Моя поездка в
Грузию19-20-21.03.2009
Поздний вечер. Загрузились в поезд «
Баку-
Тбилиси». Он растоплен до предела, - нечем дышать. В такой обстановке даже чашка чаю – кощунство. В нашем купе кроме меня с папой едут бакинец, русский журналист – Рома и грузин, по-русски, его имя звучало Константин, парень лет 23-х, в Баку работает в грузинском кафе. Через 5 минут после знакомства начинается оживлённая беседа, и даже грузин почти не говорящий по-русски не отстаёт от разговора. Мы едем отдыхать, Рома отдохнуть, встретиться с друзьями, ну заодно и поработать (говорят, в первых числах апреля в Грузии намечаются митинги оппозиции), грузин едет домой… Рома, как балагур и человек обожающий быть в центре внимания, берёт огонь на себя и бурно дискутирует о политике, ситуации в стране, его любимая фраза: «и в итоге, как всегда, победила демократия!»… Рома мечтает поспать, его полка, как и моя нижняя, но я предложила сыграть в дурака, и ему ничего не остаётся как согласиться (по любому улечься на своём месте не получится). Мы разделились на пары (Рома с папой против меня и Кости) и резались доупаду. Моя бы воля мы б играли и дальше, потому как поняла – в такую жару уснуть будет сложно, но гляжу мужчины уже засыпают, и пришлось закругляться с картами. Скоро все засопели, а я так и промучалась до утра. Ближе к семи начали всех будить, а я и рада, хоть поболтать есть с кем. Нашу границу прошли легко. И с грузинской сначала как будто не было проблем. Но вдруг подходят к нам красавцы-грузинские пограничники и начинают проверку нашего журналиста. Сумка осмотрена до мелочей. Кто-то «сверху» поговорил с ним по мобильнику «цель приезда? где остановитесь? телефоны, адреса знакомых и т.д.»…Мне был удивителен такой интерес к нашему спутнику. Потом посмеялись, мол, тяжела и неказиста жизнь бедняги журналиста.
Тбилиси встретил нас дождичком.
Впечатления от города из окна вагона. Высотки, в отличии от Баку, редкость. В основном всё старенькое. Запомнился очень красивый, величественный храм, кажется, Святой Троицы. (Когда буду в Тбилиси, постараюсь попасть и помолиться в нём). Вокзал через годик-два обещает стать красивым, но пока в плачевном состоянии, на ремонте. Не успели выйти из вагона, как тут же услышали: «Куда едете? Такси не желаете?» Мы поспешили отказаться от назойливого таксиста, но не тут-то было! Он и отвёз нас к кассе вокзала, и продал мне свою симку, и уговорил таки не ехать на автовокзал, а сразу с ним до Бакуриани. Короче, своё дело таксист по имени Серго знал на отлично.
Не могу сказать, что дорога меня особо порадовала. По крайней мере дорога до Боржоми – ничего особенного. Всё серенькое, пейзажи живописностью не отличались. В описаниях местности Серго особо не распространялся. Лишь пару раз прокомментировал разрушенные после российской бомбёжки здания и показал нам целые городки построенные для беженцев. Вот они здорово впечатлили. Целое море крыш. Впечатлило то, как позаботилось о пристанище для своих беженцев правительство этой бедной страны.
Вьехали в Боржоми.
Думаю, в конце весны, летом там очень даже симпатичненько, зелено. А сейчас, пустые чёрные деревья… бурлящая речка, серенькие двух-трёх этажные домики и несколько раскрашенных в яркие цвета многоэтажек… на первый взгляд, пожалуй, и всё. Радовало лишь то, что мы подъезжали всё ближе и ближе к белеющей снегом горе. На самом её верху, но по другую от нас торону расположился Бакуриани. Подъём на гору поразил своей живописностью. С одной стороны вид на Боржоми (с высоты он смотрится гораздо лучше), с другой могучие сосны, ели… запорошенные снегом. Въехали в посёлок. Весь белый, пушистый… Настоящая зимняя сказка. По обе стороны дороги двух-трёхэтажные коттеджи. Вижу знакомые по интернету названия гостиниц. Мы направились конкретно в «Аполлон». Оставив такси, я зашла в дом. Весь интеръер деревянный. Администратор отеля, Умари, пожилой, очень подвижный человек принял меня радушно. Мы договорились в день по 35 долларов с человека с трёх разовым питанием и (по желанию) полдником. Он сразу сказал: «Я поселю вас в номере люкс»! Люкс на третьем (последнем) этаже дома для нас двоих был явно великоват. Но, как говорится, дают – бери. В номере две комнаты и холл. Мебель деревянная. Отопление централизованное – батареи. Два балкона. С обоих обалденный вид.
Сразу чувствуется, что обстановка видала и лучшие времена, но всё аккуратненько и со вкусом.
О еде скажу коротко – пока нам всё очень нравится. Вот, сейчас утро. Лежу в постели. А к десяти вставать к завтраку. Так тепло и приятно…
22.03.09
Вчерашний день…
Ну, наверное, самое главное это то, что я встала на лыжи. Хотя «встала», конечно же, сказано громко! Правильнее сказать, я пыталась это сделать с помощью инструктора. В результате несколько раз искупалась в снегу. С непривычки болят стопы, а сначала ещё и колени. Кстати, час катания с тренером и прокат лыж обошлись нам на двоих 65 лари. Впечатления, конечно, классные, но почему-то захотелось покататься на санках или буране.
Ещё у тётушек торгующих на улице мы обнаружили очень интересные целебные штучки – это пихтовый мёд, пыльца, варенье из шишек, жвачки с ёлочным ароматом… Всё это полезно для лёгких и бронхов. Вчера денег при себе не было, а сегодня после завтрака обязательно пойду закупать.
Что ещё…
Ешё вчера после обеда мы часа два гуляли. Воздух обалденный – кристально-чистый, прозрачный.
Еда в гостинице… Всё вкусно, сытно и немало.
Интересно, что у нас собрались одни бакинцы. В первый день из постояльцев были только мы с папой и одни мама с дочкой – грузины. А вчера заехали три женщины и компания из пяти человек – все из Баку!
За ужином я положила на стол наши сладости: гохал, шякяр-бура, пахлава. Наши объевшиеся этого добра дома угостились по чуть-чуть, а грузины остались очень довольные! С шутками да прибаутками мы отмечали Новруз Байрамы!
23.03.09
Два дня чтой-то не писа’лось. 22-го от обилия впечатлений, а 23-го от лени.
Итак, 22-го мы позавтракали, взяли такси и поехали в Дидвели, к тому самому подъёмнику (нам о нём много рассказывали), построенному грузинским миллионером.
Подъёмник, конечно, суперский! Герметичная стеклянная кабина. Вид на Большой Кавказский Хребет. Классный спуск. Просто постоять, посмотреть как по нему спускаются смельчаки – огромное удовольствие. Чтобы подняться ещё выше, на самую вершину горы, есть ещё один подъёмник. Там, наверху, намного холоднее, но красота неописуемая!
Вернувшись из Дидвели, мы с папой пошли ещё на «25-ку». Папа с тренером спускался с горки на лыжах, а я покаталась на буране.
Это было здорово!
Вечер тоже выдался яркий. У моего друга в Баку в этот день была свадьба и мы всем отелем пили за его здоровье, а потом до трёх ночи играли в дурака и нарды.
24.05.09
Этот день явно не удался. Но, как говорится, всё хорошо, что хорошо кончается.
Мы решили на электричке (местные жители называют её «кукушкой») поехать в Боржоми, в посёлок Ликани. Посмотреть резиденцию Романовых, в парке набрать водички лечебной. Но…
Обещанные два часа дороги обернулись в три. Плюс шёл дождь. Кое-как доехали до Ликани. Смотритель парка сказал: «Да что вам здесь делать! Всё разрушено. И смотреть то не на что». Поглядеть на резиденцию Романовых хоть одним глазком нам тоже не дали. Потому что это ещё и резиденция президента Грузии Михаила Соокашвили. Раньше туристов пускали туда на экскурсию, но в связи с тем, что политическая обстановка в стране стала напряжённой, на осмотр, пожалуй, главной достопримечательности Боржоми наложили запрет.
Обратный автобус обещал вернуться минут через 20. Короче, решили дойти до центра пешком. Тем временем дождь трансформировался в снег и я лично дико замёрзла.
Сели в автобус до Бакуриани. Так как в Грузии, в отличии от Азербайджана, транспорт ездит строго по расписанию, мы прождали полчаса до отъезда. У подножия горы (увидев, что вокруг всё белым бело) поняли, снег здесь идёт уже пару часов. Дороги засыпанные снегом и примороженные после дождя не внушали доверия. И словно в подтверждение моих сомнений, на одном из поворотов встречный микроавтобус, не сумев притормозить, врезался в нас, а точнее в меня. Удар был не настолько сильным, чтоб столкнуть нас с обочины. Но достаточным для того, чтобы сделать вмятину и разбить стекло. Которое, кстати, всё осыпалось на меня (даже вернувшись домой, в Баку, я обнаружила несколько осколков в кармане). Благо вовремя успела глаза прикрыть и, отделавшись лёгким испугом, осталась целая. Интересно, что шофёру было явно наплевать на меня. Он моментально побежал на разборки со своим собратом по профессии. Промороженные, с разбитым окном и нервотрёпкой мы кое-как доехали до посёлка. Водитель трижды сказал мне «Извините» (похоже, на этом его знание русского языка заканчивалось), взял(!) оплату за проезд и был таков.
Ещё этим вечером (прям напротив нашего отеля) джип врезался в железнодорожный столб, переломил его и отлетел вниз к речке. По пути раздолбав нашу газовую трубу. Мы узнали об этом после вспышки и обесточивания отеля. Внизу послышался плач ребёнка. Мы спустились с фонариком, и вся заплаканная незнакомая женщина стала просить осветить малыша. К счастью и мама, и папа, и четырёхмесячный пацан остались целы и невредимы. Взглянув на их перевёрнутое помятое авто, я ещё раз удивилась и порадовалась везению этой семьи.
25.06.09
Последнее утро в Бакуриани окунуло меня в белую искрящуюся сказку. Проснувшись часа за полтора до завтрака, я умылась, оделась и вышла погулять. Весь мир казался мне белёсой сверкающей субстанцией. И так жаль было с ней расставаться…Но всё хорошее, когда-нибудь заканчивается… И после завтрака мы спустили вещи вниз. Хозяин отеля отвёз нас на автостоянку. И… прощай снежный гостеприимный Бакуриани. Хотя, почему «прощай»? «До свидания» мне нравится гораздо больше!
Тбилиси встретил нас ясным небом и ярким солнышком. Встречающая сторона (в лице весьма колоритной личности по имени Леван) повезла нас в отель.
Хотелось бы немного задержаться на Леване. Этот высокий, грузный человек типичный образец кризиса переживаемого Грузией. Родом из Кахетии, оставив семью там, он приехал в Тбилиси в поисках работы. По образованию юрист, последние годы он работал в крупной компании занимающейся виноделием. Но произошла какая-то несостыковка, и компанию эту закрыли. Пришлось Левану податься в туристический бизнес. Теперь он гид и шофёр одновременно. После экскурсии, которую он провёл нам на следующий день, я поняла, что шоферить у него получается гораздо лучше, чем рассказывать и показывать историю «любимого Тбилиси».
Я немного отвлеклась от повествования. А по пути к отелю мы проехали по центральной улице Тбилиси, Шота Руставели. Направо киностудия, налево филармония (на ремонте), дальше… театры, центральный кинотеатр, различные бутики, отели, - короче, всё то, что и должно быть на центральной улице столицы развивающегося государства.
Отель «Ната»…
На мой взгляд у него лишь одно достоинство – вид из окна. Он расположен на возвышенности в старом городе, на противоположном Ш.Руставели берегу реки, в 200-х метрах от Серных бань. Из окна вся центральная часть города, как на ладони. Мне нравилось сидеть на подоконнике и всматриваться в купола храмов.Сейчас думаю, возможно, меня так поразили храмы Тбилиси из-за того, что я христианка рождённая в мусульманской стране. И не хватает нашим храмам (которых раз, два и обчёлся) этого ощущения величия и спокойствия.
Ощущение величия произвёл храм Святой Троицы. Этот храм один из немногих новопостроенных. Говорят, строительство началось очень давно и всего несколько лет назад (думаю, после прихода Соокашвили) завершилось. Не смотря на то, что храм новый, внутри нет ощущения новизны. Скорее какой-то трепет и благоговение. Принадлежащая храму территория довоьна большая, чистенькая. Газоны аккуратненько подстрижены. Храм отделан белым камнем, купол золотой. Удачная вечерняя подсветка делает его полностью золотым и сверкающим. Это сверкающее чудо находилось минутах в 15-ти ходьбы от нашего отеля, и в первый же вечер мы там побывали.
Не хочу сейчас вдаваться в подробности описания увиденного. Приезжайте в Тбилиси и полюбуйтесь сами. Вообще, если есть время и желание зайдите во все храмы, встречающиеся на пути, не пожалеете. Не смотря на то, что наиболее почитаемым у грузин считается расположенный в старом городе храм Георгия Победоносца, настоящее спокойствие я обрела в храме Николая чудотворца (грузины называют его Святым Николосом). К нему тяжеловатый подъём, но оно того стоит. После шумного Тбилиси там отдыхают и сердце, и душа… Мысли выстраиваются в струнку. И находятся ответы на (казалось бы) неразрешимые вопросы.
В храме Николая Чудотворца мы побывали в последний день нашего пребывания в Тбилиси. Чуть ниже его большая смотровая площадка и монумент Матери Грузии. Это огромная скульптура женщины снаружи отделанная металлическими листами. В одной руке у этой женщины, Прородительницы Грузии, меч, а в другой чаша с вином. Хотелось сфотографироваться рядом с ней на память. Но никак не получалось взять её в кадр целиком, не оказавшись на её фоне муравьишкой.
Спустившись в город, мы зашли в самый большой в Тбилиси супермаркет «Популли», потратили там свои последние лари и вернулись в отель. Полакомившись там всякой всячиной закупленной в «популли» собрали вещи и поехали на вокзал…
Эх, как же не хотелось заходить в этот душный раскалённый знойным грузинским солнцем вагон. До последнего стояла на платформе. И хотя окружали нас лишь железные громады разрушенного тбилисского вокзала, казалось, что и они шепчут: «Не уезжай! Побудь здесь ещё немножко. Ты же не увидела и самой маленькой малости всего, что могла бы!». Но так устроена жизнь… Всё хорошее когда-нибудь заканчивается…
И очень скоро поезд «Тбилиси-Баку», мерно покачивая своими зелёными боками, повёз меня из солнечной приветливой Грузии в родную и не менее солнечную страну Огней, в любимый город Ветров – на Родину