Я поняла, что каждая группа приехала болеть за свой катер.
Начало мая перед разгаром курортного и туристического сезона, как оказалось, время самых разных и громких мероприятий: морские гонки на Мальте, Формула 1 в Монако, кинофестиваль в
Каннах. Это только те мероприятия, бурную подготовку к которым я видела сама.
Круиз – это как кинопутешествие наяву, каждый день видишь новую серию. Каждое утро попадаешь в новую страну, видишь новый народ со своей культурой. О множестве достопримечательностей я вообще молчу. Но что меня больше всего поразило, это то, что каждое утро я попадала в страну с новым языком.
Прага – чешский, Савона – итальянский, Корсика – корсиканский и французский, Тунис – арабский и опять французский, Мальта – английский и мальтийский,
Неаполь – итальянский и неаполитанский, Савона, Сан Ремо – итальянский, Монако, Канны – французский,
Милан – опять итальянский. Действительно чувствуешь, как велика, интересна и разнообразна наша Земля.
Вернувшись к пристани, я попала в огромную очередь пассажиров нашего теплохода, желающих вернуться на корабль. В этот день досмотр (как в аэропорту) проходил почему-то медленнее, и пришлось довольно долго стоять в очереди. Единственный раз за весь рейс.
После отплытия теплохода произошел любопытный случай. Двое туристов с нашего теплохода по какой-то причине опоздали, может, не перевели часы вперед, и пришли на пирс уже после того, как наша Коста Магика отчалила. Они это увидели и побежали. С теплохода их заметили, снова подошли к пирсу и посадили этих двух людей. Надо было видеть, как такая махина подходит к берегу, чтобы взять опоздавших.
Мои соседи по столу рассказали, что такая же история произошла у них с поездом. Когда они ехали из
Генуи в Савону, они пришли на платформу чуть позже, и хотя бежали, но все равно опоздали – поезд уже тронулся. Но вдруг их заметили. Поезд остановился (международный!), сдал назад, открыл двери и посадил их.
Они также рассказали, что сели в один из тех экскурсионных автобусов, которые обещали экскурсию по Мальте за 15 евро. Устроившись на втором совершенно открытом этаже автобуса, они действительно посмотрели Мальту, а в Мдине оказались зрителями красочного театрального шествия персонажей в старинных костюмах по поводу какой-то даты. Они были в полном восторге, и рекомендовали всем, кому удастся попасть на Мальту еще раз, проехаться по острову на этом экскурсионном автобусе.
Теплоход медленно и грациозно вышел из бухты, дав возможность еще раз полюбоваться панорамой Валетты и окрестностей с высоты своих палуб.
Маршрут моей экскурсии в Валетте.
Валетта – маленький интересный город, который за небольшое время можно обойти пешком. На теплоходе перед выходом дают карту города, но она не очень толковая. Хорошая схема города имеется в путеводителе, также можно скачать карту города из Интернета. В путеводителе предлагается маршрут экскурсии по Валетте, хороший, между прочим. Но для тех, кто прибыл в город на теплоходе, и будет там короткое время, маршрут должен быть несколько другим. Предлагаю свой.
Выйдя с теплохода, я пошла вдоль бухты по направлению к оконечности мыса, то есть к открытому морю. Через некоторое время показались арки – сначала одна, а когда пройдешь через первую, видно вторую. После второй арки слева начинается лестница, которая приведет в самый центр – к храму Святого Иоанна, расположенного на одноименной площади, очень маленькой по размеру. Я, кстати, не сразу догадалась, что это площадь. Когда пришли к храму Святого Иоанна – все, подъем окончен.
Поднимаясь к храму Святого Иоанна, пересекаем три улицы: Святой Урсулы, Святого Павла и Торговую улицу (снизу вверх). Если пойти по любой из этих улиц налево, то через 200 м попадем к площади Кастилии, Кастильскому подворью и Верхнему саду Баракка. Если по любой улице пойти направо, то через 500 м упремся в Госпиталь, в котором теперь Конференц-Центр, и обогнув его, выйдем к Форту и оконечности мыса. Но я не пошла ни направо, ни налево, а поднявшись прямо, вышла к храму Святого Иоанна.
Полюбовавшись на храм и посидев перед ним на скамейке, убедившись, что он закрыт и открываться не собирается, я продолжила путь в том же направлении и через несколько шагов вышла на улицу Республики – главную улицу Валетты. Пройдя по ней налево, через 200 м вышла к городским воротам (ворот нет, но есть арка), за которой площадь с фонтаном Тритонов. Здесь нужно фотографироваться, но увы, фотоаппарата нет. Площадь с фонтаном – это уже не Валетта, а ее предместье – Флориана.
Снова пересекаю площадь, стараясь не попасть под автобус, и вновь, пройдя через ворота, возвращаюсь в Валетту. Путь прямо – улица Республики. Я сворачиваю направо, и, делая небольшой зигзаг, метров через 150 выхожу на Кастильскую площадь с Кастильским подворьем и прочими достопримечательностями. Церкви, которые выходят на эту площадь, тоже относятся к достопримечательностям, можно посмотреть заодно и их. Я же, посмотрев на
львов и прочие украшения Кастильского подворья (это самое пышное здание на площади – не ошибетесь), огибаю это подворье слева и, пройдя несколько шагов по улице, осматриваю дворец Франции, где жил Наполеон (ничего особенного), и возвращаюсь к Кастильскому подворью. Пройдя мимо него и мимо круглой клумбы, вижу чугунные ворота, пройдя через которые, попадаю в Верхний сад Баракка. О своем впечатлении я уже говорила: замечателен и сам сад, и великолепная панорама, открывающаяся с его террасы.
После сада Баррака возвращаюсь к городским воротам (все рядом). Теперь, стоя к воротам спиной, поворачиваю не направо, а налево, в сторону, противоположную Кастильской площади. Немного пройдя, упираюсь в огромный рыцарский замок – сегодняшнюю резиденцию Мальтийского ордена. Огибая замок, двигаюсь по направлению к крепостной стене, окружающей город, и попадаю в сады Гастингса. Гуляя здесь, не стоит торопиться. Такой панорамы, как здесь, больше не будет. Возвращаюсь к улице Республики и теперь иду по ней. Смотрю, чтобы меня не затоптали толпы других туристов. После садов Гастингса, где я была одна, количество туристов на улице Республики, просто поражает.
Прохожу мимо церквей, археологического музея (слева по ходу) и дохожу до комплекса зданий, называющегося дворец Великого Магистра. Сначала (справа по ходу) вижу знаменитую библиотеку (архивы с 12 века и ценные исторические книги), затем опять справа вход под аркой во двор, откуда можно пройти в музей дворца Великого Магистра, затем вход во двор с Нептуном, который тоже относится ко дворцу Великого Магистра, но проход туда для публики закрыт (я вошла по ошибке, осмотрела все фонтаны и композиции из тропических растений, и только когда собралась уходить, появился охранник и, извиняясь, сказал, что вход в этот двор для публики закрыт).
После площади, расположенной перед Дворцом Великого Магистра сворачиваю налево. Если пройти прямо, то через несколько шагов справа будет дворец, в котором уже несколько веков живет аристократическая семья. Туда организуются экскурсии, и кому любопытно, можно сходить, если есть время.
Я же сворачиваю налево. Количество туристов резко сокращается почти до нуля. Пройдя мимо театра, который столь скромен, что догадаться, что это театр, можно только по надписи, продолжаю идти прямо и выхожу к какому-то очередному подворью и очередной церкви, откуда, согласно путеводителю, отрывается потрясающий вид. Может и открывается, но проход для посторонних теперь закрыт. Поворачиваю направо и через небольшое расстояние выхожу из ущелья улиц на открытое пространство, и далее вдоль бухты до форта (сейчас полицейская академия), от форта вдоль бухты к Госпиталю (заблудиться невозможно) с заходом в Нижний парк Баракка иду назад к теплоходу.
От Нижнего парка Баракка снова поднимаюсь в город и иду по Торговой улице. Круг почти замкнулся. Но на Торговой улице, оправдывающей свое название, находится обширный рынок, сквозь который не протолкаться. Я зашла сюда, чтобы посмотреть несколько церквей, указанных в путеводителе, и сильно пожалела. Я всерьез опасалась, что из-за толпы могу опоздать на теплоход. Если времени мало, сюда лучше не попадать. Самая большая толпа толпится в районе заднего фасада дворца Великого Магистра.
Наконец, с трудом протолкавшись через рыночную толпу, спускаюсь по лестнице, по которой поднималась утром, и попадаю на шоу катеров, о котором я уже писала.
До встречи, Мальта!