Сусс, июнь 2002 года
“1200 километров одних шведских столов” - иронизировал наш экскурсовод, говоря о своем родном
Тунисе (1200 километров - протяженность морского побережья страны). Житель
Хаммамета, образованнейший человек, защитивший диссертацию по педагогическим наукам в
Москве в шестидесятые годы (учился в
Киеве), и подхалтуривающий на немногочисленных русских туристах (нас было десять человек в автобусе Laguna Tour, направившемся из
Суса в Дуггу) “для практики в языке”, он сообщил, что автореферат хранится в “Ленинке” (ныне РГБ) и не поверил информации, что уже несколько лет фонды одной из “основных мировых библиотек” закрыты. Впервые за границей я встретил человека, который публично говорил о том, как много сделал СССР и его независимая от Запада экономика для, в частности, арабских стран - было рассказано о построенных в Тунисе водохранилищах. Сейчас в карман “иностранных инвесторов” уходит 93,5% прибыли от туризма, а в национальный доход страны поступают “смехотворные” 6,5% расходов отдыхающих. Также нам рассказали о “мечте всех простых арабов” - объединении исламских стран в единую “сверхдержаву”.
Сайт тунисского национального туристического агентства
http://www.tourismtunisia.com. Выбирая место
отдыха в Тунисе, мы остановились на Сусе, расположенном в центральной части побережья и из которого удобно ехать к основным достопримечательностям. На двухдневную экскурсию в Сахару (115.000DT), с ночевкой в построенных французами отелях в Тозере - рядом с бессточными солончаковыми низменностями Шотт-Эль-Джерид и Шотт-Эль-Гарса - мы не стали тратить время. В столицу и ее пригород Карфаген (52.000DT) не поехали, так как нам рассказали, что территория Карфагена основательно застроена и там сохранились лишь фундаменты. Далее описаны другие поездки из Суса.
Курс местной валюты был 1$ = 1.400DT (один динар четыреста миллим). Бензин 710 миллим за литр. В магазинах фиксированных цен Monoprix питьевая вода 280 миллим за полтора литра, в других местах такая же бутылка стоит в несколько раз дороже.
Море. Пляж. Парашют
Море на восточном побережье Туниса в первой половине июня прохладное, но для нас, северян, температура воды 19-20 градусов была нормальной. Утром вода лучше, так как позже в прилив верхний теплый слой заменяется на холодный. Солнце ближе к полудню сильно печет, но в тени пляжного грибка, при сильном постоянном холодном ветре с севера или северо-востока, можно было и простудиться. Местные аниматоры предлагают малоинтересные развлечения (морская прогулка на “пиратской” каравелле 25.000DT, “путешествие” на верблюдах 20.000DT, “банан” 7.000DT и т. п.). Мы впервые в жизни решились на “парашют” (25.000DT для двоих; 20.000DT для одного; 20.000DT с инструктором). Ровный ветер поднимает парашют, лежащий на земле(!), и обеспечивает стабильность в полете: в небо поднимались и древние старушки, и мамаши-немки с детьми 4-5 лет на предоставляемой аниматорами специальной привязи к груди. Морская вода чистая, если не считать плавающего синтетического мусора; пляжный песок очищается тракторами типа “
Беларусь” с плугами.
Медина. Касба. Рибат
Вход в медину - от торгового порта через центральную площадь с памятником борцам за независимость. Осмотр старого города не оставил особого впечатления, хотя возраст застройки солидный: окружающие медину стены возведены в 859 году, Большая мечеть сооружена в 850 году и т. д. (Сус основан финикийцами в 11 веке до нашей эры.) В Касбе (крепость внутри медины) размещен музей с древними мозаиками, но мы там не были, как не пошли и в Рибат (крепость другого типа) за 2.100DT - все это отреставрировано и производит впечатление новодела. На узких крутых улочках идет торговля, но цивилизованная - продавцы не цепляются со своими предложениями, а один из них рассказал нам, как в древности в медину доставлялась вода. Оригинальных сувениров мы не заметили. Июньский день был очень жаркий - туристов в медине, кроме десятка русских, не было. Замечательно, что на каждой свободной площадке дети разных возрастов или взрослые играли в футбол - можно предполагать, что через двадцать лет Тунис станет чемпионом мира. При просмотре карт в путеводителе Д.Шетар, Ф.Кете. Тунис. Пер. с нем. М.: Полиглот-Дубль, 1999, 96 с., стало ясно, что Набуль, Хаммамет, Сус,
Монастир,
Махдия устроены одинаково (медина, рибат, Большая мечеть, улица Бургибы, зона отелей), и в эти приморские города мы не поехали (связывающая их электричка Сус-Махдия отходит каждые полчаса; расстояние 60 километров). В Монастире побывали наши знакомые по отелю (от автовокзала такси-луаж 1.000DT) и рассказали о мавзолее г-на Бургибы (1903-2000) - президента Туниса в 1957-1987 годах, основателя правящей (и единственной в стране) партии Демократическое конституционное объединение.
Порт Эль-Кантауи
Пляжи курорта не разгорожены на отельные закутки и как-то вечером по кромке прибоя мы отправились на север, осматривая по пути отели: наиболее понравившийся - El Ksar**** с бесплатными лежаками, Hill Diar*** с зоопарком, Salem*** с кучей кошек, Orient Palace***** с необорудованным пляжем, но наилучшими травяными газонами, и др. (Наш отель Scheherazade*** талантливо очернен г-жой Гордеевой в рассказе "Шехерезада": ужасы 1000 и 1 ночи; для справки - мы заплатили 199$ за неделю). Через каждый километр стояли сохранившиеся с войны бетонные противодесантные дзоты, отельная зона сменилась арабскими кварталами с типичными для них неосвоенными участками и долгостроем, двухметровыми заборами и отсутствием места для игр детей. Порт Эль-Кантауи начинается отелем El Hana Palace*****, служащий которого любезно открыл нам заднюю калитку, и мы посмотрели оформленные в мавританском стиле интерьеры этой дорогой гостиницы. Построенное французами в конце семидесятых годов курортное местечко произвело лучшее впечатление, чем Сус: чище, оригинальный план городка, нет недостроенных зданий, публика богаче. Обратно добрались на такси за 2.700DT (машины желтого цвета; 300 миллим за километр). При посадке в машину, если “не работал” счетчик, мы всегда брали другую машину. Иногда водитель едет втридорога вкруговую, обьясняя это односторонним движением на центральной набережной - после такого случая, вооружившись картой Суса, мы указывали и маршрут, и цену поездки (отказов не было - машин такси очень много).
Раннехристианские катакомбы
В Сусе сохранилась сеть неглубоких подземных тоннелей, прорытых в 3-5 веках нашей эры. Частично отреставрированы катакомбы D’Agrippa, D’Hermes, Du Bon Pasteur. Мы поехали в Catacombes de Severe на улице Rue Abdel Hamid Essaka (билет 1.100DT, фотографирование 1.000DT). Черепа и кости, конечно, на любителя, но последующая прогулка по некурортной части арабского города была интересной. У местных суннитов минареты при мечетях квадратные, в отличие от круглых или восьмиугольных минаретов шиитов (как в
России).
Эль-Джем. Римский амфитеатр
Самые яркие впечатления оставили колоссальные сооружения времен Римской империи. В Эль-Джем мы отправились во второй половине дня от центрального автовокзала, расположенном на выезде из Суса в сторону Кайруана. Местные автобусы ходят редко - утром и вечером один раз. Такси-луаж (восьмиместные легковушки белого цвета с голубой или красной полосой) стоит, по имеющемуся в каждой машине прейскуранту 3.150DT (63 километра до Эль-джема; попытка взять с нас 5.000DT не удалась), и отправляется после заполнения пассажирами. Быстро проехали поросшую травой альфа равнину с бесконечными плантациями оливок (60.000.000 деревьев в стране) - гигантский амфитеатр был виден в сахеле издалека. Билет в театр и в отдельно стоящий археологический музей стоит 4.200DT - но про музей, к сожалению, мы забыли, воодушевленно карабкаясь вверх-вниз по крутым лестницам. Амфитеатр построен 1800 лет назад, имеет форму эллипса с осями 149х124 метра, четыре яруса аркад (64 аркады по периметру) и вместимостью 30.000 человек. Для сравнения:
Колизей в
Риме имеет размеры 188х156 метров, три яруса аркад и вместимость 43.000 человек, но сохранился хуже. До этой постройки в античном Тисдрусе существовал другой амфитеатр, а нынешний остался недостроенным из-за восстания местного населения. Часть театра приспособлена для современных представлений, вместо гладиаторов здесь играл на фортепиано г-н Ростропович. На мягком розовом камне выцарапаны имена солдат и даты 1942-1943 годов, когда в Тунисе были войска почти всех воюющих стран (два ухоженных американских кладбища проехали по дороге). Подумал, что будущие поколения туристов будут осматривать циклопические сооружения недостроенных атомных электростанций в
Казантипе (
Крым) и в Агидель (Башкирия), как материальные памятники империи Третьего Рима. В Сус вернулись на последнем, отправившемся в шесть часов вечера, такси-луаже.
От автовокзала Суса ходит такси-луаж в Кайруан (67 километров; 3.350DT) - один из четырех священных городов мусульманского мира.
Римский город Дугга
Самостоятельно попасть в римские города Тубурбо-Маджус, Булла-Регия, Шемту, Утика и др. сложно, а в местных туристических агентствах экскурсий к ним мы не нашли. Немецкая турфирма, работающая в отеле Royal Salem****, предлагает за 45.000DT поездку в город Сбейтлу (полтора часа езды от Кайруана) к развалинам античной Суфетулы. Мы поехали по предлагаемой Laguna Tour программе за 55.000DT в Дуггу, которая находится у границы с Алжиром. Единственная в Тунисе скоростная дорога идет от Суса на север между отрогами Атласских гор и побережьем. Столица страны произвела впечатление, схожее с
Каиром - малоэтажный город, долгострой на окраинах - но чище, меньше мусора. Повернув на запад, попали в “тунисскую
Швейцарию” - окруженную горами долину реки Меджерда (единственную не пересыхающую летом), заселенную арабами андалусского происхождения. Здесь собирается два урожая пшеницы при условии полива. В год выпадает 1500 мм осадков - зелень, растут эвкалипты, близость пустыни ощутили только по верблюжьему каравану нищих берберов.
Миновав оживленную ярмарку в городе Дугга, еще семь километров ехали до римских развалин почти на вершине горы. Первоначально нумидийское, это поселение известно с 4 века до нашей эры. От римского времени остались стены многочисленных домов с мозаичными полами, внушительный портик Капитолийского храма, форум, сводчатые подземные цистерны для накопления воды, термы. Хорошо сохранилось мощное полукружие театра на 3500 зрителей. В акустическом центре сооружения находится большой камень, при ударе по которому другим камнем раздается тонкий долгий звук, означающий сигнал к началу представления. В стороне находятся колоннада святилища Юноны Целесты, триумфальные арки Александра Севера и Септимия Севера, вилла Времен года, вилла Трилистника и др. Все это в красивом окружении пшеничных полей и зарослей красных маков.
После обеда в скромном отеле Thugga (факс 216-8-446-721; стоимость номера S.Single - 8.000DT) узкими местными дорогами через небольшой перевал возвратились на сахель: оливковые рощи на красной земле, с которой для экономии влаги убрана трава; уэды - речки без капли воды летом; изгороди из кактусов со съедобными плодами. Земельные участки в среднем по 5-6 гектар на семью, в 1966-1967 годах здесь пытались создать коллективные хозяйства, но отказались от этого. Крупного землевладения в Тунисе нет. Кругом полуразрушенные постройки с красными черепичными крышами - фермы французских колонистов, получивших за них (но не за землю) денежную компенсацию после обретения страной независимости (такие же красночерепичные станционные постройки на игрушечно-узкоколейных железных дорогах). Ехали шесть часов - признаков промышленности не было. Экскурсовод интересно рассказывал о политике, нынешнем президенте Туниса и “бизнесе” его семьи (строительство автодорог на западные займы), футболе. Охарактеризовал наличие 135 тысяч служащих МВД на восемь миллионов населения как “полицейский режим”. У сосредоточенного в столице немногочисленного “среднего класса” зарплата 350-700 динар в месяц.
В городке Загван нас привезли к остаткам Храма Нептуна у горы высотой 1295 метров, где из мощных источников бьет вода. Две с половиной тысячи лет назад пунийцы построили семидесятикилометровый акведук (наклон 0,36 градуса) к Карфагену, где существовал водопровод с подъемом воды до шестого(!) этажа. На просьбу привезти нас, согласно программе, к сохранившемуся акведуку не откликнулись. Конец поездки был смят (двигались все быстрее) и сравнивая экскурсию с такими же 40$-ми в
Таиланде и
Египте, замечу, что те были более продолжительными и насыщенными. Laguna Tour следовало бы детально расписать, что смотрят туристы, какова продолжительность поездки, и нужно ли стоять полтора часа у бензоколонки на съезде со скоростной автострады в Хаммамет в ожидании замены пропавшего экскурсовода на неспециалиста.