Этот рассказ будет интересен тем, кто готовится к самостоятельной поездке по Европе. Мы с мужем путешествовали 17 дней - с 24 мая по 9 июня 2010 года. Маршрут был выбран заранее: Тампере (
Финляндия) – Бергамо (
Италия) – Жирона (
Испания). Вернулись в полном восторге, но постараюсь абстрагироваться от эмоций, так как путешественникам важнее полезная информация.
К поездке готовились за полгода. Дешевле, чем ирландские авиалинии, компании не нашла. На сайте
Ryanair (http://www.ryanair.com/en) билеты забронировали еще в январе. Восемь билетов (из Тампере в Бергамо, из Бергамо в Жирону и также обратно на двоих) обошлось в 330 евро за все. Конечно, это не предел, так как в низкий сезон (ноябрь, начало декабря и февраль) люди ухитряются летать за 2-5 евро. Но, учитывая, что мы путешествовали фактически летом, мечтать о билетах за 5 евро не приходилось. Вместе с перелетами и гостиницами бюджет наших первоначальных расходов составил 1090 евро на двоих. Но это без учета дороги до Финляндии, страховки машины, бензина и прочих мелочей.
Относительно бюджетной авиакомпании Ryanair необходимо помнить следующее: во-первых, с собой можно брать не больше 10 кг на человека, за излишки придется доплатить, причем иногда больше, чем стоит авиабилет. Во-вторых, лучше прислушаться к требованиям авиакомпании и не брать багаж больше разрешенных габаритов. Около стойки Ryanair есть специальные лекала – конструкции, куда для проверки можно вставить свой багаж и убедиться, что габариты не нарушены. Особо к пассажирам не привязываются, но в Испании мы наблюдали, как итальях заставили продемонстрировать, входят ли их пухлые чемоданы в заданные параметры (максимальные размеры багажа указаны на сайте компании). Один мужчина с трудом вытащил свой чемодан, а другой не смог его впихнуть, ему тут же выписали штраф. Аналогичная история с билетами, которые вам самостоятельно придется распечатать и показать в аэропорту. Но сначала максимум за 15 дней и минимум за 4 часа до вылета нужно зарегистрироваться на сайте. Нужно внимательно следить, чтобы не сделать ошибку в написании имени, фамилии, номера паспорта. Все карается штрафами, причем очень приличными, в пределах 100 евро. В Италии видели, как разгневанный афроамериканец, который, видимо, где-то ошибся, кинул девушке у стойки квитанции об оплате штрафа. Если вы едете больше, чем на две недели, то распечатывать обратные билеты придется уже за границей – в отеле или интернетцентре. У нас проблем не было, милейший хозяин нашего испанского отеля сделал это за несколько минут под нашу диктовку. Если билет вы сами не распечатали и не зарегистрировались, то регистрировать вас будут опять же за отдельную немаленькую плату. Места в билете не указаны, пассажиры занимают любые свободные. За пять евро можно заранее заказать, так называемый, «приоритет», и тогда вас первым пустят в самолет. Но, как показывает опыт, это лишнее. Европейцы – народ цивильный, никто не толкается и не бежит, так что спокойно можно сесть на хорошие места возле иллюминатора.
В общем, добрались на своей машине к финским друзьям, авто оставили у них. До Тампере они нас добросили на своей машине. Но около аэропорта есть официальная стоянка. Если мы правильно поняли: 30 евро – за первые два дня и по 3 евро за каждый последующий день. Когда возвращаетесь, автомат считает вам общую сумму, которую следует заплатить, чтобы покинуть стоянку.
Ирландские авиалинии работают как часы: аккуратные Боинги скорее напоминают воздушные такси – привезли туристов, выгрузили, тут же загрузили новых и опять в небо. Можно спокойно приезжать за час до вылета, формальности занимают от силы 30 минут.
От Тампере до Бергамо 3 часа лета. В Бергамо мы тут же кинулись в туристический информационный центр, где получили карту с обозначением нашего маленького отеля, точнее дома, где он расположен. Отели заказывали по проверенному
www.booking.com. Доехали на автобусе до остановки, возле которой должен был располагаться наш трехзвездочный отель Residenza Il Fiore. Нашли дом, оказалось жилое здание за оградой, а, чтобы войти, нужно нажать на квартиру с фамилией владельца. Напротив одного из звонков обнаружили название отеля. Попытки прорваться результатов не дали, какой-то выходящий из здания итальянец нас пропустил. Мы немного пометались по подъездам, но тут на наше счастье вбежала хозяйка отеля. Выяснилось, что отель представляет собой четыре номера на первом этаже, напротив которых - квартира владельцев. Когда вернулись домой, то увидели в электронной почте просьбу сообщить, когда мы приедем. Как мы поняли, отель – это побочный бизнес семьи. Нам выдали внушительную связку ключей от разных дверей и попросили оставить ее в номере, когда мы уедем. В общем, все очень демократично. Сам номер вполне достойный, неплохо оформлен, огромная ванная комната, телевизор, холодильник, чайник и выход прямо из комнаты в маленький садик, где напротив каждого номера стоит стол и два стула. Вечером все это освещается фонарями. Довольно цивильно. В стоимость (кстати, по сравнению с Испанией дороговато – 85 евро в сутки за номер) входил завтрак. Об этом отдельно: в холодильник вам кладут воду, сок, йогурт, упаковки сыра, колбасы, масла. А в коридорчике между номерами устроена маленькая кухня, где есть автомат с чаем и кофе (на каждый день вам дают по несколько монеток для машины-автомата), хлеб, незамысловатые фрукты (яблоки или апельсины) и мюсли. Так как мы люди не привередливые и приходящие в номер, дабы заночевать, то нас все это вполне устроило. Тем более, что отель был удобно расположен – недалеко от исторического центра и в 10 минутах хотьбы от железнодорожного вокзала.
Бергамо нас впечатлил, очень красивый город со старинной крепостью, узенькими улочками, лужайками и т.д. Но, как я обещала, рассказ будет без эмоций, хотя в первый вечер я то и дело ахала от восторга. На следующий день мы махнули на электричке в
Верону. Сначала взяли расписание электричек в информационном центре возле вокзала. Это очень важно, так как до Вероны (как и многих других городов) можно добраться, к примеру, за 8 евро или за 2,3 евро. Все зависит от поезда. При этом разницы во времени, проведенном в пути, нет никакой, разве что можно выгадать 5-7 минут. До Вероны добираться около 2 часов, причем с пересадкой. Станция, где следует делать пересадку, так же была указана в расписании (это зависит от маршрута того или иного поезда). В нем же указано время прибытия на станцию, где следует пересаживаться на другой поезд, так что есть лишний ориентир. Не следует забывать компостировать билет в специальных небольших автоматах, расположенных обычно рядом с билетной кассой.
Добравшись до Вероны, мы первым делом попросили в инфоцентере бесплатную карту и целый день гуляли по этому прекрасному городу. Возвращались последней электричкой. Пришлось слегка понервничать, так как поезд, на котором мы ехали из Вероны до станции, где надо было делать пересадку, задержали где-то в поле. В итоге, мы приехали с опозданием на минут 15. Но наш стыковочный поезд опоздал минут на 20, так что все обошлось. Вообще, пунктуальность – это не об Италии. На обратном пути, возвращаясь из Испании, мы опять задержались в Бергамо и в свободный день поехали в
Милан. Поезд, который должен был пойти по расписанию и куда набилось куча пассажиров, просто не тронулся с места без объявления причин. Народ поулыбался, попожимал плечами и пересел на другую электричку, которая отправлялась часом позже. Кстати, кроме собора из белого мрамора Дуомо, который действительно впечатляет, в Милане смотреть особо нечего или почти нечего. Мы пожалели, что на обратном пути не махнули на
озеро Гарда, о котором слышали восторженные отзывы.
От Бергамо до Жироны перелет длился чуть больше часа. Мы заранее не узнавали, как добраться от Жироны до городка Calella (побережье Марезме), понадеявшись на авось. Как выяснилось, существует как минимум два пути. От аэропорта есть автобус до железнодорожной станции в Жироне, где, правда, с пересадкой, можно без особого труда добраться до Калеллы. Мы так возвращались обратно. А в первый раз мы на автобусе доехали до автовокзала
Бланеса, потом на автобусе на станции, а затем на прямой электричке до Калеллы.
У нас был заказан двухзвездочный Hotel Mediterrani Express. Оказалось, что мы первые гости в четырехэтажной гостиницы и фактически открыли сезон. Отельчик непритязательный, но вполне подходит для активного туризма. У нас был балкон с видом на бассейн, который располагался во внутреннем дворике гостиницы, стилизованным под испанскую деревню. В номере не было ни телевизора, ни холодильника. Сейф – за отдельную плату. А так все как обычно – кровать, тумбочки, стол, ванна и далее по списку. Единственно, меня смутило отсутствие признаков кондиционера. Для нас это было не актуально, но как жить без этого приспособления в июле-августе, для меня осталось загадкой. Встретившему нас хозяину отеля - Полу, который оказался очень дружелюбным и приветливым испанцем, тут же пришлось проставиться за первых клиентом пивом. В двух шагах от нашего отеля был ресторан Grouchos (читается как Гроучoс), который нахваливали в Интернете. Действительно, приятное заведение, где мы и отметили прилет на испанскую землю. Если очень хорошо поужинать с бутылкой вина, огромной порцией салата на двоих и внушительного вида сковородкой с подавляющего своими размерами куском мяса, то выйдет в пределах 30 евро на двоих. Мы с трудом все это одолели.
Калелла оказалась очень милым курортным городом, с шикарными пляжами, своей церковью и массой ресторанчиков. Примерно в пяти минутах от города начинают скалы, а среди них живописные пляжи. Правда, их облюбовали нудисты, но при желании можно было найти место без обнаженки. В этом мае – начале июня в Каталонии было на редкость холодно. Когда мы приехали, то было где-то 22-25, так что море не успело прогреться. Но 17 градусов воды русских туристов не смущало - естественно, мы купались.
Идеальная для путешествий погода стимулировала нас на поездки. Мы так впечатлились
Барселоной, что первые два дня даже жалели тратить время на обеды в ресторанах. В многочисленных отзывах есть подробная информация о том, что следует посетить. Действительно, очень удобно путешествовать на автобусах Бас Туристик, где можно послушать экскурсию на русском языке. Сейчас билет на Бас Туристик на 2 дня стоит 29 евро. Из Калеллы добираться около часа. Лучше покупать сразу проездной на 10 поездок (называется бона трен). Он стоит 27 евро, то есть 2,7 евро за одну поездку. По одному билету может ездить несколько человек – турникет выплевывает билетик, его берет второй человек, а вы в это время проходите. Так же на выходе в Барселоне, где тоже турнекеты. Раздобудьте обязательно расписание, так как последняя электричка в Калеллу уходит где-то около половины одиннадцатого вечера. Если приехали на фонтаны, то лучше обратно добираться пешком от площади Испании, где и расположены фонтаны, до Барселоны Санс - Barcelona Sans (вокзал рядом с площадью Испании). От туда тоже ходят электрички в сторону Калеллы – следующая остановка площадь Каталонии, где обычно советуют выходить туристам и откуда начинают свои маршруты автобусы Бас Туристик. Для того, чтобы ориентироваться, нужно обязательно обзавестись картой города.
Мы в Барселоне посетили корриду – это на площади Монументаль. Правда, она проходит всего два раза в месяц, так как каталонцы крайне негативно относятся к бою быков. Коррида начинается в 19.00, если прийти минут за 40, всегда можно спокойно купить билет и занять места. Стоит посетить фламенко. Мы выбрали театр фламенко«Palacio del Flamenco», расположенный недалеко от шедевра Гауди - Ла Педрера (улица Balmes, дом 139). Если вы купили билет на Бас Туристик, вам дадут книжечку, где есть и скидки на посещение театров фламенко. С фламенко получился прикол: нас было пятеро – трое мужчин и две женщины. Билет с учетом скидки и с бокалом сангрии стоил 27 евро, а с ужином – 40 евро. Мы решили, что ужина достойны только мужчины и приобрели два билета за 27 евро и три за 40, но предупредили, что нас нужно посадить вместе. Наш столик оказался рядом со сценой и нам стали всем упорно приносить еду. Как мы ни отпирались, показывая наши чеки, как ни пытались объяснить, что ужин мы приобрели только на троих человек, - ничего не помогло. Нам было сказано, что это не наши проблемы, и мы с чистой совестью поужинали за счет заведения.
Из Барселоны (это подробно описано в других отзывах) мы самостоятельно ездили на первой электричке ( в 8.30 утра) в Монтсерат. Если повезет с погодой, то очень красиво.
Из Калеллы очень удобно на электричке совершать поездки в Фигерос (музей Сальвадора Дали) и Жирону. Возле вокзала стоит информационный центр, там можно получить расписание и карту Жироны. Билет до Жироны туда и обратно стоит 6,3 евро (в пути полтора часа из Калеллы до Жироны), а до Фигероса туда и обратно – 11,2 евро (в пути с учетом пересадки два часа). Лучше сразу покупать и туда и обратно, так как, например, билет до Жироны в одну сторону стоит 4,8 евро. Единственно, нужно сообразить и на станции Macanet, где вам придется делать пересадку, просто пройти насквозь маленький вокзальчик. Получается, что вы приезжаете на одну сторону вокзала, а уезжаете уже по другой ветке, которая находится на другой стороне вокзала-станции. Но это в реальности очень просто, запутаться сложно. Обратно также – проходите сквозь вокзал и ждете своей электрички, которая приходит обычно по расписанию. Очень советую один день посвятить Жироне, удивительно красивый город. Если вы добрались до Жироны, до Фигероса – уже нет проблем, просто нужно проехать лишние полчаса дальше на электричке.
В общем, ничего особо сложного нет, только не забывайте компостировать билеты, если вход на станцию свободный, а не через турникеты, как в Калелле.
Вот, в принципе, основные моменты. После самостоятельного путешествия, которым мы остались очень довольны, сложно представить, что рука поднимется купить тур в турфирме.
Антонина