Он же – Хошимин, он же – Сайгон, он же – Прей-Нокор, он же… Впрочем, в такие древние дебри наша история не забралась, хотя как-то еще он наверняка назывался.
Прей-Нокор – это кхмерское название, поскольку некогда поселение, как и вся дельта Меконга, принадлежало
Камбодже. Сайгон – вьетнамское название, бытовавшее до 1976 года, до переименования в Хошимин (или, по вьетнамской транслитерации, Хо Ши Мин; оба варианта правильны).
Для молодежи, плохо знакомой с новейшей историей зарубежных стран, напомню, что товарищ Хо Ши Мин (или «дядюшка Хо», как его именовали буржуины) был идейным вдохновителем и реальным руководителем национально-освободительного движения, приведшего сначала к изгнанию подлых французских колонизаторов, а потом к гражданской войне (как все гражданские войны, она велась между Югом и Севером и завершилась, как почти все гражданские войны, победой Севера), которая у нас больше известна как американо-вьетнамская война или, проще говоря, «Руки прочь от
Вьетнама!» Старшее поколение должно хорошо помнить эти лозунги.
В общем, приключилось полное «янки, гоу хоум», революция победила, Юг объединился с Севером, и стали они вдвоем строить социализм… Дальнейшее объяснять, я думаю, не нужно. Лучше вернемся к Сайгону: в честь победы и ради изгнания самой памяти о бывшей столице Южного Вьетнама город срочно переименовали в Хошимин, а «дядюшку Хо» причислили к сонму бодхисатв, так что его почитают и коммунисты, и буддисты – то есть, почти все население страны.
Однако надо заметить, что новодарованное название не очень-то прижилось: и многие вьетнамцы, и большинство приезжих предпочитают старое, более звучное историческое наименование – Сайгон.
В наши дни этот город – один из крупнейших промышленных и культурных центров страны и всей Юго-Восточной Азии, о чем можно прочитать на любом сайте в интернете и в любом путеводителе, а потому я даже не буду тратить времени на это бла-бла-бла и поведаю о более интересных аспектах. Разумеется – вся информация идет в качестве IMHO, поэтому я заранее согласен со всеми возможными возражениями, дополнениями и криками: «Парень, ты не прав!»
Чтоб не мучить благодарную публику, сразу расскажу, почему мемуары называются «Град 4 на 15».
Это все из-за основной городской застройки: по какой-то не очень внятной причине (возможно, из-за перенаселенки) частные дома не могли иметь по фасаду ширину более четырех метров и глубину более пятнадцати (или все же шестнадцати?), то есть, по сути, предлагалось строить такие своеобразные пеналы, причем между отдельными зданиями могло не быть просветов, переулков, улиц и прочих скважин, поэтому боковые стены у зданий были общими, а дизайн и декор каждого четырехметрового участка фасада зависел целиком и полностью лишь от фантазии и состояния финансов «пеналовладельца».
Но при этом официальные лица, так забавно обогатившие мировое архитектурное наследие, позабыли (или мудро сделали вид, что позабыли) ограничить число этажей, поэтому в наши дни городские здания, занимающие подчас целый квартал, зрелище собой являют абсолютно карнавально-сюрреалистическое.
При этом очень часто первый этаж представляет собой витрину, поскольку практически в каждом здании открыто небольшое семейное предприятие с совершенно любым профилем, от ресторанчика до автомойки, и все это весьма гармонично соседствует. А верхний этаж не менее часто является открытой террасой с установленной там статуей Будды – то есть, по сути, небольшим домашним храмом.
Несколько портят этот разноцветный пейзаж толстые черные пучки электрокабелей, тянущиеся вдоль улиц на уровне второго этажа (если вспомнить про климат и периодические проливенные дожди, становится понятно, почему коммуникации не закапывают под землю, как у нас; с другой стороны, если какая авария приключается, ее и ликвидировать проще, не надо по несколько раз за год тротуары перекапывать).
До настоящего времени у нас бытует мнение, что Вьетнам – страна велосипедов. Забудьте! Они, конечно, сохранились еще в качестве средства передвижения, но уже отнюдь не массово – подавляющее большинство горожан теперь передвигается на мокиках, мотороллерах и прочих мопедах, что особенно забавно выглядит в часы-пик и во время дождя, когда водители накрываются разноцветными полиэтиленовыми накидками и кажется, что по городу снуют толпы взгромоздившихся на скутеры матрешек. Поверьте, на это зрелище, почти как на огонь или воду, можно смотреть часами! .
М даже немного жаль, что отели выглядят именно как отели, без этой прикольной архитектурной изюминки… Заселили нас в «Omni», 4* - не самый центр, но и не Южное Бутово, вокруг цивилизация, есть куда выйти, а до центра – минут 10 на такси.
Отель – вполне на уровне своих 4*, номера просторные (и даже халаты есть), еется ресторан с достаточно богатым шведским столом (в
Египте в 4*, пожалуй, попроще кормят), китайский ресторан, японский ресторан, пара баров, паб (он же по совместительству ночной клуб), есть даже фитнес-центр и бассейн. Но во все эти богоугодные заведения я не ходил по причине отсутствия времени и нелюбви к наворотам – я и в уличной… как бы её назвать… ну, скажем, харчевне поел-попил не хуже.
В экскурсионном плане сам Сайгон мало что представляет – если рассматривать экскурсионку с сугубо исторической точки зрения. Здесь (как, собственно, и во всем Вьетнаме) нет памятников материальной культуры общемирового значения, сравнимых, скажем, с камбоджийским Ангкором, пирамидами майя или египетским Карнаком, поэтому все более-менее представляющее интерес можно осмотреть за один день.
Лирическое отступление №1: как профессиональный историк, я знаю, что это не совсем так, но сейчас говорю как обычный рядовой турист, которому пляжное валяние на песочке надо совместить с некоей культурной программой (не считая шопинга).
В общем, наша группа, как и большинство прочих групп заезжих гостей, посмотрели следующие экскурсионные объекты: католический собор Нотр-Дам-де-Сайгон, оперный театр, почтамт, Президентский дворец, колониальные особняки – все эти здания построены относительно недавно, в XIX-XX веках, поэтому вызывают определенный интерес, но не более. И даже знаменитая пагода Вин-Нгьем, служащая своеобразной «визитной карточкой» города, тоже была возведена в 60-х годах прошлого века, хотя посетить ее, безусловно, стоит.
Если хочется получить больше впечатлений, можно посетить Зоопарк, Ботанический сад и парк Дам-Шен – говорят, это достаточно любопытно (не могу ничего сказать о них, не был…).
Что мне действительно понравилось – так это поездка в дельту Меконга. Устье великой реки занимает огромную площадь, все осмотреть невозможно (да и не нужно, пожалуй), поэтому туристов возят на наиболее крупные острова, поименованные в честь четырех базовых зверей-символов китайско-вьетнамской мифологии: Дракона, Феникса, Черепах и экзотического мутанта по имени Цилинь. На островах мы отведали кокосового сока, сладостей, приготовленных из кокоса, и водки, сделанной, как нетрудно догадаться, из него же. Послушали оркестр балалаечников… эээ… пардон – фольклорной музыки, проехались на вихляющей телеге, влекомой грустным усталым то ли мулом, то ли осликом с отрешенным взором, и в обязательном порядке прокатились по заросшим бамбуком и тростником каналам с мутно-желтой водой. В общем, исполнили обычный экскурсионный ритуал с покупкой шляп «нок» и безудержным фотографированием на фоне всего и вся. Продолжил эту поездку визит в прибрежный ресторан, где нас угостили местной специфической рыбой (кстати, очень вкусной) и прочими местными вкусняшками, а завершилось путешествие на мутные брега Меконга визитом в крокодилятнико-серпентарий – слава богу, без засовывания голов в развернутые пасти рептилий и прочих душещипательных приколов, на которые так богато фонтанирующее развлекательными идеями местное население.
За что просто-таки влюбился в Сайгон (и во Вьетнам в целом), так это за кухню. При этом, само собой, не имеется банальный, хоть и богатый, отельный «шведский стол» – я говорю о забегаловках, кафе и ресторанах, которых здесь в изобилии (впрочем, я об этом уже упоминал). В первый же вечер после обзорки нас завезли в какой-то дорогой ресторанище напротив «Шератона», в самом что ни на есть центре Сайгона. Шел сильный ливень, поэтому о прогулке речи не было – пришлось отужинать, чем бог послал. А послал он неплохо! Салат из неопознанной субстанции, что-то рыбное в кляре на большом блюде, что-то из креветок, пиво – вкусно и долларов на 15 где-то (потом-то я понял, что это дорого, когда по старой китайской привычке отправился за более демократичной едой в забегаловку рядом с отелем).
Тем временем дождь благополучно закончился и отправились мы по магазинам побродить – не шопить, а пока просто осмотреться, поскольку глупо в первый же день превращать свой чемодан в баул «мечта оккупанта». Магазинов полно, буквально на каждом шагу. И тематические, и сувенирка, и многопрофильные (таких немного), глаза разбегаются, скупая мужская слюна капает… А цены такие, что торговаться даже как-то неудобно… И ведь вроде не собирался ничего приобретать, а не устоял: в магазине шелка взял супруге что-то такое бордовое, длинное, пеньюаристое, с накидкой и прибамбасами. За 20 долларов (жена потом скакала в восторге, и я узнал, что у нас к этой сумме нужно было бы еще один нолик прибавить, и то еще фиг найдешь). И так – с большинством товаров. Хорошая качественная сувенирка – сущие копейки, а главное – никто тебя за рукав не тянет и в ухо слюной не брызжет, что, мол, «флэнда, лука-лука, чипа-чипа!», никто не заламывает руки, делая вид, что скончается в страшных судорогах от названной тобой цены… нет. Свосем наоборот – продавца еще и поискать надо, чтобы товар оплатить .
Вот такой шопинг я уважаю!!!
О! Совсем забыл в описании экскурсии еще одну фишку указать: храмы КаоДай. Знаете, что это такое? И я не знал. А штука, по-своему, замечательная и уникальная.
Так вот: КаоДай – это такая религия (ни больше, ни меньше), возникшая в начале XX века в Подсайгонье и бытующая в наши дни исключительно в Южном Вьетнаме. Адептов и сторонников у нее несколько миллионов, храмы напоминают симбиоз готики и буддийских канонов, а основополагающая идея состоит в идее наличия некоего Высшего Существа (которое, собственно, и именуется Као Дай, то есть «Бог»), по сравнению с которым (и при котором) все боги прошлого, включая Иисуса, Аллаха, Будду, Раму и прочих, состоят при нем в качестве апостолов. А роль пророков играют Конфуций, Сунь Ятсен и, почему-то, Виктор Гюго, которые втроем несут миру базовые постулаты существования: «Бог есть Человечность, Любовь и Закон». Ну, тут возразить нечего…
Лирическое отступление №2: на мой взгляд, человечество, которое вопреки разуму так и тянет творить себе кумира, давно уже нуждается в таком вот объединяющем все конфессии религиозно-философском учении. Не обязательно это должен быть КаоДай, там тоже все не так просто, если вникнуть, но сама идея достойна самого глубокого уважения.
На третий день пришла пора прощаться с Сайгоном – нас ждал Фан Тьет и теплые волны Южно-Китайского моря. Промелькнули за окном забавные разноцветные фасады кварталов 4 на 15 – и немного взгрустнулось даже… Всего-то два дня здесь побыли, да и те – в бегах, в делах, в заботах, половину окружающего через видоискатель фотоаппарата видели – а все же запал город в душу, запал…
И я очень надеюсь, что еще приеду сюда – и выпью настоянной на кобре со скорпионами крепкой дряни за «дядюшку Хо», и слопаю лобстера, которого дома мне даже понюхать денег не хватит, и куплю очередной жене что-то шелковое и невесомое, в чем мужчины не разбираются, но понимают, что это именно то, что надо, и зайду в буддийские и каодаистские храмы, чтобы вдохнуть аромат курений и ощутить полное душевное спокойствие, которое все мы ищем всю жизнь, а мне повезло его ощутить именно здесь.
P.S.
Летал в ноябре 2008 по программе «Сайгон – Сием Рип – Фан Тьет» на 12 дней от туроператора «Гранд Тур Вояж» с перелетом «Трансаэро».
И оператору «Гранд Тур Вояж», и принимающей фирме «Фокус-Азия» огромнейший респект за четкость работы (от первого бронирования до возвращения домой), профессионализм и знание предмета.