Лирика.
Неожиданное известие о командировке в Армению взбудоражило мое воображение. Тут же всплыли яркие картинки из документальных фильмов и из глянцевых журналов о путешествиях и прочих экстремальных активностях в этой древней горной стране. Лететь в такое место всего на один день для меня показалось абсолютным кощунством и, почти не раздумывая, я сдвигаю дату обратного вылета на пять дней вперед, выслушивая нелестные многоточия начальства в свою сторону. И вот уже появился первый намек на открытие для себя нового летного места!
Вся подготовка, разведка, размещение ограничились распечаткой контактов местных пилотов и парадромов из нашего форума... На большее ничего не хватило.
Спустя два часа на борту, почти цепляем крылом родные шапки Эльбруса. И в очередной раз удивляемся его белоснежному величию, прилипнув к иллюминаторам одной стороны так, что командиру приходится компенсировать крен!
Еще двадцать минут и: "Здравствуй,
Ереван!"
Первые мысли: "А чего так жарко-то?" За бортом +20. И это оказалось не предел!
Очень удачно подвернулись будочки знакомых операторов связи прямо на входе в аэропорт. Местную сим-карту вручили бесплатно и пообещали звонки в
Россию за 2,5 рубля. Отлично!
Набираю главному активисту по пара-Армении Алику (aleks.g). И шквал радостных приветствий и восклицаний заставляет меня убедиться, что Кавказское гостеприимство здесь - не вымысел! Конечно, я изрядно удивил Алика, что звоню уже из Еревана и готов ехать на полеты прямо сейчас. Мы договариваемся о встрече на следующий день, запланировав пока только обзорную экскурсию по городу, т.к. погода не очень стабильная и тем более оказалось, что 11 октября в Ереване день города. Первые две ночи я успешно ночую в командировочной гостинице. Всю организацию моего дальнейшего отпуска Алик смело берет на себя.
Да, вечерний праздничный Ереван со своими улыбчивыми жителям, уютным кафешками и нарядно освещенными улицами погрузил меня в атмосферу европейского уюта. Отсутствие неадекватных товарищей с извечными бутылками в руках в день города поначалу меня даже смутило. Но живая джазовая музыка и бокал Армянского вина в кафешке на одной из центральных площадей делали свое доброе дело. В такой живописной обстановке мы и обсудили планы на будущие полеты с местными пилотами.
Полеты. Проба крыла.
Практически вся Армения - один большой парадром с перепадами высот от 400 до 4095 метров над уровнем моря, ограничивающийся лишь зонами аэродромов и проблемой близких границ соседних государств. По словам местных пилотов, летать здесь можно с марта по ноябрь, но самый комфортный сезон приходится на раннюю осень. В жаркие летние месяцы термическая активность настолько высока, что это создает существенные проблемы в воздухе, но именно в этот период здесь были сделаны максимальные маршруты. Зимой, наверное, можно летать в динамике, но, как правило, из-за снега добраться до стартовых площадок практически невозможно. Большее количество изученных летных мест находится в непосредственной близости от города, поэтому все выезды стартуют в основном из Еревана.
В это время года одним из наиболее удобных мест для полетов считаются окрестности села Апаран. Оно находится в 50 километрах на северо-западе от Еревана. Стартовая площадка на высоте 2400 метров над уровнем моря и, примерно, 600 метров над долиной. Не очень крутая, примерно до 40 градусов, гора шириной в три километра - отличное место под южные ветра. Гора является частью вытянутого на запад хребта, местами изрезанного ущельями и провалами, общая длина которого достигает 15 километров. Нижняя половина склона местами покрыта низкорослыми деревьями, в основном дубняком. Да-да, горный низкорослый дубняк! А в это время года он особенно живописен. Ввиду вулканического происхождения, горы Армении усыпаны обсидианом - острыми осколками вулканического стекла, и во многих местах покрыты колючим кустарником - все это требует усиленного внимания к экипировке пилота и более аккуратного обращения с куполом.
Судя по прогнозам, в первый лётный день нас ждал приветливый южный ветер в 3 м/с и температура воздуха до 20 градусов тепла. Добротный дизельный круизер от компании "Вишап", специализирующейся на экстремальных видах отдыха, отвечал за нашу заброску и подбор по маршруту. Уже на подъезде к горе замечаем, что база слишком низка для далеких улётов, шапки облаков мягко примостились на вершинах. Ветер на стартовой площадке неровный, порывы до 6 м/с. При первом же старте оправдываются обещания жесткой болтанки и резкой термической контрастности: сложения на 30% и сливы на -5 - сегодня нормальная ситуация. Долго стоял на старте, наблюдая эту пляску в воздухе - как-то не комфортно в таких условиях на новом месте... Успокоив себя тем, что ребята летают на 2-3, а у меня все еще 1-2, дожидаюсь ослабления ветра и ухожу в "поток". Как оказалось позже, ни одного толкового потока в этот день так никто и не видел... Любой вход-выход из пузыря сопровождался резкими ударами, раскачками и прочими неприятностями, которые с лихвой съедали весь запас высоты, что успел набрать в ядре. Наборы составляли не более 50 метров над стартом. И спустя двадцать минут колбасни на перегибе, благополучно и стремительно сливаюсь к подножию. У всех летать сегодня больше нет никакого желания. Первый блин - как положено! Ничего, на последующие три дня обещают существенное улучшение погоды.
Лирика. Экскурсия.
Утро следующего дня принесло неутешительные новости: никто из местных пилотов не может позволить себе такой роскоши - летать по будням всю неделю. И созвонившись с командным суппортером, открываю радужные перспективы на увлекательную экскурсию по живописным окрестностям. Благо, Армения занимает одно из лидирующих мест по количеству исторических памятников на квадратный километрмир в мире. Принимаем решение ехать в сторону Гарни - древнего поселения с античным храмом первого века нашей эры, на краю живописнейшего ущелья реки Азат. Немного смущают оползневые дороги на пути к месту, разъеденные трещинами и буграми, съезжающие в долину метрах в трехста ниже. Языческий храм в Гарни был буквально как конструктор собран из древних останков найденных на этом месте. Свиду он практически уменьшенная копия древних храмов античной
Греции, но его местонахождение просто уникально! Стоит он на самом краю остроконечного выступа, сурово нависающего над причудливыми вулканическими разломами, которые, словно гигантские окаменелые соты, длинными шестигранными колоннами уходят глубоко в земную кору. И где-то там, на дне, зажатая в бесконечной геометрии скал, поблескивает своими порогами прохладная река Азат. Полуразрушенные каменные останцы местами будто складываются в огромные трубы органов, или порой напоминают искривленные зубы мамонта. Увидев вполне приличную дорогу вдоль русла реки, я тут же поинтересовался возможностью осмотреть это ущелье и снизу. И уже спустя двадцать минут, наш круизер спускается в это диковинное царство каменных великанов. По пути сворачиваем к небольшой церкви, затерянной в ветвистых садах Гарни. Резьба армянского туфа в тенях горной груши смутно заполняет память обрывками лекций из курса по истории искусства. Уже тогда я был практически влюблен в мастерство этих ремесленников. Наяву красота этих узоров тем более не поддается никакому словесному описанию!
Причудливая симметрия скальных колоннад, арочные своды и ниши, сплошь выложенные шестигранной плиткой голубого базальта, бурные пороги и небольшие водопадики горной реки, одинокие церквушки на фоне далеких снежников гор - все это стало волнующим украшением моего единственного экскурсионного дня в Армении.
Полеты. День 3 и 4.
Как и обещал прогноз, к середине недели мы получили явное улучшение погоды, но стелящаяся от ветра трава даже у подножья горы заставила сильно усомниться в возможности полетов. Поднявшись на стартовую площадку, я с трудом открываю дверь машины – ветер 18 метров в секунду… Что в принципе и требовалось доказать! Местные пилоты, недолго думая, принимают решение спуститься ниже по склону и промерить ветер там. Честно говоря, я воспринял это просто, как жест гостеприимства – мы сделали все, что могли. Но! Спустившись на 50 метров, скорость ветра снизилась ровно вдвое. Пока ребята раскладывались и стартовали, я решил сделать хоть какие-нибудь летные снимки, а заодно, на их примере оценить обстановку в воздухе. Стремительный старт горкой в 45 градусов и ребята упорно пробиваются вглубь долины с постоянным набором высоты! Бомба! Пока я стартанул, один из пилотов уже ушел на маршрут за соседний хребет. Высота его была уже порядка 3000 метров. Мои тщетные попытки выйти с ним на радиосвязь ничем не закончились и, по совету местных сторожил не летать маршруты в одиночку, остаюсь болтаться над долиной со вторым пилотом. В этот день держало абсолютно везде, спокойные потоки позволяли уходить до трех километров вглубь долины, и возвращаться к стартовому хребту с двухсотметровым запасом высоты. После сорока минут созерцания топографической карты на километровой высоте мне стало тоскливо. И вернувшись к уже знакомому склону, качаюсь на качелях над горящими осенней листвой ветвистыми макушками дубов и, почти цепляя траву ногами, закручиваюсь обратно к вершине в дежурных термических эскалаторах. Минут через двадцать пришло известие, что наш коллега сел в соседней деревне под горой, сделав небольшой маршрутик примерно в 7 километров. И посему, было решено, на этих достижениях сегодня остановится.
Завершающий летный день оказался спокойным и менее термичным, чем предыдущий. Чувство приближающегося отъезда настроило меня на созерцательный тон, и весь день я просто наслаждаюсь тем, что, не смотря на всю спонтанность и нереальность события, я все-таки летаю в Армении!
В итоге, я даже не мог предположить, что из четырех свободных дней, все окажутся вполне лётными. И лишь вынужденный перерыв на экскурсию немного сократит мое прибывание в небе. Думаю, для первого раза вполне даже отлично!
Лирика. Отъезд.
Что можно везти из Армении? Ну, вот мне в голову до сих пор приходила одна банальщина типа: фрукты, коньяк, ну, пожалуй, и все! Но, при нашем-то нынешнем состоянии, зачем все это? Не потащу же я оттуда дыню на 15 килограмм. Коньяк и так у нас в полном ассортименте везде стоит.
Вот товарищи, а оказывается, что Армянский коньяк не доезжает до России… И все что у нас здесь – это наше местное “Zuko”. А самое обидное в том, что даже в Ереване я с коллегами первые два дня пил исключительно паленый Арарат! Так что, если уж и везти оттуда чего, то это коньяк. Причем купить его проще и спокойнее прямо в Duty Free.
В общем, подводя итог, скажу, что если у вас есть такая возможность, хоть раз побывать в Армении, а тем более там полетать или покататься на лыжах – не упускайте ее! Быть может, это далеко не самый дешевый и комфортный вариант. Но побывав там и послушав грандиозные планы местных пилотов, я загорелся и теперь мучаюсь страшной думой, какое бы из прекрасных мест нашей планеты выбрать в следующий раз. Эх, хватило бы на них все времени и денег!
Огромное спасибо: Алику Галстяну, Аре Таманяну и всем пилотам.
P.S.: полный альбом поездки - тут