Наиболее удобная и быстрая дорога в Волоколамск - Новая
Рига. Скорость была 173 км в час, перед нами ехали точно такая же машина с такой же скоростью. Мне еще повезло, что на автомобиле (Лексус RХ-330) был установлен ограничитель скорости до 180 км. Но быстрота обманчива. Мы не доехали, вернее не долетели до Волоколамска километров 10-15. И тут скоростная дорога и воскресный день сыграли с нами злую шутку в виде гаишников, стоявших внизу довольно длинного пригорка и "воспитывающих" рублем водителей-лихачей. Настроение после того, как откупился от гаишников, было уже не то. Ну, ничего, успокаивал я себя, подумаешь, один раз не схожу в дорогой ресторан или два раза в обычный - вот и весь штраф-взятка окупится.
Продолжая размышлять о превратностях судьбы, я пополз со скоростью в 75 км/час к мемориалу 28 воинам-панфиловцам у разъезда Дубосеково.
Рядом, в деревеньке Нелидово открыт музей, рассказывающий о подвигах красноармейцев в сражениях на ближайших полях. А с другой стороны шоссе – братская могила. На гранитной мемориальной плите 28 панфиловцам одна фамилия затерта. Видимо, это имя именно того бойца героического взвода, который попал в плен и потом до1944 года служил полицаем в Херсоне.
Монумент, музей и братская могила – все сделано замечательно, на высоком идеологическом и профессиональном уровне. За исключением того, что бойцов было не 28, а гораздо больше, что они были вовсе не панфиловцы и не пали смертью храбрых, а отбив одну атаку немецких частей, отступили на запасные позиции.
Легенда о подвиге красноармейцев настолько раскручена, что теперь легче поддерживать мифы, чем их рассеивать.
В музее во всю стену живописная картина-диорама, на которой суровый мужчина с лицом, как у наркомана, затуманенными непонятно куда смотрящими глазами бредет в тумане или в дыму навстречу немецким танкам, сжимая в руках огромные связки гранат. За его спиной горят уже подбитые танки, а его товарищи-бойцы строчат из пулеметов, стреляют из ПТР, замахиваются на подъезжающие танки ( таков несметное количество) бутылками с горючей смесью ( «молотовский» коктейль), а вокруг валяются десятки, нет, сотни убитых фрицев.
Почему только шесть истуканов трагично вглядываются в сторону кустов вокруг железной дороги. Непонятно в этой истории с панфиловцами и мемориалом, ведь бойцов по легенде было 28, а монумент состоит только из шести фигур?
Затем проехав 8 км. по указателям мы оказались в Волоколамске. Позабавило название местного погоста - "Привокзальное кладбище". Вдоль шоссе потянулись нескончаемой вереницей одноэтажные деревенские домики. И не было видно конца этой деревни. В нем проживет 25 тысяч человек. Только в центре громоздится монументальное здание банка. Напротив, на торговой площади прилепились друг к друга несколько магазинчиков сельского ширпотреба.
Волоколамск впервые упоминается в летописи как Волок на Ламе в 1135 году. Так что это - старейший город Московской области. Его возраст превышает возраст
Москвы на 12 лет. До XVIII в. назывался также Волоком Ламским, иногда Волоком. Происхождение названия раскрывает историю возникновения. Оно происходит от слова "волок". Новгородцы перетаскивали по этому месту, по суше суда из реки Ламы в один из притоков Рузы - Волошню. Так и возник город Волок Ламский, ставший важным торговым пунктом на пути из Новгорода в Рязанские и Московские земли.
Сначала решили осмотреть кремль, в котором находятся Никольский и Воскресенский соборы и историко-археологиеческий музей. Напротив кремля расположилась пересыльная тюрьма. В кремле один собором передан церкви, но службы там проходят только в летнее время, поскольку собор не отапливаемый.
Археологический музей оставил приятное впечатление ( вход 40 руб.), там и о Николае Втором и о Ленине, о временах Великой Отечественной войны. Не забыт и период начала советской власти в городе. Обратила на себя внимание фотография первых партийно-советских функционеров. На ней двое молодых мужчин расположились на скамейке в парке, при этом один из них удобно лежит на коленях другого, почитывая книгу. Гомосексуальная идиллия, да и только.
Еще привлекла внимание выставка пейзажей доморощенного художника Мельникова, развешанных по всем вспомогательным помещениям музея.
А в центре зала установлен макет, повествующий о бое за Волоколамск в 1941 году. Собрал его местный школьник, видимо разбирающийся в военной технике, но переусердствовавший в изображении реальности - слишком много танков с той и с другой стороны налепил он на макет. Еще обратил внимание на фарфоровую кружку - подарок по время коронации Николая. Из-за этих сувениров и произошла ходынская трагедия, унесшая несколько сот человек. Впечатление от музея было смазано отсутствием туалета.
На парковке перед нами стояли машины из разных городов – интересуется значит наш народ историей, путешествует, несмотря на отсутствие нормальных условий и дорог.
После осмотра пустынного кремля мы отправились в усадьбу Гончаровых в село Ярополец. По археологическим данным село возникло около 1000 лет назад.
Усадьба сохранилась благодаря устроенной в ее стенах турбазе МАИ. А известная она стала широкому кругу, потому что в ней два раза побывал в 1833 и 1834 годах сам А.С.Пушкин. В местной библиотеке оборудована «комната Пушкина», где на день рождения поэта проходят литературные чтения. Архитектурный ансамбль производит впечатление своей пропорциональностью и законченностью. Турбаза сейчас преобразована в пансионат, где можно отдохнуть в номерах люкс за 1500 рублей. Этот люкс похож на монастырскую келью для профсоюзного работника среднего звена эпохи застоя.
Местные служители-бабули искренне верят в привлекательность этого места. Хотя администрацией пансионата для этого ничего сделано, кроме мемориальной доски из металла бронзового цвета о посещении Пушкиным своей тещи.
На выезде из села Ярополец можно увидеть еще одну братскую могилу. На ней установлен памятник в виде фигуры бегущего с автоматом бойца. Если вместо оружия ему в руку вложить факел - получится спортсмен, несущий олимпийский огонь. Рядом с могилой бетонный дот времен войны - остатки одной из линий обороны Москвы.
Далее мы поехали в Иосифо-Волоцкий монастырь, до него было километров 20. Рабочий день в монастыре уже закончился и экскурсоводы ушли домой. Рассказать и показать монастырскую жизнь насколько это возможно за полчаса вызвался привратник Павел. Наш проводник хотя и не обладал даром красноречия, но об основных достопримечательностях монастыря рассказал толково и ясно.
Мы поднялись на башню Германа, в которой был заточен русский царь Василий Шуйский. На ней сейчас установлены колокола. Их звон, по мнению служителей монастыря, отгоняет демонов. В монастыре находится могила Малюты Скуратова – предводителя опричного войска Ивана Грозного. Правда, увидеть надгробие не удалось, оно не сохранилось. Найдена была в монастыре и могила самого основателя обители – Иосифа Волоцкого. Паломники приходят сюда поклониться мощам святого.
Посмотрели мы на основание взорванной 76 метровой колокольни - груду серых камней. Это было уникальное в
Подмосковье 9-ти ярусное сооружение, которое только 5 метров уступало по высоте колокольне Ивана Великого в Московском кремле. По рассказам очевидцев, которые по сей день живут в монастыре, взорвал ее комиссар Красной армии, оборонявшей монастырский комплекс во время немецкого наступления на Москву в 1941 году. По его распоряжению был заложен настолько мощный заряд, что красивейшая колокольня превратилась в кучу камней, хотя сначала красноармейцы хотели разрушить только лестницы.
Во время войны в домах для братьев монастыря находился сначала госпиталь для бойцов Красной армии, а затем для немецких солдат. Умерших от ран хоронили на его территории. После войны, уже в новое демократическое время сюда приезжали за их остатками родственники из
Германии.
Проходя по монастырской земле, ощущая покой и умиротворение, невольно задумываешься о смысле жизни и своем предназначении. Древние стены пережили стольких, храмы хранят память о тысячах монахов и послушников живших здесь. Что хотели сказать эти люди своим образом жизни? Во имя Бога они отрешились от мирской жизни или выбрали жизнь монашескую только потому, что не нашли себя в жизни мирской? Монастырь – это удел неудачников или счастливцев, воспаривших над суетой?
Кому задать эти вопросы? Монахам? А возможно ли, если они заняты духовной жизнью и, согласно уставу обители, и не стремятся поддаваться искушению в диспутах с мирянами.
Павел отвел нас в келью к схимнице Александру. Бабушке лет 90, она испытала клиническую смерть. А сейчас она изгоняет любые недуги намоленным лампадным маслом. Если отбросить медицинскую логику и поверить в своё излечение, то советы схимницы должны помочь.
. Нет, я вовсе не перешел грань, я только на мгновение заглянул в другую жизнь, лишенную суеты и мирских забот. Зайдя в ее келью - обычную комнату - там было темно, на кровати в приглушенном уличном свете, идущим из окна, был виден силуэт высохшей женщины лет, наерное,90 . Вокруг нее было множество разных икон и иконок. Послушницы ухаживают за ней, поскольку Александра от физического истощения не встает с постели, однако ее голос ее был ровным и твердым.
Когда едешь по шоссе, открывается великолепный вид на монастырь. Дорога петляет по перелескам и вот мы уже оказались у главных ворот. Крупными хлопьями медленно падал снег. Мы курили возле ворот. Рядом братская могила красноармейцев, восстановленная уже в наше время - за последние 10 лет. Когда началось возрождение памяти о погибших. Стали ухаживать за захоронениями. Окончательно будет покончено с болью в сердцах людей и в душах воцарится покой, когда будут восстановлены и немецкие кладбища на российской земле.
За день проехали 350 километров. Возвращались в темноте. Движение на Новорижском шоссе спокойное. Ментов не было. Насосались и отползли.