Наш 5-ый день в
Баку начинается с того, что мы едем на автовокзал, чтобы добраться до города Шеки. К нашей удаче на вокзале как раз уже отъезжал автобус, и мы буквально столкнулись в кассе с водителем автобуса. Водитель благополучно нас довел до автобуса и указал наши места. Через 5 минут наше авто-путешествие началось. Время отправления 11 утра.
В Шеки мы прибыли в 5 вечера стали звонить по человеку, который нам должен был организовать жилье. Через 15 минут за нами подъехала машина, чтобы повозить нас по нескольким частным домам, где бы мы смогли выбрать себе комнату. Но прежде чем рассказывать о дальнейших наших приключениях, хочу немного рассказать о городе Шеки.
И так, Шеки — один из древнейших городов Кавказа. Полагают, что его название связано с этнонимом племени саков, появившихся на территории современного Азербайджана в VII веке до нашей эры и обитавших здесь несколько столетий. В III—V вв. н. э. Шеки — область Кавказской Албании. В VII веке Шеки был захвачен армией Халифата и подвергся разрушениям. Позднее Шеки неоднократно попадал в зону 150-летней арабо-хазарской войны.
В 813 году, когда в Арране создалось государство арраншахов, Шеки перешёл к ним в подчинение. В IX веке, вследствие ослабления Халифата, город приобрёл статус независимого владения. В XI веке он был включён в состав Ширванского государства, а затем последовательно входил в состав Ильханского, Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу, Сефевидского государств. В 985 − 1030 годах город подчинила себе династия Шеддади, появившаяся в Барде. В 1118 году город захватили сельджуки. В 1396 году город был захвачен и разорён монголами, сыном Тамерлана Мианшахом. В 1402 шекинские войска приняли участие в походе Тимура против турецкого султана Баязида.
Как независимое государственное образование упоминается с конца XIV века. В период династии Кара-Кешиш-оглы (1444—1551) область Шеки была цветущей сельскохозяйственной страной, производившей прекрасный шёлк — основной предмет вывоза. С возвышением государства Сефевидов Шеки, оставаясь в значительной степени самостоятельным, временами признавало его власть. В 1551 шекинские войска были разбиты иранским шахом Тахмаспом, и Шеки утратила независимость. В 1743—1819 годах Шеки — столица независимого Шекинского ханства. В 40-х годах XVIII века в Шеки начинают подниматься восстания против жестокой феодальной эксплуатации и иранского гнета, ширится освободительное движение. Это движение возглавил местный феодал Гаджи Челеби Гурбан оглы. В 1743 году Гаджи Челеби с помощью своих приближённых убил подручного Надир-шаха, жестокого правителя Шеки Мелик Наджафа, и объявил себя шекинским ханом.
Взбешённый правитель Ирана Надир-шах, чтобы привести в повиновение шекинцев, в 1744 году с большой армией напал на Шеки и четыре месяца держал в осаде крепость «Гялярсян — Гёрярсян», где укрылся Гаджи Челеби. По приказу Надир-шаха город был разрушен, поля и сады — уничтожены. Однако всё это не сломило воли шекинцев, решивших раз и навсегда покончить с иранским гнетом. Надир-шах был вынужден снять осаду крепости и оставить Шеки. После смерти Гаджи Челеби шекинским ханом стал его сын Агакиши-бек (1755 − 1760), затем внук Гусейн-хан (1760—1782). В общем, династия Челеби управляла независимым Шекинским ханством 64 года — вплоть до присоединения Азербайджана к Российской империи.
Думаю, хватит цифр и дат, и продолжу рассказывать дальше. Так нас водитель привез к первому дому, где проживает Сиджаять ханум. Она нам представилась проще, тётя Шура или Шура ханум. Очень милая и гостеприимная женщина, собственно как и любая хозяйка на Кавказе.
Аккуратный и ухоженный двор. Забор, не соврать выше 3-х метров построенный из речного камня, как и все остальное в этих краях. Во дворе цветы, что-то типа маленького бассейна, видимо для поливки. Не думаю, что в нем купаются. Большая терасса, смотрящая во двор.
Шура ханум пригласила в дом. На террасу ведут деревянные ступеньки прикрытые калиточкой. Обувь принято снимать еще во дворе, дальше по ступенькам до калиточки и мы терассе. Прошли в комнату, где все напоминало о старине. Национальный орнамент на стенах, цветастые шторы, мебель, две кровати, диван и кресло. В серванте стоят чашечки и прочая посуда, это своего рода гордость хозяйки, дабы показать гостям какое у нее приданное. Так было всегда на Кавказе.
В общем, мы решили, что нам по сути переночевать и все, а для ночевки и тут сполна все есть + все в национальном фольклоре. Оставив вещи, мы уведомили и хозяйку и водителя, что нас все устраивает. Стоимость ночлега 10 манат (375р.), а если с завтраком, то 12 манат (450р.) с человека. Подобные цифры вызвали у нас только улыбку, зная, что ни в одном регионе
России мы бы не остановились за такие деньги, ну разве что в каком ни будь захолустье и без удобств.
Скинув вещи, мы решили успеть покушать и посетить хотя бы одно из достопримечательностей. Первым дело мы обсудили с ним наши поездки. За каждую поездку, примерно за каждую достопримечательность, водитель с нас брал от 3 до 6 манат (110-225р.)
Первым делом мы поехали отведать местных шашлычков и водитель отвез нас в кафешку, в которой мы до отвалу наелись шашлыков. На стол подали тандырные лепешки, по две порции каждому мякоти баранины, салат из зелени, огурчики, помидорчики, соления и в конце, чайник чая на горных травах. За все мы заплатили 16 манат (600р.).
После сытного ужина, нужно было растрястись, и мы решили выехать в первую точку осмотра, Мархал. Мархал излюбленное место как самих Шекинцев, так и гостей города. Мархал был построен Гаджи Челеби ханом, для принятия важных гостей, проведения переговоров. Природа этих мест уникальна, тут тебе и Альпийские луга и бурные реки, красивые водопады. Вдоль дороги, идущей в Мархал протекает река шириной метров 200 если не больше. Все дно и края реки в больших камнях. Все эти камни река приносит с гор. Огромные, многотонные глыбы швыряются по бурлящей реке, раскалывая эти камни на более мелки, потом еще мельче. По характеру, река занимает второе место после амазонки. Не смотря на то, что ширина между берегами 200м., в ней течет небольшая речушка, которая может превратиться в селевой поток и в одночасье снести на своем пути весь город.
Так глазея по сторонам и периодически останавливаясь для фотосъемки, мы добрались до Мархала.
Если смотреть на водоем, вернее цвет воды, то оговорюсь сразу, она не грязная, просто в ней большое содержание извести, посему она цветом кофе с молоком. К сожалению, я не могу передать чувства и ощущения, когда я вышел из машины и вдохнул полной грудью воздуха.
Со слов водителя, летом в Мархал съезжаются тысячи людей, чтобы попутешествовать или просто отдохнуть и вдохнуть прохладный воздух здешних мест. Автомобильные пробки выстраиваются километрами, народ приезжает на шашлыки или просто отдохнуть в санатории, которых тут несколько.
Прогулявшись по Мархалу, мы решили отправиться к древней албанской церкви. Выезжаем из Мархала и едем в деревню Кыш, это примерно 10 мин. пути. Переезжаем через мост и въезжаем в деревню.
Поплутав по улочкам деревни, вымощенные речным камнем, мы подъезжаем к храму. Ворота в храм были закрыты. Водитель через забор жилого дома позвал смотрительницу храма и сообщил ей, что тут храм посмотреть хотят.
Распахнув ворота, мы попадаем на территорию храма. В стенах забора встроены что-то типа аквариумов, в которых находятся макеты Албанских церквей, также макеты переделанных Албанских церквей под Армянские. Со слов гида так по всему Азербайджану, все Албанские церкви были переделанные под Армянские.
Некоторые спросят, откуда в Азербайджане такое количество Албанских церквей? Задолго до образования Азербайджанской Государственности, эта территория называлась Кавказской Албанией, которую населяли разные племена (не путать с балканскими албанцами и представителями казахского рода "Албан")
Кавказ - колыбель древних цивилизаций, созданных населяющими его народами, которые сохранили богатое материальное и культурное наследие древнего государства Албании. Азербайджан является наследником Кавказской Албании и последующих образований на его территории, а албаны одни из предков азербайджанского народа. Самая древняя христианская церковь на Кавказе - албанская церковь Киш, основанная в 1 - 2 в. н.э. апостолом Елисеем в Шеки, а также храмы Гандзасар и Амарас в Карабахе сохранились до наших дней.
Кавказская Албания, официальной религией которой с IV века было христианство. После арабского завоевания (VIII в.) началась насильственная исламизация местных жителей, кроме того, утвердившись в Закавказье, халифы подчинили Церковь Кавказской Албании Армянской Церкви. В IX–X веках албанским князьям удавалось восстановить независимость, но лишь на короткое время. В конце XIV века здесь образовалось государство Ширван, которое в XV веке перешло под власть Кара-Коюнлу, а еще позже – Персии, оставаясь под ее властью до начала XVIII века. В 1723 году русские войска заняли Баку и прикаспийские области, а большую часть Азербайджана захватила
Турция. В 1735 году Россия по договору вернула прикаспийские области Персии. В середине XVIII века здесь образовалось 15 самостоятельных ханств. В результате первой (1804–1813) и второй (1826–1828) русско-персидских войн 10 ханств (территория современного Азербайджана), так же как Западная
Грузия и Дагестан, вошли в состав Российской империи.
Народы, проживающие в регионе, сохранили память о своем многовековом христианском прошлом. Кроме того, из древнего албанского племенного союза осталась одна народность, которая сохранила верность христианству. Это потомки утиев – удины, проживающие ныне в селении Нидж (Габалинский район) куда мы поехали чуть позже и в Огузском районе Азербайджана. Удинов в этих краях проживает около восьми тысяч человек.
Эти люди считают себя христианами, хотя не имеют пока ни пастырей, ни богослужения, ни религиозной литературы на родном языке. В советский период удинов пыталась привлечь к себе Армянская Церковь, понятно для чего, но это не находило отклика у большинства народа.
Эти люди считают себя христианами, хотя не имеют пока ни пастырей, ни богослужения, ни религиозной литературы на родном языке. В советский период удинов пыталась привлечь к себе Армянская Церковь, понятно для чего, но это не находило отклика у большинства народа.
Албанский храм в д.Киш был построен на месте языческого храма в I веке нашей эры по инициативе апостола Елисея, принесшего в Азербайджан христианство. Был полностью отреставрирован по инициативе Тура Хейердала . При реставрации были найдены катакомбы с захоронениями. Рост древних людей среди мужчин составлял 2,5метра, среди женщин 2,3 метра.
Из сторонних источников:
Территория античной Албании была густо населена. О племенах, обитавших здесь, сообщают греко-римские авторы. Страбон уверяет, что в Албании насчитывалось 26 племен. Само название албаны встречается впервые в связи с событиями IV в. до н.э., хотя сообщает об этом автор II в. н.э. Однако есть некоторые основания полагать, что значительная часть прикаспийских племен, в числе их, по-видимому, и албаны, в раннюю пору были известны под названием каспиев. Если это так, то, возможно, албаны были в числе тех "каспиев", которые упоминались Геродотом в составе войск Ксеркса, идущих походом на Элладу. Не допустив этого предположения трудно будет понять, так сказать, "внезапное" появление албан в знаменитом сражении при Гавгамеле в составе персидского войска и то довольно почетное место, которое они в нем занимали. Древние писатели, говоря об албанах, отмечают их красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это, как полагают, характерные черты древнего аборигенного населения - кавкасионского типа, широко представленного и ныне в горных и предгорных районах Азербайджана, Дагестана и в других областях Кавказского перешейка.
Вид оригинальной Албанской церкви и вид переделанной Албанской церкви под Армянскую.
Окончательно утомившись с дороги, и большого количества информации мы решили вернуться в дом Шуры ханум.
Другие наши путешествия тут:
www.argonavt-club.ru
Отчет подготовил Руслан Внедорожный