Америка, нюансы.
Как говорил Винсент Вега, самое забавное в Европе это маленькие отличия. Перефразируя, я бы сказал, что для нас маленькие отличия как раз в Америке. Например, Quarter Pounder with Cheese. Да, у нас он называется Рояль де Люкс. И вообще нужно долго врубаться, чтобы понять и почувствовать, сколько это, фунт.
Та же история с бензином, здесь он продается в галлонах. Стоишь перед кассой и думаешь, сколько же тебе галлонов нужно залить, если стрелка показывает полбака. Один галлон - 3,785 литра.
На дорожных знаках расстояние указывается в милях. Когда осталось немного, пишут ? мили или ? мили. Миля, это примерно 1600 метров, вот и прикинь. Хорошо, хоть время в часах и минутах измеряется.
Деньги. Когда мы ехали, думали, что с наличными в Америке люди вообще не ходят, только карточки. Но нет, кэш очень даже приветствуется. Чтобы не рисковать, мы старались пореже пользоваться кредиткой, особенно в глухих местах. Спишут, сколько хотят, как ты потом будешь что-то кому-то доказывать? Карточкой платили только за прокат машины и в отелях, иногда в крупных магазинах. В
Лас-Вегасе и
Нью-Йорке отели брали еще депозит, то есть блокировали дополнительную сумму на карте. Но потом вернули через месяц. С разменом тоже никаких проблем. Как и у большинства россиян у нас были в основном стодолларовые купюры. В Интернете людей пугают, что вам никто не даст сдачи с сотни и вообще, там относятся с подозрением к людям, которые расплачиваются "бенджаминами". Ничего подобного, в первой же забегаловке нам без проблем дали сдачу с сотки при покупке на 10 долларов. А в Лас-Вегасе во всех казино стоят автоматы, которые разменивают деньги. Перед вылетом из Лас-Вегаса в Нью-Йорк я поменял несколько сотен на двадцатки прямо в аэропорту, в казино, которые и там тоже имеются.
Чаевые. Сначала создается впечатление, что ты оказался где-то в
Турции или
Египте, где все ждут от тебя чаевых. Оказывается в Америке, такой богатой стране с большими зарплатами, люди тоже все время ждут от вас "на чай". Таксисты, портье, официанты, горничные, парковщики и др. В ресторанах к счету нужно добавить 10-15%, если вас устроил сервис. Правда китайцы, в своих ресторанчиках, зачастую сразу включают чаевые в счет, отдельной строкой. Читайте чеки.
Несколько раз, при оплате товаров или услуг нам "забывали" дать доллар-два. Например, должны сдачу 8 долларов, дают 6. Причем это было даже в бизнес-центре пятизвездочного отеля, откуда мы отправляли открытки на родину. Считайте наличность!
Магазины. В небольших населенных пунктах, где живут несколько тысяч человек, обязательно есть огромный супермаркет. Что поразило, это ассортимент и качество овощей и фруктов. Все они свежие, крепкие, яркие. Лежат и сверкают, аж слюни текут. В какой-то деревне на полках спаржа, артишоки, ежевика, не говоря уже об огурцах-помидорах. Как они сохраняют свежесть - загадка. Может просто их разбирают и снова выкладывают свежие. Мы живем в
Москве, но в наших "перекрестках" и "континентах" такой залежалый тухляк по сравнению с тем, что мы видели. Что говорить про нашу провинцию.
Были в магазине знаменитой сети "Walmart". Там есть кассы с кассирами, а есть кассы самообслуживания! Сам сканируешь товар, сам взвешиваешь всякие яблоки. А потом оплачиваешь, хочешь карточкой, хочешь наличными. Никто над душой не стоит.
Дороги и правила. Дороги везде, кроме Манхеттена, очень хорошие. Продуманные развязки, потоки не мешают друг другу. Везде, где мы ездили по Дикому Западу, в Калифорнии, Неваде, Аризоне и Юте платных дорог нам не попадалось. Но в Нью-Йорке мосты, тоннели, дороги платные (правда, не все). Да и не нужна туристу машина в Нью-Йорке. Съезды с дороги обозначены номерами, например "Exit 34", на картах и в Google тоже подписаны номера нужных съездов. Ты просто едешь, пока не увидишь свой номер, и сворачиваешь. Все просто, не надо голову ломать. При этом каждый съезд дублирует и надпись с направлением, куда ведет эта дорога.
Дорожные правила немного отличаются. Например, можно разворачиваться через сплошную, поворачивать через нее, выезжать с прилегающей территории сразу на противоположную сторону дороги. Почти всегда из крайнего правого ряда на перекрестке машина ОБЯЗАНА повернуть направо. Если красный сигнал светофора, вы хотите повернуть направо, а стрелки нет, то поворачивайте, можно, только пропустите пешеходов. Кстати "европейского" пиетета перед пешеходами здесь не чувствуется, особенно в крупных городах. Бывают перекрестки, где со всех сторон стоит знак STOP, тогда водители договариваются взглядами, кто поедет первым. С дорожной полицией нам к счастью познакомиться не пришлось, хотя мы брали на этот случай с собой несколько матрешек. Так и привезли их обратно в Москву. Возможно, пригодятся в следующий раз.
Машины. Жизнь любого американца тесно связана, а зачастую и во многом зависит от автомобиля. Машины - основное средство передвижения в Штатах. Всю страну можно совершенно спокойно пересечь в любом направлении на машине. Поэтому американцы много путешествуют именно на колесах. Надо сказать, что 95% всех машин здесь с АКПП. На дорогах часто можно видеть огромные автобусы-дома, к которым на жесткой сцепке сзади привязана легковая машина или даже внедорожник. При этом они едут со скоростью до 120-130 км./ч. И проезжают по несколько тысяч километров, хотя, как говорится в инструкциях ко многим продающимся в
России автомобилям, в том числе американским, цитата: "Ни при каких обстоятельствах нельзя буксировать автомобиль с АКПП со скоростью более 50 км./ч. или на расстояние более 50 км. Если необходима буксировка на большее расстояние, его ведущие колеса должны быть подняты так, чтобы они не соприкасались с землей." Получается бред собачий! Нужно брать с собой в отпуск еще и наемный эвакуатор, чтобы он перевозил вам по воздуху машину, если у нее все колеса ведущие. Или американцы чихали на эти дурацкие правила или для себя они делают какие-то особые машины, которым наши инструкции - только подтереться. И при этом их машины "живут" гораздо дольше. Где-нибудь в глубинке люди до сих пор спокойно катаются на пикапах семидесятых или даже шестидесятых годов. При этом выглядят они очень даже ничего.
Курение. Молодцы американцы, борются с курением. В Лас-Вегасе, правда, курить можно почти везде. В других местах, слава богу, нет. Когда идешь по тротуарам Нью-Йорка, не приходится все время зажимать нос и стараться обогнать курящих прохожих.
Перед входами в торговые и офисные центры тоже не нужно набирать воздуха, чтобы проскочить внутрь через клубы табачного дыма. Пачка сигарет стоит около 10 долларов, и продаются они в аптеках (для больных).
Туалеты. Даже в дремучей глуши, в забытом людьми салуне в Неваде туалет был чистый и не вонял. Мыло, туалетная бумага и салфетки для рук тоже присутствовали. Причем воспользоваться им было позволено бесплатно и без глупых обязательств, типа "вы должны что-нибудь купить". На западе
США туалеты полностью автоматические. Смывают сами, мыло, вода, салфетки для рук - все на автомате.
Один нюанс: устройство слива в США другое. Мы видели из голливудских фильмов, как преступники иногда окунают друг друга в унитаз головой. Здесь это возможно, так как в унитазах вода стоит почти до краев, а при сливе уходит. При "заходе на посадку" этот факт необходимо учитывать мужчинам, чтобы чего случайно не замочить.
Электросеть. Напряжение в сети здесь 110 вольт. Розетки другие, под узкую вилку с плоскими штырями. Нужно брать с собой переходники. В дьюти-фри продаются универсальные адаптеры на разные вилки, но они дорогие и громоздкие. Я купил на "Горбушке" маленькие переходники по 50 рублей, сразу несколько штук. Все время приходится заряжать кучу техники, телефоны, фотоаппараты, ноутбуки. Кстати у всех этих приборов зарядки рассчитаны, в том числе и на 110 вольт, так что никакие дополнительные устройства не требуются. Почти нигде в гостиницах нет платного доступа к Интернету, нет даже самих терминалов. Зато везде бесплатный Wi-Fi. Так что, если вы без Интернета путешествовать не можете, берите с собой ноутбук. В аэропорту Кеннеди, в Нью-Йорке Интернет как раз платный и никто не знает, где его оплатить.
Люди. Ломая сложившиеся "задорновские" стереотипы, могу сказать главное: американцы не жирные и не тупые. Жирных, таких, как иногда показывают по телевизору, мы видели один раз, в аэропорту перед вылетом на родину. Из лифта пыталась выйти одна мадам, проход был для нее узковат, но она поднатужилась и все-таки протиснулась. Правда так тужилась, что еще и воздух испортила. Пришлось ждать другого лифта.
Сейчас, в век космических скоростей и полуфабрикатов, жирных полно и в других странах, в том числе и в России. Насчет тупости: американцы умнее многих. Чтобы это понять, достаточно посмотреть, где они, а где другие. И достигли они этого с нуля за "какие-то" двести с небольшим лет. Да и просто, в общении с людьми мы никакой "тупизны" не чувствовали.
Как раз во время нашей поездки разбушевался вулкан в
Исландии. Каждый раз мы видели в новостях несчастных пассажиров, которым не удалось улететь. Мы тоже переживали, что можем застрять здесь на неопределенное время, но обошлось, самолет вылетел с задержкой только на пару часов.
Мы жили в Нью-Йорке на Таймс-Сквер, катались на пароме на Стейтен-Айленд. Как только мы вернулись в Россию из Нью-Йорка, стали поступать новости, одна хлеще другой. Сначала тот самый паром, на котором мы плавали, врезался в пирс при швартовке, пострадало несколько человек. Потом на Тайм-Сквер нашли бомбу в машине, которую заложил пакистанский террорист. Создавалось впечатление, что как только мы уехали, все сразу пошло прахом в этом городе. Надо бы нам еще раз туда съездить, чтобы все встало на свои места.
Надеемся, что данные заметки помогут тем, кто отправляется в путешествие в Америку.
Мы же привыкли самостоятельно прочувствовать все на своей шкуре. Так интересней!