Иран. Как много в этом звуке... Часть 2. Исфахан и Тегеран (продолжение)

Вацлав Шуббе Страна:Иран
Время отдыха: Дата вылета февраль 2009

Дата26.01.10 Хороший отзыв1 Ответов 1 Просмотрели3033

Характерной чертой иранской действительности являются развешанные и даже нарисованные на домах портреты героев ирано-иракской войны. В этот десятилетний конфликт Иран ввязался по милости пришедшего к власти режима аятолл, замышлявшего превратить соседние страны в исламские государства по собственному образцу. Понятно, что Саддам Хуссейн вовсе не был счастлив, узнав о подобных намерениях. Он, в свою очередь, думал отобрать у восточных соседей нефтеносные районы, после чего, по его расчётам, исламисты должны были быть сметены обнищавшим народом. Поскольку с обеих сторон в войне участвовали арабы, результатом десятилетних военных действия явилась боевая ничья (что бывает, когда арабам противостоят развитые страны, каждый может прочитать в описании Арабо-израильских войн или операций в Персидском заливе). Ничья была очень-очень боевой, поскольку жертвы с обеих сторон исчислялись сотнями тысяч; Иран пострадал существенно больше, так как его армия была обезглавлена чистками, затеянными с целью избавиться от бывших офицеров шаха. Как следствие, невозможность организовать взаимодействие частей привела к использованию при наступлении практики "живой волны" - добровольцы шли в атаку под огнём противника и своими телами разминировали минные поля. У каждого из смертников был персональный ключ от рая и красная повязка на голове; именно эти атрибуты встречаются на многих плакатах, посвящённых конфликту. Иранцы определённо не забыли ни эти жертвы, ни бомбардировки их городов, предпринятые по приказу Саддама. Вот в одном из парков я попался на глаза двум подросткам, попросившимся "попрактиковаться в языке". По ходу дела двоюродные братья не нашли ничего умнее, как выспросить мое отношение к Гитлеру. Каким же может быть мое отношение к Гитлеру, если мой народ потерял десятки миллионов жертв, возмутился я, и тут же поинтересовался, а как они относятся к иракскому диктатору. "Он монстр", - воскликнул один из собеседников. Наверное, эта рана ещё долго не заживёт...



Что ещё можно сказать о характере иранцев? Пожалуй, если бы не фундаменталисты у власти, страна развивалась бы куда быстрее, тем более что все предпосылки к тому имеются. Одним из источников дохода мог бы стать туризм, ведь Ирану определённо есть чем похвастаться и в плане содержания, и в плане инфраструктуры. Кто- то из местных жителей даже переживал, что негативный образ страны, создаваемый западными средствами массовой информации, отпугивает потенциальных туристов. Действительно, я не раз видел по "Euronews", CNN и BBC рекламные ролики разных стран, от Испании до Азербайджана, но ролика об Иране там не было ни разу...



Я уж упоминал, что под влиянием СМИ перед прилётом в Иран можно было навоображать невесть что, и это навоображённое совсем не совпадало с реальностью. Нельзя отрицать, что некоторые шероховатости имели место, однако картина в целом была более чем удовлетворительной. Вот, скажем, отель "Hayyam", где я поселился - выбрал-то я его не за красивые глаза, а лишь потому, что менеджер откликнулся на мой запрос; мне куда больше приглянулась другая гостиница, "Iranshahr", но тамошние сотрудники на три письма ответить не соизволили, и ехать наобум я не решился. Зато "Хоэйм" (произносить нужно с ударением на первый слог), предложил и приемлемую цену, и нормальные условия проживания. За 20 долларов в день мне была предоставлена комната с обогревателем и телевизором, хотя отнюдь не шикарная, скорее наоборот. Плюсом являлось наличие собственного санузла, правда, из душа текла едва тёплая вода, а для естественных надобностей имелось обыкновенное очко. Всё это здорово мне напоминало армию, хотя на тот момент, когда я ранним утром прибыл к дверям гостиницы, подобные условия казались чуть ли не райскими: весь день я провёл в холодном Стамбуле, потом ночь летел в самолёте и, наконец, получил возможность завалиться спать. В тепле. Ну не счастье ли?!



Правда, это счастье могло и не состояться: "мой" таксист оказался всем таксистам таксист. То есть до поры до времени всё было хорошо - примерно полчаса под весёлую музычку мы гнали где-то за 130 км/ч, бодро сгоняя всех конкурентов с левой полосы бибиканьем и миганием фар. Проблемы начались потом, уже после въезда в просыпающийся Тегеран: таксист, очевидно, никогда не участвовал в программе "Знай и люби свой город". Если вкратце, то следующие полчаса мы наматывали круги по кварталам столицы, расспрашивая встречных и поперечных о местонахождении нужного отеля. Встречные-поперечные также как с Луны свалились, поскольку никто не мог толком объяснить, куда же конкретно нужно ехать: один перекрёсток мы обработали трижды, всякий раз выезжая с другой стороны. Поначалу я не переживал, засчитав поездку за краткую обзорную экскурсию, но постепенно кружение по одним и тем же местам начало надоедать и, сориентировавшись по англоязычным табличкам с названиями улиц, я направил иранца на путь истинный. Воодушевившись, он вышел на нужную трассу, утопил педаль газа в пол и... мы чуть не проехали нужное место. Хорошо, я заметил указатель "Khayyam Hotel - сюда".



Те, кто пойдёт по моим стопам, следует знать, что с улицы Amir Kabir гостиницы как таковой не видно: она утоплена в глубине квартала. Следует свернуть в короткий отнорок между двумя мастерскими и пройти чуть вперёд, вплоть до высокого забора. Обычно там открыта калитка, но когда я приехал, она была по случаю раннего часа были, естественно, закрыта, так что пришлось звонить и будить обслугу. Сонный иранец ни слова не говоря открыл мне дверь, другой, за стойкой портье, спросил, как меня зовут, сверился со списком, забрал паспорт, выдал ключи и, видимо, отправился досыпать. Я же, как уже было сказано выше, последовал его примеру: ведь как-никак было полседьмого утра...



Честно говоря, ума не приложу, кто составляет расписания авиарейсов так, что они прибывают чёрт знает когда; наш самолёт вылетел из Стамбула глухой ночью и прибыл в Тегеран как раз к самому пронзительно-сонному часу: именно в этом время спать хочется совершенно неимоверно. При этом рейс турецких авиалиний, если я правильно помню, был единственным, запланированным на такое время, так что все пограничники и таможенники оказались, похоже, разбуженными персонально под нас. И хотя основная масса в полсотни человек просочилась через пункты погранконтроля быстро, были в потоке два человека, с которыми быстро разобраться не удалось. Соответственно, меня и китайского паренька с австрийским паспортом отправили получать визы.



Чтобы получить визы, нужно идти надо вдоль длинного коридора, соединяющего два крыла аэропорта. Сперва следует найти флаг, а под ним окно офиса - и не спутать его с кассой. В офисе толчётся какой-то народ, но лишь один из сотрудников выдаёт анкеты, которые нужно заполнить; ничего сложного, лишь возникает проблема с графой "контактное ответственное лицо в Иране". Лично я мигом указал фамилию менеджера отеля "Khayyam", вместе с его телефоном, чем иранский служащий вполне удовлетворился. Настала пора выбора, как оплачивать визу - есть квитанции на 50 евро и 75 долларов. Так как евро очевидно выгоднее, их нужно предъявить и получить соответствующий бланк на оплату. Вот теперь надо соваться в кассу, получить чек и распечатку с печатью, потом снова в иммиграционный отдел, там вам наклеят визу.



Виза выходит очень красивая, с эффектной голограммой в виде силуэта Ирана и множеством арабских закорючек; красивее её в моём паспорте разве что швейцарская виза тоже украшенная голограммой. С такой визой можно смело топать на погранконтроль, тем более что там уже, поди заждались последних пассажиров, хотя можно по дороге завернуть в туалет, как сделал я: не то, чтобы очень приспичило, но надо было очень, ведь в паспорте оставалось лишь две свободных страницы, и отдавать одну из них под наклейку мне совершенно не хотелось. В самом деле, иранская виза куда лучше смотрелась на другой странице, где были какие-то старые штампы, которыми можно было запросто пожертвовать - если подходить к вопросу без ума, никаких страниц не напасёшься...



Все манипуляции на свежем клею заняли считанные мгновенья, и вскоре я стоял перед пограничником с абсолютно невинным видом. Как и ожидалось, маленькая уловка сошла мне с рук, так что спустя минуту я забрал свой давно уже лежащий в зоне выдачи багажа рюкзак и вслед за ушедшим вперёд китайцем притопал к пункту обмена валюты. По большому счету менять деньги там не обязательно, поскольку курс 9700 вместо городского 9900, и вдобавок возьмут доллар комиссии. А за такси до города можно заплатить и долларами.



Да, такси в такой ранний час уже работало, и у выхода из вестибюля гостей страны поджидали несколько застенчивых личностей, шёпотом предложивших отвезти меня в Тегеран за 20 долларов. Я с милой улыбкой это предложение отклонил, считая невероятным, чтобы местные иранцы платили такие деньги за проезд - а раз они таких денег не платят, где-то должен быть рейсовый автобус.



Как показала дальнейшая жизнь, эти расчёты были совершенно правильными и обоснованными, за исключением того факта, что автобус до города так и не нашёлся. За почти час, проведённый в терминале, мне нигде не удалось найти остановку, а сотрудницы службы информации напрямик заявили, что общественный транспорт из аэропорта не ходит. Но ведь иранцы как-то ездят?..



Пришлось идти на первый этаж и примерно на середине прохода между двумя залами делать выбор из нескольких трансферных контор. Цены у всех абсолютно одинаковые, в чём можно убедиться, изучив листы с расценками. Переезд до нужного мне места стоил 14000 реалов или 14 долларов, на которые я легко согласился, лелея глубоко внутри себя надежду, что уже всё-таки шестой час, и, может быть, сотрудники гостиницы уже проснулись.



Кстати, когда мы двинулись в путь, я старательно высматривал автобусную остановку, но никаких признаков её так и не нашёл. В общем, единственной альтернативой такси я вижу пеший марш-бросок - но не в Тегеран, конечно, до которого больше тридцати километров, - а до ближайшей трассы, которая совсем недалеко: когда едешь из столицы на юг, в Кум или там Исфахан, аэропорт виден по правую руку и находится в паре километров от шоссе.



Да, за время, проведённое в переупаковывании багажа и поисках транспорта, я обнаружил, что в аэропорте Имама Хомейни, выстроенному совсем недавно и вполне современному, есть и где присесть, и где перекусить, и где, скажем, зарядить мобильники: существует целый стенд со свисающими наружу зарядными устройствами всевозможных типов, каждое из которых подписано "LG", "Samsung" и т.п. Услуга бесплатна. Вроде бы мелочь, а приятно...



Вот такие приятные мелочи сопровождали меня практически всю дорогу из Тегерана в Шираз через Исфахан и Язд, и по ходу поездки всё более смешными делалось то волнение, с которым я приближался к Ирану. Ночная мгла, скрывавшая местность под крылом самолёта, никак не давала понять, куда, собственно, мы летим - если не знать конечного пункта назначения, то можно вообразить невесть что. В четвёртом часу ночи угомонились практически все пассажиры, а стюардессы собрались в хвосте и бодро хрустели семечками, успевая, однако, что-то обсуждать на своём языке. В общем на борту царила полная безмятежность, продолжавшаяся вплоть до того момента, когда зажглись табло "Пристегнуть ремни": лица мужчин мигом посуровели, тогда как их благоверные принялись наматывать на голову чёрные платки. Я тоже несколько напрягся, проигрывая в уме предстоящие объяснения с официальными лицами.



С одной стороны, всё устроено надлежащим образом: вроде как гражданам России положена 15-дневная виза по прибытии, если они прибывают в крупнейшие аэропорты страны, и к тому же у меня отели заказаны, деньги наличествуют и даже есть билет на дальнейшую дорогу, в Бахрейн. Однако, с другой тяготила мысль, что это всё- таки Иран, и мало ли что выкинут местные пограничники... Я ж тогда не знал, как всё сложится...



А пока что мы заходили на посадку в аэропорт имени имама Хомейни, и встреча с древней Персией становилась каждую минуту всё ближе...



Впереди были наполненные незабываемыми впечатлениями дни...

Оригиналы текста находятся на сайте www.vazlav.narod.ru


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Иране

Шираз и кровавое озеро — финал персидской сказки
Сергей  Сергей   Иран   Дата вылета  май 2019
ШИРАЗ. Эх, хороший городок Язд, но надо ехать дальше — впереди самый длинный перегон в 440 км, его преодолели за 5,5 часов. По пути в Шираз, проскочили в древний Персеполис, но попасть в&n...
Читать далее

Дата 20.08.19 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели488

Дворец Голестан — уголок персидской сказки в Тегеране
Павел Щербань  Павел Щербань   Иран   Дата вылета  февраль 2019
Когда летишь в столицу страны, которая занимает территорию Древней Персии, в голове возникают исключительно картинки восточных сказок. Кажется, буквально выйдя за территорию аэропорта, ты непременно попадешь на одну из страниц "1000 и одной ночи". Но...
Читать далее

Дата 11.10.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели388

Kourosh Complex — лучший ТРК в Тегеране
В целом, Тегеран не производил впечатления ультрасовременного города с небоскребами из стекла и бетона. Но, как оказалось, в нем есть очень современные торгово-развлекательные комплексы, и лучший, по признанию многих источников информации, из них нос...
Читать далее

Дата 16.10.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели313

Легендарные Сузы и что осталось от дворца Дария
Сузы — легендарный город! Уже с 3 тысячелетия до нашей эры от носил столичный статус. Царства сменялись, чередой проходили цари и династии, но вплоть аж до 7 века нашей эры Сузы был важнейшим городом в регионе, который сейчас занимает провинция...
Читать далее

Дата 27.01.20 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели293

Музей Сузы — что осталось от великого наследия
Павел Щербань  Павел Щербань   Иран   Дата вылета  апрель 2019
На месте, где некогда находился легендарный город Сузы на самом деле мало что осталось... ... как мы можем убедиться из фото в материале Легендарные Сузы и что осталось от дворца Дария, только фундаменты и самые крупные, но не самые со...
Читать далее

Дата 10.02.20 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели130

Отзывы туристов