Ну не знаю, как на других, а на меня
Амстердам произвел такое сильное впечатление, что будь я поэтом – сложила бы стихи что-то типа: «О, Амстердам! Тихой сапой ты вкрался мне в душу, растревожил воображение, ты до сих пор снишься мне по ночам, снова поражая упорядоченной красотой и рождая в сердце неземную радость и гармонию, и я просыпаюсь с улыбкой, мечтая еще раз увидеть тебя наяву…»
Наверное, от избытка чувств я и не могу закончить повествование о поездке, состоявшейся в июле 2008 года… Чем хорошо записывать впечатления от путешествиях – словно второй раз переживаешь те же эмоции, которые возникали во время путешествия, поэтому прошу читающих особо не лютовать, ежели буду отвлекаться на собственные переживания или повторять то, о чем уже написано в сети. Сразу хочу сказать всем пишущим путешественникам душевное мерси с благодарной улыбкой в сорок два зуба – ваш опыт бесценен и невероятно полезен!
В качестве основного путеводителя у меня был Томас Кук с его обстоятельными прогулками, но полезной информации там все же было недостаточно, поэтому я изваяла собственный путеводитель, дополнив Кука всем, что только смогла найти про Амстердам.
Так как самтуризм для меня по некоторым соображениям пока не актуален, обратилась в фирму «Мосинтур», которая предлагала 7-дневную поездку по маршруту Амстердам-
Брюссель-
Люксембург (с заездом в
Антверпен,
Брюгге, Гент и возможностью заказать факультативные экскурсии в Гаагу и Дельфт) вылетом по понедельникам. Я попросила удлиннить маршрут, чтобы прилететь в Амстердам в субботу и пожить 2 дня в центре города, поскольку по программе предполагалось проживание в одном из четырехзвездочных отелей на окраине. Мне подобрали прелестный отель 3* «Нampshire Inn» на канале Prinsengracht, а при получении документов выяснилось, что в программу включен еще и Михелин.
День 1-й, 5 июля 2008 года.
Летела регулярным «
Аэрофлотом», гордо заявленным на 10:40, но вылет задержали на полчаса. В очередной раз посетила мысль: «Отчего люди не летают, как птицы? Отчего опаздывают даже регулярные рейсы?». Долетели нормально, кормили прилично, правда, вино за денежку – 3 евро.
Амстердам встретил теплом и солнышком. Очень понравился аэропорт с чудным названием Schiphol, такой просторный, с множеством траволаторов и транспортеров для багажа (обнаружила аж 23 штуки). М-да.
Быстро нашла автомат для продажи билетов на поезд до города (кстати, на сайте
http://www.ns.nl/cs/Satellite/ns2007/en/article/include/1198251857400/ns+self-service+ticket+machine?p=1198251855312 есть замечательная страничка для совсем безнадежных персиверов вроде меня: пошаговая инструкция на английском, как пользоваться автоматами, которые разговаривают только на голландском языке, я ее, естественно, распечатала и прихватила с собой, но оказалось, что автоматы прекрасно «кумекают» по-английски).
Меня очень любят спрашивать на улицах, куда идти или где чего находится. Причем, на самых разных улицах - московских, лондонских, салоусских, кашкаишевских… Апофеозом была разгневанная дама, которая грозно спросила, делая ударение на втором слове: «А вы знаете, где здесь улица Чехова?!» «Знаю», - невинно ответила я и пошла своей дорогой…
Вот и тут, стоило мне оказаться на перроне, рядышком тут же нарисовалась странная группка индусов вкупе с японцами, которые вежливо поинтересовались, идет ли это транспортное средство в Амстердам. «I hope so….», - ну не могла же я их обманывать, но они почему-то поверили и сели со мной в один вагон.
Пейзаж за окнами поезда оказался не очень голландским, хотя ожидать сразу мельниц, каналов и зеленых лужаек с черно-белыми коровами с моей стороны было наивно, но все же…
Выйдя из вокзала, тут же направилась к маленькому деревянному домику, где расположилось информационное бюро GVB. Вот тут хочу побурчать: могли бы сделать плавный «заезд» в здание для обремененных чемоданами туристов, а то подниматься по ступенькам с поклажей не очень-то приятно… Внутри взяла бесплатную схему движения нужных мне трамваев и приобрела strippenkaart с 15-ю полосками (8,9 евро). "I Аmsterdam Сard" я решила купить на следующее утро, чтобы пользоваться полных три дня.
Как добираться до отеля, было подробно написано на его сайте: от Центрального вокзала трамваи 16, 24 или 25 до остановки Keizersgracht (4-я по счету), далее по ходу движения трамвая, повернуть налево на Prinsengracht и идти минут пять (вдоль канала по брусчатке – о, Амстердам!). Все сошлось, и в половине третьего я уже подходила к отелю. По пути сделала первую амстердамскую фотку: на собственной барже сидит, положив ноги на стол, счастливая нидерландка, а на берегу примостился целый ряд велосипедов…
Да, чуть не забыла – первое впечатление о городе из окна трамвая: пестрота разнокалиберных домов, обилие вывесок на узких фасадах, некоторая суета в маленьких пространствах улиц.
Отельчик «Нampshire Inn» мне сразу понравился – в старом шестиэтажном (если считать полуподвал и мансарды на крыше) здании, прямо на берегу канала, с цветочками в вазочках на окнах. На ресепшене трудится очень серьезный долговязый и длиннолицый голландец, мне почему-то сразу подумалось, что он просто рожден для шляпы с длинной тульей и башмаков с пряжками (о, Амстердам!).
Мой номер оказался под самой крышей, в мансарде! Крошечный, со скошенным потолком, кровать занимает ровно половину пространства, но укомплектован всем необходимым: шкаф для одежды, стол, два зеркала (одно – в полный рост), ТВ, фен (очень актуальная штука для Амстердама – я им обувь сушила), сейф, чайник с набором для чая-кофе. Ванная комната оказалась нормального размера со всем что полагается, включая душевые принадлежности.
Я сразу же распахнула окно и почувствовала себя не то Гердой, не то Карлсоном… Окно выходило в садик, настоящий амстердамский садик в квадратном дворе меж домами, напоенный свежестью мокрой зелени. Я могла рукой дотронуться до крыши - красота! (О, Амстердам!)
В этот день у меня по плану был музей Ван Гога. Я подошла к долговязому портье и строго попросила его показать мне дорогу к прекрасному. Он тут же достал карту и начертал на ней два креста – где отель и где Ван Гог. Минут через 15 я была на месте и очень удивилась, увидев давно позабытое зрелище: очередь. Огромную! К счастью, двигалась она довольно быстро, и скоро я, заплатив за билет 12,5 евро, окунулась в завораживающий мир нездоровых фантазий великого художника. Аудиогид брать не стала, чтобы не зудел, когда не надо, прихватила проспект на английском для ориентации (кстати, фотографировать нельзя даже без вспышки).
Дальше пишу исключительно для себя, любимой, чисто личные, очень спорные впечатления, так что следующие пять абзацев можете пропустить. Итак, Ван Гог – ностальгическое воспоминание о старших классах, когда впервые обнаружила его существование… Нереальность красок, боль и мрак безысходности, восторг и упоение игрой цвета, полное сумасшествие и белесое выздоровление. Всего пять залов – по периодам жизни Ван Гога - словно пять отдельных художников. Кстати, автопортреты, написанные на разных этапах, абсолютно не похожи: удивительно, как по-разному Ван Гог себя видел – то гордый творец, то выздоравливающий кысик, то полный безумец, а один даже чем-то на Чехова похож, в пенсне, с бородкой, но с нереально сумасшедшими глазами…
Период жизни в шахтерской глубинке Нидерландов: темные, почти неразличимые лица крестьян в темных полях, женщины с землистым цветом лица, скелет с сигаретой в зубах (эту бы картину – да на каждую пачку ненавистной отравы!), едоки картофеля, сами столь же неказистые и корявые, как картофелины…
Пронизанные воздухом и светом картины парижского периода – заворожили французские импрессионисты, мягкие пастельные мазки, размытые контуры, апрель жизни. Впервые увидела подражания японской миниатюре – здорово…
Арль, дружба с Гогеном, планов громадье – выплеснулись в яркие краски и четкую перспективу. Подсолнухи - это не картина, это – реальные цветы, такие плотные, матовые, тяжелые, а свет, заливающий пространство, оказывается, отражают стены. На репродукциях этого не видно. Вообще, в этот период много желтого: спаленка с желтой кроватью, желтый дом на фоне ярко-синего неба.
Психбольница в Сен-Реми: ирисы, цветущий миндаль, пейзажи – это на первый взгляд они такие спокойные и красивые, за кажущейся гармонией красок скрывается больной, который очень старается выздороветь. Но это не всегда получается – и тогда появляется ужас зелено-голубого вспаханного поля.
Когда видишь в музее пару-тройку картин одного художника в ряду других творений других равнозначных мастеров – нет такого полного восприятия, как здесь, где вся жизнь Ван Гога протекает перед глазами. Словом, я получила колоссальное удовольствие, но после Ван Гога расположенные на третьем этаже Мане, Тулуз-Лотрек, Гоген, Моне совершенно не воспринимаются.
В музейном магазинчике купила небольшую книжку о Ван Гоге с вполне приличными иллюстрациями (3,5 евро) и в половине шестого вышла из музея, обнаружив, что идет дождь, и что организм зверски хочет есть. Направилась к площади Рембрандтплейн, по дороге отмечая местные особенности: цветочки в ящичках на мостиках, резиновые сланцы на ногах у амстер-дамочек. Очень практично, ибо пока я шла до площади, дождь кончился, снова начался и снова кончился.
Надо сказать, что свободное место в ресторанчике я нашла не сразу, все было занято, но в конце концов я расположилась в итальянском заведении, где заказала бараньи ребрышки на гриле и пиво (23 евро с чаевыми). Тут мне стало совсем хорошо, и я под вновь начавшимся дождем пошла в родной отель, прикупив в дорогом магазине с экологически чистыми продуктами (другого по дороге не попалось) бутылку воды и йогурт за 9 евро. Йогурт оказался волшебным, сливочным, с настоящей черникой на дне, до сих пор вспоминаю и облизываюсь.
День 2-й, 6 июля.
Чем хорошо еще в Европе – время отстает от московского, можно встать пораньше и успеть посмотреть побольше. В половине девятого я уже сидела за завтраком, который сервируется в холле за ресепшеном. Ночью шел дождь, поэтому дверь в сад была закрыта, а в хорошую погоду завтрак накрывают на свежем воздухе. Завтрак: омлет, яйца всмятку, сыр, колбаска-ветчинка, мюсли, сок, молоко, мед, джем, йогурт, фруктовый салат из банки, вкусные булочки, печеньица в обертке и кофе.
Вдруг вижу – у стеклянной двери в саду появились два кота в ошейниках, британец и рыжий типа наших помоечников. Встали на задние лапки и начали бить лапами по стеклу, причем по-хозяйски так, не теряя достоинства, словно требуют своё, законное. Мимо проходит строгий портье, я киваю на котов и говорю, что у нас гости. Он, не глядя на меня и не меняя строгого выражения лица, берет со стола два лучших кусочка ветчины (не колбасы!), открывает дверь и дает котам. Коты с достоинством приступают к трапезе, а потом садятся у двери, как два столбика, и внимательно следят за малейшим движением внутри. Пока я не спеша завтракала в гордом одиночестве, котам еще раз перепала ветчинка.
В девять утра я вышла на улицу – светило ласковое солнышко, по небу плыли облака, словно Амстердам решил показать себя во всей красе. Я свернула на Reguliersgracht и не спеша прошлась вдоль канала Keizersgracht, фотографируя пустынные улицы, каналы, мостики, «плящущие» домики. Начитавшись путеводителей и отзывов, я поняла, что Амстердам – это прежде всего фасады и фронтоны домов, каналы и мосты, баржи и велосипеды. Поэтому главное здесь – неспешные прогулки вдоль каналов с хорошим путеводителем, где описаны все встречающиеся на пути примечательные места.
Мне еще со вчерашнего дня очень глянулась Nieuwe Spiegelstraat с антикварными магазинчиками, по ней я снова вышла на Prinsengracht и добралась до площади Leidseplein, где не сразу нашла туристический офис – в путеводителе был дан другой адрес, а сейчас офис расположен прямо на мостике, что за American Hotel. Я купила "I Аmsterdam Сard" на три дня (53 евро) и мимо Vondelpark, который я решила на сей раз пропустить, направилась к Rijksmuseum, на осмотр которого мне потребовалось всего 1,5 часа, – здание-то большое, но из-за ремонта открыты, как я поняла, далеко не все залы (по "I Аmsterdam Сard" вход бесплатный).
Очень любопытны кукольные домики на 1-м этаже музея, девчёночья мечта! Высокие, в несколько этажей, полностью меблированные кукольной мебелью, а чтобы удобно было рассмотреть верхние ярусы, рядом стоят лесенки-стремянки.
Rijksmuseum оставил приятное впечатление, запомнился рембрандтовский портрет Марии Трип, на котором самым что ни на есть естественным огнем горят золотые блики на украшениях и канве платья. Я подошла поближе, чтобы получше рассмотреть, как это получается – точно, объемный мазок на жемчужине реально отражает свет ламп!
Хорошо, что «Ночной дозор» находится в самом конце экспозиции, занимает целый зал и возле него можно посидеть на лавочке и спокойно рассмотреть все детали – сколько же труда вложил Рембрандт в такое количество портретов, с их выражениями лиц, жестами, позами, не говоря об оружии и кружевах на манжетах.
После Rijksmuseum я направилась к концертному залу Concertgebouw, но репертуар на ближайшие три дня меня не вдохновил, и я вернулась в центр через Зеркальный квартал, но он меня не впечатлил – одни витрины.
Пообедать решила в индонезийском ресторанчике, а чтобы не плутать в поисках, просто дошла до ул. Vijzelstraat, где находится ресторанчик Selecta, в котором по "I Аmsterdam Сard" можно покушать со 25% скидкой. Заказала rijtsttafel, и вот что мне принесли: для начала супчик с креветками, два блюда типа хрустящих блинчиков с начинкой из курицы и овощей, потом - небольшую жаровню с четырьмя «мясными» плошками (шашлычки, говядина, свинина), плошки с тофу, рисом, овощами, большой креветкой в панировке и острые соусы в маленьких плошечках. По-моему, это порция рассчитана на двоих, я все не осилила, к тому же еще было пиво, фрукты и зеленый чай (30 евро с чаевыми). Раньше я индонезийскую кухню не пробовала, и если быть откровенной, она меня не очень вдохновила, китайская намного вкуснее. Но попробовать надо было.
Затем я направилась в район Красных фонарей, чтобы насладиться местью за фиаско в
Гамбурге. Дело в том, что в тамошний аналогичный район дам не пускают, не то чтобы там очень уж злачно, просто местные дамы могут облить пришлых помоями или чем похуже, так что на Амстердам я возлагала большие надежды. Не спеша фотографируя почти все подряд, я дошла до величественной Oude Kerk, зажатой меж домами. Но мои трепетные ожидания окунуться в пучину порока были безжалостно растоптаны, ибо это самый приличный злачный район, который только можно себе вообразить. И на мой взгляд, самый красивый район Амстердама, если, конечно, любоваться домами и их отражением в каналах, а не тетками за стеклом. Впрочем, тетки сидят в основном в переулках, и те из них, кто был одет (ну в смысле не только в нижнее белье), выглядели гораздо более целомудренно, чем доморощенные профурсетки с голыми попками-пупками на московских улицах.
Впрочем, пару раз меня все-таки пытались зазвать в секс-шопы, а возле Oude Kerk произошел такой забавный случай: когда я, увлеченно фотографируя церковь, практически прижалась спиной к стене стоящего напротив дома, внезапно услышала сзади настойчивый стук. Оборачиваюсь и буквально нос к носу, правда, через стекло, сталкиваюсь с роскошной пышнотелой негритянкой в красном нижнем белье. Оказывается, я в творческом порыве закрыла ей обзор улицы, и она уже довольно долго барабанила по стеклу, чтобы привлечь мое внимание. Ох, Амстердам…
Я поспешила скрыться внутри Oude Kerk (по "I Аmsterdam Сard" - бесплатно), которая произвела двойственное впечатление. С одной стороны, чувствуется дыхание древности, монументальность и размах, предполагавшие пышное убранство, восторг и трепет, но с другой стороны - церковь давно мертва, хотя сохранились очень красивый орган (который все время, пока я там находилась, издавал пронзительный звук на одной ноте, а сидящие в центре собора люди даже что-то пели), росписи деревянного потолка и некоторые надгробия. Но на стенах висели какие-то непонятные фотографии, как я потом поняла, там разместилась временная выставка Бирмы. А по надгробному камню над могилой Саскии бесцеремонно прогуливались туристы…
Затем я отправилась в музей потайной католической церкви Amstelkring (по "I Аmsterdam Сard" - бесплатно), который оказался буквально в двух шагах от Oude Kerk. Очень понравилось: дом как дом, с гостиной, кабинетом, спаленкой и кухней, мебель аутентичная, дух времени сохранен, а на последнем этаже ты вдруг оказываешься словно в параллельной реальности – откуда ни возьмись, появляется довольно большая церковь, с алтарем, хорами, скульптурой и органом.
Потом я еще немного пофотографировала самые красивые дома вдоль канала Voorburgwal, который, кстати, произвел на меня гораздо большее впечатление, чем три пафосных канала, опоясывающих центр города: ступенчатый дом, дом с индейцем и негром, дом с двумя самыми большими дельфинами и дома возле моста Oudezijds Kolk, которые вообще уходят стенами в воду, как в
Венеции.
Затем я направилась в отель, чтобы немного передохнуть перед предстоящей вечерней поездкой на кораблике. Я специально выбрала последний по времени маршрут, который отходит от причала у вокзала в 9 вечера (по "I Аmsterdam Сard" - бесплатно). Народу поменьше, ноги сами уже ходить категорически отказываются, а спать еще рано. Получила большое удовольствие – с воды город еще интереснее, к тому же можно поближе рассмотреть баржи, а уж про анфиладу мостов и говорить нечего…
По дороге в отель купила на поздний ужин черешню, сыр и йогут.
День 3-й, 7 июля.
В этот день я должна была покинуть гостеприимный «Нampshire Inn» и воссоединиться с группой, чтобы отправиться на экскурсию в Заансе Сханс и Волендам, но ради этого мне предложили проехаться до аэропорта. Щаз! Я решила поступить по-другому, провести день самостоятельно, а вечером прописаться в отеле Mercur Aan De Amstel. Встала пораньше, снова позавтракала в гордом одиночестве, если не считать прожорливых котов и сердобольного портье, добралась на трамвае до вокзала, где оставила свой чемоданчик в камере хранения (4,5 евро, можно картой), и направилась на площадь Rembrandtplein.
Погодка сначала радовала – солнышко хоть и скрывалось за облаками, но все же светило и пригревало. Для начала я сфотографировала скульптурную группу Ночного дозора возле памятника великому живописцу, а затем направила стопы через почти парижский мост Blauwbrug в Еврейский квартал. По пути сфоткала Стоперу, Magere brug, католическую Мозес-эн-Аарон-Керк, Немецкую синагогу и направилась к музею Рембрандта (по "I Аmsterdam Сard" - бесплатно). К 10-ти утра уже стояла в очереди, состоявшей из группки китайских туристов. Хорошо приходить в музеи к открытию, можно спокойно пройтись по всем помещениям, никто не мельтешит перед фотоаппаратом (снимать можно без вспышки). Очень приятный дом устроил себе Рембрандт ван Рейн, уютный, достойный, красивый. Мебель, скульптура, картины, собрание античных слепков. На последнем этаже – мольберт и краски, яркие, в баночках, здесь же – автопортрет, смеющийся Рембрандт. В граверной мастерской демонстрируют процесс изготовления гравюр, а на кухне немолодая голландка учит желающих плести кружева. Эх, было бы побольше времени…
Мне еще предстояло посетить Португальско-Израильскую синагогу (по "I Аmsterdam Сard" - бесплатно). Вычитала в путеводителе, что это здание XVII века является точной копией Иерусалимского храма Соломона. Синагогу я осмотрела с интересом, забралась на балкон, именно оттуда получаются самые интересные фотографии.
Потом на трамвае доехала до вокзала и зашла в информбюро GVB, чтобы уточнить путь-дорогу до Заансе Сханса. Автобус № 91 (ходит 2 раза в час, остановка у правого крыла вокзала, если стоять лицом, чуть дальше остановок городских автобусов) за 40 минут и 2,5 евро (билет действует в оба конца) довез меня до деревеньки, где я провела два часа, несмотря на проливной дождь, который, к чести его надо признаться, иногда все же прекращался.
Для начала я посетила музейчик клогов, прикольно, классные люстры из деревянных башмаков, а потом пошла неспешно гулять по деревне, заходя внутрь домиков и любуясь окрестностями. Вот где я наконец увидела ту
Голландию, о которой мечтала, – зеленые поля, черно-белые коровки, козочки, пряничные домики вдоль каналов и замечательные мельницы!
Мельницы… Я тут же припустила к ним, зашла в ту, которая мелет не муку, а краску. Потрясающие механизмы, невероятно крутая лестница наверх, по которой я быстренько вскарабкалась на верхний этаж, а оттуда – на крышу! Крыша, кстати, сделана из камыша, я такие видела в
Венгрии, в Тихони. Обзор – потрясающий, с одной стороны –противоположный берег с домиками, вокруг – уходящие вдаль мельницы. И сбивающий с ног ветер, и дождь! Вот это Голландия!
Когда спустилась вниз, обнаружила возле этой самой лесенки надпись на четырех языках, что, мол, граждане, для жизни-то опасно, так что карабкайтесь на свой страх и риск. Хорошо, что я ее раньше не заметила…
Затем я прошлась вдоль других мельниц, внутрь уже не стала заходить, а когда повернула обратно, увидела вдали, примерно возле первой мельницы пару пожарных машин, снующих пожарных в форме и толпу зевак. Что может гореть под таким дождем? Дыма не видно. Подхожу ближе – вот это сценка! В одном из небольших канальчиков, что прорыты по всей деревне, стоит корова и не желает выходить. Пожарные пытаются ее вытащить, двое терпеливо чешут ей за ушком, стоя в воде по самое моё, остальные бегают вокруг. И все под проливным дождем. А корове, по-моему, не очень-то и хочется выходить, хотя вода доходит ей по плечи, если можно так выразиться. Не знаю, чем закончилось это приключение, счастливой развязки я не дождалась, пошла на сыроварню. Там было тепло и пахло молоком и сыром, я попробовала несколько сортов, но покупать не стала, ибо предпочитаю сыр козий, а не коровий.
Вернувшись в Амстердам, я пошла на улицу Nieuwendijk, которую путеводитель рекомендовал как изобилующую всевозможными точками вкусного питания. Выбрала мексиканский ресторанчик Madre Maria (по "I Аmsterdam Сard" – скидка 25%), где заказала горячий луковый суп, бараньи ребрышки с фри и зеленым салатом и пиво (18 евро с чаевыми).
Если честно, сил добираться в дождь на окраину до Mercur’а на муниципальном транспорте уже не было, тем более с чемоданом, поэтому взяла от вокзала такси (42 евро). Ехать довольно долго, но водила попался разговорчивый, мы с ним всю дорогу обсуждали смысл жизни и на что стоит, а на что не стоит ее тратить. О как! Он сразу заявил, что раз я путешествую, значит, я богатая. Я ответила, мое главное богатство – это впечатления от поездок и ощущение радости, а вот бриллианты у меня мелкие, и посему я немного комплексую, но не настолько, чтобы променять очередную поездку на покупку более крупных камушков. Он задумался, а потом согласился.
Теперь про Mercur Aan De Amstel. Все достоинства этого отеля перекрывает один недостаток, из-за которого лично у меня он оставил самое негативное впечатление. Отель расположен не просто на окраине – а практически на пустыре, без жилья вокруг, с одной стороны – промзона и транспортная развязка, с другой – мост через реку Амстел. Добираться до отеля приходится сначала на трамвае (20 минут от площади Дам), затем пешочком минут десять, через упомянутый мост, а потом вдоль дороги через зеленый массив (в воспаленном мозгу запуганных москвичей тут же видится замечательное место для засады грабильников, хотя их там отродясь и не было, но от этого острота впечатлений не утихает, особенно в ночи). Другой путь – на метро - еще хуже: сначала минут 15 вдоль промзоны (должна признать, что это самая аккуратная и очаровательная промзона, какую я когда-либо видела: приятные на вид коробочки корпусов фирмы Хрюндик, а с другой стороны – шоссе, усаженное высокими деревьями), потом через мостик (уже другой) и вот она, станция. Но до центра на метро не добраться, ибо сейчас в центре Амстердама тянут новую ветку метро, и пассажиров высаживают практически на следующей станции и сажают в автобусы, идущие к вокзалу. Так как отель находится в третьей транспортной зоне, то билет в один конец обходится в 2,4 евро.
А так отель внутри очень приятный: просторные номера со всем необходимым (ванна - в смысле не душ, кондей, TV, фен, чайник с набором для чая-кофе, мини-бар), обильный завтрак со свежеотжатым апельсиновым соком и горячими пончиками. Только вот нет ощущения того, что находишься именно в Амстердаме, а не в любом другом городе мира. Да, пару слов про мини-бар, я такого жлобства еще нигде не встречала: он представляет собой своеобразный автомат для продажи напитков, которые расположились на панели, вытащил баночку – считай купил. Как холодильник использовать невозможно, просто нет места.
День 4-й, 8 июля.
В 9:30 по программе была трехчасовая пешеходная экскурсия по городу, место сбора – возле отеля «Виктория», напротив Центрального вокзала. Добиралась на перекладных – на метро и автобусе, но успела вовремя, хотя дождь, кажется, не прекращался со вчерашнего вечера. Группа оказалась небольшой – со мной четыре человека. Гид Руслан, родом из Узбекистана, давно уже натурализовался в Нидерландах. Экскурсия в принципе мне понравилась, хотя я уже успела по несколько раз пройтись по тем местам, где пролегал наш сегодняшний маршрут, но теперь виды города пополнились вполне грамотными комментариями гида. Понравился такой штрих к голландскому национальному характеру: в здании нынешнего универмага «Magna Plaza» раньше находился главный почтамт города, но письма по адресам почтальоны не разносили, народ сам приходил за своей корреспонденцией, а поскольку здание исключительно красивое, то никто не возмущался и не роптал. Еще Руслан обратил наше внимание на один итальянский ресторанчик на улице Nieuwe Spiegelstraat, под названием “Pasta е Basta”. Там очень необычное обслуживание: к примеру, садитесь вы за столик, делаете заказ, его приносят, и тут вы обнаруживаете, что приборов на столе нет. Кличите гарсона, а он, заломив руки, начинает петь хорошо поставленным голосом что-то типа: «О ужас, о кошмар, приборы я не положил!». Тут же из кухни вываливается вся братва поваров в белых колпаках и слаженным хором заводит: «Какой позор, какой позор! Приборы он не положил!». Как только заканчивается эта катавасия вокруг вашей персоны, тут же начинается нечто подобное за соседними столиками. Так что поесть нормально там проблематично, зато удовольствие получите на все 100. Кстати, по "I Аmsterdam Сard" здесь тоже полагается скидка 25%.
Возле Стоперы Руслан обратил наше внимание на бронзовые фигурки игуан на зеленом газоне, это место называется Юрассик парк, потому что когда сюда приходят обкурившиеся умники, то им эти игуаны кажутся динозаврами…
Надо сказать, что практически всю экскурсию дождь лил как из ведра, даже Руслан отметил, что такое творится впервые за всю его гидскую практику, и что он обычно шутит с туристами: мол, ежели начнется дождь, то я пойду домой. Но с нами он мужественно перенес все тяготы непогоды.
Закончилась экскурсия на площади Museumplein возле алмазной фабрики Coster Diamonds. Лично я бриллианты люблю, поэтому и от данного мероприятия получила удовольствие, тем более что нам продемонстрировали изобретение местных огранщиков - камешки с каким-то запредельным количеством граней. Впечатляет. До сих пор блеск в глазах стоит. Кстати, там можно было купить недорогие часики с монограммой фирмы и парой бриллиантюлечек, ну совсем крошечных (по-моему, евро 60).
В завершение экскурсии у нас был круиз по каналам (благо, погодка утихомирилась и выглянуло солнышко), правда, несколько усеченный, поскольку оплачивает его Coster Diamonds, и нас деликатно по громкой связи попросили покинуть судно возле другого бриллиантового центра где-то в районе Стоперы.
Я решила пойти обследовать район площади Nieuwmarkt, а по дороге заглянула в Zuider Kerk. Как написано в путеводителе, эта церковь считается самой красивой в Амстердаме - легкая, ажурная, украшенная всяческими башенками-часиками-колоннами, но внутри – увы – какой-то информационный центр. Еще в путеводителе были обещаны росписи Моне, но мне их обнаружить не удалось. Зато очень порадовал фонтан в доме напротив церкви – вода льется по зеркальной арочной стене с высоты пяти этажей.
Понравилась площадь Nieuwmarkt, широкая и просторная (по амстердамским меркам), обрамленная красивыми домиками и почти что замком посредине – зданием Waag. Наблюдала прикольную сценку: две молодые матери везли своих исчадушек в количестве шести штук прямо в деревянной тележке с высокими бортами, из которой торчали только взъерошенные головы.
Через Красный квартал добралась до площади Dam, хотела попасть в Nieuwe Kerk, но на дверях висела надпись, что церковь закрыта до конца месяца. Как нам рассказал Руслан, Nieuwe Kerk принадлежит сейчас частному лицу и сдается в аренду для всевозможных мероприятий. Захочет кто-нибудь из королевской семьи жениться – извольте арендовать церквушку. А ежели уже занято, что – придется менять королевские планы? А вдруг как женихи или невесты за это время передумают и сбегут? Потрясающая бесшабашность.
Дальше решила пройтись по каналу Singel, вдоль которого много интересных домиков, но возле первой же попавшейся на пути палатки с селедкой организм наотрез отказался двигаться дальше, для убедительности пару раз споткнувшись. Пришлось купить пару бетербродиков и посидеть на лавочке возле мостика, любуясь панорамой Singel’а.
Отдохнув, я не спеша пошла вдоль канала, нашла самый узкий домик в Амстердаме, дом Дельфин, Круглую лютеранскую церковь (кстати, тоже недействующую), Дом золотых и Дом серебряных зеркал. Потом вышла на Prinsengracht, зашла в хофье Зоне, посидела там в прелестном садике, сфотографировала стоящую на другой стороне канала Noorderkerk и направилась к Westerkerk, совсем забыв, что она открыта только до 15 часов, так что внутрь я не попала. Хотела взобраться на колокольню, но туда ведут организованно группу из 6 человек, а кроме меня, желающих не нашлось. Ограничилась живописными фотками красивой колокольни с короной на самом верху.
Затем я направилась в музей дома-лодки (по "I Аmsterdam Сard" - бесплатно), очень милое жилище, и вовсе не такое крошечное, как могло бы показаться, московские квартирки бывают и помельче. Поразил небольшой садик с фонтанчиком на носу лодки, наверное, хорошо сидеть после работы в собственном саду в центре Амстердама и махать рукой проплывающим мимо лодкам… Эх, Амстердам!
Так как силы были на исходе, а время подбиралось к пяти и организм снова требовал еды, я села на трамвай и добралась до ул. Nieuwendijk , где пообедала в первом попавшемся заведении, в аккурат напротив магазина для умников, где торгуют коноплей и мухоморами. Заказала рыбу с картошкой-фри, пиво, блинчик с шоколадной подливкой и кофе (24 евро с чаевыми). Пока обедала, наблюдала обнюхавшегося пацана, который не шел – летел от одной стороны улицы к другой, но общий вектор держал правильно, видимо, там был дом. Честно признаюсь, это был единственный случай, когда я видела в Амстердаме обкурившегося подростка.
Потом я еще немного погуляла по городу, купила сувениров и зашла в универмаг Albert Heijn (типа нашего «Перекрестка», работает допоздна, много готовой к употреблению еды – салаты, морепродукты, фрукты, сыр), где купила сыр, свежую малину и маленькую бутылочку красного вина.
День 5-й, 9 июля.
В программке, которую нам выдали в турагентстве, было заявлено, что на сегодня можно купить факультативную экскурсию в Гаагу и Дельфт, но поскольку нас было всего 4 человека, то, как сказал Руслан, экскурсия не состоится. Я решила отправиться туда своим ходом, сначала поездом в Гаагу, оттуда на трамвае в Дельфт, и обратно из Дельфта на поезде.
В 9:30 я вышла из отеля, через час была на вокзале, купила в автомате билет до Гааги за 10 евро на поезд, отправляющийся в 10:41. Конечно же, на платформе ко мне подошла женщина с девочкой, обе азиатской наружности, и по-английски спросила, уж не на Гаагу ли этот поезд. Я по-русски попросила ее не утруждаться с вражескими языками, она очень обрадовалась, и мы всю дорогу проговорили за жизнь – в Казахстане и
России, зарубежных ныне друг для друга странах, но практически с одинаковыми проблемами.
Через 52 минуты поезд был в Гааге, я распрощалась со своими спутницами, которые прямым курсом направились в Мадуродам, а я вышла из вокзала, обнаружив на стене подробную карту города, возле которой стояли служащие турофиса и направляли всех жаждущих окунуться в Гаагу в нужные им направления.
Для начала я дошла до Grote Kerk, которая оказалась закрытой, но зато с ее колокольни разносился потрясающий мелодичный звон, колокола и колокольчики не били, а играли приятную мелодию. Эта изумительная музыка сопровождала меня потом еще довольно долго во время прогулки по Гааге.
Прошлась по Пассажу, дошла до Бинненхофа, сфоткала знаменитое здание с Рыцарским залом (сквозь расположенные по бокам двора арки получается сказочно открыточный вид), убедилась, что сам Зал закрыт и отправилась прямиком в музей Морицхаус – основное, что интересовало меня в Гааге (билет 9,5 евро).
Собрание богатейшее, хоть и не большое, но меня больше всего влекли любимые фламандцы с их милыми душе бытовыми сценками, живыми лицами портретов и тонким ощущением красоты во всех проявлениях жизни. Даже традиционные библейские сюжеты фламандские художники ухитрялись очень даже гармонично вписывать в интерьер современной им жизни – и ведь им веришь!
Вермеер Дельфтский, знаменитая «Головка девушки» (та самая, с жемчужной серёжкой), некрасивая, если рассматривать ее с точки зрения красоты канонической и яркой, но такая милая и свежая, что не только не замечаешь ее некрасивости, а вообще не обращаешь на это внимания, поражаясь живости и естественности выражения ее нежного лица с влажными губами …
«Вид Дельфта» Вермеера поразил буйством неярких пастельных красок, что само по себе, казалось бы, невозможно. Глядя на картину, забываешь, что это всего лишь холст с красками, настолько сильно ощущается свежесть и прозрачность воздуха, реальность отражающихся в воде зданий, тяжесть облаков.
Словом, я получила огромное удовольствие, но вот в музейном магазинчике не было ни одной приличной открытки или книжки – только фолианты, лишь в последний день поездки я купила в Брюгге открытку с «Головкой девушки».
После встречи с прекрасным организм снова потребовал селедки. Я купила пару бутеров в палатке возле Бинненхофа, села на лавочке у пруда и снова ощутила абсолютную радость бытия. На пруду у стен замка утки свили гнездо и вывели утят, а у самой воды стояла на одной ноге цапля. О, Голландия…
Не спеша прошлась мимо живописных ворот Хевангенпорта, где находится музей пыток, который мало меня интересовал, сфотографировала панораму Бинненхофа через пруд, рассмотрела скромный, но изящный Королевский дворец, потом на моем пути выросло огромное и очень красивое здание, похожее на замок (почему-то вспомнился Хогварц), которое я сначала приняла за Дворец мира, но оказалось, что это местный лицей.
Сам Дворец мира доступен для фотографирования исключительно сквозь решетку забора, если отойти немного вправо, то получается замечательный вид на великолепный уголок сада – с ручейком, зелеными горками и цветами, в глубине которого высится дворец. Не плохо устроились международные судьи: засудят человека до смерти и потом отдыхают на природе, птичек слушают…
От Дворца я проехала одну остановку на трамвае и сквозь красивый парк, в котором резвилось множество счастливых детей и собак, добралась до Мадуродама (вход – 13,95 евро). Снова пошел дождь, но испортить настроение он уже не мог, ибо я стала воспринимать его как органическую часть голландского колорита.
Если честно, я не любитель подобных забав, но в Мадуродаме, сама того не ожидая, просто ошалела от восторга и вновь почувствовала себя ребенком. И не одна я такая гуляла там, широко улыбаясь счастливой наиглупейшей улыбкой, я абсолютно уверена, что этот парк лишь для прикрытия считается детским, на самом деле он создан для взрослых и только для взрослых. Тончайшая работа, неимоверное сходство, а главное, многие экспонаты я только что видела живьем, и вот они теперь у моих ног – соборы и дворцы, мельницы и музеи, домики и каналы, морские суда и даже аэропорт Schiphol – все малюсенькое, аккуратненькое!
Осчастливленная, я села на трамвай № 9 и добралась до вокзала (не Центрального, а который подальше, названия не помню), где пересела на трамвай № 1, который и привез меня в Дельфт где-то около шести вечера. Ес