Водители и пешеходы в
Грузии.
Грузия, 6 дней, записки
В качестве предисловия:
Все что написано ниже отражает только личную точку зрения автора и не имеет претензию на истину в последней инстанции
Глава I - о нахождении за рулем и внутри машины:
Скорее всего, нужно написать отдельную книгу, лучше всего снять фильм, комедийный. С хэппи эндом в конце. Правила дорожного движения вообще-то существуют, но они носят, так скажем, рекомендательный характер для водителей (кроме сигналов светофора) и вообще не распространяться на пешеходов, читайте ниже.
Про дороги:
Разметка на центральных улицах и скоростных 2-3х полосных проспектах появилось, что является явным плюсом. Но я никак не мог понять, почему полосы имеют различную ширину. Местное население это не замечает, впрочем, как и многое другое, а местные водители напрочь игнорируют разметку так что она имеет скорее всего, чисто декоративный характер.
Вот за пределами центральных улиц начинается полная задница в плане передвижения и возможности передвижения за рулем. Самая интересная и историческая часть
Тбилиси расположения на холмах, которые на уровне наклона не в чем не уступает Сан-Францисковским. Есть только одно «но» – в
Сан-Франциско покрытие на этих улицах существует. В Тбилиси же покрытие в последний раз ремонтировали в честь визита Бровеносца, АКА Л.И. Брежнева в 1981-м году. И ремонтировали ли вообще, другой вопрос...
Факт тот, на сегодняшней момент лучшее средство передвижения это «Колхозник» или (если средства позволяют, и хочется произвести впечатление на местное население) Wrangler 10-ти летней давности. Т.е. нечто на четырех колесах, которое можно мыть шлагом не только снаружи, но и изнутри, не опасаясь при этом за ходовыми качествами; с достаточно высоким посадкой, чтобы передвигаться по пересеченному рельефу Тбилиси, в просторечии называемое улицами.
В первый день пребывания я насчитал четыре открытых канализационных люка на дорогах. В следующие дни я их считать перестал. Просто воспринимал как факт. На логичный вопрос был дан ответ - мол, это результат тех дней, когда все плохо лежащее (включая канализационные люки) вывозилось за металлолом в
Турцию. Видимо трамвай и троллейбус включая с их рельсами и проводами тоже плохо лежали т.к. в Тбилиси их больше нет. Вместо них маршрутные такси, или маршрутки, которых можно встретить в любое время в любой, в самой неожиданной точке города. Разнообразие марок, моделей и их приспособленности передвигаться по тбилисским улицам поражает. Но прежде чем садиться в них - лучше уточните маршрут у водителя, чтобы потом вдруг не оказаться за пределами города.
Сцена первая:
Чтобы подняться на историческую крепость Нарикала, которая возвышается над Тбилиси, у вас есть в принципе следующий выбор:
Подняться пешком (самый оптимальный вообще-то).
Подняться верхом на горных козлах.
Подняться, находясь в вышеназванном Wrangler-е или в All-Terrain Vehicle.
Попытка использовать любое другое транспортное средство может закончиться весьма плачевно для владельца данного средства и/или других машин и для стен здании (в меньшей степени) выходящих на эту улицу. Представьте улицу с покрытием описанным выше, под 30-ти градусным уклоном и шириной в полтора Жигули, у основания которого выстроились череда желающих штурмовать высоту (кстати, на стенах есть следы таких попыток). Первый из очереди (некий фургон) на разгоне пытается въехать на склон, где-то на середине начинает буксовать и медленно катиться назад, несмотря на то, что обе ноги водителя жмут тормоз. После нескольких тщетных попыток что-то сделать он сдается и пытается съехать задом. Не тут-то было, так как все остальные машины в очереди дружно последовали за ним. Добавьте к этому машину, которая пытается сьехать сверху вниз (как она там попала автор не смог выяснить) и машину дорожного патруля, которая пристроилась в одном из боковых тупиков - у вас есть полная картина происходящего.
Сцена вторая:
Водитель делает разворот на 180 градусов в месте, где даже мнe лично и не пришла бы мысль это делать. Но знаков запрещающих данное действие нет. Сзади стоит машина дорожного патруля. Как только поворот совершен, сзади включается сирена и происходит следующее:
Патруль (через громкоговоритель, на всю площадь): Бимер, что ты делаешь??
Водитель (высунув голову в окно, оглядываясь назад, машина продолжает двигаться): А что, нельзя что ли?
Патруль: Нет, нельзя!
Водитель (пытаясь не уступать мощности громкоговорителю): Ну, извини!
Патруль: Езжай и больше так не делай!
Машины расходятся. Занавес.
Сцена третья:
Трех полосная дорога на выезде из Тбилиси. Не очень загруженная. На правой полосе Жигули возраста чуть больше чем у вашего покорного слуги пропускает поворот направо. Через метров 50 до него это доходит. Визг шин, остановка и машина задом двигается навстречу потоку. Водители встречных машин воспринимают это как само собой разумеющиеся явление и просто провожают его гудками и пытаются избежать столкновения (удачно). Жигули доезжает задом до поворота и скрывается от глаз.
Сцена повсеместная:
Пешеход в Тбилиси – это призвание. Только никто об этом в Тбилиси не знает. Совет тем, кто составляет планы освоения далеких планет – если вы хотите набрать отважных людей для этой миссии, смело езжайте в Тбилиси и отбирайте кандидатов из местных пешеходов.Только не вздумайте пресечь улицу самому, без сопровождения местных (даже 10-ти летный местный ребенок подойдет), иначе у вас есть уникальные шансы получить премию Дарвина. Таких безрассудных людей, которые готовы жертвовать себя для абсолютно неясной цели больше вы нигде в мире не найдете. Инстинкт самосохранения у них отсутствует. Напрочь. Пример - пешеходные полосы и подземные переходы на улицах присутствуют. Но они предназначены для кого угодно, но только не для пешеходов. Последние их предпочитают игнорировать и пересекают улицы когда им угодно и как им угодно, вне зависимости от ширины улицы, количества машин и скорости потока. Траектория пересечения улицы включает диагональ, зигзаг и нечто напоминающее проецированное в плоскость лист Мебиуса. Причем пешеход может вернуться в исходную точку из-за того, что кто-то из знакомых/друзей окликнул его сзади. После приветствия и обмена любезностями они уже вдвоем или еще большей группой начинают повторять процесс. Причем этому виртуозному умению знакомы не только представители обоих полов и абсолютно всех возрастных групп, но и бездомные собаки тоже. Не преувеличиваю. Сам видел, как собака переходила улицу – сначала оглянулась налево, а по середине – направо. Причем так, с грузинским характером – совершенно не спеша. К кончу недели я таки поинтересовался – сколько пешеходов было задавлено машинами за неделю. Оказалось – не одного. Так что у местных еще и выживаемость на высоте… последние 17 лет это наглядно продемонстрировало…
Кстати о гудке. Это такая же необходимая деталь для местной машины как двигатель или шины. Если у машины нету гудка или недостаточно громкий, то машина явно не годиться для передвижения по улицам Тбилиси. Отсюда следует вывод, что на дороге прав вообще-то то тот, у которого гудок громче, а при одинаковом уровне децибелов побеждает тот, у кого машина круче. Результат сей логики не заставляет себя ждать - в Тбилиси у вас есть прекрасная возможность по достоинству оценить всю гамму звукового спектра производимого клаксонами. Правда, суббота-воскресенье для этого больше всего подходит из-за того, что в эти дни традиционно празднуются свадьбы. А какая свадьба без звукового сопровождения. Только будьте осторожны и не окажитесь на пути свадебного кортежа. Вас переедут так, что даже не заметят.
Дорожный патруль предпочитает общаться друг с другом и с водителями через матюгальник вместо сирен, причем времена суток и место действия роли не играет. В основном по причине того, что водители любые цветомузыки сзади или спереди игнорируют. Но орание благим матом («мать вашу, уйдите с дороги и дайте мне пройти» - это то, что мне удалось услышать самому) все-еще как-то действует на водителей, но не всегда… На третьей день в пол четвертого ночи я был разбужен воем сирен и воплем «остановись, остановись тебе говорю, ты что, глухой что ли?» доносящего с улицы. Вой сирены бездомные собаки моего квартала естественно не оставили без внимания и устроили такой перелай, что мама ну горюй… Я даже на балкон вышел, чтобы посмотреть скольких еще кроме меня это подняло на ноги. Оказалось – никого, город мирно спал и ночь шла своим чередом.
Еще одно нужно сказать о дорожном патруле. После роспуска ГАИ и создания службы дорожного патруля авторитет последнего гораздо вырос. Ходят слухи, что они взяток не берут. Проверить достоверность этих слухов мне это на месте не удалось. Единственный инцидент с патрулем, когда я был в машине, был описан выше. Потом, после первого дня нахождения в машине у меня не было никакого желания сесть за руль.
--i.n.
P.S. Пока все, остальные записки и фотки в работе. Уйдет на это не одна неделя.