У каждой поездки, у каждого нашего путешествия всегда есть мотив или побудительный импульс. Почти всегда, в 99% - это интерес к конкретному месту или определённым достопримечательностям. Но
Калининград – это исключение. Причина была – исключительно потребительская. Завёл меня – янтарь.
Стыдно признаваться.
Мы вообще – ничего – не знали о Калининградской области. И вообще – столько стран, красивых и разных, зачем нам этот отгородившийся от
России анклав? Как-то, чисто по-женски переживая из-за недокупленного в
Таллинне моего любимого медового камня, случайно где-то вычитала про янтарный комбинат под Калининградом. Так сформировалась идея поехать туда на выходные. Мужу всё это пиарилось и преподносилось под заманчивым туристическим соусом. Но – купила путеводитель (фото янтарных бус на обложке…), начала вчитываться, и понемногу янтарное умопомрачение стало рассеиваться.
Во-первых, там же Балтика, море. Во-вторых, заповедная Куршская
Коса. В-третьих, Калининградская область – это часть бывшей Восточной Пруссии (в т.ч. и незамерзающий порт Кёнигсберг), которая досталась нам как победителям в Великой Отечественной войне.
Составила маршруты по дням. Да здесь и недели мало!
Калининград, его города и городки, поселки и деревни, природные достопримечательности – стали для нас открытием.
Мы впервые попали в такой отдых. Когда как будто ты находишься в параллельных мирах – две страны наложились друг на друга. Пруссия и Россия. Когда ты видишь немыслимо прекрасную нежную картину – золотое марево солнца на полупрозрачном небе, пирамиды волн, набегающих друг на друга, светло-белую нескончаемую полосу пляжа. Когда воздух – пьёшь. Когда окунаешься в ледяное море, а потом кожа горит костром. Когда гладишь дюны. Когда находишь янтарь среди морских камушков. Когда фотографируешь акварель заката. Когда едешь по узким дорогам, обсаженным толстыми дубами, липами и тополями, а их ветки над головой – крыша зеленого тоннеля. А по бокам расстилаются рыжие ржаные поля или луга с разнотравьем. Когда видишь оленей с тяжелыми ветвями рогов.
А ещё, когда переступаешь через горы мусора на пляже… . , или идешь вдоль моря по раздолбанному «променаду»…
Этого наследия «советского прошлого» и русского настоящего – тоже нельзя не увидеть.
Здесь, как будто вглядываешься во всё с разной фокусировкой. Когда вспоминаю Балтийскую землю – как будто смотрю на неё через прозрачный янтарь или через цветное стёклышко, отшлифованное морем. Но отдельные фрагменты – заслуживают только осколка разбитой пивной бутылки.
Восточная Пруссия (часть) – это Калининградская область.
Немецкая земля, политая русской кровью.
Гибрид немецкой культуры и русской… «культуры».
Немецкая строгая геометрия и русский сюрреализм.
Немецкая аккуратность и русское раздолбайство.
Немецкая педантичность и русское авось.
А природная красота здесь вообще – вне национальна.
У этой территории сложная многослойная многоликая очень древняя история. В дубравах воображению легко представить скачущих на мощных конях тевтонских рыцарей в белых развевающихся плащах с крестами. В дюнах – белых великанов, кидающимися охапками песка. В лесах – жрецов-друидов, разговаривающих с духами деревьев.
Множеству домов здесь – более 100 лет. Если крыша – старая, красно-бурая, черепичная, то это как минимум столетний «немец». При этом у вековых кирпичных кладок – практически идеально гладкая поверхность. Даже если это обломок, взорванного замка или разрушенной кирхи. Правильно – строили-то «на века». Дороги – как в 17 мгновениях. Узкие ленты, зажатые с обеих сторон рядами пышных деревьев. Их когда-то сажали немцы. Километрами. Сейчас уже часты проплешины. Но никто – никто ничего не досаживает. Нам русским, только до «основанья» всё порушить и старинные замковые кирпичи на гаражики уволочь. Что приятно радует глаз – отсутствие заборов между домами, или их почти невидимое присутствие в виде низкой сетки. И эта традиция оттуда, не наша.
Я была поражена – если смотреть на карту области, то ВСЕ населённые пункты, реки и даже ручьи, имеют исконные немецкие названия. Почему-то были дебаты по поводу празднования юбилея Кёнигсберга-Калининграда. 750 лет или 60? Нужно или не нужно. Политически грамотно или нет? Почему? Неужели нашу великую Победу дискредитирует интереснейшее прусско-немецкое прошлое этой земли? Неужели, к примеру, Правдински и Советски, Пионерские, Славские и Гвардейские названия могут быть «сильнее» настоящих исторических названий – Фридланд, Тильзит и Кройцбург, Нойкурен и Тапиау? Нужно признать, что многие переименования имеют более чем странный характер. Никакой логики в мышлении переименовальщиков порой вообще не наблюдается. Одна Бальга – Весёлое чего стоит. Да и Гердауен –Железнодорожный не отстаёт.
Мне очень нравится фраза: «Гуляя по туманному Калининграду, когда большинство людей спят, вы можете вздрогнуть, услышав шёпот на немецком языке…». На мой взгляд – исконные немецкие названия это не шёпот, а разговор в полный голос. Повторюсь – прусская история города ничуть не умаляет русской победы. Наоборот, игнорирование, замалчивание этого, говорит скорее о слабости, чем о силе. Тем более что от многих немецких городков уже мало что осталось, даже духа нет, так, полуневидимые контуры.
Поэтому буду называть города своими именами.
Вначале напишу о разных (бывших прусских) калининградских городах, потом о Косе, и только потом – о Калининграде. Кёнигсберг-Калининград – сложная тема, у меня не получилось написать о нём быстро и легко.
Мы решили остановиться в Кранце-Зеленоградске. Этот городок – старинный морской немецкий курорт. От Кёнигсберга-Калининграда - 32км. До Куршской Косы – рукой подать, до КПП (в самом её начале) километра 2-3, не больше. До Раушена-Светлогорска - 31км. До остальных городов тоже удобно ехать. И главное, там – Море. Балтийское. С ним мы здоровались рано утром на пробежке. И говорили спокойной ночи – вечером, сидя в прибрежном ресторанчике или гуляя по пляжу.
Теперь обо всём по порядку.
Аэрофлот. Билеты и сервис. Шереметьево-1 - Аэропорт Храброво.
Билеты (e-tickets) заказали за месяц через сайт Аэрофлота. Стоимость 5,7т.р. х2. Вылет - аэропорт Шереметьево-1. Самолеты в Калининград (аэропорт Храброво) летают часто. Только у одного Аэрофлота рейса 4 в день. Есть ещё Калининградские авиалинии. Есть совсем хомячные бюджетные варианты – SkyExpress-а. И ещё масса прочих авиакомпаний. (Если вас смущают авиаперелеты – до Калининграда идёт отличный фирменный поезд «Янтарь»).
Претензии к аэрофлотовскому сервису есть. Две.
Первая. Покупая билеты на сайте Аэрофлота, мы и не думали, что полетим Аэрофлотом Норд. Т.е. той самой дочерней полуобанкротившейся компанией, самолет которой сами знаете как «приземлился» в Перми. Предупреждать вообще-то надо. Мы бы серьёзно подумали.
Вторая. На обратном пути борт-персонал внезапно «недосчитался» упаковок с едой и соответственно 5 последних рядов (~30 мест) остались голодными. Всё бы ничего, если бы они извинились, но нет. На голубом накрашенном глазу стюардессы нагло врали про «сейчас-сейчас покормим». Вообще-то летели и дети, которым можно было бы предложить стаканчик с напитком хотя бы. Элементарному объяснению ситуации предпочли дурацкое вранье и игры в прятки. Этические нормы поведения говорите? Зато сайт у Аэрофлота красивый. Картинки, обещания, уверения в the best servic-е и всё такое.
Мы поехали на машине, которую оставили на платной приаэропортной стоянке «Гэллакс» (190р. в день), далее до главного аэротерминала Ш-1 на их микроавтобусе. Довольно быстро прошли контроль. Чемоданы – обязательно в пленку (200р. за один). В Зале отлета внутренних рейсов – чисто, несколько кафе, пресса, магазин с парфюмом и алкоголем, автоматы для оплаты телефонов.
Аэропорт «Храброво» находится в 24 км от Калининграда. Маленький. Приятный. Бывший немецкий аэродром "Люфтваффе" - Повунден (Povunden). Правда, немного скомкано получали багаж. Транспортер для него у них один, в эту багажную зону пропускают через отдельный турникет и выпускают по билетам. Давка как обычно. Кому-то надо войти, кому-то выйти.
Нас встречала машина от гостиницы (400р.). Вот стоимость проезда на такси (www.taxi-kaliningrad.ru/tarif.php и
www.taxi-baltiki.ru/service/taxi/): до Калининграда - 450р., до Зеленоградска – 600ро., до Светлогорска – 700р.. Если хотите сэкономить – автобус №138 до Калининграда ходит ежедневно с 9 до 23, а до Светлогорска и Зеленоградска идут маршрутки.
Путеводитель и очень интересные ссылки.
Путеводитель по Калининградской области всего один – «Вокруг Света». Вполне нормальный, мы им пользовались с удовольствием, когда была нужна какая-то общая информация. Карту города и области купили в Калининграде. Очень удобна для туристов карта – «Достопримечательности Янтарного края». Она двуязычная: русско-немецкая, т.е. все есть современные названия и старинные прусские и в ней много картинок.
С калининградкой Ириной Косенковой познакомились на одном из турсайтов. И её мейлы-рекомендации, распечатанные и собранные в толстенькую пачечку, стали для нас настоящей путеводной звездой. Который раз убеждаюсь, что посоветованные умным человеком места, направляют вас по самым качественным маршрутам и позволяют избежать проколов. Спасибо, Ирина!
Если вы без машины, то посмотреть Калининград и область – это не проблема. Можно ездить либо самостоятельно (электрички, маршрутки), либо заказывать экскурсии в турбюро. Вот несколько адресов:
Калининград, Информационно-туристический центр -
www.kaliningradinfo.ru
Калининград, Туристическое бюро (экскурсии по всей области) –
www.tour.maer.ru
Зеленоградск, Туристическое бюро (экскурсии по всей области), ул.Московская, 34А, тел.(40150)3-15-33
Вот отличные источники информации об истории Восточной Пруссии:
А.П. Бахтин «Замки и укрепления Немецкого ордена в северной части Восточной Пруссии» (одно из лучших исследований в этой области, по возможности обязательно найдите эту книгу);
Энциклопедия Пруссии -
http://writers.koenig.ru/hrappa/encycl.html;
Крепости и замки немецкого ордена -
www.medieval-crusader.de/Mittelalter/Burgenauswahl.html;
Замки Тевтонского ордена:
www.castle.lv/teuton/all.html;
Генрик Сенкевич «Крестоносцы» (исторический роман).
Интересную книгу об истории янтарного комбината купила в Музее Янтаря в Калининграде.
И, наконец, мой любимейший сайт, ЖЖ девушки Tishiya:
http://tishiya.livejournal.com/ . Это мой вам подарок. :) Уникальное просто наполнение, великолепные фотографии, сильные тексты. Она там живет, найдите её рассказы о Зеленоградске и Светлогорске, фото Куршской Косы. Да и вообще, даже без привязки к теме Калининград всегда приятно поднять себе настроение виртуальным погружением в её ярко выраженное талантливое мироощущение.
Гостиница (в Зеленоградске).
Мы уже профессионалы в деле выбора гостиниц :). Но здесь пришлось помучиться. Кранц-Зеленоградск – маленький городок, и соответственно выбор был таким же. Сначала мы нашли отличный сайт с отдельным выбором гостиниц по городам: Калининграду, Светлогорску, Зеленоградску и Куршской Косе (http://1zelenogradsk.ru).
Остановились на отеле «Самбия», 4* (www.sambiahotel.com). Он находится на самом побережье, на краю города, и у него три корпуса – А (самый экономичный), В (все номера в нем с видом на море), С (неплохой, но вид на город). Самый лучший, понятно, это корпус В. Но, позвонив, больше чем за месяц (в июне), узнали, что места в этом корпусе разобраны уже до сентября.
Нам пришлось выбирать из гостевых домиков – «Ренессанс» (http://renessans-hotel.ru и
http://svetlogorsk.ru/03/?//03/renes) и «
Танзания» (www.tanza.ru). Выбор было сделать непросто, поскольку первый отель находился на 2й линии (~ в 20м от пляжа), а второй чуть дальше на 3й линии (~ в 50м от пляжа). Но после звонка в местную турфирму (см. первую ссылку) нам привели убедительные аргументы в пользу «Танзании». Слова в пользу 2го отеля использовались следующие: «более новый», «недавно построили», «чистый», на 1й «были жалобы на уборку и на музыку с променада». Гирькой на чаше весов, которые склонились в пользу «Танзании» был бесплатный Wi-Fi. Муж брал с собой ноутбук.
Интересно, что в гостинице 10 номеров с разным интерьером в каждом, по 5 комнат на 2х этажах. 2й этаж мы отвергли сразу, подумав, что летом под крышей будет жарковато (был опыт). Потом увлеклись было выбиранием цвета стен в оставшихся номерах, но муж сделал контрольный звонок и уточнил, какие из номеров находятся близко к ресепшн (был опыт). И выяснилось, что только комнаты №2 и №3 находятся в тамбуре с дополнительной дверью, в остальных же пропорции доносимых звуков были 50 на 50 – и тебе слышны все разговоры, и тебя слышно.
Так что выбранный нами номер -
www.tanza.ru/img/interier/big/2.jpg за 3т.р. - устроил нас по всем параметрам. Тихо, чисто, модно, большая ванная с джакузи, вид на соседний частный сад и клумбы. Фен. TV. Единственное – доставали комары. Мы упорно, дня три, игнорировали предлагаемый стаканчик для розетки с фумитоксом, но потом желание выспаться по-нормальному, а не размахивать всю ночь руками как мельница, пересилило страх надышаться химикатом. Легкие потом вентилировали Балтикой, зато спали спокойно.
Отдельный большой комплимент в сторону повара и завтрака. Кормили просто замечательно. Выбор делали по меню на ресепшн каждый вечер. В кафе на цокольном этаже, оформленном в восточном стиле: турецкие низкие диваны-шёлковые подушки, предлагались блинчики с начинками, омлеты и яичницы, драники с грибами, фаршированные кабачки, запеченные баклажаны, каши. Порции приятно поражали размером и были, как говорит моя подруга – «вкуснецкие». Плюс свежесваренный кофе, чай.
Гостиница находилась на тихой улочке. До моря – 3-5 минут, до вокзала – 10-15 минут.
Отелем мы остались крайне довольны. Парковка была рядом на его территории.
Ещё хочу добавить информации о гостинице «Самбия». Если стоять спиной к морю, примерно в центре зеленоградского променада, то левый край – это старинная часть города и гостиница «Самбия», а правый край городка – это наша «Танзания» и более новая часть курорта. Практически сразу за «Самбией» (через пару километров) начинается Куршская Коса. За нашей же «Танзанией» начинаются дикие пляжи с кемпингами.
Рядом с «Самбией» расположились две гостиницы, имеющие суперкозырное месторасположение и как-то совершенно не пиарящиеся через медиа-источники, видимо, знающих гостей и так хватает, без рекламы. Это отель «20-й Меридиан» (ул. Володарского, 24В, 8-905-242-43-45). И вариант сильно попроще и поэкономичней, и немного подальше - Гостевой дом «На сковородке» (www.svetlogorsk.ru/03/?//03/skovoroda). «Меридиан» и «Самбия» стоят плечом к плечу. У них свой отдельный красивый, чистый и вообще недавно сделанный кусок променада (в отличие от раздолбанного общегородского), свои скамеечки, своя смотровая площадка, симпатичная и яркая детская площадка с необыкновенно интересными скульптурами. Мы хотели потом специально прийти, чтобы их сфотографировать, но не получилось. Так что «Мальчик, раскачивающий девочку на качелях» и «Играющие дети» остались только в памяти.
Электропоезда и разница во времени.
Если вы будете пользоваться калининградскими электропоездами, то время у вас будет разделено на калининградское и московское (+1 час). Почему-то расписания всех поездов, в т.ч. и электричек, составлены – по московскому времени. Поэтому, если видите на табло, что ваша электричка отходит в 11.15, а на ваших уже переведенных на местное время часах 10.15 – то это одно и тоже. ! …
Дороги Калининградского полуострова – сами отдельная достопримечательность.
В «Семнадцати мгновениях весны» есть кадр – черная машина Штирлица едет по узкой дороге, по обоим бокам которой, растут деревья. Такой типично немецкий ландшафт.
Здесь – то же самое. В некоторых местах дубы вдоль дороги настолько толстые, что им явно лет по сто не меньше. И кроны настолько разросшиеся, что деревья как будто здороваются за ручку с соседями через дорогу. Посажены ещё и тополя. Так приятно ехать по такому тенистому коридору, а если ещё и хороший день, то весь в ряби от солнечно-лиственных переливов. За деревьями – поля и луга. Желтые пашни и яркое пестрое разнотравье. А если переключиться с русской романтики на немецкий прагматизм, то стоит заметить, что эти деревья, которыми обсаживали дороги, в войну называли «воинами Вермахта», поскольку сверху ветвями они скрывали дорогу от авиации, а корнями держали асфальт.
Мало того, проезжая многие старые деревни (а они же все бывшие прусские), дорога от их начала до конца – аккуратно мощеная булыжничком. Машина сразу начинает смешно дребезжать и вибрировать. По такой дороге надо неспешно, на телеге, на лошади со вкусом ехать. Удивляет, что эти участки – редкой добротности и качества. Немецкого, конечно. Им столько лет, а кажется, будто вчера уложили.
Сейчас начали строить новую скоростную трассу. По некоторым её участкам уже пускают машины. Говорят, дойдет до литовской границы на Куршской Косе. Дорога будет освещаться пижонскими такими фонариками-корабликами, очень симпатичными. Недавно показывали по телевизору, как там кипит стройка. Вы только не подумайте, что стараются исключительно для местных жителей и туристов. В том числе, конечно, и для них-нас тоже. Но главный ускоритель дорожного процесса – строительство новой государственной президентской дачи на побережье Балтики неподалёку от Нойкурена-Пионерского. :)
Погода. Куртки и сарафаны. Вы полагаете всё это будет…?
Да. Будет носиться. Не сомневайтесь.
Балтийская погода непредсказуемее женщины. Вот варианты. 1) Ночь – обязательно ливень с раскатами грома. Утро – ясное и солнечное, как ни в чем не бывало. День – пасмурный и печальный. Вечер – задорное солнце. Или. 2) Утро – печальное и седое, весь день отличный, но дождик покапывает и непонятно из чего, из солнца что-ли, вечер солнечный, но ветреный.
Мы планировали наш отдых с 17 по 25 июля – так как считается, что последняя неделя июля и первая августа, самое «стабильное» время по погоде. Очень смешно.
Поскольку основную часть времени мы ездили в машине, то утром я складывала две сумки – одну с шортами и купальниками на случай солнца и пляжа, вторую – с кофтами, свитерами и ветровками – на случай резкого похолодания. Зонтик – обязательный предмет. С зонтиками – не расставайтесь :). Даже если светит яркое всепоглощающее солнце, не факт, что из него не покапает :).
Средняя температура днем была от 16 до 31 градуса.
Температура моря – ну, очень холодное! :) Но о Море – позже.
Продолжение следует.
(с)
http://www.pamsik.ru
При использовании текста гиперссылка на сайт и указание имя автора обязательны.