Еще немного оставалось пройти танкам 2-ой армии Гудериана, чтобы вступить на юго-восточные окраины
Москвы. Если бы не русские морозы и бездорожье, висели бы сталинские большевики на телеграфных столбах. Всегда меня занимал вопрос: почему на скульптурах советский солдат-освободитель, самоотверженный воин всегда ваялся с автоматом ППШ в руках? Вероятно, этот автомат стал официально утвержденным символом героизма и доблести в советском монументальном искусстве.
А возможно партийные пропагандисты таким образом пытались внедрить в сознание народных масс, что Красная армия все-таки была вооружена автоматическим оружием?
Путешествуя по Московской области на машине, мы оказались в один из солнечных весенних воскресных дней на Перемиловских высотах, что находятся напротив города Яхромы., на высоком живописном берегу канала им. Москвы.
Там установлен монумент в виде бросающегося в атаку бойца с зажатым в руке автоматом ППШ. Перемещенный на центральное таллиннское кладбище советский бронзовый солдат тоже вооружен автоматом. Герои-панфиловцы в виде гранитных истуканов тоже с автоматами. Монументы защитникам Бреста,
Севастополя, Сталинграда,
Тулы и многих других мест тоже с автоматами. Можно подумать, что ППШ был самый распространенным оружием пехоты.
Впрочем, не об автоматах хотелось рассказать. Невозможно не заметить скромное с виду двухэтажном белом здании в деревне Шолохово, что на Дмитровском шоссе. Там находится музей танка Т-34. Среди экспонатов, рассказывающих о истории создания боевой машины и о героях, воевавших на ней, выставлен весьма оригинальный для советских бронетанковых войск предмет – стэк генерала Г. Гудериана. Как гласит подпись на табличке, взятый после боя в качестве трофея. На деревянной палке выведены названия поверженных армией Гудериана российских городов: Смоленск, Рославль, Орел и другие. Выяснить истинное происхождение этого предмета и его подлинность не удалось.
Осмотрев экспозицию на первом этаже, можно получить сравнительно объективное представление об истории создания этой боевой машины на заводах Советского Союза.
Поднявшись на второй этаж, погружаешься в атмосферу ура-патриотического информационно-агитационного клуба. Немного правдивой истории о создании танка Т-34 на первом этаже и сплошная победная патетика на втором, посвященным Великой Отечественной войне. Танк, как известно, и это не скрывает экспозиция, был сконструирован на основе купленного в Америке в 1930 году танка «Кристи». Советские конструкторы творчески переработали концепцию строения танка «Кристи» и после нескольких модификаций у них получилась легендарная тридцатичетверка.
Как любой исторический военный музей этот музей также не обошелся без диорамы. На картине во всю стену изображен, судя по подписи, советский генерал по время наступления Красной армии под Лобней. Он идет по заснеженному полю на лыжах, на шее у него висит автомат ППШ (опять символ героизма), из ближайшего деревенского дома выбегают дети и женщина, чтобы поприветствовать генерала. Дом кстати горит ярким пламенем. На втором плане картины изображены движущиеся танки Т-З4 и бегущие в атаку солдаты, а где-то с краю полотна, в овраге догорают подбитые немецкие танки.
Идейно-патриотическое содержание картины понятно, можно даже порадоваться искренности восторга деревенских жителей от вида красноармейцев и танков Т-34 несмотря на их горящий дом, но ответить, зачем генерал повесил себе автомат на шею, сложно.
В музей мы заехали только по пути на Перемиловские высоты.
Известно это место стало тем, что во время войны здесь проходили ожесточенные бои. Немецкие соединения в конце ноября 1941 года форсировали канал по сохранившемуся мосту и захватили плацдарм.
Понимая тактическую важность созданного немцами плацдарма, советское командование приложило максимум усилий, чтобы его ликвидировать. Возникла угроза прорыва к Москве с севера, поэтому И. В. Сталин в телефонном разговоре с командующим 1 Ударной армией В. Ф. Кузнецовым потребовал "отбросить захватчиков за канал". После приказа Верховного атаки на плацдарм повелись с особой ожесточенностью, не взирая на потери. А воевали красные командиры не умением, а числом. На вторые сутки патроны у немецких пулеметчиков стали заканчиваться, но не закончились бойцы в Красной армии.
Воевали красные командиры поздней осенью 41 не умением, а числом. На немецкие подразделения обрушились волны атак. На третьи сутки патроны у немецких пулеметчиков стали заканчиваться, но не закончились бойцы в Красной армии.
Бои за Перемиловскую высоту развернулись 28-29 ноября 1941 г. Советские 30-я (занимавшая фронт воль канала севернее Дмитрова) и 1-я ударная (Дмитров и районы южнее) армии, в итоге, не дали немцам обойти Москву с севера. Им противостояли 56мк (37 мд, 14 мд, 7 тд) и 41мк (6 тд, 1 тд, 23 пд). Непосредственно перед Дмитровом стояла 14 мд немцев, а перед яхромским мостом - 7 тд. В тот же день 1 УА (29 сбр) провела контратаку, но потом отошла на исходную. Наутро, дождавшись подкрепления, атаку повторили и к 29 ноября и немецкие войска отступили.
Дело в том, приказа о захвате плацдарма не было. Деревню Перемилово передовые немецкие части получили, как подарок. Без боя. Исключительно по инициативе полевых командиров, которые не преминули воспользоваться благоприятной ситуацией, когда соединения Красной армии столь стремительно отступили, что даже не успели взорвать за собой мост через канал.
Только потом, когда вмешался Сталин (сказал, наверно, не отобьете Перемилово, Берия будет судить вас по законам военного времени), за деревню разгорелся бой. Командующий армий Центр фон Бок пишет в своих мемуарах, что отдал приказ об оставлении с плацдарма еще накануне, поскольку у него не было частей для подкрепления.
Через 25 лет, в 1966 году в годовщину битвы под Москвой на высоком берегу канала был воздвигнут памятник погибшим в боях красноармейцам. Бронзовую фигуру солдата отливали в Ленинграде, на Заводе монументальной скульптуры, барельефы изготавливали в Мытищах, гранит привезли с Украины. Фигура прибыла в разобранном виде, и её монтировали на месте. Техника с трудом пробивалась по косогору. Были сомнения: не опрокинется ли фигура? Но аэродинамические испытания подтвердили: ветру с бойцом бороться бесполезно.
Рядом с бронзовым монументом установлена, судя по содержанию совсем недавно, гранитная дока с выбитыми на ней наименованиями частей и командиров, участвовавших в этом сражении. Среди четыре соединений - 20 армия, возглавляемая генералом Власовым А. А. Сколько не пытаются представить генерала предателем Родины, не получается, слишком глубоко вписано его имя в историю войны.
Место облюбовано молодоженами. Когда мы подъезжали к монументу, навстречу выползал белый лимузин на безе Хаммера, вероятно свадебная процессия была не столь многочисленной и вся уместилась в автомобиле. По сохранившейся советских времен традиции на высоту, к мемориалу приезжают свадебные кортежи, чтобы члены праздничного эскорта могли распить несколько бутылок шампанского (вокруг валялось много пустых бутылок) и помянуть погибших на высоте. Место бесспорно красивое, однако почему в день свадьбы следует поминать погибших на войне и делать это именно возле какого-либо мемориала, логически трудно объяснимо. Наверно этим молодые люди благодарят отцов и дедов, что завоевали своим геройством счастливое, светлое и свободное настоящее.
А может быть, в день свадьбы ездят к могилам возлагают цветы потому, что больше нет достойных и красивых мест? Хочется ведь во время свадьбы прокатиться по городу с праздничным кортежем, но куда податься, если в советские времена чистыми содержались только площади перед райкомами? Не ехать же возлагать цветы Виленину, что даже пьяным свадьбам кажется излишним верноподническим рвением.
После осмотра монумента мы решили проехаться по главной и единственной улице деревни Перемилово. В ней находится церковь Вознесенья построенная в 1792 году. Внешне собор выглядит празднично в его архитектуре сочетаются мотивы неоготики в общей классической композиции, автором проекта, предположительно, был итальянец Франческо Кампорези. Памятник архитектуры охраняется государством.
Остальная деревня состоит из доживающих свой век брошенных хибар, сараев и неухоженных кустов сирени. Но рядом уже красуются нарядные двухэтажные и трехэтажных виллы и шато, сверкающих никелированными ручками, увешанных телевизионными тарелками. Постепенно забытая деревенька бедных крестьян перерастает в дачный поселок богатых горожан.
Затем поехали в центр Яхромы в Троицкий собор. Он был построен в 1892 году на средства фабриканта Лямина. На этот первый весенний день пришелся религиозный праздник - день прощения всех грехов. В храме шла служба. Как принято у православных священник просил прощения у прихожан встав на колени. Затем и они опустились перед ним на колени и тоже попросили прощения. Мимо меня прошла пожилая женщина, остановилась и попросила прощения. Все в храме просили друг у друга прощения. Такой удивительный обычай в православной церкви.
После осмотра исторических достопримечательностей, заехали в разрекламированный парк Волен. Надеялись пообедать, думали хорошо накормят, ведь позиционируется вроде как бы горнолыжный курорт. Действительно в парке было интересно, весело, празднично.
Сотни любителей горных лыж активно проводят свободное время. Большая парковка практически заполнена автомобилями, повсюду люди с лыжами и на лыжах. С досками для сноуборда, катаются на коньках. Многие увлеченно пьют пиво. Пестрая публика. Девушки хотят познакомиться с перспективными молодыми людьми.
На склонах работает несколько подъемников. Один за другим стремительно скатываются ярко экипированные лыжники. Тренируются, наверно, перед поездкой в Альпы. Чтобы перекусить, нужно отстоять в столовую огромную очередь. Вид ее нас огорчил, и мы расстроенные и голодные пошли в гостиницу. Номер на уикэнд в отеле стоит 25 тысяч рублей… А в единственном ресторане подавали только сырую рыбу под названием «суши». Странно, но почему ни во
Франции, ни в
Швейцарии таких суши-ресторанов нет.