В
Стамбуле – огромное количество сильных достопримечательностей. То есть таких, которые буквально валят с ног по мощности излучаемой энергии. Человек, конечно же, не квантовый прибор со стрелкой для её измерения, но невидимое «это» - ты буквально чувствуешь кожей и полученные впечатления впитываются в память на всю жизнь.
Первый такой треугольник – это Айя-София, Цистерна Йеребатан и Голубая мечеть.
Они находятся рядом друг с другом. И, скорее всего, будут объектами вашего внимания в первый стамбульский день.
У Города 3 истории. 3 имени. Константинополь. Царьград. Исламбул (позже переделали в Истанбул). 4 государства считали его своей столицей. Римская Империя. Византия. Латинская империя. Блистательная Порта (Османская империя). В нём правили великие кесари, порфирородные императоры и султаны. У этого города блестящая и жестокая история.
Храм Святая София – Мечеть Айя София.
У меня была мечта – увидеть Константинопольскую Софию. Увидеть своими глазами тот самый первый христианский храм, который увидели послы из Древней Руси, о котором рассказали киевскому князю
Владимиру, и который стал точкой отсчета другой жизни для славян.
Перед встречей с Софией я волновалась. Скажу честно. Это было ведь желание не просто посмотреть на древний храм, а нечто большее. И даже не просто прикосновение к Истории, а тоже – нечто большее. Когда мы подошли, и я распахнула глаза на её розовые стены – у меня задрожала душа. Эти ощущения трудно передать словами.
Вход – 20TL. Около входа стоят турецкоподанные, которые активно предлагают себя в качестве экскурсоводов. Я думаю, что лучше и легче всё увидеть и понять самим, без лишней навязчивой помощи. Очередь в кассу, потом проходишь через сложную систему просвечивания рюкзака с путеводителем и прозвякивания пряжки твоего ремня – полицейские, металлическая рама-проход, лента конвейера для вещей и просвечивающий монитор.
Конечно, перед громадой храма немного теряешься. Мы сначала походили по территории. Там много обломков от второй «промежуточной» Софии нач.6 века – части колонн, их капители и куски фризов.
Наконец складываем мокрые зонтики и входим в огромные ворота. Сначала попадаем в узкое пространство, которое называют притвор (длина – 50м, ширина – 3м). Надо, конечно, сразу посмотреть на тускло-золотые фрагменты византийской мозаики над головой, но нас тянет вперёд в ещё одни распахнутые гигантские двери в центре (через них входили только императоры, а в две боковые - его свита). Перед нами – София.
Первое впечатление – огромное пространство, полумрак, преобладающий фон – коричневатый, в центре под куполом – толстая колонна из лесов, толпы туристов, под ногами бегают кошки. …
Откатимся во времени на 1700 лет назад.
4 век. Здесь на этом месте стоял храм в честь греческой богини Артемиды.
А потом в 360 году (!) римский император Константин, в честь которого город был назван Константинополем, построил на месте древнего святилища маленькую церковь в честь Святой Софии. Далее менялись императоры, менялась власть и люди, церковь горела, разрушалась войнами, землетрясениями и пожарами, до тех пор, пока император Юстиниан из 6 века не решил воздвигнуть «такой храм, которого не было со времен Адама и не будет никогда». По преданию план Святой Софии был вручен императору во сне ангелом, который попросил сделать три окна над алтарем – в честь Святой Троицы.
И началось.
Два главных архитектора (математики из
Греции) и 100 других сделали чертежи. 5 тысяч рабочих возводили правую сторону храма, столько же – левую. Сам Юстиниан работал вместе со всеми на производстве, обмотав голову платком и в самой простой одежде.
Все доходы Византийской империи за 5 лет – не покрыли расходов на сооружение Софии.
Строительство длилось 5 лет и 10 месяцев (532-537гг.) Готовая София открыла двери на день Рождества.
Храм имел форму креста. Стены были из мрамора – розового, зеленого, темно-серого и белого. Пол – тоже из разноцветного мрамора, порфира и яшмы и «походил на луг, усыпанный цветами». Колонны – привезли из древних храмов Ливана и Греции (на нижнем этаже 8 красных колонн (порфир) – из храма Солнца в Баальбеке и другие 8 зеленых (гранит) – из
храма Артемиды в Эфесе),
В цемент добавляли масло, известь замешивали на ячменной воде, для алтаря – использовали расплавленное золото с сапфирами, рубинами, топазами, жемчугом, аметистами, ониксом. Золото, серебро, слоновая кость и драгоценные камни – основные строительные материалы Святой Софии.
Мозаики потрясали красотой – на ярко-голубом и золотом фоне были изображены Христос и Пресвятая Богородица, святые, ангелы, серафимы и херувимы, императоры, орнаменты, фрукты, рога изобилия и райские птицы – и сияли как солнце.
Купол – был чудом. Круг, диаметром – 32м!!! Его сконструировали из горшков, сделанных из очень пористой белой глины с
Родоса. Глина была легкая как пух, вес 12 горшков = 1 кирпичу! Про купол писали так: «кажется, что он свисает с неба на золотой цепи». В куполе был изображен «Отец Вседержитель и четыре херувима» - из золотой и серебряной мозаики и цветного стекла. В куполе было 40 окон – всё было рассчитано так, что в солнечные дни создавалось впечатление отсутствия какой бы то ни было силы тяжести и парения его в воздухе. Это было – Золотое Небо.
Русские послы от князя Владимира были поражены великолепием увиденного. «Мы не помнили себя, где стоим – на небе или на земле…».
В храме помещалось более 100 тысяч человек.
В 15 веке – турки (султан Мехмед II) захватили Константинополь и Святая София стала мечетью. Разграбили всё, солнечные мозаики и фрески либо уничтожили, либо замазали 3-сантиметовым слоем штукатурки, а некоторые разобрали и продали. Расклепали даже крестообразные засовы на дверях. Пристроили минареты. Православный алтарь (восток) переделали в мусульманский михраб – молитвенную нишу (обращенный в направлении Мекки на юго-восток). В куполе написаны суры-стихи из Корана. На стены повесили огромные (d-7,5м) круглые плакаты-«тутры» или монограммы, на которых золотом по черному арабской вязью написаны имена пророка Мухаммеда, султанов и почитаемых имамов. Золотой крест на куполе Святой Софии заменили на аль – мусульманский полумесяц. …
В 20 веке, в 1935 году храм Святой Софии – музей. Это было распоряжение первого президента (не султана :))
Турции Кемаля Ататюрка.
Мы ходили по Святой Софии очень долго, не меньше двух часов.
Полюбовались над алтарем – золотой Богоматерью с младенцем на троне (такой тип изображения называется Влахернским).
Потрогали древние колонны. Они помнят многое.
Постояли около лесов в центре. Внимательно смотрите под ноги, справа от алтаря под куполом есть особая небольшая площадка-круг, выложенная цветным камнем. Это точка считалась Центром Мироздания. Здесь короновали византийских императоров.
Над главным императорским входом в Софию – находится хорошо сохранившаяся золотая мозаика: Христос и склонившийся в поклоне император Лев IV (кон.9 века).
Сразу слева от входа находится знаменитая «Влажная колонна» или «Потеющая колонна» - с глубокой дырочкой в мраморе с одной стороны. Около неё столпотворение туристов. Император Юстиниан прикладывал к этому месту голову, когда она начинала болеть – ему, говорят, помогало. А туристы вставляют в отверстие большой палец руки и прокручивают кистью, очерчивая круг. Этой рукой нужно либо дотронуться до больного места, либо загадать желание. Мы долго стояли караулили, когда рассеется толпа желающих оздоровиться – и я всё-таки сделала кадр этой дырочки без чьей-то довольной физиономии! :)
Справа – есть небольшая ниша. Если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум. Есть легенда, что, когда турки ворвались в Софию, священник читал молитву и в самый опасный момент стена перед ним раскрылась и он исчез в ней. Там в стене он продолжает читать свою молитву и когда Святая София снова станет христианской, он вернется к алтарю и продолжит службу. Тоже справа в конце коридора, обязательно найдите удивительно красивую мозаику: перед Пресвятой Богородицей склонились в поклоне два великих императора – Константин с макетом города в руках (справа), и Юстиниан – с макетом Софии (слева).
Слева и справа сразу от входа находятся два больших каменные круглых каменных чаши, похожие на кувшины. Все туристы около них фотографируются. Это – фонтаны для омовения ног у мусульман. В православной Софии здесь был святой источник, который символизировал колодец, у которого Иисус беседовал с самарянкой.
Подъём на второй этаж очень интересный. Он без ступеней. Просто круто поднимаешься по дорожке из блестящих гладких рыжих камушков. По центру второго этажа находился трон императрицы – место помечено - это лучшая точка обзора храма, отсюда он виден как на ладони. Если идти от этого места направо – там находятся несколько фрагментов уникальных древних византийских золотых мозаик. Слева – небольшая выставка фотографий этих же самых мозаик, только укрупненных. Здесь же поищите у окна «Светящийся камень» - мраморную плиту из Ирана, которая днем поглощает солнечные лучи, а ночью светится.
На улице находятся разноцветные красивые, выложенные изразцами «беседки» под причудливыми крышами – это захоронения 4-х султанов и их родственников – тюрбе. Две из которых (Мустафы I и Ибрагима) – бывшие христианские крестильни.
Если обойти Святую Софию слева (стоять лицом к ней) по мощеной булыжником улочке, то сзади вы выходите на интересную мини-улицу Sogukçeşme Sokagi – она опрятная, миниатюрная, узкая с купеческими домиками «времен Османской империи», вся в цветах. Зажата между стеной
дворца Топкапы и оградой Софии.
Продолжение следует.
(с)
http://www.pamsik.ru
При использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.