Часть первая. Подготовка
Наступил всеобщий финансовый кризис. Затем наступил две тысячи девятый год. Затем наступило лето две тысячи девятого года, и только после этого наступило, наконец, время очередного летнего отпуска, который хотелось провести с максимальной пользой и отдачей - год выдался не из самых легких.
Однако денег на то, чтобы ни в чем себе не отказывать, было не очень много. Нет, их бы, пожалуй, хватило на то, чтобы ни в чем себе не отказывать в
Анапе и даже в
Турции, но были обстоятельства, мешавшие этому, да и слава богу. Этим летом мой работодатель согласился оплатить мне возможность пройти тестирование по программе Cisco CCIE (кто знает, что это - отлично, кто не знает - считайте, что это просто экзамен), но загвоздка заключалась в том, что этот экзамен а) надо заказывать сильно заранее, б) можно сдать только в одном из десяти специализированных тестовых центров и нигде больше. Центры находятся в
Брюсселе, Бангалоре,
Токио,
Дубае,
Пекине, Сан-Паоло,
Сиднее,
Гонконге, Сан-Хосе и в Рэйли (
США).
Как ни хотелось бы мне посетить
Австралию или Южную Америку, но оплачивать такой перелет мне пришлось бы самому, а потому при выборе пришлось ограничиться центрами, расположенными поближе. Сошлись на Дубае. С самого начала предполагалось, что я постараюсь совместить в одной поездке и отдых, и экзамен, но, даже если бы и не получилось, до Дубая из Екатеринбурга есть прямой авиарейс, то есть добраться туда при желании можно без особых проблем.
В итоге получилась следующая исходная картина. Отпуск начинается 10 августа, отдыхать можно где угодно, но 26 августа в 7.30 утра я должен быть в Дубае. Исходя из этих условий, мы с женой и начали искать варианты, как провести отпуск.
Вариант первый: Дубай и близлежащие эмираты. Самый простой и очевидный вариант, но мы на него не соблазнились по трем причинам. Первая - в августе там безумно жарко. Два-три дня еще можно потерпеть, прячась в оснащенные кондиционерами помещения, но три недели - увольте. Вторая причина - Рамадан. Мы не мусульмане, так что привычки не пить и не есть до захода солнца у нас нет, а там в Рамадан не то что пива холодного не найти, вообще ничего из продуктов для непосредственного употребления "на месте" не продается. А про пиво я вообще молчу. Ну и третья причина - стоимость отдыха довольно высокая. Даже с учетом дополнительного перелета некоторые альтернативные варианты стоили дешевле.
Вариант второй:
Бали. Изучали долго и практически уже пришли к единодушному решению "едем", но в последний момент передумали: не захотелось зависеть от графика приливов и отливов - отзывы о том, что океан в отлив уходит на полкилометра от берега, не вдохновляли. Последние события, связанные с восьмибалльными землетрясениями и цунами, показали, что, наверное, мы были правы…
Вариант третий:
Шри-Ланка. Был изучен с такой же тщательностью, и в итоге мы точно знали, с чем можем столкнуться. Столкнулись. Не удивились, хотя и радости было мало. Но об этом позже. Прочие варианты включали Сингапур,
Малайзию,
Таиланд и другие страны Юго-Восточной Азии. По разным причинам они также были отвергнуты.
Итак, Шри-Ланка, страна чая, колыбель буддизма и место, где буквально только что (в мае) закончилась гражданская война. Уровень жизни в стране соответствующий, так что все относительно дешево, в том числе и отдых. Определившись более или менее - предстояло еще выбрать отель - с местом отдыха, мы начали искать турфирму, которая бы организовала наш непростой по формату и содержанию отдых. В прошлом и позапрошлом годах мы пользовались услугами туроператора PTS (он же - Big Tour, он же - "Путешествуй"), цены были не самыми низкими, но качество нас вполне устраивало. В этом году мы предполагали сразу обратиться в PTS, но в процессе поиска информации по Шри-Ланке вдруг обнаружилась некая фирма, предлагавшая туры примерно на 10 тысяч дешевле, чем прочие. Странно. Решили проверить.
Называть фирму не буду - я не знаю никаких фактов, которые бы могли быть интерпретированы как прямое или косвенное доказательство моих предположений, так что пусть они остаются предположениями. Кто хочет - может их проверить самостоятельно. Фирма довольно популярная в сети Интернет - ее сайт все поисковые системы упоминают в числе первых при поиске информации об
отелях Шри-Ланки, есть довольно неплохой форум, много полезной информации. А вот с обычным офисом дела обстоят существенно хуже - что называется "два стола, три табурета". С очень большим трудом офис был обнаружен в полуподвальном помещении деревянного пристроя довольно старого здания. Ни таблички, ни вывески - только лист формата А4, пришпиленный к стенке, с названием фирмы и стрелкой в направлении ее местонахождения.
В самом офисе - не лучше, но бог с ним, с офисом, волновал вопрос, кому и за что мы заплатим деньги, так что я попросил у представителей турфирмы типовой договор. Потом попросил еще раз. И еще. Примерно через неделю я его, наконец, получил, и картина постепенно стала проясняться.
Договор походил на довольно поверхностную попытку выглядеть турагентом (по новым законам есть такая категория участников турбизнеса), но на деле переложить всю ответственность даже не на туроператора, что еще можно было бы понять, а на отель, авиаперевозчика, экскурсионное агентство и пр. В начале договора нам (покупателям) передавался "туристический продукт", далее по тексту он превращался в "Путевку", потом в "туристическое обслуживание" и т.п. Кто сформировал турпакет, оставалось загадкой, да и много чего еще забавного было обнаружено в договоре, после чего мы окончательно отказались от идеи его подписывать.
Предполагаю, что руководители фирмы нашли или посчитали, что нашли какую-то лазейку в законе и теперь за счет этого предлагают туры чуть дешевле. Готов поверить также, что все туристы, отправленные фирмой на отдых, возвращаются вполне довольными, но уж больно все это походило на "Джаз-тревел" (была такая фирма когда-то, судились мы с ней, и дело выиграли), так что, потеряв неделю времени, мы таки пришли в PTS. А вышеописанная фирма, по-моему, ни туроператором (куда там), ни турагентом не является. Во всяком случае, ни в реестре туроператоров (обязательном), ни в реестре турагентов (добровольном) ее нет. А отсюда и неразбериха с названием в договоре - то ли турпакет, то ли путевка, то ли еще что-то…
С PTS все решилось проще; не быстро, увы, но без излишней неопределенности. Оставался вопрос по Дубаю. К сожалению, PTS не захотел помогать нам с визой в Эмираты - их условием было проживание в одном из продаваемых ими пляжных отелей, а нам удобнее было разместиться в городском отеле, которого в их прейскуранте не было. Пришлось искать другие варианты.
Связались напрямую с выбранным отелем Holiday Inn Express (подробнее об отеле и Дубае - в четвертой части отзыва). Они были не против того, чтобы выступить спонсором при получении визы, но требовали залог в размере около 90000 рублей на двоих на случай, если мы в нарушение законов эмирата не покинем его территорию по окончании срока действия визы. Ого.
В общем, после недели поисков вариант был найден: компания «Зима - Лето» согласилась через своих партнеров в Эмиратах фирму « Arabian Explorer» забронировать для нас номер в отеле и оформить визу. «Арабский исследователь» оказался очень неторопливым - пришлось пару раз подгонять их, чтобы вовремя (т.е. до отлета в Шри-Ланку) получить визу, но в итоге все документы были оформлены, осталось определиться с программой отдыха на Шри-Ланке и купить
авиабилеты.
Часть вторая. О пользе Интернета
Большую часть информации о деталях предстоящего отдыха большинство современных туристов черпает в Интернете, и с каждым днем отзывов, рассказов, справочных материалов и прочих сведений становится все больше. Зачастую понять, где факты, а где эмоции, становится невозможно, так что куча времени уходит на сортировку и анализ информации. Но вот в чем совершенно точно Интернет незаменим, так это в организации переездов и перелетов.
Оценив и почувствовав в прошлом году удобство заказа авиабилетов через Интернет, в этот раз мы даже не рассматривали варианты с покупкой билетов через турфирму. Собственно, это было наше первое условие: «Можем мы сами приобрести билеты?» Можем, ну и замечательно. Зачем это надо? В основном, потому что это банально дешевле. Иногда разница невелика, иногда весьма существенна - агентства довольно редко предлагают самые дешевые тарифы. По опыту прошлого года часто дешевые билеты надо «ловить», чего, конечно, агентства не делают.
Второй причиной для нас был тот факт, что с маршрутом перелета мы определялись довольно долго, и задерживать в связи с этим оформление тура не было смысла. Так что договор был подписан, отель уже подтвержден, а с перелетами мы еще до конца не разобрались.
Вариантов, которые бы нас устраивали, теоретически было несколько. Первый: «
Уральские авиалинии» до Дубая, пересадка на рейс «
Emirates» до
Коломбо и аналогично обратный путь. Внешняя простота реализации с лихвой компенсировалась запредельной стоимостью билетов и необходимостью делать в Дубае пересадку между рейсами двух разных авиакомпаний, да еще при этом перебираться из одного терминала аэропорта в другой.
Уже довольно давно я сделал для себя простой вывод. Если хочется лететь из Екатеринбурга куда-то далеко за рубеж (куда прямых рейсов нет), самым дешевым будет вариант полета через
Москву. В этот раз правило было подтверждено снова. Второй теоретически приемлемый вариант заключался в перелете до Москвы любым доступным способом, а далее - « Emirates» через Дубай до Коломбо с четырехдневным stopover’ом на обратном пути. Был еще третий вариант: тоже через Москву, но далее не «Эмиратами», а компанией « Etihad», базирующейся в
Абу-Даби - оттуда до Дубая и обратно есть бесплатный трансфер на автобусе. Этот вариант был основным, когда мы изучали вариант поездки в
Индонезию, но для Шри-Ланки он не подошел - « Etihad» сам в Коломбо не летает, пользуется услугами « Sri Lankan Airlines», а это делает перелет существенно дороже. Так что после анализа перечисленных вариантов, выбора, по сути, не осталось - летим « Emirates» из Домодедово.
Перевозчик и рейсы выбраны, надо оплатить электронный билет. Как всегда, приятно порадовала возможность сделать это не сходя с дивана, но в этот раз меня поджидала неожиданность. Сбербанк, чьей карточкой я хотел воспользоваться, ввел дополнительную систему авторизации Интернет-транзакций, предполагавшую ввод одноразового пароля. Здорово, но где их взять? На официальном сайте Сбербанка значилось, что надо пойти в банкомат (перечень прилагался), и получить распечатку с паролями - все просто, только все перечисленные банкоматы находились в Москве в отличие от меня. Так…
К счастью, в Екатеринбурге тоже обнаружился один банкомат, которого не было на тот момент ни в каких списках, но который смог выдать пароли. Отлично, теперь можно заплатить за билеты. После покупки билетов на « Emirates» на мою бонусную карту Аэрофлота упали дополнительные баллы, и в итоге стало возможным до Москвы долететь почти бесплатно. Ну что ж, пользуемся случаем, пусть не очень удобно - требуется добираться из Шереметьево в Домодедово, но дешево.
Итоговый формат поездки выглядел следующим образом. Мы вылетаем из Екатеринбурга вечером 9 августа рейсом Аэрофлота, на переезд между Шереметьево и Домодедово у нас около шести часов - вполне достаточно, далее в час ночи по Москве рейс « Emirates» до Дубая. В Дубае посадка планировалась на шесть утра, вылет в Коломбо - около половины десятого. Небольшая тонкость заключалась в том, что рейс до Коломбо должен был совершить промежуточную посадку в Мале (
Мальдивские острова), но мы об этом знали заранее.
Обратный путь был гораздо проще. Вылет из Коломбо 24 августа в полдесятого утра, в полдень мы в Дубае, далее четырехдневный stopover и летим в Москву утром 28 августа. Полдня гуляем по столице и в час ночи 29 августа
Аэрофлотом возвращаемся в Екатеринбург. Собственно, все так и получилось, никаких существенных накладок не произошло. Стоимость всех перелетов на двоих с учетом бонусных билетов Аэрофлота составила около 60 тысяч рублей - довольно недорого для подобного маршрута.
Кроме собственно покупки билетов Интернет оказался неоценимым еще в одном. Компания « Emirates» уже давно использует схему самообслуживания пассажиров как основную при регистрации на рейсы, и по всему миру действует система приоритетного обслуживания пассажиров, регистрирующихся он-лайн. Что это значит мы воочию увидели в Домодедово - как в песне Высоцкого: «Огромная колонна стоит сама в себе…». Это очередь из пассажиров, регистрирующихся на рейс по традиционной схеме. Рядом практически пустая стойка для пассажиров первого и бизнес-классов. И рядом еще одна - абсолютно свободная - для регистрирующихся он-лайн.
Airbus A330, как и Boeing 777, самолеты не маленькие, народу вмещают много, вот и сравните, что лучше - стоять очередь из всех пассажиров или подойти в пустое окошко. Что для этого нужно? Всего-то на сайте « Emirates» ввести в нужном месте нужную информацию, т.е., по сути, подтвердить, что вы собираетесь лететь рейсом, на который купили билеты. И все - добро пожаловать в пустое окошко.
Перед вылетом из Домодедово мы не регистрировались он-лайн, поэтому впереди маячила перспектива стоять длиннющую очередь. Без нас бы не улетели, но времени и сил было жалко, так что… Достал нетбук, через GPRS вышел в Интернет, зашел на нужный сайт и зарегистрировался. После чего прямым ходом к заветной стойке. На вопрос «Вы регистрировались он-лайн?» ответили «А как же - только что». Наши фамилии действительно уже были в списках, места в салоне зарезервированы в точности те, которые мы хотели, процедура оформления багажа заняла пару минут, и, гордо обойдя очередь стороной, мы двинулись в сторону таможенного поста.
Такой опыт нам, безусловно, понравился, так что потом на рейсы Коломбо - Дубай и Дубай - Москва мы регистрировались он-лайн заранее. В Коломбо история, в сущности, повторилась - стояла длинная очередь из пассажиров эконом-класса и две пустых стойки - для бизнес-класса и для «онлайнеров». Регистрация заняла все те же две минуты.
В Дубае… Ну там просто нет традиционных стоек для регистрации - или через Интернет, или через стойки самообслуживания. За то, что мы регистрировались на рейсы он-лайн, « Emirates» за каждый выполненный рейс добавила к нашим бонусным милям Skywards еще по 500 миль (и еще до этого - за приобретение билетов через Интернет - по четыреста с чем-то миль), а в Дубае нас ждал главный сюрприз. Выдавая посадочные талоны, сотрудник « Emirates» заметил: «Сэр, мадам, наша компания на этот рейс перевела вас в бизнес-класс».
Уезжая из Дубая, мы немного опасались, что после пятичасового перелета до Москвы в эконом-классе будет немного проблематично полдня гулять по городу. Опыт подобных полетов подсказывал, что спина будет болеть, так что мы заранее начали придумывать способы, как с минимальными потерями перенести перелет, но о бизнес-классе даже не мечтали.
«За что нам такой бонус?», - поинтересовался я. «Вероятно, вы являетесь участниками Skywards и часто пользуетесь услугами нашей компании», - был ответ. Ну что тут скажешь… Спасибо, спасибо и еще раз спасибо.
«Сэр, почему вы говорите по-английски? Я немного знаю русский - пожалуйста, если удобно, не стесняйтесь - говорите по-русски», - в ответ произнес служащий « Emirates».
Часть третья. Место для отдыха.
В который раз убеждаюсь, что самым опасным и тревожным этапом путешествия является далеко не перелет. С ним-то как раз все понятно, просто и спокойно. Гораздо более опасными являются первые и последние пятнадцать километров пути - между домом и аэропортом Кольцово. Наши власти расстарались и дорогу до аэропорта построили на загляденье, но устранив (на этих десяти километрах) вторую извечную беду
России, с первой они ничего поделать не смогли. Никакого другого определения таксист, разгоняющийся на драной дребезжащей «пятерке» до 140 км/ч, не заслуживает.
В этот раз обошлось. До аэропорта добрались нормально, а дальше весь путь до Коломбо особых переживаний не вызывал. Из дубайского аэропорта, воспользовавшись Скайпом, позвонили домой - отрапортовали, что все ОК, и двинулись дальше. Над
Мальдивами кружили полчаса - внизу шел дождь. Кто бывал на этих чудесных островах знает, что аэропорт занимает отдельный атолл, и взлетно-посадочная полоса у него не ахти какая длинная, так что пережидали непогоду в воздухе - сажать A330 на мокрую и короткую полосу пилот не рисковал. Изредка он по радио подбадривал пассажиров и предлагал, пользуясь случаем, насладиться видом атоллов. Нас уговаривать было не надо - мы помнили еще свое путешествие двухлетней давности в эти сказочные места, так что острова встречали как родные. В самом деле, мы и не надеялись их увидеть так скоро - повезло.
Но на земле нас из самолета не выпустили. Жаль. Кроме желания постоять на мальдивской земле было еще просто желание размять мышцы и кости, но не случилось. Пока самолет заправляли и готовили к полету, снова пошел ливень, но взлетели мы уже без дополнительных задержек, и скоро приземлились в аэропорту Бандаранайке. Как обычно, минут пятнадцать прошли в опасениях, что багаж мог улететь в другом самолете, но и здесь все было нормально - чемодан тоже прибыл в Коломбо.
По времени Коломбо был уже около девяти вечера, в зале прилета кроме нашего гида народу практически не было. Быстро поменяли валюту, быстро оформили договор на подключение к сети сотового оператора. Основных операторов на Шри-Ланке два: « Dialog Mobitel», особых предпочтений у нас не было, но у « Dialog’а», стойка которого была ближе, не оказалось активированных SIM-карт с нужным контрактом. А у « Mobitel’а» они были. Стоимость контракта - 1000 рупий (примерно 9-10 долларов), из которых половина кладется на счет абонента. Стоимость звонка в Россию смехотворная - 7 рупий за минуту (порядка двух-трех рублей), т.е. почти бесплатно. Есть стойкое ощущение, что сотовые операторы Шри-Ланки организуют связь с материком по IP, во всяком случае, все характерные особенности IP-телефонных технологий прошлого века в разговорах присутствовали (щелчки, эхо, односторонняя связь). Но при такой стоимости мы не стали сильно на это обращать внимание - в конце концов, если связь плохая, можно и перезвонить. За два-то рубля.
Отдых, о котором мы так долго мечтали, и который, наконец, начался, включал в себя четыре фазы. Первая - экскурсионная: из аэропорта нас на комфортном Ниссане с кондиционером отвезли в Канди, в очень красивый четырехзвездочный отель Amaya Hills. Оттуда мы съездили в Сигирию и Дамбуллу, оттуда же через два дня переместились в пляжный отель « Bentota Beach», который с этого года именуется « Cinnamon Beach» (по-русски «Коричный пляж» - немного странное название).
Про Сигирию, Канди и прочие достопримечательности рассказывать не буду - о них сняты целые документальные эпопеи - для желающих, рекомендую фильм «От
Индии до Шри-Ланки» из документальной серии BBC «80 Чудес света». Или читайте отзывы в Интернете - их и так много, добавлять к ним еще один не буду. Гораздо важнее, полагаю, знать особенности отелей, в которых можно остановиться и детали быта - на этом попробую остановиться подробнее.
Итак, Шри-Ланка, часть первая - Канди. Отель Amaya Hills расположен на вершине высокого холма, откуда открывается просто изумительный вид на окружающие леса и горы. Моря, конечно же, нет, но пейзаж и без него великолепен. Питание - полупансион, для тех, кто проводит весь день на экскурсии - самое то, еда вполне приемлемая, во всяком случае, можно найти блюда без карри.
Карри - это вообще национальное бедствие. Ощущение такое, что карри на Цейлоне кладут (или теоретически могут положить) куда угодно, причем в таких количествах, что вкус блюда вообще не чувствуется. Из карри (да-да, у меня язык не поворачивается сказать «с карри») готовят десятки, если не сотни блюд - от супов до десертов. И тот факт, что в отеле можно найти «просто рис» и «просто мясо», на самом деле большой плюс.
Кстати, в отелях, обычно, можно найти и «просто свинину». В Шри-Ланке основная религия - буддизм, и, хотя мусульман там довольно много, свинину, тем не менее, свободно подают и продают.
В Amaya Hills есть бесплатный беспроводной Интернет, довольно скоростной, есть бассейн, ну и вся обычная инфраструктура. А вот до города довольно далеко, и идти нужно по склону холма, так что мы не рисковали, да и незачем было - не так уж долго мы там и находились.
Особенно много узнать о Канди нам не удалось - основное время мы провели на выездных экскурсиях. Собственно в Канди посетили только Храм Зуба Будды, фабрику по производству батика, ботанический сад, фабрику-магазин ювелирных изделий и супермаркет. В магазин мы пошли вместе с гидом, точнее, следом за гидом - он хотел чего-то купить по дороге, а нам пива холодного захотелось. Наивные. Без гида мы бы его не нашли, поскольку в маркетах пиво и вообще алкогольные напитки не продаются - для них существуют отдельные торговые точки при магазинах типа наших ларьков. Когда гид привел нас к такому месту, мы уже успели слегка пожалеть о столь несвоевременной инициативе: было темно, ларек находился в какой-то подворотне за магазином, вокруг ошивались подозрительного вида местные жители… Словом, у нас в таких местах обычно ничего хорошего ждать не приходится. Но ничего, обошлось. Купили пару банок какого-то импортного пива и отбыли в гостиницу. Это уже потом постепенно мы привыкли к тому, что нечесаный и немытый мужик босиком на улицах Шри-Ланки, в принципе, чем-то из ряда вон выходящим не является.
Вторая часть отдыха - пляжная; посетив основные достопримечательности центра страны, мы переместились на западное побережье Цейлона в отель « Cinnamon Beach». Ехали довольно долго, часов пять, по пути заехали в Коломбо и в слоновий питомник и ближе к трем часам дня прибыли на побережье Индийского океана как раз в месте, где в него впадает река Бентота. Здесь мы попрощались с гидом и водителем, который получил полностью заслуженную тысячу рупий в виде благодарности, и отправились отдыхать.
Вид из номера, который нам достался, был неплохой - чуть сбоку река, а вдалеке - океанские волны, обстановка устраивала, уровень шума сочли приемлемым, так что менять номер не стали и пошли изучать обстановку. Чтобы помочь нам в этом нелегком деле, служащий гостиницы на ресепшн выдал памятку формата А4 на русском, как ему казалось, языке с описанием особенностей отеля. Истинное наслаждение: давненько я не сталкивался с творчеством выдающегося переводчика Prompt и ему подобных. Просто песня, цитирую, оцените, все орфографические и прочие детали сохранены: «Открытый от 10.00 часов до 12 полуночи - Все бруски служат алкоголику и не алкогольным напиткам, которым служит стакан». Конец цитаты. Еще парочка: «…один раз в месяц в этот день согласно строгому шриланкийскому Закону гостиница не позволяют служить алкоголю в помещении». «Пожалуйста отметьте, что пакет искусственного интеллекта будет включать напитки, типа Арака, Местного Пива, Рома, Джина, Водки, Коктейли, сделанные из местных спиртов. За едой вину дома будут служить на запросе». Ну как? Там еще были перлы про «Глубокое Море Ловящее рыбу» и много других таких же.
Спасибо отелю - настроение, слегка упавшее после утомительной поездки, взлетело моментально, и мы, едва сдерживая хохот, вернулись на ресепшн за английским вариантом той же памятки. Из русского понять что-то было принципиально невозможно. Английский вариант внес полную ясность: «Брусок» - это бар (англ. bar), но не бар служит алкоголику, а « alcoholic beverages served in glasses», т.е. все напитки подаются в стаканах. «Пакет искусственного интеллекта» превратился в обычный « All Inclusive» (вероятно, электронного переводчика сбила с толку аббревиатура AI, которая часто означает « Artificial Intelligence», т.е. «искусственный интеллект»). Что же касается дня, когда нельзя «служить алкоголю в помещении», то действительно - каждый месяц в день полнолуния продажа и распитие запрещены законом, и, соответственно, ни в одном из баров отеля, даже несмотря на All Inclusive, в полнолуние спиртного не наливают.
Ну да и ладно - не за водкой же мы туда приехали, нас интересовал океан, пляж, развлечения, словом, отдых, но здесь нас и ждали те самые не глобальные, но неприятные разочарования. Океан: постоянно неспокойный, волны метра по два, а то и больше, купание, соответственно, слегка экстремальное, этакий перманентный аквапарк. Пляж: не то, чтобы общественный, но и не отельный. Общий, короче говоря, со свободным доступом. Этой возможностью пользуются местные аборигены - стоит выйти на шаг за отельное ограждение, два-три «впаривателя» уже рядом. Я делал вид, что не знаю никаких языков кроме русского - помогало, великий и могучий на Цейлоне не очень популярен - кроме «Привет» и «Как дела» мало кто знает еще хоть пару слов. Но все равно аборигены надоедать не переставали.
Лежаки: деревянные, матрасы для них тонкие и не очень удобные. Есть толстые мягкие матрасы, но их мало - достаются тем, кто успел. Лежаки ставят на травянистой лужайке, в чем, собственно, и заключается основная беда отеля. Мошки. Какие-то гадкие твари, очень мелкие и кусачие, в больших количествах водятся в траве. Зуд от укуса не проходит несколько дней, на коже появляются волдыри, отечественные репелленты на них не действуют. Крайне мерзкие создания…
Спортивные развлечения: ну, они есть. Теннис, бадминтон, волейбол и т.п. Только народ как-то не очень охотно во все это играет. Национальная спортивная гордость Цейлона - крикет, вот в него играют все от мала до велика, но как-то эта игра нас не привлекла.
Прочие прелести: живность в виде слона (1 шт.), варанов (3 шт.) и пальмовых белок (в народе - бурундуков) в количестве, близком к счетному. Белки весьма нахальные, хотя и довольно пугливые - за булкой приходят даже на балкон третьего этажа, взбираясь по деревянным элементам здания.
Интернет: есть, причем, бесплатный и беспроводной, но почему-то накрыт не весь отель. WiFi ловится в центральном здании, в барах и холлах, а также на лужайке с лежаками. Качество приемлемое; звонить через Интернет куда-либо мы не пытались - при цене мобильного звонка в два рубля Скайп не требовался.
Ресторан и кухня: неплохо в целом, но бывали дни, когда выбрать что-то подходящее было сложно. Основная беда - все тот же карри, щедро засыпаемый во все блюда. Обычно найти что-нибудь с количеством карри, не превышающим ПДК, было можно, но пару раз не повезло. Зато один раз на ужин была японская кухня - вообще без карри (!).
Развлечения вне отеля: почти что отсутствуют. Во-первых, в близлежащих поселках довольно грязно, канализационный и ливневый стоки суть одно и то же, так что ходить по улицам не очень приятно. Постоянно пристают водители тук-туков - это основной местный транспорт, трехколесный мотороллер с местами для пассажиров - они не могут простить человеку, тем более иностранцу, что он идет пешком, и каждый проезжающий мимо обязательно остановится и предложит подвезти.
Из магазинов основной интерес, пожалуй, представляют фруктовые лавки. В одной из них мы купили несколько отличных мангустинов, жаль, что довести их до дома у нас не было никаких шансов. Пришлось расположиться на балконе отеля и не торопясь насладиться вкусом - в ресторане таких фруктов не подавали, там вообще кроме арбузов, папайи, бананов и ананасов ничего не было. Сравнение с
отдыхом на Мальдивах - всего-то в нескольких сотнях километров от Цейлона - где были и рамбутаны, и гуава, и маракуйя, да и чего там только не было, явно не в пользу Шри-Ланки. Конечно, может это конкретный отель пожадничал, но чтоб до такой степени - не было даже яблок с апельсинами…
Часть четвертая. Две столицы.
Двенадцать дней отдыха в Бентоте прошли довольно быстро. Не сказать, что незаметно - следы укусов мошек были вполне ощутимы и заметны еще долго - но все же отпуск начал подходить к концу. В целом пляжная часть отдыха была оценена на три балла с натяжкой: вроде бы ничего - жить можно, но неприятные мелочи общую картину портили довольно сильно, и, к тому же, пару дней мы просто потеряли - шел ливень, и о том, чтобы загорать и купаться, не могло быть и речи.
Следующий этап путешествия - посещение столицы Шри-Ланки Коломбо. Строго говоря, учебники географии и атласы врут. Официальной столицей государства является не Коломбо, а населенный пункт Шри-Джаяварденепура-Котте, расположенный в пригороде Коломбо. Точно так же аэропорт столицы Бандаранайке, названный в честь бывшего премьер-министра страны, расположен не в Коломбо и даже не в Негомбо, как иногда пишут в путеводителях, а в местечке Катунаяке - в сорока километрах от Коломбо и в двенадцати от Негомбо. Понять, почему одна и та же роль отводится разным населенным пунктам, можно проехав по Шри-Ланке. Крайне редко расстояние между соседними поселками составляет больше километра, чаще они просто стоят вплотную: вот этот дом - в этом поселке, а соседний уже в другом. Административное деление есть, но оно становится в большой степени условным, все напоминает фильм «Закон есть закон» с Фернанделем. Есть крупный город Коломбо - торговая и культурная столица, а есть его пригород Шри-Джаяварденепура-Котте, где расположены органы власти (не все, кстати). Нам проще и привычнее считать их одним городом, хотя шри-ланкийцы с этим категорически не согласны, отсюда и неразбериха.
Рейс в Дубай по расписанию был назначен на утро 24 августа. Чтобы исключить необходимость в последний день вставать ни свет ни заря, мы заранее спланировали путешествие так, чтобы последний день провести в Коломбо, откуда на следующий день собирались отправиться в аэропорт. Все прошло согласно плану: в Коломбо мы поселились в отеле Ceylon Intercontinental - большом современном отеле, расположенном на берегу океана в административной части города под названием FORT через дорогу от президентского дворца. Удивительно, но стоимость проживания в этом очень неплохом по всем меркам отеле была вполне разумной.
Заселившись, отправились бродить по Коломбо, предварительно запасшись электронной картой города. Не помогло. Сразу рекомендую - кто решит повторить подобную прогулку, берите с собой GPS-навигатор, а мы в итоге, как в анекдоте, «летели по пачке Беломора», т.е. двигались в направлении, указанном на карте, но по улицам, которых на карте не было. Удивительно, но мы не сильно заблудились, и даже нашли нужные нам места, хоть и не сразу. Зашли в МакДональдс, прошли мимо Посольства РФ, рядом с которым красовались фотографии наших двух последних Президентов, погуляли по дендрологическому парку и через набережную, на которой проходил фестиваль воздушных змеев, вернулись в отель.
В Коломбо следы закончившейся войны были гораздо заметнее: патрули и блок-посты на улицах, ограничения по перемещению (здесь ходите, здесь не ходите), здания со следами пуль и снарядов. Наконец, категорический запрет снимать самую живописную часть города - старый президентский дворец; даже на окнах в номере отеля наклеены предупреждения, а на набережной так и вообще попытки фотографировать дворец пресекаются гвардией. Океан фотографировать - пожалуйста, а дворец - не сметь. Впрочем, океан тоже очень живописен - настоящий дикий пляж, окаймляемый гранитной набережной, и волны высотой метров по пять. Купаться, конечно же, запрещено, даже спуститься к океану невозможно. Увы, но соседство пляжа с оживленной набережной ни к чему хорошему не привело - по всей кромке океана разбросаны тонны самого разного мусора от бутылок до унитазов. С набережной мусор не видно, но если подойти ближе к краю идиллическая картина исчезает сразу.
По Коломбо мы гуляли, фактически до темноты, после чего вернулись в отель, поужинали, собрались в дорогу и легли спать. На следующий день предстояла смена всего: города, страны, часового пояса, климатических условий, ритма и стиля жизни и т.п. Мы уезжали в Эмираты.
Боинг 777 компании « Emirates» прибыл в Бандаранайке без опозданий, мы прошли регистрацию в пустом окошке для «онлайнеров», вызвав черную зависть у ряда соотечественников, стоявших в общей очереди. Затем прошли таможенный контроль в тесном помещении, которое явно мало для того потока пассажиров, который приходится принимать аэропорту, побродили по Дьюти-Фри - ничего особенного, позвонили домой и пошли в самолет.
Через четыре часа Боинг приземлился в Дубае. Экваториальный островной климат Цейлона сменился пустынными тропиками, деревенские постройки сменились современнейшими небоскребами, двухполосный серпантин - широкими скоростными автомагистралями с многоуровневыми развязками, сточные канавы - искусственными озерами и фонтанами, придорожные лавки - мегамоллами, а бушующий океан - кристально чистым и спокойным Персидским заливом.
Никогда ранее мне не приходилось испытывать подобного ощущения: с разницей в несколько часов мы побывали в двух разных мирах. И там, и там живут и работают люди, у всех есть, конечно, сложности, но почему и как город в пустыне оказался по своему развитию на два века впереди города, расположенного в плодородной экваториальной зоне?
События конца ноября 2009 года дали отчасти ответ на этот вопрос. Будет очень жаль, если рукотворные чудеса Дубая пострадают из-за недостатка денег в мировой экономике, но как бы ни сложилась дальнейшая судьба эмирата, он уже доказал на примере, что город-сад может быть построен даже на песке под пустынным солнцем. Так что не стоит воевать, господа шри-ланкийцы, из этого точно ничего хорошего не получится.
В аэропорту Дубая, помимо традиционного паспортно-визового контроля, мы прошли дополнительный этап - сканирование сетчатки глаз, получили отметки в паспорте и двинулись к выходу. По пути через Скайп (да, конечно, в аэропорту есть бесплатный беспроводной Интернет) позвонили домой, сели в такси и поехали в отель. Цены на такси в Дубае вполне демократические: из аэропорта подороже, так как посадка стоит 20 дирхамов, а в остальном - вполне приемлемо. Из общественного транспорта есть автобусы, но на них требуется покупать месячный проездной билет стоимостью 80 дирхамов, причем, на каждого пассажира свой, и легкое метро. В августе метро еще не было открыто - его торжественный пуск планировался на сентябрь, так что мы не имели возможности оценить удобство метрополитена, но сами станции видели - вдоль основной магистрали Дубая ( Sheikh Zayed road) их довольно много.
Двухзвездочный Holiday Inn Express - один из нескольких
отелей Дубая с одинаковыми названиями, в котором мы остановились, оказался очень приличным и комфортным отелем, расположенным в районе Dubai Knowledge Village по соседству с Dubai Internet City Dubai Media City. Честно: некоторым четырех- и даже пятизвездочным отелям стоило бы перенять опыт. Офис Cisco Systems, где через пару дней мне предстояло сдавать экзамен, находился в Internet City, что, собственно, и повлияло на наш выбор - идти до него пешком было минут десять. Кроме офиса телекоммуникационного гиганта, в этом же районе разместились офисы практически всех крупных ИТ-компаний: Microsoft, IBM, Oracle, HP, Trend Micro, Sun и пр.
В отеле нас ждал неприятный сюрприз. Девушка на ресепшн очень вежливо и даже сочувственно, но твердо сообщила, что компания « Arabian Explorer» до сих пор не перечислила на счет гостиницы деньги за наше проживание, соответственно, она не может поселить нас, не получив гарантий оплаты. Вот те на… Мы полтора месяца назад заплатили за все и получили все необходимые подтверждения, а выяснилось, что все не так. Пока разбирались с ситуацией, пришел менеджер отеля, тоже очень дружелюбный и внимательный. Он подтвердил, что денег нет и кроме того сказал, что отель, зная заранее о нашем приезде, два дня назад предупредил « Arabian Explorer» об отсутствии денег на счете. Те, вроде бы, обещали заплатить, но пока что этого не сделали.
Обстановка стала становиться похожей на банальное «кидалово», надо было изобретать запасные варианты. Работники отеля предложили заблокировать на моей VISе сумму, равную стоимости проживания, благо, денег на карточке хватало, с тем, чтобы снять блокировку, если « Explorer» деньги перечислит, или же иметь возможность снять деньги с моей карты в противном случае. Ну что, вполне нормальный вариант, дающий а) возможность без задержки поселиться в отеле, б) время спокойно и без нервов разобраться с «Зимой - Летом» по поводу поведения их арабских партнеров. К счастью, это не потребовалось - пока мы разбирались с вариантами, деньги от « Explorer