Введение.
Идея поездки зародилась из-за человеческой жадности. Air-Berlin в очередной раз организовал «распродажу» билетов из
Москвы и обратно по 98 евро на человека. В те же дни стоимость перелета Air-Berlin по объединенной Европе (туда-обратно) составляла 58 евро.
Были куплены
авиабилеты Air-Berlin (Niki) Москва-
Вена-Москва, Вена-
Рим-Вена, Вена-
Париж-Вена, приобретены билеты на поезд Thalys из Парижа в
Брюссель и обратно, после длительного отбора заказаны гостиницы по всему пути следования.
Путешествие должно было начаться 16 апреля и закончиться 2 мая. Первая остановка на четыре дня – Рим (в Вене 16 апреля была запланирована пересадка), последняя остановка – Вена (с 30 апреля по 2 мая). Однако в разработанный план вмешался вулкан в
Исландии с непроизносимым названием.
Вена.
Рейс из Домодедово в Вену, 16 апреля 16:35, был последним рейсом Air-Berlin, вылетевшим из Москвы. Прилетев в Вену и вбежав с женой в терминал 1А, мы увидели на табло надписи AUSFALL - в наше путешествие жизнь начала вносить коррективы.
Не осознавая масштабов изменений, мы отстояли очередь и перерегистрировали билеты до Рима на следующий день (11:00, 17 апреля). По совету сотрудницы Air-Berlin остановились в отеле Radlinger (10 минут езды от аэропорта,
www.radlinger.at). Новый отель - 66 евро за ночь за двойной номер с завтраком. Утром в аэропорт нас отвез микроавтобус (заказанный владельцем гостиницы) за 17 евро. Там уже ощущались масштабы перемен: в терминал 1А поставили несколько тележек с сэндвичами, бутылками воды, пакетами соков. Тем не менее, на рейс в Рим шла регистрация. Мы сдали чемоданы. Вдруг с табло пропала вся информация, а затем объявили, что все рейсы отменены. Отстояли очередь и перерегистрировали билеты в Рим на 18 апреля (вылет в 19:35).
Ждать и надеяться решили в Вене. На стойке информации в терминале 1 девушка дала посмотреть каталог
отелей в Вене. Для ночлега был выбран уже ранее «испытанный» отель Pension Aviano (www.secrethomes.at). Девушка перезвонила в отель, наличие свободных номеров подтвердилось. Номер забронировал на одни сутки, оплатил, комиссия при заказе – 5 евро. Дом, подъезд в котором занимает отель, расположен в самом центре Вены - на углу Karntnerstrasse и Marco D'Aviano-Gasse. В номере (double) - широкая кровать, шкаф, два кресла, диванчик, столик, подставка для чемодана, минибар, в шкафу сейф, на стене телевизор (панель) Philips. Ванная комната сделана в виде отдельной комнаты-выгородки. В ванной - душевая кабина, дозаторы с жидким мылом (в кабине и у раковины), пластмассовые стаканчики, полотенца.
Вечерние новости и новости из Интернета оптимизма не прибавили. По CNN крутили ролик, реконструкцию событий про пассажирский Boeing, который залетел в облако пепла над вулканом и вылетел обратно с воспоминаниями очевидцев.
18 апреля стало ясно, что рейса в Рим не будет и надо устраивать жизнь в Вене и дальше. Продлить тот же номер не удалось, переезжать в другую гостиницу не хотелось, взяли, по словам работников отеля, самый лучший номер – на верхнем этаже, угловой с эркером. В эркере стояли столик со стульями – там вечерами, открыв окна, попивали вино.
Последняя остановка в Вене (с 30 апреля по 2 мая) была в отеле Best Western Hotel Das Tigra. Отель был выбран осмысленно: 4*, внутри Ринга, 5 минут до Graben’а, большая удобная комната, хорошее питание. Но сочетание двух «минусов» перечеркнуло все «плюсы». Во-первых, кондиционер, который должен был работать при закрытых окнах, работал странно, не охлаждая комнату. Во-вторых, в соседнем подъезде располагается ночной клуб, крики из которого не давали уснуть при открытом окне (при закрытом окне уснуть не давала повышенная температура в комнате).
Вена замечательный город, но это уже было третье посещение города за год. Сообщения с железных дорог тоже не радовали, поэтому выехать куда-либо на поезде не решились. Зато прокатились на трамваях (на №№ 1, 2) по Рингу, поднялись на колесе обозрения в Пратере.
Наиболее полноценная поездка по Рингу получается на трамвае №1, если садиться около Оперы и объезжать центр города по часовой стрелке. В этом случае конечная остановка трамвая №1 – одна из аллей Пратера, откуда можно дойти до колеса обозрения и парка аттракционов. На пути к колесу обозрения с левой стороны центральной аллеи на возвышенности есть уединенное место со скамейками и столами, где можно остановиться и перекусить (если еду взять с собой). Еда в кафе, расположенных в зоне аттракционов, в состав которых входит колесо обозрения, показалась невкусной.
При входе на колесо обозрения вас будут фотографировать в студии на фоне вагончика. Если фотографии понравятся – можно заказать, их распечатают и вставят в буклет (9 евро), получать после выхода по квитанции.
Пользуясь временем, наконец, попали в Альбертину. Оказалось, что теперь в ней есть интересная постоянная экспозиция, основанная на переданной в дар коллекции семьи Batliner – произведения, начиная с конца 19 века (импрессионисты) и до наших дней. Произведения собирались, исходя из личного вкуса и предпочтений: известные художники и качественные картины в исторической перспективе.
На основании всех поездок в Вену позволю себе рекомендации, где перекусить.
Figlmueller (www.figlmueller.at), Wollzeile, 5 - недалеко от собора Св. Стефана. Там два отдельных заведения: в одно - вход с галереи, во второе - чуть дальше за поворотом, с улицы (указатели есть). Две порции шницеля (шницель больше тарелки, на которой подается), один картофельный салат и два пива обошлись в 34 евро.
Plachutta (www.plachutta.at), Wollzeile, 38 (рядом остановка метро Stubentor). Ресторан специализируется на блюдах из говядины, в том числе на вареной говядине - Tafelspitz. Две холодных закуски, два говяжьих стейка (очень сочные), два пива, два кофе и чаевые - 100 евро.
Salm Bräu (www.salmbraeu.com), Rennweg, 8 (справа от выхода из Нижнего Бельведера) – малая пивоварня с рестораном. Качественная еда, пиво, шнапс, оптимальное соотношение цена-качество. Посещение ресторана можно совместить с походом в картинную галерею – Верхний Бельведер.
Кафе de l'Europe, Graben, 31 (около собора Св. Стефана) – лучший черный кофе, который нашли в Вене, вкусное мороженое, можно заказать и более существенные блюда.
Centimeter (www.centimeter.at) – сеть заведений с общим названием и порядковым номером от I до VII. Были несколько раз в Centimeter I (Lenaugasse 11, остановка метро Rathaus) - отличные шницели и пиво, а цены – не высокие (за другие порядковые номера – не отвечаю).
Pizzeria der Babenberger (Babenbergerstrasse, 5) – попали случайно, после посещения магазина Hirmer (начало Mariahilferstrasse), двигаясь по направлению к Рингу. Неплохое место сытно перекусить (порции большие) и недорого. Есть меню на русском языке, обслуживают тоже на русском языке.
В результате извержения вулкана выезд в Рим сорвался. В Риме через Booking.com был забронирован (с 16 по 21 апреля) номер в отеле. 18 апреля направил e-mail в отель с сообщением, что не приедем, и они могут располагать номером по своему усмотрению (снимать бронь через Booking.com уже было поздно). К чести отеля, они связались с Booking.com, который, в свою очередь, известил меня, что в связи с «natural disaster» бронь аннулирована, причем бесплатно. Деньги за авиабилеты Вена-Рим-Вена тоже не пропали – Air-Berlin вернул 116 евро на карточку (потерял только на разнице курсов).
Настало 21 апреля, день вылета в Париж. С утра рейс Niki с вылетом в 18:35 стоял в расписании на сайте Air-Berlin. Расплатились, оставили вещи в гостинице и решили еще раз погулять по городу. Перед выходом посмотрел расписание на сайте – вылет перенесли на 20:30, можно не торопиться. В середине дня все-таки еще раз зашел в отель, посмотрел сайт – вылет снова в 18:30. Мы успели. Рейс Вена-Париж 21 апреля был одним из первых возобновленных рейсов. Интересно, что заполнен самолет был на одну треть.
Париж.
Отель Saint Thomas d' Aquin (2*) был выбран после длительного изучения информации, в том числе - на основе отзывов на Tripadvisor.com. Идеальное расположение для походов по городу: 7-й квартал, близко Дом инвалидов, Люксембургский сад, музей Орсе, напротив, через Сену –
Лувр. Получили очень маленький номер, двоим не разойтись (один должен сидеть с ногами на кровати), маленькая ванная комната. В ванной комнате нет ни одного крючка - невозможно повесить полотенце. Узкая двухспальная кровать, поставленная на ролики, чтобы полностью открыть дверь в ванную комнату, кровать надо было откатить. Вместо пододеяльника - вторая простыня, что не хорошо с точки зрения гигиены. На пять дней выдали по пузырьку геля и шампуня, хотя большинство людей, которые платят 150 евро в сутки за номер без завтрака, моются каждый день. Как мне объяснили на ресепшен, район престижный, земля дорогая. Действительно, на соседних улицах, выходящих к Сене – множество антикварных лавок. Завтракать (омлет, круасаны, кофе) ходили в кафе-ресторан La Fregate, 1 Rue Du Bac, на набережной Сены с видом на Лувр
Наконец-то поднялись на смотровые площадки Эйфелевой башни. Для фотосъемок с башни лучше вторая половина дня (расположение солнца), в это время и народу в кассу стоит меньше – в районе 17 часов вечера 5-6 человек.
Были на
Монмартре. На вопрос, как туда лучше добраться, отвечу – на такси (и обратно тоже), дорога в один конец, примерно 15 евро.
Хватило сил на часть Лувра, включая Мону Лизу, и на подъем на башню Нотр-Дам-де-Пари. Отдали должное и винному отделу в Lafayette Gourmet.
В Париже эпидемия – бег трусцой, это новая религия, объединяющая белых людей разного возраста, пола, телосложения. Когда часов в шесть вечера или позже (в сумерках) идешь по центральной аллее в парке, а со всех боковых дорожек к тебе приближаются трясущиеся тела (бегущие люди), вспоминаешь фильмы про зомби.
Для меня осталось загадкой, почему в Париже для охлаждения салона такси используется открытое окно, а не кондиционер.
Поезд Thalys в Брюссель уходил с Северного вокзала (Gare du Nord). Билеты были заказаны на сайте
www.tgv-europe.com с почтовой доставкой в Москву (доставили через 2 недели). Обстановка снаружи вокзала сложная – к подъехавшему такси бросаются цыгане с табличками (не читал, контролировал чемоданы), у каждого столба стоит группа афро- или арабо-французов. Посадка на Thalys начинается примерно за полчаса до отправления. Большие чемоданы размещаются в тамбуре на полках (ехали вторым классом), раньше пришел – поставил чемодан на нижнюю полку. Внутри вокзала запрещено курить. Видели следующую картину. К молодому человеку в костюме с дипломатом и сигаретой подошли три подозрительных человека (двое мужчин и женщина, один мужчина - в старой куртке, другой – в майке), которые сначала что-то ему сказали, а потом и показали – видимо, полицейские. Молодой человек сразу потушил сигарету об асфальт, затем они все дружно пошли «решать проблему».
Когда планировалась поездка, не удалось заказать гостиницу в Брюсселе. Именно на 26-29 апреля цены в гостиницах увеличились примерно раза в три – как мне разъяснили, в эти дни там должна была проходить выставка рыбной продукции. Было решено из Брюсселя сразу ехать в
Брюгге, где и был забронирован номер в отеле.
За полтора часа Thalys доставил нас из Парижа в Брюссель – на вокзал Gare du Midi. Перед нами стояла задача купить билеты на поезд IC, который привез бы нас в Брюгге. Расписание таких поездов (они шли с интервалом, примерно, полчаса) было заранее распечатано с сайта
www.b-rail.be.
С платформы (путь номер 5) спустились в общий подземный зал. Билеты на внутренний междугородний поезд типа IC надо покупать в кассе за наличные. Билетная касса на внутренние поезда располагается где-то в районе выхода на платформу (путь) с номером 15. Там же и посадка на IC. Еще полтора часа (с одной остановкой в Генте) – и мы в Брюгге.
Брюгге.
В Брюгге провели два полных дня. Ехать куда-то еще (Гент, Брюссель) не было никакого желания. Каждый день был заполнен: старый центр города со средневековыми домами (во время Второй мировой войны город не пострадал), соборы (башня Белфорд, на которую можно подняться, базилика Святой крови, церковь Богоматери – башня на реставрации до середины 2011 года, собор Синт-Сальвадор), каналы (жалко, что зимой в Брюгге каналы не замерзают), музейные экспозиции (госпиталь Синт-Янс, Грунинге). Очень понравилось темное пиво Laffe и свежая спаржа. Центр Брюгге – это патриархальный европейский город. Рыжеволосые школьницы в форме, монахини, стоящие у подъездов велосипеды без цепей и замков. Источником информации служил купленный в Москве путеводитель издательства Dorling Kindersley «Брюссель, Брюгге, Гент и
Антверпен», а также купленный уже в первое утро в Брюгге путеводитель по городу на русском языке издательства Kraichgau Verlag. Помимо достопримечательностей в последнем путеводителе описаны два маршрута по наиболее интересным местам города, которым мы и следовали. Гостиниц в городе достаточно, можно выбрать на любой вкус – в старом доме, на берегу канала, рядом с конкретным собором. Как оказалось, 2*
отель в Брюгге по размерам комнат и оборудованию превосходит 3* в Париже, но дешевле раза в два. Сувениры – кружева, шоколадные конфеты с разными начинками, вафли.
Заключение.
Так как маршрут предусматривал возвращение из Рима в Вену, удалось «спасти» часть путешествия. Несмотря на отмену рейсов, все самолеты (Вена-Париж-Вена, Вена-Москва) летали полупустыми.
Niki из аэропорта Шарля де Голля летает из терминала номер 3 – это такой сарай, к которому надо идти пешком с чемоданами (долго!, пользуйтесь такси).
Thalys из Парижа также ходит в Брюгге. Очень хочется повторить поездку: Париж, а затем по городам
Бельгии (Брюссель, Брюгге, Гент, Антверпен). Если бы найти две свободные недели… Да и в Рим надо съездить…