Начало в 18.30, приехали в деревню в ~ 20 часов, заканчивается ~ в 23 часа (для Солнечного Берега и для нашего отеля), цена – 45 левов взрослые, 23 лева дети.
Главное причина, зачем мы поехали на эту экскурсию – желание увидеть удивительные пляски босыми ногами на раскалённых углях. Гид Христо рассказывает нам, что эта деревня называется Бата и находится ~ в 30-40км от Солнечного Берега. Мы свернули с шоссе на узкую дорогу и едем между полей и холмов. Раздолбайский окологородской строительно-мусорный пейзаж сменился сельским и необычайно красивым – холмистые распаханные поля, виноградники, барашки, которых стерегут собаки. Во всём, что мы видим за окном, есть что-то могучее и первобытное, не испорченное цивилизацией. Проезжаем болгарские деревни – они очень бедные (по крайней мере, так выглядят снаружи), значит такое же бедное и деревенское население. Здесь живёт 80% болгар, 10% турков и остальные - болгарские цыгане. Но, тем не менее, у всех деревень есть общий стиль – обязательная черепичная красно-оранжевая крыша и обвитые виноградником обшарпанные терраски.
Сама «Болгарская деревня» куда нас везут, представляет собой большой развлекательный комплекс из деревянных построек под открытым небом. Христо рассказывает нам последовательность наших действий – зашли, сначала хлеб-соль-фотография, угощают ракией, потом подождать, нас рассадят, детей можно покатать на ослике, в фасолевый суп добавить уксус, вино наливать в пустые кувшинчики из бочек и сколько хочешь, можно найти домик с крестьянской утварью, а можно где-то переодеться в болгарские национальные костюмы и бесплатно сфотографироваться, будут клоуны и конкурсы, народные песни и пляски, а потом и собственно сами танцы на углях.
В целом двигаемся по вышеописанной схеме. Зашли за массивные деревянные ворота – озираемся, рассматриваем территорию, привыкаем. Появился болгарин в расшитой рубахе, загудел в кожаный мешок, и вышла болгарка в национальном наряде с хлебом и солью. Они встали по бокам других ворот в другой стене, через которые мы проходим медленно и по очереди, потому что нас фотографируют и потом эту фотографию можно купить (5 левов). Проходим, макаем хлеб в мёд, растягиваем губы в улыбке, щуримся от вспышки, и оказываемся в маленьком зелёном внутреннем дворике, впереди на телеге стоят расставленные глиняные стаканчики с ракией. Пробуем ракию – хорошо пошла ., наверное, сливовая, чувствуется вкус слив. Ныряем в узкий проход и видим под огромной крышей на столбах рядами стоящие столы с расставленной болгарской керамической посудой, танцплощадку и всё-такое. Нас гуськом ведут к столам и все начинают рассаживаться. Самые лучшие места – крайние, ближние к сцене/танцплощадке. Мы, кстати, совершенно случайно их и занимаем, а все пролезают сквозь нас, подальше вглубь к стене. Тут я вижу, что выводят смешного донельзя ослика, такого аутентичного иа-иа с большими торчащими ушами и печальным взором – он катит тележку. Всех детишек усаживают туда и ослик, которого ведёт за уздцы болгарин, прогоняет круг почёта вокруг сцены. Тем временем всё прибывают и прибывают другие толпы туристов и все постепенно рассаживаются и заполняют скамейки и столы.
Бегают официанты с многоэтажными сооружениями из тарелок, подбегают к столам и начинают раскидывать шопские салаты и банницу, мужчины, прижимая кувшины к груди, мчатся к огромным бочкам с надписями «белое вино» и «красное вино», заполняются стаканы, поднимаются, чокаются, жуются салаты, градус настроения повышается, тем временем на сцене начинают носиться какие-то клоуны, люди выходят, чтобы поучаствовать в конкурсах, музыканты на сцене настраивают свои инструменты, кому-то не хватило салата и они обижаются, кого-то не рассадили и вот уже выволакиваются дополнительные столы, начинает греметь музыка, нам тащат суп и куриный шашлык (для детей маленький и из более мягких куриных частей), выбегает ансамбль в красивых костюмах и начинаются национальные танцы, кто-то уже пьёт на брудершафт, кто уже мешает вино с ракией, кто-то оседлал ослика, все начинают знакомиться и т.п.. Надо отметить, что народу здесь собрано очень-очень много, человек 300. Всех попросили в шуточной форме крикнуть «Мы здесь!», когда будут объявлять страну, так больше всего оказалось поляков, украинцев и белорусов, а слабый писк
России,
Швеции и
Ирландии потонул в их могучем вопле. Началась дискотека, кто-то уже упал на танцплощадке и снова т.п. Всё это действие я описываю динамично, а на самом деле оно очень растянуто по времени. И, честно говоря, всё носит ну очень дежурный характер – и даже болгарские танцы, которые мне очень хотелось посмотреть, тоже какие-то расслабленные, “made in Bulgaria” для туристов. Кто-то лезет знакомиться, кто-то приглашает на танцы – одной рукой кормишь ребёнка, другой ешь сам, ногой отбиваешься от разгоряченных вином кавалеров.
В общем, мы, обалдев от всего этого, потихоньку ускользнули на первый открытый двор, куда наша группа зашла сразу, как только приехали. Уже вечереет, небо становится сизым, а воздух немного прохладным. Мы двинулись сначала в магазинчик сувениров, а потом увидели, что в соседней избе одиноко сидит болгарка, а на стенах развешаны национальные костюмы. Вошли, и она даже обрадовалась посетителям – народ то весь в танцах-манцах и около винных бочек. Я выбрала чудесный костюм – вышитую цветами белую рубаху, зелёную богато расшитую юбку и жилетку, а на голову мне повязали шёлковый красный платок и прикрепили огромную розу. Самое смешное, что ребёнка тоже одели в шикарную, типа гуцульской, высокую мохнатую шапчонку, дали рубашонку и жилетку и в таком виде мы сфотографировались. Потом сестра. Мы посчитали, что фотографироваться бесплатно это как-то нечестно и оставили болгарке левы. Она долго благодарила.
Мы вышли предовольные - нафотографировались от души. Воздух уже стал серо-сиреневым, вдруг смотрим - впереди нас круглая, не очень большая площадка-пятачок и на ней рдеет куча угля. Площадку окружают круглые ступеньки-скамейки, и всё выглядит, как открытый мини-амфитеатр. Мы поняли, что сейчас вот-вот уже закончится, наконец, свистопляска и начнутся совсем другие танцы – здесь, на углях. Поэтому мы быстренько кидаем кофты на прохладные камни и усаживаемся на первый ряд – «в партер».. Минут через десять ор музыки затих и послышался гул бегущей толпы и в одно мгновение всё было занято. Уже сильно стемнело.
Вышел плотный мужчина в белой рубахе и закатанных по колено штанах и аккуратно граблями распределил кучу красных от жара угольков тонким слоем по всей площади пятачка. Вышла стройная женщина, вся в белом. Она была сильно сосредоточена, как бы ушла в себя. Не очень молодая, но с худенькой, красивой, гибкой фигурой. Нестинарка. Она подняла над головой икону и сначала просто прошла по бордюру вокруг тлеющего угля. Потом постояла, сосредоточилась, снова подняла икону и пошла по углям….
Это было невероятно, невероятно красиво. Ночь - бархатная, чернильно-синяя. Над головой бриллиантами искрят россыпи звёзд, и очень низко, прямо над нами, висит сверкающий Ковш – Большая Медведица. Вспышки от фотоаппаратов засоперничали с темнотой, а женщина всё кружила и кружила по красным углям, потом к ней выскочил на угли тот самый плотный мужчина и они закружились вместе. Кажется, взволнованное напряжение поддерживалось тянущими и гулкими звуками волынки и барабана – чётко не помню. А дальше мужчина выхватил из толпы какую-то женщину, схватил её на руки и под пронзительные визги как самой ноши, так и возбуждённой толпы стал ходить с ней по пышущим жаром углям и даже опускал её вниз до самого жара, чтобы показать, что всё это не взаправду и по-настоящему. Женщина тоже взяла на руки девочку и прошлась с ней. Потом сделала круг, отпустила её и стала смотреть по сторонам, кого ещё взять на руки. И тут я вытолкнула Своего Ребёнка….
Она подошла к нам, бережно подняла его на руки и пошла с ним по раскалённым углям. Толпа восторженно ахнула. У меня вспыхнуло сердце так, как будто вместо него положили кусочек такого пылающего угля. Но не от страха. А от чего-то безумно прекрасного и глубокого.
Я какими-то немыми непослушными руками пыталась фотографировать. Потом нестинарка подошла к нам, опустила ребёнка и тихо сказала «Спасибо». Она каким-то образом поняла (в такой темноте и такой толпе! почувствовала?) что мы русские, и поблагодарила нас по-русски, а не по-болгарски.
Дальше женщина как-то тихо исчезла. А мужчина-нестинар, её партнёр, стал творить какие-то кульбиты с туристками – схватил одну, достаточно поддатую, задралась юбка, показались трусы, все захихикали, стали вызывать его на бис, откуда-то выскочил пьяный турист и полез повторять нестинарский танец на углях, запахло жареным… Незаметно волшебство улетучилось.
Угли стали гаснуть, всё закончилось и народ помчался обратно на дискотеку, допивать недопитое, дожёвывать недоеденное и дотанцовывать недоплясанное. Зажатая в толпе, я отстала от сестры с ребёнком, и случайно увидела как нестинар, который танцевал перед нами, подошёл к большому рукомойнику на улице и стал в нём ополаскивать ноги, вернее ступни серые от пепла и золы. Я замедлила ход, хотя сделать это было трудно в густом потоке движущихся людей, все на меня натыкались, а я и сама не понимала, зачем остановилась. Я была просто переполнена поразительными, неведомыми чувствами, и у меня вдруг возникло острое желание подойти и поблагодарить его. Но в то же время я жутко застеснялась. Тем не менее переполнявшие меня восхищение и благодарность всё же перебороли стеснительность, я подошла поближе и сказала что-то типа «Огромное вам спасибо, Ваш танец был просто потрясающим». Нестинар так внимательно посмотрел на меня и спросил «Тебе очень понравилось?» – я закивала головой, заулыбалась и двинулась вперёд, чтобы влиться в толпу. И вдруг слышу – «Стой, вернись обратно». Я удивилась и подхожу опять к нему. Он спрашивает: «Как тебя зовут?» Отвечаю: «Наталья». «Пойдём со мной, Наталья», - говорит он, берёт за руку и подводит к рукомойнику. Набирает полную пригоршню воды и окатывает меня – сначала плещет на лоб, потом на грудь, потом на живот. Дальше просит, чтобы я помочила руки в воде и перекрестилась. Я сделала так. И снова он выливает воду прямо мне на макушку. Когда завершил своё мокрое дело, улыбнулся с серьёзными глазами и говорит: «Ну всё, теперь иди». И я со все ног помчалась к сестре и ребёнку, чтобы рассказать, что сейчас со мной произошло. Состояние у меня было невероятное, как будто я выключилась из шелухи момента и подключилась к чему-то необыкновенно чистому и сильному, у меня сияли глаза, почти вся одежда была мокрой, я вбегаю на танцплощадку, и сразу кувалдой по мозгам получаю оглушающие децибелы: «Я уееду, в Ка-ма-рова – хэп-хоп-ла-ла-лей - на недельку, до второга – ээээхма».
Болгарское село – это массовая диско-пьянка на открытом воздухе. В принципе ничего не имею против, кроме одного – упивания до состояния хрюшки. Вино, которым нас поили, было достаточно молодым и каким-то пустым. Я выпила стакана три, и практически не опьянела. Поэтому, чтобы упиться до этого состояния, не знаю, честно, сколько нужно было выпить или намешать с ракией. Не буду описывать, что выделывали наши соотечественники, а особенно бывшие (
Украина и Белоруссия), которых отлавливали и тащили в автобус. Хотелось закрыть лицо руками – думаете плачу от стыда? – нет, смеюсь сквозь слёзы. Вот одна почти невинная мини-зарисовка: до хрюка пьяная женщина с уволоченным кувшином вина, бессмысленным иканием и отсутствием координации, бьющаяся об стенки кресел, льющая всем вино на головы и бормочущая «Мальч-ик-а жалл-ко». «Мальчик» - это . молодой тридцатилетний белорус, которого опознали среди бесчувственных тел и затащили в автобус последним, закинули на заднее сиденье, и который не мог произнести даже название своего отеля .…
Вообще, главное в этой экскурсии – это танцы босыми ногами на горящих углях под бархатным нереально красивым чёрным с алмазными искрами звёзд болгарским небом. Всё остальное – обрамление - местами очень пошлое. Создаётся впечатление, что людям показали что-то запредельно прекрасное, дали прикоснуться к чему-то запредельно сложному, и тут же густо разбавили порциями дешёвых трюков, танцев, пьянства и обжорства.
Уже позднее я узнала - что такое нестинарство и кто такие нестинары. Это особая древняя и загадочная болгарская культура. Её корни уходят в то время, когда люди славили Силы Природы, и не только – они умели ещё и общаться с этими силами. Сейчас к этому прилепили насмешливо-уничтожающий ярлык – язычество. Нестинары – это огнепоклонники, углеходы. Современные нестинары обязательно носят белую одежду и держат в руках икону Святых Константина и Елены. Из этого можно сделать выводы, что древние боги и корни забыты и изменились. Но оказывается – нет! Так же как и у нас, многие имена христианских святых наложились на древних богов, как например святой Георгий Чудотворец – на бога Весеннего Солнца Ярилу, святая Параскева Пятница – на великую богиню Женской судьбы Мокошь, святой Николай Чудотворец – на бога Коляду, так и в
Болгарии. Святой Константин - это болгарский древний бог - Светок или Великий отец.
(с)
http://www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото
http://pamsik.livejournal.com – новые фотографии из путешествий
При использовании наших текстов гиперссылка на сайт и указание имя автора обязательны.