Обычно в последний день осени идет мелкий дождь периодически переходящий в снег. А в этот день было солнечно. Как раз самое время посмотреть на древние стены Зарайского кремля. Давно планировал отправиться в нетронутое российское захолустье, а заодно и побывать в историческом месте, где проводил летние каникулы юный Достоевский.
И вот рано утром мы выехали на автомагистраль «Дон». За 40 минут домчались до Каширы, разгоняясь на отдельных участках до 180 км в час.
Кашира - это не город, это большая деревня городского типа. На центральной площади развернулась торговля, что-то наподобие колхозного рынка, - квашеная капуста, валенки, тряпки, кастрюли, компакт-диски и видеокассеты – все, за исключением колхозников. Поодаль стояла ментовская машина. Оттуда двое внимательно наблюдали, когда же кто-нибудь из водителей, подъезжавших к площади и желающий поудобнее припарковаться, пересечет сплошную линию и можно будет его оштрафовать.
Медленно проехав мимо ментов, мы повернули к собору, многоярусная колокольня которого возвышалась над городом. Это - Введенская церковь, которая долгое время использовалась как склад хозяйственного инвентаря. Теперь она, наконец передана священникам, и в ней проходят службы. Войдя в храм, мы оказались на уроке воскресной школы. Докладчик своим видом и манерой говорить очень напоминал лектора из Школы атеизма совковых времен, хотя говорил о противоположном.
Трапезная разделена фанерными перегородками, как в коммунальных квартирах, на отдельные помещения. Об их назначении можно только догадываться. Печальное зрелище. Отсутствие росписи, скудная церковная утварь и несколько молящихся старушек перед современными иконами. А храм-то самый высокий в городе – центральный храм.
После осмотра церкви, поездив между бараков, сараев и заборов, мы попытались найти первую каширскую электростанцию – построенную по плану электрификации
России в 1924 году. Разбитая дорога петляла между огородных наделов, помоек, свалок арматуры, щебня, куч асфальта и битого кирпича... А впереди за высоким забором с колючей проволокой, укрепленной на изоляторах, видимо хотели пропустить ток, высилась современная ГЭС. И рядом с ней огромная с исходящими во все стороны проводами подстанция. Так и не добравшись до берега Оки, мы свернули на шоссе и поскорее выехали из города.
За околицей дорога сразу стала даже не удовлетворительной, а прямо хорошей. Попытки выехать к берегу опять не увенчались успехом. Тогда мы остались на шоссе, которое было на редкость ровным и красивым. По обочинам были посажены деревья, сквозь ветви которых были видны бескрайние поля, частично распаханные, и частично оставленные до весны. И только вдали, с пригорка мы смогли увидеть Оку.
Через 26 километров, миновали село Емельяново и деревню Клишино выехали к понтонной переправе. Двое регулировщиков пропускали автомобили сначала в одну сторону, потом в другую. Зимой через реку будут ездить по льду.
Развернувшись поехали по указателю в Зарайск. Когда до города оставалось несколько километров, дорога шла по открытому полю, встречная Волга замигала фарами. Двое мужиков, сидевших в ней, спросили меня « А там, на развилке ментов нет?» - « нет, не заметил». – ответил я, понимая, что мужики пьяные и едут в магазин, потому что у них внезапно закончилась водка.
В Зарайске было очень ветрено. Рядом с Зарайским кремлем располагаются торговые ряды. Там сейчас автовокзал и рынок. Обойдя их по голому заасфальтированному полю, которое называется «Площадь Революции», и, осмотрев памятник войнам Великой Отечественной войны,и вышли к Троицкой церкви с крупной надписью “Музей”. Она была построена в 1788 году на месте древнего, так называемого Круглого монастыря. Решли побывать в этом музее, который назвался "исторический" и оказался бедным и скучным. После него пошли погреться и выпить кофе в «Избу-кафе». Это местный туристический ресторан. К сожалению, кофе был там только растворимый. А в туалете не было горячей воды. В остальном довольно уютно. Несколько человек, видимо, такие же туристы, как и мы, пили пиво и смотрели по ТВ футбол.
После ресторана "Изба" направились в кремль. Он суровый и важный. Стоит на крутом берегу Осетра, за которым тянутся бесконечные равнины. Считается, что сравнительно хорошо сохранился, хотя на всех стенах видны следы реставрации.
В центре крепости, на холме возвышается Никольский собор. Его видно со всей округи. Собор построен еще в начале тринадцатого века, когда еще не было Зарайска. К счастью, церковь Николы в советское время пострадала не слишком. Сейчас храм передали церкви, в нем идут службы. Прежде в нем находился кинотеатр.
Храм залит солнечным светом. В нем светло и легко. Интерьер в голубых тонах, словно небо. Воодушевляет. Чувствуешь душевный подъем. Прилив энергии. Хочется сделать какое-нибудь доброе дело. Замечательный, неповторимый храм.
Другой собор в кремле – Иоанна Предтечи. Его построили в 1904 году ( правда, первый храм на этом месте возник еще при Иване Грозном).
Перед этим храмом - необычный памятник. В 1655 году стольник Никита Григорьевич Гагарин поставил его над могилами князя Федора, княгини Евпраксии и их сына княжича Ивана. Во времена Советской власти памятник разрушили, но совсем недавно он был в точности восстановлен.
Существует легенда, а быть может, это случилось на самом деле, что во времена татарского нашествия русская княгиня, чтобы не попасть в руки хана Батыя предпочла надругательству смерть. Она вместе со своим сыном Иваном бросилась с высокой стены и разбилась насмерть.
От этого и происходит название города, поскольку “разбиться до смерти” в то время называлось “заразиться”, то есть зараз умереть. Вот город и назвали Заразск, а впоследствии для благозвучия переименовали в Зарайск.
После кремля решили прокатиться по городу. Проехали мимо памятника Кирову. И как он здесь оказался? В Зарайске родилась и жили скульптор Голубкина. По рассказам современников была человеком с неадекватной психикой – разбрасывала в 1905 году революционные листовки. Потом, при советской власти ей это зачлось, она стала борцом с деспотическим царским режимом. Похоронена на местном кладбище. Однако смотрительница исторического музея рассказала нам, что экспозиция в доме Голубкиной сейчас закрыта на переоформление. Поэтому не тратьте время, а съездите к святому источнику на околице.
Проехав через весь город, мы увидели указатель «Источник» Не нему проложена асфальтированная тропа с бетонными ступенями, туда приезжают за водой, оставляя машины на организованной парковке.
Ветер в открытом поле был еще сильнее. От бетонных плит устилавших дорогу к источнику промерзли ноги. Вода в ручье была ледяной. Заглянули и в купальню. Два совмещенный сарая – раздевалка и собственно купальня – построены над бассейном в который через люк спускаются деревянные ступени, где-то там, в на глубине двух метров плещется мутная холодная святая вода. На двери плакатик « В обуви не входить». Энтузиасты – моржи спускаются в этот колодец и окунаются в святую воду для очищения духа святой водой и закаляя тело.
Последним пунктом путешествия было посещение села Доровое – имения отца Достоевского. Там установлен памятник великому писателю. Музей был закрыт. Прогулялись по Фединой роще. Многовековые липы – свидетели молодости великого писателя.
Поздно вечером по дороге домой ужинали в Коломне. Хотели зайти в Макдоналдс, но там было столько народу, что пришлось бы только полчаса к кассе стоять. Популярны видать гамбургеры у коломчан!
Возвращались в темноте по Рязанскому шоссе. Довольно сложная и напряженная трасса. Встречные грузовики слепят, нет разделительной полосы, интенсивное движение, кажется, что вот-вот и начнется пробка.