Они подходили, спрашивали разрешения посмотреть и, получив его, становились где-то за спиной и наблюдали… На холсте происходило рождение картины. Мазок за мазком, чистый, белый холст наполнялся жизнью. На их глазах происходило маленькое чудо! Завороженные увиденным, они что-то спрашивали, интересовались. На английском, немецком, турецком… Только, к большому сожалению, родной русской речи или певучего украинского говорка не было слышно. Наши туристы находились, наверное, в это время в каких-то других местах.
В
Турции художник, да еще работающий с этюдником на улице – наверное большая редкость. Поэтому вокруг нас почти всегда образовывалась небольшая группа зевак, расспрашивающих об этюднике, красках, холстах и о нас, конечно. Узнав, кто мы и откуда, очень удивлялись. Художники!? Здесь! Да еще и русские!? Трезвые и вменяемые!!! О-ооо! Да-а! У них к этому времени уже сложилось твердое убеждение, что все русские (неважно, откуда - с Украины, Белоруссии или из
России - все мы там русские) всегда находятся в состоянии опьянения или, по крайней мере, похмелья. Обидно даже! Мы им, наверное, сломали все стереотипы…
Ну, да ладно. Итак, все по-порядку…
Когда знакомые, пару раз покупающие у меня живописные работы, предложили поехать с ними в Турцию и там написать для них понравившиеся пейзажи – я не поверил. Подумал, что это такой розыгрыш. Но когда их план начал потихоньку реализовываться и приобретать более-менее реальные очертания – я попытался поверить во все это начинание и тоже начал подготавливаться.
Заказ чехла на подрамники, натяжка холстов, подготовка этюдника, красок, кистей… Все это заняло, конечно, немало времени. Но ощущение нереальности все же не проходило. Казалось - эта затянувшаяся шутка вот-вот должна кончиться. И только в «Боинге», ущипнув себя посильнее и не проснувшись, уяснил – не сплю и действительно лечу в Турцию.
Аэропорт, выгрузка, пограничный контроль и мой загранпаспорт лишается девственности – в него вклеивают первую марку с визой. Да и сама эта поездка для меня самая первая. Конечно поездки по странам бывшего Союза – не в счет.
Трансфер, поселение, отель Asteria Sorgun Resort 5*.
Рядом с ним, дорогу перейти, начинается национальный парк, где растут огромные, старые сосны, источающие невероятно вкусный запах. Здесь совсем уже другая жизнь - турецкая. Был выходной и, поэтому, то здесь, то там под деревьями расположились небольшие группы отдыхающих местных жителей. Точно, как у нас, разве что костров не было видно и шашлыками не пахнет. Много туристов, а может быть и аборигенов, катаются на лошадях. То по одиночке, а то и целыми группами брели они давно вытоптанным тропами, которые лошади уже знали наизусть. Все были заняты своими делами и на нас , расположившихся с этюдником под зонтом раскидистой сосны, не обращали никакого внимания.
В следующий раз, когда мы опять пришли сюда, отдыхающих не было, но наездников было не меньше, чем в первый раз.
Сосны здесь растут практически везде. Старые – огромные, раскидистые и совсем молоденькие, они в некоторых местах подступают к самому морю. Зимой ветра их выкручивают и пригибают к земле, а летом в их тени любят сидеть люди, пришедшие сюда искупаться и отдохнуть.
И в совсем крохотной деревушке и конечно в больших городах - мечети. Они являются символом восточных стран. При каждой мечети есть минареты, с которых в старые времена глашатаи зычным голосом призывали к молитве. Чем выше статус мечети – тем больше минаретов находится при ней. Эта, совсем небольшая и скромная по архитектуре, имеет только один минарет и стоит на въезде в город. Ее я набросал во время обзорной экскурсии по
Анталии, когда группа ушла в очередной «бутик».
Мечети повыше статусом можно посмотреть совсем недалеко – в Манавгате, небольшом городке рядом с
Сиде.
Во время прогулки по его улицам мы искали белоснежную мечеть, которую хорошо видно и с западных пляжей Сиде. Нашли. Долго ходили вокруг, пытаясь найти лучшую точку обзора, да еще чтобы тень была – днем на солнце долго не вытерпишь. Да и краски - то на ярком свету совсем по-другому выглядят. Зашли под деревья, расположились, начали рисовать. Отсюда хорошо просматривалось культовое сооружение, перед которым на пустыре цвели наверное тысячи диких маков. Зрелище – великолепное! Через некоторое время приходит хозяин. Оказывается, мы зашли в чужой сад, даже не подозревая об этом. Потом пришли его дети, жена и в конце-концов приковыляла древняя старушка, может мать, может теща – так и не поняли. Ей тоже хотелось посмотреть, что тут происходит, не каждый же день к ним в огород попадают художники, да еще и иностранные.
Через несколько дней надоело таскать тяжеленный этюдник да немалых размеров чехол с холстами и провиантом, взятым на завтраке – добирались мы в отель нередко под вечер, к ужину.
Было решено взять напрокат скутер. Это можно сделать без проблем, но…! при наличии прав на управление мотоциклом. Права на автомобиль – не годится! Пришлось брать машину.
Покатавшись по окрестностям, через день решили поехать в горы. Они, кажется, были совсем рядом и манили к себе с неведомой силой.
Дорога довольно оживленная. Не могу сказать, стоят ли местные гаишники в кустах с радарами или нет – ни в этот раз, ни в следующие я их не видел, правда и правил не нарушал. Через несколько километров с полями, заправками и небольшими магазинчиками, повернули налево, в сторону гор. Вскоре дорога начала подыматься вверх, переехали какую-то речушку, бегущую сверху. С моста открывался великолепный вид и мы решили, если останется время, на обратном пути написать ее. А дорога становилась все круче. На одном из пятачков расположился небольшой базарчик. Он уже не был рассчитан на туристов, скорее на местных жителей и ассортимент был соответствующий. Если внизу, у моря и отелей продавцы в большинстве своем мужчины, то тут очень много женщин в своих длинных темных одеждах, из-под которых виднеется только лицо. Сверху виды открываются потрясающие. Где-то внизу виднеются речки, редко встречаются одинокие дома, сараи, небольшие огородики над которыми в вышине тихо парят орлы, высматривая добычу. Горы здесь похожи немного на Крымские, что-то в них и от Кавказа, но в целом они особенные и неповторимые.
Да, автомобиль открывает огромные возможности, да и денег экономит порядком, если посчитать, сколько бы их ушло на экскурсии. Есть, конечно, и минусы: мне нельзя было даже выпить, права-то были только у меня, а полицию-то дорожную никто не отменял.
Еще были поездки на водопад Манавгат, к акведуку римских времен и совсем еще целому каменному мосту, наверное, того же периода, к озерам. Там я картин не писал, делал только зарисовки и фотографировал. Объездили окрестные городки и пляжи.
А вот и Сиде, этот великолепный город, сохранивший дух античности и средневековья. Картин, конечно, там было создано много. Дома они долго дописывались и дорабатывались, но его неповторимая атмосфера, которая присуща только этому месту и пойманная в холстах конечно осталась.
Арка въездных ворот – одна их визитных карточек Сиде. Мы сидели здесь и представляли, как под ними и сто, и тысячу лет назад ходили люди, влюблялись и ревновали, работали и просили милостыню… Эти камни помнят каждого, кто проходил под ними.
Храм Аполлона печатают, наверное, на каждой открытке о Сиде. Он действительно впечатляет и вдохновляет на работу. Его мы писали днем, при ярком солнечном свете, сквозь тень арочного входа, укрывшись там от зноя дня.
Ближе к вечеру он уже смотрится совсем по-другому. Эту картину я уже дома искусственно состарил чтобы в большей степени передать этот дух античности.
Вечером, в закатных лучах солнца, на фоне моря храм выглядит символом античности, стоящим у входа в залив и охраняющим город с моря.
Городок поражает и восхищяет своей аккуратностью, чистотой и бережным отношением к архитектурным памятникам.
От главных ворот через весь город идет центральная, торговая улица, на которой всегда шум, базарная суета, толкотня. Спускаясь вниз, она выходит к портовой бухте. Раньше сюда приходили разгружаться торговые корабли, а сейчас здесь стоят небольшие катера и яхты, катающие туристов.
Если свернуть с торговой магистрали в сторону, словно в машине времени, можно перенестись на несколько столетий назад – в средневековье, а то еще раньше. Такие же дома, сложенные из грубого камня, выгоревшая за сотни лет черепица на крышах, полустертая брусчатка на тесных и извилистых улочках. Даже время тут идет как-то важно и неторопливо, будто чувствуя на себе бремя веков.
Изрядно попетляв, почти каждая улочка выбегает на берег, к морю. Иногда - к пляжам в уютных бухточках и заставленных лежаками для отдыхающих.
Но чаще можно набрести на берег, усыпанный огромными разноцветными камнями, уходящими в море. Здесь даже в самую жаркую погоду никто не купается – просто зайти в море уже большая проблема, не сломав при этом конечности.
К вечеру на эти валуны забираются рыбаки и, бросая подальше свои снасти, пытаются что-то выудить из морских пучин. Их «старушки» сидят в это время в кафе над ними и зорко высматривают – не золотую ли рыбешку поймал их благоверный.
Театр, еще древнеримских времен, даже в таком, полуразрушенном состоянии – впечатляет. На его сцене до сих пор даются представления, разыгрываются трагедии и выступают эстрадные певцы. Полукруглые трибуны с каменными плитами вместо мягких кресел, все еще собирают тысячи зрителей.
Снаружи театр не менее вдохновляющий. Эту картину, одну из немногих, я делал один, сидя в тени пальм. Мои друзья решили позагорать на море и отдохнуть от череды бесконечных приключений. Какой-то немке из
Берлина, наблюдающей за процессом, живопись так понравилась, что она тут же была готова ее приобрести. И только мои доводы, что она еще мокрая, ее еще необходимо дописывать дома, любительницу искусства убедили. Да и по договору, который мы заключили с моими уже друзьями-заказчиками, я не должен продавать картины, пока они не отберут для себя наиболее понравившееся. Не обьяснять же все это берлинке. Тогда немка сунула мне в карман свою визитку, с просьбой потом прислать ей кусочек Сиде на картине. Когда эта работа не вошла в число избранных, я этот и еще один холст отправил с большим удовольствием в
Германию в коллекцию фрау.
Другим дворцам и домам, которые дошли до наших времен повезло гораздо меньше чем театру. От одних остался только фундамент да несколько рядов нижней кладки, от других – коллонада…
Хотя можно найти остатки дворцов, вид которых показывает все великолепие и роскошь архитектуры античных времен. Изящество линий, узоры, вырезанные в камне, капилели, лежащие здесь с незапамятных времен, можно рассматривать часами. Туристы, ведомые здесь гидами с быстротой скаковой лошади, вызывают жалость – даже понять, где ты, при такой скорости невозможно. Почувствовать же мощную энергию этих мест, услышать шепот тысячелетий, спрессованных в этой архитектуре, можно только никуда не торопясь, посидев здесь и настроившись на тот ход времени, который был тут когда-то.
Когда сюда ехали, то две недели казались довольно большим отрезком времени. На самом деле они пролетели, как один день. Столько событий, информации и впечатлений! Друзья, которые были уже много раз и здесь и в других местах, отметили, что более насыщенного и познавательного отдыха у них давно не было. Ну, а картины, эти остановленные частички жизни, и до сих пор в их коллекции самые любимые, ведь в их создание и они вложили душу.
Конечно, потом были и другие поездки. С другими людьми и в иные страны. Но эта, первая, запомнится на всю жизнь. Ведь она Первая!