14.06-20.06.10.
В начале весны мы с женой решили вспомнить старые добрые времена, когда теплоходный круиз по реке считался наилучшим отдыхом из всего имеющегося и не шел ни в какое сравнение с поездкой к морю в
Крым или на Кавказ. Заранее купили путевки у официального дистрибьютора ООО "ТФ "Екатерина Великая" в двухместную каюту комфорт на средней палубе, с автобусным трансфером Екатеринбург – Пермь - Екатеринбург. Все удовольствие обошлось в 40 000 руб., за неделю отдыха - деньги немалые, мы с нетерпением стали ждать начала
круиза.
Выехали из Екатеринбурга утром 13 июня без задержек, время в пути порядка 6 часов, с одной остановкой. Дорога не очень, часто потрясывает, иногда, довольно чувствительно, но переезд не утомительный.
По приезду (в районе 14 часов) высадили нас на площади у речного вокзала г. Перми и автобус уехал. Речного вокзала, как такового нет, есть обшарпанное здание эпохи соцреализма, обнесенное забором и вечная нескончаемая стройка со стороны набережной, хотя с другой стороны оно выглядит вполне пристойно и там чего-то даже работает. На площади несколько летних кафешек и сомнительного вида ресторан узбекской кухни. Присесть можно на обструганных бревнах (бюджетная замена лавочек), любезно расставленных по всей набережной. Причал – ровесник вокзала, такой же обшарпанный и неприглядный, везде грязь и мусор. На набережной дул пронизывающий ветер и хотя светило солнце, было прохладно. Нам несказанно повезло, что не пошел дождь - пришлось бы принимать холодный душ, так как никакого навеса на вокзале нет.
Представители турфирмы нами особо не занимались, привезли, раздали билеты на прогулочный теплоход, сказали, что в 18.00 можно будет расселиться по каютам и растворились. Дождавшись 18 часов истосковавшийся по теплу народ с вещами, через теплоход “Тарас Бульба”, который причалил раньше, ринулся на посадку. После получасового стояния на ресепшн, получили ключ от своей каюты. Нас предупредили, что на теплоходе действует московское время и это необходимо учитывать.
Поднялись в каюту - первое впечатление – попал в поезд ….. то же купе, только полки сверху не нависают. Убранство каюты довольно убогое: над окном кондиционер, две кровати, холодиль-ник, на нем телевизор (без пульта), встроенный шкаф, и туалет с умывальником (набор разовых средств гигиены, как оказалось, нам не положен – скупердяйство какое-то), функции душа вы-полняет вытягивающийся из смесителя гибкий шланг с лейкой - получается ни умыться нормаль-но, ни душ принять. Стены обшиты самой дешевой ДВП, на потолке пластик, на полу ковролин, который изредка заливает, если пользоваться душем. Дверь в туалет пластиковая с зеркалами с двух сторон, имеет два состояния – либо “невозможно закрыть”, либо “невозможно открыть” (по этой причине пластик кое-где поврежден, видимо открывали подручными средствами), при этом она еще противно скрипит. В каюте стоит жуткий запах канализации и чего-то протухшего, из холодильника воняет, не убрано, постели не заправлены (хотя у проводниц было 3 часа перед заселением, чтобы навести порядок). Ну ничего - не баре, в
России ведь – открываем окно, проветриваем (запах правда победить так и не удалось, весь круиз периодически “пованивало” даже в коридорах главной и средней палубы), заправляем кровати, пришла проводница, погудела пылесосом, распаковали вещи, вечером сходили на ужин, покормили неплохо, уточнили во сколько завтрак второй смены – сказали в 8.00. Как бы все налаживается, настраиваемся на позитив – путешествие начинается!
С утра в 8.00 прощание с Пермью – отправление теплохода в круиз, в это же время должен быть и завтрак. Приходим в ресторан, нам сообщают, что завтрак уже закончился, т.к. питание было организовано в одну смену в 7.00, об этом написано в плане, который был вывешен в 23.00 на ресепшн (ну у какого нормального человека возникнет мысль в час ночи по нашему времени переться на ресепшн, чтобы узнать висит ли там план на завтра и выяснить, что время завтрака сокращено за счет улучшения методики). Тогда оставайся без завтрака! Некоторым туристам, которые заселялись утром, сказали, что им завтрак вообще не положен. На верхней палубе в это время прощались с Пермью, угощали шампанским, вышла сама Екатерина Великая со свитой, было шумно и весело.
Спустились в бар чего-нибудь выпить – одна карточка, по которым производится расчет, не считывается - в результате получили ровно половину из заказанного. С карточкой пришлось разбираться самостоятельно, никто из работников бара никаких действий предпринимать не собирался, на ресепшн тоже ничем не помогли. Все посылали к шеф-повару Павлу Емельянову, который был “выловлен” через два часа, карточку поменяли на другую. Вообще процедура оказалась довольно длительная и унизительная.
На ресепшн запись на экскурсии – толпа туристов, издерганные девушки (круиз только начался), принимающие заявки, на платные экскурсии собирают деньги, ни о каких квитанциях или кассо-вых чеках речи нет. Выдают картонку типа визитки, где написано, какая экскурсия заказана. Все это выглядит как-то не продуманно, не организованно и подозрительно в финансовом плане.
Дальше день прошел спокойно, обед и ужин по плану, в барах все без ограничений, правда, де-вушки не успевают одновременно обслуживать туристов у стойки и убирать со столов, поэтому столы порядком завалены грязной посудой, но это легко решается – туристы сами убирают посуду со столов, когда уходят, проявляя сочувствие и солидарность. Девочки в баре приветливые и дружелюбные и их все жалеют, хотя по-хорошему, надо выделить официанта, который бы помогал в баре.
Вечером началось самое интересное – дискотека. Я не против подобного рода мероприятий, иногда и сам не прочь в них поучаствовать. Поднялись на верхнюю палубу – музыка гремела до боли в ушах, находиться там было невозможно, мощность динамиков превышала все разумные пределы. Народа было мало и мы с женой решили идти в каюту. В каюте стены и пол ходили ходуном, кондиционер жалко повизгивал, и грозил свалиться со стены. Музыка играла, вернее, не играла, а грохотала так, что находиться в каюте было не возможно. Я понимаю, что нас предупреждали о возможном шуме дискотеки, мы слышали этот шум в течение дня, но это было несравнимо с тем, что устроили вечером. Господа руководители круиза! Существуют санитарные нормы для подобного рода мероприятий, существуют разумные ограничения, наконец, неужели никто не может указать организаторам дискотеки, что не надо выжимать из усилителей всю мощность, на которую они способны, да и неразумно устраивать такие пляски до 3 часов ночи по
Москве для 5-7 засидевшихся в баре молодых людей. Бывали ведь дни, когда дискотека проводилась вполне адекватно, и шум дискотеки не мешал отдыхать другим туристам.
Питание на теплоходе организовано по заказной системе с элементами шведского стола на зав-трак и ужин. Так вот про этот “шведский стол” - напоминает чем-то раздачу в заводской столовке. Все сделано так, чтобы больше одного человека у этого стола обслуживаться не могло, второй принцип – кто не успел, тот опоздал, т.е. остался без “прикорма”. Поэтому, как только запускают в ресторан, у “шведского стола” организуется очередь, народ с тарелками “бьется” за еду. Зрелище не очень приятное, а стояние в подобной очереди еще и унизительно. Но все хорошее быстро кончается, а на вопрос к официантам - нет ли добавки, примерный ответ: “Баста, карапузики – норма!” Нигде больше мне не доводилось видеть подобную интерпретацию шведского стола, видимо это надо называть как-то по-другому, чтоб людям было понятней, что их ожидает типа “длинного стола”, либо “налетай, потом, не будет” и пр. вариантов множество ….. само по себе качество блюд нареканий не вызывает, приготовлено вкусно, может порции только маловаты. Замена обеда или ужина на стоянках сухим пайком неравноценна
Вообще большинство претензий в круизе к работе ресторана. Вторая смена питания к назначен-ному времени приходит и ждет у закрытых дверей до получаса, затем пускают, но столы не на-крыты. Прием пищи растягивается до полутора часов, то того нет, то это не подали. В ресторане жарко, вентиляция не работает, кондиционеры не предусмотрены. Официантки выслушивают справедливые претензии туристов, а шеф-повар Павел Емельянов в это время организует продажу шашлыков на причале в Елабуге, с нарушением всех санитарных норм, в 5 метрах от мусорных контейнеров. Не берусь судить о законности этой торговли, но считаю, что задача руководителя контролировать работу подчиненных, а не заниматься сомнительной коммерцией.
В барах постоянно заканчивалось то одно то другое, не было случая, чтобы было все, что указано в меню. Господа, раз уж вы объявили концепцию “все включено” (пусть даже лайт), так будьте добры рассчитайте продукты и напитки таким образом, чтобы всего всем хватило. Самое интересное, что большинство из того чего не было вчера на следующий день появлялось, хотя нигде, кроме Перми, продукты на борт не загружали. Смахивает на плутовство.
Империалы (бонусы за покупку путевки), которые на сайте объявлялись по цене 1 руб. на теплоходе обесценились до 0,5 руб. но самое интересное, что условия покупки в баре были такие, что 500 империалов не хватало для покупки 2 упаковок сока. К чему такие подарки - непонятно, одно огорчение.
В
Казани была организована веселая встреча теплохода в национальном татарском стиле, неплохой концерт перуанской группы "Инкари" (в составе одного человека), "Казанские концерты" тоже понравились.
Экскурсий предлагалось много, почти на всех стоянках. Мы ездили только на бесплатные экскур-сии по Казани, на платные не поехали, так как не могу представить, что могут показать в Елабуге за 3 часа при стоимости экскурсии 700 рублей (неадекватная цена). Очень хорошая обзорная экс-курсия по Казани, правда, нам пришлось полчаса прождать автобус - по непонятной причине он опоздал, за то нам достался очень хороший гид. Девушка с правильно поставленной речью и внятной дикцией очень интересно рассказывала про свой город. Чувствуется знание сути вопроса и уважение к слушателям. Экскурсия в Раифский монастырь показалась какой-то неинтересной и не очень содержательной, да и рассказ гида оставлял желать лучшего.
Причалы, куда причаливал теплоход во время круиза, выглядят ужасно, все в запущенном состоянии, постройки шестидесятых годов, ничего не реконструируется, везде чувствуется отсутствие хозяина и заброшенность. В городах, кроме Казани, на стоянках смотреть нечего – обычная российская глубинка.
Последней стоянкой перед Пермью был Краснокамск. Здесь по плану круиза был пикник на теп-лоходе. Но любую хорошую идею можно свести на нет безграмотной организацией. Подошел прогулочный теплоход, там развернули все для пикника, посадочных мест было человек на 100-120, а туда выгрузилось 180 туристов и человек 15 персонала. И вот эта толпа жаждущих одно-временно потянулась к раздаче, короче итог как всегда совсем не такой как задумывалось – посадочных мест всем не хватило, пиво быстро закончилось, минеральная вода тоже, шашлык и колбаски-гриль начали ограничивать (2 кусочка жареного мяса и пол-колбаски в одни руки), кому-то давали больше, кто-то оказался обделенным. Со стороны смотрелось все это как-то некрасиво и не создавало ощущения праздника.
По возвращении на теплоход обнаружили перевернутые постели, белье и полотенца собраны, хотя до окончания круиза оставалось еще 2 часа. Проводницы видимо побыстрее хотят закончить свою работу, создавая при этом неудобства туристам.
Прекрасно работали аниматоры, несомненными любимцами всех туристов были Маша и Артем, Мария Огорелышева – прирожденный организатор, может “завести” любую аудиторию, невзирая на возраст, я до сих пор вспоминаю, как весь теплоход подпевал ей:
На теплоходе дружная команда,
А за штурвалом бравый капитан,
Я так хочу, чтоб лето не кончалось
И согревал всех солнца океан!........
Хотя, мое мнение - команда аниматоров большая, вполне бы хватило 4 человек.
Очень хорошая девушка на ресепшн - Наташа, всегда приветлива, всегда улыбается, готова всегда помочь, чего не скажешь о ее напарнице.
Команда капитана -тоже молодцы - все всегда было вовремя никаких задержек или накладок не происходило.
Обслуживающий персонал ходит без формы и бейджиков, облачились в форму при подходе к Перми, кому нужна такая показуха? Руководство круиза тоже следует одеть в форму, чтобы чувствовали ответственность за свои действия, а не прятались по углам от туристов, надеясь, что их не узнают.
Через пол-часа, после прибытия теплохода в Пермь, нас отправили на автобусе в Екатеринбург. Добрались вовремя и без приключений.
Вывод: Отдых на реке – прекрасный отдых. Судоходная компания “Урал” все очень хорошо при-думала, но реализацию своих идей отдали не в те руки. Руководители круиза на теплоходе “Екатерина Великая” все испортили. Столько негатива на меня не сваливалось ни в одной поездке, нельзя, чтобы весь круиз состоял из одних проколов и недоработок, надеяться на “всеядность” туристов не стоит. Мы заплатили деньги и хотим за них получить тот набор услуг, который нам обещан. Мое мнение – данный круиз не стоит тех денег, которые я заплатил. Читайте и делайте выводы, а я для себя уже решил - больше я в круизы не езжу, уж лучше плохонькая
Турция или
Египет, чем такой сервис на Родине.