Автор -
Владимир Варфоломеев
Сборы в
Грузию местами напоминали прохождение инструктажа перед поездкой в горячую точку. "Вы что, лучше туда не ездить! Будьте там осторожнее! Старайтесь на улицах не говорить по-русски!" и т.д. и т.п. Советы от друзей и знакомых были довольно однотипны. И действительно, ведь предстояла поездка в "страну-агрессор" с "фашистским режимом" где все "ненавидят русских". Так, по крайней мере, многими в
России воспринимается сегодняшняя Грузия.
Как и в случае с Западной
Украиной практика решительно опровергла эти теории.
Разные люди. Разные судьбы и взгляды. Но в разговорах с нами они, словно сговорившись, говорили примерно одно и то же: "Пожалуйста, скажите всем вашим, что мы вас всех очень любим; спасибо, что приехали к нам, и пусть все ваши приезжают".
Это было совершенно невероятно на фоне того, что происходило в отношениях между странами в последнее время (а м.б., напротив, как раз из-за этого?). Мы были готовы к чему угодно: к косым взглядам и упрёкам по поводу войны, отобранных территорий и закрытых границ, к демонстративному нежеланию общаться или ещё чему-то подобному.
И потому были совершенно растеряны и растроганы, когда день за днём от совершенно незнакомых людей, часто - обычных прохожих на улицах, выслушивали признания в любви к русским.
Вот в этой атмосфере абсолютного дружелюбия мы и пробыли в Грузии 5 дней.
Все-таки я обожаю свой универ. Есть у нас такая программа Teaching Fellowship, которая позволяет студентам поехать в какой-нибудь пост-советский университет, прочесть там любой современный экономический курс и получить за это приличную сумму в твердой американской валюте. В этом году мне дали этот Fellowship за полуторамесячный курс Public Choice в родном калининградском РГУ: полтора месяца на маминых борщах с двумя лекциями в неделю.
Чтобы дать мне возможность лучше подготовиться к этому ответственному делу и, так сказать, не ударить в грязь лицом перед юными калининградскими экономистами мне предложили слетать в Грузию и поучиться в летней школе для молодых перспективных преподавателей. Предложение включало в себя билет CSA до
Тбилиси и обратно, страховку, визу, две ночи в гостинице в Тбилиси с завтраком (европейские рейсы прилетают и улетают между 2 и 4 утра), такси из аэропорта в столицу и обратно, 2 недели проживания одному в дабл-руме в 4 звездах на горнолыжном курорте Гудаури с 4 разовым питанием, бесплатным бассейном, сауной, теннисом, бильярдом, боулингом, интернетом и прочими мелочами, а также 10 лекций-мастер классов профессоров из University of Chicago, University of New York, Hebrew University и прочих хороших мест. Ну чо, поломался денек для приличия, послушал мамины вздохи «ой, Грузия... так там же...», позвонил грузинским друзьям, мол «едем, встречайте», и согласился.
Georgia in My Mind
Сообщение kalia » Пт окт 16, 2009 5:35 pm
Отсюда
Мне показалось, что автору удалось очень точно подметить характерные черты нашей страны и её граждан.
Все-таки я обожаю свой универ. Есть у нас такая программа Teaching Fellowship, которая позволяет студентам поехать в какой-нибудь пост-советский университет, прочесть там любой современный экономический курс и получить за это приличную сумму в твердой американской валюте. В этом году мне дали этот Fellowship за полуторамесячный курс Public Choice в родном калининградском РГУ: полтора месяца на маминых борщах с двумя лекциями в неделю.
Чтобы дать мне возможность лучше подготовиться к этому ответственному делу и, так сказать, не ударить в грязь лицом перед юными калининградскими экономистами мне предложили слетать в Грузию и поучиться в летней школе для молодых перспективных преподавателей. Предложение включало в себя билет CSA до Тбилиси и обратно, страховку, визу, две ночи в гостинице в Тбилиси с завтраком (европейские рейсы прилетают и улетают между 2 и 4 утра), такси из аэропорта в столицу и обратно, 2 недели проживания одному в дабл-руме в 4 звездах на горнолыжном курорте Гудаури с 4 разовым питанием, бесплатным бассейном, сауной, теннисом, бильярдом, боулингом, интернетом и прочими мелочами, а также 10 лекций-мастер классов профессоров из University of Chicago, University of New York, Hebrew University и прочих хороших мест. Ну чо, поломался денек для приличия, послушал мамины вздохи «ой, Грузия... так там же...», позвонил грузинским друзьям, мол «едем, встречайте», и согласился.
Размер изображения изменен. Нажмите на это поле, чтобы увидеть полное изображение. Размер оригинального изображения 640x480.
Изображение
Попасть в Грузию русским проще, чем в
Египет. Прилетаешь в аэропорт (напрямую из России самолетов нет. Удобнее через
Киев или
Минск), заполняешь анкету в пол страницы, платишь 60 долларов и вуаля. Перед нами очаровательная компания, прилетевшая из
Москвы через
Стамбул. Диалог с пограничником:
— Кто вас встречает?
— Ээ.. Мамука. Двоюродный брат моего друга.
— Мамуки фамилия как?
— Ээ.. да хуй его знает.
— Ясно, а едете куда?
— Ну там под
Батуми, в 5 километрах деревня прям у моря
— Деревня как называется?
— Эээ.
— Понятно. Вы кто по профессии?
— Музыкант.
— Добро пожаловать в Грузию.
Tbilisi International — красивый современный уютный аэропорт, отлично справляющийся с задачей не напугать евротуриста, впервые оказавшегося на Кавказе. В город ведет шестиполосная улица Джорджа Буша, по которой горячий грузинский таксист на каком-нибудь лупатом или октавии, а отнюдь не на шестерке, домчит вас до центра столицы за 20 минут и 10 евро.
Тбилиси невероятно красив ночью. Говорят, ночное освещение — один из фетишей нынешнего президента, поэтому в городе (да и вообще во всей стране) сказочно светится каждый маломальски интересный дом, монумент или церковь.
Прага,
Будапешт и
Вена сосут с причмокиванием с их отключающимся в час освещением.
Выступления оппозиции, которые показывают по первому каналу, и правда есть. Стоит перед зданием парламента несколько сотен человек, машет в флагами и орет про свободу юрию деточкину. Власть огородила их забором и не обращает внимания. За попытки сильно выебнуться (ну там аэропорт захватить или парламент) дает пизды спецназом, а в остальном просто не замечает. Так и стоят уже 3 месяца, символизируя демократию и свободу.
Грузинские друзья разговаривают в нашем присутствии только по-русски. Причем говорят отлично, но делают это с такими, жестами, мимикой и интонациями, что мы просто валяемся. «Гия, што с тваим руским, савсем забыл!? Аткуда такие слава берешь?» «Арни, сичас пишком пайдэшь, да, са сваим руским!»
Между собой грузины тоже разговаривают своеобразно. Слушаешь и смотришь на них – ощущение, что вот-вот начнут морду друг другу бить. Ан нет. Оказывается, клянутся в любви и вечной дружбе.
Учить грузинский язык почти так же бесполезно как венгерский. За две недели я выучил два слова: «хо» (да) и «оре» (два). А когда узнал, что «мама» по-грузински означает «отец», «папа» — «дедушка», а «деда» — «мать», понял, что дальнейшее изучение бесперспективно.
Грузинские деревни поражают контрастом. Полуразрушенные дома со спутниковыми тарелками вдоль разбитых дорог и BMW, покупающие воду в фантастических ларьках 50-60х годов.
В Сванетии в деревнях держат много овец и коров. Овцы огромными отарами бегают по горным склонам на высоте трех тысяч метров с анекдотичным блеянием. Ощущение реальности при их виде исчезает моментально.
А вот коровы в эту реальность очень быстро возвращают. Они просто срут вдоль главной деревенской дороги и потом во всем этом лежат с очень грустными глазами. Поскольку естественно коровье дерьмо никто не убирает, запах стоит такой, что даже на сантиметр открыть окно в машине невозможно. Зато напомнило прабабушкину деревню Псковской губернии.
В Грузии есть две фантастические сладости: чурчхелла и тхлапи. Чурчхелла —это орехи на нитке в застывшем виноградном соке с мукой, а Тхлапи — тонкий кисло-сладкий лист из сливы, абрикосов или яблока. Невероятная вкуснотища.
ольше всего Грузия похожа на
Ирландию: урны в Тбилиси точно такие же, как в
Дублине, и свои участки в горных деревнях Сванетии местные земледелы отделяют таким же каменным полуметровым забором как ирландские фермеры западного побережья. Других сходств с какой бы то ни было страной не имеется.
Грузия — очень религиозная страна. Количество церквей, монастырей и святых мест запредельное. Причем, церковь моложе 5 века считается новой. Креститься принято не только при входе в церковь, но даже проходя или проезжая мимо. Диковато смотрятся курсирующие по старому Тбилиси автобусы, все пассажиры которых синхронно крестятся каждые 2 минуты, когда автобус проезжает очередную церквушку.
Еще одна местная традиция — расставлять кресты по горным склонам, и, конечно же, освещать их. Поднимаешь так ночью голову, а в небе — крест.
Очень много нищих. Особенно в окрестностях храмов и монастырей. Но давить на жалость у грузинских профессионалов не принято. Вместо этого принято убеждать примерно в таком стиле: «Ты, сволочь, тут на машине ездишь, пузо отъедаешь, а мне самой кушать нечего и детей кормить нечем. А ну быстро дай, сука, 1 лари, или быть тебе проклятым вместе с твоими братьями, сестрами, бабушками и канарейкой!»
Что-то рассказывать о природе бесполезно. Кавказ — это потрясающе. Казбек, Терек, Дарьяльское ущелье.
Как-то комментировать грузинское гостеприимство еще труднее. Если у вас в Грузии есть друзья, вы в раю. Вас будут возить, кормить, поить, развлекать, и делать все, что только можно, чтобы у вас остались хорошие впечатления. Попытка заплатить хотя бы за бутылку воды, будет восприниматься как личное оскорбление («Вы гости. У нас так не принято»). Артурчик, Гия, Арни, Эдик и Бека, спасибо вам, парни. Без вас поездка получилась бы совсем другой.
А вообще такого впечатления как Грузия на меня никогда не производило ни одно место. Грузия — это не просто другая культура, другие люди или другая страна. Грузия — это другой мир.