На протяжении нескольких последних лет официальные лица, представляющие известные отели, заявляют о своей приверженности делу защиты окружающей среды. Что стоит за этими заявлениями: истинное понимание необходимости сохранить экологическое равновесие на Земле либо экономический расчет? Однозначного ответа на этот вопрос не существует.
С одной стороны, природные катаклизмы в различных странах ведут к огромным убыткам для представителей туристической индустрии. Один из первых сигналов тревоги прозвучал в середине 90-х годов XX столетия, когда в результате засухи в Пуэрто-Рико и Сент-Люсии многие владельцы отелей и туроператоры понесли миллионные убытки. Изменения климата больше нельзя игнорировать: засухи и наводнения, цунами и землетрясения в ряде стран, считающихся мировыми туристическими центрами, становятся все более частыми.
С другой стороны, усиленное внимание к сохранению экологического равновесия способствует привлечению в гостиницы новых категорий туристов. Позиционирование отеля или гостиничной сети в качестве поборника охраны окружающей среды, активные контакты с представителями «зеленых» движений становятся одним из приемов маркетинговой политики.
Отельеры с гордостью наклеивают в гостиницах плакаты, призывающие сохранить природу, внедряют программы по уменьшению потребления воды, электрической и других видов энергии. Новые гостиницы оборудуются солнечными панелями, помогающими существенно сократить расходы на кондиционирование, вентилирование или обогрев, и системами повторного использования сточных вод.
В ряде европейских стран постепенно запрещается строительство зданий, не оснащенных источниками альтернативной энергии. Только разрешение на применение такого оборудования, оформленное должным образом, зачастую открывает «зеленый свет» строительству. Кроме того, получение разрешения на применение энергосберегающей техники позволяет избежать конфликтов с неформальными движениями.
Некоторые гостиничные операторы начали вкладывать значительные средства в разработку новых технологий, сокращающих расходы ресурсов. Например, недавно в одной из гостиниц приступили к испытанию установки, распыляющей в воду значительное количество воздуха. Принимая душ или водные процедуры, туристы не замечают уменьшения потока воды. Однако добавление воздуха позволяет существенно сократить ее потребление.
Внедрение энергосберегающих технологий постепенно становится правилом хорошего тона для отелей всего мира. Чем бы не руководствовались их владельцы, позитивный эффект для природы не вызывает никаких сомнений.